как узнать номер подшипника по диаметру вала
Маркировка подшипников: условные обозначения и расшифровка
В магазинах и на заводах встречается широкий ассортимент сборочных узлов. Каждый из них предназначен для своей задачи, отвечает ряду требований, а также подходит по размеру к указанным запчастям. В статье дадим расшифровку условных обозначений и номеров подшипников.
Основная цифровая маркировка и схема
Главное, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у российских изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан отечественный знак качества – ГОСТ 3189-89. Он всегда соблюдается, за этим строго следят надзорные службы, так как невыполнение требований производства грозит не только несоответствием заказа (а он может быть и государственный) с итоговым результатом, но и аварийными ситуациями на производстве.
Указанная деталь является одним из очень важных узлов фактически в каждом устройстве, где важны механические вращательные движения. С его деформацией обычно связаны значительные поломки. Поэтому можете быть уверены, что, покупая подшипники с нумерацией, вы полностью можете на нее полагаться.
Сначала будем рассматривать отечественные изделия, так как они более доступны и достаточно надежны, поэтому используются чаще. Выглядят они приблизительно так:
Y – XXXXXX – Z
Любой номер имеет три составляющие:
Приведем схему с расшифровкой маркировки подшипников качения (ее ядра)
Х(5) ХХ(4) Х(3) 0Х(2) Х(1)
где под цифрами имеется ввиду:
Основные трудности возникают, когда мы говорим о размере внутреннего кольца. Что если он больше 9 мм? Ведь на этот показатель отведена только одна цифра. А что делать, если, напротив, радиус так мал, что помноженный на 2 он не доходит даже до минимальной единицы, чтобы заполнить указанную ячейку номера? Рассмотрим ниже.
Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами
Есть 4 категории, согласно которым можно разделить все изделия, классифицировать их:
Это разделение прописывает документ ГОСТ 3189-89. Посмотрим подробнее, в чем особенности нумерации.
Для первого диапазона
Самый простой вариант, тогда классическая картина совсем не нарушается. Это для самых небольших деталек – можно проставить цифру от 1 до 9 включительно. Соответственно, указываются только целые значения. Шагом является миллиметр. Если все так хорошо укладывается в правило, то просто записываем диаметр в начальную графу. Помним, что маркировку мы читаем справа налево, так что последнее место является для пользователя отсчетным – здесь и оказывается показатель.
Вторая ситуация, если мы имеем дробь. Сначала прибегаем к общим правилам округления, то есть если после запятой мы имеем 1, 2, 3 или 4, то смело отбрасываем их, а если от 5 до 9, то приписываем на единицу больше. Готовое округленное значение записываем в первую (то есть с конца) ячейку. Вторую заполняем условным обозначением «5» (это показывает, что было использовано дробное число), а третью – нулем. Если левее не будет указываться важной информации, а иногда такое бывает, то и этот «0» можно вычеркнуть. Тогда у нас получается ядро всего из двухзначного числового символа.
Как по размеру вала определить номер подшипника по
Подбор подшипника: как найти и подобрать онлайн по размеру, номеру, диаметру
Многообразие видов и форм опорных узлов затрудняет выбор конкретного из них. Осуществить подбор подшипника по размерам из таблицы можно в режиме онлайн. На самом деле определиться не так сложно. Для это необходимо провести простую процедуру измерения уже имеющейся детали, которую требуется заменить или воспользоваться уже известными параметрами. Если соблюдать правила, подобрать конкретную модель и заказать ее покупку можно не выходя из дома. Как это сделать, чтобы не ошибиться при приобретении новых запчастей, рассмотрим подробно.
Как подобрать онлайн подшипники по размеру
Существует множество интернет-сервисов, предоставляющих возможность выбрать деталь, основываясь на разных параметрах. Чаще всего для поиска используются 3 основные величины:
Важно правильно вводить числовые данные. В первую очередь замеряется внутреннее отверстие опорного узла, затем его внешние размеры и только после этого широта детали.
По результатам поиска может быть выдан не один, а несколько опор с одинаковыми параметрами и аналоги к каждому из них. Некоторые сервисы даже называют примерную стоимость за тот или иной вид детали. Останется только выбрать самый подходящий по цене и доступности.
Формы
Иногда можно осуществить подбор и по другим параметрам: конкретному наименованию или типу. Так, с легкостью найдется несколько аналогов, если приобрести оригинальную узловую опору не получается.
Даже зная все параметры и соблюдая правильность ввода данных в поисковую форму, остановиться на конкретном выборе бывает затруднительно. В этом случае помощь окажут сотрудники компании «МПласт». Они помогут подобрать наиболее подходящий вариант исходя из характеристик машины, в которой изделие будет эксплуатироваться.
Как правильно подобрать размер online
Замерять основные величины опорного узла приходится самостоятельно и на этом этапе можно совершить несколько ошибок, если не знать некоторых хитростей.
Как подобрать подшипник по внутреннему диаметру вала — d
С его определением связано большинство вопросов, поскольку многие типы изделий имеют специфическую форму. Во время измерения необходимо помнить:
Иногда опорный узел изготавливают совсем без кольца. Тогда диаметр измеряется не на самом изделии, а на рабочем валу. Зная такие мелочи, найти номер подшипника по размерам онлайн будет гораздо проще.
Расчет внешнего диаметра — D
Относительно этого параметра все кажется намного легче и в большинстве случаев, так оно и есть. Нюансов всего два. Первый касается отсутствующего внешнего рабочего кольца. Если ваша деталь отличается такой особенностью, замерить величину можно по посадочному месту.
Второй касается технических характеристик. Внешний диаметр классифицируется на сферический и бомбированный тип. Последний встречается только у опорных роликовых и связан с их сложным профилем. В отличие от внутреннего диаметра, внешний может иметь сразу два значения: стандартный и параметр, замеряемый по стопорной части.
Расчет ширины — B
При замере этой части детали необходимо учитывать несколько нюансов, которые касаются конкретного типа изделия. Например, в упорно-коническом узле торцы обоймы могут быть неодинаковыми. В таком случае ширина – это разность габаритов двух колец. При этом важно делать замеры параллельно. Если трудности все же возникли, лучше обратиться за консультацией к специалисту.
Подбор подшипника по параметрам
Технические характеристики изделий не ограничиваются только перечисленными величинами. На выбор влияет и множество других данных:
Важно также учитывать условия эксплуатации подшипника, в то числе температурный режим, возможность использовать в воде и другие особенности. Простому обывателю бывает трудно определиться с конкретным типом опоры, а форма подбора в интернете сильно ограничена и не учитывает большинства из перечисленных параметров. Так что без дополнительной консультации специалистов обойтись бывает трудно, особенно если изделие приобретается для работы дорогостоящей машины.
Назначение
Широко распространены 3 типа: скольжения, качения и магнитные. Они отличаются своей конструкцией и сферой использования. Первая группа состоит из корпуса с отверстием, втулки и смазывающего устройства. Для эксплуатации такого изделия необходимо большое количество смазочного материала, поэтому требуется технический специалист, регулирующий его подачу. Сегодня этот тип деталей используют все реже, но найти их можно в любой аппаратуре, требующей высокоскоростной работы, в паровых и турбинных установках, в системах навигации и множестве других приборов высокой точности.
Подшипники качения на сегодняшний день являются самыми часто используемыми. В основном тела изготавливаются в виде шариков и роликов. Главное отличие этих изделий от первого типа заключается в отсутствии необходимости постоянно смазывать конструкцию. Элемент длительное время может использоваться и без этого материала, а значит постоянный контроль специалиста не требуется. Многообразие опор качения позволяет использовать их буквально везде: от электродвигателей до бытовой техники, от сложных промышленных станков до медицинского оборудования.
Магнитные устройства представляют собой конструкцию, работающую на левитации. В нее может входить собственно изделие, электронная система контроля его работы или постоянные магниты. Область применения таких деталей очень широка и необычна, по сравнению с другими. Часто их используют в сложных газовых центрифугах, криогенной технике, турбомолекулярных насосах и в других механизмах.
Именно конкретный вид подшипников становится основой выбора, поскольку эти детали не являются взаимозаменяемыми, хотя и могут подстраховывать друг друга.
Классификация по различным признакам
Все виды узловых опор классифицируются по разным особенностям, а некоторые из них даже по нескольким. Общим является деление по типу воспринимаемой нагрузки. Согласно ей все устройства, независимо от того, обеспечивают ли они качение или скольжение, можно разделить на:
Сила воспринимаемой нагрузки тоже может различаться, поэтому недостаточно выбрать подшипник по ее виду, необходимо также учитывать максимальную силу.
Еще один общий показатель для классификации – габариты. Согласно им все опоры делят на серии. Каждая сочетает в себе информацию о диаметрах и ширине. Каждому устройству может быть присвоен номер от 0 до 9, причем нестандартные размеры имеют обозначение – 6, 7 или 8.
И наконец, важнейший показатель для классификации – конструктивные особенности. Здесь разнообразие очень широко и в маркировке обозначается двузначными значениями от 00 до 99. Например, опоры качения разделяют на шариковые и роликовые по форме тела. Первые дополнительно делятся на:
Такое разнообразие позволяет повысить воспринимаемую нагрузку, уровень шума и вибрации, износостойкость, скорость вращения и так далее. В конечном итоге все подшипники имеют индивидуальную маркировку, учитывающую особенности устройства. В ней прописывается диаметр, габариты, тип, конструктивные отличия и некоторые дополнительные знаки для сложных деталей.
Поиск новой узловой опоры следует начинать с изучения инструкции о старом. В ней должны быть прописаны все параметры. Если таких сведений нет, осуществляется подбор по размеру. Затем, с учетом условий эксплуатации и конкретных характеристик машины, в которую вставляется опора, выбираются другие основные показатели. Помощь в выборе при покупке в компании «МПласт» окажут специалисты, имеющие большой опыт работы и понимающие все тонкости процесса.
Преимущества подшипников
Каждый вид опорного узла отличается своими уникальными достоинствами и недостатками. Но есть и общие плюсы, из-за которых их эксплуатация так широко распространена.
Во-первых, увеличивается время работы машины, поскольку небольшие детали берут на себя внушительную часть нагрузки. Соответственно, износ наступает позже, а ремонт требуется гораздо реже. Во-вторых, с помощью этих изделий легко повысить точность работы определенных частей конструкции. В-третьих, на обслуживание механизма требуется меньше сил, времени и денег. И наконец, они способны расширить функционал того оборудования, в которое они встроены.
Качения
Можно выделить ряд уникальных особенностей, которые выгодно отличают этот тип устройств от другого распространенного вида – скольжения. Вот главные преимущества:
Некоторые недостатки все же есть и у этих опорных узлов. Они связаны со сниженной точностью вращения, по сравнению с остальными.
Скольжения
Распространенность этого вида деталей уменьшается с каждым годом, но в некоторых условиях просто невозможно использовать подшипники качения. Основные преимущества типа:
Такие особенности позволяют использовать узловые опоры в высокоскоростных механизмах.
Плюсы и минусы использования
Конструктивные особенности деталей напрямую влияют на их полезные свойства и недостатки. Рассмотрим их по отдельности.
Качения
Среди безусловных достоинств этого типа устройств можно выделить:
Что касается минусов, то устройства качения довольно восприимчивы к ударным и вибрационным нагрузкам из-за своей жесткой конструкции. Это исключает их использование в некоторых машинах. По своим габаритам изделия, обеспечивающие покачивание, крупные, работа проходит в довольно большом шуме.
Скольжения
Среди преимуществ использования выделяют:
Среди минусов можно назвать:
Поиск подшипника по размерам можно провести онлайн, но множество других ключевых параметров все равно придется определять дополнительно. При правильном выборе можно обеспечить стабильную работу машины, сократить необходимость обслуживания. Иногда лучше обратиться за помощью к профессионалам, которые ответят на интересующие вопросы и посоветуют на каком варианте следует остановиться.
Иногда у заказчика возникает проблема следующего характера. Требуется замена одного из подшипников в элементе с их многорядной установкой. То есть необходимо подшипник определить по размерам.
Краткая информация о многорядной установке
Подобное решение принимается с целью повышения несущей способности узла и снижения нагрузки на единичное изделие. Это крайне важно в опорах быстроходных.
Основным условием длительной и надёжной работы является равномерное распределение нагрузки на каждый из элементов подшипникового узла. Для изделий, рассчитанных на восприятие аксиальных нагрузок, этот вопрос достаточно просто решается обеспечением требуемой точности изготовления посадочных поверхностей имеющихся обойм, использование подшипников с корпусами равной жёсткости (вариант, упругих).
Более сложно равномерно распределить нагрузки осевой направленности. Малейшие погрешности, допущенные при монтаже, либо неправильно подобранный по размеру подшипник могут привести к тому, что данную нагрузку будет воспринимать только крайний подшипник, а остальные либо полностью выпадают, либо воспринимают её в незначительных объёмах. Вопрос решается применением предварительного натяга.
Как правило, в подобном блоке используется два-четыре подшипника, имеющих одинаковые величины D и d.
Варианты определения размера подшипника
Существует несколько вариантов решения данного вопроса, основными из которых являются:
Как правило, определяются только размеры подшипника, являющиеся основными. Это:
Рассмотрим первый вариант применительно к подшипнику отечественного производства.
Номер подшипника можно узнать:
Расшифровка выполняется согласно действующим нормативным документам (для отечественных подшипников, это ГОСТ 3189-89).
Две правые цифры обозначают величину d (до 20 мм включительно). При диаметре 20
Для импортных подшипников необходимо руководствоваться иными нормативами (с учётом бренда изделия).
При этом следует обязательно помнить о том, что отечественная и международная маркировка различаются, что может привести к существенной ошибке при определении размеров.
Ряд иностранных производителей маркирует продукцию по внутренним правилам компании.
При отсутствии полного номера подшипника следует выполнить следующие шаги:
Как по диаметру вала определить номер подшипника
Как по диаметру вала определить номер подшипника
Инструкция
1. Начните рассматривать маркировку с его 2-х правых цифр. Они определяют основный размер шарикового подшипника – диаметр внутреннего отверстия. При диаметре отверстия до 20 мм две крайние правые цифры обозначают следующие размеры : 00 – O 10 мм; 01 – O 12 мм; 02 – O 15 мм и 03 – O 17 мм.
2. Умножьте две правые цифры в обозначении на 5 при диаметре отверстия от 20 до 495 мм. Полученное произведение даст вам величину посадочного размера подшипника – его внутреннего диаметра. Так если вы увидите в обозначении цифры 08, то умножив их на 5, получите диаметр отверстия, равный 40 мм. Цифры 20 соответствуют O 100 мм и т.д.
3. Обратите внимание на третью и седьмую цифры в маркировке. Тут указывается серия подшипников качения: третья цифра – по наружному диаметру, а седьмая – по ширине (высоте). По типу диаметра – это сверхлегкие, легкие, особенно легкие, средние и тяжелые подшипники. По ширине – особенно широкие, широкие, типичные, тесные подшипники и особенно тесные. Ширина их, по мере увеличения, обозначается дальнейшим образом: 7; 8; 9; 2; 3; 4; 5; 6. Типичные значения ширины 0 и 1 не обозначаются. Общность правдивых значений, обозначенных цифрами первой, 2-й, дальше третьей и седьмой, показывает габаритные размеры шарикового подшипника качения.
Проведение измерений в всякий области техники полагает применение особых инструментов и приспособлений. Они отличаются между собой по методу использования, точности измерений и сфере, в которой могут быть использованы. Отдельное место в измерениях занимает определение диаметров отверстий.
Вам понадобится
Инструкция
1. В самом простом случае, когда огромная точность измерения не имеет значительного значения, используйте для определения диаметра отверстия измерительную линейку. Приставьте инструмент к отверстию на ярусе его диаметра и произведите отсчет числа делений (сантиметров и миллиметров), которые умещаются в отверстии на этой линии. Для большинства бытовых измерений той точности, которую обеспечивает данный метод, абсолютно довольно.
3. Позже того как раствор нутромера установлен, определите его величину по измерительной линейке. При этом конец линейки следует упереть в какую-либо обработанную поверхность (в стенку части суппорта и так дальше). Точность измерения диаметра в этом случае будет невысока (в пределах 0,2-0,5 мм).
Случилось так, что Вам понадобился подшипник. В наших магазинах в наличии подшипники для чего угодно — для автомобиля, трактора, насоса, двигателя, флюгера, дрели, строительной тележки, спортивной скакалки (вы не поверите, но в дорогих и не очень скакалках в ручках есть подшипники) и ещё много для чего.
Если вы специалист и прекрасно знаете, что вам нужно, то следующие пункты не для ВАС, сразу переходите в раздел «Как быстро купить подшипник».
Памятка для всех остальных покупателей подшипников
Нужно как можно точнее описать необходимый Вам подшипник, тем самым уберегая себя от ошибочного приобретения товара.
1. Если вы рядом с одним из наших магазинов и можете принести нам вышедший из строя подшипник как образец, то этот вариант самый надежный.
2. Если у вас нет возможности приехать в наш магазин и принести необходимый вам подшипник, то для вас есть несколько вариантов покупки подшипника:
2.1. Номер подшипника сохранился полностью, и вы можете его назвать или написать при запросе. Но этот вариант может содержать в себе некоторые подводные камни, которые могут отнять некоторое время для установления точности при подборе подшипника. Вот почему:
1. Внутренний диаметр
2. Наружный диаметр
3. Ширина подшипника
Чтобы правильно подобрать роликовые или шариковые подшипники нужно правильно снять размеры подшипника.
Существует три основных размера подшипника:
d — внутренний диаметр подшипника
D — внешний диаметр подшипника
B — ширина подшипника
Обычно обозначения размеров подшипника указывают в таком порядке: d x D x B
сначала внутренний диаметр подшипника,
затем внешний (наружный) диаметр подшипника,
и третье число определяет ширину (высоту) подшипника
например : Подшипник 3282112 (NN3012) размер 60 x 95 x 26
При измерении внутреннего диаметра обратите внимание: подшипники бывают с конусным посадочным отверстием и тогда внутренний диаметр берут меньший по величине.
Если подшипник в комплекте со втулкой (закрепительной, стяжной) — внутренним диаметром считается диаметр отверстия втулки.
Есть подшипники с квадратным или с шестигранным отверстием — тогда внутренний диаметр равен диаметру вписанной окружности.
Упорные подшипники имеют два кольца с внутренними размерами, отличающимися на небольшую величину.
Это сделано для того, чтобы подшипник мог нормально работать. Кольцо опорного подшипника с большим внутренним диметром — двигается свободно на рабочем валу и называется свободным (наружным) кольцом упорного подшипника.
Соответственно, второе кольцо на валу устанавливается с натягом и это кольцо называется тугим (внутренним).
Диаметр замеряют по тугому кольцу.
Разница в размерах внутренних диаметров колец по ГОСТу доходила от 0,2 до 0,8 мм – в зависимости от размеров подшипников.
Такие упорные подшипники по ГОСТу имеют в дополнительном условном обозначении букву «Н». например: 8320НЛ. (буква Н — разница во внутренних диаметрах упорного подшипника, Л-латунный сепаратор)
По ISO — предусмотрена немного большая разница в диаметрах свободных и тугих кольцах от 1,0 до 5,0 мм – в зависимости от размеров и серии наружных диаметров упорных подшипников.
Если подшипник имеет дюймовые размеры, то поиск нужно вести дополнительно с установленной погрешностью поиска.
например : Подшипник HM88547/88510 размер 33,338×73,025×29,37 в параметрах поиска задавать размеры с погрешностью 0,5 мм
Если подшипник не имеет внутреннего рабочего кольца, то внутренний диаметр можно замерить только на рабочем валу.
Измерение внешнего диаметра подшипника — D
Если подшипник не имеет внешнего рабочего кольца, то точный наружный диаметр можно замерить только в посадочном месте подшипника.
Наружный диаметр подшипников может быть сферическим
либо у опорных роликов — бомбированным (имеющих сложный оптимизированный профиль).
Внешний диаметр может иметь два значения.
например: Подшипник 67207 размер 35×72/77×18,25
с упорным бортом на наружном кольце (см.фото)
D1 — внешний диаметр
D2 — внешний диаметр по упорному буртику подшипника.
в обозначении внешний диаметр указывается двумя числами через косую черту «/» 72/77
Измерение ширины подшипника — B
Если подшипник качения роликовый радиально-упорный конический, то ширину его измеряют между базовым торцом внутреннего кольца и базовым торцом наружного кольца.
При этом должна соблюдаться паралельность торцов внутреннего и внешнего кольца.
Нужно еще знать что ширина внешнего и внутреннего колец подшипника может быть разная.
В полевых ремонтных работах не всегда может быть под рукой штангенциркуль, не всегда есть возможность точно определить какой-нибудь физический размер подшипника, номер подшипника уже не прочесть и т.д.
Тогда:
Перед тем как звонить по фирмам и искать подшипник — сделайте все возможные замеры подшипника и места установки.
Какие тела качения: шарики или ролики (прямые, конусные, бочкообразные),
Какой материал сепаратора (латунь, пластмасса, железо).
Закрытый или открытый подшипник, однорядный — двухрядный.
Наличие конструктивных особенностей: буртик на кольце, стопорное кольцо, втулка и т.д.
Изучите конструкцию подшипника.
Запишите название подшипникового узла, где он стоял.
Вся эта информация может сэкономить вам время (и возможно деньги) в поисках нужного подшипника.
Маркировка подшипников: условные обозначения и расшифровка
В магазинах и на заводах встречается широкий ассортимент сборочных узлов. Каждый из них предназначен для своей задачи, отвечает ряду требований, а также подходит по размеру к указанным запчастям. В статье дадим расшифровку условных обозначений и номеров подшипников.
Основная цифровая маркировка и схема
Главное, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у российских изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан отечественный знак качества – ГОСТ 3189-89. Он всегда соблюдается, за этим строго следят надзорные службы, так как невыполнение требований производства грозит не только несоответствием заказа (а он может быть и государственный) с итоговым результатом, но и аварийными ситуациями на производстве.
Указанная деталь является одним из очень важных узлов фактически в каждом устройстве, где важны механические вращательные движения. С его деформацией обычно связаны значительные поломки. Поэтому можете быть уверены, что, покупая подшипники с нумерацией, вы полностью можете на нее полагаться.
Сначала будем рассматривать отечественные изделия, так как они более доступны и достаточно надежны, поэтому используются чаще. Выглядят они приблизительно так:
Y – XXXXXX – Z
Любой номер имеет три составляющие:
Приведем схему с расшифровкой маркировки подшипников качения (ее ядра)
Х(5) ХХ(4) Х(3) 0Х(2) Х(1)
где под цифрами имеется ввиду:
Основные трудности возникают, когда мы говорим о размере внутреннего кольца. Что если он больше 9 мм? Ведь на этот показатель отведена только одна цифра. А что делать, если, напротив, радиус так мал, что помноженный на 2 он не доходит даже до минимальной единицы, чтобы заполнить указанную ячейку номера? Рассмотрим ниже.
Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами
Есть 4 категории, согласно которым можно разделить все изделия, классифицировать их:
Это разделение прописывает документ ГОСТ 3189-89. Посмотрим подробнее, в чем особенности нумерации.
Для первого диапазона
Самый простой вариант, тогда классическая картина совсем не нарушается. Это для самых небольших деталек – можно проставить цифру от 1 до 9 включительно. Соответственно, указываются только целые значения. Шагом является миллиметр. Если все так хорошо укладывается в правило, то просто записываем диаметр в начальную графу. Помним, что маркировку мы читаем справа налево, так что последнее место является для пользователя отсчетным – здесь и оказывается показатель.
Вторая ситуация, если мы имеем дробь. Сначала прибегаем к общим правилам округления, то есть если после запятой мы имеем 1, 2, 3 или 4, то смело отбрасываем их, а если от 5 до 9, то приписываем на единицу больше. Готовое округленное значение записываем в первую (то есть с конца) ячейку. Вторую заполняем условным обозначением «5» (это показывает, что было использовано дробное число), а третью – нулем. Если левее не будет указываться важной информации, а иногда такое бывает, то и этот «0» можно вычеркнуть. Тогда у нас получается ядро всего из двухзначного числового символа.
Пример: Ø равен 7,68. Пишем сначала 8, а затем спереди приписываем 5 и 0. Получаем — XXX058 или просто 58.
Подшипник — коды, типы обозначения их размеры
В статье узнаете типы подшипников их идентификационный код, тип с описанием подшипника, как определить его размер скважины, экранирование и обучающее видео. Характеристики, таблицы и номера. Человек, имеющий дело с электрооборудованием, таким как двигатели, генераторы и так далее, должен знать все типы подшипников, используемых в оборудовании.
Типы подшипников и их коды типов
Типовые коды различных подшипников:
Типы подшипников с кратким описанием
Различные типы подшипников, доступные на рынке:
Самоустанавливающийся шарикоподшипник
Подшипники этого типа имеют двойные ряды шариков и вогнутую дорожку качения на внешней стороне.
Сферический роликовый подшипник
Подшипники этого типа имеют двойные ряды роликов, вогнутую дорожку качения на внешней стороне и двойные дорожки качения на внутренней стороне.
Двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник
Подшипники этого типа имеют двойные ряды шариков и двойную вогнутую дорожку качения на внешней и внутренней сторонах.
Двухрядный шариковый подшипник
Этот тип подшипника имеет конструкцию, похожую на однорядный шариковый подшипник. Разница лишь в том, что у него двойные ряды шариков.
Упорный шарикоподшипник
Подшипники этого типа имеют дорожки качения в виде шайб с обеих сторон, окружающие шарики в клетке. Они используются там, где требуется вращение между частями системы.
Однорядный радиальный шарикоподшипник
Это наиболее часто используемые шарикоподшипники. Подходит для небольших осевых нагрузок.
Однорядный радиально-упорный подшипник
Они обычно используются для осевых и радиальных нагрузок. Но только в одном направлении.
Подшипник войлочного уплотнения
Этот тип подшипника содержит одно или несколько войлочных уплотнений. Его внутренняя дорожка качения большая. Это необходимо для того, чтобы кромка уплотнения не выходила за пределы внутренней дорожки качения.
Конический роликовый подшипник
Этот тип подшипника чаще всего используется для колес. Они имеют ролики вместо шаров и имеют коническую форму. Они могут выдерживать высокие осевые / радиальные нагрузки.
Дюймовый подшипник
Доступный в различных формах и проектах
Это шарикоподшипники с одним рядом и доступны в различных размерах в дюймах.
Цилиндрический роликовый подшипник
Эти типы подшипников используют цилиндры в качестве роликов вместо шариков. Они доступны в различных формах и дизайнах.
Двухрядный роликовый подшипник
Доступный в различных формах и проектах
Как следует из названия, у них есть два ряда роликов. Они могут выдерживать большие нагрузки.
Игольчатый роликоподшипник
Эти типы подшипников содержат цилиндры в качестве роликов. Они названы так, потому что длина используемого цилиндра намного больше по сравнению с его диаметром.
Игольчатый роликовый подшипник с закрытым концом (вытянутая чашка)
Эти типы игольчатых подшипников изготавливаются закрытого типа, чтобы защитить их от попадания влаги и внешних загрязнений. Они держат масло внутри.
Игольчатый роликовый подшипник с открытыми концами (вытянутая чашка)
Эти типы игольчатых подшипников такие же, как игольчатые подшипники с закрытым концом, за исключением того, что оба их конца открыты.
Тороидальные роликоподшипники CARB
Он содержит свойства как сферических роликов, так и цилиндрических роликов, то есть он является самоцентрирующимся, а также свободным по оси.
Узел игольчатого ролика и сепаратора
Они похожи на упорный шариковый подшипник за исключением того, что вместо шариков они содержат цилиндрические ролики.
Четырехточечные контактные шарикоподшипники
Они похожи на однорядные радиально-упорные шарикоподшипники, за исключением того, что в этом случае внутренняя и наружная дорожки качения разделены на две половины.
Как определить подшипники по номеру подшипника — расчет и номенклатура
Если вам известна процедура номенклатуры подшипников и ее простые вычисления, вы можете легко идентифицировать и расшифровать детали подшипников по номеру подшипника.
Номер подшипника содержит много скрытой информации о самом подшипнике. Номер подшипника (номер шаблона) дает нам достаточно подробностей о подшипнике. Далее мы узнаем, как идентифицировать подшипники по номеру подшипника.
Давайте возьмем пример, чтобы легче понять номенклатуру подшипников. Предположим, у нас есть подшипник №6305ZZ. Давайте разделим это на подкомпоненты. Здесь «6» указывает тип подшипника. Есть несколько компаний, которые используют свою отдельную идентификационную номенклатуру. Однако большинство из них следуют общему стандарту для номенклатуры подшипников.
Таким образом, теперь мы можем легко определить, что в случае подшипника 6305ZZ первая цифра «6» означает, что тип подшипника — «Однорядный шарикоподшипник с глубокими канавками».
Серия подшипников и их код в номере подшипника
Вторая цифра номера подшипника обозначает серию подшипников. Ряд подшипника обозначает ударную вязкость подшипника.
Таким образом, теперь мы можем определить, что в случае подшипника 6305ZZ вторая цифра «3» означает, что подшипник имеет среднюю прочность.
Размер скважины подшипника
Третья и четвертая цифры номера подшипника указывают размер отверстия подшипника. Это внутренний диаметр подшипника и измеряется в миллиметрах. Как правило, размер отверстия равен пятикратному третьему и четвертому размеру номера скоросшивателя подшипника. Однако от «0» до «3» эта формула не подразумевает. Размеры отверстий, обозначенные от 0 до 3:
Примечание. Если четвертой цифры нет, то третья цифра указывает размер отверстия в мм. Например: в случае подшипника 636 размер отверстия подшипника будет 6 мм.
Таким образом, теперь мы можем определить, что в случае подшипника 6305ZZ третья и четвертая цифры «05» означают, что размер отверстия подшипника составляет 25 мм.
Экранирование, уплотнение подшипника в номере подшипника
Последние буквы подшипника указывают на наличие / недоступность / тип экранирования или уплотнения и другие особенности подшипника. Различные типы показаний:
Таким образом, теперь мы можем определить, что в случае подшипника 6305ZZ последние буквы « ZZ » означают, что подшипник экранирован с обеих сторон.
Приходя к выводу, теперь мы можем легко расшифровать номер подшипника большинства подшипников. Здесь Подшипник 6305ZZ означает «это однорядный радиальный шарикоподшипник со средней прочностью, с диаметром отверстия 25 мм и экранированный с обеих сторон.
Видео урок по подшипникам
Тимеркаев Борис — 68-летний доктор физико-математических наук, профессор из России. Он является заведующим кафедрой общей физики в Казанском национальном исследовательском техническом университете имени А. Н. ТУПОЛЕВА — КАИ
Пример выбора и расчёта посадок подшипника качения
Рассматриваемый узел редуктора (рис. 15) имеет вал, опорами которого являются два шариковых подшипника с диаметром отверстия 30 мм. Учитывая, что требования к точности вращения вала специально не оговорены, а также то, что данный редуктор не относится к высокоскоростным, принимаем нормальный класс точности подшипников (условное обозначение подшипника 306).
Рис. 15. Фрагмент редуктора
Данный подшипник относится к шариковым радиальным однорядным открытым, серия диаметров средняя (3), серия ширин – узкая. Основные размеры подшипника:
· номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца под-шипника d = 30 мм;
· номинальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца D = 72 мм;
· номинальная ширина подшипника B = 19 мм;
· номинальная высота монтажной фаски r = 2 мм.
Определяем виды нагружения колец подшипника (местное, циркуляционное, колебательное). Так как передача крутящего момента осуществляется цилиндрическими зубчатыми колёсами, то в зубчатом зацеплении действует радиальная нагрузка, постоянная по направлению и по значению. Вал вращается, а корпус неподвижен, следовательно, внутреннее кольцо испытывает циркуляционное нагружение, а наружное кольцо – местное. Примем легкий режим работы подшипникового узла. ГОСТ 3325 для такого случая рекомендует поля допусков цапфы вала, сопрягаемой с кольцом подшипника качения, k6 или js6. Выбираем поле k6, которое обеспечивает посадку с натягом (см. рис. 11). Так же на основании рекомендаций стандарта выбираем поле допуска отверстия корпуса Н7. Предельные отклонения средних диаметров колец подшипника качения определяем по ГОСТ 520, предельные отклонения вала Ø30k6 и отверстия корпуса Ø72Н7 – по ГОСТ 25347-82 «Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки» и расчеты сводим в таблицы (табл. 16 и 17).
Предельные размеры колец подшипников качения
Предельные размеры цапфы вала и отверстия корпуса
Строим схемы расположения полей допусков сопрягаемых деталей подшипникового узла и рассчитываем зазоры (натяги).
Рис. 16. Схема расположения полей допусков сопряжения Ø30L0/k6
Производим проверку наличия в подшипнике качения радиального зазора, который уменьшается по причине натяга при посадке подшипника на вал. В расчетах принимаем среднее значение натяга и среднее значение зазора в подшипнике как наиболее вероятные:
Nэф = 0,85·13,5 = 11,5 мкм = 0,0115 мм;
Рис. 17. Схема расположения полей допусков сопряженияØ72Н7/l
По ГОСТ 24810 определяем предельные значения теоретических зазоров в подшипнике 306 до сборки:
Средний зазор в подшипнике 306 определяется как полусумма предельных теоретических зазоров:
Расчёт показывает, что при назначении посадки Ø30L0/k6 по внутреннему диаметру зазор в подшипнике качения после посадки будет положительным.
На чертежах общего вида выбранные посадки подшипника качения обозначаются:
· на вал – Ø30L0/k6, где L0 – поле допуска внутреннего кольца подшипника нормального класса точности; k6 – поле допуска вала.
· в корпус – Ø72Н7/l0, где Н7 – поле допуска отверстия корпуса; l0 – поле допуска наружного кольца подшипника нормального класса точности.
По ГОСТ 20226-82 «Подшипники качения. Заплечики для установки подшипников качения. Размеры» определяем диаметры заплечиков вала и корпуса.
Для диаметра вала d = 30 мм шариковых подшипников наименьший и наибольший диаметры заплечика соответственно равны = 36 мм и = 39 мм. Выбираем диаметр заплечика = 36 мм как предпочтительный размер из ряда Ra20.
Для внутреннего диаметра корпуса D = 72 мм шариковых подшипников диаметр заплечика равен Da = 65 мм.
Шероховатость посадочных поверхностей, сопрягаемых с кольцами подшипника деталей, зависит от диаметра и класса точности подшипника. Наибольшие значения параметров Rа для посадочных поверхностей валов, отверстий и торцов заплечиков валов и корпусов представлены в табл. 18.
Значения параметров шероховатости Rа
для посадочных поверхностей, сопрягаемых с подшипниками
По ГОСТ 3325, табл. 3, выбираем требования к шероховатости (можно также использовать табл. 18 данного издания):
· посадочной поверхности вала под кольцо подшипника Rа 1,25;
· посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника Rа 1,25;
· торцовой поверхности заплечика вала Rа 2,5.
Исходя из рекомендаций, приведенных в п. 2.2.7, назначаем более жесткие требования к шероховатости посадочной поверхности вала под кольцо подшипника Rа 0,32, посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника Rа 0,32, торцевой поверхности заплечика вала Rа 1,25.
В ГОСТ 3325 также нормированы требования к форме посадочных поверхностей вала и корпуса, сопрягаемых с кольцами подшипника, и к торцовому биению заплечиков валов и отверстий корпусов.
Из табл. 4 ГОСТ 3325 выбираем значения:
· допуска круглости посадочной поверхности вала под кольцо подшипника 3,5 мкм;
· допуска профиля продольного сечения посадочной поверхности вала под кольцо подшипника 3,5 мкм;
· допуска круглости посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника 7,5 мкм;
· допуска профиля продольного сечения посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника 7,5 мкм.
Следует отметить, что ограничения, наложенные стандартом на форму поверхностей, сопрягаемых с подшипниками, могут не совпадать со стандартными допусками формы по ГОСТ 24643-81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения». Однако можно согласовать эти требования за счет ужесточения «расчетных» допусков до ближайших стандартных значений, установленных в общетехнических стандартах. Исходя из этого назначаем допуск круглости посадочной поверхности вала под кольцо подшипника равным 3 мкм и допуск профиля продольного сечения посадочной поверхности вала под кольцо подшипника равным 3 мкм, допуск кругло-сти посадочной поверхности корпуса под кольцо подшип-ника равным 6 мкм и допуск профиля продольного сечения посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника равным 6 мкм.
Стандарт нормирует также торцовое биение заплечиков валов и отверстий корпусов. Из табл. 5 ГОСТ 3325 выбираем значения:
· допуска торцового биения заплечика вала 21 мкм;
· допуска торцового биения заплечика корпуса 30 мкм.
Допуск торцового биения заплечика вала можно округлить до значения 20 мкм.
Суммарное допустимое отклонение от соосности, вызванное неблагоприятным сочетанием всех видов погрешностей обработки, сборки и деформации подшипников посадочных поверхностей вала и корпуса под действием нагрузок, оценивается допустимым углом взаимного перекоса θmax между осями внутреннего и наружного колец подшипников качения, смонтированных в подшипниковых узлах. В прил. 7 ГОСТ 3325 приведены числовые значения допусков соосности посадочных поверхностей для валов и для корпусов в подшипниковых узлах различных типов при длине посадочного места В1 = 10 мм (в диаметральном выражении). При другой длине посадоч-ного места B2 для получения соответствующих допусков соосности табличные значения следует умножить на B2/10. Под-шипник 306 имеет ширину B2 = 19 мм и относится к группе радиальных однорядных шариковых. Примем нормальный ряд зазоров. Тогда допуск соосности поверхностей вала составит Тсоосн = 4·В2/10 = 4·19/10 = 7,6 мкм; ужесточаем рассчитанный допуск по ГОСТ 24643 и принимаем Тсоосн = 6 мкм. Соответственно для поверхностей корпуса Тсоосн = 8·B2/10 =
= 15,2 мкм; ужесточаем до значения Тсоосн = 12 мкм.
Допуски соосности можно заменить допусками радиального биения тех же поверхностей относительно их общей оси с учетом того, что на те же поверхности обязательно задаются допуски цилиндричности, которые вместе с допусками радиального биения ограничивают такие же отклонения, какие ограничивают допуски соосности.
Рис. 19. Пример обозначения точностных требований
к поверхностям отверстий корпуса, сопрягаемым с подшипником качения