как узнать номер транзитной декларации
Когда оформляется транзитная декларация
Что это такое
Стандартная форма отчетности предусмотрена к заполнению при перемещении товаров под таможенную процедуру транзита. Простыми словами, когда товары, перемещаемые через государственные границы, не подпадают под нормы таможенного регулирования. Для транзитной продукции не предусмотрено обложение пошлинами и налогами.
Поместить товар под транзитную процедуру без оформленной сопроводительной отчетности нельзя. Что такое транзитная декларация — это обязательный отчет для транзитных операций с товарами, перемещаемыми через государственные границы.
Под транзитную процедуру подпадает не вся иностранная продукция, а только та, что перевозится от одного таможенного органа в месте прибытия до места отправления либо до внутреннего таможенного отдела ( ст. 215 ТК ТС ). Повторимся: для чего нужна транзитная декларация — чтобы освободить транзитные грузы от норм таможенного регулирования.
Виды декларации
Для формы T1 декларации предусмотрены два вида:
Возможен и третий вариант оформления отчета. Он используется крайне редко. Допускается только при условии, что в отчетности отражена вся необходимая информация для оформления процедуры.
Если сведений в отчетности недостаточно, декларант обязан подать подтверждающие бумаги и справки, которые отражают достоверную и полную информацию о транзитной продукции. Если этого не сделать, товар будет помещен под меры таможенного регулирования. То есть обложен пошлинами и налогами.
В каких случаях заполняется
Транзитный декларационный отчет заполняется для сопровождения грузов, путь перемещения которых предусматривает пересечение Европейского союза. Примеры:
Это лишь основные случаи, когда оформляется экспортная транзитная декларация. Форму Т1 придется заполнить и экспортерам из России. Например, когда российские товары поступают в страну Евросоюза. Допустим, во Францию или Германию. Декларацию составляют на основании инвойса, доверенности и упаковочного листа. Документ формируют перед пересечением первой приграничной страны Европейского союза. Бумага сопровождает российские товары до места назначения.
Кто заполняет Т1
Ответственным за оформление документации выступает поставщик. Декларантом или лицом, кто оформляет транзитную декларацию, может выступать уполномоченный представитель поставщика. Для поверенного обязательно наличие действующей доверенности, свидетельств, лицензий и прочих разрешительных бумаг.
Бланк и порядок заполнения
Унифицированная декларация Т1 закреплена решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289.
Ошибки при заполнении электронной транзитной декларации
АСМАП обращает внимание на наиболее часто допускаемые ошибки, препятствующие реализации автоматической регистрации ЭТД
1. Несоблюдение порядка заполнения транзитной декларации, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 289, в частности:
— неподтверждение при автоматической проверке (несовпадение) сведений о весе брутто (кг) (графа 35 ЭТД) и коде Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС (графа 33 ЭТД), заявленных в ЭТД и содержащихся в уведомлении о прибытии товаров;
— некорректное (противоречивое) указание в графах 6 и 31 ЭТД сведений о количестве/типе грузовых мест, в том числе при перевозке грузов насыпом, наливом, навалом;
— некорректное внесение сведений о транспортных средствах (графа 18 ЭТД);
— невнесение сведений о коде валюты (графы 22 и 42 ЭТД).
2. Неразмещение документов, указанных в 44 графе ЭТД в электронном архиве декларанта (ЭАД) и невнесение в ЭТД идентификатора документа в ЭАД (не в соответствии с Решением КТС от 20.09.2010 года № 378).
3. Использование при заполнении ЭТД неактуальных справочников.
4. Указание в 44 и 50 графах ЭТД документов, срок действия которых истек на момент подачи ЭТД.
5. Невнесение (некорректное внесение) в ЭТД в отношении российских лиц (отправителя, получателя, перевозчика, декларанта (принципала)) сведений о реквизитах лица (ИНН, КПП, ОГРН) либо не заполнение одного из них (в том числе в 50 графе ЭТД).
6. Неполное (некорректное) внесение в ЭТД сведений о реквизитах (ИНН, КПП, ОГРН) таможенного представителя.
Кроме того, установлено, что ряд используемых декларантами программных продуктов не позволяет формировать и подавать ЭТД в соответствии с предусмотренными алгоритмом авторегистрации требованиями, например, в части указания в составе сведений о документах в 44 графе ЭТД их идентификаторов в электронном архиве декларанта.
Соблюдение участниками перевозчиками (декларантами) требований к заполнению и подаче ЭТД позволит существенно упростить и ускорить процесс осуществления таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Какие ошибки не позволяют декларациям пройти авторегистрацию за 1,5 минуты
На сегодняшний день цифровизация и автоматизация являются ключевыми направлениями развития таможенной службы. Переход таможенных процедур в автоматический режим стал важным этапом для улучшения условий ведения предпринимательской деятельности. Однако автоматизация процессов зависит не только от действий таможенного органа, но и от качества работы декларанта.
Анализ декларационного массива, оформленного Московской областной таможней, показал, что за август текущего года более 7,7 тыс. деклараций не прошли автоматический контроль. До 200 деклараций в день не проходят авторегистрацию из-за ошибок, допущенных при заполнении и подаче. Это увеличивает сроки проведения таможенных операций и задействует инспектора в случаях, когда возможно автоматическое оформление. Из всего объема ошибок можно выделить четыре, которые встречаются наиболее часто.
Ошибка №1. Помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления после прибытия в ЗТК до получения уведомления о прибытии и закрытия транзита
Самая распространенная ошибка, из-за которой только за август 2020 года больше 1,5 тыс. деклараций получили отказ в регистрации. Перед помещением импортного товара под процедуру выпуска для внутреннего потребления, если до этого была открыта процедура транзита, необходимо убедиться, что товар прибыл в зону таможенного контроля, выписано уведомление о прибытии и закрыт таможенный транзит.
Ошибка №2. Неверное указание таможенного органа въезда на территорию ЕАЭС в 29 графе ДТ
Первый подраздел транзитной декларации, указанной в 44 графе ДТ, должен соответствовать коду таможенного органа на границе, заявленному в 29 графе ДТ. Если товары перемещались в нескольких транзитных декларациях, в 29 графе должны быть указаны все таможенные органы въезда. Неточности в заполнении этих граф приводят к тому, что около 1,1 тыс. деклараций ежемесячно получают отказ в регистрации.
Ошибка №3. Неверное заполнение 36 графы ДТ при экспорте без уплаты таможенных платежей
Если уплата таможенных платежей при экспорте не предусмотрена в соответствии с Постановлением Правительства №342 от 26.03.2020 г., в каждом подразделе 36 графы декларации должны стоять прочерки. Заполнение первого подраздела графы обозначением «ЭС» является ошибкой. С момента вступления в силу Постановления прошло полгода, но в ЦЭД продолжают поступать декларации с неверно заполненной 36 графой. За месяц около 400 деклараций получают отказ в регистрации из-за этой ошибки.
Ошибка №4. Не заполнены сведения о документах, подтверждающих полномочия лица подавать декларацию, либо не указаны номер и дата окончания действия таких документов
В 54 графе ДТ должны быть указаны документы, подтверждающие полномочия лица подавать декларацию. Например, для генерального директора это приказ о назначении на должность, для таможенного представителя – доверенность или договор. Реквизиты документов должны соответствовать сведениям, которые находятся в электронном архиве документов декларанта.
Московская областная таможня заинтересована в ускорении и автоматизации таможенных процедур для законопослушных участников ВЭД. Исключение вышеперечисленных ошибок позволит большему количеству деклараций проходить авторегистрацию, тем самым ускорит процесс таможенного оформления и исключит дополнительные финансовые издержки для бизнеса.
Решение КТС от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации»
В соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса таможенного союза
Комиссия таможенного союза РЕШИЛА:
1. Утвердить форму транзитной декларации и добавочных листов транзитной декларации (приложение 1).
В случае таможенного декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом, транзитная декларация подается по форме декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения», заполненной в соответствии с Порядком заполнения декларации на товары, утвержденным указанным Решением.
(абзац введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2014 N 115)
Редакция действует до 31.01.2020 г. (включительно)
В случае таможенного декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом, транзитная декларация подается по форме декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», заполненной в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной указанным Решением.
(абзац введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2014 N 115)
В случае таможенного декларирования самостоятельно декларантом ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования и (или) транспортных средств для личного пользования, указанных в пункте 1 статьи 9 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года, с целью их помещения под таможенную процедуру таможенного транзита при отсутствии в пункте пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза таможенных представителей транзитная декларация может подаваться по форме основного формуляра пассажирской таможенной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации», заполненной в соответствии с порядком заполнения пассажирской таможенной декларации, утвержденным указанным Решением.
(абзац введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2014 N 115; в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.04.2015 N 38)
2. Утвердить Инструкцию о порядке заполнения транзитной декларации (приложение 2).
2.1. Пункты 1 и 2 настоящего Решения не применяются при таможенном декларировании товаров, перемещаемых по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
В качестве транзитной декларации при таможенном декларировании товаров, перемещаемых по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом, используется форма декларации на товары, утвержденная Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», заполненная в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной указанным Решением.
(в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 537)
3. Установить, что пункты 1 и 2 настоящего Решения вступают в силу с 1 января 2011 года.
(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.04.2015 N 38)
От Республики
Беларусь
А.КОБЯКОВ
От Республики
Казахстан
У.ШУКЕЕВ
От Российской
Федерации
И.ШУВАЛОВ
Положения настоящей Инструкции не распространяются на случаи заполнения ТД при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита международных почтовых отправлений.
Положения настоящей Инструкции не распространяются на случаи заполнения ТД при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита международных почтовых отправлений.
Особенности заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений и товаров для личного пользования могут устанавливаться отдельными решениями Комиссии таможенного союза.
3. ТД состоит из основного и добавочных листов. Добавочные листы используются в дополнение к основному листу, если в одной ТД заявляются сведения о двух и более товарах.
4. В одной ТД могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии. При этом как одна товарная партия рассматриваются товары, перевозимые от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу.
5. ТД заполняется в двух экземплярах на листах формата A4 с использованием печатающего устройства. Допускается указание наименований и адресов иностранных лиц латинскими буквами. ТД должна быть заполнена разборчиво, не содержать подчисток и помарок. Сведения, заявленные в ТД, могут быть изменены и (или) дополнены при соблюдении условий, предусмотренных статьей 191 Таможенного кодекса таможенного союза. Изменения и (или) дополнения в ТД могут вноситься с использованием печатающего устройства или от руки печатными буквами. Изменения и (или) дополнения удостоверяются на каждом листе ТД сделавшим их лицом и заверяются подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа. При наличии в ТД более трех изменений и (или) дополнений таможенный орган может потребовать заполнения новой ТД.
(в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 19.05.2011 N 638, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2014 N 115)
Сведения, определяющие индивидуальные характеристики товаров (товарный знак, артикул, модель и тому подобное), а также номера транспортных средств, номера рейсов, номера документов и тому подобная информация указываются на языке оригинала, в том числе с использованием букв латинского алфавита.
В электронной копии ТД указываются все изменения и (или) дополнения, внесенные в ТД.
(часть третья введена решением Комиссии Таможенного союза от 19.05.2011 N 638)
5. ТД заполняется с использованием печатающего устройства на листах формата A4. Допускается указание наименований и адресов иностранных лиц латинскими буквами. ТД должна быть заполнена разборчиво, не содержать подчисток и помарок. Сведения, заявленные в ТД, могут быть изменены и (или) дополнены при соблюдении условий, предусмотренных статьей 191 Таможенного кодекса таможенного союза. Изменения и (или) дополнения в ТД могут вноситься с использованием печатающего устройства или от руки печатными буквами. Изменения и (или) дополнения удостоверяются на каждом листе ТД сделавшим их лицом и заверяются подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа. При наличии в ТД более трех изменений и (или) дополнений таможенный орган может потребовать заполнения новой ТД.
(в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 19.05.2011 N 638)
Сведения, определяющие индивидуальные характеристики товаров (товарный знак, артикул, модель и тому подобное), а также номера транспортных средств, номера рейсов, номера документов и тому подобная информация указываются на языке оригинала, в том числе с использованием букв латинского алфавита.
В электронной копии ТД указываются все изменения и (или) дополнения, внесенные в ТД.
(часть третья введена решением Комиссии Таможенного союза от 19.05.2011 N 638)
6. Правила заполнения граф добавочных листов соответствуют правилам заполнения соответствующих граф основных листов, если для отдельных граф добавочных листов настоящей Инструкцией не установлены особенности их заполнения.
7. После выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и до момента прибытия транспортного средства в место доставки в листы ТД, сопровождающие товары, в случаях, определенных международными договорами и актами, составляющими право Союза, могут быть внесены определенные сведения в графу 55. Эти сведения относятся к грузовым операциям с товарами и вносятся перевозчиком или декларантом. Сведения могут быть внесены от руки печатными буквами.
(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.04.2015 N 38)
Графа 55 заполняется в случае, если при совершении грузовых операций не меняется декларант, указанный в графе 50.
8. Графы «A», «C», «D», «F», «I» ТД заполняются только должностными лицами таможенных органов.
9. Для заявления сведений в ТД применяются классификаторы и перечни нормативно-справочной информации, используемые для таможенных целей, формируемые и подлежащие применению в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств членов Союза.
(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.04.2015 N 38)
10. Сведения, заявляемые декларантом в ТД, являются необходимыми для таможенных целей.
11. При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита:
а) первый экземпляр заполненного листа ТД остается в таможенном органе отправления и используется для целей контроля;
б) второй экземпляр заполненного лист ТД возвращается декларанту и используется в целях таможенного транзита для представления его перевозчиком таможенному органу назначения.
12. После завершения таможенной процедуры таможенного транзита второй экземпляр заполненного листа ТД остается в делах таможенного органа назначения.
Все листы дополнения должны быть пронумерованы.
Количество каждого дополнения должно соответствовать количеству экземпляров ТД. К первому экземпляру ТД прикладывается оригинал дополнения, к остальным могут прилагаться копии.
На каждом листе дополнения указываются:
— в правом верхнем углу «Дополнение N __, к ТД N ___________»;
Сведения, указываемые на оборотной стороне ТД или на дополнении, заверяются подписью должностного лица и оттиском его личной номерной печати.
В электронную копию ТД вносятся все сведения, содержащиеся на оборотной стороне ТД и в дополнениях.
14. Правила заполнения граф ТД декларантом:
Как узнать номер транзитной декларации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Минфина России от 30 августа 2016 г. № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме”
В соответствии с частью 3 статьи 97 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 48, ст. 6252) приказываю:
2. Федеральной таможенной службе (В.И. Булавину) обеспечить исполнение Порядка.
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации И.В. Трунина.
Министр | А.Г. Силуанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2016 г.
Приложение
к приказу Минфина России
от 30 августа 2016 г. № 144н
Порядок
использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме
1. Общие положения
представлении декларантом таможенным органам документов и сведений в электронном виде при декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в том числе при приеме, регистрации (отказе в регистрации) транзитной декларации, поданной в виде электронного документа (электронной транзитной декларации);
принятии решения о выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, декларируемых в электронной форме;
взаимодействии таможенных органов с декларантами и перевозчиками при осуществлении таможенного контроля в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита при разгрузке, перегрузке (перевалке), иных грузовых операциях, замене транспортного средства международной перевозки, возникновении обстоятельств, препятствующих перевозке товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита;
продлении срока таможенного транзита;
прибытии товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, на территорию Российской Федерации.
2. Порядок применяется при перемещении товаров по территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Порядок не применяется при совершении таможенных операций в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, перемещаемых ими через таможенную границу Евразийского экономического союза, в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при представлении перевозчиком либо уполномоченными им лицами документов и сведений в электронном виде.
3. Взаимодействие декларантов и перевозчиков с таможенными органами осуществляется посредством электронного способа обмена информацией, при соблюдении условий, изложенных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего Порядка.
4. В случае возникновения нештатных ситуаций, препятствующих дальнейшему обмену сведениями в электронном виде, отсутствия у декларанта или перевозчика возможности осуществления обмена с таможенными органами сведениями и документами в электронном виде таможенные операции совершаются в общеустановленном порядке с использованием документов на бумажных носителях.
II. Использование ЕАИС таможенных органов при представлении таможенным органам документов и сведений в электронном виде
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. № 254 «О структурах и форматах электронных копий таможенных документов» (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 13 ноября 2013 г.);
альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, предусмотренным приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52.
С помощью штатных программных средств ЕАИС таможенных органов, применяемых при регистрации прибытия, сведения, содержащиеся в электронной транзитной декларации, используются в качестве предварительной информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в случае если представление предварительной информации является обязательным в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
7. Сведения в электронных документах должны быть идентичны сведениям, содержащимся в оригиналах документов, копиях документов, заверенных в установленном порядке, в том числе в части языка, на котором последние заполнены, также допускается представление перевода указанных сведений с иностранного языка на русский.
В случае если специализированное программное средство декларанта или перевозчика не позволяет сформировать документ на языке оригинала документа кириллицей или латиницей, допускается представление таких документов в виде графических документов в соответствии с пунктом 6 Порядка.
8. Представление таможенным органам документов, для которых в соответствии с Требованиями к документам определены структура и форматы, в виде графических документов запрещается, за исключением случая, указанного в пункте 7 Порядка.
9. Сведения, отраженные в электронных документах, указанных в пункте 5 Порядка, в том числе в графических документах (пункт 6 Порядка), заявляемые декларантом или перевозчиком таможенному органу, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей, и удостоверяются ЭП лица, представляющего документы и сведения в электронном виде.
III. Использование ЕАИС таможенных органов при подаче, регистрации транзитной декларации и выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита
11. Одновременно с электронной транзитной декларацией декларантом с использованием специализированных программных средств в таможенный орган представляются сведения в виде перечня о размещенном в ЭАДД документе (ИН документа) с указанием его реквизитов (номер, дата) и кода вида документа в соответствии с классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21 сентября 2010 г.).
В случае выявления при ФК ошибок в электронной транзитной декларации декларанту из ЕАИС таможенных органов автоматически направляется электронное сообщение, содержащее перечень выявленных ошибок, для их устранения декларантом и повторной подачи электронной транзитной декларации.
12. Сведения об ИН электронной транзитной декларации могут быть представлены декларантом или перевозчиком в таможенный орган отправления следующими способами:
путем направления в ЕАИС таможенных органов электронного сообщения с помощью специализированных программных средств; в устной форме;
в письменной форме;
с помощью мобильных электронных устройств; с помощью устройств подвижной радиотелефонной связи.
С момента загрузки таможенным органом отправления электронной таможенной декларации и электронных документов электронная таможенная декларация считается поданной.
После регистрации таможенным органом отправления электронной транзитной декларации штатными программными средствами ЕАИС таможенных органов автоматически формируется и направляется декларанту авторизованное электронное сообщение, содержащее регистрационный номер электронной транзитной декларации.
15. В случае принятия решения об отказе в регистрации электронной транзитной декларации в соответствии с пунктом 9 Порядка транзита, уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления с помощью штатных программных средств ЕАИС таможенных органов вносит в электронную транзитную декларацию сведения об отказе в регистрации электронной транзитной декларации.
После оформления отказа в регистрации штатными программными средствами ЕАИС таможенных органов автоматически формируется и направляется декларанту авторизованное электронное сообщение, содержащее основания для отказа в регистрации электронной транзитной декларации.
16. Одновременно с направлением декларанту таможенной процедуры таможенного транзита авторизованного электронного сообщения, предусмотренного абзацем вторым пункта 14 Порядка, штатными программными средствами ЕАИС таможенных органов автоматически осуществляется проверка выполнения условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, установленных подпунктом 5 статьи 216 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 217 Кодекса.
17. Проверка выполнения условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, установленных подпунктом 5 статьи 216 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 217 Кодекса, указанная в пункте 16 Порядка, не проводится в случаях, определенных пунктом 2 статьи 217 Кодекса, статьей 6 Соглашения об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 32, ст. 4475).
18. После осуществления проверки, указанной в пункте 16 Порядка, штатными программными средствами ЕАИС таможенных органов автоматически формируется и направляется декларанту таможенной процедуры таможенного транзита авторизованное электронное сообщение, содержащее в зависимости от результатов проверки следующую информацию:
2) о наступлении срока, указанного в документе обеспечения, по истечении которого невозможно использование данного документа для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите товаров и необходимости представления действительного документа обеспечения;
3) о несоответствии сведений, указанных в документе обеспечения, сведениям, содержащимся в электронной транзитной декларации, и невозможности принятия этого документа обеспечения;
4) о недостаточности суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда исчисленный размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, превышает сумму, указанную в документе обеспечения, не более чем на сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, действующему на день регистрации транзитной декларации, и необходимости предоставления документа обеспечения на недостающую сумму;
5) о наличии технических проблем, препятствующих автоматизированной обработке информации.
19. В случаях, если при перевозке товаров, в отношении которых требуется представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, когда такое перемещение допускается при наличии этих документов, у таможенных органов отсутствует возможность проверки таких документов с помощью информационных систем и информационных технологий, должностное лицо таможенного органа отправления с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов направляет декларанту запрос о представлении таких документов и сведений на бумажном носителе посредством авторизованного электронного сообщения, содержащего регистрационный номер электронной транзитной декларации и информацию о документах и сведениях, подлежащих представлению на бумажных носителях.
20. При необходимости отзыва электронной транзитной декларации декларант с помощью специализированных программных средств формирует и направляет в таможенный орган отправления авторизованное электронное сообщение об отзыве электронной транзитной декларации, содержащее ее регистрационный номер.
21. При получении от декларанта авторизованного электронного сообщения об отзыве электронной транзитной декларации, содержащего ее регистрационный номер, уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов вносит в электронную транзитную декларацию сведения об отзыве и направляет декларанту авторизованное электронное сообщение, содержащее номер электронной транзитной декларации, дату и время фиксации отзыва электронной транзитной декларации.
22. В случае, если при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, уполномоченным должностным лицом таможенного органа отправления принято решение о применении меры по минимизации риска, предполагающей необходимость присутствия декларанта при осуществлении операций с товарами, декларируемыми в электронной форме, и (или) необходимость проведения декларантом грузовых и иных операций в соответствии с пунктом 1 статьи 108 Кодекса, декларанту с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов направляется уведомление в виде авторизованного электронного сообщения, содержащего информацию об указанном решении, а также информацию о месте и времени проведения таможенного контроля.
Если на момент истечения срока выпуска товаров, установленного правом Евразийского экономического союза, от декларанта не поступило Извещение об участии, предполагающее необходимость его присутствия, таможенный орган отправления принимает решение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов декларанту направляет авторизованное электронное сообщение, содержащее информацию о принятом решении.
24. В случае отсутствия выявленных рисков и/или нарушений права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и при соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 195 и статьей 216 Кодекса, уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления осуществляет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов вносит в электронную транзитную декларацию сведения о выпуске.
25. После оформления выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита штатными программными средствами ЕАИС таможенных органов автоматически формируется и направляется декларанту и перевозчику, если он не является декларантом (в случае осуществлении взаимодействия между информационными системами перевозчика и таможенных органов в электронном виде) авторизованное электронное сообщение, содержащее электронную транзитную декларацию и сведения о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
В случае отсутствия взаимодействия между информационными системами перевозчика и таможенных органов в электронном виде уполномоченное должностное лицо с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов распечатывает для выдачи на руки перевозчику в целях его предъявления в таможенном органе назначения один экземпляр электронной транзитной декларации, в строке «Подпись» графы D которого проставляет подпись и оттиск личной номерной печати.
26. В случае принятия решения об отказе в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в соответствии со статьей 201 Кодекса, а также при несоблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 195 и статьей 216 Кодекса, уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов вносит в электронную транзитную декларацию сведения о принятом решении с указанием причин отказа в выпуске.
После отказа в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита штатными программными средствами ЕАИС таможенных органов автоматически формируется и направляется декларанту авторизованное электронное сообщение, содержащее информацию о регистрационном номере электронной транзитной декларации, причинах отказа в выпуске, дате и времени принятия такого решения.
IV. Использование ЕАИС таможенных органов при предварительном декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита
27. При предварительном таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита таможенные операции при приеме, регистрации (отказе в регистрации) транзитной декларации при принятии решения о выпуске (отказе в выпуске) товаров осуществляются в соответствии с разделом III Порядка с учетом особенностей установленных настоящим разделом.
29. После получения авторизованного электронного сообщения о прибытии декларант с использованием специализированного программного средства формирует и направляет в адрес таможенного органа зарегистрировавшего электронную транзитную декларацию, сведения, которые по своему характеру не могли быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) их предъявления таможенному органу декларирования (пункт 3 статьи 193 Кодекса) или направляет сообщение об отсутствии таких сведений.
30. При применении предварительного таможенного декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в соответствии со статьей 193 Кодекса действия, предусмотренные пунктами 24 и 25 Порядка, связанные с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в соответствии с пунктом 2 статьи 196 Кодекса должны быть завершены таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему электронную транзитную декларацию.
31. Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему электронную транзитную декларацию в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган осуществляет действия, предусмотренные пунктом 26 Порядка, связанные с отказом в выпуске таких товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (пункт 6 статьи 193 Кодекса).
V. Использование ЕАИС таможенных органов при разгрузке, перегрузке (перевалке), иных грузовых операциях, замене транспортного средства международной перевозки, при возникновении обстоятельств, препятствующих перевозке товаров, а также продлении срока таможенного транзита
32. При необходимости разгрузки, перегрузки (перевалке), проведения иных грузовых операций, замены транспортных средств международной перевозки (статья 222 Кодекса), при возникновении обстоятельств, препятствующих перевозке товаров (статья 226 Кодекса), или при необходимости продления срока таможенного транзита (статья 219 Кодекса) перевозчик и/или декларант формирует и направляет в ЕАИС таможенных органов авторизованное электронное сообщение с указанием номера электронной транзитной декларации, а также, в зависимости от характера грузовой операции, следующих сведений:
об обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров, аварии, действии непреодолимой силы (при возникновении таких обстоятельств);
о планируемых грузовых операциях со снятием либо без снятия таможенных пломб и печатей (при необходимости совершения таких операций);
о сроке, на который необходимо продлить срок таможенного транзита, установленный таможенным органом отправления, и основаниях продления срока (в случае необходимости продления такого срока);
о таможенном органе, в регионе деятельности которого планируется проведение соответствующих грузовых и иных операций.
34. В случае, если разгрузка, перегрузка, иные грузовые операции, замена транспортного средства международной перевозки осуществляются без повреждения таможенных пломб и печатей либо таможенные пломбы и печати не накладывались:
перевозчик или декларант до совершения соответствующих операций с товарами и транспортными средствами международной перевозки направляет в ЕАИС таможенных органов авторизованное электронное сообщение, содержащее уведомление о необходимости проведения таких операций с указанием кода промежуточного таможенного органа;
уполномоченное должностное лицо промежуточного таможенного органа не позднее одного рабочего дня с момента получения авторизованного электронного сообщения об операциях с товарами и транспортными средствами международной перевозки с помощью штатных программных средств ЕАИС таможенных органов осуществляет внесение в электронную транзитную декларацию информации об указанных операциях и направляет перевозчику и/или декларанту авторизованное электронное сообщение, содержащее сведения об указанных операциях.
35. В случае, если разгрузка, перегрузка, иные грузовые операции, замена транспортного средства международной перевозки не могут быть осуществлены без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей либо произошли авария, действие непреодолимой силы или иные обстоятельства, препятствующие перевозке товаров, должностное лицо промежуточного таможенного органа с помощью штатных программных средств ЕАИС таможенных органов направляет перевозчику и/или декларанту авторизованное электронное сообщение о проведении в отношении товаров таможенного контроля и (или) о необходимости помещения товаров в зону таможенного контроля (на склад временного хранения).
36. После совершения операций, указанных в пункте 35 Порядка, уполномоченное должностное лицо промежуточного таможенного органа с помощью штатных программных средств ЕАИС таможенных органов вносит соответствующую информацию в электронную транзитную декларацию и направляет перевозчику и/или декларанту авторизованное электронное сообщение, содержащее сведения о внесенных в электронную транзитную изменениях, о результатах проведения таможенного контроля, о номере акта об аварии либо действии непреодолимой силы.
37. При принятии решения о продлении (отказе в продлении) срока таможенного транзита уполномоченное должностное лицо промежуточного таможенного органа с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов направляет перевозчику и/или декларанту авторизованное электронное сообщение о сроке таможенного транзита либо об отказе в продлении срока таможенного транзита.
VI. Использование ЕАИС таможенных органов при завершении таможенной процедуры таможенного транзита
38. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения в течение одного часа с момента получения от перевозчика авторизованного электронного сообщения, содержащего номер электронной транзитной декларации, оформленной в отношении товаров, размещенных в зоне таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа назначения, либо экземпляра электронной транзитной декларации, указанного в пункте 25 Порядка, с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов осуществляет загрузку электронной транзитной декларации, регистрирует подачу документов и прибытие транспортного средства международной перевозки в место доставки, формирует и направляет перевозчику и/или декларанту авторизованное электронное сообщение, содержащее подтверждение о прибытии транспортного средства международной перевозки.
39. Если при применении форм таможенного контроля в отношении прибывших в место доставки товаров не были выявлены признаки нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства международной перевозки завершает таможенную процедуру таможенного транзита и с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов вносит сведения о завершении таможенной процедуры таможенного транзита в электронную транзитную декларацию.
40. После завершения таможенной процедуры таможенного транзита штатными программными средствами ЕАИС таможенных органов автоматически формируется и направляется перевозчику и/или декларанту авторизованное электронное сообщение, содержащее сведения о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
41. В случае, если при совершении таможенных операций, связанных с завершением таможенной процедуры таможенного транзита уполномоченным должностным лицом таможенного органа назначения принято решение о применении меры по минимизации риска, предполагающей необходимость присутствия декларанта или перевозчика при осуществлении операций с товарами, декларируемыми в электронной форме, и (или) необходимость проведения декларантом грузовых и иных операций в соответствии с пунктом 1 статьи 108 Кодекса, декларанту и/или перевозчику с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов направляется уведомление в виде авторизованного электронного сообщения, содержащего информацию об указанном решении, а также информацию о месте и времени проведения таможенного контроля.
42. Декларант и/или перевозчик в ответ на уведомление, указанное в пункте 41 Порядка, с использованием специализированных программных средств формирует и направляет в адрес таможенного органа Извещение об участии.
Если на момент истечения срока завершения таможенной процедуры таможенного транзита, установленного правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, от декларанта и/или перевозчика не поступило Извещение об участии, таможенный орган назначения принимает решение в соответствии правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле и с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов направляет перевозчику и/или декларанту авторизованное электронное сообщение, содержащее информацию о принятом решении.
43. При завершении таможенной процедуры таможенного транзита уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения с помощью штатных программных средств ЕАИС таможенных органов фиксирует результаты таможенного контроля в электронной транзитной декларации и направляет перевозчику и/или декларанту авторизованное электронное сообщение о результатах таможенного контроля.
* Программное обеспечение информационных систем, прошедших испытания в порядке, определенном приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52, или автоматизированной подсистемы ФТС России «Личный кабинет» (http://edata.customs.ru/ed).
Обзор документа
Определен порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в нем) товаров, помещаемых под процедуру таможенного транзита, в электронной форме.
Порядок не применяется при таможенных операциях в отношении железнодорожного транспорта и товаров, перемещаемых им через таможенную границу ЕАЭС, в железнодорожных пунктах пропуска через госграницу России, при представлении перевозчиком либо уполномоченными им лицами документов и сведений в электронном виде.
Указаны условия, которые нужно соблюдать при электронном обмене информацией декларантов и перевозчиков с таможенными органами. В частности, при этом используются усиленные квалифицированные электронные подписи.
Если обмен сведениями в электронном виде невозможен, таможенные операции совершаются в общем порядке с использованием бумажных документов.
Приказ вступает в силу через 90 дней после дня его официального опубликования.