как узнать нормально ли развивается ребенок
Задержки развития: как распознать и что делать?
Почти все родители внимательно следят за календарями развития и списками умений, которые дети должны освоить к определённому возрасту. Приятно, когда малыш развивается в соответствии с ними или даже немного опережает, но одна мысль о возможных задержках в развитии может заставить понервничать даже самых спокойных родителей.
Детский Монтессори центр «Созвездие» подготовил памятку для родителей, в которой мы расскажем, что можно считать настоящей задержкой в развитии, когда волноваться не стоит и, главное, что способствует гармоничному развитию малыша.
Пять сфер развития ребенка
Развитие ребенка можно рассматривать с пяти различных сторон:
Когнитивное развитие
Сюда относятся все умения, связанные с обработкой информации: мышление, память, внимание. Именно от этих навыков в первую очередь зависит способность к обучению и познанию этого мира. Развитие когнитивных навыков – это про способность классифицировать предметы, считать, называть цвета и формы, выявлять закономерности и т.д.
Эмоциональное и коммуникативное развитие
Сюда относятся навыки взаимодействия с другими людьми и умение выражать и контролировать эмоции. В младенчестве развитие этой сферы начинается с улыбки и гуления в присутствии знакомых людей. Позже к развитию коммуникативных и эмоциональных навыков можно отнести способность заводить знакомства со сверстниками, выражать свои чувства, уметь обращаться за помощью и т.д.
Речевое развитие
Развитие крупной и мелкой моторики
Сюда относится владение собственным телом: под мелкой моторикой в первую очередь понимается степень развития и контроля мышц рук и пальцев, а крупная моторика относится к владению крупными мышцами тела, влияющими на общую координированность и ловкость малыша. Развитие навыка начинается с первых дней жизни, когда малыш учится хватать предметы рукой, держать голову, переворачиваться, ползать и т.д. В более взрослом возрасте сюда подключается способность использовать столовые приборы и пишущие принадлежности, изготавливать различные поделки, а также бегать, прыгать, выполнять различные гимнастические упражнения.
Развитие бытовых навыков
В этой категории находятся все навыки самообслуживания: способность самостоятельно кушать, одеваться, принимать душ и ходить в туалет, организовывать рабочее пространство и т.д.
Для каждой из этих категорий существует примерный список умений на разный возраст. Вот, например, список когнитивных навыков трёхлетки:
Знает основные цвета и может их называть,
Имеет представление о времени суток (утро, день, вечер, ночь),
Может запоминать и пересказывать простые истории,
Может находить простые сходства и различия предметов (например, большой/маленький),
Может следовать простым инструкциям (например, принеси свою рубашку и положи её в корзину).
Полные списки умений для разных возрастов можно найти в других статьях на нашем сайте или обратиться к литературе по детскому развитию (например, «Календарь развития ребенка» Елены Храмовой).
Небольшие отличия во времени и порядке приобретения различных навыков никак не должны напрягать родителей. Например, если малыш не переворачивается к 4 месяцам, но остальное его состояние не беспокоит маму, значит это явление можно смело списать на индивидуальные особенности развития и ожидать освоения этого навыка в ближайшем будущем. Совсем по-другому стоит реагировать, если малыш того же возраста не только не переворачивается, но и плохо держит голову лёжа на спине и животе и не удерживает в руках предметы.
В отличие от сложностей с отдельными навыками, которые можно списать на индивидуальные особенности развития, целый комплекс из нескольких неосвоенных к определённому возрасту умений может сигнализировать о задержке в одной или нескольких сферах развития.
Что нужно знать о задержках развития?
Задержка развития – это не просто «слегка отстаёт» или «развивается медленнее сверстников». Это значит, что ребенок регулярно не справляется с освоением навыков типичных для своего возраста. Такая задержка может проявляться в одной сфере или сразу нескольких.
Узнав, что у малыша задержка развития, родители склонны винить в этом себя и выбранный способ воспитания, но на самом деле мы почти не в силах повлиять на причины, вызывающие задержки развития, но можем помочь ребенку их преодолеть
Например, задержки речевого развития не случаются из-за билингвальности семьи или слишком раннего налегания на занятия английским. А вот временная потеря слуха (например, из-за тяжело протекающего отита) вполне может вызвать подобные нарушения.
Существует три основных фактора, которые учёные связывают с задержками детского развития:
Сложности при рождении: недоношенность, низкий вес и гипоксия при рождении часто вызывают задержки в развитии в первые годы жизни,
Неблагоприятная среда: отравления, плохое питание матери и ребенка, прием родителями алкоголя и курение, неблагоприятная атмосфера в семье и травмы,
Болезни ребенка: хронический отит, нарушения зрения, ослабления организма из-за инфекций и травмы.
Как вы видите, большая часть причин лежит в физическом состоянии малыша, а значит, если вы замечаете у ребенка сложности в развитии, в первую очередь нужно обсудить ваши опасения с педиатром, который владеет информацией о развитии малыша до рождения и с первых дней жизни. Детальное обследование ребенка поможет восстановить полную картину нарушений, а значит подобрать оптимальный способ их компенсации.
Как бы не было сложно признать задержку в развитии у собственного ребенка, только полное обследование и сотрудничество с детскими врачами, психологами и логопедами поможет вам решить проблему быстро и эффективно.
Кризис развития, задержка развития и нарушение развития: в чём разница?
В первую очередь родители должны понимать, что возрастные кризисы никак не связаны с нарушениями в развитии малыша. Если он стал хуже себя вести, стал капризным и требовательным, начал отказываться даже от несложных задач, возможно речь идёт о совершенно нормальном этапе развития, когда прошлые умения и образ жизни уже перестали удовлетворять растущее желание познавать новое и становиться самостоятельнее. Обычно специалисты выделяют следующие кризисы развития: кризис одного года, кризис трёх лет, кризис семи лет и кризис подросткового возраста. У всех детей кризисы развития проходят по-разному, но в целом скорость и их разрешения и остота конфликтов в этот период зависит от воспитательных стратегий родителей и их внимания к ребёнку. При поддержке родителей малыши быстро осваивают новый этап своей жизни и их поведение нормализуется.
Возрастные кризисы – это абсолютно нормальные этапы развития ребенка. Тем не менее характер их протекания во многом зависит от родителей, поэтому, если вам стало сложно справляться с малышом, можно обратиться к детскому психологу, чтобы найти новые способы общения с подрастающим ребенком.
Что касается задержки развития и нарушения развития, иногда эти два термина употребляются буквально как синонимы, но на самом деле разница между нарушением и задержкой достаточно большая, хоть и на первых порах разграничить их не всегда удаётся.
Задержка развития – это состояния, при которых малыш «застрял» на определенном этапе и не может сделать следующий шаг. Задержки развития могут случаться как из-за здоровья малыша, так и из-за особенностей среды развития. Обычно при правильном подходе к коррекции и достаточном внимании родителей к сфере, вызывающей затруднения, через некоторое время ребенок полностью догоняет сверстников и от задержки не остаётся и следа.
Нарушения развития – это состояния, при которых малыш не может просто «перерасти» проблему или «догнать» сверстников позже. Это качественно другой склад ума или состояние здоровья малыша, вызванные рядом причин: травмы головы, отравления, генетические нарушения и тп. В некоторых случаях (например, сложных генетических нарушениях) нарушения развития необратимы и поддаются лишь небольшой коррекции, в большинстве же случаев грамотный подход и внимательное отношение к ребенку позволяют исправить нарушение в значительной степени.
К сожалению, не всегда можно сразу сказать, что именно является причиной сложностей малыша, но следует помнить, что внимание к сфере развития, вызывающей затруднение, и своевременное подключение специалистов обычно позволяет малышу быстрее догнать сверстников.
Помните, что первые годы жизни ребенок развивается очень быстро, а значит даже небольшие задержки, оставленные без внимания, могут обрасти новыми проблемами буквально через несколько месяцев. Именно поэтому мы рекомендуем вести дневник развития ребенка, делиться с педиатром всеми своими наблюдениями и не стесняться задавать любые вопросы о развитии малыша.
Выводы
Небольшое отставание в освоении отдельных навыков не может считаться задержкой или нарушением развития малыша. Совсем другое дело, если вы замечаете, что малыш постоянно сталкивается со сложностями в одной или нескольких сферах своего развития.
У таких явлений может быть много различных причин, которые чаще всего кроются в состоянии здоровья малыша. Именно поэтому внимательное отношение к здоровью ребенка и регулярное посещение педиатра так важны для гармоничного развития детей.
Заключение
К счастью, настоящие задержки и нарушения развития встречаются у детей относительно редко, обычно же речь идёт о небольших сложностях в освоении отдельных навыков. Такие проблемы достаточно легко решаются с помощью посещения специализированных развивающих занятий.
Педагоги сети детских Монтессори центров «Созвездие» имеют большой опыт помощи малышам и их родителям в подобных ситуациях. На первых занятиях мы внимательно расспрашиваем родителей о всех особенностях ребенка, проводим всестороннюю диагностику малыша и предлагаем различные варианты занятий в зависимости от пожеланий родителей.
Запишитесь на первое бесплатное занятие в детский Монтессори клуб «Созвездие», мы будем рады вам помочь!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Развитие плода: проверяем, все ли в порядке?
Почти каждая будущая мама с самого начала беременности трепетно прислушивается к ощущениям внутри растущего животика, стараясь понять, как чувствует себя ее малыш. Какие же методы обследования помогают докторам оценить состояние маленького человечка?
Елена Трифонова
Врач акушер-гинеколог, г. Москва
На самых ранних этапах развития беременности, когда будущий малыш еще совсем маленький и называется эмбрионом, оценить его состояние помогает ультразвуковое исследование. С помощью УЗИ врач может убедиться, что плодное яйцо прикрепилось правильно, в нем появился эмбрион, оценить частоту сердцебиений малыша. Обязательно сходить на УЗИ будущей маме надо при кровяных выделениях из половых путей (даже скудных), болях в животе, резкой дурноте, головокружении – все это может быть проявлениями ряда осложнений, в том числе внематочной беременности (состояния, крайне опасного для жизни женщины). Неоднократно приходится контролировать с помощью ультразвука беременность, наступившую после проведения процедуры ЭКО (оплодотворения «в пробирке»).
Нет ли нарушений развития плода?
В 11–14 недель беременности проводится первый пренатальный скрининг – комплекс исследований для выявления нарушений развития плода, в частности, генетических аномалий. При выполнении полного пренатального скрининга – ультразвуковое исследование, определение гормона ХГЧ и белка РАРР-А в крови будущей мамы и анкетирование беременной женщины, – рассчитывается риск наличия у малыша синдрома Дауна и/или синдрома Эдвардса. Родители больных детишек в 99% случаев абсолютно здоровы, поэтому исследование нужно провести каждой будущей маме.
Скрининговое ультразвуковое исследование в 11–14 недель уже позволяет оценить развитие плода. Несмотря на то что малыш еще совсем крошечный – весит он всего около 50 г и рост, как правило, не больше 8 см, – у него уже заложены все органы. Поэтому врач оценивает соответствие размера плода сроку беременности, правильность развития его органов, наличие косточек носа, нормально ли циркулирует кровь в его сердце и сосудах, обязательно измеряет воротниковую зону на шее (она увеличивается при генетических нарушениях, тяжелых пороках сердца или внутриутробной инфекции). На этом этапе очень важно определить, правильно ли формируется плацента. Если доктор обнаружит, что что-то идет не так, то своевременная коррекция таких проблем может спасти здоровье и даже жизнь малыша.
Второе обязательное УЗИ проводится на 18–21-й неделе беременности. Это основное обследование плода в течение всей беременности. Сам плод и его внутренние органы на этом этапе развития уже достигают тех размеров, которые позволяют их хорошо исследовать. Например, на этом сроке можно проводить УЗИ сердца плода при подозрении на пороки его развития. Врач обязательно оценивает также состояние и зрелость плаценты и количество околоплодных вод.
На третье УЗИ всех будущих мам направляют в 30–34 недели беременности. Врач измеряет окружность головы и живота крохи, длину костей его ручек и ножек, вычисляет предполагаемый вес плода. Такое «любопытство» доктора совсем не случайно. Эти измерения позволяют врачу убедиться в том, что малыш развивается нормально. Ведь при кислородном голодании замедляются темпы роста плода и размеры его начинают отставать от нормы для каждого срока беременности. Также имеет значение строение плаценты – врач проверяет, нет ли в ней признаков старения. Ведь вследствие таких изменений она обычно перестает полноценно снабжать малыша кровью, а, значит, ему начинает не хватать кислорода и питательных веществ, и развитие ребенка нарушается. Во время УЗИ оценивается количество и вид околоплодных вод, которые также могут изменяться при внутриутробном страдании плода.
Развитие плода: исследуем околоплодные воды
Для оценки состояния плода могут быть использованы исследования околоплодных вод, ведь в них накапливаются продукты обмена веществ, кислород и углекислый газ, ферменты и гормоны, анализ которых помогает оценить, как чувствует себя малыш:
Амниоскопия – это осмотр околоплодных вод с помощью специального аппарата – амниоскопа. Проводится исследование после 37 недель беременности. Оно показано при подозрении на хроническую гипоксию плода (длительную нехватку кислорода), при конфликте по резус-фактору или группе крови мамы и плода, при перенашивании беременности.
Амниоцентез – это диагностическая процедура, целью которой является получение околоплодных вод для последующего их исследования. Эту процедуру проводят:
Амниоцентез дает возможность установить степень зрелости ребенка и решить вопрос о возможности родоразрешения.
Существует и еще несколько анализов околоплодных вод, которые помогут разобраться врачам, как себя чувствует малыш. Так, например, при подозрении на гемолитическую болезнь плода при резус-конфликтной беременности (когда разрушаются красные клетки крови малыша), для диагностики возможных врожденных заболеваний, а также для оценки зрелости плода проводят биохимический анализ околоплодных вод.
Цитологический анализ жидкости, окружающей малыша, позволяет определить степень зрелости легких плода и, соответственно, его готовность появиться на свет.
А вот при подозрении на внутриутробное инфицирование ребенка или оболочек плодного пузыря проводят бактериологические исследования околоплодных вод. Эти анализы помогают выявить различных возбудителей инфекций в амниотической жидкости, их количество и чувствительность к антибиотикам, чтобы назначить правильное и эффективное лечение.
Оценка состояния плода: считаем движения малыша
Надо сказать, что шевеления малыша в мамином животике тоже позволяют контролировать его самочувствие. Наиболее активно ребенок двигается с 24-й по 32-ю неделю беременности. В это время частота и интенсивность его шевелений становятся важными показателями нормального развития плода. После этого срока активность крохи начинает потихоньку снижаться, так как ему становится тесновато для свободного перемещения.
Существует несколько способов оценки «достаточности» шевелений плода. Самый распространенный метод называется «считай до десяти». Его можно проводить после 28 недель беременности. Суть его заключается в том, что будущая мама подсчитывает шевеления плода за 12-часовой интервал времени, например, с 9 утра до 9 вечера. Если плод совершает менее 10 шевелений – это повод обратиться к врачу для проведения обследования.
Если после 28 недель беременности мама не чувствует шевелений малыша в течение 3–4 часов, возможно, он просто спит. В этом случае ей нужно съесть что-нибудь сладкое и полежать на левом боку в течение получаса. Если это не активизирует ребенка, стоит повторить то же самое еще раз через 2–3 часа. Если малыш продолжает находиться в затихшем состоянии, стоит обратиться к врачу. Редкие и слабые шевеления также могут свидетельствовать о том, что ребенку не очень хорошо, например, если ему по каким-то причинам не хватает кислорода.
Для определения состояния плода врач проводит ряд дополнительных обследований. Самое простое – это аускультация (выслушивание с помощью специальной деревянной трубочки (акушерского стетоскопа или специального аппарата, улавливающего сердцебиения плода), когда врач выслушивает биение сердечка малыша. В норме оно делает около 120–160 ударов в минуту. Снижение частоты сердечных сокращений менее 120 или увеличение более 160 свидетельствует о неблагополучном состоянии ребенка.
Доплерометрия
Доплерометрия сосудов плаценты и пуповины (метод исследования скорости кровотока в этих сосудах) также позволяет оценить самочувствие малыша. Доктор оценивает кровоток в артериях матки, пуповины, сердца и мозга ребенка. Это исследование позволяет определить, хорошо ли работает плацента, нет ли признаков нехватки кислорода у малыша или развития гестоза у мамы. При снижении скорости кровотока в каком-либо сосуде можно говорить о нарушениях питания плода различной степени тяжести. Вовремя проведенное обследование позволяет выявить начальные стадии дефицита кровоснабжения.
В таких случаях лечение сможет предотвратить грозные осложнения, такие как гипоксия и внутриутробная задержка развития малыша. Доплерометрию проводят в 20–21 неделю и в 30–32 недели беременности. При наличии отклонений от нормы количество исследований, конечно же, увеличивается.
Кардиотокография (КТГ)
Это важный метод оценки состояния плода. Проводится КТГ в 33 недели беременности и позже, поскольку только на этом этапе внутриутробного развития малыша устанавливается полноценная регуляция деятельности его сердечно-сосудистой системы центрами спинного и головного мозга.
Запись сердцебиений плода проводят в течение 20–40 минут, а при необходимости исследование может быть продлено до 1,5 часов. Аппарат регистрирует и записывает частоту сердцебиений малыша. Врач акушер-гинеколог оценивает запись сердцебиений, эпизоды урежения и резкого учащения частоты сердечных сокращений плода, и на основании этих данных делает заключение о том, насколько комфортно малыш чувствует себя в животе у мамы. К примеру, при снижении концентрации кислорода в крови плода уменьшается и его поступление к клеткам нервной системы, что, в свою очередь, отражается на частоте сердечных сокращений. При нормальном течении беременности КТГ проводят после 33-й недели 1 раз в 10–14 дней, иногда чаще.
Если во время проведения исследований состояния плода выявляются начальные нарушения поступления кислорода к малышу, назначается медикаментозное лечение, направленное на увеличение притока крови через плаценту и обязательные контрольные обследования для проверки эффективности проводимой терапии. Если же изменения серьезные, малыш испытывает выраженный дефицит кислорода и питательных веществ и состояние его страдает, то в таких случаях принимается решение об экстренном родоразрешении.
В полном объеме
В настоящее время кроме обычного УЗИ широко применяются 3D- и 4D-исследования. Объемные методы осмотра позволяют уточнить выраженность нарушений у малыша (если они обнаружены ранее) и наиболее понятно продемонстрировать родителям, что не так с ребенком. Существуют, например, высокотехнологичные программы для детальной оценки сердца малыша. Кроме того, осмотр в режиме 4D по-настоящему знакомит родителей с их будущим ребеночком.
В некоторых клиниках в настоящее время предлагается услуга постоянного КТГ-мониторирования в последние недели беременности. Беременной женщине выдается мониторчик, который регистрирует изменения сердечной деятельности малыша, и эти данные по Интернету передаются лечащему врачу.
Развитие ребенка по месяцам до года
Давайте узнаем, какие этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.
Чему учится малыш от 0 до 1 месяца
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Вы можете завести себе дневник, куда будете заносить все достижения вашего малыша: впервые улыбнулся, начал ползать, сделал первые шаги. Это поможет и проследить динамику развития, и сохранить приятные воспоминания на всю жизнь.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Сейчас ваш малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды, что закладывает прочный фундамент психологического благополучия ребенка. В это непростое время семья проверяется на прочность и сплоченность: чтобы мама могла посвятить себя новорожденному, пусть другие члены семьи возьмут на себе все остальные заботы о доме.
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.
Что умеет ребенок к 3 месяцам
Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.
В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.
Что умеет малыш в 7 месяцев
Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания. Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.
Как развивается малыш в 10 месяцев
Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!
Малышу 11 месяцев: что он умеет
Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Список использованной литературы: