как узнать ноту баса
Как быстро прописать бас в тон сэмпла
Порой бывает сложно написать партию баса в тон сэмпла. Причин может быть много: проблемы со слухом, искаженный звук на выходе или что-то еще. Очень часто у начинающих музыкантов, да и у меня бывало такое, что инструменты играли отдельно от основного сэмпла, то есть не попадали в ноты.
Конечно, с опытом я, как и многие, все же научился находить нужные ноты на слух, прописывать партии в правильной тональности. НО есть один хитрый способ, как быстро подсмотреть те самые ноты.
Для этого нам понадобится корректор тональности голоса и инструментов. Он используются для того, чтобы посадить вокал или мелодию в трек, когда исполнитель поет или играет мимо нот. Он есть в виде плагинов для аудиоредакторов и секвенсоров, например, Melodyne Plugin от Celemony или Newtone от Image Line.
Newtone является стандартным плагином в FL Studio 10 и в более поздних версиях. Именно с ним мы и будем работать.
Newton представляет собой небольшой аудиоредактор, в котором наши звуковые фрагменты показываются в виде волновых форм, где они разложены по нотам. Окно напоминает всем знакомый Piano roll.
Просто загружаем в него нужные кусочки сэмпла или петли целиком. НО обязательно без обработки и эффектов, так как это исказит наш сэмпл и плагин может неправильно все показать.
Далее просто смотрим нашу сигналограмму, можем прослушать отдельные фрагменты, и просто прописываем партии баса и прочих инструментов.
Естественно, данный метод работает далеко не всегда- программа есть программа, надо это учитывать. Поэтому тренируйте слух и учите ноты, но для проверки и для начинающих этот способ будет полезен.
Ноты басового ключа
Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.
Если названия октав сейчас для вас термины пока незнакомые, то мы рекомендуем вам изучить статью Расположение нот на фортепиано. Вкратце поясним, в музыкальном звукоряде постоянно, но каждый раз на разной высоте повторяются одни и те же семь главных нот – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. И каждое такое повторение этого «набора» звуков называется ОКТАВОЙ. Октавы имеют названия в зависимости от высоты расположения в общем музыкальном звукоряде.
Суть басового ключа
Второе название басового ключа – ключ ФА. Так его прозвали за то, что своим положением на нотном стане (а он привязан к четвертой линейке) он указывает на ноту ФА малой октавы. Нота ФА малой октавы является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.
Так, ближайшие ступени, которые окружают ФА, это МИ (снизу) и СОЛЬ (сверху). Соответственно, и на нотном стане эти ноты будут располагаться вокруг ФА. Если известно, что ФА занимает, словно бусинка на ниточке, сидит на четвертой линейке, то нетрудно догадаться, что адрес ноты МИ – под четвертой линейкой (точнее – между третьей и четвертой), а постоянное место пребывания СОЛЬ – выше четвертой линейки (она помещается в промежутке между четвертой и пятой линейками). Таким же образом можно выяснить, где писать все остальные ноты. Например, ноты РЕ и ЛЯ будут занимать, соответственно, третью и пятую линейку нотного стана.
Посмотрите на картинку и запомните главное!
Ноты малой октавы в басовом ключе
Ноты малой октавы, когда они записаны в басовом ключе, занимают основное пространство нотного стана (три верхних линейки). Это свидетельствует о том, что данные ноты можно отнести к разряду наиболее часто употребляемых в музыки, значит, их нужно лучше всего знать.
На рисунке выписаны все ноты малой октавы. Посмотрите внимательно:
А теперь снова посмотрите на картинку. Здесь ноты малой октавы даны не подряд, а перемешаны, постарайтесь вспомнить их по именам и без ошибок назвать каждую из них.
Ноты большой октавы в басовом ключе
Ноты большой октавы встречаются в музыке почти так же часто, как и ноты малой октавы. Для записи нот данного диапазона используются две нижних линейки нотного стана, а также две добавочных линейки снизу. Смотрим на рисунок:
Ноты контроктавы в басовом ключе
Звуки контроктавы – очень низкие, обыкновенно они встречаются редко. Но все-таки тем, кто играет на органе, фортепиано, или на низких по тесситуре инструментах (туба, контрабас) они, бывает, попадаются в нотах. Эти ноты можно записать двумя способами: или целиком на добавочных линейках, или с применением ОКТАВНОГО ПУНКТИРА.
Что такое октавный пунктир? Это обыкновенная пунктирная линия с цифрой восемь в начале, и все ноты, которые эта линия снизу обнимает, нужно играть на октаву ниже. Октавный пунктир является очень удобным средством для избегания большого числа добавочных линеек, которые, с одной стороны, замедляют процесс распознавания нот, а с другой – делают запись более громоздкой.
Кстати, октавные пунктиры бывают и с противоположным действием, когда все, что находится под пунктиром, следует играть на октаву выше. Это пунктиры для высоких нот, о них можно почитать в статье Ноты скрипичного ключа.
Если же все-таки ноты контроктавы записаны без применения октавного пунктира, то в таком случае их расположение на нотном стане будет следующим.
Ноты субконтроктавы в басовом ключе
Субконтроктава – это «среда обитания» самых-самых низких нот, которые встречаются очень редко. Субконтроктава, к тому же, является еще и неполной октавой, в ней всего две основных ступени – ЛЯ и СИ. Если эти ноты записывать на добавочных линейках, то этих линеек будет огромное количество. Поэтому ноты субконтроктавы всегда записываются под октавными пунктирами: как ноты контроктавы под обыкновенным октавным пунктиром, либо как ноты большой октавы под специальным двойным октавным пунктиром.
Что такое двойной октавный пунктир – это точно такая же пунктирная линия, но с числом 15, которое говорит о том, что ноты нужно исполнять на целых две октавы ниже.
Ноты первой октавы в басовом ключе
Вообще, чаще всего ноты первой октавы записываются в скрипичном ключе, но для низких инструментов или для мужских голосов нередко ноты первой октавы (не все, а только лишь часть из них) пишутся в басовом ключе, на добавочных линейках сверху (выше пятой основной линейки нотного стана). Такая запись характерна, главным образом, для пяти нот первой октавы – ДО, РЕ, МИ, ФА и СОЛЬ.
Басовый ключ в музыке наряду со скрипичным ключом является наиболее употребительным, поэтому его ноты нужно знать на твердую пятерку каждому уважающему себя музыканту. Для лучшей запоминаемости нот басового ключа нужно больше упражняться в чтении и переписывании нот данного ключа. Вот, например, вам мелодия, прочтите все ее ноты подряд:
Получилось? А теперь перепишите эту мелодию на октаву выше, а затем на октаву ниже. Большее число мелодий для упражнений в басовом ключе вы сможете найти в любом сборнике для пения по сольфеджио.
Еще один хороший вариант проработки басового ключа для лучшего усвоения – это выполнение письменных и творческих заданий, решение ребусов, музыкальных загадок. Целый ряд увлекательных и несложных, но в то же время очень эффективных упражнений такого толка собран в рабочей тетради по сольфеджио за 1 класс Г. Калининой. Очень советуем вам приобрести такую рабочую тетрадочку и все ее задания проработать, сразу почувствуете себя более уверенным и подкованным музыкантом. А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с подборкой упражнений в басовом ключе поближе – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ .
На этом завершим наш сегодняшний урок. Дорогие друзья, мы будет очень рады, если представленный материал поможет вам хоть немного продвинуться в ваших музыкальных занятиях. Но если у вас еще остались неразрешенные вопросы или есть пожелания к улучшению данного урока, вы можете написать нам об этом в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.
И напоследок… Немного хорошей музыки. Сегодня это будет красивейшая и просто волшебная музыка К. Сен-Санса, «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»
Как получить ноты вокала или инструмента из трека на Piano Roll
Самый простой и быстрый способ как конвертировать WAV или MP3 трек или музыку в MIDI ноты, в нашем случае в видео еще лучше, прямиком за один клик на Piano Roll в ноты FL Studio. И все это делает для нас единственная функция в стандартном плагине Edison. Это еще лучше работает на определение нот (MIDI информации) из любой акапеллы или вокала, но только без участия в записи других инструментов. Поэтому так же я покажу как определить ноты в акапелле или вокале. Есть единственный нюанс этого волшебного метода в определении нот из записи инструментов – Edison будет определять только соло исполнение инструментов, так как его алгоритм может распознать только одну частоту (ноту) за время, следовательно с гармоничным исполнением инструментов (аккордов или созвучий нескольких инструментов ) у Edison всегда возникнут проблемы.
Как узнать ноты инструмента или вокала в треке и перенести их MIDI на Piano Roll в один клик
И последний момент, что нужно учитывать – работу за нас выполняет скрипт Edison – то есть «машина», поэтому время от времени будут получаться небольшие оплошности в определении высоты тона и времени при конвертации на Piano Roll– стоит знать об этом и вносить нужные изменения в полученную MIDI информацию.
Подробная и полная видео инструкция как работать с аудио в Edison на профессиональном уровне:
Нотация партий бас гитары для начинающих
Приветствую! Сегодня разберемся с важными особенностями нотации бас гитарных партий, основами нотного письма, а также специальными обозначениями для записи партий бас гитары. Информация в статье подается с самых азов и, надеюсь, будет понятна всем читателям, от новичка до более опытного музыканта. В другой раз я постараюсь рассказать о записи разных приемов игры, сокращениях нотного письма и т.п.
Основные определения
Сперва дадим несколько определений:
Нота — специальный графический знак, обозначающий какой-либо звук, извлекаемый на инструменте.
Нотация или нотное письмо — система записи нот, с помощью которой фиксируется высота и продолжительность каждого звука, сила звучания (громкость), темп, характер и многое другое.
Для написания нот применяется специальная нотная строка, которая называется нотным станом или нотоносцем и состоит из пяти параллельных линеек. Счет линейкам ведется снизу вверх, а ноты пишутся на линейках, между линейками и на добавочных линейках сверху и снизу от нотного стана. Нотоносец делится на такты сплошной вертикальной линией — тактовой чертой.
Самый первый знак, который пишется на нотном стане, — ключ. Ключ определяет высоту нот, расположенных на данном нотоносце. Всегда один из элементов ключа указывает на ноту, относительно которой должны рассчитываться звуковысотные позиции остальных нот.
Скрипичный и басовый ключ связаны между собой следующим образом (Ex.2):
Т.е. нота до первой октавы в басовом ключе находится на первой добавочной линейке сверху, а в скрипичном на первой добавочной снизу.
Отличия в записи бас гитары и фортепиано
Все звуки, исполненяемые на бас гитаре, записываются (нотируются) октавой выше, чем они звучат на самом деле. Это делается для удобства чтения нот с листа. Если записывать звуки бас гитары в их натуральном звучании, то пришлось бы применять слишком много добавочных линеек. Такие ноты читать очень трудно и неудобно.
Табулатуры как вспомогательная нотация
Поскольку бас гитара является струнным инструментом, то возможно также использование вспомогательной записи, а именно табулатур. Табулатурный «нотоносец» — это графическое представление грифа. Он выглядит подобно стандартному, но имеет важные отличия. Каждая линейка обозначает отдельную струну. Обычно табулатура для бас гитары имеет четыре линейки, но может также иметь пять или шесть (по количеству струн). Также в табулатуре вместо нот используются цифры, которые обозначают лад, на котором следует прижимать струну.
Получите pdf файл с нотами и табулартурами партии бас гитары из вашей любимой песни в течение нескольких дней. Уже снято более 40 песен для довольных клиентов.
О достоинствах и недостатках табулатур можно почитать здесь.
Альтерация, ключевые и проходящие знаки.
При записи нотного текста, для повышения или понижения основного звука на пол-тона или даже на целый тон используются знаки альтерации — диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль. Для отмены действия любых знаков альтерации существует бекар.
Диез (#) — повышает на пол-тона (1 лад);
Бемоль (♭) — понижает на пол-тона (1 лад);
дубль-диез (##) — повышает на целый тон (2 лада);
Дубль-бемоль (♭♭) — понижает на целый тон (2 лада);
Бекар (♮) — отменяет действие любых знаков альтерации;
Главный принцип альтерации нот на бас гитаре показан в Ex. 3. При понижении ноты бемолем, нота всегда смещается к голове грифа. При повышении диезом, в противоположном направлении к бриджу.
Важно запомнить следующее — эти знаки альтерации бывают двух типов: ключевыми и проходящими (случайными).
Ключевые знаки выставляются один раз сразу в начале такта после ключа. Действуют они на протяжении всего произведения для всех октав до ввода новых знаков альтерации.
Проходящие знаки выставляются непосредственно возле ноты к которой они относятся и действуют только до конца текущего такта и только в пределах октавы, в которой они выставлены.
Поясню на нотном примере.
В данном примере имеем два знака при ключе (си-бемоль и ми-бемоль), а также есть проходящий бекар рядом с нотой ми. Этим бекаром мы отменяем действие ключевого бемоля для последней ноты в такте.
Запись нот буквами
Очень часто вам придется сталкиваться с обозначением нот в буквенном виде. Это относится в основном к записи аккордов, обозначению струн и т.п. Просто оставлю это здесь, если вы упустили этот момент.
A | B | C | D | E | F | G |
---|---|---|---|---|---|---|
ЛЯ | СИ | ДО | РЕ | МИ | ФА | СОЛЬ |
К буквам можно добавлять знаки альтерации: С# — до-диез, Ab — ля-бемоль и т.д.
Дополнительные обозначения для нотации бас гитары
Обозначения для записи аппликатуры и позиций на грифе:
Стоит заметить, что предыдущие обозначения встречаются в основном в советских школах и учебных пособиях. Они будут полезны начинающим бас гитаристам для более точного описания приемов игры. Для более менее опытного бас гитариста они не несут особой ценности, и тем более вы не встретите их в профессиональных оркестровых партиях.
В зарубежных нотных изданиях вы можете встретить несколько непонятных обозначений. Давайте с ними разберемся:
fill — импровизированное заполнение на усмотрение исполнителя;
N.C. (no chord) — аккорд отсутсвует;
На этом пока все! Надеюсь эта информация была для вас полезна. Если я что-то упустил, то оставляйте свои комментарии, а я дополню статью.
Как подбирать аккорды к песням на гитаре. Топ 3 способа
Три способа подбора аккордов
Подбор аккордов на слух. Пошаговая инструкция
Определяем тональность
В первую очередь вам нужно знать, как определить тональность песни. Если вы не знаете, что это такое, то советую почитать вот эту статью на нашем сайте: https://guitargrad.ru/nachinayushchemu/osnovy-teorii-muzyki/40-osnovy-teorii-muzyki-dlya-polnykh-nulej-chast-2 Если говорить по простому, тоника песни это аккорд, который максимально подходяще звучит во всех ее местах. Просто во время звучания пробуйте играть разные аккорды, и тот, который звучит наиболее гармонично, скорей всего и является тоническим.
Подбираем аккорды по басу
Подбираем аккорды по кварто-квинтовому кругу
Если вы знаете тональность песни, то половина работы уже сделана. Музыка в большинстве случаев (особенно эстрадная) строиться по законам теории музыки. Соответственно, мы можем ими воспользоваться и при подборе. На рисунке ниже изображен кварто-квинтовый круг. Давайте разберемся, как им пользоваться.
Теперь разберемся почему так происходит с точки зрения теории музыки. На круге выделены родственные тональности нашей родительской тональности Fm. А их тонические трезвучия (аккорды) очень хорошо консонируют в тональности Fm. Таким образом, их чаще используют в песнях.
А что если в песне меняется тональность?
Такое тоже бывает. Часто так делают в последних куплетах. Тогда вам нужно будет заново определить тональность и повторить все шаги, описанные выше. Как правило, тональность меняется также на родственную, которую можно определить по кварто-квинтовому кругу.
Подбор аккордов с помощью программ
Подбор аккордов онлайн
Этот способ также имеет место быть, но как правило, он далеко не всегда дает правильный результат. Программы для подбора аккордов можно использовать только для очень простых песен, в которых одновременно звучит не более 1-2 партий. Иначе они просто неправильно определяют.
Самый популярный сайт для подбора аккордов онлайн это yalp. У них кстати есть и приложение для вашего смартфона. Таким образом, можно подбирать аккорды везде, где только можно. Например, на сходке с друзьями вы очень быстро сможете сыграть какую-нибудь песню, которую вам закажут.
Чтобы начать подбор на этом сайте, вам нужно всего лишь зарегистрироваться у них и загрузить нужную песню на сайт или же найти ее в интернете и вбить ссылку. Регистрация бесплатна и не занимает много времени.
Но, имейте в виду, это всего лишь программа и на 100% она правильно не подберет песню. Не забывайте ориентироваться на свои собственные уши и музыкальный слух!
Советы от автора
Точность и простота вашего подбора в первую очередь зависит от вашего опыта за плечами. Чем больше вы подбирали песен ранее, тем проще вам будет подобрать следующую. Таким образом, развивается ваш музыкальный слух. В конце этой статьи, хочу дать вам несколько советов: