как узнать ноты на пианино
Как научиться читать ноты для пианино?
Говорят, что музыка представляет собой мост между небом и землей. Действительно, музыка может повлиять на умы даже самых равнодушных людей планеты. А исследователи пытаются понять, в чем именно заключается тайна гармонии и музыки. Однако, в этой статье вы узнаете о правилах чтения нот.
Все ноты определяются своей высотой и временем звучания (длительностью).
Длительность нот
Целая нота (единицу времени звучания).
Половина от целой (половину длительности целой ноты).
Четверть (четвертая часть длительности).
Восьмая.
Шестнадцатая.
Не столь важно, какая длительность звучания целой ноты, важно соблюдать указанные отношения времени звучания, то есть записи игрались одинаковое количество времени.
Высота ноты показывает ее местоположение на нотных линейках, то есть, чем выше нота, тем выше она находится. Ноты нужно читать сверху вниз, слева направо. Ноты, которые стоят друг по другом, играют одновременно.
Дабы сыграть целое произведение, следует сопоставить каждую ноту на нотных линейках (нотнице) с нотой, сыгранной на пианино. Сначала каждой строки вы можете видеть скрипичный ключ, он обозначает, что каждая нота в строке имеет следующее соответствие со звуковым рядом фортепиано.
Октава – звукоряд, которые разделен на равные части, октава начинается с До и заканчивается Си, следующая после Си опять До, но ее относят к следующей октаве.
Такт представляет собой отрезок в композиции между двумя тактовыми чертами, которые расположены перед сильными долями музыки.
Вот изображение длительности нот, постарайтесь его запомнить
Если бы не было факторов, которые влияли бы на создание музыки, то люди бы жили в мире, где сильную долю всегда играли одинаково, в мире, где не существовала бы танцевальная музыки, а ритмика была бы вообще сильно обеднелой.
Цифры, записанные после ключа, обозначают размер такта, а именно, в какой позиции и как часто вы услышите сильную долю.
Нижняя цифра – означает длительность долей, а верхняя – сколько в их в такте.
4/4 – самый часто встречающийся размер, его называют эталонным. Эти цифра обозначают, что в такте четыре доли и по длительность они четвертые.
Но есть и другие размеры, причем они довольно нестандартны.
Партия не всегда заполняет так полностью, бывает появляются пустые места, точнее паузы. Их обозначают специальными знаками. Также, если рядом с нотой расположена жирная точка, то это значит, что ее длительность была продлена на половину.
Видео уроки
Как читать ноты для фортепиано
Как читать ноты для фортепиано? Вы новичок? Хотите сразу выучить несколько песен? Не проблема.
Фортепиано для начинающих
Давайте взглянем на основы чтения нот. Хотя, конечно, можно играть на пианино на слух, но чтение музыки по нотам откроет возможность играть удивительные пьесы, которые вы, возможно, никогда не слышали! (А здесь можно найти отличные ноты для фортепиано).
Научиться читать ноты для фортепиано может показаться сложной задачей, но это так только на первый взгляд. Потратьте немного времени на изучение принципов чтения нот, и вы скоро начнете видеть порядок за этими закорючками и черными точками)) Будьте терпеливыми.
Нумерация пальцев
Всем известно, что существует 7 нот. До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Это белые клавиши на фортепиано. Взгляните на рисунок ниже.
Как вы видите, ноты повторяются. Полный набор нот от одной ноты До до другой называется октава (от одного красного квадрата до другого).
Теперь, когда вы поняли, как звучат белые клавиши, давайте взглянем на черные. Черная клавиша повышает ноту на пол тона. Что такое пол тона, спросите вы. Это расстояние между двумя нотами, два соседних звука (белая и черная клавиша). А две соседних белых клавиши – это тон (кроме нот МИ и ФА, СИ и ДО). Черная клавиша обозначает диез или бемоль.
Теперь у многих из вас должен возникнуть вопрос, что такое ‘# – диез’ и ‘b – бемоль’? Оба обозначения представляют собой повышение или понижение ноты на пол тона. Например, C# означает ту же ноту, что и C, только на пол тона выше. Ab означает ту же ноту, что и A, только на пол тона ниже. Подробно изучить теорию музыки можно здесь
Записываются ноты для фортепиано на нотных станах в скрипичном ключе и в басовом.
Обозначение октав на пианино
Мы узнали, как правильно читать ноты для фортепиано. В следующем уроке вы узнаете про аккорды. Остались вопросы? Что то не понятно? Пишите в комментариях – ответим всем. Приятного обучения!
Как научиться читать ноты для фортепиано
Начинаем осваивать нотную грамоту
Следуя представленной ниже пошаговой инструкции, уже к концу статьи вы сможете сыграть свою первую мелодию.
Шаг 1: выучить основные символы нотации.
Музыка складывается из разнообразных символов и для того, чтобы научиться читать ноты, прежде всего, необходимо ознакомится с основными компонентами, а именно:
— Нотный стан состоит из пяти линий и четырех промежутков, каждая со своим порядковым номером (отсчет ведется снизу вверх). На них последовательно располагаются ноты, например «соль» на 2 линии, «ля» на 2 промежутке.
— Скрипичный ключ находится в левой части нотного стана и обозначается декоративной красивой загогуленкой. Это высокий регистр музыки с нотами ми-соль-си-ре-фа на линиях и фа-ля-до-ми в промежутках.
А вот как выглядит скрипичный ключ и ноты (посмотрите как и где они расположены и выучите как они называются, таким образом: называние ноты-расположение):
— Басовый ключ – это нижний регистр с названием, взятым от готской буквы «F» плюс две точки на 3 и 4 промежутке. Пребывает он также как скрипичный на левой стороне, но ноты прописываются другие (на линиях соль-си-ре-фа-ля, в промежутках ля-до-ми-соль).
— Каждая нота имеет черную (закрашенную) или белую (пустая внутри) головку, которая, по сути, показывает, какую клавишу следует нажать и может располагаться вне линий (выше/ниже). За ней следует штиль – тонкая линия, простирающаяся вверх (справа) или вниз (слева).
Направление не влияет на длительность, а лишь служит для удобства написания. Как правило, все ноты выше «си» пишутся с опущенным штилем, у тех которые ниже он поднят. Некоторые содержат флажок, он всегда стоит справа и его цель рассказать вам, как долго держать клавишу. Их может быть несколько, чем больше, тем короче длительность.
Шаг 2: понять ритм
Совокупность всех трех элементов, рассмотренных в предыдущей главе, или одного из них обозначает длительность, выраженной в ритме или метре. Итак, пустой кружок или буква «о» – это целая нота со счетом 1-и 2-и 3-и 4-и, добавляем к ней штиль, и получается половинная нота– 1-и 2-и. Закрашиваем головку, и она уже называется четвертная нота, счет сокращается до 1-и. Далее, прибавив флажок, получается восьмая нота, два – шестнадцатая нота, 3 – 32. При этом чем дальше, тем нота звучит по времени меньше и меньше.
На нотном стане метр представлен в виде дроби слева, где верхнее число показывает, сколько долей в такте, а длительность каждой демонстрирует нижнее.
А чтобы легче было понять, приведем пример, вы слушаете популярную музыку (большинство из них имею тактовый размер 4/4) и ваша нога непроизвольно двигается, отсчитывая 1-2-3-4, а если вы включите вальс, то заметите ровный ритм 1-2-3, размер такта в этом случае изменится на 3/4.
Чтобы до конца разобраться в ритме, нужно определиться с понятием темп в музыке, другими словами, количество ударов в минуту. Обычно он пишется в самом начале нотного стана и говорит, с какой скоростью играть, быстро или медленно. Например, 60 ВРМ означает, что в минуту нужно сыграть 60 нот или одну в секунду, темп 120 удваивает скорость на две в секунду. Помимо этого, на глаза будут попадаться итальянские слова, такие как Largo (медленно), Allegro (весело, подвижно), Presto (быстро) и другие – они обозначают общий темп всего произведения. На начальном этапе держать правильный темп поможет метроном.
Шаг 3: проигрывание мелодии
Поздравляем, вы почти готовы к чтению! Но для начала необходимо выучить до-мажорный звукоряд. Он считается основным и все остальные происходят от него. Состоит он из восьми последовательных нот, расположенных на белых клавишах, которые образуют тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Знаки альтерации
Существует большое количество разных нюансов, тонкостей и сложностей с которыми придется столкнуться, но постоянно занимаясь, в скором времени все трудности покажутся ерундой. Начните с проигрывания простых гамм и обязательно проговаривайте или пойте написанную ноту. Купите нотный сборник с любимыми песнями и, слушая музыку, читайте. Не забывайте про сольфеджио, оно развивает слух и помогает слышать звуки. Кроме того, полезным будет выучить наизусть весь список ключевых знаков. Сейчас на просторах интернета можно найти огромное число партитур с записями исполнения, где можно слушать и одновременно читать ноты.
Еще из интересного:
Также возможно вам будет интересно почитать:
Как читать ноты (Урок 2)
На прошлом уроке нашего Самоучителя мы научились ориентироваться на фортепианной клавиатуре, познакомились с понятиями: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма.
Однако если вы собираетесь серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то вам необходимо уметь читать ноты. Согласитесь, что если вы, к примеру, свободно разговариваете на иностранном языке, но не умеете читать или писать на нём, то ценность ваших знаний будет значительно более малой. Да, не буду вам врать – это не самые простые в освоении знания, и сначала вам придется тратить какое-то время, чтобы понять, какая нота на какой линии что обозначает, придётся осваивать местный аналог пунктуации: знаки пауз, длительности и тому подобное. Но, опять же, результат не заставит себя ждать.
В итоге вы сможете свободно разбираться в нотной грамоте и впоследствии, просто положив перед собой ноты, вы будете читать их, как книгу на русском языке, и так же спокойно будете мгновенно воспроизводить на инструменте музыкальные произведения любой сложности. А с фортепиано без них будет действительно сложно. У гитаристов есть палочка-выручалочка, так называемые табулатуры, где наглядно показывается, какой лад и на какой струне нужно зажать, чтобы воспроизвести тот или иной звук, но, если честно, это достаточно примитивная система, и профессиональные гитаристы, да и вообще любые музыканты пользуются нотами.
Посмотрите внимательно на картинку ниже, на ней показано все настолько наглядно, насколько это только возможно. Первое, что вы увидите, – клавиатуру пианино и надписи над ней.
Октава – это разделённый на равные части звукоряд, одна октава начинается с ноты До и заканчивается также нотой Си, следующая после Си нота До будет относиться уже к следующей октаве.
Ниже вы видите скрипичный ключ – пока вы в основном будете работать с ним. Иначе он зовётся ключом Соль – нота, изображенная рядом с ним, как раз, как не трудно догадаться, Соль, важный нюанс – это соль первой октавы. Это самый распространённый из всех видов ключей, используется для высоких нот, подходит также не для каждого инструмента. На пианино записанные в этом ключе ноты вы будете играть, в основном, правой рукой. Помимо пианино в этом ключе пишутся ноты для скрипки (откуда и название), для большинства духовых, для гитар и вообще для инструментов, воспроизводящих ноты с малой октавы и выше.
Второй используемый для фортепиано ключ – басовый,или ключ Фа (нота расположена рядом с ним). Он применяется реже, чем скрипичный, и на первых порах вы не будете его активно применять, однако впоследствии, с усложнением партий, вам придется играть басовые линии, которые будут располагаться ниже малой октавы (субконтроктава → контроктава → большая октава → малая октава).
Бас – низкий звук, поэтому ключ используется инструментами с низким по высоте звучанием, такими, как бас-гитара, контрабас, фагот.
Важно: отличия в данном случае не просто косметические – на нотном стане ноты в басовом ключе будут писаться и располагаться по-другому, придётся запоминать их отдельно, но коснёмся басового ключа мы позже.
Одна из важнейших особенностей нот заключается в том, что они изображают не только то, какая нота играется, но и то, какая у неё длительность. Все ноты, что вы видите выше, являются целыми, то есть они идут на протяжении всего такта.
Такт – отрезок в произведении между двумя тактовыми чертами, расставляемыми перед так называемыми сильными долями в музыке.
Так изображается тактовая черта в середине произведения:
А так изображается последняя тактовая черта, на котором произведение завершается:
Касаемо длительностей нот – их изображение будет гораздо проще запомнить, чем информацию, которую вы уже успели получить.
Продолжать можно при желании ещё очень долго. Сейчас вы имеете поверхностное представление о том, как выглядят ноты с разными длительностями, сейчас попробуйте вникнуть в самую суть…
Названия длительностей, как вы видите, являются самой большой подсказкой. Весь круг, нарисованный выше – это целая нота, она звучит на протяжении всего такта. Половинная нота, соответственно, в два раза меньше.
Четвертые = ½ половинной = ¼ целой
Восьмая = ½ четверти = ¼ половинной = 1/8 целой
Соответственно в такте может поместиться ровно столько нот, сколько может поместиться в этом круге: в нём не может быть, к примеру, двух половинных и одной восьмой, не может быть пяти четвёртых. Сумма не может превышать единицы, то есть целой ноты. Все остальное будет уже ограничиваться только вашей фантазией:
Целая = Половинная + Восьмая + Восьмая + Восьмая + Восьмая
Целая = Четвёртая + Восьмая + Половинная + Восьмая…
Как я уже писал, длительности не будут ограничиваться восьмыми или шестнадцатыми. 32е, 64е, даже 128е и далее (хотя это уже, скорее, из области фантастики).
Думаю, что вы уловили смысл.…
Внутри каждого такта может располагаться определенное число ритмических долей.
Такты – это как вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например 4 взрослых или 8 детей (размер 4/4). То какое их количество может поместиться в такте указывает размер.
Итак, у нас остался один завершающий штрих – размер такта.
Ещё раз взгляните на схему выше. Если бы не было больше никаких факторов, влияющих на создание музыки, то мы жили бы в мире, где сильная доля всегда была бы одинаковой во всех песнях, в мире, где не было бы танцевальной музыки, и вообще ритмика бы очень сильно обеднела.
Цифры, которые записываются после ключа, обозначают, каков размер такта, то есть как часто и в какой позиции вы будете слышать сильную долю.
Верхняя цифра размера – означает сколько в такте долей, а нижняя – какие они по длительности.
4/4 – это наиболее часто встречающийся размер, он принят эталонным. Когда я говорил о длительностях нот, то речь шла именно о размере 4/4х. Эти цифры означают, что в такте 4 доли и по длительности они четвертные.
Но помимо него есть и другие, причем достаточно нестандартные. Но пока не буду сильно вас перегружать, на первое время (а оно будет достаточно долгим) вам хватит этих трёх:
Чтобы было проще понять, то вот, к примеру, как выглядит в диаграмме такт в 2/4:
Как видите, весь такт является ½ от 4/4 и, соответственно, он в 2 раза меньше целой ноты, т.е. максимальным размером в ней будет половинная:
2/4 = 1 половинная = 2 четвертых = 4 восьмых
В ¾ все будет чуть-чуть сложнее:
¾ = 1 половинная + 1 четвертая = 3 четвёртых = 6 восьмых
Между прочим, в этом размере играется вальс! Но это не более, чем к вопросу о танцевальной музыке. Те, кто занимались танцами, меня поймут, да и вообще многие, думаю, не раз слышали эту, уже ставшую стереотипной, фразу: «Раз, два, три! Раз, два, три!». Да-да, это и есть ¾.
Но такой счет можно встретить и в размере 3/8, и здесь мы будем считать не четвертными, а восьмыми. Потому что верхняя цифра говорит нам о том, что в такте 3 доли, а нижняя, что по длительности они не четвертные, а восьмые.
Партия не всегда должна заполнять такт целиком и полностью, иногда должны появляться и пустые места, паузы, если быть точным. Для их обозначения также существуют специальные знаки, которые, никуда не деться, но придётся запомнить. Запомните также, что если рядом с нотой стоит жирная точка, то это означает, что длительность продлена наполовину!
Надеюсь, вы еще помните первый урок, где я рассказывал, как играются гаммы.
Мы разбирали До мажор (C dur), Фа мажор (F dur), Соль мажор (G dur). Теперь, получив новые знания, давайте посмотрим, как будут выглядеть эти гаммы (обойдёмся только без До мажора – там и так всё очевидно).
Фа мажор (F dur)
Соль мажор (G dur)
Бемолями и диезами обозначены те ноты, которые вы будете играть на чёрных клавишах…. Впрочем, вы и так должны всё знать, вы ведь играли гаммы? Ведь играли же, правда? Учтите, я в вас верю!
Давайте подведём итог и посмотрим, что вы смогли усвоить:
Это простейшая песенка из детского сада: «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай!».
Если ваши мысли совпали с вышеописанным, то спешу вас поздравить, вы двигаетесь в верном направлении. Если же у вас не все сразу получилось, то не расстраивайтесь – этот материал достаточно сложен для освоения с нуля…. Но, как говорится, главный способ чему-то научиться – это практика. Для начала играйте по нотам простые песни, и, что важно, старайтесь пропевать читаемые вами ноты. Желательно при этом, чтобы рядом с вами был человек со знаниями и хорошим слухом, ибо если вы будете «лажать», то это будет только вам во вред. Если вы уверены в собственном слухе, то тогда дерзайте… В крайнем случае вы можете ориентироваться на ваше пианино – оно не даст вам соврать голосом.
Постепенно, если вы будете петь и играть даже те же самые гаммы, ваш профессиональный уровень поднимется на куда более высокий уровень, и вы будете читать ноты гораздо увереннее. Вы ведь помните, что самое главное в здании – это фундамент. Насколько крепко вы его заложите, настолько вам будет проще жить в будущем. А пока… Терпения вам, друзья мои, терпения!
Наш следующий, третий урок, будет посвящен гаммам, интервалам и другим понятиям, о которых будущему пианисту необходимо знать.
Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото
Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.
Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.
Эволюция нотной записи
Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.
Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.
Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.
В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.
Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.
Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.
Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.
После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.
Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.
Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.
Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.
Кому принадлежат названия нот
Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.
Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.
Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.
Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:
Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.
Звукоряд, интервал, октавы
Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.
Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.
Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.
Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:
Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.
Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.
Терция – интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.
Кварта – 4 ступени
Квинта – 5 ступеней
Секста – 6 ступеней
Септима – 7 ступеней
Октава — 8 ступеней