как узнать oid snmp
Штаргалка по SNMP
SNMP (Simple Network Management Protocol — простой протокол сетевого управления) — стандартный интернет-протокол для управления устройствами в IP-сетях на основе архитектур TCP/UDP.
MIB (Managment Information Base) — это структурированный текстовый файл или несколько файлов, которые содержат информацию о всех объектах устройства. Объектом может быть какая-нибудь настройка или параметры системы. У каждого объекта есть свой набор полей, таких как тип данных, доступность (чтение, запись), статус (обязательный, необязательный), текстовое название настройки. Также объект может содержать другие объекты.
Object Name — имя объекта, уникальная константа для всего MIB, однозначно соответствующая определённому OID.
Feature | Version 1 | Version 2C | Version3 |
---|---|---|---|
GET request | |||
GET-NEXT request | |||
SET request | |||
GET-BULK request | |||
TRAP notification | |||
INFORM notification | |||
Community based security | |||
User based security | |||
Message Authentication | |||
Message Encryption (privacy) |
При работе с удалённой системой по SNMP протоколу все запросы происходят через OID, отражающий положение объекта в дереве объектов MIB. Все OID системы можно получить просканировав устройство, например командой snmpwalk:
или более быстрый вариант:
Как читать MIB и OID
Содержание
Общая информация
Знание протокола SNMP, предназначенного для управления и наблюдения за устройствами в сети, очень полезно при диагностики здоровья всей системы. С его помощью администратор может автоматизировать сбор статистики с ключевых узлов: коммутаторов, маршрутизаторов, компьютеров и других устройств поддерживающих этот протокол. В этой статье мы рассмотрим на примерах, как понимать и использовать ключевое понятие в SNMP протоколе — базу данных MIB. [1]
Для начала кратко опишем некоторые важные термины протокола SNMP (Simple Network Managment Protocol):
Object Name — имя объекта, уникальная константа для всего MIB, однозначно соответствующая определённому OID.
MIB — это структурированный текстовый файл или несколько файлов, которые содержат информацию о всех объектах устройства. Объектом может быть какая-нибудь настройка или параметры системы. У каждого объекта есть свой набор полей, таких как тип данных, доступность (чтение, запись), статус (обязательный, необязательный), текстовое название настройки. Также объект может содержать другие объекты.
Есть стандартные MIB’ы, определяемые различными RFC и огромное множество MIB’ов от производителей оборудования, которые дополняют стандартные и могут быть взяты с сайтов этих компаний. Эти дополнения необходимы, чтобы описать специфические для устройства параметры. Можно также составить и свои MIB’ы, нигде их не регистрировать и успешно использовать.
Каждый объект в MIB имеет свой уникальный цифровой адрес OID и имя Object Name. SNMP менеджер, используя OID, способен считывать или устанавливать значение объекта. Например, адрес объекта (OID) содержащего наименование системы: 1.3.6.1.2.1.1.5, а его имя (object name): sysName. Так как всё общение между SNMP агентом устройства и SNMP менеджером (системой наблюдения или администратором) происходит через OID, то понимать, что они описывают, очень даже полезно. Имя объекта играет ту же роль в SNMP, что и DNS имя в ip сетях — более наглядное описательное представление набора чисел. Строго говоря в разных MIB’ах оно может представлять разные OID, хотя, те что описаны в RFC, по идее должны быть уникальными для всех.
Как читать OID
Вышеприведённый OID (1.3.6.1.2.1.1.5) для объекта sysName построен целиком на стандартном MIB, и будет существовать скорее всего на всех устройствах. Он читается так:
1 | iso | International Organization for Standardization (ISO) |
3 | identified-organization | Схема определения организации согласно ISO/IEC 6523-2 |
6 | dod | United States Department of Defense (DoD). Эта организация изначально занималась стандартизацией протокола |
1 | internet | Интернет |
2 | mgmt | IETF Management |
1 | mib-2 | База OID для спецификации MIB-2 |
1 | system | Характеристики системы |
5 | sysName | Имя системы |
OID специфичного объекта для конкретного устройства, дополненный своими MIB’ами, будет значительно длиннее. Вот пример OID датчика температуры у первого вентилятора в Intel Modular Server: 1.3.6.1.4.1.343.2.19.1.2.10.206.1.1.16.1. Первые 7 параметров из стандартных MIB’ов, остальные 10 из MIB’ов Intel. Четыре первых мы уже расшифровали выше, остальные поясняются следующим образом:
4 | private | Частные проекты |
1 | enterprise | Частные организации |
343 | intel | Этот номер закреплён за компанией Intel |
2 | products | Продукты |
19 | modularsystems | Серверы линейки Modular System |
1 | multiFlexServer | Тип сервера Multi-Flex Server |
2 | components | Компоненты |
10 | chassis | Контейнер для информации об аппаратном блоке |
206 | fans | Вентиляторы |
1 | fanFruTable | Таблица вентиляторов |
1 | fanFruEntry | Информация о вентиляторе |
16 | fanFruInletTemperature | Температура возле вентилятора |
1 | датчик возле первого вентилятора |
Вся описательная информация находится как раз в текстовых файлах MIB, поэтому давайте разберёмся как их читать.
Как читать MIB
При работе с удалённой системой по SNMP протоколу все запросы происходят через OID, отражающий положение объекта в дереве объектов MIB. Все OID системы можно получить просканировав устройство, например командой snmpwalk:
К сожалению, иногда команда не успевает вытащить все переменные, так как на некоторых устройствах их сильно много и защита от DOS атак срабатывает раньше, блокируя доступ на некоторое время. Поэтому данные иногда удобней получать частично, лишь для определённой ветки:
Однако, полученные цифровые значения часто не раскрывают своего предназначения, поэтому, возникает обратная задача: узнать какой OID у интересующего нас объекта. Для этого придётся изучать MIB устройства.
Так, для того чтобы узнать температуру в корпусе Intel Modular Server, возмём MIB описывающего параметры вентиляторов системы и делаем в нём поиск слова temperature, находим объект fanFruInletTemperature и смотрим его описание. Вот нужный нам фрагмент:
Строка в описании объекта fans
говорит о том, что описанный объект будет расширять объект (являться веткой в дереве объектов) chassis, имея в нём индекс 206, а следующий объект fanFruTable в свою очередь будет расширять объект fans, представляя в нём ветку с индексом 1, также fanFruEntry будет первой веткой у объекта fanFruTable. В параметрах fanFruEntry и содержится интересующий нас fanFruInletTemperature.
Запоминаем адрес ветки: 206.1.1, начиная от объекта chassis. Теперь ищем далее в файле описание объекта fanFruInletTemperature:
где мы узнаём, что он содержится в объекте components. Далее сквозной поиск строки «components OBJECT-IDENTITY» (нужно учесть, что пробелов между словами может быть разное количество) даёт строчку:
Далее находим и остальное:
Записывая все полученные ID объектов получаем полный OID для температурных датчиков: 1.3.6.1.4.1.343.2.19.1.2.10.206.1.1.16
Теперь можно узнать их значения, заодно выяснив и их количество:
По приведённому несложному алгоритму можно прочитать любой MIB, главное получить его, что, к сожалению, не всегда возможно.
Для облегчения работы с MIB файлами существует множество программ как платных, так и бесплатных, в том числе и on-line (см. раздел Ссылки). Любой поисковик на запрос MIB browser выдаст много полезных ссылок. Я пользуюсь iReasoning MIB Browser, но не потому, что он лучше других, а просто я попробовал его первым и он мне вполне понравился.
Теперь, зная как читать MIB’ы и OID’ы администратору будет легче использовать и донастраивать системы мониторинга здоровья системы, такие как Zabbix, MRTG, PRTG, Cacti и т.п.
Для чего предназначен SNMP: руководство по NMS, MIB, OID, ловушкам и агентам
SNMP (Simple Network Management Protocol) представляет собой коммуникационный протокол, который позволяет отслеживать управляемые сетевые устройства, включая маршрутизаторы, коммутаторы, серверы, принтеры и другие устройства, которые включены через IP через единую систему управления / программное обеспечение.
Если сетевое устройство поддерживает протокол SNMP, вы можете включить и настроить его для начала сбора информации и мониторинга количества сетевых устройств, как вы хотите, из одной точки.
Менеджер (NMS)
Компонент Manager — это просто часть программного обеспечения, которое установлено на компьютере (которое при объединении называется Network Management System), которое проверяет устройства в вашей сети, как часто вы указываете информацию.
Менеджер имеет правильные учетные данные для доступа к информации, хранящейся агентами (что объясняется в следующем разделе), а затем компилирует их в читаемом формате для сетевого инженера или администратора для мониторинга или диагностики проблем или узких мест. Некоторые программные пакеты NMS более сложны, чем другие, что позволяет настраивать сообщения электронной почты или SMS, чтобы предупредить вас о неисправных устройствах в вашей сети, в то время как другие просто опросили устройства для получения более общей информации.
Агенты
SNMP Agent — это часть программного обеспечения, которое поставляется вместе с сетевым устройством (маршрутизатором, коммутатором, сервером, Wi-Fi и т. Д.), Которое при включении и настройке выполняет всю тяжелую работу для Менеджера путем компиляции и хранения всех данных из своего данное устройство в базу данных (MIB).
Эта база данных правильно структурирована, чтобы программное обеспечение менеджера могло легко опросить информацию и даже отправить информацию Менеджеру, если произошла ошибка.
Какие номера портов используют SNMP?
Управляемые сетевые устройства
Управляемые сетевые устройства, в том числе маршрутизаторы, коммутаторы, Wi-Fi, серверы (Windows и другие), настольные ПК, ноутбуки, принтеры, UPS и т. Д., Имеют встроенное в них программное обеспечение агента, которое должно быть либо включено, либо настроено, либо просто настроено правильно для того, чтобы быть опрошены NMS.
MIB-файлы представляют собой набор вопросов, которые SNMP-менеджер может задать агенту. Агент собирает эти данные локально и сохраняет их, как определено в MIB. Таким образом, диспетчер SNMP должен знать эти стандартные и частные вопросы для каждого типа агента.
MIB содержат набор значений, как статистических, так и контрольных, которые определяются сетевым устройством. Во многих случаях расширения стандартных значений определяются с помощью Private MIB разными поставщиками сетевых устройств.
Чтобы упростить MIB, подумайте об этом так: MIB-файлы — это набор Вопросов, которые Менеджер может спросить у агента. Агент просто собирает эти вопросы и сохраняет их локально и обслуживает их по NMS по запросу.
Упрощенный пример работы MIB: NMS спросит у сетевого устройства вопрос, в данном случае, что такое ответ на вопрос 2?
Агент управляемых сетевых устройств затем отвечает с ответом на вопрос 2. Чтобы еще больше разбить это, давайте построим еще один пример.
Скажем, мы хотим знать системное время работы устройства.
Распределение номера OID
MIB | Объект интереса | Пример |
1.3.6.1.2.1.1 | 3 | 0 |
MIB | Объект SysUptime | Образец |
OID, Object Identifier — это просто номер, составленный MIB, объектом интереса и экземпляром. Каждый идентификатор является уникальным для устройства, и при запросе будет предоставлена информация о том, что было запрошено OID.
Существует два типа OID:
Скаляр — это экземпляр одного объекта — например, имя поставщика устройства. Может быть только одно имя поставщика, так что это будет скалярный OID.
С другой стороны, Tabular может иметь несколько результатов для своего OID — например, процессор Quad Core приведет к 4 различным значениям ЦП.
Ловушки
Ловушки используются, когда устройству необходимо предупредить программное обеспечение сетевого управления о событии без опроса. Ловушки гарантируют, что NMS получает информацию, если определенное событие происходит на устройстве, которое должно быть записано без предварительного опроса NMS.
Управляемые сетевые устройства будут иметь MIB Trap с заранее определенными условиями, встроенными в них. Крайне важно, чтобы система управления сетью объединяла эти MIB, чтобы получать любые ловушки, отправленные данным устройством.
MIB — это номер, который идентифицирует определенные характеристики или значения устройства, но если в системе управления сетью нет определенной MIB, которую отправляет ловушка сетевого устройства, нет способа интерпретировать, что такое MIB, и не будет записывать событие.
Версии (v1, v2c, v3)
Этот протокол прошел несколько пересмотров на протяжении многих лет, начиная с 1988 года, начиная с версии 1. Теперь мы до версии 3, но большинство систем управления сетью поддерживают все версии протокола.
Версия 1
Версия 1 была первой версией протокола, определенного в RFC 1155 и 1157. Эта версия является самой простой из 3-х версий протокола и является самой небезопасной из-за ее простой текстовой аутентификации.
Версия 2 (или 2c)
Версия 2 протокола была введена в 1993 году с большими улучшениями по сравнению с первой версией, включая транспортные сопоставления, элементы структуры MIB и, что самое важное, улучшенные обновления для проверки подлинности и безопасности.
Тем не менее, версии 1 и 2 / 2c имели встроенные риски безопасности, как упоминалось выше, — строки сообщества, которые эквивалентны паролям, где передается по проводу в виде прозрачного / обычного текста, позволяя любому, кто нюхает сеть, получить доступ к строке и могут компрометировать сетевые устройства и, возможно, перенастроить их с помощью SNMP.
Версия 3
Версия 3 протокола, дебютировавшая в 1998 году, сделала большие шаги для обеспечения безопасности набора протоколов, реализовав так называемую «пользовательскую безопасность». Эта функция безопасности позволяет вам устанавливать аутентификацию на основе требований пользователя. 3 уровня аутентификации:
Версия 3 протокола является наиболее безопасной из группы, но с добавленной безопасностью и шифрованием добавлена конфигурация и сложность настройки и конфигурации. Но при работе с сетевыми устройствами более высокого уровня, которые содержат конфиденциальную информацию, вознаграждение перевешивает головную боль при правильной настройке.
Руководство по командам Net-SNMP
Mark Silinio
последнее обновление 21/04/05
Оригинал: silinio.webhost.ru
Что про что
Примечания по переводу:
Содержание:
snmptranslate: анализ OID’ов в MIB деревьях
snmpget: получение информации с удалённого хоста
snmpgetnext: получение информации следующего OID’а
Команда snmpgetnext похожа на snmpget, с тем лишь различием, что возвращает OID и его значение, следующее в MIB-дереве за тем, что указано в качестве аргумента:
Так, snmpgetnext может использоваться для последовательного просмотра OID’ов просто путём указания в аргументе последнего полученного OID’а:
Фактически команда snmpwalk, рассматриваемая ниже, делает то же самое за один раз!
В отличие от snmpget, snmpgetnext возвращает значение для OID’а, написанного без индекса(см. про snmpget выше). В таком случае с snmpgetnext не будет возникать ошибки, т.к. вы получаете значение следующей переменной независимо от того, указан ли индекс для переменной в аргументе команды:
snmpwalk: серия snmpnext комманд за раз
Команда snmpwalk автоматически выполняет серию snmpnext команд внутри заданного OID’ом диапазона. К примеру, если вы хотите получить всю информацию, хранящуюся в MIB группе system, используйте следующую команду:
snmptable: отображение SNMP-таблицы
Команда snmptable отображает SNMP таблицу в разбитом на колонки виде. Рассмотрим данные sysORTable. В отличие от команды snmpwalk, отображающей данные в виде длинного списка, snmptable форматирует вывод в удобном для чтения виде (иногда, как в примере ниже, вывод может быть весьма широк):
Но вы можете менять ширину выводимой таблицы:
snmpset: изменение OID’ов
Как вы могли видеть, мы успешно изменили значение OID’а ucdDemoPublicString.0.
Заметьте, что в случае, когда вы не имеете права на изменение(запись) объекта, сообщения об ошибке различны для SNMPv1 и SNMPv2c:
В SNMPv1 отсутствуют описания ошибок, но это исправлено в SNMPv2c. Весьма рекомендуется использовать SNMPv2c вместо SNMPv1, но ещё более лучшим вариантом будет SNMPv3 как в плане безопасности, так и в плане сообщений об ошибках,- SNMPv3 будет рассмотрен чуть позже.
snmptrap: посылка и принятие TRAP’ов, реагирование на них
При её получении snmptrapd выведет такой текст на экран: Формат INFORM’ов SNMPv2 отличен от формата TRAP’ов SNMPv1 и выглядит подобным образом: Это определение аналогично TRAP’у SNMPv1 что рассматривали выше. Так выглядит вызов INFORM’а SNMPv2:
получаем такой вывод от snmptrapd : и такой вывод нашей handler-программы:
вызов нашей enterprice specific TRAP’ы даёт такой вывод handler-программы:
Отправка и приём TRAP’ов и INFORM’ов для SNMPv3
TRAP’ы и INFORM’ы более гибки при использовании SNMPv3 благодаря отличной реализации базы пользователей. Сообщения SNMPv1 и SNMPv2c, использующие community-строки, выдают информацию любому пользователю. SNMPv3 отклоняет запрос, если пользователь отстутствует в базе пользователей SNMPv3. Всё просто, не так ли? За исключением одной небольшой проблемы: база пользователей приложения SNMPv3 описывает пользователей парой значений в виде имени пользователя(называемого «securityName») и идентификатора данного SNMP приложения, с которым осущевствляется связь(зовётся «engineID»). Обычно когда вы используете приложения Net-SNMP(snmpget, snmpwalk и пр.), они сами находят engineID и используют имя пользователя, engineID и пароль в базе пользователей на основе engineID удалённого приложения. Потом будет проще
SNMPv3 INFORM’ы
Вывод будет аналогичен предыдущему примеру.
Далее должно идти долгое объяснение про v3 engineID, INFORM’ы, TRAP’ы, обнаружение engineID, секретные ключи, пароли, локальные ключи и пр. Всё это безобразие занимает 18223 строк текста в RFC 2570-2575, потому не будем повторяться здесь.
Использование локальных MIB-файлов
Работает!
Ещё один момент: вы можете набрать эту команду другим способом(такой набор наиболее предпочтителен и рекомендуется ведущими разработчиками Net-SNMP):
Опции специфичные для SNMPv3
Рассмотрим детальнее вывод последней команды.
— Каждый пользователь имеет имя(securityName), тип аутентификации(authProtocol), тип privacy(privProtocol), а также ключи аутентификации(authKey) и privacy(privKey).
— Аутентификация происходит путём подписывания отправляемого сообщения с помощью authKey. authProtocol на сегодняшний день может быть MD5 или SHA, тогда как authKeys и privKeys генерируются из парольной фразы длиной не менее 8-ми символов
— Аутентификация происходит с применением пользовательского privKey для шифрования данных отсылаемого сообщения. privProtocol может быть AES или DES.
Сообщения могут быть отосланы неаутентифицированными, аутентифицированными, или аутентифицированными и зашифрованными в зависимости от значания securityLevel.
Таблица ниже описывает, как все эти значения могут быть указаны в командной строке. Вы также можете прописать значения по умолчанию в файл
|
Примеры
Пример запроса без аутентификации (как минимум, требуется указать имя пользователя):
Запрос с аутентификацией:
И наконец, запрос с аутентификацией и шифрованием:
Конечно же они все выглядят похоже т.к. работают подобным образом. Но хост в примерах выше позволял использовать любой уровень аутентификации. Хосты, что вы будете настраивать, должны иметь более жёсткие правила безопасности и иметь хотя бы authNoPriv уровень при настройке VACM контроля доступа. И в завершении, пропишем snmp.conf подобным образом: Таким образом все аргументы, используемые нами ранее в командной строке, будут автоматически браться из этого файла:
Опции влияющие на формат вывода
Несколько примеров использования этой возможности:
-On
Данный флаг позволяет выводить OID’ы в числовом формате вместо текстового:
-Oe
Этот флаг определяет, нужно ли показывать обяснение(перед числом в скобках) полученного числового значения:
-Ob
Многие SNMP таблицы используют в качестве индекса строки. Затем строки транслируются в OID сегменты для выполнения SNMP запроса. Давайте попробуем разобраться в этом на следующем примере. Рассморим OID usmUserEntry: