как узнать пароль к сертификату электронной подписи в налоговой в личном кабинете налогоплательщика
Как восстановить пароль ЭЦП: пошаговая инструкция
Что делать, если забыл пароль от ЭПЦ:
Отличие пароля электронной подписи от ПИН-кода токена
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) имеет несколько уровней защиты информации (ст. 5 63-ФЗ от 06.04.2011). Один из них — это пароль ЭПЦ, по умолчанию его устанавливают разработчики ключа. Вот основные значения для ряда носителей:
Стандартные коды доступа присваиваются автоматически во многих аккредитованных удостоверяющих центрах. Но эта опция доступна только для токенов, то есть для ключей на USB-носителях. После установки ЭП на компьютер специалисты сбрасывают заводские настройки и задают пользовательский пароль. Это необходимо для усиления защиты и предотвращения компрометации электронного ключа внешними пользователями. Пользовательская защита USB-токена — это и есть ПИН-код.
В памяти компьютера сохраняют другие сведения — пароль от сертификата ЭПЦ для налоговой, для ПФР, для закупок в ЕИС. Защита необходима для сертификата, открытого и закрытого ключей, то есть для всех файлов, связанных с ЭП. Пользователь задает защитную комбинацию (цифры, строчные и заглавные буквы латинского алфавита) при генерации сертификата на обычном съемном носителе. В этом и есть основное отличие от ПИН-кода, который формируют для специальных флеш-токенов.
Компьютер просит подтвердить защиту при любой операции, связанной с электронной подписью: инсталляции, копировании или переносе на другой ПК, непосредственно подписании документации. Практически каждый пользователь включает функцию «Запомнить пароль». Это облегчает работу — нет необходимости запоминать и каждый раз вводить комбинацию. Но в этом и заключается главный подвох. Многие забывают, куда продублировали защитный код и при необходимости затрудняются его воспроизвести. А такая необходимость возникает, если специалист использует подпись на другом компьютере. Или же на его ПК переустанавливают операционную систему, и вся информация автоматически стирается.
Вам пригодятся эти материалы КонсультантПлюс:
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .
Как восстановить пароль электронной подписи
Пользователь сам задает защитный код. Если он потеряет комбинацию, придется его восстанавливать. Вот инструкция, как восстановить пароль ЭПЦ вручную:
Не получилось восстановить вручную? Тогда отзывайте действующий и выпускайте новый сертификат ЭП. Обращайтесь в удостоверяющий центр, подавайте заявку и генерируйте новый ключ. Других вариантов нет.
Варианты, как восстановить пароль от ЭПЦ в налоговой или Пенсионном фонде, те же:
Звонить в удостоверяющий центр или ТОФК не имеет смысла, они не знают пользовательскую защиту и не помогут ее восстановить или обновить.
ЭЦП функционирует только в том случае, если на ПК установлена программа криптозащиты. Если вы пользуйтесь КриптоПро CSP(речь идет о ПО версии 3.6 и выше) и уже установили ключ сертификата электронной подписи в операционную систему, попробуйте проверить защитный код в криптопрограмме. Инструкция, как узнать пароль ЭПЦ через Крипто-Про (строго соблюдайте регистры и пунктуацию):
Способы восстановления ПИН-кода токена
Восстановить забытый ПИН невозможно, равно как и обычный пароль электронной подписи. Но есть способы подобрать необходимую комбинацию для токена.
В первую очередь попробуйте ввести заводской ПИН-код ЭПЦ, по умолчанию для Рутокена — это 12345678. Если система выдает ошибку, это значит, что ПИН-код заменили при записи сертификата ключа ЭП.
Если с заводской комбинацией не получилось, есть другой вариант — подбор ПИН-кода через администрирование. Предлагаем инструкцию, как узнать пароль от сертификата ЭПЦ через права администратора:
Шаг 1. Нам понадобится панель управления носителем-токеном. Находим раздел «Администрирование».
Шаг 2. Выбираем блок «Администратор». Вводим заводской ПИН-код для администратора: 87654321 (пример для Рутокенов).
Шаг 3. Если код не подходит (сменили при установке), пытаемся подобрать значение. Количество попыток ограничено: их всего 10. После 10-й попытки — автоматическая блокировка.
Шаг 4. Проводим разблокировку: раздел «Администрирование», затем действие «Разблокировать».
Шаг 5. По аналогии пробуем сбросить количество попыток ввода через КриптоПро. Открываем в папке КриптоПро файл «Оборудование» и настраиваем типы носителей.
Шаг 6. Выбираем необходимый токен, изучаем свойства (нажать правой кнопкой мыши) и открываем «Информацию». Теперь разблокируем код.
Шаг 7. Сбрасываем. Опять пробуем подобрать комбинацию.
Но если вы все же не вспомните и не подберете ПИН-код, не теряйте время и сразу же обращайтесь в ТОФК или удостоверяющий центр за новым ключом. Отзовите действующую электронную подпись и заполните заявку на новый сертификат. Не покупайте новый носитель: достаточно отформатировать старый и записать ключ на него. Поменяйте кодировку при установке. Новый код сохраните в защищенном, но доступном для вас месте.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Введите пароль к сертификату ЭП где взять?
Как известно, залогом работы электронной цифровой подписи (ЭП) является наличие сертификата электронной подписи. Такой сертификат обычно выдаётся специальным удостоверяющим центром, и действует ограниченное время (обычно это один год), после чего его будет необходимо продлить. В процессе работы с электронной подписью не редки ситуации, когда пользователь попросту забывает пароль к сертификату электронной подписи. Что делать при запросе на ввод пароля к сертификату ЭП, и где взять правильный вариант – расскажем в нашем материале.
Что такое сертификат электронной подписи?
Обычно под сертификатом электронной подписи понимается бумажный или электронный документ. Предназначенный для проверки подлинности электронной подписи, и подтверждающий принадлежность ключа ЭП владельцу сертификата.
Сертификат ЭП выпускается специализированным удостоверяющим центром, занимающимся выдачей таких сертификатов и их обслуживанием. Такой сертификат содержит данные о владельце закрытого ключа электронной подписи и информацию об удостоверяющем центре, выпустившим такую подпись. Удостоверяющий центр ответственен за достоверность представленных в сертификате данных.
В сертификате ключа проверки ЭП обычно присутствует сам ключ проверки ЭП, название средства электронной подписи и имя удостоверяющего центра, выпустившего сертификат. Также здесь имеются:
Для получения сертификата ключа проверки ЭП необходимо обратится в удостоверяющий центр, заполнить онлайн-заявку и оплатить выставленный вам счёт. Позже на указанный вами в заявке е-мейл придёт уведомление о готовности сертификата. Останется подготовить документы для идентификации, и посетить с ними ближайший офис для получения сертификата ЭП.
Проблемы с паролем к электронно-цифровой подписи
Довольно часто случаются ситуации, когда владелец электронно-цифровой подписи не может вспомнить пароль к ней. Такой пароль защищает систему от мошенников, но может стать преградой для нерадивого хозяина электронной подписи, забывшего пароль.
Особенно часто это происходит, когда владелец ЭП переносит систему на новый компьютер. Прежняя подпись могла использоваться на старом ПК в автоматическом режиме, при этом хозяин уже давно забыл правильный код доступа. Попытки вспомнить пароль часто не дают какого-либо результата.
Где же взять пароль при получении запроса о вводе пароля к сертификату? Расскажем ниже.
Попробуйте разные варианты имеющихся паролей
Пароль от сертификата электронной подписи можно вводить в систему неограниченное количество раз. Имея неограниченное количество попыток, можно попытаться вспомнить пароль к ЭЦП, который вы вводили ранее. Поскольку каждый человек обычно использует небольшое число вариантов, вы можете перепробовать их все.
Обратите внимание на используемый при вводе пароля язык. Часто для пароля используется латиница, а человек пытается ввести пароль кириллицей, и получает отказ от системы. Перепробуйте все имеющиеся и возможные варианты, и если доступ к системе всё так же закрыт, переходите к следующему способу.
Используйте функционал Личного кабинета налогоплательщика
Функционал ЛК налогоплательщика позволяет отозвать сертификат электронной подписи, к которому вы забыли пароль, и сформировать вместо него новый сертификат с новым паролем. Такая процедура стандартизирована, предусмотрена возможностями ЛК, и может использоваться в случае невозможности вспомнить прежний пароль к сертификату ЭП.
Как получить ключ электронной подписи для налоговой?
Электронная подпись для налоговой и не только — что это такое?
Определение электронной подписи дается в п. 1 ст. 2 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ (далее — закон № 63-ФЗ). Согласно этому определению основная функция электронной подписи — идентификация лица, подписавшего электронный документ. Документы в электронной форме сегодня приобретают все большее распространение.
Отчетность в электронной форме обязаны представлять:
При каких условиях квалифицированная электронная подпись признается действительной, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все нюансы существующих условий.
Электронный отчет без наличия электронной подписи сдать нельзя, так как системы приема отчетов и деклараций не смогут идентифицировать подателя этих электронных документов.
Закон № 63-ФЗ в ст. 5 выделяет такие виды электронных подписей:
Рисунок 1. Виды электронных подписей в соответствии со ст. 5 закона № 63-ФЗ
Простая подпись — это вид идентификации, формируемый с помощью пароля, кода или других средств.
Как сделать простую электронную подпись, можно узнать из статьи «Как сделать простую электронную подпись».
Усиленная электронная подпись (УЭП), как показано на рис. 1, делится на 2 вида:
Общими чертами этих 2 видов УЭП является то, что они формируются с применением криптографии (шифрования) для преобразования информации, вносимой на ключ, более точно идентифицируют лицо, которое подписало документ с помощью такой подписи, контролируют возможные изменения, внесенные в документы уже после их подписания. Еще одна общая черта для УЭП — это то, что они создаются с использованием специальных приспособлений для электронной подписи.
Квалифицированная усиленная электронная подпись дополнительно подтверждается квалифицированным сертификатом. В процессе ее создания и проверки используются специальные средства подтверждения подписи в соответствии с требованиями закона № 63-ФЗ в редакции закона «О внесении изменений…» от 30.12.2015 № 445-ФЗ.
Квалифицированную усиленную электронную подпись предоставляют сертификационные центры. Неквалифицированную усиленную электронную подпись можно получить без сертификационных центров, пройдя процедуру идентификации.
В чем отличие двух видов УЭП, подробнее можно узнать из статьи «Чем отличаются два основных типа электронных подписей?».
Что можно делать, имея электронную подпись:
Как управлять налогами через личный кабинет налогоплательщика — физического лица
Любой плательщик налогов может создать личный кабинет на сайте ФНС. Это можно сделать с помощью:
Еще один способ получить полноценный доступ ко всем опциям сайта ФНС для налогоплательщиков — получить цифровую электронную подпись. Этот способ дает возможность взаимодействовать с ФНС и без открытия личного кабинета. Например, для подачи заявления в электронном виде на регистрацию предприятия или ИП или на внесение изменений в учредительные документы создание личного кабинета не является обязательным, а наличие цифровой электронной подписи необходимо.
Что можно делать в личном кабинете на сайте ФНС физическому лицу?
Что дает человеку личный кабинет на сайте ФНС:
Аналогичные возможности предоставляют пользователям и личные кабинеты на сайтах ПФР и ФСС. На сайте ПФР пользователи могут рассчитать свою пенсию, внести или уточнить данные о своем стаже, обратиться за начислением пенсии, подать документы и прийти в ПФР уже только на этапе назначения пенсии и получения пенсионного удостоверения.
Что получает юрлицо, оформив в ФНС электронную подпись
Юридическим лицам оформление личного кабинета на сайте ФНС тоже выгодно, так как позволяет:
Личным кабинетом юридическое лицо может пользоваться, имея неквалифицированную электронную подпись.
Если предприятие оформило сертификат на пользование ключом электронной подписи, обладающей всеми признаками квалифицированной, то оно может сдавать отчетность через специальные ресурсы сайтов ФНС, ФСС и ПФР. Кроме того, есть возможность сдачи электронной отчетности через операторов электронной отчетности. Потребитель вправе самостоятельно выбрать самый удобный для себя способ.
О том, как учесть расходы на приобретение электронной подписи в бухгалтерском и налоговом учетах вы можете узнать из Готового решения от КонсультантаПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Как сделать электронную подпись для налоговой инспекции
Электронную подпись для налоговой отчетности можно сделать в одном из удостоверяющих центров, имеющих лицензию Минкомсвязи. Предварительно необходимо подготовить пакет документов. Максимальный пакет для юрлица включает:
Конкретный удостоверяющий центр для формирования ключа подписи может затребовать не все документы. Состав пакета лучше заранее уточнить.
ИП может не только обратиться в удостоверяющий центр. У физических лиц есть возможность получения электронной подписи в территориальном отделении налоговой инспекции или через получение учетной записи ЕСИА в одном из почтовых отделений или в МФЦ.
Порядок обращения мало чем отличается от работы с удостоверяющим центром. Также необходимо подготовить копии учредительных документов и документов, удостоверяющих личность владельца подписи, и обратиться за получением электронной подписи. Удостоверяющий центр есть и в структуре ФНС России.
Как получить сертификат удостоверяющего центра ФНС России
Удостоверяющие центры ФНС России созданы для того, чтобы проводить сертификацию и автоматизацию обмена данными между государственными предприятиями, входящими в систему обмена электронной информацией.
В связи с этим физлицо, не являющееся должностным лицом госпредприятия, или юридическое лицо, не являющееся государственным предприятием, получить сертификат удостоверяющего центра ФНС России не могут.
Для государственных предприятий и должностных лиц, наделяемых правом электронной подписи, сертификация проводится в установленном регламентом порядке. Первый документ, с которым необходимо ознакомиться таким потенциальным заявителям, — Положение об инфраструктуре удостоверяющего центра Федеральной налоговой службы (Москва, 2013), которое можно скачать на сайте ФНС.
Электронная подпись для отчетности: как проверить актуальность на сайте налоговой
Обладатели сертификатов цифровой подписи могут проверить ее актуальность на сайте государственных услуг. Путь к проверке прост. Нужно войти на сайт по ссылке www.gosuslugi.ru/pgu/eds. Открывшийся сервис позволяет проверить подлинность (актуальность) сертификата и электронных документов цифровой подписи.
Каково назначение сертификата ключа ЭЦП читайте здесь.
Для проверки в открывшейся форме выбирают тот сертификат или электронный документ, который необходимо проверить, набирают код подтверждения (антибот). После короткого времени ожидания система выдаст результат, является ли выбранный документ электронной подписи актуальным.
Как правило, если сертификат оформлен предприятием, имеющим лицензию Минкомсвязи, проблема проверки актуальности не возникает. При подключении к сервисам с использованием ключа электронной подписи в наименовании сертификата пользователь всегда видит срок действия своего ключа. За несколько недель любая система (торговая площадка или сервис ФНС) уведомляет пользователя, что время действия его сертификата подходит к концу, при каждом пользовании ключом. Задача пользователя — вовремя обратиться в свой удостоверяющий центр за продлением действия сертификата.
Итоги
Для того чтобы стать обладателем ключа электронной подписи для налоговой, юрлицу можно получить сертификат электронной подписи в одном из удостоверяющих центров, имеющих лицензию Минкомсвязи.
Физические лица могут получить регистрационную карту ФНС или оформить учетную запись ЕСИА. Для этого им придется сходить в ФНС или, для ЕСИА, в ближайшее почтовое отделение или МФЦ. Физическим лицам можно получить ключ и в удостоверяющем центре.
Приобретение сертификата ЭЦП в удостоверяющем центре, например, для участия в госторгах дает возможность владельцу такого ключа пользоваться сервисами ФНС, ПФР или ФСС, где требуется электронное удостоверение личности.
Часто сертификаты электронной подписи, приобретаемые в удостоверяющих центрах, предоставляют пользователю комплекс возможностей: открывают доступ к электронным сервисам специальных программ (например, ведение бухгалтерии онлайн), дают доступ к госторгам и сервисам ФНС, ПФР, ФСС или сайта госуслуг, где необходима электронная идентификация. Выбор в любом случае остается за пользователем.
Инструкция по восстановлению забытого пароля ЭЦП
Что делать, если забыл пароль от электронной подписи в налоговой:
Отличие пароля подписи от ПИН-кода токена
Электронная подпись (ЭП) — это программа, призванная заменить ручное визирование при электронном документообороте. Сертификат ЭП выдается конкретному лицу и идентифицирует его личность.
Существует два варианта работы с ЭП, от которых зависит ответ на вопрос, как узнать ПИН-код от ЭЦП. Это:
Таким образом, и пароль ЭЦП, и ПИН-код токена — это средства обеспечения безопасности использования подписи, но один используется для установленного на компьютер программного обеспечения, а другой — при использовании внешнего носителя ЭЦП. Следовательно, инструкции, как узнать пароль ключа ЭЦП и ПИН-код от токена, различны.
Существует несколько видов ЭП. Их выдачей занимаются удостоверяющие центры — специализированные юридические лица. Некоторые интернет-сервисы предоставляют возможность оформить собственные электронные подписи для работы только с ними. Например, такую возможность дает официальный сайт налоговой службы, где в личном кабинете пользователь заказывает выдачу неквалифицированной подписи, которая используется для подачи документов в налоговую через личный кабинет налогоплательщика. Для такой ЭП необходимо подтверждение доступа, которое система запрашивает при каждом использовании. Поскольку эта подпись генерируется и используется только внутри кабинета налогоплательщика, инструкция, как восстановить пароль к сертификату ЭП в личном кабинете налогоплательщика, нужна тоже только при работе в кабинете. Она предполагает два шага: отзыв старого сертификата и выпуск нового.
Эксперты КонсультантПлюс детально разобрали, как работать с электронной подписью. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как узнать пароль ЭП
Если пользователь забыл код доступа от подписи, использование которой осуществляется через установку программы на компьютер, инструкция, где посмотреть пароль к сертификату электронной подписи, следующая:
Пароль для подписи в личном кабинете налогоплательщика указывается при запросе создания ЭП и при каждом использовании. Если пользователь забыл созданный код, способа, как узнать пароль к сертификату ЭП в личном кабинете налогоплательщика, нет: сертификат придется отозвать и создать новый, но это очень простая процедура, которая займет от нескольких минут до суток.
Если пользователь забыл код от электронной подписи в личном кабинете, инструкция, как узнать пароль электронной подписи на сайте налоговой, следующая:
Шаг 1. Зайти в личный кабинет на сайте ФНС: перейти в профиль пользователя, нажав на его Ф. И. О. вверху страницы:
Шаг 2. Найти вкладку «Получить ЭП»:
Шаг 3. Внизу этой вкладки расположена информация о выпущенных ЭП, там же — кнопка «Отозвать сертификат». Эту кнопку необходимо нажать, а затем подтвердить решение, нажав «ОК» в появившемся сообщении:
Шаг 4. Подпись тут же аннулируется, и чтобы продолжить работу на сайте, следует сгенерировать новую. Для этого в той же вкладке введите пароль к сертификату ЭП, подтвердите его и нажмите «Отправить запрос»:
Генерация нового сертификата займет от получаса до суток.
Способы узнать ПИН-код токена
Есть два способа узнать код от токена:
Поиск забытого кода облегчится, если увеличить количество попыток для подбора вариантов с помощью прав администратора. Для этого необходимо:
Шаг 1. Перейти в панель управления токеном. Вкладка «Панель управления» расположена, как правило, на кнопке «Пуск».
Шаг 2. Система предложит ввести ПИН-код пользователя или администратора. Выберете вариант «Администратор» и введите код. Здесь возможен ПИН-код ЭЦП по умолчанию: для «Рутокена» — 87654321, для Jacarta SE — 00000000 для PKI-части и 1234567890 для ГОСТ части. Если заводской код не подошел, значит, его переустанавливали и необходимо вспомнить новую комбинацию, на что дается десять попыток.
Шаг 3. В появившемся окне сверху выберите вкладку «Администрирование» и найдите в правой ее части кнопку «Разблокировать». После ее нажатия ПИН-код разблокируется, система оповестит об этом дополнительным сообщением. После нажатия на «ОК» пользователь продолжит перебор возможных кодов от ЭП.
Разблокировка сертификата доступна и через «КриптоПро CSP», но для этого все равно потребуется подтвердить доступ администратора:
Шаг 1. Открыть программу и найти вкладку «Оборудование», затем нажать «Настроить типы носителей».
Шаг 2. Выбрать токен и в его свойствах найти раздел «Информация».
Шаг 3. Нажать кнопку «Разблокировать PIN-код».
После разблокировки ПИН-кода доступ к сертификату у пользователя не появится, но увеличится количество попыток узнать забытый ПИН-код.
Если ни одна из этих схем неосуществима, например потому что у пользователя нет пароля администратора, узнать ПИН-код не получится. В этом случае придется отзывать существующий сертификат и заказывать новую ЭП.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.