как узнать переоценена акция или нет
Искусство оценки. Как правильно выбирать акции для инвестиций
Акция ВТБ стоит около 5 копеек, акция «Норникеля» — около 11 000 рублей. Казалось бы, ответ на вопрос о том, какая бумага дешевле, очевиден. Однако в действительности цена акции — это просто цифра, которая сама по себе ничего не значит.
Количество акций может быть как очень маленьким, так и крайне большим. Если стоимость одной бумаги в сотни раз меньше другой — это скорее говорит о том, что у одного из эмитентов количество акций значительно больше, чем у другого.
Например, у ВТБ больше пятикопеечных акций, чем у «Норникеля» бумаг за 11 000 рублей. Акции «Норникеля» стоят дорого, потому что их мало. Бумаги ВТБ стоят дешево, потому что их много. Таким образом, нужно сравнивать не цены на акции, а стоимость всего бизнеса.
1. Узнайте стоимость компании
По-другому стоимость компании называется рыночной капитализацией. Допустим, вы выбираете между банком ВТБ и «Норникелем». Чтобы узнать, как фондовый рынок оценивает публичную компанию, умножьте стоимость ее акции на их общее количество. По итогам этих нехитрых вычислений вы увидите, что компания «Норникель» стоит примерно в два раза дороже ВТБ:
Если стоимость акции американской компании чрезмерно растет — бумаги делятся, чтобы цена оставалась в границах этого коридора. В этой связи в США разница между ценами акций не столь значительна, как в России.
Следует помнить, что капитализация компании на бирже — это мнение инвесторов о том, сколько она должна стоить. Решения о покупке ее акций могут приниматься по разному: кому-то нравится бренд, кто-то пытается оценить качество бизнеса. Для тех, кто выбирает последний вариант, самый быстрый и верный способ оценить качество — узнать, насколько прибылен бизнес компании.
2. Сравните цену и качество
Акция публичной компании — это доля в бизнесе. Чтобы понять, сколько она должна стоить, нужно оценить, как скоро вложения в конкретного эмитента окупятся. С одной стороны, компания может вернуть инвестору деньги только одним способом: поделиться прибылью, то есть, заплатить дивиденды.
С другой стороны, помимо выплаты дивидендов, компания может направить свою прибыль на развитие бизнеса. Тогда финансовые показатели эмитента могут улучшиться, и его акции подорожают. В любом случае вы или сразу вернете часть денег, или ваша доля подорожает.
Чтобы оценить стоимость акции, сравните ее цену с прибылью компании:
Если вы разом купите все акции ВТБ по нынешней цене и его годовая прибыль не изменится — значит вам понадобится примерно 13 годовых прибылей, чтобы вложение окупилось. Или, другими словами, 13 лет. Если на таких же условиях купить «Норникель» — он окупится примерно через 10 лет. Выходит, по соотношению цена/прибыль акция «Норникеля» за 11 000 рублей выгоднее, чем акция ВТБ за 5 копеек.
Формулы для такой оценки акций называются мультипликаторами. Это производные показатели, которые отражают соотношение между финансовыми результатами компании (прибыль, выручка, долги, капитал) и ее капитализацией.
Мультипликатор капитализация/прибыль (P/E, price/earnings) показывает, через сколько лет инвестиция окупится, если цена акции и прибыль компании останутся на том же уровне.
Хотя прибыль у бизнеса постоянно меняется, P/E является базой для расчета. Сравним «Газпром» и Netflix:
Если в следующем году прибыль «Газпрома» вырастет в два раза, P/E снизится до 1,55 и, если цена акции и прибыль сохранятся на том же уровне, вложения в эту компанию окупятся в два раза быстрее. Если же прибыль Netflix вырастет в два раз – инвестиции в этот сервис все равно окупятся только через 228 лет.
Есть еще один полезный мультипликатор — прибыль/капитализация (E/P, earnings/price). Он показывает, сколько процентов вы потенциально можете заработать за год на дивидендах и изменении стоимости акции, если цена акции и прибыль компании останутся на том же уровне.
Чтобы посчитать E/P, разделите годовую прибыль на капитализацию и умножьте результат на 100, чтобы получить процент:
Какой метод расчета вы бы ни выбрали, помните, что это просто теоретический прогноз. В такой модели предполагается, что цена акции зависит только от прибыли и не учитывается влияние внешнеэкономических факторов, новостного фона и общественного мнения.
Сами по себе мультипликаторы P/E и E/P показывают только то, дешево или дорого стоит компания. Они ничего не говорят о том, эффективен ли бизнес.
3. Инвестируйте в бизнес, а не в формулы
Бизнес бывает разным. Например, нефть и газ — это консервативные отрасли, которые уже прошли стадию быстрого развития и сейчас относительно стабильны. IT и медиабизнес — наоборот, инновационные сектора рынка, где неизвестная компания за несколько лет может выбиться в лидеры.
Низкий P/E, как у «Газпрома», показывает, что стоимость акций компании вряд ли упадет ниже, – вероятнее, она вырастет. Однако это не означает, что вложения в эту компанию являются хорошей инвестиционной идей. Это значит лишь то, что она дешево стоит. С другой стороны, если Netflix в следующие 10 лет будет ежегодно удваивать прибыль, как он делал до сих пор – не важно, что у него высокий P/E. Инвестиции в эту компанию окупятся гораздо быстрее.
Вот несколько советов, как оценивать качество бизнеса:
Разбирайтесь в бизнесе. Узнайте, на чем компания зарабатывает, чем владеет, какова ее долговая нагрузка.
Смотрите динамику. Прибыль, которую компания получает на основном бизнесе, называется операционной. Например, «Газпром» зарабатывает большую часть денег, продавая газ. Допустим, он продаст крупную часть бизнеса и получит разовый доход, благодаря чему его годовая прибыль вырастет в два раза. Второй раз продать уже не получится, а значит в следующем году прибыль будет меньше. Чтобы правильно оценить доходы, посмотрите динамику прибыли компании за последние несколько лет. Данные можно найти в бесплатных финансовых сервисах, например Google Finance, Yahoo Finance, Investing.com и Tezis.
Принимайте решения сами. Акции долго могут быть недооцененными или переоцененными. В целом рынок может долго ошибаться, но когда вы формируете портфель ценных бумаг, вам все равно нужно от чего-то оттолкнуться. Что-то должно стать фундаментом. Показатель P/E является хорошей базой. Он не предскажет, сколько вы заработаете за год, будет ли у компании прибыль или убытки, но вы будете понимать, на что способен ваш портфель.
Как понять, недооценена акция или переоценена
Наибольшие доходы на фондовом рынке приносят инвесторам самые недооцененные акции. Отыскать эти самые привлекательные объекты для вложения денег позволяет анализ некоторых финансовых показателей компаний.
Участники рынка используют несколько показателей для определения, насколько акция недооценена или переоценена по сравнению с фундаментальными показателями деятельности компании. По отдельности их недостаточно, чтобы оценить акцию, но все вместе они могут помочь выявить действительно привлекательные бумаги.
Поделить Р на Е
Отношение капитализации (т. е. суммарной стоимости акций) к прибыли компании
(P/E) считается одним из главных коэффициентов для оценки инвестиционной привлекательности акции. Акционеры — совладельцы компании, поэтому стоимость акций должна быть тесно связана с размером ее прибыли. Чем выше коэффициент, тем дороже акция по отношению к прибыли компании, чем ниже, тем более недооцененной может считаться акция.
Коэффициент P/E данной компании нужно сравнивать с P/E аналогичных предприятий из ее сектора экономики и всего рынка. Если P/E выбранной компании относительно высок, это означает, что инвесторы надеются на быстрый рост ее бизнеса и финансовых показателей и готовы платить премию. Однако если эти надежды не оправдаются, цена акции может сильно упасть.
Р/Е также обычно ниже, чем у компаний из высокоразвитых индустриальных стран. У индекса MSCI Emerging Markets этот показатель составляет около 15, а у американского индекса S&P 500 — около 18.
Данные академических исследований фондового рынка и практический опыт показывают, что покупку акций с низким Р/Е фактически можно считать рецептом успеха. Несколько лет назад инвестиционный гуру Уоррен Баффетт купил акции ряда корейских компаний, у которых Р/Е составлял 2-4; с тех пор их котировки сильно выросли.
Денежный поток
Знать отношение капитализации к свободному денежному потоку (P/CF) не менее полезно. Многие аналитики при оценке привлекательности акций обращают внимание не собственно на прибыль компании, а на генерируемый ею свободный денежный поток, т. е. деньги, остающиеся у компании после оплаты расходов. Низкий P/CF означает, что у компании здоровый бизнес и у нее остается много денег, которые она может пустить на выплату дивидендов или выкуп акций, тем самым увеличивая доход акционеров (см. врез). В конечном итоге стоимость бизнеса — это не что иное, как текущая стоимость его будущих свободных денежных потоков, говорит Энант Сандарам, преподающий фондовый анализ в Tuck School of Business. Низкий показатель P/CF, однако, может оказаться ловушкой, если компания, накапливая наличность, не инвестирует достаточно средств в развитие бизнеса. “Акция с низким P/CF действительно может быть дешевой, — говорит Эсвот Дамодаран из Stern School of Business при Нью-Йоркском университете. — Либо у этой компании может быть недостаток капиталовложений и огромная потребность в таковых”.
За вычетом долгов
Невысокий уровень P/BV может служить успокаивающим сигналом для инвестора. В конце 1990-х гг., когда на фондовом рынке США надувался мыльный пузырь, отношение совокупной капитализации компаний, входящих в S&P 500, к балансовой стоимости их активов было весьма высоким — 4,5. Акции были переоценены, а значение BV занижено из-за значительного объема долгов на балансах компаний. Когда пузырь лопнул и в американской экономике началась рецессия, акции подешевели, а многие компании начали реструктуризацию, агрессивно сокращая долги. В последние несколько лет P/BV для S&P 500 составляет около 3,1.
“В зависимости от бизнеса компании коэффициент P/BV может иметь существенное значение [для оценки ее акций] или же не иметь никакого, — говорит Терри О’Коннор, управляющий хедж-фондом Cedar Creek. — Балансовая стоимость активов важна при оценке финансовых институтов и практически не важна для производителей программного обеспечения”. В балансовую стоимость активов не включаются, в частности, патенты, бренды, она не отражает достижений компании в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и креативности ее сотрудников — т. е. всего того, что так важно для технологических и фармацевтических компаний. У этих компаний, таким образом, балансовая стоимость низкая, а коэффициент P/BV — высокий. Между тем этот показатель хорошо подходит для оценки не только финансовых, но и, например, строительных компаний.
Нужно, однако, учитывать, что большая выручка не гарантирует высокой прибыли. Поэтому у компании с низким коэффициентом Price/Sales должен быть хороший план по увеличению прибыли, в противном случае акция в цене не вырастет. (WSJ, Михаил Оверченко)
Рыночные мультипликаторы: как оценить бизнес и выбрать акции
Акции малоизвестной компании могут принести вам больше денег, чем акции Apple или Facebook. Чтобы найти недооцененную ценную бумагу, нужно сравнить мультипликаторы компаний и выявить самый перспективный бизнес. В нашей статье объясняем, как рассчитать и использовать мультипликаторы.
Мультипликаторы — это производные финансовые показатели. Инвесторы считают мультипликаторы, чтобы понять: акция компании переоценена, недооценена или соответствует своей цене. Если курс акции ниже справедливой стоимости, инвесторам выгодно ее купить по низкой цене, чтобы в будущем заработать на росте курса. Ещё это позволяет представить перспективы компании: есть ли у нее возможности для развития, или она уже находится на этапе стагнации.
Как использовать мультипликаторы
1. Выберите компании, в которые вы хотите инвестировать. Для расчета большинства мультипликаторов компании должны иметь равные внешние условия:
— Работать в одной отрасли. Потому что у каждого сектора есть свои ограничения и возможности: например, нефтяные компании платят высокие налоги.
— Зарегистрированы в одной стране. Конъюнктура рынка, законодательство — всё это влияет на доходы компании.
2. Далее рассчитайте мультипликаторы или найдите готовые показатели на сайтах-агрегаторах.
3. Сравните показатели компаний и выберите лучший вариант с учетом ваших приоритетов.
Где искать информацию
Ниже мы привели формулы основных мультипликаторов. Значения для формул конкретных компаний вы можете найти в финансовых отчетах. Отчетность можно посмотреть на сайте Центра раскрытия корпоративной информации или на официальном сайте самой компании. Обычно эти разделы так и называются «Инвесторам», «Отчетности», «Раскрытие информации». Подойдут как отчеты по МСФО (международные стандарты финансовой отчетности), так РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учёта) и GAAP (общепринятые принципы бухгалтерского учёта США).
Почему нельзя просто выбрать акции компании, которая зарабатывает больше остальных
Доходные мультипликаторы
Мультипликаторы этой группы соотносят доходы компании с другими финансовыми показателями. Данные для расчёта можно найти в отчете о прибылях и убытках.
Мультипликатор P/E показывает, сколько лет должна проработать компания, получая ту же прибыль, чтобы окупить акционерный капитал. Чем меньше значение этого мультипликатора, тем лучше: у вас есть возможность по низкой цене купить акцию перспективной компании.
Чтобы посчитать P/E, нужно знать прибыль на акцию (EPS). EPS показывает, сколько зарабатывает компания на одну акцию, и рассчитывается как отношение чистой прибыли к количеству акций в обращении. Количество торгуемых акций компании можно посмотреть на сайте биржи (графа «Объем выпуска») или на официальном сайте корпорации.
P/E можно сравнивать с показателями разных отраслей. Если показатель ниже 5, то компания недооценена. Среднее значение P/E по всему российскому рынку — 10,1, по американскому рынку — 30,6.
Коэффициент P/E телекоммуникационной компании МТС сейчас равен 12,73. (Чистая прибыль за последний год составила 53,4 млрд руб., капитализация 679,85 млрд руб.). То есть инвесторы готовы заплатить 12,7 руб. за 1 руб. годовой прибыли компании.
Этот мультипликатор нельзя использовать при убыточности компании. Если прибыль отрицательная, используйте коэффициент P/S.
Мультипликатор P/S равен капитализации компании к годовой выручке и показывает, сколько годовых выручек стоит компания. Капитализация — это рыночная цена компании. Чтобы ее узнать, нужно умножить цену акции на количество акций в обращении. Показатели капитализации компаний можно узнать на нашем сайте в рубрике «Эмитенты».
Чем меньше значение P/S, тем меньше вы платите за 1 рубль (доллар) выручки компании. Меньше 2 — показатель в пределах нормы, меньше 1 — вы покупаете ценную бумагу со скидкой.
Выручка позволяет инвестору понять, востребован ли товар или услуга на рынке. Чистая прибыль искажает спрос на продукцию компании, поскольку её высчитывают уже после уплаты всех платежей и налогов — руководство компании может манипулировать этим показателем в бухгалтерии, изменять его значение. Ещё один плюс P/S — его можно использовать с отрицательной прибылью.
Сначала разберёмся, что такое EV и EBITDA.
EV — справедливая стоимость компании с учётом долговой нагрузки и денег на ее погашение. За такую цену компанию могут купить в случае поглощения или слияния. EV можно посчитать так: цену акции умножить на количество всех обращаемых акций и к этому значению прибавить все долговые обязательства компании, а потом вычесть денежные средства компании.
EBITDA — прибыль компании до выплаты процентов, налогов и амортизации. Берём «Прибыль до налогообложения», затем прибавляем к этому значению «Износ и амортизацию», «Проценты уплаченные» и вычитаем «Проценты полученные» из отчета компании «О движении денежных средств». EBITDA уравнивает все отрасли и показывает, сколько денег компания способна генерировать до выплаты налогов, процентов, а также износа и амортизации. Этот показатель более стабильный, чем чистая прибыль, и по нему можно сравнивать компании с разными учетными политиками.
Чистая прибыль Яндекса в 2019 г. снизилась на 95%. При этом выручка увеличилась на 33%, а EBITDA — на 7%. Такое резкое падение чистой прибыли не связано с проблемами компании, а с деконсолидацией Яндекс.Маркета и, как следствие, крупным увеличением прибыли в 2018 г.
Теперь про EV/EBIDA. Этот мультипликатор показывает, сколько прибылей до уплаты процентов, налогов и амортизации должна заработать компания, чтобы окупить реальную рыночную цену компании. Сравнивать нужно с компаниями одной отрасли, но можно с разными системами налогообложения и учёта.
Балансовые мультипликаторы
С помощью этой группы мультипликаторов можно проанализировать соотношение рыночной и балансовой стоимости компании.
Мультипликатор показывает отношение цены акции к ее балансовой стоимости. Балансовая стоимость — это стоимость чистых активов за вычетом общей задолженности. Те деньги, которые разделят между собой акционеры в случае распродажи компании после уплаты всех долгов. Мультипликатор позволяет оценить, переплачивает ли инвестор за остаток, который ему достанется, если компания обанкротится.
Посчитать мультипликатор можно так: капитализацию компании (число акций в обращении, умноженные на цену) поделить на чистые активы. Чистые активы (капитал) — все активы компании минус все долги. Нам подходит значение меньше 1, но больше 0, когда капитализация меньше собственного капитала.
Не используйте P/BV для оценки высокотехнологичных компаний. На их балансе могут быть только компьютеры и офисы, но реальные деньги им приносят нематериальные активы: технологии, патенты, бренд тяжело поддаются оценке стоимости. Так P/BV Яндекса составляет 5,6, хотя с каждым годом нерекламные доходы IT-компании растут.
Мультипликаторы рентабельности
Эти мультипликаторы отражают общую экономическую эффективность компании и ее способность генерировать прибыль.
Рентабельность собственного капитала: как компания генерирует чистую прибыль за счёт собственных средств, по которым компания не выплачивает проценты.
Условный пример. Если киоск-кофейня на окраине города продает кофе на вынос и зарабатывает столько же, сколько кафе с дорогой кофемашиной, оборудованием и интерьером — она эффективнее использует собственный капитал.
ROE должна быть выше среднегодовой ставки по облигациям. Иначе инвестору нет смысла вкладываться в инструмент с небольшой и негарантированной доходностью — он может купить безрисковые активы и получать такую же прибыль.
Рентабельность активов: как компания использует все активы, в том числе и заемные, для получения прибыли.
Нужно сравнивать этот показатель со значениями других компаний отрасли. В розничной торговле показатель будет больше из-за высокой оборачиваемости: здесь быстрее продаются товары. А в горнодобывающих, строительных, железнодорожных — ROE будет ниже из-за высокой капиталоемкости.
Чем выше показатель, тем лучше.
Представьте, что вы хотите купить акции российских ритейлеров, которые стабильно работали даже в карантин. ROA Магнита за последние 12 месяцев составила 1,04%, X5 Retail Group NV (владеет торговыми сетями «Перекресток», «Пятёрочка») — 2,32%, а у Ленты отрицательная рентабельность активов. Из этих трех компаний лучше всех использует имеющиеся ресурсы — X5 Retail Group NV.
Мультипликаторы финансовой устойчивости и платежеспособности
Используйте, чтобы узнать о способности компании платить по своим долгам и степени её закредитованности.
Если вы беспокоитесь, что компания, в которую вы хотите инвестировать, может обанкротиться, посчитайте этот мультипликатор. Он показывает, сколько заемных средств приходится на каждый рубль собственного капитала.
У финансово устойчивых компаний этот показатель равен 1–1,5. Больше 1,5 — предприятие может потерять свою финансовую независимость. Но слишком низкий уровень заемных средств говорит об упущенных возможностях: компания не привлекает дополнительное финансирование, чтобы произвести больше продукции или сделать новый проект на рынке.
Коэффициент текущей ликвидности. Он показывает возможность компании платить по краткосрочным обязательствам (долги, которые нужно погасить в течение года) за счёт оборотных активов: наличных денег, дебиторской задолженности, запасов.
«Хороший» показатель — 2 и больше. Если мультипликатор меньше 1, это не значит, что компанию в ближайшее время ждет банкротство. Она может привлечь внешнее финансирование и покрыть долги.
Главное
1. Мультипликаторы — это производные финансовые показатели. Инвесторы считают мультипликаторы, чтобы понять: акция компании переоценена, недооценена или соответствует своей цене.
2. Сравнивайте мультипликаторы со средним значением по отрасли.
3. Чтобы оценить, сколько вы платите за 1 доллар/рубль доходов компании, посчитайте P/E, P/S, EV/EBITDA.
4. Чтобы представить балансовую стоимость акции, оцените показатель P/BV.
5. Насколько эффективно компания работает с ресурсами — ROE и ROA.
6. Узнать финансовую устойчивость и способность платить по долгам — Current ratio и D/E.
Котировки акций и значения мультипликаторов действительны на 28.09.2020
БКС Брокер
Последние новости
Рекомендованные новости
Прогнозы и комментарии. Это разворот?
Рынку нефти не понравились данные от EIA
C3.ai — новый игрок на СПБ с потенциалом 12-кратного роста
Итоги торгов. Борьба между покупателями и продавцами обостряется
Две главные алюминиевые акции. В какую инвестировать выгоднее?
Какой потенциал у акций РУСАЛа
Акции IT-гигантов: почему их до сих пор покупают
Инвестиции в Китай — кто прав: BlackRock или Сорос
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.