как узнать переученного левшу
Мифы о левшах и как определить леворукого человека
В этом году день левши был юбилейным — 13 августа 1992 год его впервые отметили официально под лозунгом: «Левши всех стран, соединяйтесь и покажите этим правшам!»
Столь агрессивный посыл можно понять — ведь мир, в котором мы живем, рассчитан на правшей. Чтобы понять, как непросто жить левшам, а это каждый седьмой житель планеты — достаточно попробовать поработать компьютерной мышкой левой рукой или попытаться, сев за руль авто, одной левой включить нужную передачу. Часто мы говорим «правый», имеем в виду «правильный», а когда — «левый», почему-то подразумеваем «сомнительный».
К левшам всегда относились как-то настороженно. Когда-то на Руси им запрещали давать показания в суде. Считалось, что левшой был сам дьявол. А в советских школах маленьких левшей переучивали в обязательном порядке. Нынче ученые бесперестанно повторяют: никакой беды в леворукости нет! Это обычные люди, которые ходят на работу, заводят семьи и воспитывают внуков. Более того, люди-левши обладают сильным характером и мощным творческим потенциалом. Не верите? Всмотритесь в лица, которые перед вами. Узнаете? Виват левшам!
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕВШУ:
Мнение о том, что переплетения пальцев рук, складывание рук на груди (поза Наполеона) и ведущий глаз имеют прямое отношение к рукости, — ошибочно, считают психологи. Эти признаки к диагностике рукости никакого отношения не имеют. Для того, чтобы определить, кто ваш ребенок — левша, правша или амбидекстр (человек, в равной степени владеющий обеими руками) лучше воспользоваться тестом из Луганского опросника определения рукости (для детей старше 5 лет!):
Нужно попросить его показать, какой рукой он:
1) пишет; 2) рисует; 3) бросает камень, мячик; 4) складывает башню из кубиков; 5) держит молоток; 6) орудует ножницами; 7) расчесывается; 8) стирает ластиком нарисованное; 9) держит ложку во время еды; 10) раздает карты при игре в лото; 11) держит зубную щетку; 12) какая рука при аплодировании сверху.
5 МИРОВ О ЛЕВШАХ:
1. ЛЕВША — ЭТО НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ
В старину левшей действительно считали изгоями, смеялись и унижали. Ведь работать с ними порой было очень опасно — он мог ненароком поранить косой или серпом ноги или руки соседа-правши, сломать пилу, запутать цепь при молотьбе. Да и в советское время было ничем не лучше. Считалось, что «левизна» помешает приобретению профессии, ввиду того учителя строго следовали установке — всем писать только правой рукой! И только в нынешнее время ученые заявили: отличие левшей от правшей лишь в иной структуре головного мозга и доминировании левого полушария над правым. Во всем остальном они точно такие же люди, как и правши — полноценные, умные и талантливые.
2. ОНИ ТАЛАНТЛИВЕЕ, ЧЕМ ПРАВШИ
В связи с тем, что большая часть общества относится к левшам как к особенным людям, то интуитивно люди-левши будут стараться доказать у обществу, что они нормальные. Получается, общество вынуждает левшей быть лучше, сильнее, активизировать все свои силы. И в результате левши достигают больших результатов, чем правши. Как говорил Чайковский: «Никакого таланта нет, работать надо!».
3. ПРЕУСПЕВАЮТ В ИСКУССТВЕ. ИМ СЛОЖНО ДАЮТСЯ ТОЧНЫЕ НАУКИ
Среди актеров, художников, скрипачей и виолончелистов (у которых огромная нагрузка на левую руку) немало левшей. Традиционно, леворукость связана с рисованием, образным мышлением. По статистике, каждый пятый гений — левша. Но думать, что если ваш ребенок левша, то он может быть только художником или музыкантом, неверно. Человеческую природу не введешь в схему. Есть много левшей, у которых развиты функции праворукости: математики, физики. Яркий пример — Альберт Эйнштейн. Главное, чтобы с самого детства родители не ломали малыша.
4. ЛЕВШИ — ПРОБЛЕМНЫЕ ДЕТИ
Если родители говорят о своем ребенке: «Он такой-сякой, да еще и левша!», тогда есть большая вероятность, что ребенок действительно будет чувствовать себя «леворуким». В том смысле, он не такой и руки у него из другого места. Неполноценным. И вырастет таковым. Потому перед родителями стоит большая ответственность — объяснить малышу, что многие пишут левой рукой, это нормально! Поддержка родителей малышу-левше очень нужна. Без нее ему в социуме будет трудно жить. Если же малыш-левша будет чувствовать поддержку родителей, то с остальными проблемами в социуме ему будет гораздо легче справиться. Он будет уверенным по жизни, будет искать таких же друзей, которые смогут ему помочь. Став взрослым, он будет помогать своим детям. Если же поддержки не будет, то у малыша-левши могут возникнуть различные психологические травмы.
5. ИХ НУЖНО ПЕРЕУЧИТЬ
Мозг не переучишь. Он сформирован с определенным набором функций, которые нужно поддерживать и развивать, а не забивать. Если обучить ребенка работать и левой, и правой — то это не переучивание, а дополнение, весьма полезное. Сам Леонардо да Винчи был таким. А вот если запрещать или, чего хуже, бить по руке, то это переучивание, которое может привести к различным психологическим травмам, справиться с которыми может только сильная и сформированная личность. Личность несформированная может сломаться. Потом такому человеку будет трудно отстаивать свое мнение, добиваться чего-то, он будет ждать, что его «ударят» — или морально, или физически.
Переученные левши.
Но увы, грамоте и правописанию мы в детском саду не были обучены. Поэтому дрессировка прошла сравнительно легко.
Речь пойдет не о правшах и левшах, а именно об переученных или скрытых левшах.
То, что ребенка левшу не надо пререучивать быть правшой, знают все. Об этом написано очень много медицинской литературы, где все понятно и многое объяснено.
Но вот какие интересные факты я нашла :
Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам.
— Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство, так как вы либо левша, либо правша.
— Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.
— Посмотрите, какая рука сверху, когда вы аплодируете.
Прочитав этот материал, я проанализировала и отнесла себя к племени «мозаичных левшей».
И вот мое наблюдение за собой.
2. Я пишу правой рукой. Сначала почерк красивый, округлый. Через 3 минуты начинается судорога в правой руке, почерк становится корявым и неразборчивым даже для себя. Я даю руке отдых, и потом мой почерк откровенно начинает заваливаться налево.
3. Рукоделие. Так как рукоделию я научилась не с рождения, а в сознательном возрасте, то вот что получилось:
— вяжу на спицах обычно, как правши,
— вяжу крючком правой рукой,
— вяжу челночками кружево фриволите правой рукой,
— при шитье на швейной машине материал я контролирую левой рукой. Кстати у меня такое впечатление, что современная форма швейной машины больше приспособлена для левшей, чем для правшей.Ведь у ручной машинки правой рукой надо было крутить маховик, а левой направлять ткань. Так это перешло и на электромашины!
Специально перед публикацей я попробовала вязать крючком и держать челночек фриволите в левой руке.
Таким образом, я адаптировалась к тем нормативым, которое установила цивилизация. А ведь наше общество по своей идее является правосторонним, это философия жизни.
Я приспособилась, вроде бы это хорошо, но имеются ряд проблем, которые по-видимому и связаны с тем, что где-то все- таки ущемлены мои леворукие инстинкты.
Друзья, ждущие меня внизу, думают, что мне страшно. Но я столько лет катаюсь! Это не страх а просто ступор, мышцы правой ноги не подчиняются приказам сверху!
3. Однажды очень сильно разболелась левая нога. До хромоты, но только при хотьбе. При посещении ортопеда выяснилось, что корпус моего тела спиралевидно закрутился в левую сторону. От этого центр тяжести сместился налево, произошла перегрузка ноги и ненужные напряжения. На лечебной гимнастике тренер постепенно снял напряжение тех мышц, которые винтом завернули меня налево и мой центр тяжести встал на место! Я делала специальные упражнения.
И таким инстиктивным способом мой организм хочет вернуть какое-то внутреннее равновесие, силой выворачивая меня налево, чтобы в природе была гармония.
И гораздо больше, чем настоящих, истинных левшей!
Дело в том, что когда нужна мгновенная реакция и необходимо принять решение или действия в доли секунды, правша и настоящий левша делают это на подсознании быстро, без колебаний! А вот у переученного левши сигнал о принятии решения кидается из одного полушария мозга в другое, а время тикает.
Как узнать переученного левшу
Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. При этом правое полушарие отвечает за левую половину тела, левое – за правую.
В левом полушарии расположены речевые центры и происходит переработка всей информации с помощью словесно-знаковых систем. Левое полушарие как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные связи, цепочки. Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, последовательным. Левому полушарию свойственно рационально-логическое мышление. Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное. Его называют эмоциональным, интуитивным. Ему свойственно пространственно-образное мышление. Итак, наши полушария не равноценны. И среди людей встречаются те, которые предпочитают больше «пользоваться» левым полушарием (это, как правило, люди с хорошо развитым логическим мышлением), другие – правым (это, как правило, люди с хорошо развитым образным, творческим мышлением). Можно выделить три типа людей с предпочтением того или иного полушария:
первый тип – правши. Это люди, у которых, как правило, доминирует левое полушарие;
второй тип– левши. У таких людей, как правило, доминирует правое полушарие;
третий тип – амбидекстры. Это люди, у которых не выражено предпочтение какой-либо руки. Они могут одинаково хорошо пользоваться и левой, и правой. Ведущее полушарие можно определить не только с помощью сложных медицинских исследований, существуют и простые тесты.
Теперь посмотрим, что у вас получилось:
ПППП – консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический (при общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора).
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.
ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность; избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, встречается, как правило, среди женщин; характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем и способность идти на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям; в общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения (среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин). ПЛЛЛ – этот тип, наоборот, более характерен для мужчин; отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – один из наиболее распространенных типов; эмоционален, легко контактирует практически со всеми; однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен; требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера: настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению; несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ – характер сильный, но не навязчивый; внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью; способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов. ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость; очень редкий тип, среди мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП – энергичен, эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к необдуманным поступкам.
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи; ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. Как можно заметить, ЛЛЛЛ соответствует «художественному» типу, а ПППП присуще «мыслителям». Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие.
Когда у ребенка следует определять ведущую руку?
Исследования в данной области показывают, что у детей до двух лет главной может быть то правая, то левая руки. А в следующие два года обычно одинаково активны обе.
Окончательно формируется предпочтение одной руки перед другой в возрасте 4 – 5 лет. В этот период и необходимо большое родительское участие. Родители должны выяснить точно, предпочтение какой руке отдает ребенок. Особенно это важно, когда малыш начинает писать и при поступлении в школу.
Если вашему ребенку уже 4 года, и вы отмечаете у него предпочтение левой руки, и тем более среди родственников есть леворукие, то, скорее всего, ваш ребенок – левша. Это его очень важная индивидуальная особенность. Не старайтесь переучивать его. Переучивание левши – это вмешательство в сложный процесс развития ребенка. Это может привести к неуклюжести и неловкости ребенка. Это также может влиять и на познавательные способности ребенка. При жестком переучивании вы можете получить ребенка-невротика. Поговорите об этом с педагогами вашего ребенка и выскажите свою позицию.
Как можно определить ведущую руку у ребенка?
Для этого можно попросить ребенка сделать простые движения:
Проводя эти тесты, необходимо придерживаться определенных правил: как можно меньше показывать самому, можно проделывать тесты в игровой форме.
При проведении теста нельзя спрашивать: «Покажи, какой рукой ты гладишь котика». Следует говорить: «Покажи, как ты гладишь котика».
В каждом тесте одна рука играет пассивную роль, другая – активную.
Для определения ведущего полушария у ребенка необходимо определить ведущие ухо и глаз. Определение ведущего глаза.
Ребенку дается лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно виден либо правый, либо левый глаз ребенка.
Ваш ребенок левша или правша: 10 заданий, которые помогут это точно определить
Можете протестировать и себя
Часто совсем маленькие дети одинаково хорошо пользуются обеими руками, и бывает трудно понять — какая рука ведущая. Кроме того, некоторые люди, леворукие от природы, могут хорошо развить и правую руку — и тогда их леворукость становится неочевидной.
Меж тем хорошо бы точно понимать, какая из рук является главной, потому что дети-левши устроены немного по-другому, чем правши. У них другой способ обработки информации и другие эмоциональные реакции.
Переплетение пальцев рук
Предложите испытуемому сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
Поза Наполеона
Сложите руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье, а у левшей левая кисть лежит сверху, на правом предплечье.
Аплодисменты
У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается более информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют, радостно хлопая обеими ладошками.
Поезд
Посмотрите вот это видео. Надо ответить на простой вопрос: в какую сторону движется поезд? У тех, кому кажется, что поезд едет влево, больше развито правое полушарие (как у левши). Если вправо, то, соответственно, — левое (как у правши).
Узелки
Завяжите несколько узелков на шнурке или веревке, а потом попросите ребенка развязать их. Правша будет развязывать узелки правой рукой, а левой только помогать/придерживать, а левша, соответственно, наоборот, — левой развяжет, а правой будет придерживать.
Прыжки
Проверьте, какой ногой ребенок отталкивается при прыжке: если толчковая нога левая, то это признак левши, если правая, то, наоборот, правши.
Рисование
Возьмите лист бумаги и два карандаша. Дайте ребенку в каждую руку по одному. И пусть он рисует обеими руками одновременно: круг, квадрат, треугольник. Наблюдаем: движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций геометрической фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
Мишень
Попросите ребенка представить перед собой воображаемую мишень. Пусть поднимет руку, как будто у него в руках есть лук и стрелы, закроет один глаз и прицелится. Какой глаз он закрыл?! Если правый, то это признак левши, а если левый, то правши.
Телефон
В комнате зазвонил воображаемый телефон. Какой рукой ребенок возьмет трубку? И к какому уху ее приложит? Если рука левая — он левша, правая — правша.
Крест-накрест
Все просто: нужно сесть на стул/диван/кресло/табуретку и закинуть одну ногу на другую. Нога, которая окажется сверху, — ведущая.
За помощь в создании текста благодарим проект ПРАВОНАЛЕВО.
Одной левой: почему опасно переучивать левшу
13 августа — Международный день левшей. Тема леворуких людей всегда сопровождалась множеством мифов и споров. Некоторые ученые говорят об одаренности левшей, другие же настаивают, что эту особенность нужно корректировать. Чем же левша отличается от правши? Стоит ли переучивать ребенка, если он пишет левой рукой? Чем опасно такое вмешательство? Об этом рассказывает психолог Сектора игровой психотерапии Московской службы психологической помощи Дарья Круть.
Левша, правша или амбидекстр?
Детей, которые предпочитают пользоваться только левой или только правой рукой, называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Если ребенок использует преимущественно только одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой, говорят «невыраженный левша», «невыраженный правша».
Однако есть дети, которые одинаково хорошо выполняют любые действия и правой и левой. Их называют амбидекстрами. В таких ситуациях можно услышать рекомендацию: «Какую руку ребенок чаще использует, той пусть и пишет». Эта позиция не всегда верна, ведь одно дело — выполнять привычные бытовые действия, а другое — писать.
В специальной литературе выделяют понятия «графическое функциональное превосходство» и «бытовое функциональное превосходство». Как правило «графические левши» оказываются «бытовыми левшами». Аналогичная ситуация и у правшей. Но бывают дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Например, ребенок может почти одинаково использовать в бытовых действиях и правую, и левую руку, но графические движения лучше (точнее, увереннее, четче) выполнять правой рукой или, наоборот, левой.
Леворукий и левша — синонимы?
В быту детей, которые чаще всего пользуются левой рукой, называют левшами. Вместе с тем левшой можно назвать и левоногого, левоухого, левоглазого. Слова «левша» и «леворукий» часто употребляются как синонимы, однако эти два понятия следует различать.
Леворукость — это отражение определенной межполушарной асимметрии, при которой левая рука является более активной (ведущей), под левшеством подразумевается комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).
Таким образом, ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, можно с уверенностью утверждать, что он леворукий, однако говорить о том, что ребенок левша, можно только в том случае, когда ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо — левые, что встречается чрезвычайно редко.
В каком возрасте определяется ведущая рука?
Определить ведущую руку можно начиная с четырех-пяти лет. До двух лет у ребенка происходят волнообразные изменения «рукости», а с двух до четырех-пяти лет руки практически равноценны и одинаково активны, и только к четырем-пяти годам формируется стойкое предпочтение. Если приглядеться, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор, можно увидеть, что одна рука (ведущая) движется активно, а другая удерживает предмет.
Стоит ли переучивать левшей?
Родителям не рекомендуется переучивать леворукого ребенка. Вместо этого лучше найти правильные методы воспитания, которые помогут решить текущие проблемы. Однако следует подчеркнуть, что и вторично переучивать ребенка нельзя, так как это может привести к еще более серьезным последствиям. Бывают исключения: если ребенка переучили и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе (не имеет опыта систематического письма), то в этом случае сменить руку не поздно. Во всех остальных случаях придется смириться с неважным почерком и прочими последствиями.
Чем опасно переучивание?
Переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Часто переученный левша пишет плохо и очень медленно, совершает большое количество ошибок (пропуски, замены, зеркалит буквы), при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку, держит ее неправильно, линии у него получаются неровными, пропорции букв нарушены. Могут начаться проблемы с чтением.
Самочувствие ребенка также ухудшается: он становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тиком, энурезом, кожными заболеваниями, навязчивыми движениями и прочими нарушениями психики. Ребенок начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость, тревожность.
Заметив эти проявления у ребенка (тем более у переученного левши), необходимо обязательно обратиться за советом к врачу-психоневрологу или педиатру.
Три способа определить, левша ребенок или правша
Также можно попросить ребенка выполнить несложные действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку и так далее. Если ребенок выбирает левую руку, при этом его движения легче и точнее, то ведущая рука — левая. Может получиться так, что бытовые действия ребенок действительно лучше выполняет левой рукой, а графические — правой. Или наоборот. Это тоже надо учитывать при выборе руки для письма.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы