как узнать перевели ли меня на усн
Зачем подтверждать право на УСН
И когда оно может пригодиться
Многие предприниматели и компании предпочитают работать на упрощенной системе налогообложения, или УСН.
Низкие ставки налога — от 0 до 15%, — освобождение от уплаты НДФЛ, НДС и несложная налоговая отчетность делают упрощенку привлекательным режимом для бизнеса.
Почему права на УСН может не быть
Сразу после регистрации компания или ИП по умолчанию находятся на общей системе налогообложения — ОСН, у которой есть свои условия по уплате налогов и сдаче отчетности.
Чтобы применять упрощенку, нужно перейти на нее — то есть подать уведомление в налоговую о переходе на другой вид налогообложения. Обычно это делают при регистрации ИП или компании.
Но может случиться так, что предприниматель ведет деятельность на упрощенке, а в один прекрасный день получает отказ от налоговой — декларацию УСН за очередной год не приняли.
Предприниматель начинает выяснять, в чем дело, звонит в налоговую. Оказывается, что в ФНС нет уведомления о переходе на УСН, поэтому налоговики считают, что предприниматель на упрощенку не переходил, находится на общем режиме и должен платить налоги и сдавать отчетность по ОСН.
Как уведомляют налоговую о переходе
Чтобы перейти на УСН, не нужно получать разрешение налоговой. Но о выборе этого режима ее нужно уведомить. Правила перехода регулирует статья 346.13 Налогового кодекса РФ.
Для уведомления налоговой рекомендована форма 26.2-1. Подать ее можно вместе с документами на регистрацию или в течение 30 дней после. Уведомить можно через представителя, по почте или электронно, а также лично посетив налоговую.
Если пропустить сроки, то перейти на УСН можно только со следующего года, а уведомить налоговую нужно не позднее 31 декабря этого года.
Например, ИП зарегистрировался первого июня 2020 года. Если он не подал форму 26.2-1 при регистрации и в течение 30 дней после, то на УСН сможет перейти с 2021 года, уведомив налоговую до 31 декабря 2020.
Уведомление о переходе ИП или компании на упрощенку хранится в налоговой, а его подтверждение — у налогоплательщика. Но бывает, что уведомление в инспекции отсутствует. Причины могут быть разными: либо налоговики потеряли уведомление, либо сами предприниматели или их представители небрежно подготовили пакет документов. Например, банально забыли подписать форму 26.2-1. Так или иначе, уведомления нет.
В итоге вместо единого налога на УСН у предпринимателя или компании появляется перспектива заплатить все налоги на общем режиме, то есть НДФЛ, налог на прибыль, НДС, имущественные налоги, от которых освобождает режим УСН, штрафы за неуплату налогов и несданную отчетность, пени за просрочку за все время деятельности, когда предприниматель думал, что находится на упрощенке.
Но не все потеряно. В зависимости от конкретных обстоятельств у предпринимателя, скорее всего, есть возможность доказать свое право на УСН.
Что делать, чтобы не потерять право на УСН
Вот пара рекомендаций, которые помогут избежать споров с налоговой и отбить претензии об отсутствии права ИП или компании на упрощенную систему налогообложения.
Правильно заполняйте уведомление о переходе на УСН. Если верно заполнить форму с первого раза, это снимет вопрос о налогообложении в будущем. Форма 26.2-1 довольно простая, но и здесь можно допустить ошибки.
Например, ИП подал уведомление на УСН, но не указал объект налогообложения — доходы или доходы минус расходы. В итоге ИП думал, что находится на УСН, а налоговая инспекция потребовала отчетность и налоги по общему режиму. Налоговики не смогли определить объект налогообложения УСН и посчитали уведомление ошибочным.
Индивидуальному предпринимателю нужно указать в форме:
Сохраните доказательство уведомления о переходе на УСН. Это может быть расписка с перечнем документов, поданных при регистрации, или экземпляр формы 26.2-1 с отметкой о принятии. Если налоговая инспекция предъявит вам претензии, вы сразу же сможете доказать свою правоту и избежать лишней волокиты.
Но что делать, если подтверждающих документов нет, и доказать, что уведомление было, нечем?
kak_uznat_-_na_uproshchenke_ip_ili_net.jpg
Похожие публикации
Как производится перевод на «упрощенку»
Никаких подтверждающих документов о переходе на УСН, кроме экземпляра уведомления, у ИП не остается. Однако проверить, оставлен на «упрощенке» ИП или нет, все-таки можно. Есть несколько способов, как это сделать:
1. Направить в ИФНС письменный запрос о предоставлении информационного письма по форме № 26.2-7 из Приказа ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Просьба составляется в произвольном виде (если подается электронно – заверяется ЭЦП). Обязательно указываются данные, позволяющие идентифицировать налогоплательщика – фамилия, имя, отчество ИП, ИНН. Ответ налоговики составят в течение 30 дней (пп. 2,3 п.13 Административного регламента ФНС, утв. Приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@).
Наиболее удобным вариантом считается получение информационного письма из ИФНС, так как у налогоплательщика на руках остается документ, подтверждающий правомерность применения «упрощенки». Его также можно предъявлять контрагентам при заключении договоров, чтобы обосновать указание стоимости без НДС.
Как узнать, какая «упрощенка» у ИП – 6% или 15%
Уведомляя о выборе режима УСН, налогоплательщик сразу указывает объект налогообложения: «доходы» (6%) или «доходы минус расходы» (15%). Где можно посмотреть, какой вариант был выбран:
Пояснения могут дать и в ИФНС, если налогоплательщик решит обратиться к ним с этим вопросом. Разработанной формы для письменного обращения нет, поэтому пишется он в произвольном виде.
Таким образом, даже при утере своего экземпляра уведомления о переходе на УСН можно узнать, вправе ли ИП применять «упрощенку» или нет. Ответ можно найти онлайн или узнать в территориальной ИФНС по адресу места жительства налогоплательщика.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Упрощенная система налогообложения
Кому подходит и как на нее перейти
Этот материал обновлен 29.01.2021
УСН — это упрощенная система налогообложения. Упрощенная, да не простая.
УСН называется упрощенной по сравнению с общей системой налогообложения — ОСН. Значимые отличия — в налогах.
Транспортный, земельный и налог на имущество предприниматели на обеих системах налогообложения платят, только если у них есть транспорт, земля или имущество в собственности.
В этой статье мы разберемся с тем, кто имеет право применять УСН, как на нее перейти и когда сдавать отчеты.
Кто применяет УСН
Работать на УСН могут и предприниматели, и компании, но с ограничениями.
Ограничения по виду деятельности. На УСН не могут работать:
По количеству сотрудников. Штат, включая сотрудников, оформленных по гражданско-правовым договорам, не должен превышать 130 человек.
По оборотам. В 2021 году компании и ИП могут работать на УСН, если обороты не превышают 200 млн рублей в год.
По стоимости основных средств. Бухгалтерская остаточная стоимость основных средств компании или ИП не должна превышать 150 млн рублей. Однако в расчет идет только имущество, которое при покупке стоило 100 тысяч рублей и выше.
Права на компьютерные программы, патенты и другие нематериальные активы в лимит не входят. Условное ООО «Стартап», которое владеет правами на приложения в Эпсторе стоимостью 200 млн рублей и тремя компьютерами стоимостью 500 тысяч рублей, может работать на УСН.
По доле других организаций. Компания не может работать на УСН, если долей более чем в 25% от ее уставного капитала владеют другие организации. Если ты большой бизнес с инвесторами — переходи на ОСН.
По филиалам. Компания не должна иметь филиалов.
Если какое-то из этих условий нарушается, например компания открывает филиал или у нее вырастает оборот, придется перейти на общую систему налогообложения.
Как перейти на УСН
Уведомление о переходе на УСН можно подать сразу при регистрации компании или в течение 30 дней после регистрации. Действующие компании переходят на упрощенку только с начала следующего года.
Чтобы перейти на УСН сразу после регистрации компании, к пакету документов нужно приложить уведомление по форме 26.2-1.
Действующая компания может перейти на упрощенную систему только с начала следующего года. Подать уведомление нужно с 1 октября по 31 декабря предшествующего года. То есть перейти на УСН в 2020 году уже не получится, но можно подать заявление в октябре и перейти на упрощенку с 2021 года.
Уведомление можно подать по интернету — через систему электронной отчетности («Контур», «Такском» и т. д.), отнести в налоговую лично или отправить по почте письмом с описью вложения.
ФНС не отправляет никаких бумажек о переходе на УСН, но вы можете попросить ее об этом — так спокойнее. Для этого напишите запрос в свободной форме или заполните специальный бланк. В ответ ФНС пришлет информационное письмо.
Заставьте ФНС всё подтвердить
Иногда при регистрации новых ИП и компаний налоговики могут элегантно подзабыть о том, что надо поставить их на УСН. На всякий случай запросите информационное письмо, что вас перевели на упрощенную систему налогообложения. Сделайте это сразу после регистрации или после перехода на упрощенку с нового года. Никому нельзя доверять.
Когда нужно отправлять отчетность по УСН
Налог по УСН нужно оплачивать каждый квартал:
Это касается именно уплаты денег, а не подачи декларации.
Налоговую декларацию нужно подавать раз в год. В 2020 году сроки сдвигали из-за коронавируса, но в 2021 году они стали прежними: до 31 марта для ООО, до 30 апреля для ИП.
Особенности в 2021 году
В 2020 году из-за коронавируса все ИП из пострадавших отраслей и компании, которые есть в реестре МСП — малых и средних предприятий, исчисляли, но не вносили авансовый платеж за полугодие: эту сумму им списали. Однако она все равно уменьшает аванс за 9 месяцев и годовой налог, который платят в 2021 году. Проверить, доступно ли вам это, можно по ИНН на сайте ФНС.
Налог за 2019 год и авансовый платеж за первый квартал 2020 года МСП из пострадавших отраслей могли разделить на 12 и платить эту сумму ежемесячно с ноября 2020 года по октябрь 2021 включительно. Срок — до последнего числа каждого месяца.
Декларацию сдают по интернету через систему электронной отчетности, относят лично в налоговую или отправляют по почте письмом с описью вложения.
Сдать декларацию по УСН 6%
Есть целый ряд онлайн-сервисов, которые помогают автоматически формировать декларации по УСН, но мы расскажем про Тинькофф-бухгалтерию :
Совет для ИП на УСН без сотрудников
Чаще всего выгоднее платить взносы поквартально: в этом случае сумма страхового взноса за квартал уменьшает базу для расчета налога по УСН.
В следующей статье расскажем про разницу между УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы».
Важно
Если у вас сезонная работа или нестабильная выручка — наймите профессионального бухгалтера.
Не решайте сложные вопросы по советам и статьям из интернета. Не рискуйте. Найдите профессионала.
«сумма страхового взноса за квартал уменьшает базу для расчета налога по УСН». Неверно.
Сумма уплаченного страхового взноса уменьшает налог к уплате, а не базу для расчета налога
Din, Да, разумеется. Учтите, еще раз: я описала ситуацию по упрощенке «доходы» (т.е. 6%) и без работников
Анна, и это работает со страховыми взносами в ПФР, которые около 30к в год?
Прикольно вы рассказали, что на УСН может не быть налога на прибыль. По факту, на доходах-расходах, если у тебя прибыль ниже средней по отрасли, тебя зовут на комиссию и грозят проверить, если в следующем квартале не исправишься.
Отчётность ИП на УСН без работников в 2021 году
Упрощённая система налогообложения — самая распространённая среди индивидуальных предпринимателей. Она настолько облегчает бухгалтерию, что со всеми делами можно справиться самому. Наша статья расскажет, что и когда ждёт от вас государство.
Содержание статьи
Когда платить налог УСН
Налог УСН нужно платить каждый квартал. В 2021 году сроки такие:
Платите УСН в налоговую по прописке, даже если ведёте деятельность в другом регионе.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как считать УСН
УСН бывает двух видов, которые отличаются налоговой ставкой и расчётом налога:
Каждый регион может установить свою ставку. Узнайте вашу ставку на сайте налоговой.
Эльба рассчитает налог на УСН «Доходах» и «Доходах минус расходах». Получите 30 бесплатных дней при регистрации — и попробуйте сами. Если вы на УСН «Доходы» и все платежи поступают на расчётный счёт, воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом.
Налоговые каникулы новым ИП
Если вы зарегистрировали бизнес в социальной, производственной, научной сфере или в сфере услуг населению, вы можете попасть под налоговые каникулы. Условия для этого:
Узнайте, попадаете ли вы под каникулы, в нашей статье «Налоговые каникулы ИП».
Декларация по УСН
Один раз в год нужно сдать налоговую декларацию. Это отчёт о вашем бизнесе, по которому налоговая проверяет, правильно ли вы заплатили налоги.
Декларацию нужно сдавать всегда. Если в прошедшем году вы ничего не заработали, сдайте нулевой отчёт.
Срок — до 30 апреля. Если это день выпадает на выходной или праздник, то срок сдвигается на следующий рабочий день.
Как подготовить декларацию по УСН
Форма декларации утверждена приказом ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@. Не обязательно читать порядок заполнения и вручную считать показатели. Загрузите в Контур.Эльбу выписку с расчётного счёта и получите готовый отчёт по УСН.
Как передать декларацию в налоговую
Заполняйте книгу учёта доходов и расходов
Доходы и расходы бизнеса записывайте в специальную книгу — КУДиР. Её можно вести на бумаге или в электронном виде. КУДиР не нужно сдавать, пока не попросит налоговая. Сохраняйте её в течение 4 лет и предъявляйте по требованию. Контур.Эльба автоматически сформирует вашу КУДиР, вам останется только распечатать.
Подробнее о правилах заполнения КУДиР читайте в статье «Как вести книгу учёта доходов и расходов».
Не забывайте платить страховые взносы за ИП
До конца года нужно заплатить страховые взносы — 40 874 рублей. Если ваш доход за год окажется больше 300 тыс. рублей, придётся доплатить ещё 1% от суммы превышения. Например, с годовым доходом 500 тыс.рублей вы заплатите 42 874 рублей страховых взносов: 40 874 рублей— фиксированная часть, 2 000 рублей — 1% от доходов свыше 300 тыс.рублей.
Платить взносы нужно, даже если вы не получали доходов.
Чтобы ничего не забыть, настройте в Контур.Эльбе уведомления по электронной почте или СМС о приближающихся сроках отчётности.
Как отчитываться после найма сотрудников
Если вы наймёте сотрудников, количество отчётов вырастет в разы. Придётся сдавать дополнительные отчёты в налоговую, пенсионный фонд и ФСС, а также каждый месяц платить страховые взносы за сотрудников.
Статья актуальна на 04.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Рецепт ФНС: что делать, если не подали заявление о переходе на УСН?
Вообще-то, это кошмар бухгалтера, да и предпринимателя: начать работать, рассчитывая на упрощенку, а потом обнаружить, что заявление о переходе на УСН так и не подали.
И нельзя сказать, что эта ситуация какая-то из ряда вон редкая. К сожалению, приходится с ней сталкиваться.
Если налоговая отследит такую ошибку сразу, например, заблокирует счет за несдачу декларации по НДС за 1 квартал, то, с одной стороны, это хорошо: критичный груз доходов может к тому моменту и не накопиться. С другой стороны, это плохо, так как никаких маневров, кроме как взять освобождение от НДС (если позволяет лимит доходов), практически нет.
Но если вам удастся продержаться без внимания налоговой хотя бы год, и вы успеете сдать налоговую декларацию по УСН, то шансы отстоять свое право на упрощенку есть.
А если к тому же налоговая направит вам какое-либо требование с пояснениями по сданной декларации, начислит пени по УСН, то, считай, это подарок судьбы. И, скорее всего, с упрощенки вас уже не сдвинуть, даже если никакого заявления и не было.
Логика такая: в случае, когда организация или ИП выразили свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавали налоговую отчетность, уплачивали авансовые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.
Платежи отражали в расчетах с бюджетом, декларацию приняли и «откамералили», счета за несдачу деклараций по ОСНО не блокировали, и так далее — все это может свидетельствовать о том, что налоговая инспекция одобрила применение вами УСН.
Такой рецепт действий дает и сама ФНС на своем сайте:
«При этом может сложиться ситуация, когда хозяйствующий субъект выразил желание использовать УСН, уже фактически его применяя: сдавая налоговую отчетность, а также уплачивая авансовые и налоговые платежи. Если в этом случае налоговый орган своевременно не уведомил ИП о необходимости применения общей системы налогообложения, то не может ссылаться, что не получил от него уведомление о переходе на УСН или получил его с нарушением срока. Верховный Cуд РФ подчеркнул, что в такой ситуации положения пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не могут быть применены в качестве основания для перевода налогоплательщика на общую систему налогообложения».
Так что отсутствие заявления на УСН при фактическом применении этого режима — та ошибка, которую может вылечить время и. везение.
А чтобы не было забытых и невыполненных задач, используйте Мультибухгалтер. Обменивайтесь задачами, назначайте сроки их выполнения, ставьте себе напоминания, а по клиентам создавайте события и отслеживайте их в графике, который формируется автоматически.