как узнать план школы
Где можно найти план здания своей школы?
Мне нужно найти план здания гимназии №261 в СПб. Можно ли найти его на официальном сайте или в интернете?
Где-где. В интернете.
Если нужно серьёзно, искать придётся в несколько этапов.
На сайте школы искать даже такую предельно упрощённую схему, как план эвакуации, смысла нет. Нет такого требования, чтобы он там был. И тем более строительно-проектна я документация. Вот ничего подобного и не публикуют. Таким образом, на сайте школы мы берём только точный адрес.
Потом заходим на сайт «Домофото», там находим нужную страну, город, улицу. Улице посвящено несколько страниц. Наконец, видим нужный номер дома. Открываем. Читаем:
Замечу, что оба здания школы, как выяснилось, построены по этому проекту.
Тыкаем в сам проект. Чертежей, увы, не наблюдаем.
Но можем вбить в поисковик его название и найти планы всех этажей здания и многое другое. Скорее всего, скачивание будет стоить денег. Зато точность какая!
Если столько не нужно и отдавать 11 тысяч денег вам не хочется, заходим в контакт. Группа «Современная типовая архитектура». Нам нужен каталог, раздел 22. Находим в нём всё тот же проект 2С-02-10. Тыкаем. О чудо, попадаем в альбом с изображениями!
Для других школьных (а также прочих) зданий действия аналогичны.
Заметьте, полчаса назад я понятия не имел об этих интернет-ресурсах и ответа на вопрос не знал.
А какой именно нужен план? Можно воспользоваться планом эвакуации, если нужно просто расположение помещений. Такие планы должны висеть на стенах в любых общественных местах. Более серьёзные документы хранятся у директора школы. Не думаю, что они в открытом доступе для всех, т.к. такую информацию можно использовать в злых умыслах.
Эти документы должны находиться у завхоза или у директора школы.Особенно те документы которые касаются постройки и канализаци. Так как их надо показывать при проверках пожарников и при очистке коналезационых коллекторов.
Ну наверное это из области психики, что то действительно неприятное связанно со школой, которое глубоко отложилось в мозгу, и когда идете мимо это воспроизводиться,не совсем понятно может возле школы растут кусты и там разные маньяки могут сидеть в вечернее время,у меня также страх перед одним учебным заведением, учились там в основном девчонки, учебный корпус и общежитие были рядом, бегали мы туда не всегда сильно одеваясь, но в вечернее время когда возвращались с учебы в общежитие на нас нападали пацаны городские и тискали, особенно страшно было ходить одной.
Включение «Властелина колец» в школьную программу было бы несколько двусмысленно, если знать, кого подразумевал Толкин в свое время в качестве прообраза сил тьмы. Тогда уж для сохранения равновесия справедливо было бы включить в эту программу и продолжение истории, написанное Ником Перумовым.
А вообще, фэнтези в школьную программу включать не стоит, поскольку тогда ученики больше ничего, кроме него, читать не будут)
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Осенний пейзаж» школьники будут, видя перед собой эту прекрасную картину.
В основной части можно написать, что художник любовался осенней природой, потому что выбрал своего пейзажа яркие краски. Для него осень не была скучной и серой. Она была яркой, нарядной, играла красками и радовала глаз художника. Мы видим на картине зеленый, желтый, багряный цвета, которыми изображены листочки на деревьях и трава.
Солнышко освещает правый берег. Он яркий, весел и кажется теплым. А вот противоположный берег находится в тени. И Иван Иванович Шишкин применил более темные краски, чтобы показать, что на этом берегу солнышка нет, здесь более прохладно.
В заключении можно написать, что не только осень золотая прекрасна. В любом времени года можно найти красивые моменты, если смотреть на природу глазами художника или просто романтика.
Планировка территории школы
Школьные годы – это время формирования у подрастающего поколения физических, духовных основ, прочных знаний, необходимых для выбора будущей профессии. В этом процессе принимают активное участие не только семья, учителя, воспитатели, но и архитекторы, создающие проекты и чертежи строящихся домов, в которых дети проводят немалую часть своей активной жизни. Поэтому проект школы должен разрабатываться с учётом решения благородных задач подготовки ребёнка к взрослой жизни.
Планировка школы должна быть такой, чтобы дети, пребывая почти весь день на её территории, чувствовали себя комфортно и непринуждённо. Школа – это наиболее массовый вид государственных учреждений. Поэтому школьные здания прошлых лет строились по типовым проектам и не отличались большим разнообразием.
Какими они должны быть? На этот вопрос нет единого ответа. Хотя общие нормы их строительства разработаны давно. В связи с появлением частных учебных заведений начали строиться школьные корпуса с различными архитектурными решениями, стоимость которых самая разнообразная.
Этапы строительства
План возведения школьного комплекса состоит из нескольких составных частей.
Готовый проект школы и прилегающей территории
Предпочтительно школьные здания возводить вблизи зелёных массивов, рядом со скверами, бульварами. Желательно, чтобы пути движения школьников на занятия не пересекались магистральными улицами с интенсивным движением автотранспорта. Учебно-жилой комплекс интерната со спальными помещениями строят в пригороде, или в тихой зоне города.
Современный проект школы-интерната
План застройки должен в обязательном порядке предусматривать наличие территории озеленения, площадь которой должна равняться примерно половине всего участка.
Основные виды школьных комплексов
Прежде чем разрабатывать план строительных работ, определяют, каким должно быть будущее учебное заведение. Школьные комплексы классифицируются по назначению:
По направлению организации обучения:
Проект и план будущего учебного корпуса разрабатывается с учётом назначения, а также того или иного направления процесса обучения. Соответственным должно быть оборудование каждого класса и лабораторий: с высокими акустическими характеристиками, возможностью подключения сложной аппаратуры, кабинками для прослушивания аудиозаписей и т. п.
Типовая планировка школьного здания
Главным фактором, определяющим масштабы здания, является количество учеников. На основе этого показателя разрабатывается план и размеры школьного строения. В соответствии с типовым проектом предельное число учащихся для общеобразовательного учебного заведения – 1728, для интерната – 560.
Установлена наполняемость классов: от первого до восьмого класса – 40 мест, для старшеклассников – 36, а для вечерних школ – 20. Площадь помещения для учёбы рассчитывается просто – не менее 1,5 кв. м на каждого ученика.
Площадь школьного класса – не менее 50 кв. м. Высота от пола до потолка не должна быть меньше 3 м. Соблюдение этих норм обеспечивает комфортное обучение, но повышает стоимость строительных работ и дальнейшей эксплуатации здания. Однако эти показатели являются среднестатистическими.
Проект и планировка территории школы
План их может отражать, но при его реализации цифры корректируются фактическими потребностями, обусловленными демографическими факторами.
По композиционному устройству школьные комплексы бывают:
Централизованное решение: один учебный корпус относительно небольшой вместимости, к которому на этой же территории примыкают постройки со спортивным залом, учебными кабинетами, другими необходимыми помещениями. Преимущества такой школы: благодаря компактности высокая теплосберегаемость, короткие переходы, невысокая стоимость эксплуатации построенного учреждения.
Расположение учебных заведений на плане школы
Такие комплексы в большей мере подходят для строительства на ограниченных участках, а также в северных районах, где немаловажным фактором является минимизация площади охлаждения.
План школы павильонного типа: весь учебный комплекс составляют корпуса, не имеющие прямой связи между собой. Их строят в сейсмических регионах, а также на территории с крутым наклоном рельефа местности. Положительные стороны такого архитектурного решения: изоляция от шума, запахов помещений соседнего здания, а также на случай оползней, землетрясений. Она же является отрицательным фактором, ухудшающим взаимосвязь помещений и высокую стоимость строительных работ за счёт удлинения коммуникаций.
Блочный комплекс
Самый распространённый тип школ – это блочный, состоящий из соединённых корпусов. Его следует рассмотреть подробнее. Поэтажный план такого здания должен включать:
Проект обустройства школьной территории
Оба учебных блока планируются в три этажа. Но в городской застройке допускаются четырёхэтажные учебные здания. На верхнем ярусе недопустимо размещение классов для младших школьников. Увеличение этажности снижает стоимость затрат на коммуникации, прокладка которых может значительно сократиться. Это подтверждает практика строительства одноэтажных зданий для начальных школ.
Каждое здание размещается на территории так, чтобы дневное освещение было достаточно хорошим, а солнечный свет не отражался от классной доски, мешая восприятию написанной на ней информации.
Если солнце светит прямо в глаза ученикам, при оборудовании каждого класса надо предусмотреть наличие козырьков или регулируемых жалюзи. Но это не должно быть причиной размещения классов на северной стороне учебного корпуса. В одном корпусе находятся учебные комнаты с оборудованием, соответствующим возрасту учеников, учительская, медпункт, лаборатории, кабинеты, мастерские для производственного обучения.
Обустройство и дизайн школьной лаборатории
Все помещения имеют свободный выход на открытую пришкольную зону. Наиболее распространённая планировка – продольные классные комнаты с односторонним дневным освещением. Реже они строятся квадратные и поперечные с окнами по обе стороны класса.
Во втором блоке размещают:
Спортзал планируется на первом этаже и имеет самостоятельный выход на спортплощадки, которые находятся на пришкольной территории. В некоторых отечественных школах и за рубежом идут эксперименты по обустройству гардеробов поэтажно или по классам. Строительство столовой также планируется на первом этаже здания или же в цоколе здания между корпусами. Обслуживание всего состава учащихся, как правило, не более четырёх посадок за смену. Котельная оборудуется в подвале, там же – подсобные помещения для хранения хозяйственного инвентаря.
Пришкольный участок обеспечивает нормальную учебно-воспитательную и оздоровительную работу.
Обустройство прилегающей школьной территории
План примыкающей к школе территории должен включать:
Стоимость школьного корпуса без оборудования и мебели каждого класса составляет примерно 62–68% всех затрат на строительство комплекса. Снижение расходов зависит от качества планировочных решений и использования современных, сравнительно недорогих, но качественных строительных материалов. Компактность, многоэтажность построек влияет на их эксплуатационные характеристики.
Проектирование школ: этапы, нюансы и принципы
Проектирование школ сегодня как никогда актуально. Благодаря нацпроекту «Образование» в России обратили пристальное внимание нехватку мест в учебных заведениях для учеников 1-11 классов. Из-за этого учителя отрабатывают в день по три смены. Но ситуация должна улучшиться к 2024 году. До этого времени рассчитан нацпроект, в рамках которого строятся новые школы в российских городах.
Примечательно, что открываются уже не привычные для нас заведения с типичной планировкой, а действительно современные учреждения. В расчет берется все: от введения новых кабинетов до удобств для детей-инвалидов. Если так продолжится и дальше, то наша страна уверенно ворвется в ТОП-10 держав по качеству образования.
Этапы строительства школ в России
В школьный период люди формируются в физическом и духовном смысле, получают базовые знания, требуемые для выбора подходящей профессии в будущем. И в этот процесс активно вовлекаются не только родители, воспитатели и учителя, но также архитекторы, проектирующие здания, в которых ученики проводят значительную часть своего времени. Создаваемые проекты должны учитывать благородную миссию по подготовке детей к взрослой жизни. Планировка школьного комплекса при этом обеспечивает комфортное и непринужденное времяпрепровождение учеников в течение всего учебного дня.
Общеобразовательная школа является самым массовым типом государственных объектов образования, поэтому проектирование школьных учреждений в прежние времена осуществлялось по типовым и практически одинаковым проектам.
На сегодняшний день до сих пор не существует единого мнения, как должны выглядеть современные школьные здания, несмотря на наличие давно разработанных нормативов. К тому же массово стали появляться частные школы, возводимые в самых разнообразных архитектурных решениях и отличающиеся большим диапазоном стоимости проектирования.
Стандартный план строительства включает в себя несколько этапов, наиболее важными из которых являются:
Существуют определенные рекомендации по проектированию школы. В частности, школьные строения желательно размещать рядом с территориями озеленения: парками, скверами, бульварами. При этом место возведения школы стремятся выбирать таким образом, чтобы пути следования учащихся из дома и домой не пересекали оживленные улицы и автомагистрали. Школы-интернаты, предусматривающие спальные помещения, размещают в пригородных или относительно тихих городских зонах.
Проект школьного комплекса обязательно должен включать в себя территории озеленения, занимающие примерно половину площади всего участка.
Важные нюансы проектирования школ
Участок для строительства следует выбирать в климатически благоприятном районе. Территория должна быть защищена от запыления, а также удалена от трамвайных и железнодорожных путей, аэродромов и оживленных улиц.
Если участок обладает сложным рельефом, здание строится на наиболее высоких точках, обеспечивающих широкий обзор окружающей местности. При этом выбор территории строительства должен быть обусловлен удобством расположения для учащихся в пределах зоны их обслуживания и близостью к линиям общественного транспорта. Необходимо обеспечить безопасность пешеходного движения на всем пути школьников от дома до школы.
Площадь земельного участка выбирается таким образом, чтобы на одного учащегося приходилось порядка 25-30 кв. м. Сюда включается также пятно застройки. Школа с одним классным помещением должна занимать как минимум 1000 кв. м. С каждым последующим классом эта минимальная площадь увеличивается на 300 кв. м.
Помещения, предназначенные непосредственно для обучения, не рекомендуется располагать выше 4-го этажа здания. Дети с особенностями развития и инвалиды могут обучаться только на первом этаже.
Школа должна иметь окна в учебных помещениях и располагаться при этом не менее чем в 8-ми метрах от соседних зданий. Такое же расстояние выдерживается до границ участка.
Между наружными стенами учебных классов должно быть как минимум 12 м, при условии что данные помещения освещаются только через проемы в стенах.
При проектировании общеобразовательной школы на территории ее участка разбивается рекреационный двор, площадь которого определяется из расчета 5 кв. м на одного учащегося, но не менее 400 кв. м. Данный двор должен иметь покрытие, не дающее пыль. К примеру, недопустимо покрывать поверхность гравием, щебнем и шлаком.
Окна помещений не должны выходить на север, северо-восток и северо-запад. Это допускается лишь в отношении чертежных и иных специализированных классов. От излишней инсоляции помещения следует также защищать.
Минимальная площадь оконных проемов составляет 1/5 часть площади пола. Если снаружи стен запроектированы выступающие элементы (например, балконы), которые влияют на естественное освещение, они тоже учитываются. То есть, площади этих элементов суммируются с площадью пола.
Помещения шириной более 6,5 м требуют естественного освещения с двух сторон. Объем учебного кабинета рассчитывается исходя из минимально допустимых 4 куб. м на одного человека. При этом высота помещения должна быть как минимум 3 м в свету. Точное значение данного параметра выбирается в зависимости от текущей освещенности под влиянием наружных факторов — деревьев и соседних зданий. Так, при ширине (или глубине) учебного класса в районе 6-8 м высота потолка должна быть в диапазоне от 3,25 до 3,75 м. Наконец, регламентируется максимальное расстояние от пола до подоконников у основных оконных проемов — оно составляет 0,9 м.
После создания планировки будущей школы начинается этап проектирования коммуникаций. Последовательно разрабатываются проекты технического и питьевого водопровода, бытовой, напорной и производственной канализационной сетей. Далее особую важность имеет обустройство приточно-вытяжной вентиляции.
В процессе проектирования современной школы необходимо обеспечить искусственное внутреннее освещение, способствующее эффективному получению информации без вреда для зрения школьников. С этой целью разрабатывается проект электроснабжения здания. Не меньшую важность здесь имеет и наружное освещение.
Проектирование системы пожарной безопасности сводится главным образом к оснащению учебного здания противопожарным оборудованием, состоящим из различных датчиков, извещателей и тревожных кнопок. Кроме того, разрабатывается система оповещения и план эвакуации людей с последующей установкой специальных указателей. Определенные помещения требуют обустройства системы автоматического пожаротушения.
Виды школьных комплексов
Перед разработкой плана строительства определяются предназначение и тип учебного заведения. По стадиям обучения школьные комплексы могут быть:
По специализации школы классифицируются на:
Одной из особенностей проектирования школ является разработка с учетом назначения учебного заведения и выбранной образовательной направленности. В соответствии с этим подбирается необходимое для процесса обучения оборудование и проектируются учебные помещения с особыми характеристиками.
Размеры будущей школы определяются в основном планируемым количеством учащихся. Этот показатель является базисным при разработке плана здания. Типовой проект школьного комплекса регламентирует максимальное число учащихся: 1728 человек для общеобразовательной школы, 560 человек для школы-интерната. При этом устанавливается наполняемость классов. Для учеников 1-8 классов она составляет 40 мест, для учеников 9-11 классов — 36 мест, для школьников вечерней формы обучения — 20 мест.
На основе наполняемости определяется минимальная площадь классного помещения из расчета 1,5 кв. м на одного ученика, но не менее 50 кв. м. Высота потолков, составляющая как минимум 3 м, обеспечивает комфорт в процессе обучения, но вместе с тем это существенно повышает стоимость возведения и последующей эксплуатации здания.
Данные параметры все же считаются среднестатистическими. Они отражаются в проектном плане, но в процессе реализации могут корректироваться в зависимости от фактических потребностей, диктуемых текущей демографической ситуацией.
Существует также классификация по композиции школьных комплексов. Используются следующие схемы:
Первый вариант характеризуется единственным главным корпусом небольшой вместимости и пристройками, где располагаются спортивный зал, специализированные учебные кабинеты и другие вспомогательные помещения. За счет своей компактности такой тип комплекса обеспечивает высокую теплосберегаемость и относительно низкие расходы на обслуживание. Кроме того, сокращаются переходы учащихся и персонала между помещениями. Данное решение особенно оправдывает себя при дефиците места под строительство, а также в районах Крайнего Севера, где важным фактором является минимизация теплопотерь здания.
Павильонная схема представляет собой несколько несвязанных между собой учебных корпусов. Такой вариант предпочтителен при возведении комплекса на сложном рельефе либо в сейсмически опасном регионе. Благодаря изолированности корпусов друг от друга в них не проникают посторонние запахи и звуки. Кроме того, данная компоновка надежнее защищает постройки от землетрясений и оползней. Вместе с тем ухудшается взаимосвязь между корпусами и заметно повышается стоимость их возведения за счет увеличения суммарной длины коммуникаций.
Блочный комплекс школы
При архитектурном проектировании школ данная схема сегодня является наиболее распространенной. Представляет собой несколько соединенных между собой корпусов. Рассмотрим этот вариант более подробно.
При разработке поэтажного плана в него необходимо включить:
Каждый учебный блок обычно ограничивают по высоте в 3 этажа — это обычная практика при проектировании школ. Нормы проектирования тем не менее допускают в условиях городской застройки возведение 4-этажных зданий. При этом размещать учебные помещения для младших классов на последнем этаже запрещено. С увеличением этажности здания заметно снижается стоимость прокладки коммуникаций за счет уменьшения их общей длины. Это можно проверить на примерах возведения одноэтажных начальных школ.
При реализации блочной схемы здания ориентируют таким образом, чтобы обеспечивалось достаточное естественное освещение помещений, но не возникали солнечные блики на школьной доске, которые ухудшают восприятие написанной на ней информации. Если же лучи солнца светят прямо в глаза учащимся, необходимо оборудовать окна защитными козырьками либо регулируемыми жалюзи. Но вместе с тем в стремлении избавить помещения от излишнего солнечного света располагать их оконными проемами на север не следует.
Учебные кабинеты, оснащенные специализированным оборудованием для определенной возрастной категории школьников, всевозможные лаборатории, а также учительскую и медпункт размещают в одном корпусе. Чаще всего классные помещения располагают в продольном направлении здания с односторонним естественным освещением. Планировки с квадратным и поперечным расположением комнат и окнами, выходящими на две стороны, встречаются реже.
Второй функциональный блок занимают следующие помещения:
Проектирование школы в настоящее время часто осуществляется в рамках 4-блочного школьного комплекса, где для начальных и дошкольных подготовительных классов отводится 4-й блок. Там же размещаются группы продленного дня. Для дошкольников и младших школьников оборудуются отдельные учебные и гардеробные помещения, санузлы, спальни для дневного сна, а также кабинет логопеда.
Такая схема школы, совмещающая несколько функциональных зон в одном здании, но предполагающая их разделение по возрастным группам, типична для европейской методики обучения. Американская модель, напротив, предлагает школьникам разных возрастов тесно контактировать друг с другом.
Спортзал размещается на первом этаже комплекса с отдельным выходом на спортивные площадки, расположенные на пришкольном участке. Гардероб делают общим, хотя в некоторых зарубежных и российских школах в рамках эксперимента обустраивают несколько гардеробных поэтажно либо для каждого класса. Также первый этаж занимает столовая. Иногда ее размещают на цокольном уровне здания между корпусами. Для обустройства котельной и подсобных помещений выделяют подвал.
На пришкольной территории организуется учебно-воспитательная и оздоровительная деятельность. На плане примыкающего к зданию школы участка необходимо отобразить:
Всего на возведение школьного здания тратится около 62-68 % от общей проектной стоимости комплекса. Сюда не включена мебель для классов и все необходимое для обучения оборудование. От этажности и компактности зданий в свою очередь зависят их эксплуатационные характеристики.
На учебный инвентарь и оборудование обычно расходуется 10 % от общей стоимости, хотя ежегодно наблюдается увеличение этих затрат. Это связано с необходимостью оснащать компьютерные классы новейшей техникой, приобретать актуальные, постоянно дорожающие учебники.
Отступление от типового проектирования школ
Проектирование школ и детских садов достигло сегодня небывалой актуальности. Города постоянно растут, строятся новые районы, нуждающиеся в инфраструктуре, в том числе в учебных заведениях. Типовые же проекты уже не удовлетворяют растущие потребности населения. Архитекторы непрерывно работают над новыми формами и решениями, стремясь к выразительности и индивидуальности каждого школьного комплекса.
В частности, разрабатываются проекты, воплощающие модульный подход. Он заключается в том, что школьное здание рассматривается как некая сборная конструкция, которая разбирается так же легко, как и возводится. Недостатком такого решения является его дороговизна, не оправдывающая возможную практическую выгоду. Но некоторые элементы данного подхода все же внедряются. Так, между двумя соседними помещениями планируется перегородка, которую при желании можно убрать, создав из двух помещений одно большое. Или, наоборот, в спортзале предусматривается возможность возвести две модульные стены и создать таким образом 3 небольших зала для занятий определенных групп.
Современные школьные комплексы должны быть непохожими друг на друга. Это обуславливается в том числе воспитательной функцией, ведь дети особенно ценят разнообразие и оригинальность, рассказывая впоследствии о родной школе исключительно в положительном контексте. Учебные комплексы, оборудованные спортивными зонами и крытыми бассейнами, обходятся весьма дорого. Но вклад в проектирование и строительство таких объектов можно считать стратегической инвестицией государственного уровня, поскольку экономия на детях недопустима.
Вместе с технологией строительства и архитектурой школьных комплексов развивается и само среднее образование. Необходимо обеспечивать их синхронное развитие, чтобы новые школы строились в соответствии с современными образовательными требованиями, а прогрессивные изменения в учебной программе в свою очередь не противоречили особенностям возведенных объектов.
11 современных принципов проектирования школ
Гибкость с точки зрения выполняемых функций подразумевает под собой не только возможность изменения назначения определенных зон, пространств и объектов школьной территории, но и многофункциональность учебного модуля. Предполагается проработка различных вариантов использования школьных помещений в зависимости от возрастных групп учащихся. В частности, должна быть обеспечена возможность смены методик и форм обучения, а также взаимозаменяемость главных функций начальной школы и детского сада.
Данный показатель среди прочих оценивает эффективность использования школьного пространства и демонстрирует, насколько много функциональных возможностей можно вместить в минимальную площадь. Для достижения требуемого эффекта расширяются площади универсального предназначения за счет минимизации количества специализированных помещений. Общая компактность планировочных решений, многофункциональность залов и рекреационных зон, оборудованная эксплуатируемая крыша, помещения для совместного использования учащимися и учителями — все это обеспечивает высокую эффективность использования пространства.
При проектировании новой школы выделение социально важных функций обеспечивается композиционными средствами — группировкой сходных по функционалу зон, вертикальным объединением и горизонтальным зонированием пространства, масштабированием. Таким образом акцентируются приоритеты в учебно-воспитательной работе всех участников образовательного процесса.
Школьное общественное пространство должно концентрировать в себе одновременно рекреационные и образовательные функции, служить местом пересечения потоков школьников. С точки зрения идейно-художественного аспекта эта зона воспринимается как некая агора или центральная площадь. В связи с этим именно здесь предпочтительно размещать смыслообразующие объекты информационного центра (библиотеку, стенды, медиапространства) и вертикально ориентированные элементы интерьера (амфитеатры, лестницы, атриум и т. д.).
Объемно-планировочная структура учреждения должна быть гибкой. То есть, на протяжении всего периода функционирования школы необходимо выдерживать актуальность этой структуры на первоначальном уровне. Это достигается путем периодического изменения геометрических характеристик школьной территории и ее функционального зонирования, а именно, объединением, разделением пространства или его перераспределением. Гибкость планировочной структуры зависит от двух основных факторов — возможности менять планировку в течение одного занятия перестановкой мебели и аппаратуры, а также возможности менять функциональное наполнение пространства путем изменения геометрических параметров этого пространства.
Некоторые компоненты школьной мебели и учебного оборудования могут участвовать в оптимизации пространства и контролировать его динамику благодаря использованию мобильных перегородок и трансформируемой мебели. В процессе проектирования здания школы используют 2 возможных типа трансформаций. В первом случае это достигается применением мобильного оборудования (ширм, перегородок). Второй тип характеризуется использованием мебели одновременно в качестве объектов для хранения и в качестве перегородок.
Учебные пространства должны трансформироваться с учетом численности класса, группы, потока или коллектива. Необходимо также использовать мебель различных типов: складную, переносную, модульную, переносную и т. д.
В образовательной среде важно преодолевать ее низкие архитектурные качества, а также создавать содержательные общественные пространства. Выразительная архитектурно-художественная среда способна повлиять на интенсивность образовательных процессов, общую успеваемость школьников. Эстетика в архитектуре должна транслировать центральную идею в рамках выработанной педагогической концепции.
Средствами архитектурных и планировочных решений снижается поведенческая регламентация учащихся. Такой принцип разделяет пространство на общественное и приватное. Иными словами, часть пространства отдается для проведения индивидуальных уроков, а также для предоставления школьникам возможности уединиться. Тем самым в процессе проектирования средней школы удовлетворяются потребности учащихся как в социальном, так и в индивидуальном аспектах.
Благодаря открытости такого пространства для школьников у них появляется выбор и нарабатывается опыт в самоопределении. С точки зрения идейно-художественного наполнения это выражается в прозрачности и доступности образовательных процессов, создается концептуальный базис для неформального образования. С архитектурно-планировочной позиции данный принцип выглядит как некая свободно изменяемая структура, мотивирующая школьников познавать новое. Причем, в этом процессе элементы досуга приобретают столь же важное значение, как и собственно обучение. За счет открытости пространства образуются твердые связи учащихся с окружением. В дальнейшем предполагается разделение этого пространства на функциональные зоны.
Территория школы рассматривается как культурный центр притяжения для всего района. Наряду со стандартными образовательными и воспитательными функциями школьное пространство удовлетворяет потребности местного сообщества. Осуществляется спортивно-оздоровительная, культурная и рекреационная деятельность для всех жителей окружающего района. В планировке школы учитывается свободный доступ к библиотечному фонду, спортивному и актовому залам.
Современная архитектура формирует класс школ нового типа, создаваемых не только для эффективного образовательного процесса, но также формирования экологически безопасного для здоровья детей пространства. Реализуется данный принцип несколькими методами. Внутреннее школьное пространство связывается с внешним окружением, в планировочный контекст включаются природные компоненты, отдается предпочтение естественным и возобновляемым источникам энергии.
Определяется возможность развития школы, задается стратегическое направление, в котором будет развиваться школьная пространственная структура. Организация пространства выполняется с учетом будущего увеличения возможных вариантов планировочных решений. Реализуется это конструктивными и инженерными методами, позволяющими модифицировать планировку школы в процессе эксплуатации. То есть, обеспечивается возможность изменения конфигурации здания, пристроек и надстроек к нему.
Нормы проектирования школ и стоимость услуг
Строительные нормы и правила являются основной документацией, которой руководствуется специалист в процессе проектирования школ. Нормативные документы необходимо соблюдать для обеспечения требуемого уровня безопасности при строительных работах и эксплуатации здания. Обязательный комплект включает в себя:
Стоимость готового проекта всегда индивидуальна и предварительно оговаривается с заказчиком. В процессе обсуждения проектировщик получает представление о плане грядущих работ и формирует итоговую сумму. На стоимость влияют несколько факторов: