как узнать подали ли заявление в загс по фамилии
Как узнать дату регистрации брака по фамилии и кто может запросить такую информацию
Сегодня информация о дате бракосочетания является открытой, но не для всех лиц. Специалисты выдают справку о гражданском состоянии только тем, кто имеет право на ее получение. Понадобиться она может в различных случаях, но получить ее возможно только в установленном законом порядке.
Можно ли получить информацию о заключенных браках в ЗАГСе?
Требуется предоставить полный пакет документов и оформить заявление, чтобы запрос был удовлетворен.
Она выдается в тех случаях, когда сотрудник неправомочен выдавать свидетельство о заключении брака.
Обычно ее запрашивают сами супруги, которые потеряли документ, подтверждающий их брачные узы, или бывшие супруги после развода. Ее может получить заявитель лично или через доверенное лицо. У последнего должна быть доверенность, заверенная у нотариуса.
Согласно закону ФЗ-143 «Об актах гражданского состояния», справку могут получить:
Как проверить, зарегистрирован ли брак в ЗАГСе?
Сегодня есть много различных онлайн сервисов, которые гарантируют предоставление данных о конкретно взятом человеке. Часто они оказывают услуги за определенную плату.
Но специалисты не рекомендуют обращаться в подобные компании, так как они не предоставляют официальные сведения.
Более того, их действия являются противозаконными, так как сведения не носят полностью открытый характер, а доступ к базе не предоставляется коммерческим структурам.
То есть, получив деньги, они могут предоставить неверную информацию, поэтому лучше всего обращаться к специалистам ЗАГС напрямую.
При желании уточнить информацию необходимо сделать следующее:
Есть несколько форм ответа:
Как узнать, в каком ЗАГСе была регистрация брака?
Нотариус имеет право отправлять запросы в архив ЗАГС. Однако услуга платная.
Если заявитель является родственником того, о ком необходимо получить сведения, то можно самостоятельно прийти в отдел ЗАГС для получения данных.
Так как база данных пока не объединена между всеми отделениями ЗАГС, то придется подождать.
В течение 30 дней отправляется запрос в архив ЗАГС, а он, в свою очередь, запрашивает данные в том отделении, где предположительно происходила регистрация отношений. При положительном ответе последняя инстанция передает ответ архиву, а он отправляет его в отделение ЗАГС, куда обращался заявитель.
Обычно эти сведения необходимы во время разрешения наследственных споров или для признания нового брака недействительным. Иногда при потере паспорта штамп о регистрации отношений не восстанавливается. При обращении в ЗАГС для подачи заявления на вступление в брак считается, что гражданин действует осознанно. К тому же он указывает в документе, что причин для отказа в его принятии нет. Согласно действующему законодательству запрещено вступать в новый брак до прекращения старого. Зная, где и когда гражданин зарегистрировал брак впервые и разводился ли он после этого, можно понять легитимность второго брачного союза.
+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19
Это быстро и бесплатно!
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Как узнать дату регистрации брака по фамилии супругов?
Иногда у заявителя есть только данные об именах и фамилии супругов. Если это лицо является наследником или близким родственником, то можно получить информацию о дате регистрации отношений в отделении ЗАГС. Данный процесс аналогичен описанному выше. Заинтересованное лицо может обратиться в любое отделение ЗАГС или к нотариусу. Написав заявление, можно получить данные сведения в установленном законом порядке.
Граждане смогут получать сведения из единого реестра ЗАГС в электронной форме
Sashkin7 / Depositphotos.com |
Правительство РФ приняло постановление, которым определены порядок, перечень и сроки предоставления госорганам и гражданам сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре ЗАГС. Документ был официально опубликован сегодня (постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1746 1 ). Сегодня же он и вступает в силу.
Информация из реестра может предоставляться, в частности, МВД России, ФНС России, ПФР, ФСС России и ряду других госорганов. А гражданам она будет направляться в части сведений, касающихся их самих, либо детей, не достигших совершеннолетия (п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
Гражданам для получения сведений о себе нужно составить запрос, указав в нем, в частности, свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства. Правительство РФ уточнило, что физлицам направят сведения по запросу через единый портал либо региональные порталы госуслуг в течение одного рабочего дня со дня, когда оператор получит запрос. Ответы на запросы можно будет посмотреть в личном кабинете. Получение сведений возможно однократно либо по подписке. В последнем случае физлица по мере необходимости смогут актуализировать сведения и менять критерии их предоставления. В таком случае нужно будет направлять соответствующие запросы оператору.
Напомним, что положения о Едином реестре записей актов гражданского состояния вступили в силу с 1 октября 2018 года.
1 С текстом постановления Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1746 «Об утверждении Правил предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» можно ознакомиться на Официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001201901040002).
Как заключить брак
1. Кто и в каком возрасте может вступить в брак?
Пожениться на территории России могут граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Заключить брак можно при соблюдении Условия для вступления в брак:
Граждане России могут вступать в брак с 18 лет, в исключительных случаях — с 16 лет. Для иностранцев минимальный возраст для вступления в брак определяется законодательством страны, гражданами которой они являются, для лиц без гражданства — страны, в которой они постоянно проживают, с соблюдением требований Семейного кодекса Российской Федерации.
2. Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать брак?
Чтобы заключить брак, вам понадобятся:
Иностранцам и лицам без гражданства также потребуется:
Все иностранные документы должны быть легализованы в установленном законом порядке, переведены на русский язык и нотариально удостоверены.
Если у вас два гражданства и одно из них российское, то в загс вы должны представить те документы, которые требуются от граждан Российской Федерации. Если оба ваших гражданства иностранные, то выберите то, которое вам больше нравится, и представьте в загс те документы, которые требуются от иностранных граждан.
В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в отдел загс, центр госуслуг для подачи совместного заявления, необходимо заполнить отдельные заявления. Подпись лица на заявлении должна быть нотариально удостоверена. К нотариально удостоверенной подписи приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.
3. Куда подать заявление?
Если вы оба граждане России, подать заявление в загс на регистрацию брака вы можете тремя способами:
Если вы оба или один из вас гражданин страны СНГ, подать заявление вы можете:
Если вы оба или один из вас гражданин дальнего зарубежья или лицо без гражданства, подать заявление и заключить брак вы можете в любом загсе города Москвы, кроме Замоскворецкого, Люблинского и Архивно-информационного отдела.
Бракосочетание произойдет в день и время, указанные в заявлении о заключении брака, но не раньше чем через месяц и не позже чем через 12 месяцев после подачи заявления. При наличии уважительных причин брак может быть зарегистрирован раньше — в этом случае обстоятельства, являющиеся основанием для сокращения срока, должны быть подтверждены документально.
4. Как происходит регистрация брака?
Заключить брак можно только в отделах ЗАГС, дворцах бракосочетания или центрах госуслуг «Мои документы». Некоторые загсы проводят выездные церемонии на территории культурно-исторических объектов Москвы — в этом случае проводится официальная выездная регистрация. Зарегистрировать брак на дому, в медицинской или другой организации можно только в том случае, если кто-то из пары не может явиться в загс или центр «Мои документы» из-за тяжелой болезни или по другой уважительной причине.
Для заключения брака вам обоим необходимо лично прийти в выбранный вами орган ЗАГС в назначенное время. При себе нужно иметь документы, удостоверяющие личности, а если вы подавали заявление онлайн на портале mos.ru — оригиналы всех документов, которые требуются при подаче заявления.
После того как ваш брак зарегистрируют, вам выдадут свидетельство о браке. Гражданам России и Республики Беларусь проставляют соответствующую печать в документы, удостоверяющие личность. Штамп о заключении брака в документы, удостоверяющие личности граждан других государств, не проставляется.
Проведение торжественной церемонии остается на ваше усмотрение, но, если вы считаете, что она необходима, заранее уточните в выбранном вами отделе ЗАГС, предоставляется ли там такая услуга.
5. Какую фамилию можно взять?
При регистрации заключения брака супругам записывается общая фамилия или добрачная фамилия каждого из супругов. В качестве общей фамилии может быть:
6. Какие документы нужно менять после заключения брака?
Если вы гражданин или гражданка Российской Федерации и при заключении брака поменяли фамилию, вам необходимо заменить следующие документы (или внести в них изменения):
Большинство из этих документов можно оформить в центрах госуслуг «Мои документы» в Москве за одно посещение.
Не забудьте внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости (если у вас есть недвижимость), а также сообщить свои новые фамилию, имя или отчество банкам, ТСЖ или управляющей компании, Городскому центру жилищных субсидий (если получаете субсидии), отделу социальной защиты населения района города Москвы по месту получения социальных выплат (если получаете), Департаменту городского имущества (если являетесь очередником на улучшение жилищных условий), в учебное заведение (если вы уже окончили учебное заведение, документы об образовании менять не нужно).
Обратите внимание: если до заключения брака вы зарегистрировали рождение детей, менять им свидетельство о рождении не нужно. В дальнейшем достаточно вместе со свидетельством о рождении предъявлять свидетельство о заключении брака.
7. Нужно ли заключать брачный договор?
Заключение брачного договора не обязательно, но в последнее время такие договоры заключаются все чаще. Дело в том, что обсуждение имущественных вопросов перестает восприниматься как первый шаг к разводу, а становится признаком вдумчивого и осмысленного подхода к браку и его материальной составляющей.
Брачным договором супруги вправе изменить предусмотренный законом режим совместной собственности, установить режим долевой или раздельной собственности на все общее имущество, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении приобретенного в будущем имущества.
Однако важно помнить, что законом не допускается внесение в брачный договор условий, связанных с личными неимущественными отношениями супругов.
Брачный договор может быть оформлен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. При удостоверении брачного договора нотариус разъясняет супругам их права и обязанности, значение и смысл заключаемого договора и предупреждает о юридических последствиях его заключения.
Какие документы можно найти в архивах загса
В столичном Управлении ЗАГС есть особый департамент, который никого не женит и не разводит, — архивно-информационный отдел. Там на протяжении века хранятся секретные документы о каждом москвиче. В подземной «библиотеке» — целые саги о жизни столичных семей. Ради кого бросил прадедушка девять детей? Почему бабушка вдруг помолодела на 20 лет? Были ли у вас в роду графы и князья?
За такими сведениями в отдел с начала 2020 года обратились более 10 тысяч москвичей, и эта цифра продолжает расти. К дому 10 в Малом Харитоньевском переулке ежедневно приходят по 100 человек. О том, что скрывают подвалы ЗАГС, кто и как помогает раскрыть семейные тайны, — в материале mos.ru.
Толстая книга
На стене в кабинете начальника архивно-информационного отдела ЗАГС висит под стеклом Декрет о гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния. С этого постановления 1917 года началась история советских органов ЗАГС. Первые отделения открылись в Москве и Петрограде. Декрет — напоминание о том, какую толстую книгу можно написать о людях столицы, если поднять все акты, составленные за век. С тех пор перелистано много страниц, менялось законодательство, но документы, собранные за 100 лет, сохранились.
Архивно-информационный отдел ЗАГС отличается от Главархива Москвы. Здесь находятся особые документы. Их содержимое держится в строжайшем секрете.
Документы лежат на полках отдела целый век, а затем передаются в государственные архивы России.
Бабушка-артистка и отлученный прадед
Зачем все это хранить? Прежде всего об архиве загса вспоминают, когда находят ошибку в документах и хотят исправить. Бумаги писали вручную, некоторые буквы получались похожими. Часто возникает путаница с Ч и Г. Из-за этого фамилия одного и того же человека может быть неодинаково написана в разных документах.
«Чучков может вполне оказаться Гучковым, например. Поэтому в наших картотеках эти буквы алфавита стоят рядом. А определить, как правильно, могут только опытные специалисты», — говорит Евгения Елимова, пока мы спускаемся по лестнице в подвал.
Там расположены камеры хранения вдоль коридорных стен и комнаты с сейфами под потолок. Евгения называет их «справочно-поисковой системой советского периода». Это библиотека судеб. На полках наклеены надписи: «Рождение», «Брак», «Смерть».
Самые частые обращения поступают от тех, кому необходим апостиль — штамп, соответствующий требованиям Гаагской конвенции, который доказывает подлинность документа, подписи должностного лица и ее расшифровки, а также печати. Бумага с апостилем обладает юридической силой во всех странах — участницах Гаагской конвенции.
«Наши соотечественники уезжают за рубеж, поэтому им нужен апостиль, например, на свидетельство о рождении или на справку об отсутствии брака. И хотя это, пожалуй, самая дорогая госуслуга — ее стоимость две с половиной тысячи рублей, спрос на нее очень большой. Кто-то выходит замуж за иностранца, кто-то едет работать или учиться. Раньше у студентов лидировала Англия, сейчас — Чехия. И мы помогаем таким клиентам отправиться на встречу со своей судьбой», — объясняет начальник отдела.
«Подобные запросы поступают постоянно. Мы можем помочь, если заявитель принесет имеющиеся документы, например свидетельство о смерти, в котором указана и дата рождения. По этим датам есть шанс определить перемещение человека, его настоящую фамилию. Был у нас такой случай. Пришла внучатая племянница одной артистки. Та оставила ей после смерти четыре квартиры в центре Москвы. Но, когда девушка попыталась оформить наследство у нотариуса, тот отказал: во всех документах стояли разные фамилии и разные даты рождения!» — вспоминает Евгения Елимова.
Выяснилось, что бабушка-артистка четыре раза выходила замуж и с каждым новым паспортом меняла фамилию и молодела на пять лет. Юрист предложил клиентке решить этот вопрос в суде и попросил гонорар — пять процентов от стоимости унаследованного имущества. В архивно-информационном отделе ЗАГС ей помогли установить личность бабушки за 350 рублей (дело было в 2006-м). Сейчас услуга стоит 650 рублей.
Окно в судьбу
Предварительная запись в архивно-информационный отдел не требуется. «Мы пробовали работать по такой схеме. Не вышло. Бывало, человек записывался заранее, например на проставление апостиля, и в итоге приносил не один документ, а весь семейный архив. На оформление каждой бумаги нужно 15 минут. У остальных записавшихся время сдвигалось», — рассказывает Евгения Елимова.
По ее словам, желающих прочитать книгу своей жизни или написать новую столько, что сотрудники (их сейчас 19) едва справляются. В 2015-м за апостилем, к примеру, обращались 10 тысяч заявителей в год, в 2019-м таковых было уже 19 тысяч. Будет еще больше.
«Не имеем права всех одновременно впустить внутрь. У нас приемный зал — 20 метров, три окна, мы не можем нарушать социальную дистанцию. Работаем сверхурочно, до последнего заявителя», — поясняет Евгения Александровна.
Помимо обслуживания клиентов, штатным специалистам предстоит переводить консульские записи в электронный формат для ЕГР (Единого государственного реестра), который вступает в силу с 1 января 2021 года. Когда это произойдет, справки можно будет получать не по месту хранения актов гражданского состояния, а там, где удобно. Чтобы вступить в эту новую главу в истории загсов, надо вручную вбить в систему данные.
Большой секрет
Новых сотрудников набрать непросто. На подготовку хорошего специалиста уйдет лет пять. Не каждый согласится здесь работать: на многих наложен гриф секретности и запрет на выезд за рубеж.
«Тем не менее сюда приходят и задерживаются надолго. Одна сотрудница, например, начала работать у нас в 18 лет и вот уже 35 лет с нами. Служба в архиве накладывает определенный отпечаток, меняется мышление. Я, например, 20 лет трудилась на должности заместителя начальника загса. Через пять лет стала профессионалом. Через 10 реализовала себя. Через 15 блистала. А через 20 мне все наскучило, потому что сюжет уже известен. И когда мне предложили возглавить архивно-информационный отдел, я обрадовалась. Здесь не бывает скучно», — рассказывает Евгения Елимова.
Ее заместитель работает в отделе 12 лет. На ней все вопросы, связанные с апостилем, и формирование архивного фонда.
«Я люблю это здание, шкафы, стеллажи. Люблю людей. Работа социальная, мы помогаем тем, кто нуждается в нашей помощи», — говорит заместитель начальника архивно-информационного отдела ЗАГС Татьяна Орлова.
Посетители — главные герои. Сотрудники отдела утверждают, что их миссия — исполнять желания людей, а не безразлично придерживаться буквы закона. Евгения Александровна вспоминает: недавно в Москву вернулся русский немец, эмигрировавший в Германию в начале нулевых. Приехал продлевать документы. Пообщался со специалистами архивно-информационного отдела и восхитился: в Германии нет понятий «сейчас» и «срочно», там запись на получение справок за две недели, а здесь люди готовы задержаться на работе, чтобы клиент успел оформить все бумаги, не почувствовав бюрократии.
«Мы делаем все, чтобы посетители, особенно надолго уезжающие за границу, вспоминали нас, как добрую сказку», — резюмирует Евгения Елимова.
Как восстановить документы, выданные в загсе
1. Кто и какие документы загса может восстановить?
Вы можете восстановить (получить повторное свидетельство) любой документ, выданный органом записи актов гражданского состояния (ЗАГС):
Получить повторное свидетельство могут российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых была составлена запись о гражданском состоянии. Исключение составляет повторное свидетельство об усыновлении — его может получить только усыновитель.
Если человек, в отношении которого была составлена запись, умер, повторные документы могут получить его родственники, либо другие заинтересованные лица (например, наследники).
В некоторых случаях вместо повторного свидетельства выдается справка, подтверждающая факт государственной регистрации акта гражданского состояния.
Повторные документы вы можете получить лично либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности.
2. Как восстановить документ загса, выданный в России?
Для получения повторного свидетельства (справки) вам понадобятся:
Подать документы можно несколькими способами:
3. Как восстановить документ загса, выданный в странах СНГ, Балтии, Абхазии и Южной Осетии?
Чтобы истребовать документ органа ЗАГС, выданный в странах СНГ, Балтии, Абхазии и Южной Осетии, в Москве вам понадобятся:
Подать документы можно в любой отдел ЗАГС Москвы.
Повторное свидетельство (справка) выдается с учетом обращения в компетентные органы иностранного государства в течение шести месяцев. В некоторых случаях этот срок может быть продлен до девяти месяцев.
4. Как восстановить документ загса, выданный в стране дальнего зарубежья?
Если первичный документ об акте гражданского состояния был выдан в стране дальнего зарубежья, вы можете подать запрос об истребовании повторного документа с территории иностранного государства. Для этого вам понадобятся:
С пакетом документов (при себе нужно иметь как оригиналы, так и копии) вам необходимо обратиться в приемную МИД России.
Повторное свидетельство (справку) вам должны выдать с учетом обращения в компетентные органы иностранного государства в течение шести месяцев. В некоторых случаях этот срок может быть продлен до девяти месяцев.
5. Как восстановить документ загса, выданный консульством РФ или СССР?
Чтобы получить повторное свидетельство (справку), выданную консульством РФ или СССР, вам понадобятся:
Если первичное свидетельство было выдано с 1918 по 1978 год включительно, подавать документы нужно в Главное управление ЗАГС Московской области, если после 1 января 1979 года — в архивно-информационный отдел Управления ЗАГС Москвы. При наличии записи акта повторное свидетельство будет выдано в день обращения.
6. Что делать, если я не знаю, где был выдан документ?
Чтобы узнать, где был выдан документ органа ЗАГС, вы можете лично или через представителя обратиться в любой загс с заявлением об установлении места регистрации акта гражданского состояния.
После проведения проверки вам сообщат, где было выдано первичное свидетельство, и в зависимости от этого с какими документами и куда обращаться дальше.
7. Как уплатить госпошлину?
Если вы обращаетесь за документом в ЗАГС или центр госуслуг «Мои документы» Москвы, с информацией о размере госпошлины, реквизитах и льготах можно ознакомиться на mos.ru.
Если вы обращаетесь за документом в ЗАГС Московской области, размер государственной пошлины и реквизиты для ее уплаты можно посмотреть на сайте главного управления ЗАГС Московской области.
Если для получения документа вам нужно обратиться в МИД России, информацию о размере госпошлины и реквизитах для ее уплаты можно скачать с сайта консульской службы МИД России.
Согласно закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года, вы обязаны уплатить госпошлину, но имеете право не предъявлять квитанцию.
Госпошлину не нужно платить при получении:
8. У меня остались вопросы. Куда обратиться?
Узнать больше о выдаче повторных свидетельств (справок) и истребовании документов с территорий иностранных государств вы можете, позвонив в единую справочную службу Москвы: +7 (495) 777-77-77 или на горячую линию управления ЗАГС: +7 (495) 697-52-46.