как узнать подходит ли оквэд для получения субсидии
Налогоплательщики могут проверить, получат ли они новую «коронавирусную» субсидию
Федеральная налоговая служба запустила онлайн-сервис. С его помощью организации и предприниматели могут выяснить, полагается ли им субсидия на профилактику коронавируса, а также отследить ход рассмотрения поданного заявления.
Размер субсидии
В период с 15 июля по 15 августа 2020 года организации и ИП из ряда пострадавших отраслей, а также социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) могут подать заявление на получение новой госсубсидии. Деньги надо будет потратить на проведение мероприятий по профилактике коронавируса. Правила предоставления новой субсидии, в том числе условия ее получения, утверждены постановлением Правительства от 02.07.20 № 976.
Для организаций и предпринимателей с наемными работниками размер субсидии определяется по следующей формуле:
Количество работников в мае 2020 года x 6 500 рублей + 15 000 рублей.
Предприниматели без наемных работников получат 15 000 рублей.
Онлайн-сервис ФНС
Чтобы налогоплательщики могли узнать, полагается ли им субсидия на профилактику коронавируса, ФНС создала специальный онлайн-сервис «Проверка права на получение субсидии в соответствии с постановлением Правительства от 02.07.20 № 976».
Воспользоваться им довольно просто. Достаточно ввести в поле ИНН организации (или ИП). После этого сервис сообщит соответствие ИНН всем необходимым условиям и покажет статус поданного заявления.
Условия получения субсидии
Напомним, что получить новую субсидию можно при соблюдении следующих условий:
Проверить, включена ли организация в реестр МСП, а также узнать, какие ОКВЭД присвоены организации или ИП, можно с помощью сервиса «Контур.Фокус».
Еще одно условие, при соблюдении которого полагается субсидия, — своевременное представление формы СЗВ-М за май 2020 года. Об этом сообщила ФНС на своем сайте.
Заявление на получение субсидии следует направить в налоговый орган по месту нахождения юрлица или месту жительства ИП. Электронную форму можно представить по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а бумажный экземпляр — по почте.
Обратите внимание: для подачи заявления через личный кабинет налогоплательщика — юридического лица необходима электронная подпись, выпущенная по новому ГОСТу.
Список пострадавших отраслей: что нужно знать о кодах ОКВЭД для господдержки
ФНС и Минэкономразвития объяснили бизнесу и инспекциям на местах, кто имеет право на господдержку с учетом перечня пострадавших отраслей и кодов ОКВЭД. Некоторым компаниям отказывали в льготах и субсидиях из-за того, что их код прямо не указан в постановлении правительства, а есть только общий — класс без подкласса и подгруппы. Но это было незаконно.
Вот как на самом деле обстоят дела с кодами ОКВЭД и списком пострадавших отраслей. Возможно, ваш бизнес тоже получил отказ — используйте эти аргументы, чтобы получить положенное от государства.
Кого это касается
Это касается бизнеса, который рассчитывает на господдержку: субсидии на сотрудников, кредитные каникулы, кредиты под 2%, отсрочку уплаты налогов и арендных платежей.
Если код подходит, можно получить господдержку. Если основной код другой — льгот и денег из бюджета не будет. Фактическая деятельность не имеет значения.
В чем была проблема с кодами ОКВЭД
Проблема была в том, что не все цифры из кода ОКВЭД могли совпадать с указанными в постановлении правительства. И бизнес вроде бы относился к пострадавшей отрасли, а господдержку мог не получить.
Коды ОКВЭД состоят из цифр, разделенных точками. Полная структура кода включает класс, подкласс, группу, подгруппу и вид. Например, 47 — это розничная торговля, 47.1 — розничная торговля в неспециализированных магазинах, 47.19 — прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах, а 47.19.1 — розничная торговля с преобладанием непродовольственных товаров.
Виды входят в подгруппы, подгруппы — в группы и так далее.
В перечне пострадавших отраслей некоторые коды указаны с точностью до вида: например, 52.21.21 — деятельность автобусных станций, 94.04.1 — деятельность зоопарков. А некоторые — только как класс: например, 55 — деятельность по предоставлению мест для временного проживания. В эти классы или группы входят другие коды, более конкретные.
И вот стали возникать разногласия: какие коды все-таки дают право на господдержку, если указан класс или группа? Нужно, чтобы в документах компании был указан код 55, или коды 55.1, 55.2 и 55.90 тоже подойдут?
Местная инспекция могла на полном серьезе отказать компании в субсидиях, хотя ее код ОКВЭД входил в группу, указанную в перечне. Один такой случай стал публичным и потребовал вмешательства руководителя ФНС. Но сколько таких ситуаций не получили огласки и сколько предпринимателей просто смирились с отказами, никто не знает.
Как на самом деле определяется принадлежность к пострадавшим отраслям
Если код ОКВЭД входит в подкатегории того кода, что указан в перечне правительства, значит, этот бизнес тоже имеет право на господдержку.
Например, в постановлении правительства указан код 47.19 — розничная торговля. В него входят коды 47.19.1 и 47.19.2. Значит, право на господдержку имеют фирмы и ИП, у которых в выписках указан любой из трех кодов: 47.19, 47.19.1, 47.19.2.
Для гостиничного бизнеса в перечне указан общий код — 55. Все восемь кодов, которые в классификаторе в него входят, тоже дают право на льготные кредиты, субсидии и отсрочки.
Если код указан максимально точно и не включает других группировок, значит, входит именно он. Например, в перечень пострадавших отраслей недавно включили СМИ и код 63.12.1 — деятельность сетевых изданий, то есть сайтов со статьями и новостями, которые зарегистрированы как СМИ. А вот код 63.12, в который входит эта группировка, к пострадавшим отраслям уже не относится.
Как проверить право на господдержку по коду ОКВЭД
На сайте ФНС есть сервисы для автоматической проверки. Можно указать ИНН и сразу узнать, положены ли бизнесу субсидии и льготы:
Любовь, у меня похожая ситуация, я тоже уточнила 47.8. Теперь у меня 47.82. Но от правительства ни ответа, ни привета. При этом в 2016, когда нас автоматически переводила на новый классификатор, от ИП законодательство не требовало уточнения кода. ФНС все сделала за нас. Сейчас в трудное время мы остались один на один со своими проблемами. При этом ИП, зарегистрированные позднее, после 2014г., получили «правильные» коды и соответственно получили полную гос поддержку. Я считаю это нарушением прав человека и прав предпринимателей. Мне правительство в ответ на мое обращение посоветовало обращаться в суд! Вот и вся помощь!
ОКВЭД для получения господдержки при пандемии
Автор: Новикова С. Г., эксперт журнала
В целях оказания поддержки субъектам малого предпринимательства (МСП), пострадавшим от распространения коронавирусной инфекции, государством принят ряд мер. В их числе – предоставление субсидий и льготных кредитов на выплату заработка сотрудникам и на другие нужды.
Одно из условий получения такой помощи – принадлежность кода ОКВЭД по основному виду деятельности к пострадавшим от эпидемии коронавируса отраслям. И этот момент для некоторых потенциальных получателей средств господдержки, как выявилось на практике, оказался проблемным.
Благодаря поправкам, принятым Федеральным законом от 08.06.2020 № 166-ФЗ, расширены основания для внесения юрлиц и ИП в реестр субъектов МСП (при их соответствии требованиям ст. 4 Закона № 209-ФЗ[1]). Так, в текущем, 2020 году в реестр смогут попасть и те, кто вовремя не представил необходимую отчетность в 2019 году. В Законе № 166-ФЗ обозначен предельный срок подачи отчетности – 30.06.2020. Таким образом, у налогоплательщиков, которые отвечают требованиям отнесения их к субъектам МСП, но не подали в установленные сроки отчетные формы, есть шанс их представить до конца июня (и претендовать на получение финансовой помощи от государства).
Но следует учесть, что если по сведениям, имеющимся у ИФНС по состоянию на 01.07.2020, налогоплательщик перестал соответствовать критериям МСП, то он будет исключен из реестра субъектов МСП с 10.08.2020. Об этом ФНС сообщила в Письме от 22.05.2020 № СД-4-3/8479@.
Виды господдержки для бизнеса.
В настоящее время предусмотрены два варианта (способа) получения субъектами МСП помощи на выплату зарплаты или на компенсацию иных затрат.
1. Субсидии из федерального бюджета (то есть безвозмездная помощь от государства).
Правила 1 получения такой субсидии утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576. Ее размер определяется как произведение МРОТ (12 130 руб.):
на количество работников в марте 2020 года – для организаций;
на количество работников в марте 2020 года + 1 – для ИП (если у ИП нет наемных работников – размер субсидии 12 130 руб., то есть один МРОТ).
Численность работников для определения размера субсидии определяется на основании сведений, указанных в СЗВ-М (п. 4 Правил 1).
Постановлением Правительства РФ № 576 не введено ограничений по принадлежности расчетных счетов для перечисления средств получателям субсидий.
В налоговом законодательстве также нет запрета на использование ИП для получения платы за оказанные услуги своей личной банковской карты, в том числе с последующим обналичиванием денежных средств в банкомате и внесением их на свой расчетный счет, открытый для осуществления предпринимательской деятельности.
В связи с этим ФНС считает, что перечисление субсидий ИП в рамках исполнения Постановления Правительства РФ № 576 в равной степени может быть осуществлено как на расчетный счет ИП, так и на его личный текущий счет (Письмо от 07.05.2020 № БС-4-11/7522@).
Согласно п. 1 Правил 1 субсидия может быть направлена не только на выплату зарплаты за апрель и май 2020 года, но и на компенсацию иных затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции (см. также Информацию ФНС России от 01.05.2020).
Согласно Федеральному закону от 22.04.2020 № 121-ФЗ вышеназванные субсидии не облагаются налогом на прибыль (п. 60 ст. 251 НК РФ). Соответственно, они освобождаются от налогообложения и при УСНО (в силу п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
2. Кредит на льготных условиях на период субсидирования (до 6 месяцев).
Правила получения такого кредита утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 422 (далее – Правила 2).
Первые 6 месяцев (но в период не позднее 30 ноября (п. 4 Правил 2)) размер ставки составляет 0 % (пп. «г» п. 7 Правил 2), далее он должен быть не выше ставки, по которой банк получил льготное рефинансирование от ЦБ РФ[2].
Максимальный срок такого кредита – 12 месяцев (п. 4 Правил 2).
Согласно п. 18 Правил 2 максимальная сумма кредита определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и периода субсидирования (то есть 6 месяцев). Численность работников заемщика (как и в предыдущем случае) определяется на основании сведений, указанных в СЗВ-М. В свою очередь, расчетный размер оплаты труда определяется как сумма МРОТ с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате и выплат страховых взносов в соответствующие фонды.
Применение предпринимателями УСНО предусматривает освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому материальная выгода по договорам беспроцентного кредита (если ставка 0 %) предпринимателями-«упрощенцами» не определяется и, соответственно, при налогообложении не учитывается (см. Письмо Минфина России от 27.08.2014 № 03-11-11/42697).
Сказанное в полной мере справедливо и для компаний на УСНО, поскольку они определяют внереализационные доходы в соответствии со ст. 250 НК РФ, в которой не предусмотрено включение в состав внереализационных доходов сумм материальной выгоды по договорам беспроцентного кредита (займа) (см. Письмо Минфина России от 24.07.2013 № 03-11-06/2/29384).
ОКВЭД как основание для получения господдержки.
Перечень наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции отраслей экономики[3] утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434. Подчеркнем: данный перечень не является окончательным, периодически он пополняется новыми видами деятельности и кодами ОКВЭД[4] (уточняется).
Сведения о видах деятельности указываются при создании юридического лица (регистрации ИП). Так, при госрегистрации юридическое лицо представляет в налоговый орган в том числе заявление по форме Р11001 (п. «а» ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В листе «И» этого заявления предусмотрено указание кодов основного и дополнительных видов деятельности организации по ОКВЭД. Коды видов деятельности по ОКВЭД компания определяет самостоятельно. Они содержатся в ЕГРЮЛ.
Соответственно, узнать о том, какие коды ОКВЭД присвоены организации или ИП, можно с помощью выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне определяется кодами ОКВЭД. Они имеют следующую иерархию:
К примеру, 93 – деятельность в области спорта, отдыха и развлечений, 47.7 – торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах, 45.40.3 – торговля розничная мотоциклами.
Минфин в Письме от 13.05.2020 № 05-06-06/3/40054 пояснил: если в пе-речне пострадавших отраслей приведен целиком класс или подкласс, все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также относятся к пострадавшим от коронавируса отраслям.
Должен ли вид деятельности быть основным …
Основной вид деятельности – это направление, которое приносит компании или ИП превалирующую долю выручки. То есть основным признается тот вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общей сумме доходов компании или ИП.
…для получения субсидии?
Федеральная налоговая служба в Письме от 20.05.2020 № ЕД-17-3/138@ подчеркнула: Правилами 1 прямо предусмотрено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 (см. также письма ФНС России от 19.05.2020 № БС-4-11/8190@, Минфина России № 05-06-06/3/40054).
При этом ФНС в Письме № ЕД-17-3/138@ пояснила следующее. Действующие формы налоговой отчетности не содержат информации о доходах (прибыли) налогоплательщиков в разрезе видов деятельности, осуществляемых ими. Поэтому по такой отчетности нельзя определить по состоянию на 01.03.2020 основной вид деятельности, исходя из кода ОКВЭД по деятельности, приносящей основной доход (прибыль).
Стоит также отметить Письмо ФНС России от 20.05.2020 № БС-4-11/8235@, в котором была рассмотрена характерная ситуация из практики. Компания осуществляла торговлю прочими товарами в специализированных магазинах – код ОКВЭД 47.7, который согласно ЕГРЮЛ является дополнительным.
С одной стороны, компания в такой ситуации должна была в течение 3 рабочих дней внести изменения в ЕГРЮЛ (в частности, поменять местами коды основного и дополнительного вида деятельности) (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). С другой стороны, менять эти коды местами из-за размера получаемой выручки (тем более, что ситуация может измениться в любой момент) данный закон не обязывает. По этой причине эти коды до недавнего времени практически никто и никогда не менял.
Между тем в связи с эпидемией коронавирусной инфекции заострился этот момент, на который раньше никто не обращал особого внимания: ввиду того, что указанный вид деятельности по коду ОКВЭД 47.7 не являлся для компании основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, она не имела права рассчитывать на получение субсидии от государства из-за невыполнения требований Правил 1.
При этом ФНС (см. Письмо № БС-4-11/8235@) не разрешает налогоплательщикам поменять местами коды по видам деятельности «задним числом». Налоговики подчеркнули: поменять местами виды деятельности в ЕГРЮЛ можно, но по состоянию на дату подачи таких изменений. И поскольку замена произойдет уже после 01.03.2020, она никак не повлияет на возможность получения налогоплательщиком субсидии от государства.
…для получения льготного кредита?
Правилами 2 установлены более лояльные требования к некоторым заемщикам – субъектам МСП.
Так, малым предприятиям и микропредприятиям для получения льготного кредита со ставкой 0 % (на период субсидирования) достаточно работать не менее года хотя бы в одной из пострадавших отраслей экономики. Данный факт может подтверждаться основным или дополнительными кодами по ОКВЭД согласно данным ЕГРЮЛ/ЕГРИП на 01.03.2020 (п. 7(1) Правил 2).
Для остальных компаний и ИП отнесение к наиболее пострадавшим отраслям определяется только по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в названных реестрах.
Итак, для получения господдержки в виде субсидии (Правила 1) необходимо соответствие именно основного вида деятельности субъекта МСП, сведения о котором внесены в реестр (ЕГРЮЛ/ЕГРИП) по состоянию на 01.03.2020. При получении льготного кредита (Правила 2) такое соответствие необязательно лишь для малых предприятий и микропредприятий.
Какие-либо «телодвижения» по перестановке кодов ОКВЭД местами в ЕГРЮЛ/ЕГРИП никоим образом не улучшат ситуацию для субъектов МСП. Ведь эти изменения ИФНС внесет в реестры на момент подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Следовательно, подобная корректировка никак не повлияет на право получить поддержку от государства (по Правилам 1 или Правилам 2).
И последнее. В Информации от 25.05.2020 чиновники Минэкономразвития сообщили о внесении на рассмотрение Правительства РФ предложения о возможности уточнения компаниями малого и среднего бизнеса своих кодов ОКВЭД.
[1] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
[2] ЦБ РФ в Информационном сообщении от 24.04.2020 указал, что с 27 апреля ставка по кредитам, направленным на поддержку кредитования субъектам МСП, снижена с 4 до 3,5 % годовых.
[3] Это общественное питание, гостиничный бизнес, торговля на рынках, розничная торговля автомобилями, бытовыми изделиями, стоматология и парикмахерские услуги и другие виды деятельности.
[4] ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.012014 № 14-ст.
Как московскому бизнесу получить субсидию
Коротко об этой субсидии мы уже писали. Предпринимателям заплатят 15 000 ₽ плюс 6500 ₽ — на каждого работника. ИП без сотрудников получат 21 500 ₽. Теперь издан приказ, известны сроки и список видов деятельности. Поэтому пора проверять, есть ли у вас право на субсидию, и готовиться к отправке заявления.
Кто получит субсидию
Начнем с главного. Важно, чтобы ваш основной вид деятельности был указан в таблице.
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков
Деятельность в области демонстрации кинофильмов
Деятельность массажных салонов
Деятельность санаторно-курортных организаций
Деятельность в области исполнительских искусств
Деятельность учреждений культуры и искусства
Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений
Ремонт предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения
Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг
Если ваш код ОКВЭД длиннее, чем код из таблицы, вы можете рассчитывать на выплату. К примеру, салон красоты с основным кодом 96.02 имеет право на субсидию, потому что код 96 есть в таблице. После кода из таблицы может быть ещё несколько знаков.
Обычно для каждой субсидии утверждают свой список с кодами ОКВЭД, но некоторые коды встречаются почти в каждом списке. Удивительно, что на этот раз в него не вошли торговля, гостиницы и пассажирские перевозки. Если вы тоже не попадаете в список, посмотрите другие субсидии на сайте «Москва для бизнеса» — возможно, найдется подходящая.
Перейдем к остальным условиям:
Заявление нужно отправить электронно, поэтому проверьте, что у вас есть действующая электронная подпись.
Какие документы нужны
Работодателям понадобится копия расчёта по страховым взносам за полугодие. Тем, кто работает в Москве по патенту, а зарегистрирован в другом регионе, нужна копия патента.
Прием заявлений откроется на сайте i.moscow 1 сентября и закончится 30 сентября в 17:00.
Статья актуальна на 30.08.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Субсидия для бизнеса из пострадавших отраслей в 2021 году
Помощь получат предприниматели, которым пришлось приостановить работу из-за новых коронавирусных ограничений. Новый законопроект уже на рассмотрении.
Сколько заплатят
Если из-за ограничений деятельность приостановлена на 2 недели, субсидию выплатят один раз, а если на 4 или больше, то выплату можно получить дважды.
Размер выплаты зависит от количества сотрудников. Расчёт для индивидуальных предпринимателей и организаций немного отличается:
МРОТ на начало года равен 12 792 ₽. К примеру, ИП с тремя сотрудниками получит 25 584 ₽.
Количество сотрудников нужно указать в заявлении на субсидию, но оно не должно превышать количество сотрудников за июнь в РСВ или 6-НДФЛ. Если в июле или августе вы приняли новых сотрудников, то учесть их в расчёте субсидии не получится.
Кому заплатят
Субсидию получит малый и средний бизнес из пострадавших сфер, если деятельность на 1 августа приостановлена из-за ограничений. Условия такие:
Как получить
Когда законопроект утвердят, подайте в налоговую заявление через интернет или по почте ценным письмом с описью вложения.
Единого срока для отправки заявления нет — передать его нужно в течение 2 месяцев с даты, когда в регионе ввели ограничения. Субсидию перечислят в течение 8 рабочих дней после отправки заявления.
Статья актуальна на 19.08.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур