как узнать подлинность картины
55% работ русских художников на рынке — подделки. Как технологии помогают распознать фальшивки
Удар по карману и репутации
Занятный факт: покупатели дорогих картин скрывают свои имена не только из-за риска быть обманутыми. Они боятся, выложив круглую сумму, стать посмешищем, если приобретенное ими произведение искусства окажется не более чем подделкой. Шансы подобного исхода велики.
Три года назад искусствовед Эрик Форкада заявил, что 82 из 140 картин Музея Этьена Террюса в Эльне не принадлежат кисти французского художника. Власти оценили ущерб от покупки подделок в 160 тысяч евро. В 2016-м основатель Музея Фаберже в Баден-Бадене Александр Иванов указал на две фальшивки в каталоге Russian Works of Art, Faberge and Icons аукционного дома Sotheby’s. За четыре года до этого Виктор Вексельберг отсудил 3 миллиона евро у Christie’s за проданную его фонду подделку «Одалиски» Бориса Кустодиева.
С работами художников-соотечественников ситуация еще более плачевная. В апреле специалисты лаборатории научно-исследовательской независимой экспертизы им. П.М. Третьякова сообщили, что 55% работ всех русских авторов на рынке — фальшивые. За 13 лет исследований подлинность подтвердилась только у семи тысяч предметов искусства из 16. Главными жертвами фальсификаторов назвали советских художников-нонконформистов Владимира Вайсберга, Дмитрия Краснопевцева, Анатолия Зверева и Евгения Рухина.
По словам сооснователя НИНЭ им. П.М. Третьякова Александра Попова, ситуация усугубляется почти полным отсутствием в Европе и США экспертов по русским художникам. Описание же и историю владения картиной, на которые ориентируются дилеры и аукционные дома, легко подделать, чем и пользуются арт-фальсификаторы. Чтобы обезопасить свои вложения в искусство и, что важнее, репутацию, коллекционеры все чаще идут за независимой экспертизой — только за минувший год число таких обращений выросло на 14,5%.
Слева: Фрагмент иконы начала XVIII века; справа: снимок, полученный с помощью SWIR-камеры Фото: Пресс- служба «Ростех»
Не выходя из дома
С приходом коронавируса многие галереи либо закрылись, либо нашли спасение в онлайн-среде. В сентябре 2020 года на ярмарке Cosmoscow прошла дискуссия «Онлайн и без посредников: как пандемия изменила арт-рынок». Управляющий партнер платформы по продаже современного искусства и коллекционного дизайна TEO Анна Андронова отметила, что за время пандемии продажи у галерей сократились на 36%, а онлайн-выручка выросла на 40%. По словам Андроновой, отношение к онлайн-галереям в целом изменилось в лучшую сторону — от настороженного к доверительному.
Из-за COVID-19 на онлайн-платформу перешли и крупные аукционы, например уже упомянутые Sotheby’s и Christie’s. Совокупный объем продаж обеих площадок в 2020 году составил 9,4 миллиарда долларов. Торги ONE в реальном времени проходили в Гонконге, Париже, Лондоне и Нью-Йорке и принесли рекордные 420 миллионов. И хотя обороты аукционных домов уменьшились, сильного падения не произошло — выручили онлайн-торги и частные продажи, отмечает The Art Newspaper Russia.
Это значит, что со сменой формата спрос на произведения искусства сохранился, а где-то даже и вырос. Вместе с этим увеличился и запрос на гарантии: коллекционеры хотят быть уверены, что в их руки попадает подлинник, а не имитация.
Слева: Фрагмент иконы начала XVIII века; справа: снимок, полученный с помощью SWIR-камеры Фото: Пресс- служба «Ростех»
Направление на рентген
В арсенале фальсификаторов есть несколько основных приемов подделки картин. Один из наиболее простых, а потому популярных — перелицовка. Для этого используются старые, но не слишком ценные полотна. Подпись настоящего автора стирают с холста, взамен наносят имя известного мастера. В 2004 году публику шокировала новость о снятии с торгов Sotheby’s работы Ивана Шишкина «Пейзаж с ручьем». Несмотря на заключение экспертизы, подтверждающей подлинность полотна, картина оказалось подретушированной работой голландского художника Маринуса Адриана Куккука.
Другой способ — создание подделок с нуля. Как и в случае с перелицовкой, в ход идут старые работы: мошенники счищают с полотна краску и пишут картину заново. В результате по возрасту холста подлог распознать невозможно. Именно этим методом пользовался знаменитый фальсификатор XX века нидерландский художник Хан Ван Мегерен, прославившийся подделкой картин Яна Вермеера и Питера де Хоха.
Скандалы, связанные с обнаружением подделок, сотрясают художественный мир регулярно. Иногда обман раскрывается самым неожиданным образом. Курьезный случай произошел во время визита Марка Шагала в одну из нью-йоркских галерей. Художник увидел в экспозиции картину, подписанную его именем, и не узнал ее. Автор поддельного шедевра Дэвид Штайн был найден и арестован. Но этот эпизод — счастливое исключение из правил. Обычно для установления подлинности картины экспертам приходится задействовать внушительный набор знаний и инструментов. Первоначально, когда полотно поступает к специалистам, его соотносят с другими работами автора — это искусствоведческая экспертиза. Часть картин отсеивается уже на этом этапе.
Если же эксперты допускают, что перед ними подлинник, проводится технологическая экспертиза — с применением различных техник исследования. Среди них есть секретные, но основные способы распознавания подделок все же известны.
Так, перелицовку помогает выявить микроскоп. Со временем на картине появляются трещины — кракелюр. Если поддельная подпись художника наносится на старую картину, краска затекает в трещины. Под микроскопом это будет видно.
Другой инструмент, к которому часто прибегают эксперты — рентген. С его помощью можно обнаружить подготовительный рисунок или следы реставрации, выявить особенности грунта и холста. Этот метод помог, например, распознать подделки картин знаменитого мариниста Ивана Айвазовского. Фальсификаторы использовали в работе титановые белила, которые появились в продаже лишь в 1920-х — спустя два десятилетия после смерти художника.
Плагиат и как определить подлинность картины
Привет! Начну свой блог с самой волнующей темы для тех, кто приобретает картины. Весь интернет так и кишит подделками, даже уличные торговцы не стесняются этим заниматься, ведь они предлагают соблазнительную цену. Очень много конкуренции среди художников и, понятное дело, самым важным инструментом конкурентоспособности является цена. Если покупатель видит две одинаково красивые картины, но одна стоит 5000 рублей, а другая 800 рублей, то почему-то не задумываясь возьмет самый дешевый вариант. На самом деле стоило бы поинтересоваться, от чего такая низкая цена. Давайте разберемся по порядку.
Из чего складывается цена картины?
Понятное дело, ни один художник не продаст картину ниже своей себестоимости. Даже если ее никто не покупает, и художник вынужден скинуть цену, то продает с минимальной наценкой или даже по себестоимости (но не меньше!). Ему не выгодно уходить в минус, даже если за потраченное время и труды не возьмет ни копейки.
Вот простой пример: картина маслом 30×40 в раме, обычный пейзаж, такой, как на картинке. Посчитаем ее себестоимость из самых дешевых материалов.
ИТОГО: 1245 руб.
Делайте вывод сами, друзья! 1245 рублей – это только себестоимость картины в раме из самых дешевых материалов. А уж наценка никак не зависит от себестоимости и будет учитываться из: потраченного времени, цены за 1 час работы, издержки продаж и др.
Какие бывают подделки и как их распознать?
Что важно делать перед совершением покупки?
Если попытки определить подделку на глаз не привели к успеху, и вы все равно сомневаетесь в подлинности, попросите Сертификат подлинности. Признаться, не каждый даже честный художник его приобретает, но если и делает это, то цена уже возрастает по причине определенных взносов за документ. И все равно полностью доверять такому документу не стоит, но если его все-таки предоставляют, то важно его хорошенько проверить.
Подделать сертификат очень легко. Если не говорить о банальной подделке печатей с подписями, как делаются большинство документов в России, то есть и другой способ получения сертификата, не дающего никакой гарантии подлинности. Документ пишет сам художник на специальном бланке, где от себя заявляет об авторском праве. Наиболее достоверные сертификаты на мой взгляд те, которые выданы организацией-галереей. Что обязательно должно присутствовать в документе:
Далее заходим на сайт этой галереи и проверяем, на сколько серьезная контора – делает ли она экспертизу картины перед занесением в реестр. После уже вводим на сайте номер из реестра, и должна найтись эта картина вместе с информацией о ней.
Обычно такие сертификаты приобретают художники, которые действительно дорожат своим авторским правом на уникальное произведение искусства. Ну а мошенники с целью продать, напечатают сколько угодно фальшивок.
Если Вы уже купили картину и думаете, что это подделка, то можно провести экспертизу, обратившись в надежную экспертную компанию. Но приготовьтесь за это хорошенько заплатить. Поэтому никогда не спешите с покупкой культурной ценности, особенно если она Вам дорого обходится. А если покупаете подозрительно дешевую картину, то будьте готовы, что это никакая не авторская работа! Удачных Вам покупок!
Как отличить подделку от подлинника
О главных принципах, по которым определяют подлинность произведения русского авангарда, рассказывает коллекционер Валерий Дудаков
1. Провенанс
Поскольку изготовление произведений авангардного искусства не представляет такой сложности, как подделка произведений, скажем, классицизма или романтизма, первый принцип определения подлинности картины — это изучение провенанса, ее происхождения. История владения в идеале должна быть отслежена от момента создания до современного ее бытования: все движение через владельцев, коллекционеров или музеи, включая все выставки, публикации, пересылки и прочие перипетии. Есть ли упоминание картины у автора, зарисовки в дневниках, как, например, у многих художников, связанных с «Бубновым валетом», с кругом аналитического искусства или с филоновской школой.
Конечно, бывают случаи сочинительства провенансов. Именно поэтому коллекционеры или исследователи и разыскивают информацию о произведении среди друзей или знакомых родственников художника, у которых могла находиться работа, читают мемуары, работают в архивах.
Бывали случаи, когда путем таких бесконечных розысков и расспросов удавалось, например, установить, что вещь, которую предлагают купить, находится вовсе не у продавца, а в музейном запаснике. В конце 80-х — начале 90-х годов эта исследовательская часть была особенно детективной и даже опасной.
Розыски могут длиться годами. В моей собственной практике была такая история: у известного коллекционера Анатолия Смолянникова я приобрел прекрасную работу, которая была обозначена как работа Бориса Григорьева, хотя подпись как таковая у нее отсутствовала. (У нас, коллекционеров, есть шутливое выражение: «Несмотря на подпись, вещь настоящая».) На картине изображена парочка на скамейке в довольно пикантной ситуации, впрочем одетая — на дамочке красный шейный платок, типа пионерского.
Прошло несколько лет, у меня появились другие работы Григорьева, я лучше его понял, и этот галстук все не давал мне покоя: я сообразил, что не мог Григорьев написать такой платок, в его стилистике этого не существует. И только через семь лет мне удалось разыскать рисунок другого художника, который к этой вещи подходил, — ярчайшего художника Сигизмунда Видберга. Они очень близки по технике: та же брутальность, играющая мрачноватая темнота с яркими вспыхивающими красками. А все из-за одного лишь галстука, который мне показался странным для Бориса Григорьева, не имевшего никакого отношения к советской эстетике.
Работа, приписываемая Наталии Гончаровой © halloart.ru
2. Стилистическое чувство искусствоведа
Именно эти люди, долго аналитически исследуя какую-либо тему, чувствуют форму мысли того или иного художника. Потому что написать работу Поповой, или Удальцовой, или какого-нибудь супрематиста-ученика витебской школы легко, а вот понять их способ мышления — нет.
Знаточество часто было свойственно и собирателям, поскольку, во-первых, они часто сами являлись художниками (как Илья Семенович Остроухов, Игорь Эммануилович Грабарь, Виктор Никитич Лазарев). Кроме того, знатоки-коллекционеры отвечали своими деньгами за то, что собирали, и поэтому право на ошибку имели минимальное. Они, как правило, и обладали таким «абсолютным глазом».
3. Сравнительный анализ
Примерно с 1918 по 1923 год левые художники имели подавляющую власть и могли не только «терроризировать» художников классической школы вроде Коровина или братьев Маковских, но и в большом количестве покупать в музейный фонд собственные работы. Поэтому обычно через месяц-полтора после написания картина поступала в музейное собрание с инвентарным номером, авторским указанием происхождения. И теперь малоизвестные произведения можно сравнивать с этими эталонами, находящимися в музеях (скажем, картины, поступившие в Институт художественной культуры или Санкт-Петербургскую академию художеств). Это особенно подходит для таких художников, как Владимир Татлин или Любовь Попова, поскольку момент между созданием вещи и передачей ее на инвентаризацию в музей был совершенно краткий, от нескольких недель до месяца. Более того, такие работы обязательно имеют описания — при каких обстоятельствах были созданы и переданы или проданы в музей.
4. Химико-технологический анализ
Возможность такого анализа связана с тем, что материалы — краски и холсты, которые использовали художники начала XX века (сложнее с бумагой, акварелью, темперой и гуашью), — появлялись и использовались в строго определенный период времени. Особенно масляная краска: определенная умбра, киноварь, зеленая краска, белила появлялись не раньше конкретного периода. Знания о материалах позволяют определять время написания картины. Однако поскольку практически любое произведение старше
70–80 лет раньше или позже подвергалось реставрации, при анализе вероятна ошибка. Поэтому соскобы делаются в разных местах полотна, и в целом химико-технологический анализ может дать объективный результат.
Но все технические способы не дают абсолютного знания. Как, например, сравнительно новый радиоуглеродный анализ, смысл которого заключался в том, что после атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года соответственно. определенным образом поменялся состав всех элементов на земле и что теперь можно точно определить дату производства чего бы то ни было — до 45-го года или после. Однако дальнейшие исследования показали, что этот метод может работать, только если проба находится в каком-то идеальном состоянии, не соприкасаясь с внешней средой.
Масляная живопись: как отличить оригинал от подделки
Решили купить картину маслом, но не хотите зря потратить деньги и получить подделку? С развитием печатных технологий появилась возможность оперативно и недорого создавать копии масляных полотен, хорошо зарабатывая на их продаже. Достаточно купить специальный плоттер, заправить его краской, распечатать на холсте нужное изображение и немного его доработать. Мы подскажем, как отличить рукописную картину от печати.
Существует несколько способов создания подделок:
• Распечатка изображения на холсте с последующим покрытием лаком
• Печать с доработкой фактурным гелем
• Печать с поверхностной прорисовкой масляными красками
Если первый вариант легко отличить от оригинала, то с двумя последними сложнее. Изображение, распечатанное на холсте и покрытое лаком, стоит недорого. Распечатанные картины с последующей обработкой гелем или красками создаются с целью обмана покупателей и получения большей прибыли от продажи полотен под видом авторских работ. Особенно возрастает риск стать обладателем такого «произведения искусства», если покупать живопись не в проверенном месте, к примеру, картинной галереи, художественном салоне или непосредственно у автора, а через посредников.
Провести экспертизу подлинности полотна можно самостоятельно, не пользуясь услугам экспертов. Выясним, как определить настоящую картину и на чем заострить внимание при выборе полотна в галереи или салоне.
Как отличить печать на холсте от картины маслом: 5 основных моментов
1. Посмотрите на торцы картины. Обычно распечатанное полотно имеет ровный край, а живопись, созданная художником, с торцов смотрится небрежно – на краях холста видны следы пальцев и неравномерные красочные подтеки. Но испачканные бока обычно есть на тех картинах, которые пишутся на подрамнике, если же художник работает без него, то он может воспользоваться бумажным скотчем для эстетики и с целью избежать ошибки в размере, чтобы в дальнейшем не пришлось заказывать нестандартный подрамник. Также нет гарантий, что только копия будет с ровным краем, ведь мошенники могут специально оставить следы краски, поэтому стоит смотреть не только на боковые стороны картины, но и сам холст.
2. Оцените качество холста. Профессионалы рисуют преимущественно на репинском холсте – это плотная льняная ткань с переплетением рогожкой, которую легко визуально отличить от других видов тканей и на ней точно никогда не печатают. Настоящий холст может иметь узелки, потертости, неровности. Кроме того, стоит внимательно рассмотреть холст с изнаночной стороны при ярком освещении, если картина написана маслом, то рисунок будет неоднородным, поскольку художник наносит два-три слоя краски и каждый из них имеет разную толщину. При печати красочный слой будет равномерным по всей поверхности, то есть не будет видно никаких просветов.
3. Посмотрите на характер мазков. Если вы тонко чувствуете цветовую гамму, то вас не обмануть, поскольку даже высококачественная печать не сможет передать многообразие оттенков масляных красок. Посмотрите на рисунок под увеличительным стеклом – характерные яркие мазки будут присутствовать даже у «гладкой» с виду живописи. А если изображение распечатано и покрыто сверху фактурным гелем, то мазки будут прозрачными, а не живописными.
4. Проверьте наличие подписи. Большинство профессиональных художников подписывают свои картины и расшифровывают подпись на обратной стороне холста, потому что ценят свой труд. Если же подпись отсутствует, то велика вероятность что перед вами картина серийного производства. Хотя могут быть и исключения, к примеру, такие известные художники как Ван Гог, Моне, Рубенс не часто подписывали свои работы, поэтому иногда стоит обратиться за советом к профессионалу или воспользоваться иными методами определения подлинности живописи.
5. Ознакомьтесь с ассортиментом. Если вы видите огромное количество полотен одного художника в галерее или салоне – это должно насторожить. Даже для написания самой простой картины мастеру может понадобиться несколько дней. А над произведением большого формата художник может работать несколько месяцев, особенно если нужно нарисовать множество объектов и мелких деталей. Еще один немаловажный момент – не бойтесь спросить у продавца как отличить подделку картины от настоящей, если владелец галереи профессионал, то он с удовольствием расскажет вам об отличиях и представит доказательства подлинности выставочных работ. Можно пойти еще на одну хитрость и поинтересоваться у продавца как оформить индивидуальный заказ у понравившегося мастера. Как правило вам помогут договориться с художником. Напоминаем, что наш фонд «Шедевр» предоставляет консультации практически по любым вопросам, связанным с картинами. Причем мы всегда это делаем бесплатно и в любом количестве.
Стоимость настоящей живописи
Создание масляной картины – трудоемкий процесс, требующий большого количества материалов (дорогих красок, натуральных кистей, разбавителей, качественного холста и подрамника) и занимающий немало времени (масляные краски сохнут в среднем пять суток). Поэтому подлинное полотно не может стоить дешево, особенно, если оно внушительных размеров. Купить масляную картину дешевле можно разве что в исключительных случаях, когда автору долго не удается продать полотно и он принимает решение окупить только затраченные материалы, поэтому устанавливает невысокую цену за работу. Настоящие масляные картины по приемлемой цене вы можете заказать на сайте нашего художественного фонда «Шедевр». С нами сотрудничают молодые и известные мастера живописи, одна из них – профессионал своего дела Ольга Костяева. Художница дает несколько рекомендаций, чтобы вы смогли легко отличить подлинник от копии.
Советы художницы Ольги Костяевой
Разукрашенный принт легко отличить от оригинала. Достаточно рассмотреть холст под увеличительным стеклом. На печатном холсте должны быть видны мазки. Недобросовестные продавцы работают быстро и однозначно не станут детально прорисовывать полотно, «разукрашивание» которого потребует гораздо большего времени Если вы хотите заказать картину у профессионального художника, можете договориться, чтобы автор высылал вам фотографии или видеоотчет процесса работы над полотном. Это даст вам уверенность, что заказ оформлен у настоящего мастера.
Еще один важный момент – отсутствие подрамника не указывает на то, что перед вами копия, поскольку многие художники хранят свои произведения в свернутых холстах, это удобно за счет экономии места. К тому же, хороший подрамник стоит дорого, а живопись на холсте, свернутом в рулон легко транспортировать. К примеру, свои картины я пишу без натяжки на подрамник. Заказывать полотна лучше в проверенных галереях и салонах, где вам смогут предоставить всю информацию об авторе.
Проверка на полотнах
В сентябре Цапкин безвозмездно возвращает картину в Калугу.
Открытие Левитана
Здесь же, в комнате, где НИНЭ хранит работы, переданные на экспертизу, стоит натюрморт Коровина, одного из самых подделываемых русских художников, редко выходящих на рынок: цветы в вазе на черном фоне, по-коровински живые и распустившиеся.
Эксперты лаборатории в этом уже убедились, подтвердив подпись русского импрессиониста, определив, что натюрморт был написан в Гурзуфе в 1917-м, выяснив, в каких выставках он участвовал, и готовят работу к возвращению. В магазине наверняка потирают руки: Коровин нынче дорог.
А вот «Волга» Левитана стала настоящим открытием. Сдержанный по цвету пейзаж плесовских времен с рыбацкой лодкой, недавно покинувший стены экспертизы в Большом Толмачевском, считался утраченным. Даже в Третьяковке висит лишь этюд к нему. «Волгу» принесли на экспертизу потомки врача, в коллекции которого работа оказалась после нескольких передвижных выставок в начале прошлого века. Пройдя полный цикл исследований, пейзаж вернулся в художественный оборот.
По словам Попова, открытий такого уровня в НИНЭ бывает по 2-3 в год. В десятки раз больше в эти комнаты в трех шагах от Третьяковки приходит подделок и копий.
Кракелюр и моча коровы
НИНЭ им. Третьякова была создана в 2008-м для «внедрения нового подхода к исследованию произведений искусства», «подтверждению подлинности и выявлению подделок». Это был тот момент, когда Третьяковка перестала оказывать услуги коллекционерам (после того, как с торгов Sotheby s был снят пейзаж Шишкина, имевший подтверждение от ГТГ, но оказавшийся ретушированной работой голландца Куккука) и в Москве возникла нехватка учреждений, занимающихся экспертизой. А «новым подходом» для рынка оказалась тогда возможность приглашать лучших искусствоведов и технологов отовсюду: НИНЭ начала это делать одной из первых, и сейчас с ней сотрудничают десятки экспертов по разным жанрам из Третьяковки, Оружейной палаты и не только.
Подделки приходят сюда ежедневно. Кроме новомодной перелицовки в ходу сегодня метод искусственного состаривания краски, пускающий по ней трещины-кракелюры: в краску добавляют соль, которая ее разрывает, или в грунт быстро испаряющийся керосин, отчего грунт быстро сохнет, что тоже имитирует возраст.
В Россию за экспертизой
Боровиковский, Ушаков, Левитан, Коровин, Фальк, Брюллов. Если собрать вещи больших мастеров, прошедшие через спектрометры и руки экспертов НИНЭ за 8 лет работы, то составится коллекция очень приличного художественного музея.
По словам Попова, это очень предусмотрительно. Ведь, скажем, работы Коровина-сына, тоже художника, иногда перелицовывают в отцовские, счищая с подписи слово «Алексей» и вписывая «Константин». На французских аукционах не делают экспертизу Коровина, такие вещи там легко продаются, но когда работу привозят в Россию, то после экспертизы оказывается, что это не великий папа, а его сын.