как узнать поступили ли на грант
Как узнать поступили ли на грант
Фонд президентских грантов проводит конкурсы среди некоммерческих неправительственных организаций, как правило, два раза в год и предоставляет гранты на реализацию проектов по 11 грантовым направлениям.
Грантовая поддержка может быть предоставлена НКО, которые реализуют социально значимые проекты, а также проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и участвуют в развитии институтов гражданского общества.
До участия в конкурсе допускаются организации, которые:
Даты проведения конкурсов определяются ежегодно. В течение года фонд проводит, как правило, два конкурса.
Информация о конкурсах появляется на сайте фонда, а также на страницах фонда в социальных сетях: во ВКонтакте, на Facebook, в Instagram и в «Одноклассниках». Даты текущего или ближайшего конкурсов указаны на главной странице портала президентскиегранты.рф.
Конкурс президентских грантов проходит в четыре этапа.
Заполните заявку и подайте ее на сайте фонда. Для этого авторизуйтесь в системе: нажмите на кнопку «Войти» в правом верхнем углу страницы.
Изучите подробную инструкцию по заполнению заявки в специальном разделе Центра поддержки заявителей, чтобы правильно заполнить заявку.
Сотрудники фонда проверят вашу заявку на соответствие Положению о конкурсе и зарегистрируют ее. Этап приема заявок длится не меньше 30 дней.
2. Экспертиза заявок
Заявки, допущенные до участия в конкурсе, попадают в систему автоматического распределения и отправляются к экспертам конкурса.
Эксперты не знают заранее, какие именно заявки они будут оценивать, пока не увидят их в системе.
Каждую заявку оценивают как минимум два разных эксперта. Они проводят оценку заявок в соответствии с методическими рекомендациями фонда и присваивают заявкам баллы по каждому из десяти критериев оценки.
3. Определение рейтинга заявок
Объединенный экспертный совет принимает результаты работы экспертов: составляет рейтинг всех заявок и предлагает пороговые значения баллов в каждой категории проектов для включения в перечень победителей.
4. Подведение итогов конкурса
Итоговый перечень победителей определяет Координационный комитет, утверждая пороговые значения рейтинга для победы в конкурсе («проходные баллы») и согласовывая финальный список победителей.
При этом проходные баллы всегда отличаются для разных запрашиваемых сумм и могут отличаться для разных грантовых направлений.
Фонд не устанавливает формальных ограничений по размеру гранта, который вы можете запросить. При этом эксперты конкурса оценивают заявку по таким критериям, как:
Чтобы понять, запрашиваете ли вы адекватную сумму гранта, попробуйте ответить на три вопроса о бюджете вашего проекта:
Фонд рекомендует также соотнести размер запрашиваемой суммы гранта с масштабами проекта:
Это разделение на категории носит рекомендательный характер. Если вы понимаете, что не попадаете ни в одну из этих категорий, не нужно искусственно завышать или занижать расходы по проекту. Важнее, чтобы все расходы были обоснованы.
Имейте в виду, что чем выше сумма, которую вы запрашиваете, тем более строго эксперты подходят к оценке вашей заявки и выше проходные баллы для получения гранта.
Проект, с которым вы собираетесь участвовать в конкурсе, может быть стандартным по длительности — срок такого проекта установлен Положением о конкурсе и составляет не более 18 месяцев, — или долгосрочным и может длиться до трех лет.
Долгосрочные проекты можно подать на конкурс только по двум грантовым направлениям:
Во время разработки социального проекта закладывайте ровно столько времени, сколько вам действительно необходимо для достижения цели проекта. Искусственно растягивать или сжимать проект по времени не нужно.
Организация не может одновременно выполнять более двух проектов, поддержанных Фондом президентских грантов.
Общая сумма финансирования фонда для предоставления грантов определяется ежегодно. В 2021 году 4144 проекта получили поддержку на общую сумму 8.3 млрд рублей по итогам двух конкурсов.
Список проектов победителей конкурса опубликован на сайте фонда. Чтобы изучить список, зайдите в раздел «Проекты» и выберите фильтр «Победитель конкурса», затем выберите интересующий вас конкурс.
О проектах мы рассказываем на страницах фонда в социальных сетях: во ВКонтакте, на Facebook, в Instagram и в «Одноклассниках».
Подробности о результатах реализации проектов вы найдете на специальном сайте оценка.гранты.рф. Если вы были вовлечены в мероприятия проекта и принимали в нем активное участие, оставляйте свои комментарии на данном сайте, поделитесь своим опытом.
Студентам
Программы второго диплома
Абитуриентам
Школам
Сотрудникам
Научная публикация — это реально!
Выпускникам
Партнерам
Раздел находится в стадии заполнения контентом. Приносим извинения за доставленные неудобства!
Работодателям
Прессе
Девиз пресс-службы —
«оперативно и достоверно».
Грант президента РФ для поступающих в магистратуру
Внимание!
Кандидатам, отправившим заявку, необходимо дополнительно направить сведения о достижениях (по форме) и согласие на обработку персональных данных (по форме) на электронную почту s.v.shadrina@urfu.ru в срок до 20 августа 2021 года!
36 кБ, *.xlsx (Размещен 18.08.2021)
15 кБ, *.docx (Размещен 18.08.2021)
У поступающих в магистратуру есть шанс получить грант Президента Российской Федерации. Грант предоставляются в размере 20 тыс. руб. ежемесячно до завершения обучения при условии ежегодного подтверждения права на получение гранта.
Чтобы стать претендентом на получение гранта, необходимо быть победителем и (или) призером заключительных (итоговых) этапов мероприятий, включенных в Перечень мероприятий для предоставления грантов лицам, поступившим на обучение в образовательные организации высшего образования, научные организации по программам магистратуры, проведенных не ранее чем за два года, предшествующие году поступления на обучение в образовательные организации высшего образования, научные организации по программам магистратуры, и (или) иметь достижения в педагогической, научной (научно-исследовательской), научно-просветительской, инженерно-технической, изобретательской, творческой и (или) физкультурно-спортивной деятельности, проводимой образовательной, научной или иной организацией, либо научный (научно-методический, научно-технический, научно-творческий) результат интеллектуальной деятельности, подтвержденный патентом, свидетельством, либо публикации в научном (учебно-научном, учебно-методическом) международном, всероссийском, ведомственном, региональном издании, в издании образовательной, научной или иной организации, полученные не ранее чем за два года, предшествующие году поступления на обучение в образовательные организации высшего образования, научные организации по программам магистратуры.
Сведения о личных достижениях необходимо направить в период с 1 мая по 20 августа для включения в государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности, на сайте.
Как узнать поступили ли на грант
Ответы на часто задаваемые вопросы абитуриентов
Обязательно ли сдавать январское ЕНТ?
Нет, не обязательно. ЕНТ в январе сдаётся по желанию. Сертификат январского ЕНТ действует для поступления на платное отделение в университеты нашей страны.
Будет ли январский ЕНТ в том же формате по баллам?
ЕНТ в январе пройдет в бумажном формате, но по новой балльной системе.
Как будет учитываться сертификат IELTS?
Сертификат IELTS 6.0 переводится в максимальный балл ЕНТ по профильному предмету «английский язык».
Важно ли, в каком порядке будут проходить профильные предметы ЕНТ (например, биология и химия или химия и биология)?
Нет, это не имеет значения.
Формируются ли тесты с учетом того, что 10–11 класс учится по обновленной программе, а 5–9 – по старой?
Да, это учитывается.
Есть ли внутренние гранты и олимпиады в университетах?
Да, ежегодно практически каждый университет проводит свои конкурсы и олимпиады. Подробности можно узнать на их сайтах.
Есть ли в университетах скидки для многодетных семей?
Такую информацию необходимо узнавать индивидуально в каждом университете. Предварительно, такие скидки, конечно, выделяются.
Расскажите о студенческой академической мобильности, как можно получить грант в вузе на обучение за рубежом?
Академическая мобильность – это программа обучения по обмену для студентов 2–3 курса. Для того, чтобы претендовать на обучение по обмену, необходимо соответствовать следующим требованиям: IELTS 6.0 и выше GPA 3.0 и выше Написать мотивационное письмо, почему именно вы достойны пройти программу академической мобильности. Взять два рекомендационных письма у преподавателей. Обучение по обмену длится 1 семестр (4–5 месяцев). Вы учитесь в зарубежном вузе, затем возвращаетесь и продолжаете обучение в своем казахстанском вузе.
Если я поступил на платное отделение, как я могу попытаться перевестись на грант?
Ежегодно в каждом университете, принимающем студентов на государственный грант, проводится конкурс освободившихся государственных грантов. Чтобы претендовать на грант, необходимо отлично учиться.
Как следить за внутренними конкурсами и грантами?
Подписаться на блог в Инстаграм @ineuofpage. На данной странице сообщают, какие олимпиады и конкурсы проводятся в университете.
Что такое сельская квота?
Сельская квота – это отдельное количество государственных грантов для выпускников сельских школ.
Каким образом и где осуществляется практика в университетах?
На 1 и 2 курсах практика в университетах проводится в собственных лабораториях. На 3 и 4 курсах студенты проходят практику в компаниях, работающих в их будущей профессиональной сфере. На практике студенты выполняют функции, свойственные их профессии на начальном этапе работы. Необходимо серьезно относиться к практике в компаниях, так как это возможность забронировать себе рабочее место до окончания университета.
Если проходишь ЕНТ на творческую специальность, как поступить на грант?
Творческие экзамены в университетах проводятся до конкурса государственных грантов. После прохождения творческих экзаменов вы с перечнем документов и результатом творческих экзаменов подаете заявление на участие в конкурсе государственных грантов.
Где можно подать документы на конкурс государственных грантов?
Подать документы можно в любом университете своего города, указав в заявлении вузы, в которые вы хотите поступить.
В каких вузах есть обучение на английском языке?
Английское отделение есть во всех университетах нашей страны.
По каким профильным предметам большая конкуренция на конкурсе государственных грантов?
Большая конкуренция по экономическим, юридическим и гуманитарным направлениям, так как по их комбинациям профильным предметам выделяется меньшее количество государственных грантов.
Какая должна быть подготовка у абитуриента при поступлении на IT-направления?
Университеты не требуют, чтобы у абитуриента были навыки программирования до поступления. Все знания вы получите с нуля на первом курсе. У всех образовательных программ на первом курсе есть дисциплина «Информационно-коммуникационные технологии», которая вам поможет в развитии ваших навыков работы с компьютерными программами.
Для чего нужна военная кафедра в университетах?
Военная кафедра – это дополнительное образование в университетах, помимо обучения по своей образовательной программе. Обучение на военной кафедре необязательно. Прием заявлений на военную кафедру проходит летом до начала 2 курса. Всего вы учитесь 2 года (2 и 3 курс). Военная кафедра дает возможность получить звание лейтенанта запаса и продолжить военную карьеру. После завершения обучения на военной кафедре вы получаете военный билет, освобождаетесь от воинской службы.
Как я победила в конкурсе грантов, обучила студентов основам SMM и вернула в областной бюджет 1 342 рубля
Время чтения: 44 минуты Нет времени читать? Нет времени?
Продвижение государственных и муниципальных учреждений – очень специфическая тема: в бюджетных организациях именно бюджет-то на эти цели и не предусмотрен. Зато развиваются смекалка и творческие способности специалистов, а навык коммуникации прокачивается вообще «на отлично».
Поиск ресурсов рано или поздно приводит каждого бюджетника к участию в конкурсе грантов для реализации проектов. В статье я поделюсь личным опытом получения такой награды.
В октябре-декабре 2020 года на базе городского молодежного центра состоялся «Студенческий Digital-марафон» (далее – Марафон). Вот с этим проектом я и выиграла областной грантовый конкурс. Не просто победила и реализовала, а заполнила всю конкурсную документацию, разработала дизайн, написала методические материалы, преподавала, курировала студентов… И самое главное, – отчиталась за полученные из областного бюджета денежные средства.
Разберем, что такое молодежный грантовый проект, зачем воплощать в жизнь социальные инициативы, какие подводные камни есть в этом процессе, и какую пользу можно извлечь лично для себя.
Контекст: как инициатива наказывает инициатора
Бюджетная организация именно по этому принципу и живет. Тут только 2 пути.
Первый – делать что-то для новой строчки в отчете и отбывать положенное время на работе.
Второй – делать больше, чем предписано должностными обязанностями, но вкладывать душу в проект, который на самом деле нужен и полезен целевой аудитории.
Надо обязательно описать отличительные особенности среды, в которой приходится работать специалисту в бюджетном учреждении (например, в сфере культуры, социального обслуживания населения, образования или молодежной политики). К чему быть готовым, как отвечать на вызовы от руководства и не выгореть при этом.
Нормы и правила
В каждом бюджетном учреждении есть нормативная база, причем не только внешняя, но и внутренняя. Например, подведомственные городской или районной администрации организации работают строго в соответствии с муниципальным заданием. В этом документе расписаны плановые показатели деятельности, от достижения которых зависит зарплата сотрудников. Раз есть планы, должны быть и отчеты – еженедельный, ежеквартальный, годовой… Все это отнимает большое количество времени.
Устаревшие форматы
Во всем, что касается PR-сопровождения деятельности бюджетной организации, специалист столкнется с убеждением, что это вообще не нужно руководству. Например, должностные обязанности не изменились даже сейчас, после пандемии, когда все осознали важность присутствия в онлайне. Необходимо доказывать важность работы в социальных сетях, объяснять, как оценить эффективность этой деятельности. Иначе придется приглашать подписчиков в сообщество вручную, и это считать отличным результатом. Да, такое тоже было на моей памяти.
Целевая аудитория
По нормативным документам учреждению может быть предписано работать с определенным контингентом. Например, учреждение молодежной политики ориентировано только на возрастную категорию от 14 до 30 лет, но не следует ограничиваться этими рамками. Необходимо провести подробный анализ целевой аудитории. Для городского молодежного центра это родители детей 14-18 лет, педагоги-организаторы вузов и колледжей, завучи школ. Те самые «от 14 до 30 лет» необходимо сегментировать. на городских активистов, которые уже имеют свои проекты, лидеров молодежных объединений, членов студенческого самоуправления, школьников старших классов, выпускников, первокурсников, которые поступили из периферии в областную столицу… Как видим, результат анализа отличается от первоначальных данных.
Мотивация и работоспособность
Как правило, уровень зарплаты в бюджетных учреждениях невысок. Платят, конечно, регулярно, за рабочие выходные и сверхурочные – компенсация по Трудовому кодексу.
Надо решить, что еще можно получить от работы в такой организации. Главной становится возможность реализовывать свои проекты на базе учреждений. В этом помогают гранты.
Грант: что такое хорошо, что такое плохо
Грантодателем могут быть органы государственной власти: профильные министерства, федеральные агентства, региональные правительства, некоммерческие организации, благотворительные фонды.
Кто получает гранты? Некоммерческие организации, учреждения культуры, искусства, образования, социального обслуживания, предприниматели и даже физические лица.
Есть отдельная категория конкурсных грантов, которые может выиграть человек в возрасте от 14 до 30 лет. Правда, 30 декабря 2020 года был принят Федеральный закон «О молодежной политике в РФ», который официально увеличил предельный возраст молодежи до 35 лет.
Вот, мы узнали, что любой житель страны в возрасте от 14 до 30 лет может получить деньги и реализовать свою крутую идею. Звучит заманчиво? Конечно! Теперь разберемся, как же получить этот самый грант. Распределение всегда происходит на конкурсной основе. Старт ему может дать региональный или федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за молодежную политику. Соответственно, и статус у конкурса может быть областной, межрегиональный и всероссийский. Деньги можно получить на любом из них, а вопрос престижа здесь вторичен.
На этом месте читатели уже отправились гуглить названия профильных ведомств, которые вершат молодежную политику в регионе, и отыскали даже сайт с пустым разделом «Конкурсы, гранты, субсидии». Не стоит расстраиваться отсутствию новостей. Вы все сделали правильно, но немного не вовремя. В начале года, как правило, никаких конкурсов не проводится.
Делюсь лайфхаками, как ориентироваться в сфере молодежных проектов и ничего не пропустить.
«Как-то все подозрительно хорошо и интересно», – скажут недоверчивые читатели и будут правы. Есть во всей грантовой бочке с медом своя ложа дегтя! Отчетность – беспощадная, иногда бессмысленная, – настигнет каждого. А за ней следует еще неприятная перспектива возврата денежных средств грантодателю, если есть нарушения в их расходовании.
Грант для реализации проекта – денежная сумма, которую надлежит потратить только на цели, указанные в смете.
Я привозила грант с межрегионального молодежного форума, 4 раза выигрывала областные конкурсы. О последней победе и сопутствующих событиях расскажу подробнее!
Этап первый: если начал – побеждай
С теорией разобрались. Знаем, что такое грант, где искать конкурсы талантливой и амбициозной молодежи. А еще понимаем, что придется отчитаться за бюджетные деньги. Если что-то в ведомости смутит грантодателя, то и вернуть свои кровные. А как же иначе, ведь сам грант уже потратили. Но обо всем по порядку!
В конце июля был дедлайн приема заявок на областной конкурс грантов для реализации молодежных проектов в форме субсидии. Лето, у меня неделя до отпуска, и тут руководство спускает распоряжение об участии в нашу организацию – муниципальное объединение молодежных центров.
Из нашего заполярного города летом массово разъезжается молодежь, участников конкурса очень мало. Я отчаянно скучала по интересным мероприятиям после самоизоляции и заявку решила подать сама. Из 3 идей выбрала организацию обучения студентов основам SMM. Как раз в июле закончила свои первые онлайн-курсы в TeachLine. И вот пришло время не только воплощать в реальность полученные знания, но и делиться навыками с нашими подопечными!
Чтобы не бросить все, надо было уже на первом этапе облегчить работу над конкурсной документацией и над последующей отчетностью. Я подготовила список полезных лайфхаков, которые опробовала на собственном опыте.
Чтобы работа над проектом была максимально приятной, следует:
Итак, на заполнение заявки придется потратить время и творческий импульс. Я летом справилась за неделю. С непривычки можно и дольше, главное, не стесняйтесь консультироваться у технического специалиста. Когда заявку приняли, можно выдохнуть. Не меньше месяца комиссия формирует список участников, которые прошли на второй этап конкурса. Пора готовиться к очной защите проекта!
Этап второй: рассчитали на бумаге, да забыли про овраги
Очная защита представляет собой презентацию своего проекта членам конкурсной комиссии. Особенных сложностей здесь нет, если знаешь, о чем говоришь. Тогда никто не сможет сбить с толку. Жюри любит задавать вопросы, ни разу не было так, чтобы участник просто рассказал о своей инициативе, и все. Спрашивают об опыте в той сфере, в которой выступает конкурсант, о перспективе развития проекта, о возможности его масштабирования.
Моя онлайн-защита в начале сентября прошла успешно. Проект «Студенческий Digital-марафон» понравился членам комиссии и получил высокие оценки, а я вошла в число победителей. Посетители нашего молодежного центра встретили новость с радостью. Все ждали ноября. По календарному плану общее собрание участников должно было состояться третьего числа.
В чем же заключался мой авторский проект? Я решила, что хочу провести не одно событие, а создать историю. Поэтому выбрала формат марафона – 4 недели лекций, мастер-классов приглашенных экспертов и домашних заданий. Миссия проекта – познакомить студентов-участников с основами SMM и замотивировать на дальнейшее погружение в сферу интернет-маркетинга. Средства гранта я запланировала потратить на мерч, хорошие призы для 3 победителей, рамки и печать дипломов.
В течение 4 недель 20 студентов из вузов и колледжей города посещают мои лекции и мастер-классы. За это начисляются баллы. Марафонцы выполняют домашние задания, которые я оцениваю. Сводный рейтинг баллов в итоге определяет победителей. Так выглядел мой проект. А сейчас мы сравним это с тем, что в итоге получилось!
Этап третий: дурная голова ногам покоя не дает
Грант перечислили, положение о Марафоне согласовали и утвердили, участников набрали, зачетные книжки сверстали и распечатали… Вроде все гладко идет. Почти.
Заявок на участие получили больше 30, а мест всего 20. Зачислили первых по порядку, из остальных сформировали резерв. Осенью у студентов много дел: открывается несколько масштабных городских проектов, и несколько участников покидают Марафон. Выбывших заменила резервистами.
Почему именно 20 мест? Потому что у нас были ограничения на количество человек, которые могут находиться одновременно в одном пространстве. И такое количество домашних работ от слушателей я могу проверить в дополнение к текущей деятельности.
Если бы не набралось нужное количество участников, учиться пошли бы сотрудники наших молодежных центров. Многие специалисты не старше 30 лет и заочно получают образование.
В грантовой заявке я указывала именно 20 возможных участников. Все критерии и требования к участникам тоже надо прописывать в положении. Также в данном документе можно указать способы выбора победителей, сроки подачи заявок и реализации проекта. Все показатели должны потом совпасть с цифрами в итоговом отчете по реализации проекта.
На первой лекции я ответила на общие вопросы про продвижение в социальных сетях и рассказала, кто такой SMM-специалист.
На практике студенты учились работать с данными, узнали, что такое сервисы аналитики, для чего изучать конкурентов и свою целевую аудиторию.
Поскольку формат Марафона предусматривает интенсивную работу участников, я задала большой объем домашних заданий. Ребята до сих пор шутят, что табличка – это слово месяца.
Чтобы все марафонцы смогли выполнить домашнее задание, в нашем молодежном центре было создано рабочее место с доступом к сервису аналитики социальных сетей. Я как преподаватель была на связи постоянно, а вопросов у студентов было предостаточно.
Первую лекцию я провела в офлайн-формате. Все собрались в нашем молодежном центре и отлично поработали. Следующее занятие состоялось в онлайн-формате, потому что половина участников ушла на дистанционное обучение. Так дальше и работали – в Zoom. Даже итоги подводили в онлайн, чтобы не собирать большое количество людей в одном помещении. Хотя я 3 дня писала сценарий церемонии закрытия, все отменили в последний момент. Неофициально я смогла собрать ребят на чаепитие – так мы сами отметили завершение Марафона.
Мастер-классы экспертов также пришлось проводить в онлайн-формате. Опытом и знаниями с марафонцами делились Дмитрий Качалов, создатель и редактор сообщества VK «Мурманск – столица Арктики», сотрудники редакций газеты «Вечерний Мурманск» и канала «ТВ-21».
Проект интересный и полезный. Здорово было бы сделать такие курсы регулярными и расширить их на другие соцсети – Instagram и TikTok.
Нам с коллегой было интересно принять участие в мастер-классе. Думали, что полезного мы можем дать ребятам, которым уже все рассказали на лекциях. Решили, что поделимся своим опытом.
Коллега научила правильно писать новостные посты, чтобы их захотели репостить другие сообщества, рассказала, как выбирать фотографии для публикации. Я провела экспресс-анализ сообществ учебных заведений, в которых учатся марафонцы. Во время марафона мы задавали ребятам вопросы, просили обратную связь. Общение получилось живым!
Несмотря на проблемы, возникшие из-за пандемии, подобные мероприятия важны всем 3 сторонам: слушателям, организаторам и лекторам. К тому же, тематика марафона и конкретно того мастер-класса, где я принимал участие как лектор, 100 % совпадает с возникшими потребностями в знаниях навыках, востребованных сегодня.
Что касается участников мероприятия, в будущем рекомендую уделить внимание этике онлайн-общения, где присутствие с выключенной камерой считается плохим тоном. Но в первый раз это все можно понять и простить.
Ребята очень хотели пообщаться с нашими гостями вживую и посмотреть на процесс монтажа видеороликов в студии городского телеканала. Пандемия опять заставила переиграть планы. Пришлось менять программу лекции и самой рассказывать о том, какой видеоконтент можно размещать во «ВКонтакте».
Из-за временных рамок по использованию гранта я решила ограничиться одной социальной сетью. В идеале бы не месяц на учебу выделить, а 2, но пришлось ужиматься. Проект должен быть реализован за месяц – таковы условия грантового конкурса.
Со всеми сложностями добрались-таки до финала.
Тут новый вызов для меня.
Всего 1 победитель и 2 призера – так гласит положение о Марафоне. А у меня 7 человек заработали от 58 до 53 баллов – столько нужно, чтобы стать победителем! Все решилось по итогам последнего задания. Марафонцы составляли медиаплан для своего сообщества «ВКонтакте». Я выбрала финалистов, а за места с 4 по 7 решила тоже вручить призы. Но вот незадача: грантовые деньги уже были распределены и потрачены. Пришлось применить смекалку и обратиться к руководству объединения молодежных центров – так я организовала еще 3 подарка. Недостающим презентом стала футболка от TeachLine, выигранная мной в одном из конкурсов.
Вот так всем миром мы подвели итоги и наградили 7 самых активных марафонцев. Не забыли и других участников и партнеров – сертификаты, благодарственные письма и памятные подарки получил каждый! Даже сотрудникам TexTerra уехал посылкой мерч Марафона. Спасибо! Именно вы меня вдохновили на реализацию этого проекта.