как узнать прибыль магазина
Чистая прибыль: формула расчета с примерами вычислений
Вопросы, рассмотренные в материале:
Чистая прибыль и ведение бизнеса неразрывно связаны друг с другом. Новые компании открываются именно для получения дохода, предпринимателями активно используются материальные, трудовые ресурсы, разрабатываются способы повышения рентабельности дела. Поэтому любому бизнесмену важно разбираться в таком понятии, как чистая прибыль. Формула ее расчета с примерами – тема нашего материала.
Зачем нужен показатель чистой прибыли
В нашей стране давно принято разделять заработок на два вида: «чистыми» и «грязными» деньгами. Вторым типом будет считаться официальный оклад, указанный в трудовом договоре, а первым – сумма, которую специалист на самом деле получает на руки за вычетом налога на доходы физических лиц и иных взносов. Данный принцип кажется неоднозначным, но работает со всеми финансовыми бизнес-реалиями, в том числе и в нашем случае.
Чистая прибыль входит в число ключевых, свидетельствующих об успешности работы фирмы показателей. Это выручка от продаж и иные доходы предприятия за вычетом всех расходов, в том числе налогов. Вполне логично, что любое руководство хочет извлекать из деятельности своей фирмы максимальную выгоду. Такой результат нужен как владельцам и менеджерам высшего звена, так и рядовым специалистам, ведь именно этот показатель сильнее всего сказывается на вероятности выдачи премий персоналу.
Повторим, что размер данного показателя является наиболее точным свидетельством эффективности работы предприятия. Если данная сумма увеличивается по сравнению с прошлым периодом, можно говорить о качественной работе фирмы, тогда как ее снижение свидетельствует об ошибках в выбранной управленческой политике.
Существует целый ряд лиц, использующих для своих нужд показатель чистой прибыли, а также формулу расчета с примерами:
Для вычисления чистой прибыли по формуле расчета есть несколько причин:
Благодаря обсуждаемому показателю компании способны развивать материальную базу, вкладываться в расширение производства, совершенствование технологий и освоение наиболее современных методов в своей работе. В результате фирмы выходят на новые рынки сбыта, наращивают объемы продаж, а значит, увеличивают доходы.
Формула расчета чистой прибыли с примерами
Для расчета чистой прибыли по формуле используют следующий алгоритм:
На самом деле, чистая прибыль имеет достаточно простую формулу расчета, что вы увидите на примерах. Грубо говоря, вы получите необходимый показатель, сложив все доходы и вычтя из них сумму расходов за аналогичный период. Далее от результата нужно отнять налог – это и есть вся формула расчета.
Обсудим более детально, как посчитать чистую прибыль по формуле расчета с примерами. Допустим, вы стали индивидуальным предпринимателем и продаете ноутбуки при помощи небольшого интернет-магазина. К примеру, за три месяца работы вы добились следующих результатов:
О чем говорит бизнесу рентабельность продаж и как ее рассчитать
Бывает, что цифры в отчетах бизнеса растут, а прибыль — нет. Чтобы понимать, где именно компания теряет деньги, стоит следить за показателем рентабельности продаж.
Лариса Баневич
Финансовый директор компании «Нескучные финансы»
Бывает, что цифры в отчетах бизнеса растут, но предприниматель чувствует, что компания развивается медленно. Чтобы понимать, где именно компания теряет прибыль, стоит следить за показателем рентабельности продаж.
Что такое рентабельность продаж и зачем ее считать
Рентабельность продаж — это отношение прибыли к выручке. Она показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля выручки. Если рентабельность за месяц равна 30%, то в одном рубле выручки 30 копеек прибыли.
Коэффициент рентабельности продаж помогает контролировать развитие бизнеса и вовремя принимать меры, если эффективность снижается. Рассмотрим на примере, как это работает.
Представим компанию, у которой показатели выручки и чистой прибыли растут от месяца к месяцу.
Январь | Февраль | Март | |
---|---|---|---|
Выручка | 454 545 ₽ | 714 285 ₽ | 1 250 000 ₽ |
Чистая прибыль | 100 000 ₽ | 150 000 ₽ | 200 000 ₽ |
Кажется, что все хорошо. Добавим данные о рентабельности.
Январь | Февраль | Март | |
---|---|---|---|
Выручка | 454 545 ₽ | 714 285 ₽ | 1 250 000 ₽ |
Чистая прибыль | 100 000 ₽ | 150 000 ₽ | 200 000 ₽ |
Рентабельность по чистой прибыли | 22% | 21% | 16% |
Из таблицы видно, что рентабельность продаж падает. Получается, с каждым месяцем компания работает менее эффективно и теряет часть прибыли. Если бы в марте компания работала с такой же рентабельностью, как и в январе, то при той же выручке получила бы 275 000 ₽ чистой прибыли вместо 200 000 ₽.
Расчет рентабельности продаж помог обнаружить проблему. Теперь бизнес может понять, в каком направлении стоит работать.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Виды рентабельности продаж
Существует несколько видов прибыли, поэтому рентабельность можно отслеживать по нескольким показателям:
Рассмотрим на примерах, о чем говорит каждый из показателей и как их рассчитать.
Формулы и примеры расчета рентабельности продаж
Рентабельность по чистой прибыли. Помогает оценить эффективность бизнеса в целом. Чистая прибыль — это те деньги, которые в конечном счете заработал бизнес, после вычета всех расходов, в том числе налогов, амортизации, процентов по кредитам.
Например, компания заработала в январе 550 000 ₽, из них 100 000 ₽ — чистая прибыль.
100 000 ₽ / 550 000 ₽ × 100% = 18,2% — рентабельность продаж в январе.
Следовательно, компания получает 18,2 копейки чистой прибыли с каждого рубля выручки.
Рентабельность по валовой прибыли. Помогает оценить эффективность направления бизнеса или, например, отдельного магазина в сети.
Валовая прибыль — это разница между выручкой и расходами на производство. К примеру, цветочная лавка продала букетов на 250 000 ₽, а на закупку цветов, упаковку и зарплату флористу ушло 160 000 ₽. Валовая прибыль — 90 000 ₽.
Этот же цветочный магазин начал продавать декор для свадеб. Расходы и выручка при изготовлении букетов и продаже декора разные. Нужно рассчитать рентабельность продаж по каждому направлению.
Букеты | Декор | |
---|---|---|
Выручка | 250 000 ₽ | 340 000 ₽ |
Валовая прибыль | 90 000 ₽ | 110 000 ₽ |
Рентабельность по валовой прибыли | 36% | 2,3% |
Выручка и прибыль от продажи декора выше. Кажется, что это направление более выгодное. Но рентабельность при продаже букетов выше. Изготовление букетов более эффективно, а значит требует меньше ресурсов для генерации выручки.
Рентабельность по маржинальной прибыли. Помогает оценить эффективность переменных расходов.
К примеру, в сентябре рентабельность по маржинальной прибыли в кафе была 18%, а в октябре упала до 17%. Значит, у кафе выросли переменные расходы. Допустим, поставщик увеличил цену на овощи. Как выход, владелец кафе может поднять цены на блюда или покупать овощи у другого поставщика.
Рентабельность по операционной прибыли. Помогает оценить, насколько эффективно компания тратит ресурсы для получения прибыли.
Операционная прибыль — это разница между выручкой и суммой переменных и постоянных расходов. Если за месяц рентабельность по операционной прибыли снизилась, то на получение каждого рубля прибыли уходит больше материальных затрат, усилий сотрудников.
Что такое порог рентабельности
Порог рентабельности — это выручка, при которой бизнес полностью покрывает свои расходы за период. Чаще этот показатель называют точкой безубыточности.
Если компания достигла точки безубыточности, значит, она как минимум покрыла свои расходы, сработала в ноль. Выручка сверх порога формирует прибыль.
Зная порог рентабельности, компания может правильно ставить планы продаж и отслеживать, с какого дня она получает прибыль. Хороший показатель — преодолевать точку безубыточности на 10—11-й день месяца.
Формула порога рентабельности:
Постоянные расходы. Это те расходы бизнеса, которые не зависят от объема продаж. Компания может вообще ничего не продать за месяц, но постоянные расходы будут всегда одинаковыми, например аренда, имущественный налог, земельный налог, выплаты по кредитам, амортизация.
Маржинальность. Показывает, сколько процентов от выручки остается после вычета переменных расходов.
Маржинальность считается по формуле:
Посмотрим пример расчета порога рентабельности.
(750 000 ₽ – 637 500 ₽) / 750 000 ₽ × 100% = 15% — маржинальность компании.
80 000 ₽ — зарплата директора и бухгалтера.
5000 ₽ — интернет и коммунальные расходы.
10 000 ₽ + 80 000 + 5000 ₽ = 95 000 ₽ — постоянные расходы.
95 000 ₽ / 15% × 100% = 633 333 ₽ — порог рентабельности.
Получается, чтобы компания смогла покрыть расходы в этом месяце и вышла в ноль, ей нужно получить выручку 633 333 ₽.
Анализ результатов расчета
Рентабельность продаж нужно отслеживать в динамике, сам по себе показатель ни о чем не скажет. Для этого нужно сравнивать рентабельность продаж компании за одинаковые периоды, например за месяц или год. Лучше всего рассчитывать рентабельность сразу по всем видам прибыли: так проще найти проблемные места в бизнесе или, наоборот, обнаружить точки роста.
Для примера возьмем компанию из начала статьи, у которой растет выручка и чистая прибыль, но рентабельность продаж по чистой прибыли падает.
Январь | Февраль | Март | |
---|---|---|---|
Выручка | 454 545 ₽ | 714 285 ₽ | 1 250 000 ₽ |
Чистая прибыль | 100 000 ₽ | 150 000 ₽ | 200 000 ₽ |
Рентабельность по чистой прибыли | 22% | 21% | 16% |
Чтобы понять, в чем проблема, рассчитаем рентабельность продаж по другим видам прибыли: маржинальной, валовой и операционной.
Январь | Февраль | Март | |
---|---|---|---|
Выручка | 454 545 ₽ | 714 285 ₽ | 1 250 000 ₽ |
Маржинальная прибыль | 227 273 ₽ | 350 000 ₽ | 612 500 ₽ |
Рентабельность по маржинальной прибыли | 50% | 49% | 49% |
Валовая прибыль | 204 273 ₽ | 314 286 ₽ | 550 000 ₽ |
Рентабельность по валовой прибыли | 45% | 44% | 44% |
Операционная прибыль | 124 273 ₽ | 188 572 ₽ | 267 500 ₽ |
Рентабельность по операционной прибыли | 27% | 26% | 21,4% |
Из таблицы видно, что в феврале у компании упала рентабельность по маржинальной прибыли. Это означает, что у бизнеса выросли переменные расходы и нужно проанализировать, в чем дело. К примеру, вы выяснили, что у поставщика выросли цены на материалы. Тогда стоит поискать других поставщиков или договориться о скидке.
В марте маржинальность осталась на том же уровне, что и в феврале, но сократилась рентабельность по операционной прибыли. Это значит, что у компании выросли постоянные расходы. К примеру, увеличилась стоимость аренды помещения.
Анализ рентабельности на примере помог найти этапы в работе, где бизнес теряет прибыль.
Нормы рентабельности продаж
Универсальных норм рентабельности нет.
Возьмем две кофейни: одна в спальном районе Москвы, другая в центре Казани. Обе открылись год назад. У каждой кофейни разные постоянные и переменные расходы, разная валовая, маржинальная и операционная прибыль, а значит и рентабельность разная. К примеру, рентабельность 30% может быть нормальной для первой кофейни, но низкой для второй.
Рекомендуем не ориентироваться на усредненные показатели по отрасли. Стоит смотреть на рентабельность своей компании, сравнивать и анализировать свои показатели.
Почему рентабельность может быть низкой
Низкая рентабельность может быть вызвана регулярным снижением цен или резким ростом компании.
Снижение цен. Представим бизнес, который работает в условиях высокой конкуренции. Чтобы привлечь клиентов, конкуренты постоянно снижают цены. Компания тоже вынуждена продавать товары со скидками, иначе покупатели уходят в другие магазины. низких цен компания меньше зарабатывает, при этом расходы остаются на том же уровне. Значит, доля прибыли в общей выручке падает, а рентабельность продаж снижается.
Резкий рост. Второй пример: у компании произошел резкий рост, а бизнес-процессы остались прежними. В этой ситуации компания становится менее управляемой и поглощает больше ресурсов. Например, при том же объеме выручки или ее незначительном росте резко возросли расходы на администрирование бизнеса.
Мы привели два примера, но ситуаций, когда бизнес работает с низкой рентабельностью, гораздо больше. Низкий показатель не должен становиться нормой. Если компания видит, что за последнее время рентабельность падает или держится на одинаково низком уровне, нужно принимать меры.
Как повысить рентабельность
Общий принцип такой: чтобы повысить рентабельность, нужно привлекать больше клиентов и оптимизировать расходы. Для этого есть несколько способов.
Контролировать воронку продаж. Нужно изучить путь, по которому проходит клиент от момента знакомства с компанией до покупки. Например, путь может быть таким:
Если на каждом этапе будет проходить больше клиентов, то получится продавать больше при тех же расходах на рекламу. А значит, рентабельность продаж вырастет.
Для этого можно, например, обновить вывеску магазина, улучшить карточки товара на маркетплейсах, сделать для сотрудников новый скрипт общения с клиентами, найти более эффективные площадки для рекламы.
Пересмотреть политику скидок. Скидка — это расходы компании, она напрямую влияет на рентабельность продаж. В среднем 1% скидки снижает прибыль на 11%. Нужно следить за уровнем скидок и применять их осознанно, устанавливая цели: для чего компания дает скидку и какого результата хочет достичь. Например, компания может выдать временную скидку, чтобы привлечь больше новых клиентов. По итогам акции она оценивает, достигла ли цели. Если акция оказалась успешной, ее можно повторить.
Повышать средний чек. Лучше продать много одному покупателю, чем тратить ресурсы на привлечение большого числа клиентов. К примеру, можно предложить бесплатную доставку при определенной сумме покупки или сформировать комплекты из товаров, которые часто покупают вместе.
Пересмотреть бизнес-процессы. Проблема может быть комплексной и затрагивать несколько направлений компании. Если падение рентабельности связано с работой сразу нескольких подразделений, стоит изучить бизнес-процессы и найти те, что съедают неоправданно много ресурсов. К примеру, менеджеры каждый раз заполняют типовые документы для сделки. Это время они могли бы использовать для консультации клиентов, чтобы помочь им с выбором товара. Для решения проблемы компания может купить систему, которая автоматизирует оформление документов.
Контролировать расходы. Пересмотреть, на чем может сэкономить компания без потери качества, установить допустимый лимит по расходам. Скажем, отказаться от неэффективной рекламы, сменить поставщиков, закупать в офис более дешевый кофе. Бывает, что расходы появляются ошибок в бухгалтерии: например, выбора неоптимальной системы налогообложения.
Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф
Если вы не хотите разбираться с налогами и отчетностью самостоятельно, можете подключить бухгалтерское обслуживание:
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Закрыть
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
8000 ₽ на рекламу во ВКонтакте
Реклама ВКонтакте поможет привлечь новых клиентов. Помогаем с настройками рекламных объявлений.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Как рассчитать чистую прибыль (формула расчета)?
Показатель чистой прибыли: кто, где и зачем его рассчитывает
Чистая прибыль и коммерческая деятельность — понятия, неразрывно связанные между собой. Ради прибыли создаются новые производства, интенсивно используются материальные и трудовые ресурсы, изыскиваются эффективные способы наращивания доходности коммерческой деятельности.
Чистая прибыль — один из важных итоговых показателей работы любой фирмы. В получении чистой прибыли заинтересовано не только руководство и собственники компаний. Хорошие показатели чистой прибыли привлекают новых инвесторов, способствуют принятию положительных решений о выдаче фирме кредитов, а также укреплению авторитета компании в рыночных условиях хозяйствования.
Именно чистая прибыль позволяет фирмам развивать материальную базу, вкладывать средства в расширение производства, совершенствование технологий и освоение передовых приемов и методов работы. Все это приводит к выходу компании на новые рынки сбыта, расширению объемов продаж и, как следствие, приросту чистой прибыли.
Как провести анализ чистой прибыли узнайте из статьи «Порядок проведения анализа чистой прибыли предприятия».
В расчете чистой прибыли принимают участие множество финансовых показателей, и формула ее расчета не так проста, как кажется на первый взгляд. В бухотчетности любой компании чистая прибыль отражена в строке 2400 отчета о финансовых результатах (ОФР), и все показатели графы 2 этого отчета участвуют в определении чистой прибыли.
О структуре и назначении ОФР узнайте из этой публикации.
Подробный алгоритм расчета чистой прибыли приведен в следующем разделе.
Как посчитать чистую прибыль?
Вопрос, как рассчитать чистую прибыль компании, встает перед каждым коммерсантом. Самый распространенный алгоритм расчета чистой прибыли — построчное заполнение ОФР, итоговой строкой которого является показатель чистой прибыли.
Схематично формулу расчета чистой прибыли (ЧП) в упрощенном варианте можно представить в следующем виде:
ЧП = В – СС – УР – КР + ПД – ПР – НП,
СС — себестоимость продаж;
УР и КР — управленческие и коммерческие расходы;
ПД и ПР — прочие доходы и расходы;
НП — налог на прибыль.
В строках ОФР это выглядит следующим образом:
Стр. 2400 = стр. 2110 – стр. 2120 – стр. 2210 – стр. 2220 + стр. 2310 + стр. 2320 – стр. 2330 + стр. 2340 – стр. 2350 – стр. 2410 ± стр. 2430 ± стр. 2450 ± стр. 2460.
Более подробная информация о формировании строки 2400 отчета о финансовых результатах, в том числе расчетный пример, есть в системе КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно.
Расчет чистой прибыли начинается с определения выручки (В) и себестоимости продаж (СС). Это основные исходные показатели для расчета чистой прибыли.
Формулу расчета валовой прибыли узнайте здесь.
Затем полученная разница корректируется на величину коммерческих (КР) и управленческих (УР) расходов, которые компания понесла за тот же период.
О коммерческих расходах подробнее узнайте из материала «Бухгалтерские проводки на коммерческие расходы».
В результате несложных математических действий с этими показателями выявляется прибыль от продаж (строка 2200 ОФР). Затем в целях расчета чистой прибыли показатель прибыли от продаж претерпевает дальнейшие уточнения: его увеличивают на сумму прочих доходов (ПД) и уменьшают на величину прочих расходов (ПР).
Что включают в прочие доходы, расскажем в этой публикации.
После таких действий определяется еще один вид прибыли — прибыль до налогообложения (строка 2300 ОФР). Ее также уточняют, чтобы получить показатель чистой прибыли: из нее вычитают сумму текущего налога на прибыль и учитывают влияние изменений отложенных налоговых обязательств (ОНО), отложенных налоговых активов (ОНА) и прочее влияние, не нашедшее отражение в предыдущих строках ОФР.
В результате перечисленных корректировок и уточнений определяется чистая прибыль компании. Расчеты чистой прибыли возможны за любой период работы: смену, сутки, неделю, декаду, месяц и т. д. Главное, чтобы все участвующие в расчете чистой прибыли показатели были рассчитаны за один и тот же период времени.
О том, каким еще способом определяется чистая прибыль, расскажем в следующем разделе.
Влияние основных показателей деятельности компании на чистую прибыль
Чистая прибыль является многокомпонентным показателем — это видно из состава ее расчетной формулы. При этом каждый участвующий в расчете параметр также сложносоставной. Например, выручка фирмы может подразделяться по разным направлениям деятельности или географическим сегментам, но весь ее объем должен найти свое отражение в формуле расчета чистой прибыли.
О том, как связаны выручка и валовый доход фирмы, см. статью «Как правильно рассчитать валовый доход?» .
Такой показатель, как себестоимость, в тех или иных компаниях может иметь различную структуру и по-разному влиять на чистую прибыль. Так, не стоит ожидать большой чистой прибыли, если на производимую компанией продукцию тратятся суммы, равные или превышающие объем полученной выручки (такое возможно при материалоемких или трудоемких производствах либо применении устаревших технологий).
Влияние на чистую прибыль коммерческих и управленческих расходов очевидно: они уменьшают ее. Величина такого уменьшения напрямую зависит от способности менеджмента компании рационально подходить к структуре и объемам данного вида издержек.
Однако даже при нулевой или отрицательной прибыли от продаж, на которую влияют перечисленные выше показатели, можно получить чистую прибыль. Это связано с тем, что, помимо прибыли от основной деятельности, фирма может зарабатывать дополнительный доход. Об этом речь пойдет в следующем разделе.
Роль прочих доходов и расходов в формировании чистой прибыли
Зачастую основная деятельность компании не приносит ей желаемой чистой прибыли. Особенно часто это происходит на первоначальном этапе становления фирмы. В этом случае большим подспорьем могут послужить полученные компанией дополнительные доходы.
Например, можно получать прибыль от участия в других компаниях или успешно вкладывать свободные денежные средства в ценные бумаги. Полученный доход будет способствовать увеличению чистой прибыли. Даже обычный договор с банком об использовании остатка денег на расчетных счетах фирмы за определенный процент позволит компании получить дополнительный доход, что обязательно скажется на показателе ее чистой прибыли.
Но если фирма использует в работе заемные средства, начисленные за пользование кредитом проценты могут значительно снизить показатель чистой прибыли — о таком влиянии факта привлечения заемных средств на чистую прибыль забывать не стоит. Сумма процентов по заемным обязательствам (даже рассчитанная по рыночной ставке) может серьезно уменьшить чистую прибыль, а в определенных случаях привести к убыткам и банкротству.
Могут ли с главбуха взыскать долги фирмы при банкротстве, узнайте по ссылке.
Значительное влияние на чистую прибыль оказывают разнообразные доходы и расходы, не связанные с основной деятельностью фирмы. К примеру, сдача в аренду неиспользуемых площадей или оборудования может принести неплохой дополнительный доход и положительно сказаться на показателе чистой прибыли. Чистая прибыль возрастет, если реализовать активы компании, не используемые в ее деятельности.
При этом не стоит забывать о необходимости постоянного контроля за составом и величиной прочих расходов — при их росте чистая прибыль снижается. Например, чистая прибыль может снизиться в результате чрезмерного расходования денег на благотворительность и в иных аналогичных случаях.
Как расходы на благотворительность отразить в бухучете, расскажем в этом материале.
Чистая прибыль предприятия — это показатель, рассчитываемый по-разному
Чистая прибыль, формула расчета которой была описана в предыдущих разделах, может быть определена и иным способом. Например:
Стр. 2400 = стр. 2300 – стр. 2410
Чистая прибыль, формула расчета которой приведена выше, равна прибыли до налогообложения за вычетом налога на прибыль.
Такой алгоритм расчета чистой прибыли носит упрощенный характер и может использоваться, например, малыми предприятиями, которые вправе не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
ВАЖНО! Критерии малых предприятий приведены в ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Подробнее о критериях для малых предприятий см. в этой статье.
Информация об отложенных налоговых активах и обязательствах формируется в бухучете и требуется для отражения разниц, возникающих между налоговым и бухгалтерским учетом.
Итоги
Чистая прибыль представляет собой комплексный показатель, включающий все виды полученных фирмой доходов с учетом произведенных расходов. Если издержки компании превышают совокупность выручки от продаж и дополнительных прочих доходов, то можно говорить об отсутствии чистой прибыли и убыточности деятельности компании.
Чистая прибыль позволяет коммерсантам расширять свой бизнес, осваивать новые технологии и рынки сбыта, что, в свою очередь, позитивно сказывается на величине прироста чистой прибыли.