как узнать приняли на работу или нет
Как проходит проверка кандидатов при приеме на работу?
Что такое проверка при приеме на работу
Проверка при приеме на работу — комплекс мер по всесторонней оценке как моральных, так и профессиональных качеств соискателя.
При приеме на работу организации используют такие методы проверки, как:
РАЗБОР судебного решения от КонсультантПлюс:
Компания предложила соискателю вакантной должности выполнить тестовое задание. Кандидат согласился. Однако в приеме на работу ему было отказано. Специалист обратился в суд с требованием оплатить ему потраченное время на выполнение задания.
Как развивался спор, к какому выводу пришли арбитры и как компании защитить себя от подобных претензий соискателей читайте в К+. Пробный доступ к К+ бесплатен.
Учтите, что руководство с предыдущего места работы соискателя не имеет права представлять информацию о нем без его письменного согласия на это (ст. 88 ТК РФ, ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Если вам важно получить сведения о том, как трудился раньше кандидат, лучше попросить его представить рекомендательное письмо с предыдущего места работы.
Проверкой кандидатов перед заключением договора чаще всего занимается кадровая служба организации совместно со службой безопасности.
Проверка службой безопасности при приеме на работу
Служба безопасности — структурное подразделение организации, которое обязано не допускать нанесения морального или экономического ущерба имуществу компании. Причем не только извне, но и внутри, осуществляя контроль за деятельностью работников. Преступление проще предотвратить, чем ликвидировать его последствия, поэтому служба безопасности активно участвует в проверке кандидатов при трудоустройстве.
Какие действия предпринимает служба безопасности при проверке соискателей? Прежде всего, проверяет подлинность всех предъявленных документов и достоверность указанной информации. Например, чтобы проверить диплом о высшем образовании соискателя, достаточно сделать запрос в соответствующий вуз.
Помимо представленных кандидатом сведений, служба безопасности собирает дополнительные данные о кандидате, чтобы свести к минимуму риск нанесения им ущерба после трудоустройства. Службу безопасности интересует информация о:
Важно! Отказать в приеме на работу человеку с судимостью вы имеете право, только если в отношении вашей компании законодательно утвержден запрет на работу людей с судимостью (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). В остальных случаях согласно п. 6 ст. 86 УК РФ и ст. 64 ТК РФ погашенная судимость не является препятствием для трудоустройства.
Для проверки служба безопасности должна использовать открытые источники информации, но, как правило, руководители компаний предпочитают набирать в службу безопасности бывших сотрудников силовых ведомств, которые получают сведения о будущих работниках по своим неофициальным каналам. Открытая информация из соцсетей также рассматривается службой безопасности в качестве дополнения к психологическому портрету кандидата.
Длительность проверки регламентирует руководство фирмы — в зависимости от уровня вакантной должности. Проверка кандидата на должность топ-менеджера компании может длиться несколько месяцев.
Информацию о результатах проверки служба безопасности оформляет в виде докладной записки руководителю. На основании этого документа и информации отдела кадров или кадрового агентства руководство принимает решение о приеме кандидата на работу или отказе.
Подробнее об оформлении трудовых отношений при приеме на работу читайте в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».
Как правило, новичку устанавливается испытательный срок, в том числе для того, чтобы служба безопасности могла проверить сотрудника непосредственно на рабочем месте или иметь дополнительное время для более тщательной проверки.
Как уволить сотрудника, не прошедшего проверку службы безопасности, во время испытательного срока, читайте в статье «Порядок увольнения на испытательном сроке (нюансы)».
Итоги
Очень важно посвятить проверке соискателей на ту или иную должность как можно больше времени до начала совместной деятельности. Проще отсеять неподходящих людей на этапе собеседования, чем нанять их, ввести в курс дела и обнаружить личную несовместимость или профессиональную непригодность. И чем крупнее фирма или ответственнее должность, тем большие затраты понесет компания, взяв на работу сотрудника, которого спустя пару недель придется уволить.
Спроси меня: три способа узнать, подходит ли вам сотрудник
Кадровая ошибка может влететь в копеечку, даже если вы взяли неудачного ассистента, а за ошибку в выборе операционного директора можно заплатить бизнесом. Именно поэтому собственники делегируют функцию подбора ключевых кандидатов в последнюю очередь.
Авторские способы рекрутмента, которые используют руководители, часто напоминают сюжеты квестов. Например, один известный топ-менеджер из банковской сферы проверяет сотрудников загадкой про стакан, в котором бесконтрольно делятся микробы: кандидату нужно ответить за сколько секунд емкость наполнится наполовину. Другой собственник крупного российского бизнеса нанимает CEO за 2,5 минуты: интервью с кандидатом состоит из пары житейских вопросов и полностью основано на «чуйке» руководителя. А директор регионального представительства одной компании задает в конце собеседования секретный вопрос, ответ на который на самом деле единственный влияет на решение о найме.
Любопытно, что такие способы действительно работают, однако результат их невозможно предсказать, в отличие от профессиональной оценки — ассессмента, который гарантированно поможет не ошибиться с выбором.
Ассессмент в классическом понимании — это глубинное исследование, которое сделает для вас самое важное — позволит с 90% вероятностью предугадать поведение вашего нового сотрудника в конкретных рабочих ситуациях. Это не оценка персонала по стандартной методологии, но конечная цель остается неизменной — проверить соответствие компетенциям, предугадать поведение в рабочих ситуациях и, конечно, понять, насколько человек подходит вам по личностным характеристикам.
Универсальная техника
Нужно иметь в виду, что ни один инструмент ассессмента не сработает, если человек от вас закрывается. Обойти психологические стены и избежать социально-ожидаемых ответов можно, проведя интервью в форме приятной беседы. Начните собеседование с рассказа про вашу компанию, недавний кейс, важные новости рынка, снабдите свое повествование отвлеченными деталями. Вспомните, например, про последний корпоратив, день рождения коллеги и т.п. А после своего импровизированного монолога спросите: «Как вам то, что вы сейчас услышали»? А потом внимательно слушайте, на что из всего потока информации отреагировал ваш собеседник — это и характеризует его компетенции.
Так как в вопросе не содержится заведомо правильного ответа, человек сам расставит приоритеты, приведет собственные примеры, а что-то — наоборот — проигнорирует. Если кандидат лаконично отвечает, что ему понравилось, все что вы сказали, и не развивает мысль дальше, скорее всего, у него плохо развит навык использования информации, и вы можете помочь ему наводящими вопросами. Если даже в ответ на прямой вопрос вы не услышали релевантного ответа, это будет свидетельствовать о полном отсутствии компетенций.
Как следует из названия, техника универсальна, и она одинаково хорошо сработает в случае как линейного специалиста, так и кандидата на топовые позиции.
Техника «Майндмеп»
Интервью по модели интеллект-карты — любопытный способ, который поможет вам «откалибровать» нужного человека на менеджерские позиции.
В этом случае оценка строится так: вы озвучиваете кандидату решение, которое он мог бы принять на своей потенциальной должности, например, решение о выходе на зарубежные рынки. Кандидат по вашей просьбе указывает 5 – 7 факторов, которые повлияют на то, примет ли он решение. Например, для того, чтобы расширить географию присутствия за рубежом, менеджеру необходимо будет учитывать такие факторы как одобрение собственника компании, результаты исследования и т.д.
Далее попросите кандидата распределить 100% важности между этими 5 —7 факторами. Когда распределение произведено, спросите, в каком соотношении факторы «за» и «против» должны находиться, чтобы сказать «да».
Если оценку проходит директор динамичных подразделений, например, маркетинга или продаж, он должен сказать 50/50. Если же кандидат скажет: «90/10», то это уже взгляд финансового контролера, но точно не директора по продажам. Однако если в таких неопределённых ситуациях положительное решение принимает финансовый директор — это большая опасность для всей компании, тут правильный ответ как раз 90/10.
«Майндмеп» пригодиться, если вы ищите суперменов — людей от которых потребуется масса знаний, навыков и поведенческих индикаторов, которые должны уметь работать одни и в команде, договариваться, «пробивать», конкурировать и разрабатывать бизнес-стратегии.
Интервью по компетенциям
Компетенция — это совокупность личностных качеств кандидата, включающая в себя не только характеристики, но также опыт и практические умения. Например, вы хотели бы, чтобы ваш сотрудник успешно работал с коллективом: «командное взаимодействие» — это компетенция. Или вы ищите человека, который будет вести сложные переговоры с государственными структурами и добиваться от них положительных решений для компании законным путем. И это тоже компетенция. Определить, соответствует ли ваш кандидат желаемой компетенции поможет своеобразный ассессмент-чит-код.
Инструмент представляет собой трехэтапное интервью общей продолжительностью 35 – 40 минут. На первом этапе вы выбираете одну компетенцию, а собеседник вспоминает релевантный кейс из своей практики. На втором этапе кандидат устанавливает временные рамки ситуации. Третий этап самый информативный — это так называемый drill down — попросите кандидата указать этапы развития его кейса, задавайте открытые вопросы, уточняйте каждую интересующую деталь.
Интервью по компетенциям — очень «красноречивый» инструмент, так как кандидат находится в условиях, в которых он не сможет «приукрасить» ситуацию, а, значит, ваша задача — внимательно слушать и анализировать, что именно говорит человек. В результате такого «метода экстраполяции» вы получите четкое представление о наиболее вероятной модели поведения кандидата в реальных рабочих ситуациях.
Используя этот метод, я собеседовал управляющего директора российского представительства крупной компании. Он удивился обилию вопросов и нестандартной форме, однако по итогам собеседования был признателен за это интервью, так как ранее у него не возникало необходимости рефлексировать на тему своих успехов и методов их достижения, а интервью по компетенциям позволило ему переосмыслить прошлый опыт.
Базовые принципы
Не пренебрегайте изучением резюме кандидата до интервью. Если все карьерные движения кажутся вам логичными, и вы сами можете их объяснить — все отлично, если же нет — готовьте вопросы.
Еще одно важное правило — не принимайте решение о найме прямо на собеседовании. В большинстве случаев такое решение будет эмоциональным, не учитывающим множества факторов за стенами переговорной.
И последнее: даже если человек подходит по всем параметрам, но на личностном уровне он вам неприятен — брать кандидата не нужно. Скорее всего, построить плодотворную работу с таким коллегой все равно не получится.
О чем спрашивать на собеседовании
Чтобы проверить работодателя
В прошлой статье я рассказала, как проверить потенциального работодателя до собеседования, чтобы убедиться, что не будет проблем с зарплатой.
Но это не вся проверка. Если вы решили пойти на собеседование, будьте готовы задавать вопросы.
Чтобы проверить потенциального работодателя и убедиться, что проблем с зарплатой не будет, задайте ему эти 10 вопросов.
Доктор, я стесняюсь
Если вам стыдно задавать такие вопросы работодателю, делайте так:
«Черная» и «серая» зарплаты — это нарушение закона. Если работник соглашается получать неофициальную зарплату, он становится соучастником экономического преступления и несет ответственность наряду с работодателем.
При конфликте с руководством, в декрете или на больничном работник может остаться с одной лишь официальной зарплатой. Серую часть работодатель платить не обязан, и заставить его крайне трудно.
👎 Серая зарплата как у всех
Доказать, что зарплата выплачивалась в большем размере, сложно. Взыскать ее — еще сложнее. Суды подчеркивают, что выплата неофициальной зарплаты не порождает никаких юридических последствий для работника, и считают, что выплачиваться должно лишь то, что на бумаге.
Если же работник выиграет суд — есть риск, что ФНС привлечет его к ответственности за неуплату налогов.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.05.2017 по делу № 33-5833/2017 и от 29.03.2016 по делу № 33-3645/2016
Зарплата должна выплачиваться два раза в месяц: не реже, чем каждые полмесяца.
Плавающие сроки выплаты незаконны. Даты выплаты зарплаты должны быть четко закреплены и не должны зависеть от того, «когда клиент заплатит».
👎 Плавающие сроки
— Сколько раз в месяц выплачивается зарплата?
— Зарплату выплачиваем в конце месяца, полностью всю.
— А выплата в строго определенный день?
— У нас есть специальный период выплаты. В течение него и выплачиваем.
Задержки заработной платы запрещены. Неважно, по какой причине, — хоть клиент не платит, хоть в банке задержка, хоть что.
Работодатель в любом случае несет материальную ответственность: работник должен получить зарплату и дополнительную компенсацию за каждый день просрочки.
👎 Задержки по чьей-то вине
Если оклад, который установлен на испытательном сроке, меньше оклада по должности в штатном расписании — это дискриминация.
Чтобы официально платить новичкам меньше, компания может ввести в штатное расписание специальную должность с меньшим окладом или установить систему надбавок за стаж работы.
👎 Зарплата ниже на испытательном сроке
— Зарплата в вакансии — это зарплата с первого рабочего дня? Или зарплата, которая будет у меня после испытательного срока?
— Зарплата — 10 тысяч на испытательный срок. После — 20 тысяч, по штатному расписанию для вашей должности.
Зарплата может выплачиваться наличными через кассу или по безналу на банковскую карточку.
Закон позволяет работнику получать зарплату и другие выплаты на любую удобную ему карту. Для этого нужно написать заявление не менее чем за 15 календарных дней до очередной даты выплаты зарплаты.
👎 Зарплата только на наши карточки
— Как выплачивается зарплата: наличными или по безналу? Если по безналу, можно получать ее на мою карту Тинькофф-банка?
— У нас есть банк, с которым мы работаем. На карты других банков по запросу работников мы ничего не перечисляем: бухгалтерии неудобно вручную делать платежки, вбивать разные реквизиты, другие банки берут с нас комиссию за перевод.
Работодатель обязан выплачивать работнику пособие по временной нетрудоспособности. Он не имеет права оплачивать дни болезни как отпуск или оформлять вместо больничного отпуск без сохранения зарплаты.
Был случай: работодатель не оплачивал работнице листок нетрудоспособности. Суд взыскал с работодателя не только сумму пособия, но и проценты за задержку выплаты с компенсацией морального вреда.
👎 Вместо больничных — отпуск
— Вы оплачиваете работникам больничные?
— Нет. Мы оформляем работнику отпуск без сохранения зарплаты или оплачиваемый, чтобы уменьшалась задолженность по отпускам.
Работодатель обязан выплачивать работнику отпускные, причем минимум за 3 дня до отпуска. Если отпускные выплатили не вовремя, работник имеет право перенести отпуск.
Например, работодатель вместо оплачиваемых отпусков оформлял работнику отпуска без сохранения зарплаты из-за якобы нехватки денег в компании. К тому же работник утверждал, что с его зарплаты ежемесячно удерживали 5% для накопления отпускных. Суд взыскал с работодателя только часть отпускных. Доказать факт удержаний работник не смог.
👎 Нет отпускных
— В какой срок выплачиваются отпускные?
— Какие отпускные? Кто не работает, тот деньги не получает.
Штрафовать работников запрещается. За провинность можно применить только дисциплинарные взыскания, закрепленные в кодексе: замечание, выговор или увольнение.
Чтобы наказать работника деньгами за нарушение трудовой дисциплины, компания может уменьшить премию или не выплатить ее вообще. Для этого порядок премирования и зависимость премий от проступков должны быть закреплены в локальном акте, а работник должен быть письменно и своевременно ознакомлен с ним.
👎 Штраф из зарплаты
— А вы штрафуете работников за провинности?
— Да. Если опоздали на работу или пропустили звонок от клиента — минус 5 тысяч из зарплаты в этом месяце.
Компания обязана рассчитать работника в день увольнения: выплатить зарплату за отработанное время и компенсацию за неиспользованные отпуска.
В одном деле работодатель оштрафовал работницу на 500 рублей за грязное рабочее место. Также он не выплатил расчет в день увольнения: по условиям трудового договора, выплата производилась в течение 15 дней после увольнения. Суд признал штраф и условие договора незаконными и взыскал с работодателя все недоплаченное с компенсацией.
👎 Расчет через три дня
— Вы платите расчет при увольнении? В какие сроки?
— Расчет при увольнении платим в течение трех дней со дня увольнения.
Уточните, ведет ли компания в настоящее время проекты, расширяет ли деятельность, выходит ли на новые рынки. Спросите, выигрывает ли она тендеры, планирует ли развитие. Попросите привести конкретные примеры, запомните их и поищите в интернете после собеседования.
Компания имеет право оберегать свою коммерческую тайну и потому может дать расплывчатую информацию, но вопросы о работах все равно стоит задать. Чем меньше у компании работ, тем меньше денег она получает и больше вероятность перебоев с зарплатой.
👎 Не скажу
— Видел в новостях, что полгода назад вы получили крупный тендер. А сейчас вы участвуете в тендерах, выигрываете?
— Да-да-да, конечно! Вот устроитесь — расскажем про наши проекты подробней.
Не бойтесь задавать вопросы и вести диалог. Если потенциальному работодателю нечего скрывать, он отнесется к вашим вопросам спокойно, а к вам — как к грамотному сотруднику.
Даже если работодатель прошел проверку до и во время собеседования и похоже, что платить вам будут исправно, расслабляться рано. Нарушение права на зарплату — одно из многих. В следующих статьях я расскажу, как не устроиться на работу к тому, кто разглашает персональные данные и нарушает право на безопасный труд.
Запомнить
Была в Кроке на собеседовании, задавала стандартные вопросы. Про график работы получила ответ: «Официально до 18:00, но у нас принято работать до 20:00». На моё уточнение как это компенсируется, дама эйчар вскинула брови и ещё раз повторила, что у них ТАК ПРИНЯТО. Про зарплату мне так и не сказали, даже вилку отказались обозначить: «Всё будет объявлено успешному кандидату на последнем этапе». Не ожидала я такой культуры от крупной российской компании, не ожидала)
Vinsent, в моей отрасли к сожалению все привыкли к норме 8 часового дня с 8 до 8. И это от слова «совсем» не вызывает вопросы соискателей. Обычно такие режимы покрываются более высокими зарплатами, чем в других отраслях
Маргарита, ну тут же говорят про стеснительных людей. В этом случае лучше показаться слюнтяем (тем более, что это, судя по характеру вопросов, недалеко от правды =), чем заработать приключения с работой.
В компанию одну устраивался разработчиком. У них оказалась серая зарплата. Я сказал, что мне «серая» не интересна. На что они спросили: «А вы хотели бы получать белую, но на Х меньше, или серую, но больше?». Я ответил: хочу получать столько, сколько попросил (т.е. больше), но белую. На том и расстались.
Александр, если не могут платить ндфл, то что за бизнес такой?
Semyon Semyonych Gorbunkov, сказал бы что согласен на серую, но больше, чем просил (так сказать, обоюдовыгодный обман государства), интересно, что ответили бы.
Александр, это проблема работодателя а не работника
12 ошибок на собеседовании: из-за них вас не возьмут на работу
Время чтения: 13 минут Нет времени читать? Нет времени?
Опоздал, обругал бывшее начальство и переврал в достижениях? Считай, провалил собеседование. Собрали главные «вредные советы» о том, как не нужно вести себя на встрече с HR-менеджером.
1. Не отвечать на звонок от HR или не перезванивать
Если вы оставили номер для связи с вами, телефон стоит держать при себе или хотя бы проверять время от времени, не было ли звонков с незнакомых номеров. Связаться с эйчарами – ваш прямой интерес. Чаще всего звонят с городских или корпоративных телефонов, поэтому не надо блокировать звонок после первых цифр номера 8 800 и ждать звонка с мобильного.
2. Опаздывать и не предупреждать об этом
Форс-мажоры бывают у всех. Но опаздывать, не предупреждая, и никак не комментировать это на собеседовании – сразу минус.
3. Скрываться и шифроваться
Иногда соискатель звонит не со своего номера, и он должен предупредить эйчара об этом. Почту также нужно указывать верную и не забывать проверять ее: если схема проезда или приглашение на интервью прилетит не на тот контакт, в этом будет виноват не эйчар.
Также иногда женщины не сообщают, что в резюме у них указана другая фамилия (девичья или бывшего супруга). При большом потоке соискателей это создает путаницу.
4. Отмалчиваться
Письма имеют свойство улетать в спам: проверьте эту папку, если вам не пришло обещанное по телефону письмо. А если его нет и там, не стесняйтесь позвонить и сказать, что случился сбой, и вы все еще ждете сообщения.
5. Слушать эйчара вполуха
Не поверите, насколько часто мы назначаем zoom call и слышим в ответ: «А собеседование в “Скайпе” будет, да?».
6. Путать название компании и вакансии
Выбирать из нескольких вариантов – нормально. Но этот факт важно правильно подать.
Сравните. Один соискатель говорит, что ему понравился офис, соцпакет и возможность двигаться по карьерной лестнице, но он должен немного подумать насчет переработок. А второй сделал ковровую рассылку по нескольким десяткам вакансий в разных компаниях и постоянно путается, куда вообще звонит.
Сообщать, куда вас не приняли на работу, возможно, не следует: особенно въедливый эйчар обязательно позвонит в эту компанию и выяснит, почему вы не подошли.
7. Агрессивно реагировать на вопросы
Нормально, если вас спрашивают о хобби, семье и планах на жизнь – HR должны набирать людей, соответствующих не только вакансии, но и ценностям компании. Чтобы представить ваше место в коллективе, специалисту нужно больше вас узнать, а без некоторых вопросов и тестов сделать это невозможно.
Нормально также, если вы не хотите о чем-то говорить. Но, опять-таки, это можно подать по-разному. Например, фраза «У моих родителей свой бизнес, но я не готов(а) рассказать о нем подробнее сейчас».
8. Зачитывать свое резюме по бумажке или, наоборот, путаться в трудовой биографии
Эйчар уже видел ваше резюме. Ему интереснее, чтобы вы сами рассказали об опыте работы, причем не перескакивая с пятого на десятое, а по порядку и с подробностями. Почему выбрали именно это учебное заведение, почему пошли работать не по специальности (если так случилось), что заставило сменить сферу деятельности.
О перерывах в трудовой биографии тоже молчать не стоит. Вместо того, чтобы перейти к следующему месту работы, перескочив три года декретного отпуска, упомяните, что это был именно он, а не просто вы решили посидеть у кого-то на шее.
Утаивать причины ухода с прошлых мест работы не стоит: если эйчару что-то покажется подозрительным, он все равно туда позвонит. Юлить или агрессивно реагировать – тоже плохая идея.
Эйчарам и кандидатам на заметку: без согласия соискателя звонить его «бывшим» нельзя – это требования ст. 24 Конституции РФ и Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
9. Учить HR, как ему работать
Когда мы слышим: «Вы бы мне дали тестовый бюджет лучше. Если бы я его слил, значит, провалил тест, не слил бы – взяли бы меня на работу. Зачем вы на меня столько времени потратили?», то думаем – а действительно, зачем.
Если случилось так, что вам отказали, то, конечно, можно поинтересоваться причиной отказа. Как минимум, эта информация поможет при следующих попытках трудоустроиться. Но на ответах «здесь и сейчас» настаивать точно не нужно.
10. Не готовиться к собеседованию
«Плавать» в собственных обязанностях на прошлом месте работы – плохая стратегия. Иногда мы видим, как соискатель по бумажке зачитывает, чем он занимался. Тогда у нас возникает резонный вопрос: а действительно ли человек все это умеет?
11. Бояться быть простым и показаться «глупым»
Гораздо хуже, если человек приходит с помпой, продавая себя как невероятного специалиста, а на деле оказывается середнячком, – чем, напротив, если бы он пришел и честно рассказал, что умеет хорошо, а что – не очень.
12. Делать акцент только на hard skills
Удивительно большое число людей уделяют внимание только своим компетенциям в работе, но теряются, когда им задают более личные вопросы: что вам нравилось на прошлых местах работы, из каких ошибок вы извлекли уроки и так далее.
Не надо так: soft skills становятся сейчас все более значимыми. Бывает, не очень опытный человек благодаря им оказывается перспективнее, чем кандидат с многолетним стажем работы.
Резюме
Чтобы успешно пройти собеседование, следуйте 12 основным правилам: