как узнать принято ли заявление в полицию
Как контролировать (сопровождать) рассмотрение вашего заявления в полиции
На самом деле, сопровождение заявления, направленного в полицию, полезно не только непосредственному заявителю, но и фигуранту, в отношении которого указанное заявление направлено.
Под сопровождением подразумевается постоянное наблюдение и контроль над действиями сотрудников полиции, которым поручено проведение проверки по заявлению.
Необходимость такого сопровождения обусловлена хотя бы тем, что оперативники, следователи, участковые, в большинстве своем, не заняты Вашими проблемами и, оставив рассмотрение заявления «на самотек», Вы рискуете получить короткую отписку вместо ожидаемого результата.
В свою очередь, фигуранту также следует отслеживать ход проведения расследования по направленному в отношении него заявлению, в связи с тем, что в случае нарушения его прав со стороны правоохранительных органов ему будет проще обжаловать результаты проверки.
Таким образом, после подачи заявления в полицию, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий.
1. Надо знать, что в соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК) срок рассмотрения заявления о преступлении составляет до 3-х суток. При необходимости, срок проведения проверки по заявлению может быть продлен до 10-ти суток.
По сложившейся практике у полицейских постоянно имеется необходимость в продлении сроков. При этом причина волокиты не всегда зависит от бездействия исполнителя – это беда всей правоохранительной системы, которая, по сей день, не создала нормальных условий для работы личному составу.
В этой связи, ждать инициативного ответа полицейских о результатах рассмотрения заявления бесполезно.
Спустя сутки после подачи заявления, надо позвонить по телефону в дежурную часть подразделения полиции, назвать регистрационный номер поданного Вами заявления и спросить фамилию, имя, отчество, звание исполнителя, в каком кабинете он работает, его рабочий телефон (Звонить лучше утром с 9-00 до 10-00).
Необходимо созвониться с исполнителем и задать ему несколько вопросов по существу заявления. При этом из разговора важно понять приступил ли к проведению проверки сотрудник полиции, изучил ли он Ваше заявление, имеется ли у него какой-либо план действий и чем ему можно быть полезным при проведении проверки.
Разумеется, ничего конкретного Ваш визит в полицию может и не принести. Но Ваша основная цель это оказать психологическое воздействие на полицейского и дать ему понять, что Вы грамотный заявитель и к Вам следует относиться с уважением!
2. Надо знать, что в соответствии со статьей 145 УПК РФ, по результатам проведенной проверки по заявлению может быть принято одно из 3-х возможных процессуальных решений:
По истечении 10-ти суток после регистрации заявления, сотрудник полиции, проводивший проверку, должен принять соответствующее процессуальное решение и направить в Ваш адрес уведомление.
При принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела часто такое уведомление фактически не направляется. Опасаясь Вашего недовольства, исполнитель может зарегистрировать подготовленное уведомление в канцелярии полиции, копию подшить к материалу проверки, а оригинал просто выбросить. В последствии проверить отправку уведомления по почте не представляется возможным. Почта отправляется мешками, часто реестр составляется формально и никем не проверяется.
В этой связи, необходимо самостоятельно прийти в полицию и потребовать предоставить Вам уведомление и заверенную копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в целях ознакомления и возможности его обжалования.
Для убедительности Ваших требований, перед посещением полиции подготовьте соответствующее заявление (запрос) в 2-х экземплярах на имя начальника подразделения, и, в случае отказа сотрудников полиции в выдаче вышеуказанных копий, зарегистрируйте Ваш запрос в канцелярии полиции. Не забудьте проконтролировать, чтобы на 2-м экземпляре запроса сотрудник канцелярии поставил дату приема запроса и входящий номер. Вполне возможно, что Вам придется обращаться с жалобой на действия сотрудников полиции в прокуратуру или суд.
При посещении полиции полезно при себе иметь диктофон!
Удачи!
Адвокат по уголовным делам Виктория Демидова
Важно знать, как правильно подать заявление в полицию, и как действовать, если заявление подано, а ответа на него нет.
Подавать заявления могут как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, и лица без гражданства. Образец заявления в полицию прилагается
Сообщения принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно, вне зависимости от места и времени происшествия, полноты содержащихся сведений и формы представления. Любой гражданин (и даже лицо без гражданства) может подать заявление лично, через своего представителя (в таком случае необходимо предоставить соответствующую доверенность), по почте, информационным системам общего пользования или любым другим видом связи.
Как писать заявление
В заявлении необходимо указать дату, время и место произошедшего, четко и лаконично сформулировав фабулу. Обязательно укажите, какой вред причинен преступлением: что именно похищено или повреждено, в рублях оцените размер ущерба. Если причинен физический вред, нужно написать, от каких именно действий вы пострадали (кто, куда и каким предметом нанес удар), какие и где остались следы, обращались ли вы за медицинской помощью. Обязательно в заявлении должен быть указан адрес, телефон и другие сведения, как с вами связаться.
Заявление о совершенном или готовящемся преступлении (причем как устное, так и письменное) можно передать в дежурную часть оперативному дежурному ОВД или сотруднику полиции, даже если он находится вне служебного помещения.
Как правильно подать заявление?
Вся информация об адресе и справочном телефоне ОВД, порядке и сроках рассмотрения обращений, времени личного приема граждан руководством подразделения вывешена у дежурной части в здании ОВД. Кроме того, в доступном для граждан местах (при входе) установлен ящик для приема письменных обращений, причем выемка корреспонденции производится не реже двух раз в день. При подаче заявления гражданина предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (статья 306 УК).
Дежурный сотрудник полиции также регистрирует обращение в специальной Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП). Регистрационный номер, присвоенный обращению, должен совпадать с тем, который стоит на талоне-уведомлении о подаче заявления.
Получив талон и расписавшись в журнале, можно вздохнуть спокойно: заявление зарегистрировано.
Как должно быть зарегистрировано заявление в полицию
Оперативный дежурный, принявший заявление, должен выдать так называемый талон-уведомление, заполненный корешок от которого остается в дежурной части. Такие талоны сшиты в книжки и пронумерованы. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.
Руководство ОВД принимает решение о дальнейшей судьбе каждого заявления. Автор обращения должен получить уведомление об этом не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявления.
По сообщению о преступлении принимается одно из следующих решений:
• о возбуждении уголовного дела;
• об отказе в возбуждении уголовного дела;
• о передаче сообщения по подследственности, в суд (по делам частного обвинения).
По сообщениям о иных происшествиях:
• о возбуждении дела об административном правонарушении;
• о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
• о передаче на рассмотрение по подведомственности;
• о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии;
• о приобщении к материалам специального номенклатурного дела.
При этом материалы, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, незамедлительно регистрируются в специальном журнале, и в течение 24 часов вместе с копией постановления об отказе направляются прокурору для проверки обоснованности и законности его вынесения.
Как в полиции рассматривают заявления от граждан
Проверка обращения не проводится, если оно признано анонимным, некорректным по содержанию или изложению, а также многократным, то есть содержащим вопрос, на который автору неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и в котором не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этих случаях автору направляется мотивированный ответ об оставлении его обращения без рассмотрения.
Если заявление подано, а ответа все нет, можно обратиться к вышестоящему полицейскому руководителю. Можно прийти на личный прием. Это первая инстанция, куда можно обратиться, если после подачи заявления ничего не происходит.
Начальник органа внутренних дел осуществляет ежедневный контроль и несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях.
Личный прием граждан, согласно законодательству, ведут все полицейские начальники, вплоть до министра внутренних дел и его заместителей.
В подразделениях системы МВД прием граждан другими сотрудниками осуществляется во все рабочие и в один из выходных дней недели, причем не менее двух раз в неделю— после 18 часов. Информация об этом расположена при входе в ОВД, также сотрудники должны ответить на любой вопрос, касающийся личного приема граждан, по телефонам дежурной части.
Если и после личного обращения к руководителю ОВД ничего не произошло, заявитель вправе обратиться в надзорный орган— прокуратуру.
Здесь все также, как при обращении в ОВД: необходимо оставить свои данные (иначе обращение может быть оставлено без ответа), избегать нецензурных и оскорбительных выражений, а также угроз в адрес кого бы то ни было. В течение трех дней обращение будет направлено исполнителю.
Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации оно будет переправлено в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. При этом автора обязаны уведомить о переадресации.
1. Заявления о преступлениях должны принимать в любом органе внутренних дел круглосуточно, вне зависимости от места и времени происшествия, полноты содержащихся сведений и формы представления.
2. В заявлении укажите дату, время и место произошедшего, четко и лаконично сформулировав фабулу. Обязательно укажите, какой вред причинен преступлением: что именно похищено или повреждено, в рублях оцените размер ущерба.
3. Убедиться в том, что заявление зарегистрировано правильно, помогут талон-уведомление и запись в специальном журнале.
4. Руководство ОВД обязано в течение семи дней принять решение о дальнейшей судьбе каждого заявления. Автор обращения должен получить уведомление об этом не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявления.
5. Если заявление подано, а ответа все нет, можно обратиться к вышестоящему полицейскому руководителю. Лучше всего прийти на личный прием.
6. На действия любого сотрудника полиции, включая руководителей, можно пожаловаться в специально для этого созданные подразделения собственной безопасности. Они есть при каждом ОВД.
7. Если и после личного обращения к руководителю ОВД, и после заявления в ДСБ ничего не произошло, стоит обратиться в надзорный орган— прокуратуру.
8. Любой ответ из официальных органов можно обжаловать в суд, в том числе отказы в возбуждении уголовного дела.
ТЕЛЕФОН, КОТОРОМУ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ
02, 8 (343) 358-71-61
Электронная почта доверия: mvd66_request@mvd.ru
Сайт: 66.mvd.ru
По телефону доверия вы можете сообщить:
о готовящихся или совершенных правонарушениях и преступлениях, а также иные сведения, способствующие предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
о лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений и правонарушений;
о нарушениях законности и не реагировании на обращения граждан со стороны сотрудников полиции;
о нарушении общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения избирательной кампании.
Как проконтролировать рассмотрение вашего заявления?
С опровождение заявление, поданного в полицию, необходимо не только заявителю, но и лицу, в отношении которого оно направлено. Сопровождение – это контроль и наблюдение над действиями полиции, сотрудникам которой было поручена проверка по заявлению. И если вы не будете постоянно следить за процессом работы полиции, то в итоге вы можете получить короткую отписку вместо ожидаемого итога.
Фигуранту, имя которого указано в заявлении, направленном в отношении его, не мешало бы тоже следить за процессом расследования дела. В случае каких-либо нарушений этот гражданин будет иметь возможность обжаловать результаты полицейского расследования.
А) Необходимо знать, что по закону время рассмотрения заявления о преступлении составляет до трех суток, но если есть в том необходимость, срок могут продлить максимум до десяти суток.
В нашей стране чаще всего полиция продлевает этот срок. Поэтому не ждите быстрого ответа от полицейских.
Когда пройдут сутки после подачи заявления, вам надо позвонить в дежурную часть полиции и назвать номер заявления, которое было подано вами, а также спросить ФИО и звание исполнителя, номер его кабинета и рабочий телефон. Далее вам необходимо обратиться по телефону к исполнителю с вопросами по вашему заявлению. В процессе телефонного разговора вы поймете, изучил ли ваше заявление работник полиции, есть ли у него план действий и чем конкретно вы можете помочь при проверке.
Если этот сотрудник приступил к проверке, то он должен позвать вас к себе, чтобы вы дали объяснения по существу.
Если же разговор прошел неудовлетворительно, вам не дали никаких конкретных ответов, тогда пора снова идти в полицейское отделение и поговорить с исполнителем уже лично, объяснив ему, что время проверки имеет ограничения по закону, и само собой вам надо получить решение вовремя.
Цель такого визита в полицию – показать вашу юридическую грамотность, психологически надавить на сотрудника полицейского. Практика показывает, что сами полицейские не всегда знакомы с собственными правами и полномочиями, поэтому ваша уверенность и напористость даст вам больше шансов на проведение проверки по заявлению.
Б) Вы должны знать, что по итогам проведенной проверки по заявлению могут принять одно из трех возможных процессуальных решений: передача заявления по подследственности, отказ от возбуждения дела и возбуждение уголовного дела по фактической информации в заявлении.
После окончания десяти суток с момента регистрации заявления, работник полиции, который проводил проверку, обязан принять соответствующее процессуальное решение и прислать вам уведомление. Если принимается решение об отказе возбудить уголовное дело, то зачастую уведомление об этом не отправляют заявителю по причине его недовольства. Недобросовестные работники полиции копию решения подшивают к делу, а сам оригинал уничтожают, чтобы в будущем не было никакой возможности проверить факт отсылки уведомления почтой.
Поэтому вам лучше самостоятельно прийти в полицию и попросить предоставить вам уведомление и его заверенную копию об отказе в возбуждении дела. Чтобы ваше требование прозвучало более убедительно, перед визитом составьте запрос в двух экземплярах на имя начальника подразделения. Если сотрудники полиции откажутся предоставить вам документы, тогда зарегистрируйте запрос в канцелярии полиции. На втором экземпляре запроса нужна подпись сотрудника и дата приема запроса, а также входящий номер. Это вам нужно в случае подачи жалобы в суд на работников полиции.
Актуальность статьи: 26.06.2013 11:42:35
О порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в МВД России
Обращение в адрес МВД России и его руководства может быть направлено посредством:
Операторов почтовой связи с доставкой ими корреспонденции в здание Министерства внутренних дел Российской Федерации по адресу: город Москва, улица Житная, дом 16, индекс 119991.
Официального интернет-сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации – https://мвд.рф.
Почтового ящика, установленного на контрольно-пропускном пункте при входе в Министерство внутренних дел Российской Федерации по адресу: город Москва, улица Житная, дом 16.
Факсимильной связью на телефонный номер 8 495 667 79 08.
Обращение может быть также подано в ходе личного приема руководителей и уполномоченных должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации в Приемной МВД России расположенной по адресу: город Москва, улица Садовая-Сухаревская, дом 11.
Рассмотрение обращений граждан и организаций в системе МВД России осуществляется на основании:
Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707.
Обращение подлежит регистрации в течение 3-х дней со дня поступления в Министерство внутренних дел Российской Федерации и рассмотрению в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом заявителя.
О результатах заявителю направляется ответ в письменном виде или в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 19 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707, информирование по телефону о поступлении обращения, дате его регистрации и регистрационном номере, о подразделении, осуществляющем рассмотрение обращения, а также разглашение данной информации посторонним лицам запрещается.
Установленный порядок обусловлен необходимостью защиты прав заявителей, поскольку разглашение сведений о факте обращения в органы внутренних дел неустановленному лицу может создать угрозу безопасности обратившегося гражданина, а также требованиями Федеральных законов от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Данная информация может быть предоставлена по запросу направленному в электронном виде через официальный сайт МВД России – мвд.рф или в письменной форме через операторов почтовой связи по адресу: город Москва, улица Житная, дом 16, индекс 119991, с указанием адреса для ответа такого же, как в обращении, сведения о котором запрашиваются.
Перечисленные сведения также сообщаются гражданину на личном приеме при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Если Вы считаете, что в результате действий (бездействия) должностных лиц системы МВД России нарушены Ваши права, свободы или законные интересы, в том числе отсутствует ответ на обращение, Вы вправе обжаловать указанные действия (бездействие), обратившись к вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган внутренних дел или в прокуратуру с соблюдением требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Жалобы на решения, принятые должностным лицом структурного подразделения органа внутренних дел, подаются руководству данного органа. Жалобы на решения, принятые руководителем органа внутренних дел, подаются в вышестоящий орган внутренних дел.
В случае несогласия с ответом территориального органа МВД России на региональном уровне по результатам рассмотрения Вашей жалобы Вы можете обратиться в структурное подразделение центрального аппарата Министерства, к компетенции которого относится решение поставленного вопроса, или в МВД России.
Помимо этого, Вы вправе обжаловать действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел в судебном порядке.
Приемная МВД России располагается по адресу: город Москва, улица Садовая-Сухаревская, дом 11 (ближайшие станции метро «Сухаревская», «Цветной бульвар»).
Режим работы Приемной МВД России для граждан: понедельник, вторник, четверг, пятница с 10 часов до 16 часов, среда с 10 часов до 20 часов, первая и третья суббота месяца с 10 часов до 14 часов. Продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.
Приём граждан руководящим составом Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется с 10 часов до 13 часов в соответствии с графиком, который ежемесячно размещается на официальном сайте МВД России – мвд.рф в подразделе «График приема граждан» раздела «Для граждан».
Запись на личный прием производится при личном обращении в Приемную МВД России, а также на основании заявления, направленного в адрес МВД России в письменной или в электронной форме.
Кроме того, записаться на личный прием возможно по телефону 8 495 667 72 64 с понедельника по пятницу включительно с 8 часов до 10 часов.
Порядок приема, регистрации и разрешения заявлений о преступлениях и иной информации о происшествиях
В настоящее время эффективная деятельность органов внутренних дел напрямую зависит от регистраций и учета преступлений, которая позволяет оценить реальное состояние преступности в стране, результаты оперативно-служебной деятельности, выявить ее проблемы, прогнозировать дальнейшее развитие событий, планировать борьбу с преступностью в целом и по отдельным направлениям, рассчитывать необходимое количество сил и средств для осуществления реального контроля над преступностью.
Как известно, своевременная регистрация может обеспечить принятие своевременного и обоснованного решения по материалу, а, в свою очередь, своевременное возбуждение уголовного дела создает возможность широкого комплекса действий, направленных на установление всех обстоятельств выявленного преступления и привлечение виновных к уголовной ответственности.
В органах внутренних дел прием и регистрацию заявлений и сообщений о происшествиях в основном осуществляют дежурные части, именно сотрудники ДЧ в большей степени отвечают за своевременность и полноту регистрации заявлений и сообщений о происшествиях, влияют на мнение граждан об организации работы в органах внутренних дел.
С заявлением о преступлении граждане могут обратиться в любое правоохранительное ведомство, а не только в полицию.
Органы внутренних дел обязаны принимать устные и письменные сообщения о преступлениях, а также сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. Сообщения о преступлениях включают и явку с повинной, т. е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Заявление о преступлении, сделанное в устной форме, заносится в протокол, который подписывает заявитель и должностное лицо, принявшее данное заявление. Заявление о явке с повинной также может быть сделано как в письменном, так и в устном виде.
Органы внутренних дел не вправе отказывать в приеме заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях по мотивам недостаточности сообщаемых данных. Вместе с тем, эта информация не должна содержать заведомо ложных сведений. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Заявления и сообщения принимаются независимо от места и времени их совершения. В соответствии с требованиями УПК РФ при приеме сообщения о происшествии заявителю выдается талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем данное сообщение, а также регистрационный номер и дата регистрации сообщения. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.
Заявитель расписывается в получении талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
Подавать заявления и другую информацию о преступлениях и иных происшествиях наряду с гражданами России могут иностранные граждане и лица без гражданства.
По заявлению или сообщению о преступлении в срок не позднее 3 суток, в исключительных случаях – в срок не более 10 суток со дня подачи, в соответствии с требованиями статьи 145 УПК РФ, должно быть принято одно из следующих решений:
— о возбуждении уголовного дела;
— об отказе в возбуждении уголовного дела;
— о передаче по подследственности или территориальности.
О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
Заявитель имеет право:
— излагать заявление на языке, на котором ведется делопроизводство в органе внутренних дел, или на другом языке, которым он владеет;
— получить сообщение о решении, принятом по его заявлению;
— обжаловать действия работников органов внутренних дел, связанные с принятием и рассмотрением заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и иных происшествиях, начальнику органа внутренних дел, а также в вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру или другие компетентные учреждения и организации по своему усмотрению.