как узнать профиль деятельности организации
Проверка контрагента по ИНН или ОГРН
Часто возникает необходимость проверить контрагента на благонадежность, чтобы в дальнейшем исключить претензии налоговых органов. Иногда аналогичным образом имеет смысл проверить конкурентов, честно ли они ведут бизнес или используют фирмы однодневки, дающие им незаконные конкурентные преимущества в уплате налогов. А бывает, что и свой ИНН не помешает найти в базе – можно обнаружить неожиданные сведения, не лучшим образом влияющие на имидж компании. Введите данные юрлица – мы найдем:
Как проверить контрагента по ИНН
Для проверки фирмы по различным базам данных достаточно знать ИНН или ОГРН (можно искать и по названию, но оно зачастую неуникально, поэтому по ИНН находить быстрее).
Если вы хотите самостоятельно проверить контрагента по различным официальным базам данных, рекомендуем статью «Как проверить фирму-контрагента: все бесплатные источники информации», где собраны все бесплатные официальные источники информации, включая суды, приставов.
Если времени на кропотливые поиски нет, можно воспользоваться нашей базой – введите в поле выше ИНН, ОГРН или название организации, и мы сформируем досье контрагента. Оно не только позволит узнать, сколько фирме лет, кто директор, собственник и многое другое, но и выполнить требование ФНС – подшить распечатку в бухгалтерию как подтверждение того, что вы проверяли контрагента перед заключением договора. Мы берем данные только из официальных источников: ЕГРЮЛ, ФНС, Минфин, Росстат. В базе содержатся данные о более чем 11 млн российских юридических лиц (без ИП). Использование такой информации полностью соответствует законодательству РФ.
Точность информации, правка
Информация в представленной базе формируется на основе официальной. Если вы заметили ошибку, неточность, в первую очередь нужно сравнить информацию с выпиской из ЕГРЮЛ, формируемой на официальном сайте ФНС. Если данные совпадают, изменить их можно, подав уточнение в регистрирующий орган. Например, у многих организаций в качестве юридического адреса до сих пор значится общий адрес бизнес-центра или офисного здания, где зарегистрированы множество других фирм. Это может иметь негативные последствия – ФНС может признать, что ваша организация находится по адресу массовой регистрации. Чтобы этого избежать, необходимо представить уточненный адрес (с номером офиса, помещения и т.п.) по определенной форме в ФНС. После изменения информации в ЕГРЮЛ данные будут автоматически изменены и на нашем сайте.
Получение финансовый информации
Для детального анализа финансовых показателей организации рекомендуем воспользоваться нашей базой данных бухгалтерской отчетности российских предприятий. Более глубокий анализ финансового состояния можно получить на сайте ТестФирм, где мы сравниваем показатели отчетности более 2-х млн российских предприятий.
Рекомендуем обратить внимание на финансовые показатели вашей организации. Часто при подаче электронной отчетности в ФНС путают единицы измерения, в итоге показатели оказываются завышенными в тысячу раз.
Должная осмотрительность: не все можно узнать в Интернете
Интернет позволяет многое узнать о юридическом лице. Но налоговые органы требуют еще большей осмотрительности. Не лишнем будет:
Чем больше сохраните информации, тем легче будет доказать налоговому инспектору, что, заключая контракт, вы проявили должную осмотрительность и не должны нести ответственность за налоговые нарушения контрагента.
Интернет-покупателям: регистрация фирмы в ЕГРЮЛ не гарантирует получение товара
Большинство интернет-мошенников предпочитают получить деньги за несуществующий товар на личную карту. Однако нередки случаи, когда мошенники регистрируют фирму-однодневку и принимают на нее оплату от доверчивых покупателей. Наличие фирмы в государственном реестре еще не значит, что вы сможете найти ее по указанному там адресу! Проверьте это до оплаты, почитайте отзывы на авторитетных сайтах, например, Яндекс.Маркет. Также обратите внимание, сколько лет существует фирма и масштаб ее деятельности – мы указываем эту информация в начале досье. Чем старше и крупней организация, тем больше ей можно доверять.
Как узнать всю информацию о любой организации или предпринимателе?
Краткое содержание:
Например, вы хотите дистанционно совершить крупную или не очень покупку, а об организации – продавце слышите впервые.
Возможно планируете обратиться в организацию для проведения ремонта в квартире и не известно, есть ли вообще у этой организации соответствующие ресурсы.
Или решили обратиться в суд с иском к организации или предпринимателю, но ни адреса, ни данных о руководителе в договоре (если он вообще есть) не указано.
Конечно, первое, что приходит на ум – это изучить интернет сайт такой организации. Но! Далеко не всегда вы сможете найти там интересующую вас информацию.
Недобросовестные компании зачастую скрывают эту информацию. Отзывы об организации рецензируются, а данных о финансовом положении вы там не найдете никогда.
Поэтому, ловите информацию о двух сервисах, которые помогут вам не ошибиться с выбором и предоставят всю подноготную компании.
Сервис ФНС «Проверка контрагента»
Пройдя вот по этой ссылке, вы сможете заказать и получить в электронном виде выписку из реестра ФНС об интересующей организации или предпринимателе.
Хорошо, если вы знаете регистрационный номер организации или ИП (ОГРН, ОГРНИП), но если нет, то поиск можно осуществить по наименованию или ФИО. Для этого заполните соответствующую графу и укажите регион.
В результате вы получите выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с электронной подписью ФНС.
Из этой выписки вы сможете узнать:
Сервисы проверки и анализа ИП и организаций
На самом деле, таких сервисов довольно много, но рассказываю именно об этом, так как пользуюсь именно им.
Оговорюсь сразу, это сервис коммерческий. Однако частично информация доступна и в бесплатной версии. При этом, доступ для физических лиц на 1 месяц стоит всего 325 рублей в месяц. Этот сервис позволяет получить наиболее полную информацию об ООО или ИП.
Помимо сведений, которые вы найдёте на сервисе ФНС, вам будет доступна также информация:
От автора
Помните, каким бы ни было выгодным и заманчивым предложение, не спешите соглашаться! Соберите данные и проанализируйте полученную информацию. Это поможет в будущем минимизировать ваши финансовые риски или заранее распознать мошенников!
Надеюсь, что информация оказалась полезной!
Если так, прошу оценить мои старания, нажав «ЛАЙК» под публикацией.
Проверка организации по ИНН онлайн
Проверка организации по ИНН
Введите название, ИНН/ОГРН или адрес
ИНН присваивается компании или предпринимателю налоговой при регистрации. Он входит в число обязательных реквизитов, а также с его помощью возможен поиск предприятия и проверка организации по ИНН, который вы можете выполнить онлайн на официальном сайте сервиса. Зная идентификационный номер, можно пробить наличие у организации налоговой задолженности, узнать об участии фирмы в судебных делах, государственных заказах, проверить наличие дочерних структур. Также ИНН позволяет получить другую важную информацию, необходимую для оценки бизнес-партнеров и контрагентов.
В мире бизнеса часто возникают ситуации, когда требуется проверить контрагента на благонадежность. Это позволит в дальнейшем избежать претензий со стороны налоговой инспекции. Иногда таким же способом проверяют конкурентов, так как некоторые из них могут нечестно вести свой бизнес, используя фирмы «однодневки».
В некоторых случаях не будет лишним «прогнать» по базе и собственный ИНН. Поскольку всегда существует риск распространения информации, имеющей негативное влияние на имидж фирмы или ИП.
Что дает налоговая проверка контрагента по ИНН
Бизнес – дело рискованное. Один неправильный шаг может перечеркнуть все, что компания достигала годами. Поэтому очень важно быть осведомленным во всех аспектах деятельности. Особенно, если речь идет о партнерах.
Проверка контрагентов по ИНН позволяет выявить его темные стороны при этом решить такие проблемы, как:
Как и где проверить себя и контрагента
Информация о юридическом лице, его статусе и аспектах деятельности есть на порталах госорганов. Кроме того, ФНС проверка контрагента возможна на сайте компании «Выписка-Налог» в режиме онлайн.
Чтобы ее выполнить, необходимо указать первичные данные о контрагенте:
Но можно провести проверки и без этих данных. Обратившись на сайт Vypiska — Nalog . Com , вы получите необходимую информацию оперативно и в точно указанный срок.
Источники информации о Юридических лицах и ИП
РОССТАТ
ФССП
АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
ЦЕНТРОБАНК РФ
ПРОКУРАТУРА РФ
ТОРГОВО ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ
ГОСЗАКУПКИ
АРХИВ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА ФНП
РОСПАТЕНТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР СВЕДЕНИЙ О БАНКРОТСТВЕ
Образец комплексного отчета
Банковские операции
Информация об оборотных суммах, кол-ву и дате прихода/ухода денежных средств. Оценка рискованности
Бухгалтерская отчетность
Сведения о лицензиях, виде деятельности. Сводные планы проверок Генпрокуратуры.
Наличие гос. контрактов
Номера контрактов, суммы и сроки исполнения. Информация об участии в гос. закупках, реестр опубликованных заказов.
Информация об учредителях
Адреса, телефоны, наименования держателей реестра акционеров. Также, инф-я об учрежденных организациях и руководстве.
Вносимые изменения в Реестре
Список арбитражных управляющих и арбитражная практика.
Наличие задолженностей
Информация о задолженностях по зар. плате, задолженностях по платежам в бюджет, черный список работодателей.
Найти ИНН по ОГРН, адресу, названию, ФИО
Индивидуальный налоговый номер – уникальный идентификатор, каждой организации, предприятия (ООО, АО и т.д.) и ИП. На сайте вы можете найти ИНН по ОГРН, адресу, названию, ФИО. Данные предоставляется из официальных баз, поэтому пользователям гарантируется точность предоставляемой информации.
Обязательно ли компании подписывать акт о выполнении работ с.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей наличие чека, сформированного плательщиком НПД (пр.
Налоговое администрирование будущего обсудили на Московском.
Как государство и бизнес представляют свои взаимоотношения, что они хотят получить в рамках налогово.
На сайте ФНС России можно узнать адреса, где проводятся ВКС.
В ходе рассмотрения налоговых споров складываются ситуации, когда налогоплательщик может в.
ВОЗВРАТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Денежные средства за отчет «vypiska-nalog.com» могут быть возвращены в полном объеме.
Деньги возвращаются на основании подробно описанной и обоснованной претензии.
Если Вы хотите произвести возврат, то Вам потребуется совершить следующие действия:
Рассмотрение заявления производится в течение 1-го – 2-х рабочих дней. Денежные средства будут возвращены Вам в срок от 1-го до 3-х рабочих дней.
О ПРОЕКТЕ VIPISKA-NALOG.COM
Сервис разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривающим предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа.
Сервис предоставляет возможность заинтересованным лицам получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в виде выписки из соответствующего реестра/справки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Для получения выписки/справки сертификат ключа электронной подписи (СКП) заявителя не требуется. Предоставление выписки/справки осуществляется не позднее дня, следующего за днем регистрации запроса. Сформированную выписку/справку можно скачать в течение пяти дней. Выписка/справка формируется в формате PDF
Внимание! Исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» выписка/справка запрашиваемой информации в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке/справке запрашиваемой информации на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа.
ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
Политика конфиденциальности (далее – Политика) разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152). Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в сервисе vipiska-nalog.com(далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В соответствии с законом, сервис vipiska-nalog.com несет информационный характер и не обязывает посетителя к платежам и прочим действиям без его согласия. Сбор данных необходим исключительно для связи с посетителем по его желанию и информировании об услугах сервиса vipiska-nalog.com.
Основные положения нашей политики конфиденциальности могут быть сформулированы следующим образом:
Мы не передаем Ваши персональную информацию третьим лицам. Мы не передаем Вашу контактную информацию в отдел продаж без Вашего на то согласия. Вы самостоятельно определяете объем раскрываемой персональной информации.
Мы собираем персональную информацию, которую Вы сознательно согласились раскрыть нам, для получения подробной информации об услугах компании. Персональная информация попадает к нам путем заполнения анкеты на сайте vipiska-nalog.com. Для того, чтобы получить подробную информацию об услугах, стоимости и видах оплат, Вам необходимо предоставить нам свой адрес электронной почты, имя (настоящее или вымышленное) и номер телефона. Эта информация предоставляется Вами добровольно и ее достоверность мы никак не проверяем.
Использование полученной информации
Информация, предоставляемая Вами при заполнении анкеты, обрабатывается только в момент запроса и не сохраняется. Мы используем эту информацию только для отправки Вам той информации, на которую Вы подписывались.
Предоставление информации третьим лицам
Мы очень серьезно относимся к защите Вашей частной жизни. Мы никогда не предоставим Вашу личную информацию третьим лицам, кроме случаев, когда это прямо может требовать Российское законодательство (например, по запросу суда). Вся контактная информация, которую Вы нам предоставляете, раскрывается только с Вашего разрешения. Адреса электронной почты никогда не публикуются на Сайте и используются нами только для связи с Вами.
Администрация Сайта осуществляет защиту информации, предоставленной пользователями, и использует ее только в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности на Сайте.
Open Source Content Management
Nav view search
Навигация
Искать
Main Menu
Понятие профиля и специализации деятельности
Еще одним исторически обусловленным принципом деятельности любого субъекта является то, что его организация должна отражать особенности, присущие данной отрасли деятельности. В зависимости от того, сколько различных видов деятельности осуществляется субъектом, его организация формируется как одно- или многоотраслевая. Принадлежность субъекта к той или иной отрасли или подотрасли народного хозяйства формирует его профиль. Профиль конкретного предприятия или иного субъекта определяется с учетом того, что народное хозяйство любой страны формируется как многоотраслевое, причем в пределах отдельных больших отраслей выделяется различное число уровней и соответственно различное количество подотраслей, в основе формирования которых лежит общность выпускаемой продукции или выполняемых услуг.
Соответственно профиль предприятия определяет состав важнейших процессов, составляющих основное содержание его деятельности. Очевидно, что содержание деятельности сельскохозяйственного, промышленного, торгового, транспортного, страхового, финансового или иного субъекта весьма различно, а значит, требует различных средств организации своей деятельности.
Однако деятельность предприятий даже одного отраслевого профиля может весьма различаться в зависимости от того, какую часть деятельности, связанной с созданием или эксплуатацией данного продукта, они охватывают, участвуя в кооперационном разделении труда внутри отрасли, региона или сектора рынка. Ограничение сферы деятельности предприятия в пределах одного профиля выражается его специализацией. Специализация деятельности может происходить в формах:
1) ограничения участия в определенном секторе деятельности, связанной с жизненным циклом продукции;
2) ограничения производимой номенклатуры продукции, относящейся к данному профилю;
3) ограничения участия в изготовлении частей продукции (узлов, деталей) в порядке кооперационных поставок их конечному изготовителю;
4) ограничения деятельности определенной сферой выполняемых технологических процессов, работ с привлечением для завершения продукции в порядке кооперации других соисполнителей.
В соответствии с первым фактором предприятия или иные субъекты, как правило, ограничивают сферу своей деятельности определенными этапами жизненного цикла изделия, который в общем виде включает этапы: создания, изготовления, поставки, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и модернизации, вывода из эксплуатации и утилизации. Это обусловливает определенную специализацию предприятий в форме проектных, производственных, торговых, рекламных, ремонтных, эксплуатационных, утилизационных и т.д. Как передовую можно отметить тенденцию к охвату предприятиями нескольких этапов жизненного цикла изделия, например его изготовления, поставки и технического обслуживания (так называемого «сервисного» обслуживания) в процессе эксплуатации.
В соответствии со вторым фактором предприятия специализируются на ограниченной номенклатуре продукции данного профиля, например, «завод угольного машиностроения», «цех листового проката», «фабрика детского трикотажа», «продажа овощей» и т.п. Чем меньше номенклатура продукции, тем «уже» специализация предприятия. При увеличении номенклатуры продукции и работ специализация предприятия «расширяется». Уровень специализации предприятия может быть измерен количественно.
В соответствии с третьим фактором предприятия специализируются следующим образом:
1. На создании готовых изделий или услуг для потребителя – так называемая предметная специализация.
2. На изготовлении частей продукции – улов, деталей, отдельных операций или элементов услуг, которые, являясь конечной продукцией изготовителя, не используются потребителем как отдельные изделия или услуги или используются как сменные и запасные элементы эксплуатируемых изделий. Соответственно выделяются предприятия узловой, детальной, процессной (операционной) специализации.
В соответствии с четвертым фактором предприятия могут специализироваться на выполнении определенного технологического передела или отдельных этапов полного цикла изготовления продукции. Это обусловливает специализацию предприятий в форме заготовительных, обработочных, покрасочных, сборочных и т. п. Предприятия, включающие в свою деятельность полный цикл выпуска продукции или выполнения услуг, относят к предприятиям с полным технологическим циклом.
Формирование определенного профиля и специализации любого субъекта деятельности зависит от множества факторов технического, организационного, социального и экономического характера и представляет собой одну из важнейших задач организации эффективной деятельности.
10 способов проверить контрагента: необходимые документы и полезные сервисы
Контрагенты-«однодневки» способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.
Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения.
Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.
Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
Для того, чтобы комплексно проверить контрагента, рекомендуем воспользоваться нашим профессиональным сервисом «Экспресс Проверка». С его помощью можно узнать, какова структура компании и кто ею руководит, получить выписку из ЕГРЮЛ и бухгалтерскую отчетность организации, оценить индексы риска и многое другое.
Для корректного отображения данной страницы требуется проигрыватель Flash Player версии 10.3.0 или новее.
1. Запросить у контрагента ряд документов до заключения сделки. Обычно запрашиваются копии следующих документов:
Кроме того, необходимо иметь выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента и справку об отсутствии у него задолженности по налоговым платежам (постановление ФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ВВО от 28 января 2011 г. № Ф01-4843/2010 по делу № А29-3615/2010, постановление ФАС ЗСО от 29 марта 2011 г. по делу № А27-9150/2010). Конечно, законом не регламентированы требования к сроку между моментом получения выписки и моментом ее предоставления налогоплательщику – однако чем меньше этот срок, тем лучше.
Дополнительно можно запросить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке, опыте работы в той или иной сфере – это тоже будет признано проявлением осмотрительности (постановление ФАС МО от 1 марта 2010 г. № КА-А40/1408-10).
Правда, по поводу необходимости подтверждения фактической деятельности контрагента судебная практика неоднозначна.
Так, суды могут сделать вывод, что для признания налогоплательщика добросовестным недостаточно подтвердить статус юридического лица контрагента. Помимо этого следует удостовериться в реальной возможности потенциального контрагента исполнить условия договора, а именно – убедиться, имеется ли у него квалифицированный персонал, оборудование, транспортные средства, а также иные активы и разрешения, необходимые для исполнения принятых по договору обязательств (постановление ФАС УО от 9 августа 2012 г. № Ф09-7229/12 по делу № А34-5546/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2013 г. по делу № А19-21707/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А19-21705/2011, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2013 г. по делу № А57-20751/12).
Совет
Если выписка из ЕГРЮЛ получена от контрагента, рекомендуем тем не менее самостоятельно сверить ее данные с информацией, размещенной на официальном сайте ФНС России. Дело в том, что недобросовестные предприниматели могут пойти на подделку выписки из ЕГРЮЛ и иных документов.
С другой стороны, суды могут прийти к убеждению о достаточности подтверждения факта государственной регистрации бизнес-партнера для выполнения требований о проявлении осмотрительности при выборе контрагента (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А65-11363/2012, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А12-4942/2013 ). К примеру, суд может посчитать, что заключение трудового договора – не единственная возможность привлечения рабочей силы, и работники могут работать по договорам гражданско-правового характера на аутсорсинге.
Если же будет доказана реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами, суды нередко констатируют добросовестность налогоплательщика и при некоторых дефектах документации (постановление ФАС ДВО от 17 ноября 2005 г. № Ф03-А73/05-2/3976, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. по делу № А74-3599/2011 ).
2. Убедиться в добросовестности контрагента с помощью сервисов ФНС России
Так, можно проверить бизнес-партнера по следующим направлениям:
Суды зачастую подчеркивают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может являться, к примеру, основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2008 г. по делу № А56-43841/2007, постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007).
3. Узнать, не участвует ли потенциальный контрагент в судебных разбирательствах. Для этого необходимо изучить картотеку арбитражных дел на официальном сайте ВАС РФ – с ее помощью можно узнать о судебных тяжбах, в которые может быть вовлечен контрагент, и их содержании. Пользоваться ею просто – достаточно ввести в поле «Участник дела» название, ИНН или ОГРН контрагента и выбрать функцию «Найти». После этого будет сформирован список дел, в которых фигурирует контрагент, с основными процессуальными документами по каждому из них и информацией об актуальной стадии судебного разбирательства.
4. Удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. Эту информацию можно найти на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Помимо этого, на этом портале можно найти и другие сведения – например, о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.
5. Убедиться, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство. Сделать это можно на сайте ФСПП России, обратившись к поиску по банку данных исполнительных производств. Причем проверить, не является ли контрагент участником исполнительного производства, можно вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель.
6. Проверить наличие лицензии, если ее наличие обязательно для осуществляемой контрагентом деятельности. Действительно, суды указывают на необходимость такой проверки при решении вопроса о добросовестности налогоплательщика (постановление ФАС ПО от 22 февраля 2012 г. по делу № А65-8909/2011, постановление ФФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ММО от 2 февраля 2009 г. № КА-А40/13417-08).
Подробнее о расхождении фактического и юридического адресов читайте в нашем материале:
«Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения»
Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий, выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.
7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента. В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, приказ Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги «Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации»).
8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков. Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру, обновляемому ФАС России.
Совет
Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.
9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным (постановление ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).
При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой (постановление ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).
И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер (Определение ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены (постановление ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом (постановление ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).
Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:
10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента. Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, постановление ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012 ).
Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).
Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).
Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).
Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).
Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.
Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности, и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308 ).
Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в Определении от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности (постановление ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, постановление ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).
Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора «пробной» поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки (постановление ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет «массовых руководителей и учредителей», и этот факт должен был насторожить налогоплательщика (постановление ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).
В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.
Документы по теме:
Новости по теме:
1 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430, письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84.