как узнать прокатный электросамокат
Кикшеринг, или Как угнать электросамокат
Летом на улицах Кемерова появились электросамокаты, пристегнутые к фонарным столбам, светофорам и другим металлическим конструкциям, причем за ними никто не присматривает. Акт доверия кемеровчанам или новые возможности проката? Большая мобильность или еще одна причина аварий? Читайте о кикшеринге в материале журналиста VSE42.RU.
Жители нашей страны знакомы с электросамокатами не первый год: они попали в пункты проката и магазины спорттоваров еще несколько лет назад и сразу же завоевали огромную популярность среди граждан. Это мобильный, легкий и экологичный транспорт, который если и не заменит автомобиль, то станет отличной альтернативой велосипеду.
Популярность – большая сила, а большая сила – большая ответственность. Десятки случаев ДТП с участием электросамокатов случались в последние несколько лет в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах. Власти культурной столицы, как сообщает «Новая газета», ввели ряд запретов, касаемых пользования этим видом транспорта.
Цены на электросамокаты «кусаются»: сложно найти хорошую модель дешевле 25 тысяч рублей, а в пункт проката из-за сегодняшней пандемии коронавируса решится войти не каждый. Поэтому в Кемерово пришло такое новшество, как «кикшеринг» или «самокатшеринг» – краткосрочная «бесконтактная» аренда электросамоката с помощью мобильного приложения. «Шеринг» – от английского «обмен», потому что у самоката нет владельца и, арендуя его, вы обмениваетесь с тем, кто пользовался им до вас.
Но не приведет ли такая популяризация и доступность этого транспорта к волне ДТП, подобно тому, как случилось в Санкт-Петербурге? В последнее время в Северной столице участниками аварий нередко становятся «самокатчики».
Подробнее о том, как и где искать самокаты, основные правила, безопасность и, наконец, можно ли угнать этот транспорт, VSE42.Ru рассказал один из сотрудников компании, занимающейся кикшерингом.
– Как давно в стране и в Кемерове появился кикшеринг? Много ли желающих воспользоваться этой услугой?
– В 2018 году. Сначала, конечно, в столице и крупных городах: в Москве, Санкт – Петербурге. В Кемерове только этим летом. Желающих в нашем городе пока не так много, потому что людям в новинку такая франшиза. Все привыкли, что нужно идти куда-то в прокат, оставлять залог… Наверное, люди даже побаиваются этих самокатов!
-Хочу прокатиться. Где найти самокат?
– Обычно их несложно увидеть просто на улицах: в центре, в парке Жукова, в Комсомольском парке, насколько я помню, есть точки, где их паркуют. Или же посмотреть в специальном приложении, где стоит ближайший самокат.
– Что нужно для того, чтобы воспользоваться этой услугой? Есть ли возрастные ограничения?
– Нужно скачать приложение. На самокатах есть бирка с названием. Скачиваете, привязываете банковскую карту, сканируете QR-код (он тоже есть на бирке). Выбираете тариф, он зависит от срока аренды и от скорости, с которой вы поедете. Все подробности есть в приложении, не думаю, что кто-то запутается. Еще нужно убедиться в том, что телефон заряжен, чтобы вы смогли завершить аренду. А насчет возрастных ограничений: они есть, пользоваться услугой можно только с 18 лет.
– Как долго можно пользоваться самокатом?
– Опять же, все зависит от тарифа. Можно арендовать поминутно, можно на несколько часов. На сутки вряд ли получится, вы просто устанете. Плюс за остановки тоже придется платить. Получится достаточно большая сумма. Самокат – он, скорее, для отдыха с друзьями или семьей в центре города где-нибудь, а не для туризма.
– По окончании езды куда надо вернуть самокат? Что будет, если человек бросит его в лесу, например?
– В приложении на карте парковочные места выделены специальными значками. Обычно эти точки – велопарковки, заборы, светофоры и прочее. Должна быть замкнутая металлическая конструкция, чтобы пристегнуть замок. Вы не сможете оставить самокат в неположенном месте. По окончании поездки нужно прислать нам фотографию, и, если самокат припаркован неправильно или в неположенном месте, вам будет грозить штраф.
– На какие расстояния я могу ездить? Можно ли, например, выезжать за город?
– Снова возвращаемся к карте в приложении. Можно ездить только в пределах зоны, которая обозначена зеленым цветом. За город выехать не получится. Но, поверьте, тесно вам точно не будет.
– Мое местоположение отслеживается? Если да, то как?
– Да, разумеется, мы видим каждый самокат. В них есть GPS – трекеры.
– Были ли случаи воровства самокатов?
– У нас пока не было, не слышал, но, я уверен, что в других городах такое случается. И чаще всего это даже не воровство, а просто неправильная парковка, например. Украсть самокат у вас не получится, потому что мы видим, где вы находитесь. Если вы покинете зеленую зону, то колеса самоката просто заблокируются и вы не сможете ехать дальше. Не понесете же вы его в руках, он не слишком-то легкий! Да и мы тут же узнаем, что вы нарушаете наши правила. Домой тоже не заберете, по этой же причине. А насчет «потерять», не представляю, как такое может случиться. В любом случае, за порчу имущества и тем более кражу, даже за попытку, вы будете оштрафованы.
– Что будет с другими способами проката, где оставляют в залог деньги или документы, чтобы взять на пользование транспорт? «Подвинет» ли кикшеринг этот формат проката?
– Не в ближайшее время точно. Люди слишком привыкли к классическому прокату. Я ведь уже говорил, что кикшеринг пока не слишком популярен в Кемерове. Может, в крупных городах сдвиг произойдет быстрее.
– Слышали о ДТП с самокатами в Санкт-Петербурге? Как избежать таких трагедий в нашем городе?
– Да, слышал. Вряд ли избежать происшествий получится полностью, но, если соблюдать ПДД и прочее, то вы обезопасите себя: носить шлемы и прочую защиту во время езды. Кроме того, безопасная скорость. Не стоит разгоняться слишком и ездить по неровным дорогам. Еще масса нюансов, все эти правила важны для безопасности и самокатчиков, и пешеходов.
Кикшеринг в России: как работает и сколько стоит
В современном мире вопросы мобильности и экономии времени особенно важны. Не зря говорят, что время – деньги. Но в больших городах, которые перегружены автомобилями, можно провести в пробке ни один час. Именно поэтому все большую популярность набирает одна из разновидностей шеринга – кикшеринг. Об этом мы и поговорим более детально, разберем в каких городах доступна такая услуга и что она из себя представляет.
Прокат самокатов. Кикшеринг – что это и как работает
Кикшеринг – система предоставления в краткосрочную аренду самокатов или электросамокатов. Безусловно, это средство передвижения вполне удобно, но не в любое время года проедешь на таком виде транспорта.
Сейчас модно жить в аренду: люди снимают квартиры, пользуются услугами такси или каршеринга вместо личного транспорта, даже музыку многие предпочитают слушать по подписке. В 2017 году аренда самокатов накрыла волной популярности всю Европу, а буквально через год кикшеринг появился и в нашей столице. Разберем, как функционирует эта система.
Кикшеринг может работать с привязкой к станции проката или по системе «dockless». Это значит бесстанционно. Действуют система краткосрочной аренды по следующему принципу: самокат можно арендовать через мобильное приложение, а оплатить необходимо за фактическое время использования. Это может быть поминутная, получасовая или часовая оплата.
Важно! Клиент не оставляет за пользование транспортом залога и может завершить продолжительность аренды в любой точке города.
Электросамокаты отлично подходят для преодоления коротких расстояний. Но даже если предстоит длительная поездка в метро или автобусе, не будет проблемой взять достаточно легкий транспорт с собой. Средство передвижения имеет следующие характеристики:
Для того чтобы читатель легко мог понять как работает система кикшеринга, представим пошаговую инструкцию:
Обратите внимание! Некоторые компании требуют оставлять транспорт исключительно на специально отведенных станциях, а кому-то достаточно будет того, чтобы самокат после использования разместили на муниципальной велопарковке.
Компании. Условия и тарифы
Буквально недавно кикшеринговых компаний в России было немного, но ежегодно их список пополняется. Теперь услугами краткосрочной аренды можно воспользоваться не только в Москве, но и в других городах нашей страны. Ознакомимся с наиболее успешными и крупными представителями такого бизнеса, изучим их тарифы и условия:
Операторы сервисов проката рассказали, сколько самокатов и велосипедов крадут в Москве
Шеринг-компании последнее время жалуются на рост краж велосипедов и самокатов. По данным исследования компании, занимающейся комплексной охраной, ущерб от злоумышленников по стране в этом сезоне может достигнуть 150 миллионов рублей, причем кражи самокатов происходят практически ежедневно. Рассказываем, насколько эта проблема актуальна в столице и как компании проката защищаются от злоумышленников.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Мал самокат, да дорог
По данным аналитиков компании Delta, сейчас в России работает порядка 30 компаний проката самокатов общим парком 35 тысяч штук. В Москве популярность кикшеринга ежегодно увеличивается на 70 процентов. При этом в столице ежедневно в компаниях со среднем парком от 500 до 1 200 самокатов происходит 3-4 тревожных вызова, из которых реальной кражей становится один случай. Обычно злоумышленники крадут сразу несколько транспортных средств.
«Таким образом, в сезон, который длится порядка полугода, каждый оператор рискует потерять более пяти миллионов рублей. По данным специалистов компании, 95% всех краж происходит непосредственно в точке самообслуживания и лишь 5% – во время трека», – пояснили Москве 24 в компании.
Суммарно все компании при таких проблемах могут потерять за сезон порядка 150 миллионов рублей, добавили в пресс-службе.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Много ли воруют?
Президент компании «Велобайк» Максим Акимов рассказал, что случаи воровства происходят и с прокатными велосипедами. По его словам, в парке ежегодно фиксируется утрата 1,5% от всех транспортных средств, однако в других странах подобные показатели в два раза выше.
«Убытки невелики, хотя каждый потраченный рубль мы могли бы пустить на покупку новых велосипедов, а не на ремонт существующих», – сообщил Акимов.
Он добавил, что уровень вандализма в отношении велосипедов и самокатов в России также весьма низок. Кроме того, президент компании отметил социальную ответственность российских граждан, отметив, что в Москве однажды жители отстояли прокатный велосипед, когда его пытались разукрасить граффити.
«Велобайк» принимает все меры для защиты своих транспортных средств, говорит представитель компании.
В свою очередь, основатель фирмы URent Андрей Колесник сообщил, что ежедневно его компания теряет как минимум один велосипед или самокат. Предпринимать заявил, что в месяц крадут не менее 1% парка, однако половину из транспортных средств находят почти сразу. Колесник отметил, что часто самокаты воруют любители вейпов (паровых испарителей. – Прим. ред.). Это связано с наличием в транспортных средствах сменного аккумулятора, который можно разобрать на небольшие аккумуляторы, именно они устанавливаются в вейпы. Также еще одной группой воров самокатов эксперт выделил пенсионеров.
«Пенсионеры просто воруют. Увидели не пристегнутый к парковке самокат, принесли домой. Они не думают, что его можно найти, большинство из них не знает, что такое трекер. Самокат передал звуковой сигнал, его увидела служба безопасности и поехала за ним», – отметил Колесник.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Он пояснил, что с воровством в компании борются с помощью GPS-датчиков. Так, при краже сотрудники службы безопасности выясняют местонахождение транспортного средства, а также разрабатывают меры для его возврата. Однако гораздо большую опасность представляет вандализм. Каждый месяц серьезный ремонт необходим 12–15% парка электросамокатов из-за механических повреждений, прокола или пореза шин или выхода из строя руля.
Основатель компании Samocat Sharing Василий Быков рассказал Москве 24, что волна краж самокатов в их компании прошла в 2018 году.
«После этого мы замки усилили, у нас в этом году краж вообще нет, есть только вандальные поломки. Если каждый день совершается порядка 2-3 тысяч поездок, а за сезон уже больше 100 тысяч, то в целом 30-40 инцидентов вандализма», – пояснил он.
В пресс-службе кикшеринга lite пояснили, что за сезон пропадает только около 5% парка самокатов.
«Наши самокаты изначально создаются для работы в сервисе, поэтому украденный самокат просто бесполезен без привязки к серверу – он просто не будет работать. Именно поэтому красть такие самокаты просто нет смысла», – подчеркнули в разговоре с Москвой 24 представители компании.
А в сервисе проката Whoosh заявили Москве 24, что попыток краж немного, они касаются только 1% парка. По их данным, в Москве в месяц в среднем крадут около пяти самокатов, но большую часть из них возвращают – своими силами или с помощью полиции, а виновных наказывают по закону.
«Самокаты оснащены разного рода датчиками, любое движение, шевеление, перемещение мы отслеживаем автоматически и силами службы безопасности. Если с самокатом что-то не так, выезжаем на место. Как правило, попытки кражи совершают не очень благополучные граждане и скорее по незнанию, как работают шеринги транспорта. Очень удивляются, когда к ним стучат, просят отдать самокат», – добавили в компании.
Собеседница Москвы 24 подчеркнула, что самокаты компании застрахованы, поэтому противодействие кражам или вандализму «является неприоритетной задачей», так как налажена работа отслеживания, предотвращения и быстрого реагирования.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Как обезопасить от кражи личный самокат
Организатор движения городских самокатов Александр Нилов рассказал Москве 24, что проблема с кражами самокатов в столице не такая острая. По его словам, если сравнивать с западным опытом, то ситуация в Европе была намного хуже.
«Например, в Париже пару лет назад было видео с тем, как самокаты выкидывали прямо в реку Сену, а ситуация в других европейских столицах была намного хуже. Я не думаю, что в Москве это большая проблема, но исключить кражу невозможно», – пояснил эксперт.
Нилов также рассказал, как защитить от кражи личный самокат. По его словам, достаточно соблюдать минимальные рекомендации: оставлять самокат на видном месте и использовать средство защиты в виде велосипедного троса.
«Понятно, что стандартные тросы легко перекусываются, если злоумышленник вооружен необходимым инструментом. Но, опять же, самокат, даже электрический, можно взять с собой, если вы заходите в кафе или на работу, где это разрешено», – добавил собеседник Москвы 24.
Эксперт также вспомнил курьезную ситуацию, которая произошла с членом его сообщества, когда чуть не украли самокат. По его словам, девушка на минутку ушла с детской площадки, а за это время у нее пропал достаточно дорогой самокат. Но в итоге оказалось, что просто сердобольный дворник подумал, что его забыли и спрятал его у себя в подсобке, а потому вернул владелице.
Как воруют тачки и электросамокаты из каршеринга
mastika0007
mastika0007
mastika0007
Как все устроено
Для начала давайте разберемся, как тачка или самокат связываются с прокатом.
-Как это сделать?
-Использовать глушилку.
Давайте взглянем на саму схему по угону:
Как сделать глушилку GPS
Ничего сложного в этом нет
Конденсаторы и резисторы, можно создать при помощи токовых зеркал и других заменяемых цепей. Благодаря такому подмену имеется возможность уменьшить габариты гаджета и его себестоимость.
Важнейшим моментом является настройка, помогающая избавиться от таких проблем, как глушение иных сигналов, например, 3G или Bluetooth. Чтобы частоты не смешивались лучше всего настроить катушку индуктивности, от которой и зависит излучаемая частота. Производиться это действие за счёт изменения количества витков на сердечнике.
Для более точного определения витков потребуется воспользоваться специальной формулой, показывающей зависимость между частотой, индуктивностью и намотками.
Формула Томпсона. Определение резонансной частоты v- частота, L-индуктивность катушки, С- емкость конденсатора
Дополнительно потребуется устроить работу усилителя. Этот агрегат сможет показать насколько сильным будет сигнал, который может не дать должного эффекта при работе прибора.
В некоторых случаях лучше всего уменьшить коэффициент усиления, тем самым снизив помехи сторонних источников связи. Регулировка этого показателя заключается в экспериментальной ручной настройке усилителя, попутно проверяя работу всего комплекса и его воздействие на устройства слежения.
Антенна — это часть, которая не требует настройки, но нужно внимательней подойти к её выбору. Верным решением будет установка SMA антенн, излучающих сигнал во все стороны и дающих наилучший коэффициент усиления.
Глушилка сотовой связи
В качестве основы ГУН будет использоваться генератор качающихся частот. Чтобы собрать блокиратор GSM сетей используем генератор помех, работающего для выделения синхросигналов на 45МГц, он должен активировать порты гетеродина приемника, что расположены на микросхеме.
Для стабилизации сопротивления генератора синхросигналов и порта гетеродина, сигнал местного гетеродина приемника будет пропускаться через сеть согласования сопротивлений. К антенне на 800МГц подключаем порт гетеродина, что также является РЧ входом, а РЧ выход сначала будет отправлен к специализированному усилителю сигнала, который усилит наш подавитель сотовой связи, увеличивая выходную мощность на 15-16дБм. Далее усиленный сигнал передаётся к выходной антенне. Частотный диапазон всех мобильных телефонов, работающих по стандарту 800 МГц, постоянно варьирует в пределах 45МГц, соответственно, частоты входного и исходного сигнала будет разниться между собой ровно на 45МГц. По этим причинам, все кто будут звонить в пределах работы нашего блокиратора мобильных телефонов, будут слышать в динамике лишь свой голос, поскольку на приёмник телефона возвращается тот же сигнал, что отправлялся. Кроме всего прочего, подобную глушилку сотовой связи можно использовать как блокиратор GPS трекеров или других следящих приборов, поскольку устройство будет блокировать сотовую связь, что трекеры используют для записи и передачи зафиксированных данных.
В качестве корпуса взят старый алюминиевый блок, а для вывода и ввода применены УКВ-разъемы от мобильного телефона «Моторола».
Когда в российских городах начали появляться шеринг-компании (кикшеринги, байкшеринги и тд), у некоторых тупых людей возникал вопрос по типу: «А как меня найдут, если я украду самокат, они же не знают, где я живу». Ну и, под этим предлогом берут технику и катят радостные к себе домой.
Сейчас же всем начали вдалбливать, что внутри устройств установлены GPS-трекеры, которые отслеживают местоположение, но даже это не останавливает особых умельцев. Кто-то вообще не знает, что они вообще там есть, или что такое трекеры.
Ежедневно в полицию поступает несколько заявлений о воровстве самокатов или велосипедов. Обычно люди крадут несколько единиц техники, чтобы, так сказать, обжиться сразу. Потери шеринга возникают не только из-за воровства, в интернете можно встретить множество фото, как страдают бедные велосипеды.
Кража электросамокатов не новость для Московского шеринга. В 2018 году стартовали сервисы для аренды, но самый пик воровства начался в 2019: 4 июня за один раз украли было украдено девять электросамокатов, а в мае целая группировка похитила четырнадцать самокатов на двух точках (банки даже не грабят так серьезно).
В полиции говорят, что чаще всего крадут технику на парковках в жилых районах, а не в многолюдных местах (парки, фонтаны, входы в ТЦ). Как говорится, раз никто не видел, то ничего и не было. Но все же засечь воров успевают, ведь компании чаще всего устанавливают технику на глазах у городских камер.
У каких «умников» хватает смелости своровать самокат?
Как было понятно из названия, любят воровать электросамокаты вейперы и пенсионеры. У ценителей «безопасных» электросигарет такой мотив из-за аккумулятора, который разбирают на батарею для вейпа (и такое бывает в нашей жизни). Заряда вполне хватает на две-три электросигареты.
С пенсионерами всё намного интереснее. Они вообще не знают, зачем воруют. Увидели самокат, который не пристегнут и потащили домой. О причине остается только догадываться. Может для себя, а может внуку подарочек сделать, которого потом полиция за ручки в отделение отведет.