как узнать работает ли помпа
Как проверить работает ли помпа
В охлаждающей системе машины помпа является сердцем. Она дает циркуляцию ОЖ через систему охлаждения и радиатор. Снижение ее производительности может вызвать перегрев мотора. Поэтому, как только заметили, что температура ОЖ на индикаторе в опасной зоне, следует искать причину.
Второй причиной ее проверки – появление шума в приводе насоса. Если она работает от газораспределительного ремня, проверке работы помпы следует уделять повышенное внимание. Если механизм заклинит, произойдет обрыв ремня, что вызывает повреждение клапанов на большинстве моторов.
Признаки неисправностей
О появлении неполадок в охлаждающей системы можно понять по таким приметам:
Срок службы
Помпа считается расходным материалом, который следует заменить с периодичностью 60 тысяч пробега либо 3-4 года работы. Это по рекомендациям производителей. Специалисты рекомендуют менять насос каждую вторую замену ремня газораспределения. На сроки работы влияет качественный антифриз, его своевременные смены, согласно предписанию и недопущение смешивания разных по составу ОЖ. Протечка сальника на насосе, означает необходимость ремонта.
Способы проверки
Проверить помпу, не снимая ее с автомобиля можно таким способом:
При отсутствии внешних признаков повреждения, но плохой циркуляции ОЖ, снимается помпа. Проверка требуется крыльчатке. Нередко ее просто разъедает некачественным тосолом, поэтому насос и не работает.
Как заменить
Выполнить ремонт помпы в гараже, без навыка и нужных приспособлений не всегда возможен. Лучшим вариантом в таком случае будет замена помпы на новую. Действия для примерно одинаковые:
Инструмент – наборы ключей головок и отверток должен иметь каждый автолюбитель, если не имеете – сразу поезжайте на СТО и платите деньги за ремонт.
Следует проверять помпу при первых признаках нарушения ее работы и протечках. Менять насос с требуемой периодичностью, описанной выше, во избежание проблем.
avtoexperts.ru
Помпа – это запчасть невидимого фронта. Она трудится в недрах мотора, обеспечивая его охлаждение, а результаты ее работы заметны только по показанию стрелки на индикаторе температуры охлаждающей жидкости. А еще помпа коварна, это относительно недорогая запчасть (хотя цена зависит от конкретной модели авто, некоторые дорогие), но менять ее накладно, потому что для этого приходится многое разбирать. Особенно это ощущается на автомобилях с ременным приводом ГРМ, ведь чаще всего в таких автомобилях ремень ГРМ и крутит помпу. Но и в тех машинах, где привод идет отдельным ремнем, все равно мороки для замены водяного насоса много.
Эта особенность выработала у разумных водителей определенное правило – лучше поменять помпу заодно во время масштабного ТО или иных работ (чаще всего это замена ремня ГРМ), чем потом менять водяной насос отдельно. Стоимость замены помпы при снятом приводе ГРМ на порядок дешевле, чем отдельные работы по замене только помпы. Некоторые водители предпочитают вообще менять помпу при каждой смене ремня (например, раз в 60-80 тысяч километров), но это кажется перебором. Ресурс помпы вещь непредсказуемая, он зависит от конкретной модели, грамотной эксплуатации (помпы очень не любят антифриз другого типа, а также различные смешивания) и банального везения. Даже на одной модели автомобилей помпы выходят из строя на разных пробегах, буквально – от десятков до сотен тысяч километров.
Чтобы не переплачивать и не менять деталь, которая может еще служить и служить, мы бы предложили придерживаться такого алгоритма: при каждом серьезном разборе газораспределительной системы или иных масштабных работах в районе помпы обязательно проверять ее состояние. Если найдутся хоть малейшие признаки неисправности, то помпу превентивно менять. Да, может она бы еще послужила, но то, что протянула бы до следующих масштабных работ уже не факт. Если никаких вопросов к водяному насосу не будет, то можно дать ему поработать еще один срок.
Так как же определить признаки неисправности?
1. Прогреть мотор и на работающем двигателе пережать рукой верхний патрубок от радиатора. В патрубке должна ощущаться сильная и ритмичная пульсация охлаждающей жидкости. Если импульсы будут слабые, редкие или вообще отсутствуют – это показание для замены помпы. У водяного насоса может, например, начать разваливаться крыльчатка. До поры до времени этого не будет заметно, однако эффективность работы системы охлаждения неминуемо снизиться и под нагрузкой двигатель может закипеть. Способ проверки, конечно, несколько субъективный, но он доказал свое право на жизнь.
2. Осмотр места установки. Чаще всего помпа не разрушается физически, а начинает течь в районе уплотнительной резинки. Поэтому-то мы и рекомендуем производить оценку водяного насоса при масштабных работах под капотом – там и так многое будет разобрано и появится возможность осмотреть помпу визуально. Тут все просто – любая течь, признаки или хоть какие-нибудь намеки на нее, то помпу сразу нужно менять. Если течет несильно, то уход охлаждающей жидкости по уровню в бачке можно не отследить, но со временем такая течь наверняка будет прогрессировать и до следующей «безболезненной» замены помпа не доживет.
3. Проверка люфта. Третье, что нужно исключить при проверке помпы – проблемы с подшипником. Особенно это актуально для автомобилей с ременным приводом ГРМ, ведь для них заклинившая помпа может обернуться ремонтом головки блока двигателя из-за встречи клапанов с поршнями. Но даже и без «клина» с расшатавшимся подшипником помпа – не жилец. Любые люфты – явный показатель к замене.
Безусловно, никакие проверки и диагностики не дадут 100-процентную гарантию, что помпа доживет до очередного масштабного ТО, однако ресурс этих агрегатов на большинстве моделей автомобилей сегодня велик. При интервале замены ремня ГРМ в 60-80 тысяч километров многие помпы легко переживают два, а то и три ремня. Менять водяной насос при каждой замене ремня в такой ситуации – расточительство. Как нам кажется, тщательно проверить помпу в момент работ и оставить на еще один срок запчасть к которой нет вопросов – более рациональный подход. Но при этом, если появились хоть малейшие подозрения на то, что с помпой что-то не так, то лучше ее поменять сразу – дешевле выйдет.
Неисправности помпы
Неисправности помпы проявляются в значительном люфте ее вала, нарушении герметичности уплотнения, износе (появлении коррозии или разломе) крыльчатки. Все перечисленные дефекты приводят к тому, что водяной насос автомобиля работает не должным образом, из-за чего в системе охлаждения двигателя не поддерживается необходимое давление, что, в свою очередь, приводит к повышению температуры охлаждающей жидкости вплоть до ее закипания. Приходится покупать новую помпу и устанавливать ее вместо старой.
Признаки неисправности помпы
Существует всего шесть основных признаков «умирающей» помпы, по которым можно судить о том, что насос частично (и даже полностью) вышел из строя и подлежит замене. Так, к таким симптомам относится:
При появлении хотя бы одного из перечисленных выше признаков неисправности водяной помпы автомобиля необходимо выполнить дополнительную диагностику, как помпы, так и неисправностей системы охлаждения. Когда проявились первые признаки умирающей помпы ехать еще можно, но как долго, неизвестно, и лучше не испытывать судьбу. В одних случаях машина может протянуть 500. 1000 километров, а в других не проедет и сотни. В любом случае с системой охлаждения шутки плохи, и нужно выполнять ее диагностику и ремонт вовремя и в полном объеме.
В зависимости от марки и качества водяной помпы системы охлаждения регламентом предписывается ее замена приблизительно через 60 тысяч километров пробега (зависит в каждом конкретном случае, и предписывается автопроизводителем, соответствующую информацию можно найти в мануале).
Причины неисправности помпы
Какие возможные причины неисправности помпы? Этот вопрос интересует не только начинающих, но и достаточно опытных автолюбителей. Далее приведены основные причины, от наиболее распространенных и часто встречающихся до «экзотических». Среди них:
Зачастую снижение производительности помпы, и соответственно, снижение давления в системе охлаждения наблюдается после применения герметика, используемого для устранения течи радиатора. Так, его состав смешивается с охлаждающей жидкостью и забивает соты (каналы) радиатора, а также налипает на крыльчатку помпы. Если такая ситуация случилась, то необходимо сливать антифриз, демонтировать помпу, после чего выполнять промывку системы охлаждения при помощи специальных или подручных средств.
Как определить неисправность помпы
Проверить водяную помпу двигателя автомобиля на наличие неисправности достаточно просто. Самый простой метод — попробовать на ощупь, если на валу насоса люфт или его нет. Для этого достаточно взяться пальцами за вал помпы и подергать его из стороны в сторону в направлении, перпендикулярном самому валу (то есть, поперек). Если подшипник в порядке, то люфта быть не должно. Если же даже небольшой люфт имеет место, значит, помпу нужно менять.
Однако более тщательная проверка без снятия помпы выполняется по следующему алгоритму:
Также чтобы проверить помпу, необходимо визуально осмотреть ее посадочное место. Для этого нужно демонтировать защитный кожух газораспределительного механизма для того, чтобы получить доступ непосредственно к насосу (у различных автомобилей конструкция отличается, поэтому, возможно, кожуха не будет или его не нужно демонтировать). Далее внимательно осмотреть корпус помпы, ее уплотнение и посадочное место.
Обязательно нужно обратить внимание на наличие подтеков антифриза из-под уплотнительной прокладки. Причем, не обязательно, она должна быть влажной в момент проверки. Если посадочное место и уплотнение сухое, но в районе крепления имеются засохшие (причем свежие) следы подтеков, то это означает, что при высоком давлении уплотнение все же пропускает охлаждающую жидкость. Следы подтеков имеют рыжеватый или коричнево-бурый цвет, в некоторых случаях серый (это зависит от того, какого цвета был залит антифриз в систему охлаждения).
Перед тем как демонтировать помпу для дальнейшей диагностики (проверки крыльчатки и подшипника) необходимо убедиться в том, что термостат системы охлаждения работает должным образом, а в самой системе отсутствует воздушная пробка. В противном случае необходимо устранить соответствующие неполадки.
Если же помпа демонтирована, то обязательно нужно осмотреть состояние крыльчатки. В частности, целостность лопастей, а также их форму.
Чтобы проверить, именно подшипник помпы ли издает соответствующий шум и свист, достаточно снять ремень со шкива насоса и раскрутить его от руки, желательно как можно быстрее.
Если подшипник неисправен — он будет издавать гул, а перекатываться с ощутимым грохотом и неравномерно. Однако такой метод подойдет для тех помп, чей шкив вращается приводным ремнем. Если же он вращается ремнем ГРМ, то для диагностики нужно будет ослаблять его усилие и проверять его работу в таких условиях.
Как шумит неисправная помпа
Многих автолюбителей интересует вопрос о том, ремонтировать ли старую помпу, либо же менять покупать и устанавливать новый насос. Конкретного ответа в данном случае быть не может, и он зависит от состояния помпы, ее износа, качества, торговой марки, цены. Однако, как показывает практика, ремонт возможен лишь при замене резиновой прокладки. В остальных случаях помпу лучше заменить на новую, особенно, если она используется уже давно. При замене помпы также меняется и антифриз.
Как проверить помпу на автомобиле без снятия водяного насоса
Водяная помпа (водяной насос) системы охлаждения двигателя является важным составным элементом, который обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости по каналам рубашки охлаждения, патрубкам, магистралям, радиатору охлаждения и т.д. Даже незначительное снижение производительности автомобильной помпы может стать причиной перегрева двигателя, особенно в теплое время года.
Еще одним поводом для того, чтобы проверить, рабочая помпа или нет, являются возможные посторонние шумы в приводе водяного насоса. В этом случае указанный насос требует повышенного внимания на некоторых моделях автомобилей. Дело в том, что помпа может приводиться в движение от ремня ГРМ. Если водяной насос заклинит, тогда происходит обрыв ремня ГРМ, в результате гнет клапана на большинстве моторов. Далее мы рассмотрим доступные способы, позволяющие самостоятельно проверить водяную помпу.
Как проверить исправность помпы на автомобиле
Избежать дорогостоящего ремонта или проблем с постоянным перегревом двигателя позволяет своевременная диагностика помпы. Чтобы ответить на вопрос, как самому проверить работоспособность помпы, рассмотрим способы диагностики на примере отечественных автомобилей ВАЗ (модель 2109, 2110).
Начнем с того, что помпа является своего рода «расходником», который на автомобилях с приводом насоса от ремня ГРМ рекомендуется менять каждые 60 тыс. пройденных километров или 48 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Таковы регламентные требования многих автопроизводителей.
Простыми словами, хорошая помпа «ходит» столько же, сколько и служат два ремня ГРМ. Стоит также добавить, что использование запчасти или антифриза низкого качества, смешивание различных типов ОЖ и т.п. могут привести к выходу помпы из строя раньше положенного срока. По этой причине помпу желательно регулярно проверять.
Как проверить работу помпы
Проверять водяной насос на автомобиле следует при помощи распространенного способа. Для диагностики на ВАЗ и большом количестве других авто двигатель следует прогреть до выхода на рабочие температуры.
Что лучше, менять помпу или ремонтировать
Обратите внимание, если внешние признаки неполадок водяного насоса отсутствуют, но помпа при этом давно не менялась или использовалась некачественная ОЖ, тогда необходим осмотр устройства изнутри. Дело в том, что лопасти насоса могут быть выполнены из металла. В результате на лопастях образуется коррозия. Также лопасти могут быть изготовлены из пластика или других материалов, что приводит к их механической поломке.
Что касается ремонта помпы, осуществлять данную процедуру можно, но крайне нецелесообразно по причине доступной стоимости данного узла для большинства автомобилей отечественного и иностранного производства. Также не рекомендуется ремонтировать насос системы охлаждения на машинах, где он приводится в действие ремнем ГРМ, так как отремонтированная деталь может оказаться менее надежной по сравнению с новой помпой.
Также нужно соблюдать рекомендуемый момент затяжки крепежных болтов помпы. Это необходимо для того, чтобы не повредить резьбу и не передавить прокладку. Завершением всех работ считается заливка антифриза. Если использовался герметик, тогда нужно выдержать до заправки ОЖ в систему пару часов, чтобы герметик успел высохнуть. Далее из системы охлаждения удаляются воздушные пробки, жидкость доливается по уровню. Через некоторое время после запуска и прогрева ДВС до рабочих температур следует осмотреть посадочное место помпы на предмет возможных течей.
Когда нужно проверять термостат: основные признаки выхода из строя или сбоев в работе элемента. Место установки термостста и его самостоятельная проверка.
Как самостоятельно определить, что прокладка головки блока цилиндров прогорела. Рекомендации по протяжке ГБЦ после замены. Какую прокладку лучше выбрать.
Что может стучать, свистеть, шелестеть и издавать другие посторонние звуки под капотом после запуска двигателя. Диагностика и определение неисправностей.
Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.
Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.
Устройство помпы. Принцип работы центробежного насоса, системы охлаждения двигателя с двумя насосами и отключаемой помпой. Неисправности и ремонт помпы.
Как проверить помпу не снимая с двигателя?
Как проверить работу помпы
Есть ли необычный шум при вождении автомобиля? Утечка охлаждающей жидкости? Пора заглянуть под капот и проверить состояние насоса охлаждающей жидкости. Где его найти и что с ним не так?
Назначение и принцип работы помпы системы охлаждения
Насос системы охлаждения (помпа) выполняет важную функцию — охлаждает двигатель автомобиля.
Силовой агрегат при работе нагревается, и во избежание перегрева насос под воздействием ремня ГРМ создает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. К водяному насосу охлаждающая жидкость поступает из нижнего бачка радиатора.
Жидкость, выходящая из насоса, проходит через блок цилиндров и головки цилиндров, затем в радиатор и, наконец, обратно в насос. Без системы охлаждения двигатель не может работать нормально и без проблем.
Неисправная система охлаждения помпы приводит к закипанию охлаждающей жидкости и, как следствие, к отказу двигателя. Неисправный насос может нанести непоправимый ущерб двигателю.
Общая конструкция помпы
Насос представляет собой алюминиевый или стальной корпус, внутри которого находится рабочее колесо, расположенное на валу со шкивом. Внутри конструкции есть специальные каналы, предназначенные для слива и подачи теплоносителя. На приводном валу имеется крыльчатка, которая вращается и приводит в движение охлаждающую жидкость. На другом конце вала находится шкив.
Корпус и ротор изготовлены из отливок из магниевого или алюминиевого сплава; Также доступны пластиковые рабочие колеса. Насос системы охлаждения расположен перед блоком цилиндров.
Признаки неисправности помпы системы охлаждения
Следующие признаки указывают на то, что насос подошел к концу срока службы.
Последствия использования дешевых изделий
Если вы купите дешевую помпу или подделку известной марки, велика вероятность ее быстрого износа. Для изготовления таких деталей используются некачественные материалы, что приводит к выходу из строя — течи, заклиниванию подшипников. Такой насос может серьезно повредить автомобиль.
В лучшем случае после некачественной помпы водителю придется покупать новую помпу, в худшем — ему грозит дорогостоящий ремонт двигателя. Охлаждающая жидкость вытечет, ремень ГРМ порвется, клапаны погнутся, и вы не сможете продолжать движение, а значит, автомобиль необходимо эвакуировать.
Замена насоса системы охлаждения
Для осуществления замены системы охлаждения помпы потребуется подготовить инструменты: головку на 10, бит с шестью рогами, небольшую погремушку, кусачки, отвертку.
Если вы планируете заливать ту же охлаждающую жидкость обратно, следует поставить под радиатор емкость (например, ведро).
Замена насоса можно считать законченным. Затем собирайте все детали в обратном порядке и заполните противоречичный бак с охлаждающей жидкостью.
Если насос охлаждающей жидкости не был должным образом установлен или заменен, во время движения после ухабистой дороги в пассажирской кабине можно услышать звук стука и ощутимого запаха охлаждающей жидкости.
Возможные неисправности помпы системы охлаждения
Если обнаружена неисправность, рекомендуется заменить систему охлаждения как можно скорее, в противном случае она может привести к перегреву двигателя, ремень синхронизации и отказ клапана.
Ошибка подшипников является основной причиной отказа насоса системы охлаждения. Можно выделить два основных недостатка этих деталей.
Сбой насоса может быть вызвана разрушением:
Как правило, причина этих сбоев — это желание сэкономить драйверами на холодильнике. Дешевая жидкость хладагента может заморозить при температуре ниже нуля, вызывает коррозию и т.д. При выборе охлаждающей жидкости вы должны предпочевать более дорогими, известными брендами, которые будут избегать отказа накачки.
Популярные производители и модели
Корейский бренд Kortex известен на рынке с 1997 года. Сегодня он занимает лидирующие позиции в поставках автомобильных частей для азиатских транспортных средств. Части автомобилей Cortex соответствуют стандартам и техническим регламентам. Запчасти этой компании популярны в России из-за достойного качества и разумной цены.
История General Motors началась в 1897 году. Сегодня компания GM становится лидером в производстве и глобальной продаже автомобилей и запчастей. Все детали производятся в соответствии с моделями автомобилей и соответствуют международным стандартам.
TZA работает с 1995 года и имеет дело с доставкой компонентов и запчастей для автомобилей VAZ. Все продукты сертифицированы, защищены от подделок и имеют оригинальную упаковку.
Проверка помпы на двигателе автомобиля
Автомобильный охлаждающий насос двигателя (водяной насос) — это важный элемент для предотвращения перегрева привода.
Работа двигателя внутреннего сгорания сопровождается значительным отоплением, поэтому принудительный циркуляция разборки жидкости в системе необходима для защиты от перегрева. Сбой насоса может варить охлаждающую жидкость и сбой двигателя.
Сегодня вы узнаете, как проверить статус насоса, не удаляя двигатель из двигателя и что делать в случае сбоя.
Конструкция насоса
Тело насоса изготовлено из стали или алюминия, а внутри негоесть вал со шкивом, на котором размещен ротор. Также внутри насоса видны каналы подачи и отвода охлаждающей жидкости. Вращение ротора обеспечивает оптимальную циркуляцию жидкости в системе.
Многие автомобили оснащены насосами, крыльчатка и корпус которых изготовлены из различных металлических сплавов, но есть и пластиковые рабочие колеса. Насос находится на передней части двигателя.
Проверка состояния водяного насоса
Проверить помпу в машине не так уж и сложно. Сначала прогрейте двигатель, чтобы он прогрелся до рабочей температуры. Затем сделайте следующее:
Срок службы
Насос системы охлаждения является расходным материалом. Некоторые производители автомобилей рекомендуют заменять его каждые 4 года или через 60 000 км (в зависимости от того, что наступит раньше).
Однако мнения и практика доказывают, что насосы известных производителей исправно работают около 100000 км. Поэтому многие автомобилисты привыкли заменять насос одновременно с каждой другой заменой ремня ГРМ. Это каждые 100–120 тысяч км (на качественной помпе можно использовать целых два ремня ГРМ).
Срок службы помпы напрямую зависит от того, какая жидкость заливается в систему охлаждения. Если вы привыкли ездить по воде или дешевому антифризу / тосалину, это может ускорить износ насоса.
Есть ли смысл в ремонте?
Конечно, отремонтировать можно практически любую деталь, но вопрос в том, осуществимо ли это. Не рекомендуем ремонтировать насос, так как его стоимость не завышена.
Кроме того, ремонт насоса на автомобилях, где насос соединен с ремнем привода ГРМ, крайне нежелателен. В противном случае существует очень серьезная опасность, так как заклинивший насос может порвать ремень.
А это связано с неприятными последствиями для двигателя, требующего значительных вложений.
Какую помпу выбрать? Известные производители
Оригинальная продукция — лучший выбор. Это гарантия того, что данная деталь будет установлена на автомобиль и выдержит заявленный срок службы. Высокая стоимость таких запчастей обычно вполне оправдана.
При выборе среди заменителей покупатели часто отдают предпочтение водяным насосам европейских брендов:
Эти детали изготовлены из высококачественных металлов, оснащены роторами и долговечными подшипниками. Стоимость высока, но о качестве можно не беспокоиться.
Вы также можете поближе познакомиться с немецким производителем Ruville и итальянскими компаниями Graf и Dolz. Обычно рассматривают водяные насосы и производителей Profit, JP Group и Thermotec, но эти варианты лучше выбирать, когда ваш бюджет ограничен.
Если водяной насос вышел из строя до истечения указанного производителем срока, причиной является производственный брак или покупка подделки. Мы рекомендуем выбирать продукцию Ruville, Valeo и SKF.
Замена помпы
После того, как водяной насос будет осмотрен, отремонтирован или приобретен новый элемент, остается только его собрать. Рекомендуем обратить внимание на время сборки прокладки и затяжки крепежных болтов.
Некоторые специалисты рекомендуют использовать уплотнительные материалы для обеспечения надежной защиты.от протечек.
Иногда это невозможно, потому что на некоторых автомобилях в будущем герметик предотвратит ослабление крепления насоса для замены ремня ГРМ.
Кроме того, следует соблюдать рекомендации производителя по моменту затяжки болтов (эту информацию см. В руководстве по эксплуатации). Несоблюдение этого правила может привести к чрезмерной затяжке прокладки или повреждению резьбовых соединений. Наконец, долейте охлаждающую жидкость.
Важно: если вы использовали мастику, подождите несколько часов, чтобы она высохла.
Добавляя антифриз или толуол в систему охлаждения, избавьтесь от воздушных пробок. После установки нового или восстановленного насоса и прогрева трансмиссии проверьте отсутствие утечек охлаждающей жидкости в местах установки деталей.