как узнать радиус грифа
Что такое радиус накладки?
Невооруженным глазом можно заметить, что большинство накладок на электро- и бас-гитарах не являются строго плоскими. Почти все обладают определенной кривизной, а радиус грифа и показывает величину этого изгиба.
У некоторых струнных инструментов он отсутствует. К ним относятся большинство классических гитар, резонаторные гитары, банджо, pedal-steel гитары. Радиус грифа это радиус окружности, из которого взят небольшой отрезок, равный ширине грифа. Таким образом он определяет величину кривизны грифа. Например, если вы возьмете окружность с радиусом 9,5’’ и внутри нее проведете линию равную ширине грифа, то полученная фигура и будет накладкой грифа с радиусом 9,5’’.
Если взять окружность большего радиуса, например 12’’, то гриф станет несколько более плоским. Так, чем больше радиус, тем более плоский гриф и наоборот.
Все это может показаться чем-то страшным из школьного курса геометрии, тем не менее это имеет большое значения для гитариста, так как существенно влияет на играбельность инструмента. Этот параметр очень субъективен, и не существует хорошего или плохого радиуса. Однако есть общие тенденции, которые стоит учитывать при выборе. Меньший (более округлый) лучше подходит для игры аккордами, а больший (плоский) для бендов и сольных партий.
Fender предлагает несколько наиболее востребованных вариантов. Они менялись на протяжении десятилетий, и те, что остались сегодня, отражают основные предпочтения гитаристов. В основном гитаристы делятся на тех, кому нравится округлый гриф, плоский и с переменным радиусом, форма которого меняется по мере приближения к верхним ладам.
Сегодня большинство гитар Fender имеют один из двух стандартных радиусов. Наиболее распространен т.н. «современный» 9,5’’ (241 мм), который появился в 1980 году и сегодня встречается на 70% процентах гитар.
На схеме показано, что из себя представляет радиус грифа.
Высота струн как правило регулируется на бридже и подстраивается. Поэтому на гитарах с переменным радиусом высота регулируется по двенадцатому ладу.
Радиус накладки грифа
Радиус накладки грифа может варьироваться довольно значительно и это накладывает определенный и существенный отпечаток на удобство игры.
Давайте рассмотрим ключевые моменты этого вопроса…
Зайдя в магазин музыкальных инструментов и взяв в руки разные гитары, Вы наверняка заметили, что накладки на грифах часто отличаются. Некоторые из них плоские, другие слегка изогнуты, а третьи и вовсе сильно выпуклые. Это и есть радиус грифа — одна из ключевых особенностей, которая определяет удобство игры на гитаре.
Большинство классических гитар имеют плоские грифы, и это подходит для классической техники игры, а также нейлоновые струны низкого напряжения.
Хотя в наши дни вы можете купить инструменты с нейлоновыми струнами и с изогнутыми накладками. Они предназначены для гитаристов, привыкших играть на акустических и электро – гитарах со стальными струнами, которые хотят получить звук нейлоновых струн без необходимости перестраиваться под новый способ игры.
Плоские и почти плоские грифы также популярны для более тяжелого рока и совмещены с более тонкими струнами. Это способствует более быстрой игре, в том числе методом «pull off».
С изогнутой накладкой внешние струны будут ниже, чем средние струны (при условии, что высота седла соответствует кривой).
Когда вы делаете бэнд на первой и второй (верхние E или B) струне, вы по существу толкаете струны «вверх». Поскольку высота седла остается постоянной, вместо того, чтобы наклоняться вверх к седлу, согнутая струна фактически выравнивается или даже принимает нисходящий угол, когда она перемещается к вершине грифа.
Это означает, что струна потенциально может вступать в контакт с более высокими ладами, которые подавляют или прекращают вибрацию струны, и «душат» звук.
Выходит, что единственный надежный способ получить чистый звук при бэндах — это иметь плоский или относительно плоский гриф. Проверьте спецификации на различных «Суперстратах», таких как Charvels, Jacksons, Ibanez и так далее, и вы, как правило, увидите радиус, который колеблется от 12 дюймов до 16 дюймов.
Винтажный радиус…
Из всех крупных американских производителей, компании Fender до 1980-х годов использовала радиус накладки в 7 ¼ дюйма, но потом 9 ½ дюйма стали стандартом компании, и сейчас используются 9 ½-дюймовые накладки на более чем двух-третях современных моделей Фендера.
Хотя есть и Гибсоны с 10-дюймовым радиусом, но компания чаще использует 12-дюймовые радиусы для накладок.
PRS делает свои накладки в 10-дюймов.;
у Danelectro был радиус 14 дюймов,
а Мартин всегда использовал радиус 16 дюймов.
Радиус грифа требует правильной установки высоты струн над грифом.
Конечно, больше всего мы уделяем внимание бриджу, настраивая высоту струн, но не стоит упускать из внимания и слоты на порожке..
Если вы посмотрите на любую гитару профессионального качества или гитару с профессиональной настройкой, вы заметите, что слоты на порожке вырезаны таким образом, чтобы создать кривую для струн, поэтому их высота над грифом остается неизменной.
Если Вам повезет, предустановленный радиус будет довольно близок к радиусу грифа, но….может и не повезет… Например, винтажные Гретчи печально известны, потому что барные бриджы часто слишком плоские.
Когда вы опускаете бридж, чтобы правильно расположить внешние струны, то средние струны могут оказаться слишком близко к накладке и начнут дребезжать. Затем, если вы поднимете бридж, чтобы средние струны звучали правильно, тогда внешние струны будут слишком высоким.
Струны, как правило, на 2 мм или около того выше уровня накладки на первом ладу, и удваиваются к бриджу. Это означает, что радиус расположения струн, на самом деле, может быть почти на четверть дюйма больше, чем радиус накладки.
Когда вы имеете дело с большим радиусом, таким как 9 ½ дюйма или 7 ¼ дюйма, лучше слегка выравнить (сделать более плоским) радиус расположения струн – хотя бы для первой и второй (B и E) струны. Это зачастую имеет важное значение для предотвращения выскакивания струн.
Понимание смысла радиуса грифа очень важно, потому что это может сделать гитару более или менее подходящей для вашего стиля игры.
Правильный выбор может облегчить вашу игру.
Как и большинство вещей в мире гитары, личный выбор — это все!
Поэтому лучший радиус накладки — это тот, который удобен для вас.
Итак, когда вы покупаете новую гитару, рассмотрите радиус грифа, а также звукосниматели и даже цвет гитары! Ведь все это придает Вам удобство для того, чтобы Вы с удовольствием играли на любимом и инструменте!
Радиус накладки грифа
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Ну, что камрады, продолжаем ликбез. Сегодня поднимем тему радиуса накладки грифа. Что это такое, и, с чем это едят.
А поведает нам об этом Тони Дж. Паско (Tony J. Pasko), который ведет раздел Gear 411 на rockhousemethod.com.
Вы когда-нибудь задумывались, почему на одних гитарах вы играете быстрее, чем на других? Или почему на некоторых гитарах делать бенды гораздо легче? И почему некоторые гаммы и последовательности, в которых вы обычно лажаете, кажутся легче на другой гитаре? Если вам приходилось сталкиваться с этим, то вы не одиноки и ответ очень прост – радиус накладки грифа.
Вообще, это не единственный ответ на эти вопросы. Сейчас рассмотрим первую часть ответов из целой серии. Серии, которая поможет вам понять связь между гитарой (или басом), на которой вы играете и тем, насколько хорошо вы играете в общем. Эта серия, так же может помочь вам осознать, что, вы, возможно, выбрали не ту гитару, для того стиля музыки, в котором вы хотите преуспеть.
Что такое радиус накладки грифа? Это игровая поверхность грифа гитары. Она обычно изогнута по ширине грифа, и назначение этого изгиба обеспечить естественную эргономичную форму для пальцев, находящихся в игровой позиции. Комфорт, безусловно, значительный фактор при выборе гитары, но не единственный. Форма грифа, размер ладов, величина мензуры – это основные факторы, влияющие на ощущения от гитары и игры на ней. Музыкальный стиль – это еще один фактор, и радиус накладки грифа должен позволять вам играть в том стиле, в котором вы предпочитаете. Но как узнать, какой радиус для вас правильный?
Изгиб накладки грифа (радиус) может изменяться от круглого до почти плоского, а в некоторых случаях, как на классических гитарах, накладка грифа может быть слегка вогнутой (отрицательный радиус). Существует довольно много систем, которые позволяют узнать насколько скруглен радиус накладки на грифе вашей гитары. Давайте посмотрим винтажный страт, радиус накладки которого начинается с 7,5» (или 10») около верхнего порожка, и немного выравнивается к середине грифа (около 12»). Что же это значит?
Чем меньше число, тем более скруглен гриф. Таким образом, гриф довольно круглый у верхнего порожка. По мере удаления от головы грифа радиус накладки приобретает значение 12», что все равно еще довольно изогнуто, но более плоско, чем у верхнего порожка или у гитар с одним вырезом (а-ля Gibson). У таких гитар радиус накладки грифа у верхнего порожка обычно начинается с 12». У гитар современного вида, скажем с тремоло системами, радиус грифа у верхнего порожка может начинаться с 12» или 14» и выравнивается до 16», что довольно плоско.
Накладки со сложным радиусом*
(*строго говоря, почти у всех накладок радиус сложный (переменный) и меняется от верхнего порожка к бриджу, т.к. ширина самого грифа от верхнего порожка к брижду, так же меняется. Насколько я понимаю, накладки с переменным или сложным радиусом отличаются от накладок с «фиксированным» радиусом только величиной изменения радиуса от верхнего порожка к бриджу. Когда говорится про радиус накладки грифа у гитары с «фиксированным» радиусом, имеется ввиду радиус накладки у верхнего порожка. Прим. CraSS)
Это еще один вариант, который рассматривают некоторые гитаристы. Это способ улучшить, как комфорт от игры так и возможности самой гитары. Вы знаете, как удобен гриф винтажного стратокастера для ритма и аккордов, но если при этом не допускать некомфортно высокого положения струн, делать бэнды в высоких позициях вы будете нечасто из-за дребезга струн о более высокие лады.
Чтобы достичь низкого положения струн без дребезга, прибегают к радиусу накладок в 16». Это, безусловно, работает, но фактор комфорта потерян. Сложный радиус придает накладке грифа коническую форму. Это сохраняет меньший радиус в области, часто используемой для ритма и аккордов, в то время как, область грифа, часто используемая для бендов и солирования более плоская.
Некоторые используют 10» радиус около верхнего порожка для комфорта и совместимости с локовым порожком Флойд Роуз (Floyd Rose), тогда как 16» радиус накладки у пятки грифа дает возможность делать бенды в 2,5 тона при высоте струн менее 1,6 мм.
Давайте обсудим этот вариант. Я играл на многих гитарах со сложным радиусом накладки грифа и могу сказать, что изменение радиуса накладки совсем не заметно. В общем, играть легко и очень удобно.
Почему же тогда сложный радиус не делается на большем количестве гитар? В сравнении с обычным «фиксированным» радиусом, производство сложного радиуса накладки грифа более сложная и затратная по времени процедура, но некоторые производители, такие как Джексон (Jackson), Карвин (Carvin), Фендер (Fender), Вармот (Warmoth) и ЮСА Кастом гитарс (USA Custom Guitars) предлагают это в качестве опции.
Я скажу, что такой вариант привнесет заметные отличия в вашу игру. Увеличит ли это скорость? Возможно, т.к. накладка следует естественному движению пальцев по грифу. Делать бенды легче и удобнее, более толстые струны ощущаются, как тонкие и звучат дольше.
Почему же существует столько различных размеров радиуса грифа? Это от того, что руки у всех людей разные и различные размеры радиуса приспособлены для различных размеров руки. У некоторых из нас маленькие руки с короткими пальцами, у других большие руки и длинные пальцы и это основной фактор для принятия решения при выборе гитары. Радиус накладки грифа влияет на то, как ваши пальцы двигаются по накладке, через это влияя на, то как вы играете.
Типа бриджа гитары – это еще один фактор, влияющий на радиус накладки грифа. Стандартные тремоло и хард-тейл бриджи (имеются ввиду стратовские тремоло и фиксированный бридж, как на телекастере. Подробнее см. Настройка гитары. Шаг 4. Регулировка бриджа и высоты струн. Прим. CraSS) могут быть подстроены под радиус накладки грифа, в то время как некоторые локовые тремоло и TOM (tune-o-matic) бриджи фиксированы, т.е. не имеют такой подстройки. Что же это значит? Определив тип бриджа, установленного на гитаре, можно грубо прикинуть какой радиус у грифа, не точно, конечно, но это своего рода индикатор.
Все что вам нужно – это посмотреть на конец грифа и увидеть изгиб. Радиус накладки и бриджа должные иметь одинаковый изгиб. А если нет? Несите гитару в ближайший музыкальный магазин или мастерскую, чтобы настроить бридж или подложить под него прокладку.
Как можно заметить, я оставляю вопрос о радиусе грифа открытым, допускающим поправки, т.к. существует множество различных факторов. И на самом деле, что правильно, а что нет – решать вам, но экспериментируя и пробуя разные вещи, вы можете выяснить что-нибудь такое, что отстроить гитару под себя.
Я уверен, что у музыканта должно быть множество гитар и басов различных типов. Я перестал искать гитару, которая делает все уже очень давно. Почему? Одна гитара не может делать все. Когда я хочу играть как Хендрикс (Hendrix), я не могу сделать это на Лес Поле (Les Paul). Когда я захочу отжечь как Ангус (Angus Young), я не смогу сделать это на страте, когда я буду в настроении Ван Халена (Van Halen), ни одна из этих гитар не сработает, мне будет нужен тремоло Флойд Роуз (Floyd Rose).
Запомните, что радиус накладки грифа влиял на то, как эти парни играли, и чтобы воспроизвести наших героев, иногда нам нужно использовать те же средства, что и они. Радиус накладки грифа – это только небольшая часть общей формулы, но она влияет на то, как вы играете и много значит.
В следующей части этой серии статей мы рассмотрим еще один основной фактор – форму грифа. Форма грифа в комбинации с радиусом накладки грифа поможет вам понять, что одно влияет на другое больше, чем вы могли представить. И то что вам нравится в грифе вашей гитары необязательно связано с формой грифа, а является комбинацией многих факторов.
Размер ладов, величина мензуры, струны, анкерный стержень, порода дерева – это все части, неразрывно связанные между собой.
Спасибо, что выслушали и жду обратной связи, а так же надеюсь, что статья разожжет дискуссии и мы все сможем поделиться нашими мнениями и опытом.
Накладка на гриф гитары. Полное описание: форма, виды дерева, радиус и советы по выбору
Накладка на гриф гитары – что это?
Накладка на гриф – это полоска дерева, которая крепится к верхней части грифа гитары. Она закрывает анкерный стержень, а также создает дополнительные резонансы, дает сустейн и создает более объемное звучание инструмента. Это крайне важная часть гитары, и при создании собственного инструмента потребуется уделить подбору накладки особое внимание. Данная статья поможет вам разобраться, какие виды существуют, и как их правильно подбирать.
Виды накладок по форме
Первое, на что стоит обратить внимание при подборе накладки на гриф гитары – это ее форма.
Плоские
Классическая разновидность, которая установлена на подавляющее большинство классических гитар. Все струны на ней лежат ровно, и расстояние между грифом и струнами одинаково. Таким образом играть на инструменте и извлекать звук одинаково удобно по всему грифу. Плоские накладки, как уже было сказано выше, чаще всего встречаются в классических гитарах, поскольку зажимать струны на них гораздо легче, чем на акустических и электроинструментах.
С радиусом
Этот тип чаще всего встречается на акустических и электроинструментах. Такие накладки имеют выпуклость определенного радиуса, в котором наибольшая высота достигается на 3 и 4 струне. Размеры выпуклости могут варьироваться от модели к модели, и от этого напрямую зависит удобство игры на инструменте.
Радиус накладки грифа
Параметры и размеры
Радиус накладки на гриф измеряется только в высоту. Чем меньше указанное число, тем меньше скруглен ваш гриф. Эти параметры точно так же варьируются от модели к модели, однако измерения и правила всегда одни и те же. Кроме того, существуют так же слегка вогнутые накладки, имеющие отрицательный радиус.
Как измеряется радиус накладки
Простой радиус
Накладка на гриф с простым радиусом – это выпуклый, или вогнутый, брус, который не изменяется в высоте на протяжении всей длины грифа.
Сложный радиус
Это наиболее современный и популярный среди опытных гитаристов вариант накладок. Он позволяет добиться комфортной высоты струн относительно грифа на всей его длине. Накладка в этом случае имеет большой радиус от нижних ладов и постепенно уменьшается к верхним. Самый популярный размер в этом случае – 10”-16”, который часто встречается, например, на стратокастерах.
Примеры размеров радиусов и советы по выбору
На классических гитарах чаще всего плоские накладки
Винтажные Fender Stratocaster имеют выпуклую накладку радиуса 7.25”
Современные Fender Stratocaster так же изготавливаются с выпуклой накладкой, но с радиусом 9.5”
Величина выпуклости на гитарах Gibson варьируется от 10 до 12”.
Когда вы будете выбирать накладку, то ориентируйтесь на свои собственные потребности. Сложный радиус наиболее универсален, и подойдет, как для любителей играть соло-партии, так и ритм-гитаристов. Попробуйте поиграть на разных вариантах, и для себя выберите наиболее комфортный.
Расположение ладов
Следом за радиусом накладки грифа важным фактором является расположение ладов. Как ни странно, но сейчас существует несколько вариантов расположения ладов, помимо классического, перпендикулярного.
Нередко можно увидеть безладовые накладки, которые используются для создания безладовых инструментов. Такое решение позволяет музыканту детальнее контролировать ноту, которую он берет, однако освоить игру на таком инструменте будет сложнее.
Кроме того, сейчас в моду, особенно на инструментах с нестандартным количеством струн, входят веерные лады, так называемая мультимензура. Такое расположение ладом имеет ряд преимуществ. Во-первых, увеличивается длина грифа, и, соответственно, натяжение нижних струн. Это актуально для музыкантов, играющих экстремальные виды музыки с ультранизкими строями. Во-вторых, такое расположение более естественно для руки. Однако при установке веерных ладов, вам придется четко понимать, как настроить мензуру при подобных модификациях.
И еще один тип, появившийся совсем недавно – это так называемые true temperament-лады. Они были созданы для более точной настройки инструмента, однако обычному музыканту, не знакомому с физикой и теорией звука, может показаться, что гитара звучит странно и необычно. Такие лады подойдут только для опытных исполнителей, которые хотят экспериментировать со звуком.
3 основных вида древесины, из которых делают накладки на грифы гитар
Кленовая накладка грифа – Maple
Твердый и мягкий клен
Клен – один из самых популярных материалов. Он бывает двух видов – твердый и мягкий, или серебряный. Твердый тяжелее и крепче мягкого, однако, это не означает, что второй тип – мягкая порода в буквальном смысле. По факту, они оба являются довольно жесткой древесиной.
Твердый клен более дорогой, тяжелый и жесткий. Встретить его можно, например, на гитарах Fender. Серебряный клен дешевый и по качеству уступает твердому. Его очень часто можно встретить на китайских или индонезийских гитарах.
Зернистость и текстура подвидов Клена
Жесткий клен может иметь несколько типов текстуры, которая обрабатывается для придания инструменту более красивого вида. Это Birdseye, Curly, Quilted и Spalted.
Однако стоит сказать, что эти узоры будут, не очень хорошо видны в конструкции грифа, поскольку такие структуры зерна трудно обработать. При фрезеровке это может вызвать такое явление, при котором инструменты буквально разрывают волокна древесины.
Ощущения и играбельность
Стоит учитывать, что при изготовлении накладки грифа клен, ее покрывают лаком, и по факту, вы играете по этому покрытию, а не по самому дереву. Поэтому скорость и удобство игры будет напрямую зависеть от качества покрытия – оно может быть скользким или липким.
Конечно, гриф можно не покрывать лаком, однако такой подход будет требовать более серьезных мер по уходу и более частой замены накладки.
Профилактика и уход
Самая базовая мера профилактики для кленовых ладов – это протирание накладки сухой тканью каждые несколько часов игры. Кроме того, следует раз в две недели протирать ее влажной тряпкой с небольшим количеством средства для мытья посуды.
Если же ваш гриф не покрыт лаком, то правила те же самые, за исключением того, что вместо влажной ткани с мылом вам требуется протирать гриф стальной ватой 0000, чтобы удалить жир и частички кожи.
Плюсы
— Легкий уход за покрытыми лаком накладками.
— Лак помогает играть быстрее.
— Широкий выбор зерна и рисунков.
— Светлые оттенки удачно смотрятся с темными деками.
Минусы
— Проблемный уход за непокрытыми лаком накладками.
— Могут быть затруднения со скоростной игрой – опять же, если накладка не покрыта лаком.
Накладка грифа палисандр – Rosewood
Виды палисандровой древесины
Чаще всего гитарные производители используют один из трех видов палисандра – бразильский, гондурасский или индийский. Бразильский палисандр отличается очень ярким и насыщенным цветом, однако этот вид дерева находится под угрозой исчезновения, и на его продажу накладываются серьезные ограничения. Поэтому на массовом рынке накладки из него встретить проблематично.
Гондурасский очень похож на бразильский, однако немного светлее. Индийский палисандр темнее гондурасского, и именно его и используются чаще всего.
Ощущения и играбельность
Палисандр – зернистое дерево, и поэтому менее гладкое, чем клен. Такая текстура позволит гитаристам получать больше контроля над движением струны, особенно в бэндах и вибратто.
Профилактика и уход
Профилактика накладки грифа из палисандра похожа на таковую из клена – протирать сухой тряпкой каждые несколько часов игры. Стоит сказать о том, что из-за темного цвета становится сложнее различить грязь, поэтому каждые две недели проводите чистку влажной тканью с мылом.
Плюсы
— Текстура дерева дает больший контроль над струнами
Минусы
— Тяжело понять, когда накладка грязная, из-за темного цвета.
Черное дерево – Ebony
Виды Черного дерева
Существует всего два типа черного дерева – макассарское и габонское. Оба этих вида находятся под угрозой исчезновения, из-за чего его не часто встретишь на гитарах вообще, и его наличие существенно поднимает цену на инструмент. Оно имеет черный цвет и изменчивое зерно.
Ощущения и играбельность
Эбонитовое дерево менее зернистое, чем палисандр, однако дает больше резонансов и сустейна. Это делает его звук очень узнаваемым, и именно за него гитары с такими накладками ценят коллекционеры.
Эбони является чем-то средним между кленом и палисандром. Он удобно скользит, но не так сильно, чтобы терять контроль над подтяжками. Однако стоит учесть, что свежие накладки могут быть маслянистыми, из-за чего некоторые люди могут испытывать аллергическую реакцию.
Профилактика и уход
Плюсы
— Точный контроль струны
— Красивый внешний вид
Минусы
— Дороговизна из-за редкости, некоторые компании могут нарушать закон для получения древесины.