как узнать размер песни
Песни под гитару Примеры музыкальных размеров
Аккорды песен под гитару, видео
Примеры музыкальных размеров
Сейчас мы применим теорию на практике:
Чтобы определить музыкальный размер, будет достаточно подсчитать количество отдельных ударов в каждом такте, как показано цифрами в скобках: при этом очень важно поддерживать постоянную скорость произношения (вам может помочь метроном), выявляя размер каждого такта.
После того как вы выполнили пример для размера 4/4, применим тот же принцип к остальным простым размерам.
А теперь перенесем сейчас тот же принцип на остальные примеры сложных размеров.
В случае смешанных размеров можем посмотреть примеры, которые образуются в результате сочетания двух-, трех- или четырехдольных размеров (не будем сейчас углубляться в эту область):
В обозначении дроби, с помощью которой обозначается музыкальный размер, в числителе указывается количество долей в каждом такте, а в знаменателе — длительность каждой доли.
Музыкальный размер: его виды и обозначения
Сегодня мы будем беседовать о музыкальном размере – числовом выражении метра, а также о том, как вести счет и дирижировать в различных размерах, но сначала немного повторим, что такое пульс, метр, сильные и слабые доли.
В предыдущем выпуске мы уже говорили о том, что основой музыки является равномерная пульсация. Удары пульса могут быть сильными и слабыми, причем сильные и слабые удары чередуются не как попало, а в какой-нибудь строгой закономерности.
Счет сильных и слабых долей
Какие бывают метры и такты?
Метры или такты бывают простыми и сложными. Простые – это двухдольные и трехдольные. А сложные – это такие, которые состоят из двух или нескольких простых. Причем соединяться могут как однородные метры (например, два трехдольных или два двухдольных), так и разнородные (смешиваются двухдольный и трехдольный).
Что такое музыкальный размер?
Музыкальный размер – это числовое выражение метра. Музыкальный размер измеряет наполняемость тактов (иными словами: сколько нот должно умещаться в один такт, в одну «коробку»). Записывается размер обычно в виде двух чисел, которые по типу математической дроби располагаются одно над другим, только без черточки (без знака деления). Примеры таких записей вы можете посмотреть на рисунке:
Что означают эти числа?
Верхнее число говорит о том, сколько всего долей в такте, то есть до скольких считать (до двух, до трех, до четырех, до шести и т.д.). Верхнее число следует произносить при чтении как имя числительное в женском роде и именительном падеже (то есть две, три, четыре, пять и т.д.)
Нижнее число показывает длительность каждой доли, то есть какими нотами нам считать и какими нотами вообще отбивается пульс (четвертными, половинными, восьмыми и т.д.). Нижнее число при чтении размера должно произноситься не как имя числительное, а как название соответствующей музыкальной длительности в родительном падеже.
Примеры верных названий размеров: две четверти, три четверти, три восьмых, четыре четверти, шесть восьмых, три вторых (половинных – здесь исключение из правила), пять четвертей и т.д.
Простые музыкальные размеры
Простые музыкальные размеры образуются при простом метре, то есть эти размеры тоже будут или двухдольными, или трехдольными. Примеры простых размеров: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых, три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых и т.д.
Размер 2/4 «две четверти» – это такой размер, в котором две доли и каждая доля равняется одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и». Значит, в каждом такте помещается по две четвертных ноты (ни больше и ни меньше). Но эти четвертные ноты, вернее их сумму, можно «набрать» разными длительностями. Например, какую-то из долей или даже обе сразу можно раздробить на восьмые или шестнадцатые (можно в разных комбинациях), можно дробить на триоли и квинтоли. Также можно, наоборот, не дробить, а соединять две четверти в одну половинную, можно вписывать ноты с точками, используя знаки, увеличивающие длительности нот.
Вариантов ритмического рисунка в такте на две четверти может быть масса. Давайте посмотрим некоторые из них.
Размер 3/4 «три четверти» – в нем три доли, и каждая равна одной четвертной ноте. Счет ведется «раз-и, два-и, три-и». Сумму трех четвертей также можно набрать разными способами. Если, например, объединить все три четверти в одну ноту, то получится половинная с точкой – это самая длинная нота, которую можно записать в такте с данным размером. Посмотрите некоторые варианты ритмического заполнения для этого размера.
Размер 3/8 «три восьмых» – он похож на три четверти своей трехдольностью, только вот длительность каждой доли здесь восьмушка, а не четверть. Счет ведется «раз-два-три». Восьмушка – основная длительность, но ее можно дробить на шестнадцатые при необходимости или соединять в четверти (если соединяются две восьмушки) или четверти с точкой (соединить сразу три восьмушки). Распространенные варианты ритмического заполнения:
Сложные музыкальные размеры
Наиболее часто встречающиеся в музыке сложные размеры – это четыре четверти и шесть восьмых. Каждый из них состоит из двух простых.
Размер 6/8 «шесть восьмых» — это шестидольный размер, он сложен из двух простых трехдольных, пульсация идет восьмыми нотами. Сильная доля в нем первая, а относительно сильная – четвертая (начало второй простого размера 3/8).
Кроме этих самых распространенных сложных размеров, музыканту могут встретиться и другие, похожие на них: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Все эти сложные размеры образованы по аналогичному принципу. Например, размер 9/8 – это три такта на 3/8 сложенные вместе, 12/8 – четыре таких же соединенных простых такта.
Смешанные размеры
Смешанные сложные размеры образуются, когда вместе соединяются не одинаковые, а разные простые, например, двухдольный с трехдольным. Из многообразия смешанных размеров выделяются четыре, которые попадаются на глаза чаще остальных. Это 5/4 и 5/8, а также 7/4 и 7/8. Время от времени музыкант может столкнуться и с размером 11/4, но это очень редко (например, в заключительном хоре «Свет и сила» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова).
Размеры 5/4 и 5/8 («пять четвертей» и «пять восьмых») – пятидольные, в их основе лежит один и тот же принцип, только в одном случае пульсация идет четвертными длительностями, а в другом – восьмушками. Так как эти размеры сложные, то они состоят из двух простых – двухдольного и трехдольного. Причем, возможны варианты данных размеров в зависимости от порядка следования простых.
Например, если в 5/4 сначала идет 2/4, а затем 3/4, то относительно сильная доля приходится на третью долю. Но если в том же размере вначале поставлен трехдольный, а после двухдольных, то в таком случае относительно сильная доля будет приходиться уже на четвертую долю, таким образом, будет смещен один акцент, и от этого изменится вся внутренняя ритмическая организация в такте.
Для того чтобы исполнитель знал, с каким вариантом смешанного размера ему предстоит иметь дело, в нотах часто рядом с выставленным размером в скобочках указывается, из каких простых метров он сложен. По представленной сумме размеров обычно бывает понятно, что идет сначала – 2/4 или 3/4. Например: 5/4 (2/4 + 3/4) или 5/4 (3/4 + 2/4). То же касается и размера 5/8.
Размеры 7/4 и 7/8 – сложены из трех простых, один из которых трехдольный, а оставшиеся два – двухдольные. Такой размер чаще всего можно увидеть в обработках русских народных песен, иногда также в инструментальной музыке преимущественно русских композиторов.
Варианты сложения семидольного размера различаются местом положения трехдольного метра (чаще он располагается или в начале, или в конце такта, гораздо реже – в середине).
Мы с вами разобрали основные музыкальные размеры. Как и в любом деле, здесь важно было понять принцип, тогда при встрече с каким-нибудь необычным размером, вы уже не потеряетесь. Тем не менее, если еще остались вещи, в которых вы не разобрались, то напишите свои вопросы в комментариях. Возможно, они помогут существенно улучшить данный материал.
Что такое размер и метр в музыке?
Друзья всем привет! Сегодня открываю цикл статей относящихся не только к «ударным» и барабанам, а к музыке в целом. Будем рассматривать важные музыкальные термины и определения, знать которые стоит каждому музыканту. Эта статья будет посвящена музыкальному метру.
Что такое музыкальный метр?
Метр в музыке (определение, термин) — это мера, задающая воображаемую координатную временную сетку, которая состоит из непрерывного чередования, равных по длительности, сильных и слабых долей. Такие доли называются метрическими.
Единица и выражение музыкального метра.
Музыкальный метр выражается — размером (цифровое выражение), отражается в тактах и единицей измерения — являются доли. О долях мы сейчас и поговорим.
P.S. Очень часто можно встретить употребление выражения музыкального метра в кроссвордах и сканвордах.
Что такое доля и какие бывают доли в музыке?
Музыкальная доля — единица измерения музыкального метра. Доли бывают:
Сильная доля в музыке считается акцентируемой, а слабая не акцентируемой.
Однако, запомните: сильная доля и акцент — это не одно и то же. Акцент может применяться к любой доле. Выбор доли, которую нужно проакцентировать, ложится на плечи композитора. Воображение подсказывает ему, как должна выглядеть будущая композиция. Основываясь на этом автор и расставляет акценты.
Метрический акцент — это выделение определенных нот и долей. Метрические акценты могут быть как реальными (выделение за счет звука большей громкости), так и воображаемыми (выделение паузой).
Чтобы наглядно понять, что такое метр, возьмем линейку с миллиметровыми насечками, где расстояние между маленькими черточками будет означать ноты.
Средние черточки будут началом слабой доли, а большие — началом сильной доли.
По линиям нашей образной линейки можно задавать ритмические рисунки из нот различной длительности. Рисунки могут быть абсолютно разными, но они должны обязательно вписываться в черточки нашей линейки.
Друзья, вообще понятие музыкального метра довольно абстрактное. В музыкальных произведениях он может вообще никак не выражаться, и присутствовать лишь в «голове» у музыканта.
Что такое музыкальный размер?
Метр и размер в музыке тесно переплетаются между собой, в большинстве случаев если речь идет о метре, то его можно заменить размером. Но стоит запомнить важное отличие — размер задает относительную длительность каждой доли, чего не делает метр. Кроме того, размер в музыке связан с тактом, поэтому можно дать следующее определение:
Музыкальный размер — «числовое» отображение метра, показывающее, сколько используется долей в такте и их относительная длительность, а обозначается в виде дроби.
Возьмем, к примеру, размер «2/4», он говорит нам о том, что в такте будет 2 доли, и длительность каждой доли составляет одна четвертная ноты. Такой пример часто используют для детей, объясняя понятие размера в музыке.
На нотном стане размер ставится сразу после ключа в начале композиции или такта, с которого он меняется.
Дробная черта между цифрами показывающими размер на нотном стане не ставится. На картинке ниже показан размер — 4/4 (четыре четверти).
Какие бывают музыкальные метры и размеры? Виды размеров и примеры.
Музыкальные тактовые размеры подразделяются на:
Простые размеры (метры) в музыке.
Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.
Сложные размеры (метры) в музыке.
Сложный (комбинированный, составной, смешанный) метр — музыкальный метр, получаемый при слиянии двух и более простых метров. Поэтому сложные метры могут включать в себя несколько сильных долей. Общее количество которых, равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.
В сложном метре есть одна «изюмника»: первая сильная доля сложного метра — так и называется сильной, а вот последующие сильные доли называются относительно сильными. Акцент сильных долей выше, а относительно сильных ниже.
Какими бывают сложные размеры?
Все что будет больше трехдольного метра, считается сложным размером, например:
Каких-то строгих рамок по сложным размерам не существует. Все упирается в фантазию музыканта и соответственно ее реализацию. Однако стоит помнить, что чем сложнее метр, тем сложнее написать и сыграть такую музыку композитору, и тем сложнее ее воспринять и прочувствовать простому слушателю.
Что такое несимметричные размеры (смешанные) размеры?
Особенность несимметричных размеров заключается в объединении двухдольных и трёхдольных метров. Для примера возьмем наиболее часто встречающийся смешанный музыкальный размер «5/4», который может получиться из двух вариантов соединения двухдольного и трёхдольного размеров:
Пятидольный размер «5/4» в музыке встречается в основном в джазе и народной музыке.
Другими примерами несимметричных (смешанных) размеров являются: «7/4», «9/4» или даже «11/4», а также их разновидности «7/8», «9/8» «11/8» и так далее. В качестве домашнего задания попробуйте сами прикинуть, соединением каких размеров можно получить такие смешанные размеры? Пишите в комментариях что у Вас получилось =)
Что такое переменный размер?
Ещё одна разновидность размера — это переменный размер. Он образуется в случае, когда на протяжении одной композиции размер меняется из одного в другой (происходить это может неоднократно). Встречается данный вид размера в основном в народной музыке и связан по большей части с свободой исполнения песен не зажатых никакими музыкальными рамками.
Что такое неравнодольный метр (размер)?
Понятие неравнодольный метр появилось в 20 веке и означает такой музыкальный метр в котором длительность долей входящих в метр разная. Чаще всего неравнодольный метр можно встретить в народном песенном творчестве. Как пример — болгарские народные песни. Неравнодольный метр очень редко встречается в современной музыке, поэтому не стоит заострять на нем внимание, просто запомните что бывает и такая разновидность музыкального метра =)
Как определить музыкальный размер?
Определить размер простому слушателю либо новичку очень трудно, для этого нужно хорошо чувствовать чередование сильных, слабых и относительно сильных долей. Это называется «пульсацией». Научившись чувствовать «пульс» музыки, сможете определять размер на слух. Определить простые размеры не так трудно, а вот с сложными сделать это бывает крайне затруднительно даже профессионалам.
На заметку! Очень хорошо умеют чувствовать музыку (и размер соответственно) танцоры.
3 вида музыкальных размеров — просто о сложном
Музыкальный размер очень важная составляющая нотной грамоты. Его базовая функция — организовать музыку во времени. Также он существенно влияет на характер, образ и даже жанр музыкального произведения.
Размеры бывают всего трех видов – простыми, сложными и смешанными.
Чтобы разобраться, что же такое музыкальный размер и каким образом он организовывает музыкальную ткань, нам попутно потребуется ввести несколько новых понятий. Но, обо всем по порядку.
Пульсация
Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.
Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.
Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.
Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.
Доля
Доля – единица измерения пульсации.
Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.
Сейчас все понятно 304
Размер, метр, такт
Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.
Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.
Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее. Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами. Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:
Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.
Метр
Очередность сильных и слабых долей называется метром.
Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.
Такт
Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.
Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.
Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:
Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.
Ритм
Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.
Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:
Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.
Виды размеров
Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.
Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.
Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.
Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.
Рассмотрим размер 2/4 «две четверти». Он состоит из двух доле́й, каждая из которых равна четвертной ноте. Считать доли в такте следует так: «раз-и, два-и». Каждый такт должен быть наполнен нотами, которые могут быть разной длительности, главное, чтобы в сумме длительности этих нот давали две четверти. Взгляните на пример:
Размер 3/4 имеет три доли, каждая из которых равняется четвертной ноте. Их так же можно разбить на более мелкие длительности или объединить в более крупную. Считаем этот размер до трех «раз-и, два-и, три-и». Вот некоторые варианты ритмического рисунка в размере три четверти:
Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:
Сложные размеры
Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.
Наиболее ходовыми сложными размерами являются:
Сильная и относительно сильная доля
В сложном размере будет столько сильных долей, сколько простых размеров он включает в свой состав. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Значит сильных долей в каждом такте будет две. На изображении я поделил пунктирной линией такт на две части, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Красным цветом отмечены ноты, которые приходятся на сильную долю.
На следующем изображении цифрами обозначены номера долей. Вы видите, что сильными долями в размере 4/4 являются первая и третья. Однако первую долю принято называть сильной, а третью – относительно сильной. Сильная доля более акцентирована и на изображении выделена знаком акцента красного цвета (>). Относительно сильная доля менее акцентирована и обозначена акцентом синего цвета.
Рассмотрим еще один пример – 6/8. Это шестидольный размер, где пульс шагает восьмыми нотами. Он сложен из двух простых размеров – 3/8 + 3/8. Как и всегда первая доля будет сильной, а относительно сильной будет четвертая, потому что она является начальной во втором простом размере 3/8. Взгляните:
Смешанные размеры
Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.
Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:
Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.
От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.
Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.
Совсем тяжко идет 150
Группировка нот
Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:
Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:
В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:
Также паузы могут встраиваться в группу:
Группировка длительностей в такте
Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:
Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.
А вот пример того, как группировать не следует:
Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.
Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.
В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:
Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:
Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.
В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:
Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.
Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:
Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.
Статья понравилась 304
Статья не понравилась 150
Заключение
Мы познакомились с тремя видами размеров — простыми, сложными и смешанными. Надеюсь, теперь вам понятно что такое музыкальные размеры и на что они влияют. Если статья была интересна и понятна будем рады отзывам. Если возникли вопросы – тем более пишите их в комментариях, будем вместе разбираться. Также вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на Youtube канал.
А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.