как узнать разрешение объектива
БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА
Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике
Про разрешение объективов
Каждый фотограф знает насколько приятнее работать хорошим объективом.
По этой причине фотографы и производители оптики в течение уже 150 лет изобретали способы проверки оптики. От самых простых и бесплатных до изощренных и дорогих.
Но суть осталась той же самой, что и полтора века назад. Фотографы хотят иметь хорошую оптику, сколько бы не говорили о том, что хороший фотограф сделает интересный кадр любым объективом.
На самом деле если не утрировать, то вовсе не любым. Иначе бы хорошие объективы не производили и не покупали.
Так или иначе я уже много писал про разрешение объективов и фотокамер. Сегодня я расскажу немного о том, что ближе к практике в плане определения разрешения объектива.
Это нам намекает на то, что есть смысл тестировать современную оптику.
Есть различные методы тестировать оптику.
Методы тестирования фотографической оптики
Визуально
Ставим объект съемки на некотором расстоянии от камеры. Камера укреплена на штативе, перпендикулярно объекту. Это важный момент, так как на открытых диафрагмах легко загубить весь тест, если один край объекта ближе в камере, чем другой.
С помощью тросика нажимаем спуск камеры. Далее меняем объектив и делаем идентичный снимок другим объективом.
Потом рассматриваем мелкие детали объекта съемки на компьютере, сравнивая снимок А со снимком Б.
Можно снимать фотографическую миру, а можно набор бутылок, где на этикетках мелкие буквы. Что вам приятнее изучать.
Метод не так плох. По-крайней мере он простым языком отвечает на вопрос какой объектив более резок в центре кадра. Но вывод субъективен, потому как зависит от вашего зрения, настроения и предубежденности.
Еще недостаток этого метода заключается в том, что мы оцениваем в основном способность объектива резко отображать детали определенного размера. На обычных снимках нет деталей сильно отличающихся по размеру для того, чтобы определить как себя ведёт объектив в плане контраста, а как в плане разрешения. Поэтому однозначный ответ можно дать только когда объективы сильно различны по резкости и на крупных и на мелких деталях. Вот как на приведенном в примере фото.
По фотографической мире можно оценить резкость по полю кадра. Минус метода в том, что для широкоугольного объектива нужно или иметь фотографическую миру на всю стену или подходить очень близко. Поэтому в нормальном случае человек проводящий тест должен иметь набор фотографических мир от маленького размера (примерно А4) до большого (примерно А0).
Экстремальные случаи супер-телеобъективов в расчет не принимаем.
Из плюсов — такая мира была специально разработана для тестирования оптики. На ней вы можете наблюдать как концентрические круги в центре (по ним удобно фокусироваться и оценивать резкость), так и наклонные фигуры, которые позволяют оценить чёткость краёв и величину ХА.
Линии подписаны цифрами, которые если умножить на 100, указывают на плотность пар линий на 1 мм, если распечатать миру соответствующего размера. Если распечатать произвольного размера, то с помощью лупы можно установить реальное количество пар линий на 1мм.
Для тестирования на бесконечности можно снимать со штатива пейзаж или дома. Так поступают многих известные сайты, которые приводят обзоры фотографической оптики. Считают черепицу на крышах и кирпичики в стенах.
Метод тоже простой и приближенный к реальности. Но как и все предыдущие — субъективен и сильно зависит от человека проводящего тест. Как он навёл на резкость? Был контровый свет или нет? Отъюстирован ли объектив? Самый ли резкий кадр из серии он выбрал для сравнения?
Промышленные методы тестирования разрешения оптики
Здесь полезно окунуться чуть-чуть в теорию и узнать, что такое графики MTF50.
Небезызвестная фирма Carl Zeiss (никуда нам не деться от пионера фотоиндустрии и новатора мира оптики) выпустила специальные стенды для тестирования разрешения объективов с построением классических графиков MTF50.
тестовый стенд K8 MTF tester (Carl Zeiss)
Этот комплекс строит замечательные графики MTF50, которые отвечают на многие вопросы фотографа и не зависят от оператора.
Кроме этого стенда есть упрощенный стенд К9.
тестовый стенд K9 MTF tester (Carl Zeiss)
Забегу вперед и скажу, что практически никто кроме производителей фотооптики такие стенды не использует.
По слухам один такой стенд в состоянии сильно б.у. кочует между дорогими зарубежными журналами и сейчас во владении некоего шведского журнала по фотооптике. Который впрочем не использует стенд и на 30%.
Чтобы закрыть вопрос окончательно приведу стоимость этого стенда (K8 MTF Tester). Стоимость зависит от комплектации и потому её говорят только по запросу. В некоей стандартной простой комплектации стенд стоит 200 000 евро.
Для промышленности это небольшая сумма, но для журналов и сайтов с обзорами это сумма велика, особенно в период финансовых кризисов.
Что же делать и куда податься тестирующим фотооптику и фотографам?
И тут на помощью приходят компромиссные способы определения разрешения.
Программные комплексы определения разрешения фотооптики
Imatest
Первым и самым известным является комплекс Imatest
Объектив: Carl Zeiss Makro- Planar 60/2.8 c/y
Верхний график это профиль края. На русский мне кажется правильнее перевести как чёткость края.
Нижний график это разрешение по методу SFR (анализа кромки).
Из нижнего графика мы видим значение 31.6 cy/mm. «Cy» это «cycles», а проще говоря пары линий. Всем нам понятное значение. С помощью программы можно получить массу полезных данных, но не будем сейчас усложнять.
Данные графики строятся по не совсем обычной для фотографа мишени. Это наклоненные прямоугольники.
тестовая мишень для Imatest
Это вполне научный метод. Просто не такой известный среди фотографического населения, как способ с частотой линий на 1мм.
Кстати, для такого способа тоже есть своя мишень.
фотографическая мира с большой частотой линий
По этой фотографической мире тоже работает программа Imatest.
Кроме разрешения программа позволяет определить ХА. Это тем более важно, что данный параметр неразрывно связан с разрешением тк чем больше ХА, тем меньше разрешение фотообъектива.
Хроматические аберрации Carl Zeiss Makro-Planar 60/2.8
Чем ближе друг к другу цветные линии (это красный, синий и зеленый каналы), тем меньше ХА или говоря более простым языком цветные каемки вокруг черных линий на белом контрастном фоне.
Вам наверняка они встречались при фотографировании веток деревьев в контровом солнечном свете.
Какие у метода плюсы?
Он прост в применении и не требует специального оборудования.
Позволяет получить массу параметров объектива. От разрешения и ХА до виньетирования и цветопередачи.
Минусы метода в том, что мы всегда тестируем связку объектив + камера и никогда объектив отдельно.
Так что стоит учитывать влияние сенсора фотокамеры с байеровским фильтром и обработку изображения в камере.
Программа не такая дешевая. За «домашнюю» версию вместе с тестовой таблицей просят 450 USD (
15 000руб)
Более интересная и функциональная версия Master стоит 2200 USD (70 400 руб).
Не стоит недооценивать метод. Он применяется и промышленно.
Quick MTF
Этот программный комплекс разработан явно по мотивам Imatest, но оптимизирован в плане скорости работы. Если в Imatest используются внешние модули Matlab (известный математический программный комплекс), то QuickMTF использует встроенные формулы. Не берусь судить о функционале программы вцелом, но описания к ней мало и автор отвечает односложно. Может он не заинтересован в продажах своей программы (а судя по комментариям зарубежных покупателей программы не заинтересован и в поддержке)
Продукт российский. Жаль, что такая хорошая задумка, а подозреваю, что и реализация загублена отсутствием документации и поддержки пользователей.
Остальные программы
Есть еще некоторое количество бесплатных программ. Их я детально рассматривать не буду так как они превращают рабочий процесс в «дорабатывание результатов напильником».
Одна из этих программ Mitre. Работа из командной строки!
Итоги
Мы рассмотрели различные способы определения разрешения фотообъективов. Я предлагаю перевести проект на более высокий уровень улучшив методы тестирования использованием программного продукта Imatest.
Что для этого требуется? Деньги.
Я свои средства вкладываю в проект постоянно, но этого не хватает.
Помогите проекту помочь вам. Если каждый читатель скинет хотя бы по 300р этого с лихвой хватит на все необходимые программы (я пока не раскрываю остальных программ дабы мои методики тестирования не копировали).
Что получите вы, заплатив 300-500р (сумма любая, которую не жалко на хорошее дело).
Возможность прислать свой объектив и бесплатно получить результаты его тестов. Оплатите только доставку туда-сюда. Если вы из С-Петербурга или можете объектив переправить в СПб дугим способом, кроме Почты России — вообще все бесплатно.
К своему платежу припишите, пожалуйста, Ваш Ник (условное имя) по которому я буду знать как вас опознавать в дальнейшем.
Также если вы будете в дальнейшем покупать объективы через меня, то получить тестовые результаты еще удобнее. Все будет в распечатанном виде в комплекте с объективом в посылке.
Если сумма вдруг :- ( ) превысит требуемую или наоборот катастрофически недоберет до необходимой, то будут приобретены редкие и ценные книги по фотооптике, отсканированы и высланы всем поучаствовавшим. На Amazon такие книги стоят от 9тыс.руб. В интернете их само собой нет. Вы их обретете за 300р.
Планируется собрать как минимум на версию Imatest Studio
Яндекс.Деньги
PayPal
Во время платежа в примечании сделать пометку: Пожертвование на развитие сайта evtifeev.com от (Ник на сайте или просто ваше Фамилия Имя).
Webmoney:
Банковский счёт
Получатель: Евтифеев Дмитрий Сергеевич
№ счета получателя: 40817810738800123300
Банк получателя: ЗАО КБ «Ситибанк» в г. Санкт-Петербурге
Корр. счет: 30101810100000000765 в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Санкт-Петербургу
БИК 044030765
ИНН 7710401987
КПП 783502001
ОКПО 43459430
Назначение платежа: Частный перевод от (Ник на сайте или просто ваше Фамилия Имя)
Для чего нужен ваш Ник: Ваш Ник я запишу и впоследствии Вы получите все бонусы о которых я говорил и многие другие.
А пока в разработке вот такая таблица Информация о советских объективах.
Для нее в частности и нужен тестовый комплекс.
Также в тест пойдут объективы Zeiss и Canon.
Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?
Читайте также:
Добавить комментарий Отменить ответ
16 thoughts on “ Про разрешение объективов ”
Добрый день, Дмитрий!
Хочу поучаствовать в хорошем деле, только надо найти и отряхнуть от пыли свой Яндекс-Деньги)
Указывать что лучше ник или ФИО? Жалко что на сайте нет регистрации и привязки всего к е-маил. Если у вас есть PayPal и вам будет удобно принять на него напишите мне плиз на мыло(если не хотите выкладывать тут). По умолчанию я ищу свой Яндекс-кошелёк.
Дмитрий, я прошу прощения, не заметил что всё уже есть. Винован маленьктй экран нетбука)
Перевёл 15 долларов через Пейпол, не хочу морочиться курсами но это не меньше чем 300руб, если чего поправте. Маленькая прсьба, у вас я хотел бы быть зарегистрированнрым под майлом указаным в этом комментарии(если конечно вам это удобно) а не под тем что привязан к пейполу.
ok! Спасибо за помощь, Роман! Записал вас под вашим здешним e-mail.
Это вам спасибо, мы тут все просто читатели!
Идея сбора правильная.
Указывать лучше ФИО, а то вдруг кто еще с таким же ником окажется. Планирую ввести и Gold Members в связи с пожертвованиями. Пока не успел еще настроить, но плагин уже есть. Как немного разберусь с остальным (Сейчас не работает меню на ipad и это плачевно) — настрою. И вас зарегистрирую там.
На Paypal удобнее всего. На него все скрипты для блога и покупаются. Яндекс.Деньги для удобства тех у кого PayPal нет.
Уважаемые друзья-фотографы, читатели блога, не скупитесь, давайте поддержим проект! Ведь информация тут очень ценная, компетентная, в интернете ничего подобного и днём с огнём не найдёшь! Я рад, что вношу свою лепту в благое дело, а не в фонд поддержки серых китов.
Уважаемый Дмитрий! Желаю успехов вашему блогу, а Вам здоровья. Ждём от Вас новых статей!
Объективы, часть II. Характеристики и свойства объективов
Читайте также:
Резкость объектива: что это
Насколько объектив резкий? Насколько четкое изображение он может дать? На этот вопрос отвечает разрешающая способность объектива. Мы уже сталкивались с понятием разрешения в контексте цифрового изображения. Мы выяснили, что чем выше разрешение цифрового изображения, тем оно более качественное, более детализированное. В случае с объективом все то же самое. Чем выше его разрешающая способность, тем более детализированную картинку можно получить с этого объектива. Однако, разрешение объектива измеряется совсем иначе, не в количестве точек (как в случае с цифровым изображением). Ведь объектив проецирует на матрицу фотоаппарата изображение, не разбитое на мелкие элементы-пиксели. И его разрешение поэтому измерить сложнее. Тем более, резкость объектива будет зависеть от диафрагмы, на которой ведется съемка, а в случае с зум-объективами, еще и от выбранного фокусного расстояния. Чтобы дать общую характеристику резкости объектива, проводится целое лабораторное исследование, а по его итогам составляются так называемые графики MTF. О том, как читают графики MTF, а также с самими графиками по каждому объективу Nikon, можно ознакомиться на официальном сайте Nikon: https://nikoneurope-ru.custhelp.com/app/answers/detail/a_id/27512
Однако фотограф работает не в лабораторных условиях, и на резкости итогового изображения влияет масса побочных факторов как технического характера (например, высокое ISO, неправильная выдержка, неточность фокусировки, нехватка глубины резкости), так и прочие обстоятельства. Например, передняя линза объектива может быть загрязнена, при ярком солнце объектив может поймать блик, резкость объектива может портить защитный светофильтр или другие насадки, при фотографировании на улице может быть смог или туман, очень часто резкость кадров портится некорректной компьютерной обработкой.
Поэтому лучше всего о резкости объектива судить не по графикам, а по корректно снятым фотографиям с этого объектива. Ведь оценивать свои фотографии мы будем не математически, а собственными глазами и чувствами.
В интернете сегодня очень много примеров снимков с любой оптики. Их можно найти как на официальных сайтах производителей объективов, так и в тестах, на популярных фотохостингах. Например, на сайте Pixel-Peeper.com собраны миллионы снимков, сделанных пользователями фотохостинга Fliсkr на ту или иную фототехнику.
Снимок, по которому можно оценить резкость объектива. Кадр не смазался на слишком длинной выдержке, фокусировка точна, минимальный уровень цифрового шума.
По этому снимку невозможно оценить резкость объектива. Объект съемки немного смазался в движении, очень много цифровых шумов из-за высокого ISO. Да и в точности фокусировки уверенности нет.
Кстати, посмотрев в интернете примеры снимков на тот или иной объектив, мы еще раз убедимся в том, что даже на самый качественный объектив можно снять плохой кадр — всё зависит от навыков фотографа. Чтобы оценить резкость изображения по фотопримерам, стоит обратить внимание как на центр кадра, так и на его края. В центре кадра объектив всегда имеет самое высокое разрешение, тогда как к его краям оно может заметно снижаться. В самом факте небольшого снижения резкости к краю кадра нет ничего страшного: в конце концов на самом краю фотографии редко располагают значимые объекты. При оценке резкости объектива стоит иметь в виду, что при максимально открытой диафрагме резкость изображения зачастую не так высока, как при F8-F11. На более закрытых диафрагмах резкость опять начинает постепенно снижаться. Поэтому не стоит без необходимости использовать диафрагмы F16-F32.
Если разрешающей способности объектива будет не хватать при практическом его использовании, при полном увеличении снимков мы увидим, что даже с абсолютно точной фокусировкой они будут давать не совсем резкое изображение. Часто в таком случае фотографы говорят “объектив мылит”. “Мылят” частенько самые простые, недорогие объективы, например “китовые”, поставляющиеся в комплекте с камерой. Безусловно, и на “китовую” оптику можно получать прекрасные снимки, однако продвинутые фотографы предпочитают по мере возможности сменить их на более совершенные модели объективов в зависимости от своих задач.
Сравним на фотопримере резкость трех объективов разных классов: зума начального уровня, профессионального зум-объектива и фикс-объектива. Мы выбрали типичных представителей каждого класса, так что результаты сравнения будут в той или иной мере характерны для всех представителей этих категорий оптики. Все кадры сделаны на фотоаппарат Nikon D5300 при диафрагме F8, то есть на пике резкости данных объективов. Сравним фрагменты из центра изображения при 100% увеличении.
Зум-объектив начального уровня. Nikon AF-S DX 18-140mm F3.5-5.6G ED VR Nikkor
Зум-объектив профессионального класса Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor
Объектив с постоянным фокусным расстоянием Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor
Каждый фотограф решает для себя сам: какой резкости ему достаточно для своих задач и выбирает соответствующую оптику. О выборе оптики для тех или иных видов фотосъемки мы поговорим еще не раз в следующих уроках. Уже сейчас можно ознакомиться с материалами рубрики “Как это снято?”, чтобы увидеть какими объективами снимают в тех или иных ситуациях.
Субъективные характеристики: “Рисунок” объектива и красота боке
Эти характеристики называются субъективными потому, что их нельзя измерить и оцениваются фотографами исходя из собственных вкусов и творческого опыта. Множество фотографов, особенно занятых не творческой, а технической фотографией вообще не интересуют такие понятия как “рисунок” и боке.
Поскольку каждая модель объектива имеет ту или иную оптическую систему, проецируемое ими на матрицу изображение может различаться не только по резкости, но и по своему художественному характеру. Такой характер изображения, даваемого объективом, фотографы называют “рисунком”. С понятием рисунка соседствует понятие “боке”. Боке — зона нерезкости на фото. Различные объективы дают различное боке. Характер боке зависит от оптической системы объектива и от устройства его механизма диафрагмы. Считается, что чем круглее будет отверстие диафрагмы, тем приятнее получится боке и тем более правильную форму будут иметь круглые блики от точечных источников света на фоне. Производители часто устанавливают в объектив специальные скругленные лепестки диафрагмы для получения красивого боке.
Понятия рисунок и боке чаще всего используются применительно к светосильной оптике и объективам с постоянным фокусным расстоянием, так как считается, что такие объективы обладают ярко выраженным, характерным рисунком. У какого объектива красивее рисунок и лучше боке — решает каждый фотограф сам для себя.
Кадр, снятый на объектив Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor при его максимально открытой диафрагме.
Кадр, снятый на объектив Nikon AF-S DX 18-140mm F3.5-5.6G ED VR Nikkor при максимально открытой диафрагме.
Устройство объектива фотоаппарата и органы управления.
Разберемся с тем, какие детали и органы управления расположены на объективе и зачем они нужны.
Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
Nikon AF-S DX 18-140mm F3.5-5.6G ED VR Nikkor
Байонетное крепление. При помощи него объектив устанавливается на фотоаппарат.
Название объектива. Чуть ниже мы научимся расшифровывать все обозначения, используемые в названиях объективов Nikon.
Переключатель между автоматической (A) и ручной (M) фокусировкой объектива.
Включение и выключение оптического стабилизатора (VR — Vibration Reduction) объектива. Имеется только на объективах, оснащенных этим самым стабилизатором.
Кольцо фокусировки. Необходимо для ручной фокусировки объектива.
Шкала выбранного фокусного расстояния. Есть на большинстве зум-объективов, за исключением самых простых. На объективах с постоянным фокусным расстоянием тоже отсутствует за ненадобностью.
Кольцо зумирования. Имеется только у зум-объективов. Необходимо для смены фокусных расстояний объектива (а вместе с этим и угла обзора объектива).
Крепление для бленды. Бленда — это своеобразный “козырёк”, защищающий его переднюю линзу от бликов, которые могут возникнуть при съемке на ярком солнце. Помимо этого, бленда может выполнять защитную функцию, делая переднюю линзу объектива более труднодоступной для пальцев рук и защищая ее от физических повреждений при падении объектива.
Резьба для установки светофильтров на объектив. Каждый объектив имеет определенный диаметр резьбы. Измеряется этот диаметр в миллиметрах: 52 мм, 67 мм, 72 мм, 77 мм. Под каждый диаметр резьбы выпускаются специальные светофильтры. Самый распространенный светофильтр — защитный. Его функция — защищать переднюю линзу объектива от механических повреждений. Светофильтрам будет посвящен отдельный урок, ведь это весьма обширная тема. Как узнать диаметр резьбы под светофильтр вашего объектива? Обычно он написан рядом с его передней линзой. Если же вдруг там он не написан, всегда можно найти характеристики объектива в интернете или инструкции к нему. Помимо этого, можно посмотреть на обратную сторону крышки от объектива. На них часто указан диаметр.
10.Шкала дистанции фокусировки. Есть не на всех объективах. Помогает понять, на какую дистанцию сейчас сфокусирован объектив. Особенно полезна при предметной, пейзажной фотосъемке.
Читаем название объектива. Технологии объективов Nikon
Пример названия объектива
Какое фокусное расстояние у объектива, какая светосила? Подойдет ли он к вашей фотокамере? Всё это можно узнать из названия объектива. Научимся его читать. Прежде всего, в названии объектива указан производитель. Объективы производства компании Nikon называются Nikkor — это фирменное название семейства оптики. В названии объектива это слово может употребляться наравне с названием фирмы-производителя.
Остальное название объектива строится из аббревиатур, обозначающих те или иные технологии и стандарты, и числовых характеристик: фокусное расстояние и светосила.
Мы уже знаем, что фокусное расстояние объектива обозначается в миллиметрах. В случае с зум-объективами указывается самое короткое и самое длинное фокусное расстояние данного через тире. Например: “18 — 55мм”. Если перед нами фикс-объектив, то и его фокусное расстояние обозначается одним числом. Например: “50 мм”. Светосила объектива, как и фокусное расстояние, может быть постоянной и переменной. У некоторых зум-объективов встречается переменная светосила. Тогда так же через черточку указывается светосила объектива при самом коротком фокусном расстоянии и на самом длинном. К примеру: F/3.5-5.6. Если же объектив обладает постоянной светосилой, светосила обозначается одним числом. Например: “F/1.4”.
Среди аббревиатур в названии современного объектива от Nikon могут использоваться следующие:
AF (Autofocus) — автофокусные объективы без встроенного мотора для автоматической фокусировки. Используют мотор, встроенный в фотокамеру. Не все современные фотоаппараты имеют встроенный мотор для фокусировки: у бюджетных аппаратов Nikon его нет.
Такие объективы называются “отверточными”, как и фотокамеры, обладающие встроенным мотором фокусировки. Такое название получено из-за того, что привод автофокуса, выглядывающий из байонета фотоаппарата, похож на отвертку. Этот привод крутит специальный “винтик” на объективе, тем самым перемещая группы линз и наводя объектив на резкость.
Байонет камеры без встроенного привода фокусировки.
Байонет камеры со встроенным приводом фокусировки. Красным квадратом выделена та самая “отвертка”, обеспечивающая связь между объективом типа “AF” и встроенным мотором фокусировки.
Если такой объектив будет установлен на фотокамеру без встроенного привода фокусировки, автофокус не будет работать. Будет возможна только ручная фокусировка.
На сегодня встроенный привод фокусировки имеют фотокамеры начиная с Nikon D7100 и старше: Nikon D600, Nikon D610, Nikon D750, Nikon D800, Nikon D800E, Nikon D810, Nikon D4, Nikon D4s.
Не имеют встроенный привод фокусировки камеры младше Nikon D7100: Nikon D3200, Nikon D3300, Nikon D5200, Nikon D5300 и другие.
На сегодня “отверточные” объективы считаются практически устаревшими, все новые объективы оснащаются собственными моторами и имеют аббревиатуру “AF-S”.
AF-S (AF-Silent Wave Motor) — автофокусный объектив со встроенным мотором автофокуса. При использовании такого объектива автофокус будет работать на любой цифровой зеркальной фотокамере Nikon.
SWM (Silent Wave Motor) — ультразвуковой мотор фокусировки. Используется в объективах стандарта AF-S.
G (G-type) — Объективы без кольца управления диафрагмой. Кольцо управления не нужно при использовании современных фотоаппаратов, поэтому от него решили избавиться. Однако, объективы серии G не получится использовать на старых, полностью механических фотоаппаратах типа Nikon FM3a, Nikon FM10
Micro (Macro) — предназначенные для макросъемки объективы. Обладают короткой минимальной дистанцией фокусировки, что позволяет снимать предметы очень крупным планом.
PC-E (Perspective Control) — тилт-шифт объективы, объективы с коррекцией перспективы.
ED — в объективе использованы специальные линзы для снижения хроматических аберраций.
AS — в объективе используются асферические линзы.
IF (Internal focus) — объектив с внутренней фокусировкой. При фокусировке передняя линза объектива остается неподвижной. Таким образом повышается надежность объектива.
RF (Rear Focusing) — почти то же самое, что IF. Только фокусировка осуществляется задними оптическими элементами с малым весом, а значит занимает меньше времени.
DC (Defocus Control) — функция контроля зоны нерезкости. Включив ее, можно добиться более красивого боке.
VR (Vibration Reduction) — очень важная функция: стабилизатор изображения.
N (Nano Crystal Coat) — за счет нанесения на линзы объективы нанокристаллов уменьшается подверженность объектива к бликам, получается более контрастное изображение.
AF-D, D (AF-Distance Information) — объективы, передающие камере информацию о дистанции до объекта. Сегодня эта возможность есть у всех объективов. Объективы, маркирующиеся аббревиатурами AF-D и D — это не самые новые объективы.
DX — объектив разработан для камер с матрицами формата APS-C. Объектив проецирует изображение небольшого размера, как раз для уменьшенной матрицы APS-C. Так что если поставить его на камеру с полнокадровой матрицей (а это вполне возможно), по краям кадра будет очень сильное затемнение. Современные полнокадровые камеры Nikon имеют режим совместимости с DX-оптикой. В таком режиме фотокамера будет получать изображение не со всей площади матрицы, а с области, равной по площади матрице формата APS-C. То есть никакого виньетирования (затемнения краев) не будет, но и полнокадровый аппарат превратиться в кроп-камеру.
FX — объектив, разработанный для использования с полнокадровыми фотоаппаратами. В полной мере может использоваться и с камерами APS-C.
CX — объективы, разработанные для использования с фотокамерами системы Nikon 1. Несовместимы с зеркальными аппаратами Nikon, имеющими байонет Nikon F.
Теперь мы запросто сможем расшифровать названия объективов Nikkor, узнать об их основных характеристиках, технологиях и стандартах.
Подробнее с технологиями и аббревиатурами, использующимися в названиях объективов можно познакомиться на сайте Nikon: http://www.nikon.ru/ru_RU/product/nikkor-lenses/glossary
На этом тема изучения объективов не окончена. В следующих уроках нам предстоит узнать как классифицируются объективы по углу обзора, как меняется передача пространства и перспективы на объективах с различным фокусным расстоянием, как работать с глубиной резкости.