как узнать самозанятых по инн
Как проверить статус самозанятого
Если компания платит самозанятому, который на самом деле не самозанятый, налоговая может выставить штрафы за отчеты и потребовать доплатить взносы и НДФЛ. Рассказываем, как проверить статус исполнителя.
Зачем проверять регистрацию самозанятого
Компания вправе работать с исполнителями-физлицами и самозанятыми. Самозанятые — те, кто зарегистрировались как плательщики налога на профессиональный доход.
С гонорара самозанятому компания не платит налоги, взносы и не сдает отчеты. Заплатили, и всё. Но, когда компания переводит деньги, например дизайнеру-физлицу, она должна вместе с переводом оплаты:
Если заплатить исполнителю и не отчитаться, будут штрафы.
Штрафы, если заплатить исполнителю и не отчитаться
С самозанятыми ничего этого делать не надо, достаточно просто напрямую оплатить услуги. Но если фрилансер говорит, что самозанятый, а на самом деле он не самозанятый, то однажды налоговая это заметит и попросит заплатить за всё время работы. Поэтому лучше всё-таки проверить статус фрилансера самим.
Как проверить, самозанятый исполнитель или нет
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых. Чтобы узнать статус исполнителя, компании понадобится его ИНН.
Для проверки переходим по ссылке, открывается окно с двумя строками: поисковый запрос — сюда вводим ИНН исполнителя — и дата.
Вводим ИНН и дату, нажимаем кнопку «Найти». Если исполнитель зарегистрировался как самозанятый, ответ будет таким:
Второй вариант ответа сервиса — «не является плательщиком налога на профессиональный доход». Значит, исполнитель не самозанятый.
Советуем проверить статус самозанятого перед оплатой и сделать скриншот результатов. На всякий случай.
Хочу принять на работу самозанятого: как составить договор и подтверждать расчёты
Работать с самозанятыми выгодно: не надо платить за них НДФЛ 13%, страховые взносы и сдавать отчётность, а оплату их работ и услуг можно относить к расходам — и уменьшать налоги к уплате. Но если неправильно оформить отношения с такими сотрудниками, работодатель рискует: налоговая доначислит налоги, страховые взносы и выпишет штраф.
Если вам некогда читать всю статью, смотрите блок «Коротко» в конце материала.
Чтобы начать работать с самозанятым, проверьте его статус, заключите договор и собирайте чеки после каждой оплаты. Вот как это сделать.
Проверьте, что сотрудник действительно самозанятый
Если вы только начинаете сотрудничать с самозанятым, удостоверьтесь, что он действующий плательщик налога на профессиональный доход. Бывает, что некоторые становятся самозанятыми, а потом снимаются с учёта. Работодатели, не зная этого, продолжают работать с ними как с самозанятыми: не платят за сотрудников подоходный налог и страховые взносы. Если налоговая об этом узнает, вам нужно будет заплатить за бывшего самозанятого НДФЛ и внести взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.
Проверить статус самозанятого можно двумя способами: попросить сотрудника прислать справку о постановке на учёт или пробить самозанятого по ИНН на сайте налоговой. Обе проверки равнозначны и бесплатны. Выбирайте тот способ, который удобнее.
Справка о постановке на учёт. Попросите самозанятого прислать справку из приложения «Мой налог». Такая справка формируется бесплатно.
Справка о постановке самозанятого на учёт
Проверка статуса самозанятого на сайте налоговой
Составьте договор
Для работы с самозанятым подойдёт типовой гражданско-правовой договор, например договор оказания услуг. Можно подписать такой договор один раз перед началом работы или подписывать его перед каждой оплатой в виде договора-счёта-акта. Второй способ подойдёт, если вы будете оформлять с самозанятым акты выполненных работ.
Договор с самозанятым немного отличается от того, который работодатель подписывает с обычными сотрудниками. Вот примеры формулировок, которые содержит договор с самозанятым. Используйте их или подобные.
Сафонова Ольга Сергеевна, являющаяся плательщиком налога на профессиональный доход на основании справки о регистрации плательщика налога на профессиональный доход № ХХХXX, именуемая далее «Исполнитель», с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Космос», в лице Генерального директора Бухарова Ивана Олеговича, действующего на основании Устава, далее именуемое «Заказчик», с другой стороны (далее «Стороны»), заключили настоящий договор (далее – «Договор») о нижеследующем.
Работодатель не платит НДФЛ и страховые взносы
Исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход, в связи с чем Заказчик освобождается от обязанности перечислять налоги и страховые взносы за Исполнителя в бюджет РФ на основании п.8 ст.2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Самозанятый обязан выдавать чеки
Исполнитель обязуется при получении оплаты от Заказчика предоставлять чеки из приложения «Мой налог».
Самозанятый обязан сообщить об утере статуса самозанятого
В случае снятия Исполнителя с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход он обязуется сообщить об этом Заказчику письменно в течение 3 дней с даты снятия с такого учета.
Важно. Отношения с самозанятым регулирует гражданско-правовой договор, а не трудовой. Поэтому в договоре с самозанятым не должны быть прописаны должностные обязанности, штатное расписание, режим рабочего времени и времени отдыха. Если включить эти пункты в договор с самозанятым, при проверке налоговая может посчитать такой договор трудовым — и обязать работодателя доплатить за сотрудника налоги и взносы.
Запрашивайте чеки после каждой сделки
После того, как самозанятый выполнил работы или услуги, он должен прислать чек из приложения «Мой налог». Чек — подтверждение оплаты и гарантия того, что работодателю не надо платить НДФЛ и взносы. Без чека вы не можете отнести сумму, которую перевели самозанятому, к расходам и провести её в бухгалтерии. А если налоговая во время проверки на увидит чеки по выплатам, то обяжет работодателя доплатить за сотрудника НДФЛ и страховые взносы, а также оштрафует. Штраф составит 20% от суммы, недоплаченной в бюджет.
Чек из приложения «Мой налог»
По закону самозанятый обязан отправить чек не позднее 9 числа месяца, следующего за месяцем оплаты. Например, если вы оплатили работу в марте, самозанятый должен прислать чек не позднее 9 апреля. Но лучше договориться, чтобы сотрудник отправлял чеки после каждой оплаты: так вы не запутаетесь в документах.
Проверьте чек. Получив чек, убедитесь, что он верный. Если вы заплатили самозанятому 5 тысяч рублей, а он выдал чек на 4 тысячи, то вы не сможете подтвердить расходы в бухгалтерии. Проверьте на чеке вид работ, сумму, ИНН заказчика и исполнителя. Если обнаружите ошибку, попросите самозанятого аннулировать чек в приложении «Мой налог» и выбить его заново.
Как хранить чеки. Самозанятый может выдавать чеки в электронном и бумажном виде. Хранить чеки вы можете в любом удобном формате. Например, можно складывать электронные чеки в папку сотрудника в облачном хранилище. Так вы не рискуете потерять документы при переустановке системы или очистке компьютера от вирусов.
Сколько хранить чеки. ИП обязаны хранить чеки четыре года, а компании — пять лет.
Чтобы оставить жалобу на самозанятого, выберите раздел «Иные обращения»
Чек обязателен, акт — на ваше усмотрение. Некоторые работодатели регулярно подписывают с самозанятым акт выполненных работ: это добавляет бумажной работы. Подписывать акты не обязательно, так как закон разрешает работать с самозанятым без них. Акт в этом случае — способ подстраховки для работодателя. То есть гарантия того, что исполнитель выполнил работу и у вас нет взаимных претензий. Такой акт пригодится в спорной ситуации, например, его можно использовать как доказательство в суде.
Так выглядит акт, который подписывают с самозанятым
Коротко: как принять на работу самозанятого
Для работы с самозанятым подойдёт типовой гражданско-правовой договор, например договор оказания услуг, или договор-счёт-акт.
В договоре должны быть прописаны статус самозанятого, обязанность самозанятого выдавать чеки и вовремя сообщать о снятии с режима НПД, а также то, что работодатель не платит НДФЛ и страховые взносы за сотрудника.
После каждой оплаты самозанятый должен сформировать чек в приложении «Мой налог» и отправить его работодателю.
ИП обязаны хранить чеки четыре года, ООО — пять лет.
Закон разрешает работать с самозанятым без актов выполненных работ. Акты можно собирать для подстраховки.
Как проверить, что самозанятый – точно тот, за кого себя выдает
Новая категория самозанятых бизнесменов появилась в России относительно недавно. Поэтому многие компании еще пока не сталкивались с такими контрагентами и по-старинке привлекают для выполнения работ исполнителей из числа физлиц или ИП.
Однако количество самозанятых уже перевалило за миллион и это еще не предел. Их будет еще больше, ведь старт новому спецрежиму в некоторых регионах был дан только несколько месяцев назад.
Все когда-то бывает в первый раз, в том числе и договор с самозанятым исполнителем. Что нужно учесть при заключении такого договора, как компании обезопасить себя и не попасть ненароком в неприятную историю с доначислением налогов? Этим вопросам посвятим новый пост нашего блога.
Проверьте статус
Допустим, вы где-то по рекламному объявлению, или с помощью сарафанного радио нашли человека, который может выполнить для вас работу и он утверждает, что является плательщиком НПД.
Отлично! Значит не придется платить за него взносы, удерживать НДФЛ, отчитываться. Налицо экономия денег и времени.
Но на радостях не забудьте проявить бдительность и проверить, действительно ли данный гражданин на данный момент является самозанятым.
Причем узнать статус исполнителя можно как на текущую дату, так и на любую другую.
В описании к сервису ФНС указывает, что с его помощью можно бесплатно узнать, является ли человек самозанятым, при работе с которым не нужно удерживать НДФЛ и начислять на его вознаграждение страховые взносы, а также, что сформированные им чеки действительно отправляются в налоговую, и ИП и юрлицам можно учитывать их в расходах.
Составьте договор
При составлении договора будет нелишним в преамбуле указать, что исполнитель является налогоплательщиком налога на профессиональный доход. Таким образом уже из шапки договора будет понятно, что никаких взносов компания-заказчик за этого исполнителя платить не будет.
Если же плательщик НПД — это действующий индивидуальный предприниматель, то обычно в договоре не указывают применяемый им режим налогообложения.
Иногда может возникнуть такая ситуация, когда договорные отношения с ИП длятся уже давно, но в процессе он решил сменить режим налогообложения и перешел на НПД. У заказчиков возникает вопрос, что делать с договором — перезаключать его или составлять доп.соглашение?
ФНС, рассматривая такую ситуацию, успокаивает: ничего делать не надо. Заключение нового договора может потребоваться, если до применения НПД предприниматель был на общем режиме, являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала НДС. Тогда для урегулирования цены можно заключить новый договор или допник.
Если после перехода исполнителя-ИП на НПД существенные условия договора не изменились, заключать новый договор или вносить изменения в уже существующий не требуется.
Еще раз проверьте статус
Допустим, вы проверили исполнителя по реестру на сайте ФНС. Но жизнь не стоит на месте. Если гражданин на момент заключения договора являлся самозанятым, это не значит, что он все еще пребывает в этом статусе к моменту перечисления ему денег за выполненную работу.
Поэтому перед тем, как отправить платеж, целесообразно еще раз проверить — есть ли запись в реестре по этому гражданину.
Что будет, если самозанятый уже не самозанятый
Увы, но может произойти неприятная ситуация, когда к моменту перечисления денег (или уже после этого) заказчик узнает, что исполнитель либо сам отказался от статуса самозанятого, либо его регистрация была аннулирована по ряду причин.
В случае с исполнителем-ИП потеря им статуса плательщика НПД не принесет головной боли заказчику, потому что свои налоги ИП в любом случае платит сам.
А вот с обычным физлицом все гораздо сложнее.
В общем, мороки много и лучше в такие неприятные ситуации не попадать.
Можно оптимизировать процесс сотрудничества
Бухгалтеру не придется волноваться, проверять статус исполнителя, тратить на всю эту суету свое время и нервы, если нанять самозанятого специалиста через специальную биржу.
БиржаАутсорсинга.рф — это онлайн-площадка, предназначенная для контакта заказчиков с самозанятыми исполнителями.
Мы проверяем исполнителя и отстраняем от работы на бирже, если он утратил статус самозанятого.
Также перед допуском к выполнению работ наш сервис проверяет действительность всех документов исполнителя, и наличие противоправных действий на территории РФ.
БиржаАутсорсинга.рф — это современный инструмент управления исполнителями. Мы сокращаем время на рутину, повышаем эффективность.
В Контур.Фокусе теперь можно проверить статус самозанятого
Что такое самозанятость
НПД — это специальный налоговый режим для самозанятых, который называется «Налог на профессиональный доход» и составляет 4-6 %. Самозанятые не платят НДФЛ и страховые взносы.
Самозанятость могут оформить физические лица и индивидуальные предприниматели без сотрудников, доход которых не больше 2,4 млн рублей в год. С осени 2020 года самозанятым можно стать в любом регионе России.
Проверка самозанятого в Фокусе
Чтобы проверить, оформил ли человек самозанятость, достаточно знать его ИНН. Если физическое лицо применяет «Налог на профессиональный доход», эта информация отобразится в Фокусе.
Встречаются случаи, когда индивидуальный предприниматель не ликвидировал ИП, но при этом применяет НПД. Так работать, действительно, можно. Главное — вовремя сменить режим налогообложения (например, ОСНО или УСН) на НПД. Фокус покажет, если у физического лица есть ИП и оформлена самозанятость.
Источник информации
Сведения о самозанятых загружаются в сервис напрямую из ФНС. Проверка происходит в режиме онлайн. Когда пользователь ищет в Фокусе информацию о физическом лице или индивидуальном предпринимателе по ИНН, в сервисе отображается его актуальный статус.
10 полезных сервисов для самозанятых
По данным ФНС, количество самозанятых в России уже достигло отметки в 2 млн. Эксперты прогнозируют, что к 2024 году их будет около 6 млн человек. Ряды самозанятых отчасти пополняют за счет бывших индивидуальных предпринимателей, которые видят выгоду и удобство в применении нового налогового режима.
Сейчас льготный налоговый режим для самозанятых действует по всей стране. Он удобен: данные о легализации дохода автоматически передаются в налоговые органы через приложение «Мой налог». Сервис позволяет встать на учет, проводить платежи, получать электронные чеки и отчислять налоги.
Но помимо приложения для развития собственного дела самозанятым нужны другие полезные инструменты, которые помогают найти клиентов и упрощают работу.
Привлекать клиентов через сайт — Tilda
На Tilda самозанятый может разместить примеры работ, рассказать о специфике сотрудничества и поделиться другой важной для клиента информацией. Чтобы не тратить время и деньги на разработку визитки, можно использовать блочный конструктор сайтов.
Tilda позволяет сверстать одностраничный сайт по шаблону за несколько минут — достаточно выбрать готовые блоки, поменять надписи и картинки. И вот сайт готов. Он оптимизирован под просмотр на компьютере, планшете и смартфоне, отдельно готовить дизайн и верстку под каждое устройство не нужно.
Ничего не забывать — Todoist
В сервис-менеджер Todoist можно записать задачу и получить напоминание о ней в нужное время. Удобно, если у вас много дел, а носить с собой бумажный ежедневник не хочется.
В Todoist для каждой задачи можно определить название, подробности, добавить чек-лист. Есть повторяющиеся задачи — они помогают формировать привычки. Можно использовать визуализацию продуктивности — приложение будет показывать индикаторы прогресса из выполненных задач и напоминать, сколько дел еще осталось до конца дня или достижения какой-то конкретной цели.
Задачи в сервисе добавляются в один большой список или раскладываются по разделам. Для задач можно расставлять уровни приоритета, чтобы выделить важные дела. Сервис можно подключить к почте и создавать задачи, пересылая письма Todoist.
Подписать документы удаленно — Контур.Подпись
Благодаря сервису Контур.Подпись можно обмениваться документами без дублирования их на бумаге. ФНС и суды принимают электронные документы в качестве оригиналов.
Самозанятым, работающим удаленно, можно сотрудничать с заказчиками по всей России. Раньше для подписания договора нужно было его распечатать, расписаться и отнести на почту. И дождаться, пока экземпляр с подписью заказчика придет к вам.
Сервис позволяет подписывать такие документы, как договоры оказания услуг, акты приемки, описи или расписки.
Управлять проектами — Trello
Когда самозанятый не просто выполняет разовые и быстрые задачи, а занимается долгосрочными проектами, обычного ежедневника или таск-менеджера может уже не хватить. Попробуйте использовать специальные сервисы, рассчитанные на визуализацию процессов.
Например, в Trello управление проектом выглядит так:
Досок, колонок и карточек может быть сколько угодно. Карточки можно перетаскивать не только между колонками, но и между досками.
Trello полезен не только гибкостью, но и командной работой — на одной доске могут работать несколько человек. Это удобно, если у вас есть команда — все процессы будут прозрачными, ничего не потеряется.
Найти клиентов — YouDo
Сервис YouDo позволяет заказчикам искать исполнителей на разные задачи. Человек создает задание в каталоге сервиса в определенной категории, например, отнести цветы или создать сайт. Исполнитель откликается на это задание, оставляет свое сообщение. Заказчик просматривает профили и сообщения тех, кто хочет выполнить задание, и выбирает подходящее.
Сервис не берет комиссию за выполненный заказ. Оплачивать нужно отклики. Можно купить фиксированное количество или неограниченную возможность подавать заявки на задачи в течение месяца.
Автоматически формировать чеки
На сайте ФНС есть список банков, которые могут работать как посредники между налоговой, компаниями-партнерами и самозанятыми. Для получения услуг вам нужно зарегистрироваться в сервисе банка. После привязать к личному кабинету карту, на которую приходят деньги клиентов.
В Сбербанке любые поступления на такую карту будут считаться оплатой услуг самозанятых, нужно будет через приложение выдавать чек. Если самозанятому понадобится взять ипотеку или другой кредит, эти поступления помогут подтвердить доход.
Еще у банков есть партнеры. Например, таксист может работать в Яндекс.Go и «Ситимобил», курьер — в Яндекс.Еде или Delivery Club. Если самозанятый разрешит обмен данными о себе между банком и этими компаниями, то чеки будут формироваться и отправляться в бухгалтерию заказчика автоматически.
Проверить письмо на ошибки — «Орфограммка»
Пригодится, если самозанятому приходится часто общаться письменно или готовить текстовые материалы. В сервисе есть проверка пунктуации, грамматики и стилистики на основе машинного обучения.
«Орфограммка» работает через браузер — просто вставляете нужный текст для проверки, а сервис выделяет ошибки и дает объяснение, что не так и как правильно.
Сделать визитки и другие графические материалы — Canva
Попробуйте Canva, если вы время от времени нуждаетесь в визуальных материалах. Сервис работает как конструктор: выбираете готовый шаблон и меняете его содержимое.
Доступны десятки вариантов визиток, логотипов, презентаций, чек-листов, обложек и постов для соцсетей.
Держать нужные файлы под рукой — Google Диск
Облачное хранилище Google Диск — как виртуальная флешка, данные хранятся в Google. Открыть хранилище можно на любом устройстве. Например, можно использовать Google Диск таким образом:
Автоматизировать запись клиентов — Yclients
Сервис Yclients подходит для самозанятых, которые принимают клиентов в определенное время, например, парикмахеров, тренеров, сдающих квартиры посуточно, массажистов. Клиенты смогут сами забронировать свободное время, а самозанятый получит оповещение о встрече.
Систему для бронирования можно встроить в сайт, социальные сети, мобильное приложение или мессенджеры. Ссылка на онлайн-запись отправляется клиентам по SMS и в мессенджерах.
Копирование и любая переработка материалов Контур.Журнала запрещены
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.