как узнать самозанятый человек или нет по фамилии
Как проверить статус самозанятого
Если компания платит самозанятому, который на самом деле не самозанятый, налоговая может выставить штрафы за отчеты и потребовать доплатить взносы и НДФЛ. Рассказываем, как проверить статус исполнителя.
Зачем проверять регистрацию самозанятого
Компания вправе работать с исполнителями-физлицами и самозанятыми. Самозанятые — те, кто зарегистрировались как плательщики налога на профессиональный доход.
С гонорара самозанятому компания не платит налоги, взносы и не сдает отчеты. Заплатили, и всё. Но, когда компания переводит деньги, например дизайнеру-физлицу, она должна вместе с переводом оплаты:
Если заплатить исполнителю и не отчитаться, будут штрафы.
Штрафы, если заплатить исполнителю и не отчитаться
С самозанятыми ничего этого делать не надо, достаточно просто напрямую оплатить услуги. Но если фрилансер говорит, что самозанятый, а на самом деле он не самозанятый, то однажды налоговая это заметит и попросит заплатить за всё время работы. Поэтому лучше всё-таки проверить статус фрилансера самим.
Как проверить, самозанятый исполнитель или нет
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых. Чтобы узнать статус исполнителя, компании понадобится его ИНН.
Для проверки переходим по ссылке, открывается окно с двумя строками: поисковый запрос — сюда вводим ИНН исполнителя — и дата.
Вводим ИНН и дату, нажимаем кнопку «Найти». Если исполнитель зарегистрировался как самозанятый, ответ будет таким:
Второй вариант ответа сервиса — «не является плательщиком налога на профессиональный доход». Значит, исполнитель не самозанятый.
Советуем проверить статус самозанятого перед оплатой и сделать скриншот результатов. На всякий случай.
Как проверить, что самозанятый – точно тот, за кого себя выдает
Новая категория самозанятых бизнесменов появилась в России относительно недавно. Поэтому многие компании еще пока не сталкивались с такими контрагентами и по-старинке привлекают для выполнения работ исполнителей из числа физлиц или ИП.
Однако количество самозанятых уже перевалило за миллион и это еще не предел. Их будет еще больше, ведь старт новому спецрежиму в некоторых регионах был дан только несколько месяцев назад.
Все когда-то бывает в первый раз, в том числе и договор с самозанятым исполнителем. Что нужно учесть при заключении такого договора, как компании обезопасить себя и не попасть ненароком в неприятную историю с доначислением налогов? Этим вопросам посвятим новый пост нашего блога.
Проверьте статус
Допустим, вы где-то по рекламному объявлению, или с помощью сарафанного радио нашли человека, который может выполнить для вас работу и он утверждает, что является плательщиком НПД.
Отлично! Значит не придется платить за него взносы, удерживать НДФЛ, отчитываться. Налицо экономия денег и времени.
Но на радостях не забудьте проявить бдительность и проверить, действительно ли данный гражданин на данный момент является самозанятым.
Причем узнать статус исполнителя можно как на текущую дату, так и на любую другую.
В описании к сервису ФНС указывает, что с его помощью можно бесплатно узнать, является ли человек самозанятым, при работе с которым не нужно удерживать НДФЛ и начислять на его вознаграждение страховые взносы, а также, что сформированные им чеки действительно отправляются в налоговую, и ИП и юрлицам можно учитывать их в расходах.
Составьте договор
При составлении договора будет нелишним в преамбуле указать, что исполнитель является налогоплательщиком налога на профессиональный доход. Таким образом уже из шапки договора будет понятно, что никаких взносов компания-заказчик за этого исполнителя платить не будет.
Если же плательщик НПД — это действующий индивидуальный предприниматель, то обычно в договоре не указывают применяемый им режим налогообложения.
Иногда может возникнуть такая ситуация, когда договорные отношения с ИП длятся уже давно, но в процессе он решил сменить режим налогообложения и перешел на НПД. У заказчиков возникает вопрос, что делать с договором — перезаключать его или составлять доп.соглашение?
ФНС, рассматривая такую ситуацию, успокаивает: ничего делать не надо. Заключение нового договора может потребоваться, если до применения НПД предприниматель был на общем режиме, являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала НДС. Тогда для урегулирования цены можно заключить новый договор или допник.
Если после перехода исполнителя-ИП на НПД существенные условия договора не изменились, заключать новый договор или вносить изменения в уже существующий не требуется.
Еще раз проверьте статус
Допустим, вы проверили исполнителя по реестру на сайте ФНС. Но жизнь не стоит на месте. Если гражданин на момент заключения договора являлся самозанятым, это не значит, что он все еще пребывает в этом статусе к моменту перечисления ему денег за выполненную работу.
Поэтому перед тем, как отправить платеж, целесообразно еще раз проверить — есть ли запись в реестре по этому гражданину.
Что будет, если самозанятый уже не самозанятый
Увы, но может произойти неприятная ситуация, когда к моменту перечисления денег (или уже после этого) заказчик узнает, что исполнитель либо сам отказался от статуса самозанятого, либо его регистрация была аннулирована по ряду причин.
В случае с исполнителем-ИП потеря им статуса плательщика НПД не принесет головной боли заказчику, потому что свои налоги ИП в любом случае платит сам.
А вот с обычным физлицом все гораздо сложнее.
В общем, мороки много и лучше в такие неприятные ситуации не попадать.
Можно оптимизировать процесс сотрудничества
Бухгалтеру не придется волноваться, проверять статус исполнителя, тратить на всю эту суету свое время и нервы, если нанять самозанятого специалиста через специальную биржу.
БиржаАутсорсинга.рф — это онлайн-площадка, предназначенная для контакта заказчиков с самозанятыми исполнителями.
Мы проверяем исполнителя и отстраняем от работы на бирже, если он утратил статус самозанятого.
Также перед допуском к выполнению работ наш сервис проверяет действительность всех документов исполнителя, и наличие противоправных действий на территории РФ.
БиржаАутсорсинга.рф — это современный инструмент управления исполнителями. Мы сокращаем время на рутину, повышаем эффективность.
Хочу принять на работу самозанятого: как составить договор и подтверждать расчёты
Работать с самозанятыми выгодно: не надо платить за них НДФЛ 13%, страховые взносы и сдавать отчётность, а оплату их работ и услуг можно относить к расходам — и уменьшать налоги к уплате. Но если неправильно оформить отношения с такими сотрудниками, работодатель рискует: налоговая доначислит налоги, страховые взносы и выпишет штраф.
Если вам некогда читать всю статью, смотрите блок «Коротко» в конце материала.
Чтобы начать работать с самозанятым, проверьте его статус, заключите договор и собирайте чеки после каждой оплаты. Вот как это сделать.
Проверьте, что сотрудник действительно самозанятый
Если вы только начинаете сотрудничать с самозанятым, удостоверьтесь, что он действующий плательщик налога на профессиональный доход. Бывает, что некоторые становятся самозанятыми, а потом снимаются с учёта. Работодатели, не зная этого, продолжают работать с ними как с самозанятыми: не платят за сотрудников подоходный налог и страховые взносы. Если налоговая об этом узнает, вам нужно будет заплатить за бывшего самозанятого НДФЛ и внести взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.
Проверить статус самозанятого можно двумя способами: попросить сотрудника прислать справку о постановке на учёт или пробить самозанятого по ИНН на сайте налоговой. Обе проверки равнозначны и бесплатны. Выбирайте тот способ, который удобнее.
Справка о постановке на учёт. Попросите самозанятого прислать справку из приложения «Мой налог». Такая справка формируется бесплатно.
Справка о постановке самозанятого на учёт
Проверка статуса самозанятого на сайте налоговой
Составьте договор
Для работы с самозанятым подойдёт типовой гражданско-правовой договор, например договор оказания услуг. Можно подписать такой договор один раз перед началом работы или подписывать его перед каждой оплатой в виде договора-счёта-акта. Второй способ подойдёт, если вы будете оформлять с самозанятым акты выполненных работ.
Договор с самозанятым немного отличается от того, который работодатель подписывает с обычными сотрудниками. Вот примеры формулировок, которые содержит договор с самозанятым. Используйте их или подобные.
Сафонова Ольга Сергеевна, являющаяся плательщиком налога на профессиональный доход на основании справки о регистрации плательщика налога на профессиональный доход № ХХХXX, именуемая далее «Исполнитель», с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Космос», в лице Генерального директора Бухарова Ивана Олеговича, действующего на основании Устава, далее именуемое «Заказчик», с другой стороны (далее «Стороны»), заключили настоящий договор (далее – «Договор») о нижеследующем.
Работодатель не платит НДФЛ и страховые взносы
Исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход, в связи с чем Заказчик освобождается от обязанности перечислять налоги и страховые взносы за Исполнителя в бюджет РФ на основании п.8 ст.2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Самозанятый обязан выдавать чеки
Исполнитель обязуется при получении оплаты от Заказчика предоставлять чеки из приложения «Мой налог».
Самозанятый обязан сообщить об утере статуса самозанятого
В случае снятия Исполнителя с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход он обязуется сообщить об этом Заказчику письменно в течение 3 дней с даты снятия с такого учета.
Важно. Отношения с самозанятым регулирует гражданско-правовой договор, а не трудовой. Поэтому в договоре с самозанятым не должны быть прописаны должностные обязанности, штатное расписание, режим рабочего времени и времени отдыха. Если включить эти пункты в договор с самозанятым, при проверке налоговая может посчитать такой договор трудовым — и обязать работодателя доплатить за сотрудника налоги и взносы.
Запрашивайте чеки после каждой сделки
После того, как самозанятый выполнил работы или услуги, он должен прислать чек из приложения «Мой налог». Чек — подтверждение оплаты и гарантия того, что работодателю не надо платить НДФЛ и взносы. Без чека вы не можете отнести сумму, которую перевели самозанятому, к расходам и провести её в бухгалтерии. А если налоговая во время проверки на увидит чеки по выплатам, то обяжет работодателя доплатить за сотрудника НДФЛ и страховые взносы, а также оштрафует. Штраф составит 20% от суммы, недоплаченной в бюджет.
Чек из приложения «Мой налог»
По закону самозанятый обязан отправить чек не позднее 9 числа месяца, следующего за месяцем оплаты. Например, если вы оплатили работу в марте, самозанятый должен прислать чек не позднее 9 апреля. Но лучше договориться, чтобы сотрудник отправлял чеки после каждой оплаты: так вы не запутаетесь в документах.
Проверьте чек. Получив чек, убедитесь, что он верный. Если вы заплатили самозанятому 5 тысяч рублей, а он выдал чек на 4 тысячи, то вы не сможете подтвердить расходы в бухгалтерии. Проверьте на чеке вид работ, сумму, ИНН заказчика и исполнителя. Если обнаружите ошибку, попросите самозанятого аннулировать чек в приложении «Мой налог» и выбить его заново.
Как хранить чеки. Самозанятый может выдавать чеки в электронном и бумажном виде. Хранить чеки вы можете в любом удобном формате. Например, можно складывать электронные чеки в папку сотрудника в облачном хранилище. Так вы не рискуете потерять документы при переустановке системы или очистке компьютера от вирусов.
Сколько хранить чеки. ИП обязаны хранить чеки четыре года, а компании — пять лет.
Чтобы оставить жалобу на самозанятого, выберите раздел «Иные обращения»
Чек обязателен, акт — на ваше усмотрение. Некоторые работодатели регулярно подписывают с самозанятым акт выполненных работ: это добавляет бумажной работы. Подписывать акты не обязательно, так как закон разрешает работать с самозанятым без них. Акт в этом случае — способ подстраховки для работодателя. То есть гарантия того, что исполнитель выполнил работу и у вас нет взаимных претензий. Такой акт пригодится в спорной ситуации, например, его можно использовать как доказательство в суде.
Так выглядит акт, который подписывают с самозанятым
Коротко: как принять на работу самозанятого
Для работы с самозанятым подойдёт типовой гражданско-правовой договор, например договор оказания услуг, или договор-счёт-акт.
В договоре должны быть прописаны статус самозанятого, обязанность самозанятого выдавать чеки и вовремя сообщать о снятии с режима НПД, а также то, что работодатель не платит НДФЛ и страховые взносы за сотрудника.
После каждой оплаты самозанятый должен сформировать чек в приложении «Мой налог» и отправить его работодателю.
ИП обязаны хранить чеки четыре года, ООО — пять лет.
Закон разрешает работать с самозанятым без актов выполненных работ. Акты можно собирать для подстраховки.
Проверка статуса самозанятого и новые источники в лицензиях
В сервисе появились сведения о самозанятых — плательщиках «Налога на профессиональный доход». А в карточки российских компаний добавили еще три вида лицензий Минстроя и Минпромторга.
Кто может быть самозанятым
Самозанятыми могут быть физлица и индивидуальные предприниматели без наемных сотрудников, а максимальный доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн рублей в год.
Самозанятые освобождены от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Вместо этого они платят только НПД — это специальный налоговый режим для самозанятых, который называется «Налог на профессиональный доход». При работе с физлицами НПД — 4 %, а при работе с организациями и ИП — 6 %.
Особенность применения НПД индивидуальным предпринимателем
Если индивидуальный предприниматель решил стать самозанятым, то он не обязан ликвидировать ИП. Однако предприниматель должен отказаться от текущего режима налогообложения, например, УСН и сменить его на НПД. С другими налоговыми режимами НПД совмещать нельзя.
Пример:
Как узнать статус самозанятого в Фокусе
Чтобы проверить статус физлица в Фокусе, достаточно указать его ИНН в поисковой строке. А еще можно перейти в поиск по физлицам из карточки проверяемой организации или индивидуального предпринимателя.
Источник сведений — ФНС.
Пример:
Новые источники в лицензиях
В карточках российских компаний теперь отображаются новые виды лицензий Минстроя и Минпромторга.
Вся правда о проверках и штрафах для самозанятых
Недавно СМИ облетела радостная новость — налоговикам запретили проводить проверки самозанятых без разрешения Управления оперативного контроля ФНС (Письмо ФНС от 26.06.2019 № ЕД-4-20/12490@). А за что вообще можно оштрафовать самозанятого? Возможно ли это сделать без проверки (в привычном «бухгалтерском» смысле)? И как вообще проверяют самозанятых?
Сразу оговоримся — в качестве самозанятых мы имеем в виду плательщиков налога на профессиональных доход (НПД). Какими еще бывают самозанятые — смотрите здесь.
Нарушен порядок формирования чека для покупателя
Загадка из российских налоговых реалий: кто может не применять онлайн-кассу, но чек покупателю обязан выдать? Правильный ответ: официально зарегистрированный самозанятый.
Система «Мой налог», по сути, исполняет функцию ККМ. Плательщик НПД должен передавать данные о каждом случае получения дохода в ФНС. И формировать чек для передачи покупателю.
Если это не сделать, вот вам первый повод оштрафовать самозанятого по ст. 129.13 НК РФ — за нарушение порядка выдачи чека. Обратите внимание: подобным нарушением порядка считается невыдача чека или выдача неправильного чека. Сроки, в которые надо выдать чек, оговорены отдельно.
Чек сформирован с опозданием
В какие сроки и как надо выдавать чек, прописано достаточно подробно (п. 3 ст. 14 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Если оплата производится наличными деньгами и (или) с использованием электронных средств платежа, то чек нужно выдать в момент расчета — в электронном или бумажном виде.
Интересный момент — в расчетах между самозанятым и его покупателем может быть посредник (п. 2 ст. 7, п. 2 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Видимо, имеется ввиду ситуация, когда некое лицо (критерии в законе не уточняются) набирает самозанятых и действует как агент, получая деньги и передавая самозанятым их долю.
Если в расчетах участвует посредник, то самозанятому формировать и выдавать чек не надо. Можно предположить, что заниматься выдачей чеков должен тот самый посредник (чеков из «Мой налог» или чеков ККМ — история пока тоже умалчивает).
Обо всех расчетах через посредника налогоплательщику НПД все равно нужно известить свою ФНС не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Видимо, надо все-таки выбить один чек на посредника на сумму заработанных через него денег за месяц.
Если не сформировать чек вовремя — ждите штраф по ст. 129.13 НК РФ.
Размер штрафа
Если самозанятый попался на мухлеже с чеком в первый раз, предусмотрен штраф в размере 20% от суммы, которую он не пробил или пробил с опозданием.
Если попался повторно в течение 6 месяцев — в «штрафной» бюджет придется отдать всю сумму, по которой накосячил с чеками.
Как же проверяют самозанятых?
Пока налоговики не придумали ничего лучше старой доброй практики «подсадных уток».
Например, предлагаете вы услуги помощи в домашнем хозяйстве через интернет. С вами связывается заказчик, вы приходите, что-то делаете, получаете оплату, а чек не выдаете. Ваш заказчик гордо демонстрирует вам удостоверение инспектора ФНС и далее по сюжету. Метод отработан налоговиками еще на кассах-«не онлайн». Просто, надежно и практично, как говорится…
Еще возможен вариант, когда получатель услуг самозанятого окажется чем-то недоволен и «настучит» в ФНС, что данный самозанятый еще и чеки не выдает. Но такие случаи в нашей стране все-таки редкость.
Ну и, конечно, налоговики могут запросить данные о поступлении денег на счета самозанятого и сравнить их с тем, что прошло через «Мой налог» (правда, запрос в банк возможен, когда в отношении самозанятого инициирована налоговая проверка). И если налоговая докажет, что это выручка,— поступившие суммы будут считаться доходом самозанятого.
Кстати, презумпция невиновности налогоплательщика, провозглашенная п. 6 ст. 108 НК РФ, далеко не всегда на практике срабатывает.
А если регистрации самозанятого нет?
Если у вас вообще нет регистрации в качестве самозанятого и вы попались на оказании платных услуг, то штрафовать вас будут иначе — как ведущего предпринимательскую деятельность без регистрации этой деятельности и уплаты налогов с нее.
А главное — вас не будут рассматривать как самозанятого, чтобы на вас не распространялись поблажки по запрету на проверки, предусмотренные на 2019 год.
Выводы
«Не проверять самозанятых» на практике вовсе не означает, что не будут проводить проверки «физиков», которые заняты какой-то приносящей доход деятельностью вне трудовых договоров и ГПД.
Максимум, на что может рассчитывать официально зарегистрированный самозанятый, который попался на «хитростях» с чеками, — это на то, что без разрешения спецуправления ФНС налоговики «на месте» не станут проверять движение денег по счетам за весь период деятельности.
Вместе с тем, ничто не мешает инспекторам заявить в спецуправление, что у них имеется подтверждение нарушений в работе самозанятого. И вполне возможно, что разрешение на детальную проверку они таким образом получат.
Ну а если «физик» не зарегистрирован никак, действуют вообще другие правила: проверять и штрафовать будут по полной программе как за незаконную предпринимательскую деятельность и неуплату налогов.