как узнать систему налогообложения контрагента
Как узнать систему налогообложения ООО
Вопрос о системе налогообложения ООО может возникнуть, как ни странно, не только у контрагентов, но и у сотрудников (например, бухгалтеров) самого Общества. Все дело в том, что документы имеют свойство теряться, информация может быть утрачена за давностью лет или по иным причинам. Что же делать в этой ситуации? Давайте попробуем разобраться, как узнать, какая система налогообложения у ООО.
Какие системы бывают
Если директор ООО не подал уведомление в Налоговую инспекцию о том, что он переходит на иной режим налогообложения, автоматически будет применяться ОСНО — общая система налогообложения. Это основной режим, как ясно из его названия. Наряду с ним есть еще упрощенные, которые позволяют:
Три способа определить налоговый режим на сайте ФНС
Способ № 1
Проще всего это сделать на официальном сайте ФНС, используя сервис «Сведения о госрегистрации юридических лиц. ». Разыскивать сведения можно как по ИНН или ОГРН, так и по названию.
Напомним, что ИНН — код, состоящий из 12 знаков, — обычно присутствует на договорах, счетах-фактурах, иных исходящих документах. Там же указывается и ОГРН (государственный регистрационный номер компании).
Если эти коды неизвестны, их можно узнать по названию компании, об этом мы рассказывали в статье «Как узнать реквизиты компании по названию».
Итак, ниже, под ИНН, нужно ввести цифры с картинки (это так называемая капча, или тест, который проверит, кто запрашивает информацию: человек или компьютер) и нажать на кнопку «Найти».
Через секунду появятся результаты поиска — файл pdf, в котором будет очень много информации о запрашиваемом ООО, в том числе можент быть и такая:
Из этого документа можно сделать вывод, что ООО работает на основе упрощенки, или УСН.
Способ № 2
Также на портале ФНС есть специальный сервис «Проверь контрагента». Правда, надо отметить, что пока он работает в тестовом режиме и не всегда позволяет получить нужную информацию.
Обратите внимание на красную звездочку рядом с ИНН. Она означает, что для проверки контрагента достаточно ввести ИНН, остальные поля необязательны. Естественно, можно ввести ИНН не контрагента, а собственного ООО и получить искомую информацию.
Способ № 3
Не так давно ФНС России анонсировала запуск портала «Прозрачный бизнес», на котором планировала публиковать сведения, ранее считавшиеся налоговой тайной. Однако запуск портала много раз переносился, и в конце концов было объявлено о замораживании проекта. Однако кое-какие сведения ФНС все же публикует. Так, данные о том, какую упрощенную систему налогообложения использует юридическое лицо, можно найти на странице «Сведения о спецрежимах, применяемых налогоплательщиками». Но работать с данными непросто: по ссылке придется открыть заархивированный файл и искать ООО там.
Четыре способа получения информации
Зная ИНН, можно получить нужные сведения следующими способами:
Ко всем иным сайтам, предлагающим подобные услуги, стоит относиться с осторожностью, источники их информации неясны.
Дополнительные способы
Если вопрос возникает у работника Общества, он может быть быстрее и оптимальнее решен при просмотре внутренней документации. Если не составлялось уведомления о переходе на упрощенную СН, то применяется основная. Также можно проверить прошлую отчетность, из которой станут ясны нужные данные.
Некоторые организации с определенными видами деятельности, например, ломбарды или страховые компании, могут применять только ОСН.
Как узнать налоговую систему контрагента
В российской налоговой системе предусмотрено несколько режимов. Для их применения установлены определенные ограничения, однако большая часть организаций и предпринимателей все же имеют возможность выбора. Эти режимы периодически можно менять. Например, компания вправе с начала следующего календарного года перейти с основной системы на упрощенную или обратно. Поэтому не всегда можно знать наверняка, какой режим применяет ваш контрагент. Рассмотрим, как узнать систему налогообложения по ИНН, если такая информация необходима.
Когда требуется узнать систему налогообложения
Знание налогового режима партнера — важное условие для начала сотрудничества. В первую очередь это связано с правом возмещать предъявленный НДС.
Суть в следующем: если поставщик является плательщиком этого налога, то фирма может заявить к вычету сумму НДС, указанную в счете-фактуре. А вот если поставку осуществил контрагент, применяющий один из специальных режимов, то права на вычет не возникает. Поэтому нужно знать, с кем планируется сделка, и придется ли платить НДС из своего кармана.
Кроме того, знать, какая система налогообложения применяется контрагентом, необходимо и для общей оценки его добросовестности. Такая проверка должна проводиться в отношении каждого потенциального, а периодически — в отношении действующего партнера. Ее отсутствие может привести к тому, что ФНС переложит ответственность за неуплату таким субъектом НДС на его контрагентов. Вот почему всегда следует проявлять осмотрительность и не вести бизнес с «однодневками», созданными для ухода от налогов.
Сведения о СНО могут косвенно свидетельствовать о размере бизнеса, о примерном объеме дохода и количестве сотрудников, о том, какие налоги должен платить субъект и какую отчетность подавать.
Наконец, иногда компания или ИП не знает даже собственную налоговую систему. Это бывает, если регистрация производилась через посредников. Конечно, таких ситуаций лучше не допускать, ведь доходность бизнеса не в последнюю очередь зависит от выбора режима. Но если так произошло, нужно как можно скорее узнать, какая применяется система налогообложения, по своему ИНН. И при необходимости изменить ее. Однако, например, перейти с основной системы на упрощенную можно лишь в течение первого месяца после регистрации, поэтому тянуть не стоит.
Для справки добавим, что у компаний выбор систем таков: основная или упрощенная, ЕНВД (до конца 2020 года), ЕСХН (для сельхозпроизводителей). У предпринимателей возможностей больше, поскольку им теоретически доступны все существующие режимы налогообложения. Кроме уже перечисленных, это патентная система (ПСН) и налог на профессиональный доход (НПД).
Как узнать СНО по ИНН
В настоящее время налоговая служба ведет множество реестров с открытой информацией о компаниях и ИП, а также предлагает сервис для проверки бизнеса. Казалось бы, при такой доступности данных узнать систему налогообложения любого субъекта по ИНН на сайте ФНС — не самая большая проблема. Но это не совсем так. Сведения о налоговом режиме в явном виде не входят в перечень данных, которые доступны при обращении к этим сервисам и реестрам.
Поэтому чтобы точно узнать применяемый режим налогообложения по ИНН, лучше обратиться в любую инспекцию ФНС. Составляется запрос в произвольной форме, указывается ИНН субъекта и обратный адрес, на который будет получен письменный ответ с печатью налогового органа. Этот документ сможет послужить весомым доказательством при возникновении споров.
Еще проще получить нужные данные, если у вас уже оформлена электронная подпись для работы с ФНС и есть доступ в личный кабинет. Тогда запрос о СНО контрагента можно направить в электронной форме.
Также можно обратиться к сервису « Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» на сайте налоговой службы. Он не предоставит официального ответа на вопрос о налоговой системе, но все же даст представление о ней по косвенному признаку.
В поисковой строке достаточно ввести ИНН бизнес-субъекта. Можно также поискать по названию/имени, но при этом рекомендуется указать регион:
На картинке видно, что подавалось уведомление о переходе на УСН. Следовательно, применяется упрощенка. Если же никакое уведомление не подавалось, то субъект применяет основную систему.
Правда, некоторые режимы можно совмещать. Например, перейдя на УСН, предприниматель может купить патент, а эти сведения в реестре не фигурируют. То есть точно узнать режим налогообложения по выписке из реестра можно не всегда. Однако из нее можно сделать вывод о том, должен ли в силу применяемой налоговой системы контрагент платить НДС или нет (на всех спецрежимах, кроме ЕСХН, его не платят). А это, как сказано выше, наиболее частая причина выяснения СНО партнера по бизнесу.
Единственная налоговая система, о применении которой можно получить точную информацию — это НПД для предпринимателей и самозанятых лиц. Для этого ФНС разработала специальный сервис. Для проверки статуса самозанятого достаточно ввести ИНН ИП /самозанятого и дату, на которую нужна информация. Если гражданин среди плательщиков НПД не найден, значит, он им не является. Вот как выглядит этот поисковый сервис:
О том, как проверить сторону по сделке перед тем как заключить договор, мы рассказали в этой статье.
Как самостоятельно определить систему налогообложения своего ИП или ООО?
Каждый день мы решаем сотни предпринимательских задач, разбираем простые и сложные вопросы, считаем, ищем, находим, заполняем, обучаем, возвращаем на землю, радуем.
Мы решили, что можно делиться частыми и интересными историями. Поэтому запускаем новую рубрику. Назовём её просто — #ответыКнопки. Будем публиковать вопрос, который когда-то задал один из наших клиентов, и тут же наш ответ. Думаем, будет полезно. Начнём 🙂
Вопрос:
Сомневаюсь, какая у меня система налогообложения. Как это проверить без обращения к бухгалтеру?
Ответ:
Отправить запрос в налоговую на сайте. Получить подтверждение таким способом просто, достаточно быстро и не надо никуда ходить 🙂
Для этого сделайте следующее:
На сайте налоговой в специальном разделе выберите «Иные обращения».
Если у вас компания, нажимайте на «Юридическое лицо». Если вы индивидуальный предприниматель — на «Физическое лицо или ИП».
Перед вами форма, которую нужно заполнить. В самом верху 3 строчки о том, куда обратиться: 1 — оставляем «Управление или Инспекцию»; 2 — выбираем свой город; 3 — выбираем номер налоговой.
Если у вас юридическое лицо, заполните название компании, ОГРН, ИНН, должность и ФИО руководителя. Телефон оставлять необязательно. Если у руководителя нет времени, отправить обращение может кто-нибудь другой, главное — заполните данные заявителя так, будто оставляет обращение руководитель.
Индивидуальному предпринимателю нужно ввести ФИО.
Прошу предоставить информационное письмо о применяемой системе налогообложения для ИП/ООО __________, ИНН _____________. В случае применения упрощенной системы налогообложения прошу предоставить информационное письмо по форме 26.2-7 с обязательной расшифровкой объекта налогообложения «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов». На основание п.105 “Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию… ”, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, просим предоставить подтверждение в электронном виде по адресу электронной почты: ________________ В случае, если ответ на запрос не может быть направлен на указанный адрес электронной почты, прошу направить ответ через ТКС.
После того, как нажмёте «Далее», нужно ввести код. Он придёт на почту, которую вы указали в форме. Код невечный, если закроете страницу с формой, то и код перестанет действовать.
Обычно налоговая обрабатывает запрос в течение 14 дней. Ответ может прийти и за сутки или задержаться до 30 дней. Вы получите подтверждение в виде скана информационного письма на указанную почту.
Это простой способ проверить систему налогообложения, чтобы быть уверенными в правильном ведении учёта в соответствии с системой.
Если хотите что-нибудь добавить, пишите 🙂
Как узнать свою систему налогообложения и другие вопросы ИП
Как узнать свою систему налогообложения
Если при регистрации вы не подавали заявления на УСН или патент, то вы на основной системе налогообложения — ОСНО. На ОСНО ИП платят НДС, НДФЛ и иногда налог на имущество. Поэтому, если для вас это слишком сложно и затратно, подумайте о переходе на другую систему.
Если не помните, подавали заявление или нет, выход один — узнать в своей налоговой.
Можно ли зарегистрировать ИП по месту временной регистрации
Если у вас есть постоянная прописка, то ИП вам зарегистрируют только по ней — по адресу временной регистрации не получится. При этом лично туда ехать не обязательно, всё можно сделать по почте. Правда, в этом случае придётся заверить заявление Р21001 у нотариуса. Ну а потом вести бизнес вы сможете в любом городе.
Если у вас нет постоянной прописки, то зарегистрируйте ИП по месту временной регистрации. Здесь других вариантов нет. Но помните, как только прописка закончится — ИП автоматически снимут с учёта.
Как восстановить документы о регистрации ИП
С 1 января 2017 года предпринимателям больше не выдают свидетельства о регистрации ИП. Если регистрация прошла успешно, налоговая направит вам лист записи ЕГРИП на электронную почту.
Лист записи на бумаге с печатью вы сможете получить по запросу в самой налоговой. В законе не сказано, как именно это сделать: непосредственно в ФНС или по почте. Поэтому уточните это в вашей налоговой. По опыту, налоговая просит оплатить госпошлину — по 200 ₽ за каждый экземпляр выписки — и выдаёт её через 5 дней.
Если вы потеряли свидетельство о регистрации ИП по старой форме, восстанавливать его не нужно — запросите всё тот же лист записи из ЕГРИП.
Как проверяют ИП после закрытия
Закрыть ИП — не значит избавиться от предпринимательских обязательств. Вы как гражданин и как ИП — один человек, поэтому все долги по налогам никуда не денутся, а перейдут на вас как на физическое лицо.
Если решили напоследок занизить свой налог, помните: налоговая сможет запросить у вас подтверждающие документы и доначислить налог даже после закрытия. Просить пояснений или исправлений в рамках камеральной проверки налоговая может только в течение 3 месяцев после сдачи отчётности.
С выездной проверкой могут приехать прямо домой и проверить 3 последних года. Поэтому храните все документы минимум 4 года.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как восстановить ИП
Если когда-то вы уже закрыли своё ИП, можно спокойно открыть его ещё раз. Просто подайте документы на регистрацию ИП как в первый раз. Наш мастер регистрации вам поможет.
Статья актуальна на 01.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Как проверить, является ли компания плательщиком НДС
Необходимость проверки плательщиков НДС обычно возникает у их контрагентов. Если поставщик признан недобросовестным плательщиком налогов, фирме отказывают в вычете или возмещении НДС. То есть проверка позволит избежать негативных последствий сделки.
Для чего требуется проводить проверку
Перед сотрудничеством с новым контрагентом нужно проверить его благонадежность. В первую очередь нужно удостовериться в том, что потенциальный партнер не является фирмой-однодневкой. Важно подтвердить, что контрагент исправно уплачивает налоги.
Закон не обязывает фирму осуществлять проверку. Это право каждой компании, а не обязанность. Однако нужно учитывать, что накладная, предоставленная поставщиком, признается недействительной в том случае, если он лишен свидетельства налогоплательщика. То есть нельзя будет получить вычет входного НДС. Следовательно, у фирмы будет убыток.
Закон не предусматривает никакой ответственности фирмы, заключившей договор с недобросовестным налогоплательщиком. На нее не накладываются санкции. Однако на практике у фирмы есть ответственность. В частности, это следующие негативные последствия:
То есть у фирмы есть основания для проявления осмотрительности.
Как узнать нужную информацию у контрагента
Для проверки необязательно обращаться за помощью к специальным сервисам напрямую. Можно запросить всю нужную информацию у самого контрагента. В частности, нужно попросить бумагу из налоговой инспекции о том, что лицо является плательщиком налогов.
Однако подобный запрос может поставить контрагента в затруднение. Не существует установленного документа, подтверждающего уплату НДС. Запросить такие документы могут только лица, использующие упрощенку. Это следующие бумаги:
Все эти бумаги официально указывают на налоговый статус лица. Однако не все компании готовы их предоставить. В частности, редкий контрагент даст заказчику копию книг продаж, так как в ней есть информация коммерческого значения (перечень партнеров, обороты). Контрагент также может предоставить справку об отсутствии долгов по налогам. Получить ее можно в ФНС по адресу регистрации.
ВАЖНО! Все перечисленные документы предоставляются контрагентом исключительно на добровольной основе. Потребовать их нельзя. Однако обычно получить все эти бумаги, если они не составляют коммерческую тайну, можно без особых проблем.
Самостоятельная проверка плательщика НДС
В первую очередь заказчику нужно проделать эти действия:
Нужную информацию можно взять из электронных сервисов ФНС. Она содержится в блоке «Проверьте, не рискует ли ваше дело?».
Рассмотрим прочие сервисы для проверки:
Желательно обратиться сразу к нескольким сервисам. Они бесплатны, а потому это не составит особого труда.
Можно ли обратиться в налоговую?
Обращение в налоговую является самым логичным действием. Именно этот орган владеет всей необходимой информацией. Однако это обращение не имеет смысла. Дело в том, что ФНС не имеет обязанности разглашать сопутствующую информацию. То есть запрос вероятно просто останется без ответа. Отсутствие обязанности инспекторов предоставлять информацию подтверждается Письмом ФНС №ЕД-4-2/13005@ от 24 июля 2015 года.
Системы «Контур-Фокус» и «Контур.Сверка»
Система «Контур-Фокус» является комплексным инструментом, позволяющим проверить контрагента перед началом сотрудничества с ним. Предназначается и для уменьшения рисков отказа в вычете НДС. Пользуется этой системой сам бухгалтер. Он может самостоятельно подобрать перечень критериев для проверки контрагентов на надежность. Это могут быть следующие критерии:
К СВЕДЕНИЮ! Если контрагент получит негативную оценку сразу по ряду критериев, имеет смысл отказаться от заключения контрактов с ним. Система отличается целым рядом преимуществ. Она обеспечивает отслеживание динамики оценки, быстрое получение всех сведений.
Существует также система «Контур.Сверка». Она обеспечивает автоматизацию сверки сведений по выставленным и полученным счетам-фактурам. Система позволяет проверить достоверность предоставленных сведений, наличие ошибок, расхождений. Однако для пользования сервисом в нем нужно регистрироваться не только самой фирме, но и ее контрагенту.
Что будет, если не проверить плательщика НДС
Игнорирование необходимости проверки контрагента приводит к этим негативным последствиям:
Для углубленной проверки плательщиков НДС можно обратиться в специализированные фирмы. Однако в большинстве случаев в этом нет необходимости. Все требуемые сведения можно получить из бесплатных сервисов.