как узнать сколько зубьев на звезде велосипеда
Выбираем передачу или что такое соотношение зубьев
Скоростные возможности вашего велосипеда ограничены. И опять же все зависит от звезд и колес. Чем больше зубов на передней звезде и меньше на задней тем больше большую скорость вы можете развить. Так же и колеса, больший диаметр увеличивает скорость.
Калькулятор покажет соотношение зубьев (Ratio), точки проскальзывания (Skid patch), а также растояние, которое проедет велосипед при каждом обороте педалей (Development).
Далее следуют эквивалентные соотношения зубьев, и скорости, которые можно развить при обределенный оборотах в минуту (rpm).
Это не единственная программа для расчета, но зато самая лучшая. Другие мене функциональны или бесцельно усложнены.
«Bicycle Gear Ratios and Meters of Development» от Wolfram, найти эту программу можно здесь …
«Bicycle Gear Calculator«, хорошая программа, но из-за лишней усложненности не может конкурировать с Surplace. Ссылка для скачивания программы …
Что же касает самого выбора передачи, то все зависит от вас самих. Я за свои годы катания поменял большое количество звезд. Кому-то нравится низкое соотношение, что позволяет быстро разгоняться, но уменьшает максимальную скорость, кому-то наоборот. Экспериментируйте и подбирайте под себя.
Как выбрать и где купить звезду для велосипеда.
Ведущие и ведомые звезды (шестерни) – это важные детали трансмиссии, которые соединяются цепью и обеспечивают передачу усилий от ног райдера на заднее колесо. Односкоростные велики оборудуются только двумя шестернями – ведущей передней и ведомой задней. Многоскоростные байки оснащаются наборами звезд сзади (кассета или трещетка) и спереди (система).
При выборе конкретной модели шестеренки нужно обращать внимание на следующие параметры:
Количество звездочек сзади и спереди определяют число передач велика. Число зубьев опредедяют передаточные отношения. Эти параметры влияют на скорость байка, а также на комфорт и энергозатраты велосипедиста, во время поездок по дорогам с различным рельефом. Благодаря правильно выбранной передаче, можно существенно увеличить скорость передвижения на горизонтальных участках пути, или же снизить энергозатраты на крутых подъемах.
Долговечность шестерен зависит от качества материала, стиля езды и качества технического обслуживания. Если вовремя проводить чистку, смазку и настройку деталей трансмиссии, то они прослужат гораздо дольше.
1. Число звезд и передаточное отношение.
Передаточное отношение – это отношение количества зубьев на ведущей звезде к их числу на ведомой. Этот параметр напрямую влияет на мощность передачи и скорость передвижения. Большая ведущая (передняя) и малая ведомая (задняя) шестеренки, обеспечивают высокое передаточное отношение, а значит большую скорость. Малая ведомая и большая ведущая звездочка обеспечат низкое передаточное отношения, а значит малую скорость, но большую мощность передачи, при которой значительно легче крутить педали на крутых подъемах.
Для односкоростных байков характерно передаточное отношение, равное числу 2, что примерно соответствует средним передачам на многоскоростных великах. Такая передача хорошо подходит для неспешных поездок по горизонтальным асфальтовым и утрамбованным грунтовым дорогам. На подъемах велосипедист будет испытывать трудности при кручении педалей, а крутые подъемы и вовсе непреодолимы в этом случае. С другой стороны, на шоссе односкоростной велик уступит в скорости многоскоростному. Чтобы увеличить скорость, можно заменить переднюю звезду, установив модификацию большего диаметра. Для тех, кому скорость не важна, можно увеличить размер задней шестеренки, так будет легче въезжать на горки. Также, можно поэкспериментировать с формой шестерен.
1.1. Система.
Комплект передних звезд называется системой. Количество звезд системы может быть от одной до трех. Число зубьев отличается для различных типов байков. Здесь оказывает влияние и диаметр колес, например для 27-28 дюймовых колес, число зубцов на односкоростной системе может быть 34, а для 20-ти дюймового складника число зубцов уже 52. Для трехскоростной системы горного байка, число зубьев обычно составляет 42-34-24 или 40-30-22. В последние годы высококлассные горные байки все чаще оборудуются системами с двумя и даже с одной шестеренкой. Число звезд уменьшается благодаря увеличению звезд кассет. Примеры двухзвездной горной системы: SHIMANO MT210-2 (36-22), SHIMANO M4100-2 (36-26) SHIMANO SLX 38-28. Примеры систем с одной звездой: SHIMANO M510-1 (34 teeth), SHIMANO SLX (34 teeth).
Для шоссейника характерна двухскоростная система 50-34, или 52-36, или 53-39. Например: SHIMANO Compact (50-34 teeth), SHIMANO 105 (52-36 teeth), SHIMANO Ultegra (52-36), SHIMANO Dura Ace (53-39).
1.2. Кассета.
Комплект задних звезд называется кассетой или трещеткой. Первый вариант надежнее, второй дешевле, поэтому устанавливается в бюджетные байки. Число шестеренок в кассете или трещетке может быть от 6 до 12, это число вместе с диапазоном зубьев отображается в маркировке. Например, маркировка SHIMANO HG400-9 11-34 (9) означает, что в кассете 9 звездочек, наименьшая имеет 11 зубьев, а самая большая – 34.
Велики среднего – высокого любительского класса с двухзвездной системой оборудуются кассетами с 9-11 шестеренками. Число зубьев 11-36 или 11-42. Например SHIMANO HG200-9 11-36 (9).
Полупрофессилнальные и профессиональные хардтейлы с однозвездной системой часто оборудуются кассетами с 12 звездами, например SHIMANO CS-M7100 10-51 (12).
Шоссейные велики оборудуются специальными 7-11 скоростными модификациями с диапазоном зубцов 11-32 или 11-30, например SHIMANO CS-R7000 11-32 (11).
2. Форма звезд.
Большинство звездочек имеет форму окружности, но встречаются и овальные модификации, для чего они нужны?
Эллипсоидная шестеренка иногда ставится в качестве ведущей, на велосипеды с фиксированной передачей или же на многоскоростные велики с одной звездой в системе и кассетой сзади.
Вращающийся овал периодически меняет эффективность передаточного момента при педалировании, что позволяет быстрее разгоняться и проще преодолевать подъемы. Но, при этом больше нагружается каретка и быстрее изнашивается кассета.
3. Материал.
Звезды обычно изготавливаются из различных марок стали и алюминия, очень редко из титана.
Стальные модификации отличаются оптимальным соотношением прочности и стоимости. Сталь часто никелируется или хромируется для защиты от коррозии. Применяются различные марки стали и добавки, они оказывают существенное влияние на прочность, долговечность и стоимость.
Алюминиевые модели отличаются минимальным весом, но по прочности и долговечности уступают стальным, а по стоимости иногда превосходят, смотря с какой сталью сравнивать.
Титан очень прочный и износоустойчивый материал, при этом он легче стали, но цена очень дорогая.
4. Где купить.
В процессе эксплуатации, шестеренки велосипедной трансмиссии постепенно изнашиваются и требуют замены. Где же можно купить звезду для велосипеда? Они продаются в магазинах спорттоваров и в велосипедных интернет магазинах. Если Вы точно знаете название требуемой Вам модели, то Вы можете покупать в любом из этих двух мест.
Преимуществом интернет-магазина, специализирующегося на велосипедах, является больший ассортимент и обычно более низкая цена. Главное выбирать самые крупные интернет-магазины, лучше спортивные интернет универмаги. Можно самостоятельно, в спокойной домашней обстановке выбрать подходящую шестеренку и заказать доставку. Конечно, здесь тоже можно получить консультацию специалиста, но заочную. Не забудьте поинтересоваться условиями доставки.
Если же Вы точно не знаете, какая именно Вам модель нужна, тогда лучше приехать на велике в магазин спорттоваров и попросить консультанта или продавца, подобрать шестеренку под Ваш велик, с учетом Ваших требований к качеству товара.
Жители Санкт Петербурга и Самары могут прийти в спортивный универмаг USPORTS, в своем городе и выбрать подходящие для своего байка детали.
В этом случае, Вы получите максимум преимуществ:
На полках нашего универмага и в интернет каталоге представлен широкий ассортимент передних и задних звезд, рассчитанных на установку в байки различных типов. Приходите и выбирайте!
Велосипедные звездочки
9 минут Автор: Михаил Скворцов 2385
Звезды – узлы трансмиссии для осуществления цепной передачи усилий от ног велосипедиста на заднее колесо. Звездочки для велосипеда играют первостепенную роль – без них он просто не поедет. Односкоростные модели снабжаются парой – ведущей и ведомой звездами. Велосипеды с многоступенчатой трансмиссией оснащаются скоростными наборами спереди (система) и сзади – трещотка или кассета.
Количество и размеры звезд определяют гибкость велосипеда в различных дорожных условиях. Благодаря правильному передаточному отношению, можно существенно снизить энергозатраты на поездку и перемещаться с комфортной скоростью. Долговечность деталей зависит от качества материала, стиля катания и качества обслуживания – при должном уходе даже «начальные» звезды прокатают дольше профессиональных, но запущенных.
Передаточное отношение ведущих и ведомых звезд
Звезды на скоростных велосипедах располагаются на правом шатуне (ведущие) и втулке заднего колеса (ведомые). Через цепь идет передача усилий от передних шестерней к задним. Интересно, что заднее колесо, наоборот, ведущее, а переднее – ведомое.
Передаточное отношение – разница между размерами и количеством зубьев на звездах. Данный параметр напрямую влияет на скорость передвижения и мощность передачи. Высокое передаточное отношение обеспечивают большая ведущая и малая ведомая шестеренки, низкое – наоборот, малая передняя и большая задняя звездочка. Соответственно, передачи на классической трансмиссии в первом случае 3 х 8, а во втором 1 х 1.
Чем больше передняя звезда, тем выше скорость. Например, спереди имеется 44 зуба для зацепления цепи, сзади – 11 зубьев. За один оборот педалей задняя шестерня и проделают 4 оборота. Если взять передачу 22 на 11, то здесь за один оборот педалей будет сделано только 2 оборота колеса. На низких передачах наблюдается обратная ситуация: спереди цепь стоит на 22-зубчатой шестерне, а сзади на 32. Передаточное отношение меньше 1, то есть за 1 оборот педалей колеса не успевают прокрутиться полностью.
Высокие передачи предназначены для быстрого передвижения по ровной дороге. На подъемах, при встречном ветре и в плохих дорожных условиях используются пониженные передачи – скорость велосипеда ниже, зато выше мощность и меньше энергозатраты. Зачастую используются передачи со средним соотношением звезд, например, 2 х 5 и 2 х 6.
На каждую звезду системы приходится свой диапазон на кассете. Он может «плавать», то есть одна и та же задняя передача относится к двум звездам системы сразу, но, в принципе, закономерность такая:
Что имеем для односкоростных велосипедов? Здесь всего пара шестеренок, классическое передаточное отношение 2. Соответствует средним показателям на скоростных моделях, предназначено для передвижения по асфальту, укатанным грунтам, условно приемлемо на коротких подъемах.
Увеличить скорость велосипеда-синглспида самостоятельно можно, если поставить вперед звезду большего диаметра. Для частого преодоления горок актуальнее будет увеличить размеры задней шестерни.
И напоследок о том, как нумеруются передачи. В системе звездочки располагаются в порядке убывания, на кассетах – по возрастанию. Крайние внешние шестеренки – высшие передачи, внутренние – низшие. Меньшая передняя звезда соответствует первой, в кассете – последней передаче. По числу звезд спереди и сзади определяется ступенчатость трансмиссии, для этого множим цифры:
И так далее. Нужно ли такое количество «скоростей» на практике? Все зависит от стиля катания и области использования велосипеда. Однако важно правильно подбирать звезды – так они и цепь будут меньше подвергаться износу, а поездки будут более комфортными. И если трансмиссия позволяет с максимальной точностью подобрать передачу, то так и надо делать.
Овальные звезды, отличия от круглых
Овальная звезда – новинка или ретро-всплеск? Можно сказать, и то, и другое. Экспериментировать с формой шестерней на цепную передачу (а именно, придавать ей сплюснутую форму) начали еще в позапрошлом столетии. Далее это как-то забылось, а в последние годы вернулось и активно внедрилось в современную веложизнь.
Эксцентриситет звездочки немногим больше нуля, поэтому форма близка к кругу, по аналогии с орбитой Земли. Максимальная сдавленность может достигать 30 %. Популярности в наше время не имеют, выпуск больше направлен на гоночные модели.
Вращающийся вокруг оси эллипс по-своему перераспределяет нагрузки и меняет эффективность передаточного момента.
Рассмотрим, в чем особенности эллипсоидных шестеренок:
В соответствии с этим разберем плюсы и минусы таких звезд в сравнении с круглыми:
Преимущества | Недостатки |
Велосипед быстрее вкатит в гору | Более быстрый износ задней кассеты |
Эффективнее педалирование с низкой частотой на высоких передачах | Повышенные нагрузки на каретку |
Разгон за счет дополнительного толкающего момента (система) | Требуется чаще педалировать на низких передачах |
Равномерное распределение нагрузок на мышцы, меньше усталость на ровных участках | — |
Легче передвигаться на МТБ с мощной амортизацией | — |
Эллипсная трансмиссия оправдывает себя в случаях, когда приходится педалировать с низким каденсом. По сравнению с круглым аналогом, он дает некоторое преимущество в разгоне велосипеда с места. Также наблюдается изменение передаточного отношения без переключения.
Комбинации положений звезд трасмиссии:
Таким образом, овальные система и кассета накладывают на велосипед отпечатки принципиальных отличий: как на внешности, так и на качестве езды.
Виды закрепления звезд на кассете
Вернемся к классическим круглым кассетам. В отличие от трещоток они различаются между собой по типу закрепления на барабанах. Велосипедные кассеты бывают:
Первый тип кассеты самый простой – все звезды устанавливаются на единый шлицевой барабан. Между собой разделены перегородками – спейсерами. К недостатку относится постоянная нагрузка на барабан. Зато неоспоримое преимущество в том, что их легко разобрать и поменять одну звездочку. Их легко почистить, но при этом компоненты чаще загрязняются.
Паук – лайт-вариант разборной кассеты. Нагрузка на барабан не такая большая – здесь она поступает не от каждой звезды, а только от шлицевого крепления паука. Эти кассеты легче, реже загрязняются.
Конструкция на нескольких пауках включает в себя несколько пар плюс отдельно закрепленные на барабане маленькие звезды. Модель очень удобна тем, что новый блок легко подобрать и, в отличие от разборного аналога, не надо долго возиться со спейсерами и раскладывать всю кассету. Разработка этой штуки принадлежит японскому производителю запчастей Shimano.
Open Glide – цельный набор, который насаживается на самую большую шестерню. Неприхотливая модель: благодаря высококачественному материалу меньше износ, долгий срок службы, небольшой вес. Правда, чистить сильно загрязненную кассету проблемно.
Аналогичной конструкцией представлена система X-Dome. Здесь с барабаном контактируют и большая, и маленькая звезды. На них насаживается цельнофрезерованный блок из 7–8 звезд. И Open-Glide, и X-Dome принадлежат фирме SRAM.
Как почистить и смазать звездочки
Трущиеся механизмы требуют периодической смазки и чистки от грязи. Это позволит улучшить качество поездок и удлинит срок эксплуатации трансмиссии. В комплект классических односкоростных моделей зачастую входит защита цепи. Рекомендуется оставить ее. Она также предохраняет от лишней грязи переднюю звезду.
Уже после нескольких покатушек по лесам, пересеченке и бездорожью горный велосипед обрастает грязью. И если на колесах и раме ее хорошо видно, то в механизмах не всегда. Поэтому чаще нужно осматривать своего двухколесного коня и вовремя принимать меры.
Чистка велосипедной кассеты:
1. Разжать ободной тормоз (снять калипер на дисковом тормозе), снять заднее колесо.
2. Осмотреть на грязь. Если все очень плохо, придется снимать и разбирать кассету. При незначительных загрязнениях можно чистить прямо на колесе.
3. Для очистки лучше используются специальные узкие щетки. Они позволяют залезть в глубокие промежутки между шестернями и найти там много интересного. Да и гораздо удобнее, чем залезать в зазоры тряпкой.
4. Очистить зубчики можно при помощи старой зубной щетки или же стереть абразив мягкой салфеткой.
5. После этого протереть поверхности керосином, дать высохнуть и нанести смазку на зубчики и ямки. Одновременно с кассетой чистить и смазывать рекомендуется и цепь. Только так будет достигнут нужный результат.
Чистка системы делается по аналогии. Здесь все проще: колесо снимать не нужно, всего несколько звезд. Правда, работать нужно аккуратно, чтобы не повредить и не расстроить переключатель.
Звездочки – важнейшие составляющие трансмиссии, без которых движение невозможно в принципе. Правильный подбор передач, периодическая очистка и своевременная замена изношенных компонентов позволят избежать неприятных сюрпризов на дороге, а скоростной велосипед, действительно, будет скоростным, а не ехать только на одной передаче.
Передние звезды на велосипед
Принцип работы велосипеда понятен каждому, кто хоть раз пробовал на нем ездить или же видел как это делают другие. Передняя звезда – ведущий механизм преобразования энергии выжима педалей и передачи ее на заднюю (ведомую) звезду, приводящую в движение колесо. Другими словами, от исправной работы этого узла зависит, будет ли вообще велосипед передвигаться. Но как и во всем, со звездами следует «познакомиться» поближе, чтобы понять принципы работы, а главное правила выбора.
Прежде всего, следует классифицировать звезды на два типа: начальные и профессиональные. Первые распространены больше, так как их стоимость ниже, а функциональных особенностей меньше. Увы, с качеством материала та же история: на дешевых моделях передних (как собственно и задних) звезд часто выходят из строя зубья. Это не удивительно, ведь нагрузка, требуемая для приведения в движение заднего колеса не малая, а дешевый металл или сплав либо мягкий (тогда зубья деформируются, а звездочка гнется), либо хрупкий. Рассмотрим принцип работы и передачи энергии с передней звезды на заднюю.
Передаточное отношение передней и задней звезд
Каждый человек неоднократно видел, где расположены звезды на велосипеде: передняя на шатуне справа, задняя – на втулке колеса. Ведущем считается передняя звездочка, так как именно через приведение ее в действие, происходит подача энергии на ведомую. Интересный факт: заднее колесо по тому же принципу становится ведущим, по отношению к переднему. Это обусловлено тем, что переднее колесо, по сути, выполняет лишь пассивное преобразование полученной энергии, а усилия приходятся именно на заднее.
Под передаточным отношением следует понимать различие, прослеживаемое по таким параметрам как размер, количество зубьев. Передняя звездочка большого диаметра в сочетании с малой окружностью задней повышает передаточное отношение. Если задняя звезда большого диаметра, а передняя меньше – тогда и передаточное отношение будет ниже. Количество усилий велосипедиста при разных сочетаниях этих важных элементов тоже будет различным. Так, чем больше задняя звездочка, тем меньше нагрузки на ноги в движении и наоборот. Потому, любителям скорости необходимо устанавливать большую ведущую и маленькую, ведомую звезды.
Как выглядит на практике
Чем больше диаметр – тем большее количество зубьев на звездочке. Примером высокого передаточного отношения (больше усилий, но выше скорость) можно привести следующее соотношение: спереди 44 зуба, сзади 11. При такой комбинации достаточно сложно крутить педали, но скорость передвижения будет высокой. Это особенно актуально в движении, т.е. при переключении скоростей уже разогнавшись. Набирать разгон при 44Х11 достаточно сложно, а потому начинают езду как правило при комбинации 22 спереди 32 зубья сзади. При таком раскладе крутить педали будет достаточно просто, но эффективность каждого оборота значительно ниже. Комбинации по сути определяют передачи: повышенный – ровная дорога и высокая скорость, пониженные – при езде против ветра, на бугорок, прогулочным темпом по неровному дорожному полотну.
На рисунке выше условно обозначено оптимальное соотношение передач, для разных режимов езды. Так, слева на право в порядке понижения скоростного режима. Если упомянуть о том, что существуют не только много, но еще и односкоростные модели (которых не мало), то следует обозначить характерный для них режим (посредине рисунка). Такой режим считается среднеоборотным, а другими словами – универсальным. При такой передачи, усилия равномерно соотносятся с оборотами колеса и набором скорости.
Естественно, достаточно сложно передвигаться на односкоростном велосипеде на подъемах. Ведь по сути, они предназначены для езды по укатанным грунтовым дорогам, трассам с ровной поверхностью. При подъеме на бугорки (особенно большие), достаточно сложно крутить педали, затрачивается много энергии. Но есть выход из этой ситуации: самостоятельный подбор задней и передней звезд. Т.е. выбираем большую ведомую и малую ведущую модели и путешествовать можно даже по горам.
Нумерация передач
В системе звездочки располагаются в порядке убывания, на кассетах – по возрастанию. При необходимости перехода в скоростной режим, необходимо перевести цепь в положение крайних внешних звезд. Максимально пониженное положение – ведущая наиболее меньшая, а ведомая – максимально большая. Правило подсчета ступеней трансмиссии выглядят следующим образом:
Т.е. попросту перемножаем число задних звезд, на количество передних и результатом будет число ступеней трансмиссии (то количество комбинаций скоростей, которые вам доступны). Важность способности трансмиссии точно подобрать необходимую в той или иной ситуации скорость, переоценить сложно. Поэтому, чем больше скоростей, тем меньшая нагрузка на цепь, и тем более долговечно прослужат зубья и сами звездочки.
Чем овальные звезды отличаются от круглых
Едва велосипеды приобрели популярность, начались эксперименты с комплектующими. Не стала исключением и форма звезд. Более сотни лет тому назад, впервые предали овальной формы звездочке. Идея хоть и была заманчивой, но с течением времени канула в небытие, и покрылась пылью. Сейчас же мода на приплюснутые шестерни стала возвращаться вновь, раскрывая новые секреты практичности в эксплуатации. Такие изделия все можно встретить на велосипедах, предназначенных для гонок. Ниже на фото предлагается пример овальной звездочки.
Эллипс, вращаясь по оси, иначе распределяет нагрузку, чем вызывает изменения в передаточном моменте. Хотя с виду может и не понятен принцип работы, но отличия от круга все же имеются, и вот некоторые из них:
На сравнительной таблице приведены недостатки и преимущества эллипс образных звезд для велосипеда.
Как видите, отличия между овальной и круглой формами имеются. Важно понимать цель установки того или иного типа звездочки. Ведь ведомые шестерни тоже могут быть приплюснутой формы, а это сулит определенные возможности для профессиональных велосипедистов. С формами разобрались, самое время пролить свет на способы крепления.
Виды фиксации звезд на кассете
Возвращаясь к стандартным, круглым кассетам, следует отметить их отличие от трещоток, заключающееся в том, что по разному могут крепиться на барабанах. Таким образом, можно условно разделить велосипедные кассеты на такие виды как:
От типа крепления во многом зависит удобство обслуживания. Так, можно сделать вывод, что самый простой вариант все же первый. Да, барабан в разборном типе крепления страдает от повышенной нагрузки, но в то же время, при умеренной езде, он вполне долго эксплуатируется, а замена деталей – элементарная.
Чистка и смазка звездочек
Передняя, как и задняя звезды подвергаются загрязнению. Смазка, используемая для цепи, оставляет свой след, а пыль скапливается в местах стыка зубьев и звеньев. Таким образом, если длительное время не проводить очистку, звездочки загрязняются наслоениями пыли и масла. От части, этот процесс замедляется на односкоростных велосипедах, где предусмотрена защита цепи. Она представлена в виде кожуха из пластика, металла, сплавов. Ее использование рекомендуется не только для того, чтобы уберечь от загрязнений цепь, но и предотвратить появление налета на звездочке.
Для очистки звездочки, рекомендуется снять ее (или их, если речь идет о кассете). Тщательно очистите поверхность с помощью мелкозернистой наждачной бумаги, а затем смажьте профильным маслом (многие используют солидол, Литол и так далее). Установите звездочки обратно и продолжайте наслаждаться поездками по любимым местам!