как узнать служебная квартира или муниципальная

Какие права дает муниципальное жилье?

Что такое муниципальные квартиры, откуда они берутся и какие права есть у людей, живущих по договору социального найма?

Понятие муниципального жилья определено в 19-й статье Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ему, все жилые помещения страны делятся на три группы: к первой относят частный жилищный фонд, при этом в эту категорию входят помещения, которые принадлежат как частным, так и юридическим лицам. Ко второй группе относят квартиры и комнаты, находящиеся в собственности Российской Федерации или ее субъектов. Наконец, есть помещения, которые принадлежат муниципальным образованиям.

В квартирах, относящихся к государственному или муниципальному жилищному фонду, россияне могут жить по договору социального найма.

Наем длиною в жизнь

Согласно статье 60 Жилищного кодекса, договор соцнайма заключается на неопределенный срок. По закону наниматель может сдавать квартиру в поднаем, прописывать членов своей семьи. Кроме того, наниматель имеет право обменять жилое помещение.

Проживание в муниципальной квартире накладывает и определенные обязательства: жилец обязан бережно относиться к имуществу, проводить текущий ремонт, и, конечно, своевременно оплачивать проживание в квартире и коммунальные услуги.

Наймодатель (иначе говоря – орган местного самоуправления) обязан проводить как текущий, так и капитальный ремонт, а также предоставлять коммунальные услуги.

Однако нередко происходят ситуации, при которых жильцы добиваются от местной администрации капитального ремонта только через суд – как женщина, проживающая в муниципальной квартире в удмуртском поселке Яр. Межведомственная комиссия определила, что дом нуждался в капитальном ремонте, однако чиновники выделять деньги не спешили. Тогда женщина провела ремонт своими силами, а после собрала все чеки и обратилась в суд. Исковые требования полностью удовлетворили, с местной администрации взыскали более 60 тысяч рублей на ремонт.

Обменять можно, но непросто

Жильцы муниципальных квартир имеют возможность обменивать свои квадратные метры, но только в если и вторая квартира, участвующая в обмене, находится в собственности муниципалитета.

Правила обмена муниципальных квартир определены в 72-й статье Жилищного кодекса. Для начала процедуры обмена владелец квартиры должен заручиться согласием всех членов семьи, а также разрешением от наймодателя (местной администрации). А если в квартире прописаны дети или недееспособные граждане, то потребуется разрешение и от органов опеки и попечительства.

Обмен муниципальной квартиры – одна из самых хлопотных сделок с недвижимостью в том, что касается документов. Письменное разрешение на обмен требуется собрать со всех членов семьи, даже временно проживающих по другому адресу. И такие разрешения нужны для всех квартир, участвующих в обмене. Сложно представить, сколько времени занимает их сбор, если, например, большая семья со взрослыми детьми меняет свою муниципальную трешку на две однокомнатных квартиры.

Кроме того, необходимы:

В некоторых случаях местная администрация требует и другие документы.

Закон дает право и на принудительную сделку. Это удобно, например, для выселения пьющего родственника. Однако принудительный обмен муниципальной жилплощади возможен только по решению суда.

Приватизировать скоро будет нечего

Каждый наниматель муниципальной квартиры имеет возможность оформить ее в собственность. Это расширяет спектр возможных сделок с квадратными метрами, ведь неприватизированную квартиру нельзя сдавать в аренду или продавать. Кроме того, муниципальная квартира не передается по наследству. После смерти нанимателя при соблюдении ряда бюрократических процедур близкие родственники имеют возможность оформить на себя только договор найма.

По действующему законодательству, нельзя приватизировать аварийные или расположенные в общежитиях квартиры, а также жилую площадь в служебных зданиях или в закрытых военных городках. Об этом говорится в федеральном законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Каждый гражданин страны имеет право только на одну процедуру приватизации. При этом несовершеннолетние, участвующие в приватизации, сохраняют право на бесплатный перевод в собственность муниципального жилья и после 18 лет.

В последнее годы темпы приватизации жилья снизились. Во многом это произошло из-за того, что на фоне слухов об отмене бесплатной приватизации многие люди поспешили оформить жилье в собственность. Так, по данным московского департамента городского имущества, в домах столицы осталось всего 9% неприватизированных квартир.

Кроме того, количество нового муниципального жилья не успевает за ростом числа нуждающихся в нем. В этой сфере необходима серьезная государственная поддержка строительства – об этом в начале июня заявил председатель постоянной комиссии по миграционной политике, местному самоуправлению и территориальному развитию Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров. По его мнению, у многих граждан нет возможности оформить ипотеку, а потому необходимо увеличивать фонд муниципального жилья, в том числе с помощью привлечения частных инвесторов.

Источник

Как узнать является ли квартира служебной?

Проживаю в служебной квартире 14 лет, несколько раз сменился собственник, сейчас находится в оперативном управлении. Заказал полную выписку из россрестра и там нет отметки что она служебная. Должна ли быть такая отметка?

Проживаю в служебной квартире 14 лет, несколько раз сменился собственник, сейчас находится в оперативном управлении. Заказал полную выписку из россрестра и там нет отметки что она служебная. Должна ли быть такая отметка?

Олег, добрый вечер! Нет, такой отметки там нет, но вот вид владения — оперативное управление, с большой вероятностью свидетельствует именно о фактически служебном статусе данного жилого помещения. Если вопрос о возможности приватизации данного помещения, то он в принципе может быть решен положительно собственником помещения. Согласно ст. 4

Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Здравствуйте, Олег Юрьевич.

Сведения об отнесении квартиры к служебным жилым помещениям должны передаваться в Росреестр.

Однако, очень часто этого не делается, тем более что квартира могла быть заслужеблена более 14 лет назад, до ее предоставления Вам. В то время не действовало Постановление Правительства по которому сведения должны передаваться в Росреестр.

При разрешении вопросов об отнесении квартиры к служебным учитываются основания по которым она была предоставлена Вам.

Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду

(утв. постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42)

12. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее — орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Если Вы не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях по Договору социального найма, то вряд ли признают, что квартира Вам предоставлялась как социальная.

Вам может помочь если квартира была в ведомственном жилищном фонде или в фонде предприятий, которые подлежали передаче в жилищные фонды органов местного самоуправления.

При передаче таких служебных жилых помещений в муниципальный жилищный фонд они утрачивают свой статус служебных жилых помещений.

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ
(ред. от 03.07.2018)
«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Источник

Как приватизировать служебную квартиру

Служебное жилье — это жилое помещение, предоставляемое гражданину в связи с его непосредственной работой. Выдается жилое помещение работодателем, в случае если у такого работника отсутствует жилище в населенном пункте, где им будет осуществляться трудовая деятельность. Приватизация такой квартиры возможна в случае согласия собственника, либо если такое жилище потеряет статус ведомственного. Выяснить такой статус можно с помощью направления запроса собственнику или в Росреестр.

Приватизация оформляется путем направления заявления гражданином собственнику. В случае согласия на приватизацию, между собственником такого имущества и гражданином заключается соответствующее соглашение. После этого гражданин предоставляет в Росреестр указанное соглашение с пакетом документов. Далее Росреестр делает отметку в реестре о новом собственнике такой квартиры.

Что такое служебное жилье?

Под служебным жильем понимается такое помещение, которое предоставляется служащему в связи с характером его трудовых отношений. Такое жилое помещение предоставляется по договору найма специализированных жилых помещений. Подразумевается предоставление такого жилья на время осуществления трудовой деятельности в организации, предоставившей жилье, либо на иной срок, предусмотренный договором. Жилое помещение может быть предоставлено в том случае, если у гражданина отсутствует иное жилье в указанном населенном пункте.

Вопросы, связанные с предоставление такого жилья регулируются гл. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ). Вышеуказанные жилые помещения предоставляются на основании решения собственника такого жилья, которые действуют от имени уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Согласно ст. 100 ЖК РФ право пользования служебным помещением возникает на основании заключенного договора найма.

В соответствии со ст. 104 ЖК РФ такие помещения предоставляются в виде:

Можно ли приватизировать служебную квартиру

Возможность приватизации служебного жилища предусмотрена ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно вышеуказанному закону решение о приватизации таких жилых помещений могут принимать:

При этом такое решение может быть принято только при согласии на то собственника указанного жилого фонда.

Кроме того, служебные жилые помещения могут быть переданы органами местного самоуправления государственным или муниципальным унитарным предприятием. В таком случае, жилье будет предоставляется не как ведомственное, а по договору социального найма. То есть в такой ситуации жилище утрачивает статус служебной. Поэтому проживающий в нем гражданин может участвовать в приватизации без вышеуказанных ограничений, связанных со статусом.

Таким образом, служебная квартира может быть приватизирована. Существует как минимум два пути:

Как узнать служебная квартира или муниципальная

Ключевым моментом в решении вопроса приватизации является понимание статуса жилья. Крайне важно понимать, отнесено ли жилое помещение к категории служебного или же лишено такого статуса. Проще всего получить сведения о статусе имущества можно путем направления запроса в соответствующий орган, то есть собственнику имущества (то, кто предоставил жилое помещение). Важно запросить копии документов, в соответствии с которыми то или иное жилье было наделено определенным статусом.

Также необходимо определить дату присвоения служебного статуса. Такой статус жилью должен быть присвоен только до предоставления такого имущества жильцу. Это будет означать, что жилое помещение было предоставлено как ведомственное.

В связи с этим наиболее простым способом выяснения вопроса о статусе является направлением запроса собственнику. Обычно на практике не возникает проблем с получением ответа на указанный запрос от соответствующего органа. Кроме того, можно обратиться в территориальный орган Росреестра, в котором также можно узнать интересующие сведения по вопросу статуса квартиры.

Лугашов В. А. обратился к своему работодателю с запросом сведений о статусе занимаемой им квартиры. Не получив ответа на свой запрос Лугашов обратился в территориальный орган Росреестра, где запросил вышеуказанные сведения. Из предоставленного указанным органом ответа Лугашов узнал об отсутствии статуса служебной своего жилья и инициировал процесс приватизации.

Как служебную квартиру оформить в собственность

При положительном решении вопроса о возможности приватизации квартиры (либо с согласия собственника при ее передаче, либо если она уже не является служебной и заключен соответствующий договор социального найма) необходимо определиться с дальнейшими действиями, целью которых станет получение такого жилья в свою собственность. В любом случае, начать необходимо с заявления на приватизацию, которое адресуется собственнику жилого помещения (тому, с кем заключен договор).

После подачи заявления соответствующий орган рассматривает и в случае положительного ответа, между сторонами заключается договор о приватизации. После его оформления гражданину необходимо обратиться в Росреестр для регистрации права собственности на квартиру. После предоставления заявления в вышеуказанный орган (с приложением пакета документов) Росреестр выдает выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая и подтверждает право собственности.

Учитывая то, что передача такого имущества на приватизацию является правом, а не обязанностью собственника, судебные иски о смене статуса квартиры не удовлетворяются. Судебная перспектива возможна только в случае явных нарушений при смене статуса жилья, а также если в Росреестре такое имущество не зарегистрировано в качестве служебного.

Перевод служебного жилья в социальный найм

Перевести жилье, предоставленное гражданину в связи с выполнением им трудовых обязанностей, в социальный найм возможно только в случае смены его собственника. Такое жилое помещение должно быть передано в государственное или муниципальное унитарное предприятие, то есть должен смениться его статус. В таком случае оно более не является служебным, а с гражданином, проживающим в квартире, должен быть заключен договор социального найма. После этого гражданин может с большей вероятностью приватизировать такое жилище.

Стоит напомнить, что такой перевод не зависит от гражданина и зачастую повлиять на этот процесс невозможно. В данной ситуации пользователю жилища необходимо внимательно следить за ситуацией и не упустить момент смены статуса имущества. В противном случае можно потерять возможность приватизировать квартиру.

Порядок приватизации

Процедура приватизации состоит из нескольких стадий. На самой первой стадии у гражданина должна появиться сама возможность такой приватизации. Для этого собственник такой квартиры, в соответствии со своим решением, должен разрешить гражданину произвести приватизацию, либо жилье должно быть передано в муниципалитет, в связи с чем потеряет статус служебной.

После того, как жилье потеряло такой статус, гражданину необходимо подать собственнику квартиры заявление, в котором отразить свое намерение приватизировать жилище. После этого собственником рассматривается указанное заявление и выносится отрицательное или положительное решение. Рассмотрение происходит в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе и нормативных-правовых актов местного уровня). В случае согласия собственника на совершение такой процедуры, между заявителем и уполномоченным органом заключается соглашение о приватизации.

С вышеуказанным соглашением, подписанным со стороны уполномоченного органа, гражданину необходимо обратиться в Росреестр, приложив необходимый пакет документов, с соответствующим заявлением. После его рассмотрения на гражданина оформляется право собственности на квартиру, о чем делается соответствующая отметка в реестре. После этого процедура приватизации заканчивается.

Судебная практика приватизации служебного жилья

Существует несколько случаев, связанных с приватизацией служебного жилья, когда у гражданина есть реальный шанс добиться приватизации через суд:

Кроме того, на практике часто встречается ситуация, что работодатель может предоставлять жилье, называя ее служебной, однако на самом деле квартира таким статусом не обладает. В данном случае необходимо уточнить эти сведения в Росреестре и если такой статус действительно отсутствует, обратиться в суд (если собственник не соглашается на приватизацию). В такой ситуации суды также удовлетворяют иски.

Заключение

Предоставляемое различными организациями служебное жилье является временным способом решения жилищного вопроса. Однако в данной ситуации есть возможность приватизации такой квартиры, что стало бы решением вышеуказанного вопроса. Для получения такой возможности необходимо выполнение нескольких условий. Приватизация может быть как добровольной, так и путем подачи искового заявления в суд.

Результатом процесса приватизации является приобретение служебной квартиры в собственность.

Источник

Как приватизировать служебное жилье?

Приватизация служебной квартиры — наболевший вопрос для тысяч семей по всей стране. Для некоторых категорий специалистов перевод ведомственного жилья в собственность — единственный шанс достойно решить квартирный вопрос. Практика показывает, что приватизировать такие квадратные метры реально, но для этого нужно знать определенные правила и хитрости. Для того, чтобы однозначно решить, возможна ли процедура в каждом конкретном случае, придется углубиться в изучение юридических тонкостей. О нюансах приватизации служебного жилья читайте в этой статье.

Действия:

Уточняем понятие служебного жилья

Служебное жильё — это недвижимость, которая находится на балансе государственного учреждения или коммерческой организации и предоставляется сотрудникам для временного проживания. Подобные квартиры относятся к помещениями специализированного жилого фонда. Ключи от них можно получить по договору найма ведомственного помещения, который действует лишь в период трудовых отношений работника и организации. При этом регистрирующий орган делает в реестре специальную пометку «Служебное жильё», которая указывает на принципиальное различие между ведомственным и социальным наймом.

Узнаем основания для приватизации служебных квартир

Принципиальное отличие служебного жилья от муниципальных квартир, которые предоставляются гражданам по договору социального найма, в том, что ведомственную жилплощадь практически невозможно приватизировать. Во всяком случае, в Жилищном Кодексе такой процедуры не предусмотрено. А в ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» даже есть вполне однозначная запись о том, что служебные квартиры входят в перечень объектов, которые не подлежат приватизации.

Однако на деле шанс получить право собственности на ведомственную квартиру все-таки есть. Специально для этого второй частью ст. 4 закона о приватизации предусмотрена лазейка. В документе указано, что собственники квадратных метров — коммерческие предприятия, государственные учреждения или ведомства — вправе передавать жильё работникам по собственной инициативе. Такое положение вещей на деле было неоднократно закреплено судебной практикой, а также определением Конституционного Суда РФ № 441-О от 21 декабря 2004 года.

На деле это значит, что требовать у предприятия квартиру бессмысленно — предоставлять её сотруднику никто не обязан даже за выслугу лет. А вот заключить с работодателем соглашение о предоставлении права приватизации на определенных условиях вполне возможно.

Другая лазейка — формальный статус квартиры, который зафиксирован в Росреестре. На практике жильё, которое считается служебным, не всегда правильно зарегистрировано официальными органами. При том в определении Верховного Суда РФ № 35-В 06-12 от 23 июня 2006 года указывается, что лишь соответствующая запись в государственном реестре недвижимости лишает нанимателя надежды на собственность. Если ведомственная квартира по ошибке фигурирует в документах как муниципальная, смело можно приступать к приватизации.

Еще один достаточно распространенный казус — изменение собственника жилплощади. Нередко недвижимость сперва числилась на балансе муниципального учреждения и считалась служебной, а затем была передана городу. Причин для этого может быть несколько: банкротство, ликвидация или реорганизация организации, а то и невозможность нести расходы по содержанию объекта. В подобной ситуации человек, который получил ведомственную квартиру, продолжает пользоваться ей уже на условиях социального найма. А такой договор предусматривает возможность приватизации.

Иногда организация хочет передать жильё муниципалитету, а местные органы власти отказываются брать здание на баланс и тормозят процесс. В этом случае гражданину стоит потребовать заключения договора соцнайма через суд.

Приватизируем служебное жильё с согласия работодателя

Проще всего, если приватизация служебной квартиры проходит с согласия работодателя. Практика передачи ведомственных квадратных метров в собственность сотрудникам существует в Министерстве обороны, МВД, МЧС и других силовых органах. Гражданские предприятия реже делятся сокровищами своего жилищного фонда, однако в отдельных случаях квартиру можно получить, отработав в организации определенное количество лет. Такая же практика есть и у некоторых коммерческих компаний, в особенности, у крупных производственных предприятий.

Если договоренность с организацией достигнута, алгоритм действий гражданина прост:

На практике, в большинстве случаев при такой схеме гражданин оказывается в полной зависимости от порядочности своего работодателя. Если обязательство передать квартиру в собственность по истечении определенного срока не было закреплено в дополнительном соглашении к трудовому договору, недобросовестная организация может годами кормить сотрудника обещаниями. Очевидно, что работодатели не заинтересованы в бесплатной раздаче своего жилищного фонда, и закон в этом случае на их стороне. Единственная возможность нанимателя бороться за квартиру — обратиться в суд. Но, чтобы снять с квартиры служебный статус, придется запастись вескими аргументами.

Снимаем с жилья статус служебного самостоятельно

Арендаторам ведомственных квартир следует понимать — приватизировать такое жильё можно лишь в том случае, если удастся изменить его правовой статус со служебного на муниципальное. В ситуации, когда на добрую волю работодателя рассчитывать не приходится, вероятность получить долгожданное свидетельство о праве собственности невелика. Но не стоит сразу опускать руки — лучше сосредоточиться на формальной стороне вопроса и искать лазейки в истории квартиры. Возможно, где-то на этапе оформления бумаг закралась ошибка, которая станет вашим козырем. Всю необходимую информацию можно найти в городском архиве.

Нанимателю ведомственного жилья имеет смысл:

Если хотя бы по одному из пунктов вы найдете несоответствие, есть основание требовать приватизации. Но в большинстве случаев для этого придется идти в суд — организации обычно отказываются добровольно передавать жильё гражданину.

На этапе сбора архивных справок и анализа документов лучше воспользоваться помощью юриста, который специализируется на жилищном праве, или профессионального агента по недвижимости с юридическим образованием. Такого специалиста можно найти на крупном портале по недвижимости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *