как узнать сносят ли гараж
«Гаражная амнистия»: какие гаражи пойдут под снос и как оформить право собственности
В прошлом году спор о праве на гараж даже стал предметом рассмотрения Конституционного суда РФ (постановление от 26 ноября 2020 года №48-П). Очевидно, что необходимость в законе о так называемой «гаражной амнистии» назрела уже давно. И в этом году, наконец, его обещают ввести.
Законопроект №1076374-7 уже прошел второе чтение, так что все его положения окончательно сформулированы.
Как будут оформлять капитальные гаражи
Гараж, возведенный до 30 декабря 2004 года, который отвечает признакам капитального строения (прочная связь с землей и невозможность перенести без несоразмерного ущерба целевому назначению — ст.1 Гражданского кодекса РФ), а также землю под ним, можно будет оформить в собственность в упрощённом порядке.
Для этого владелец обращается в местную администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом.
К заявлению нужно приложить:
— документ, подтверждающий выделение гаража работодателем или другой организацией или документ о передаче земельного участка под гаражное строительство кооперативу и решение общего собрания о распределении участка под гараж в пользу гражданина, либо документ о выплате паевого взноса за гараж;
— если ничего из перечисленного нет, можно предоставить договор о подключении гаража к инженерным сетям, заключённый до 30 декабря 2004 года, или документ о проведении техинвентаризации гаража до 2013 года.
Тем, кто покупал гараж у члена ГСК или унаследовал его, нужно предоставить те же документы, а ещё приложить договор о приобретении гаража или свидетельство о принятии наследства.
Если земельный участок под гаражом не стоит на кадастровом учете, дополнительно потребуется оформить схему расположения участка. А для оформления самого гаража в собственность понадобится технический план строения. Эти документы изготавливает кадастровый инженер.
После вынесения решения о согласовании земельного участка администрация сама в течение 5 рабочих дней должна направить в Росреестр заявление о регистрации права собственности гражданина на гараж и земельный участок. Госпошлина за это не взимается.
Что ждет некапитальные гаражи
Если гараж металлический, без фундамента, то зарегистрировать собственность на него не удастся. Но вот оформить земельный участок под ним вполне допускается (чтобы избежать принудительного сноса).
Для этого также нужно обратиться в местную администрацию с документом, который подтверждает выделение гражданину участка гаражным кооперативом. Участок оформляется в собственность бесплатно. Но если он отнесен к категории ограниченных в обороте земель, то получить его можно будет только в аренду, за плату.
Обратите внимание, что под амнистию не подпадают некапитальные гаражи, которые стоят за границами гаражного кооператива.
Каким гаражам грозит снос
Закон предусматривает принятие органами местного самоуправления мер по выявлению на их территории неоформленных гаражей.
По итогам проверки они могут оказать содействие владельцу в легализации его гаража, а если он не соответствует требованиям закона — вынести предписание о сносе, как самовольной постройки.
Такая участь грозит гаражу, если его владелец не сможет подтвердить, что участок ему выделялся официально, уполномоченным органом.
Какие гаражи не подпадают под «амнистию»
Закон «о гаражной амнистии» не распространяется на гаражи, возведенные после 30 декабря 2004 года, а также на гаражи, которые используются:
— для предпринимательской деятельности или для нужд органов местного самоуправления;
— либо в качестве вспомогательного сооружения при частном, садовом или многоквартирном жилом доме или были приобретены по договору долевого участия в строительстве.
«Гаражная амнистия» пока планируется на 5 лет: на сайте Государственой Думы указан срок с 1 сентября 2021 года и до 1 сентября 2026 года. Об этом говорится в публикации канала «Юридические тонкости» на платформке «Яндекс.Дзен».
ВС: Несогласие собственника снесенного гаража с размером компенсации не равнозначно отказу от нее
Верховный Суд вынес Определение № 5-КГ19-230, в котором разобрался, можно ли не выплачивать собственнику снесенного гаража компенсацию, если он считает ее размер заниженным.
Татьяна Соколова владела гаражным боксом, который подлежал сносу в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. № 413-ПП «О формировании транспортно-пересадочных узлов в г. Москве» и постановления Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. № 63-ПП «Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территории г. Москвы».
30 апреля 2015 г. АО «МКЖД» заключило с ООО «РЭМИС групп» договор об оказании услуг технического заказчика по организации сноса объектов гаражного назначения на земельных участках, необходимых для строительства объектов ТПУ на Малом кольце Московской железной дороги. В соответствии с договором «РЭМИС групп» оказывало услуги по организации проведения оценки рыночной стоимости сносимых гаражей, а также услуги по организации работ по подготовке и подписанию соглашений о выплате компенсаций их владельцам.
По результату оценки рыночная стоимость гаражного бокса Татьяны Соколовой составила 176 тыс. руб. Не подписав соглашение об осуществлении компенсационной выплаты на предложенных АО «МКЖД» условиях, женщина обратилась в ООО «Глобал – оценка и экспертиза» с целью определения рыночной стоимости гаражного бокса, которая согласно отчету компании составила 249 тыс. руб.
Распоряжением префектуры САО г. Москвы от 17 сентября 2015 г. были внесены изменения в распоряжение от 29 июня 2015 г. № 440 «Об утверждении списков владельцев гаражных боксов автостоянки “Сокол-113”». В приложении к распоряжению приведен утвержденный список тех, кто подал заявления о выплате компенсаций за сносимые гаражи, в котором в том числе значилась и Татьяна Соколова. В последующем гараж был снесен.
Женщина уведомила АО «МКЖД» о несогласии с размером компенсации и попросила АО «МКЖД» выплатить ее в размере, определенном в отчете ООО «Глобал – оценка и экспертиза». В ответном письме от 19 сентября 2016 г. общество сообщило, что демонтаж гаражного бокса силами организации не осуществлялся, поскольку Татьяна Соколова не подписала соглашение на осуществление денежной компенсации. При этом «МКЖД» дополнительно указало, что п. 8 Положения о денежной компенсации установлено право префектуры в рамках своей компетенции принимать необходимые меры для освобождения территории в случае отказа владельцев гаражей от подписания соглашений. В свою очередь префектура САО г. Москвы в ответе Татьяне Соколовой от 6 декабря 2016 г. сообщила, что для получения компенсации ей необходимо обратиться именно в АО «МКЖД».
10 января 2017 г. женщина повторно обратилась в «МКЖД», которое повторило информацию о демонтаже гаражного бокса силами префектуры на основании решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа г. Москвы.
В сообщении от 4 апреля 2017 г. префектура пояснила Татьяне Соколовой, что от АО «МКЖД» поступила информация о ее отказе от заключения соглашения на осуществление денежной компенсации и просьба о рассмотрении вопроса освобождения территории в порядке, предусмотренном п. 8 Положения о денежной компенсации. В связи с этим Окружной комиссией было принято решение о демонтаже гаражного бокса и разъяснено, что компенсационные мероприятия в таком случае не предусмотрены.
После этого Татьяна Соколова обратилась в Таганский районный суд г. Москвы с иском к АО «МКЖД» о взыскании денежной компенсации. Суд, руководствуясь Положением о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. № 63-ПП, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку Соколова отказалась от подписания соглашения об осуществлении компенсационной выплаты в предложенном ей размере.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда указала на то, что выплата компенсации за сносимый гараж возможна лишь в случае подписания соглашения об осуществлении компенсационной выплаты. Тогда женщина обратилась в Верховный Суд.
Изучив материалы дела, ВС указал, что в целях реализации Генерального плана г. Москвы, государственных программ г. Москвы, соблюдения прав физических лиц при сносе индивидуальных гаражей для освобождения территории г. Москвы Правительство Москвы постановлением от 9 марта 2011 г. № 63-ПП утвердило Положение о денежной компенсации.
В соответствии с данным положением после получения от префектуры соглашений и актов, подписанных владельцами гаражей, государственный заказчик, предприятие в течение 5 рабочих дней осуществляет их подписание с направлением двух экземпляров в префектуру (один экземпляр – для владельца гаража). После подписания сторонами акта об освобождении гаража под снос он осуществляет перечисление денежных средств на счет, указанный владельцем гаража, на условиях соглашения. Таким образом, указал ВС, данным нормативно-правовым актом владельцам сносимых индивидуальных гаражей, имеющим правоподтверждающие документы, при освобождении территории г. Москвы гарантируется выплата денежной компенсации.
Верховный Суд указал, что при рассмотрении дела не оспаривалось, что право Соколовой на снесенный гараж было зарегистрировано в установленном законом порядке, ответчик не указывал на отсутствие правоустанавливающих документов, что в соответствии с п. 8 Положения о денежной компенсации является основанием для отказа в ее выплате. При этом суд не учел, что несогласие собственника с определенным размером денежной компенсации не означает отказ собственника сносимого гаража от ее получения.
ВС заметил, что в обоснование исковых требований и в судебных заседаниях Соколова ссылалась на то, что не согласна с размером компенсации, полагая ее заниженной. «Данным доводам истца судом оценка в нарушение требований ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дана, решение суда не содержит суждений относительно оснований заявленного иска», – указал Суд.
Таким образом, высшая инстанция отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в Мосгорсуд.
В комментарии «АГ» партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников отметил, что данное определение является редким прецедентом в пользу владельцев гаражей, сносимых властями г. Москвы в рамках мероприятий по освобождению территорий, осуществляемых в столице.
По его мнению, принципиальным для Верховного Суда в данном деле было то, что имя владелицы спорного гаража было включено в утвержденный префектурой список владельцев гаражных боксов, попадающих в границы размещения транспортно-пересадочного узла, а в судах нижестоящих инстанций законность прав владелицы гаража не оспаривалась. «В подавляющем большинстве случаев владельцам гаражей, с которыми властям города не удалось найти общий язык, отказывают в выплате какой-либо компенсации со ссылкой на отсутствие у них документов, подтверждающих возникновение права собственности на гараж», – заметил Николай Сапожников. Он посчитал, что Верховный Суд фактически подтвердил, что если к документам владельца сносимого гаража претензий не возникло, то вопрос о размере компенсации может быть предметом спора и сам по себе факт отказа истца от подписания соглашения не является основанием для отказа в присуждении выплаты.
Старший юрист, руководитель практики Содружества земельных юристов Ксения Сочеева отметила, что в судебной практике нет единого подхода к вопросу компенсации за снос гаража в случае неподписания соответствующего соглашения. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 4 сентября 2015 г. по делу № 33-31556/2015 даже не оспаривается право собственника на компенсацию (при условии отказа от подписания соглашения в предложенной редакции). При этом ее размер устанавливается на основании проведения независимой судебной оценочной экспертизы. «Такая позиция, на мой взгляд, является наиболее корректной и справедливой – так как право собственности на гараж не оспаривалось, собственник имеет право на адекватную компенсацию», – посчитала Ксения Сочеева.
Тем не менее, заметила она, существует иная позиция суда: так как собственник отказался от подписания соглашения, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований о компенсации (Апелляционное определение Московского городского суда от 4 декабря 2019 г. № 33-53800/2019). По мнению юриста, трактовка п. 8 Положения в подобном ключе может привести к злоупотреблениям в части оценки размера компенсации и отсутствию возможностей собственника повлиять на указанную сумму.
«Я считаю, что рассматриваемая позиция Верховного Суда ведет к восстановлению баланса прав собственника на справедливую компенсацию при сносе гаража», – резюмировала Ксения Сочеева.
Как узнать, будут ли сносить гаражи в Москве, и по каким адресам
Москва, 12.09.2021, 02:43:23, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.
Москва продолжает принимать огромное количество людей из провинциальных областей, желающих поселиться в столице. Поэтому город вынужден расстраиваться, а для этого нужно пространство. В 2020-21 годах продолжится снос старых построек, в том числе гаражей. Как узнать, какие гаражи подлежат сносу, и что делать в этой ситуации?
Где узнать график сноса гаражей, и какие дома подпадают под демонтаж
В конце 2020-го года в столице России начнется уже пятая волна сноса гаражных кооперативов. Кому-то, может, это не нравится, но имеем факт: устаревшие постройки портят «лицо» Москвы, так что на их месте планируют возвести современные жилищные комплексы, чтобы заселить туда больше людей. Свободное пространство необходимо, ведь фраза «Москва не резиновая» стала реальностью.
На данный момент утверждены пятьдесят четыре гаражных объекта, которые в ближайшее время подлежат сносу. Он будет осуществляться либо за счет государства, либо за счет собственника, который приобрел эту территорию для застройки. В Юго-Западном округе будут снесены со 2 по 8 строения по улице Власова 4. А в Юго-Восточном округе попадает под снос 24 строения. В первую очередь, там попадают под снос строения с 4 по 9 по улице Новоостаповская 1, с 1 по 4 строения по Рязанскому проспекту 40, корп.2.
Какую компенсацию получат владельцы снесенных гаражей
Это все хорошо, но что делать владельцам снесенных гаражей, и получат ли они какую-то компенсацию? На данный момент материальная компенсация выплачивается, но она меньше реальной стоимости гаража. Все по причине того, что многие граждане покупали эту недвижимость в 90-е годы без всяких официальных документов. Компенсацию можно вообще не получить, если гаражным кооперативом никто не управляет и не платит за аренду земли.
В итоге владельцам гаражей становится сложно бороться за своё имущество, которое по документам может вообще им не принадлежать. Если документация все же есть, то цена формируется по кадастровой стоимости. В среднем, на сегодняшний день в Москве за снос металлического гаража можно получить компенсацию в сто пятьдесят тысяч рублей, а если строение кирпичное – триста тысяч рублей. При этом никакого влияния на сумму компенсации не имеет ни состояние недвижимости, ни проведенный в ней ремонт, ни наличие пристройки.
Достойная ли это выплата? На самом деле, нет. Сегодня за место для одной машины в неотапливаемом паркинге многоэтажного дома придется раскошелиться как минимум на пятьсот тысяч рублей. Разве сравнится такая открытая площадка с собственным гаражом, в котором можно делать все что угодно?
Гараж стал культовым местом для российского гражданина, в котором не просто держали автомобиль, а проводили много бесценных мгновений с друзьями. Сейчас эта эпоха уходит: гаражные кооперативы не ценятся и никому не нужны. Настало новое время многоэтажных домов и элитных новостроек. Освобождайте место.
В России вступила в силу «гаражная амнистия». Что важно знать
Рассказываем, в чем суть «гаражной амнистии», как она поможет собственникам незарегистрированных гаражей, какие объекты можно будет зарегистрировать в упрощенном порядке.
Оглавление:
Что такое «гаражная амнистия»
Сейчас в России нет отдельного нормативного правового акта, который регламентировал бы деятельность гаражно-строительных кооперативов. Также не существует и юридического понятия «гараж», «гаражный кооператив» и т. д. В России числится порядка 3,5–4,5 млн незарегистрированных объектов недвижимости, которые можно отнести к гаражам. В Росреестре не могут назвать четкое их число, так как в российском законодательстве до сих пор пока нет определения гаража. Поэтому оценка о числе таких предварительно выявленных объектов делается по косвенным показаниям, которые позволяют назначение данных объектов отнести к таковым. Количество существующих, но неоформленных объектов гаражного назначения может быть гораздо больше.
Сегодня большое количество гаражей не оформлено в собственность, и люди пользуются ими «на птичьих правах», что не позволяет им распорядиться имуществом — продать или передать по наследству, отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, новый закон позволит гражданам в упрощенном порядке стать полноценными собственниками таких объектов.
Цели амнистии
Большое число гаражно-строительных кооперативов было возведено еще в советское время или до введения современного градостроительного регулирования (до 2005 года). Поэтому их правовой статус в действующем законодательстве отсутствует. Такие объекты нельзя назвать самовольными постройками, часто на них утеряны правоустанавливающие документы, поэтому оформлению (в том числе земельных участков) мешает правовая неопределенность, а граждане не могут противостоять их сносу, оформить в собственность, продать или передать по наследству.
Закон направлен на регулирование правового статуса таких машино-мест и деятельности гаражных или гаражно-строительных кооперативов, в том числе в целях безопасности обслуживания. Также необходимо приведение к современным нормам права на объекты гаражного назначения и земельные участки под ними, считают авторы документа.
Какие гаражи подпадают под амнистию
Воспользоваться «гаражной амнистией» смогут и наследники, и те, кто купил гараж у первоначального владельца. Амнистия распространяется на объекты, построенные до введения в действие Градостроительного кодекса (31.12.2004). В законе указывается, что сооружения должны быть одноэтажными, без жилых помещений. Они могут входить в состав гаражно-строительных кооперативов или быть отдельно стоящими капитальными постройками. Земля, на которой расположен гараж, должна находиться в ведении государства или муниципалитета.
Речь идет только о капитальных сооружениях, у которых есть фундамент и стены. Но основная часть гаражей в гаражных кооперативах не являются капитальными объектами. В связи с этим планируется распространить амнистию на все гаражные сооружения, которые входят в гаражные кооперативы. К некапитальным гаражам могут отнести сваренные металлические конструкции. О так называемых «ракушках» вне гаражных кооперативов речи не идет, такие объекты признают самостроем.
Не подпадают под «гаражную амнистию» самострои и подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах.
Льготы для инвалидов
Для инвалидов предусмотрено исключение — им позволят размещать некапитальные сооружения, для них такая услуга будет бесплатна. Для этого органы местного самоуправления должны утвердить схему размещения таких гаражных объектов.
Сроки «гаражной амнистии»
Закон о «гаражной амнистии» вступил в силу с 1 сентября 2021 года и будет действовать до 2026 года. «Гаражная амнистия» и «дачная» имеют ограниченный срок, но последняя постоянно продляется, так что, возможно, и амнистия по гаражам не станет исключением.
Риски владельцев гаражей
Илья Бахилин, юрист КА «Юков и партнеры»:
— На практике существуют сложности при госрегистрации прав на гаражи и на стоящие отдельно от иной недвижимости земельные участки под ними или необходимые исключительно для их строительства.
В случае если такие права не зарегистрировать, имеется риск того, что эти строения станут рассматриваться как самовольные и будут снесены органами местной власти, а земельный участок изъят либо государством, либо внезапно возникшими прежними собственниками.
Обычно регистрация прав на землю, предназначенную для гаражного строительства, не предполагает сложности, если такая земля изначально приобретается в собственность. В таком случае оформление земли производится в общем порядке через обращение действующего и будущего собственников в Росреестр напрямую или через МФЦ.
Если прежний собственник участка неизвестен, оформить право на землю под постройку гаража можно путем приобретательной давности, что хотя и проблематично, но реально. В этом случае необходимо в течение 15 лет непрерывно, открыто и добросовестно владеть участком как своим собственным.
В подобных ситуациях после приобретения участка построить и оформить права на гараж достаточно легко, поскольку Градостроительный кодекс не требует для этого получения разрешения на строительство, если гараж не планируется использовать для занятия бизнесом.
Намного сложнее обратная ситуация, при которой собственность на землю изначально принадлежит государству при наличии у потенциального покупателя права на владение уже построенным гаражом как строением. В нынешней ситуации получить в этом случае собственность на землю практически нереально, поскольку у владельцев, как правило, нет никаких документов, подтверждающих его права. Сложность связана с тем, что сам статус гаражей в законодательстве является достаточно неопределенным.
С 1 сентября 2021 года граждане смогут бесплатно приобрести гараж и участок под ним в собственность при предоставлении любых доказательств владения гаражом (например, документов о членстве в гаражном кооперативе). Однако закон не затронет гаражи, которые невозможно признать капитальным строением, в связи с чем перед оформлением прав необходимо будет проводить соответствующую проверку.
Как оформить гараж в собственность
Чтобы оформить гараж в собственность, граждане должны будут обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении участка под существующим гаражом. Такая возможность в будущем станет доступна и через МФЦ «Мои документы».
Амнистия подразумевает упрощенный порядок оформления собственности на гаражи и землю под ними. Заявление на регистрацию и участка, и гаража должен будет подать орган местного самоуправления, при этом госпошлину платить не нужно.
Для оформления прав собственности достаточно предоставить документ о предоставлении или выделении гражданину земельного участка. В случае отсутствия у гражданина этого документа к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:
Также в подтверждение собственности можно будет предоставить следующие документы:
Кадастровая оценка
Закон наделяет региональные власти и муниципалитеты полномочиями по обеспечению выполнения кадастровых работ в отношении объектов, подпадающих под гаражную амнистию. Это позволит снизить финансовую нагрузку на население, пояснили в Росреестре.
Как в Подмосковье будет действовать «гаражная амнистия»
Гаражи в Московской области
Новый закон для граждан, пользующихся незарегистрированными гаражами, заработает в России с 1 сентября 2021 года. Правила позволят в упрощенной форме получить права собственности на сам гараж и государственную или муниципальную землю, на которой он находится. Об условиях «гаражной амнистии» в Подмосковье читайте в материале mosreg.ru.
Что такое «гаражная амнистия»
Новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены» вводит упрощенный порядок оформления в собственность гаража, а также земли, на которой он находится. «Гаражная амнистия» будет объявлена на пять лет – до 1 января 2026 года.
Кто попадает под «гаражную амнистию»
Женщина подписывает документ
Упрощенный порядок распространяется на гаражи, отвечающие следующим условиям:
– возведены до вступления в силу действующего Градостроительного кодекса Российской Федерации (до 30 декабря 2004 года);
– постройка капитальная (стоит отдельно или имеет общие стены и крышу с другими гаражами);
– гараж находится на государственной или муниципальной земле;
– участок для гаража предоставлен какой-либо организацией (кооперативом, бывшим работодателем) или выделен другим образом.
Под амнистию не попадают самовольные постройки, гаражи на садовых участках и участках, предназначенных для ИЖС, разборные металлические гаражи («ракушки»), а также подземные гаражи при многоэтажных домах и офисных комплексах.
Как оформить право собственности
Жители Подмосковья могут подать заявление о предоставлении (образовании) земельного участка под гаражом в местную администрацию или МФЦ. Также потребуется представить документ, подтверждающий факт владения объектом. Это может быть:
– документ, подтверждающий выделение земли, законное строительство гаража или его добросовестное использование до 2004 года включительно;
– документ о предоставлении земли гаражному кооперативу, решение общего собрания или выписка из ЕГРЮЛ об этой организации – при наличии (документы о кооперативе может представить кто-то один из его членов);
– выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации гаражного кооператива или об исключении кооператива из реестра в связи с прекращением деятельности юридического лица;
– схема расположения участка на кадастровом плане, если не было межевания;
– технический план гаража.
Также можно приложить:
– договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям;
– договор об оплате коммунальных услуг;
– документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года, в котором заявитель указан в качестве правообладателя гаража.
Преимущества «гаражной амнистии»
Собственники, узаконившие гараж и землю под ним, смогут безопасно его продать. Как любое имущество, его можно будет застраховать, сдать в аренду, вписать в завещание или дарственную. Кроме того, владельцам не нужно будет опасаться сноса, а если земля понадобится для строительства дорог или других объектов, собственник получит компенсацию.
Оформленный в собственность гараж будет облагаться налогом на землю и имущество. Размер ставки на само строение составит не более 0,1 % кадастровой стоимости, на участок – не более 1,5 % кадастровой стоимости.