как узнать собственника газопровода
Как узнать собственника газопровода
Я обратился в ГРО по вопросу присоединения жилого дома к сетям газоснабжения. В подключении мне было отказано ввиду того, что газопровод, проходящий по границам моего участка, находятся в собственности Потребительского Кооператива. ГРО потребовала согласие указанного кооператива, как основного абонента, на подключение к его газопроводу.
При обращении в кооператив, мне было озвучено, что за согласие на подключение я должен уплатить кооперативу 180 тыс. руб. Обоснования данной суммы предоставлено не было. Законны ли требования кооператива?
В настоящее время порядок подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям урегулирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).
Согласно п. 34 Правил № 1314 в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом запрос о предоставлении технических условий, заявка о подключении (технологическом присоединении) должны содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления. В случае если строительство газопровода от сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента осуществляется исполнителем по земельному участку основного абонента, к запросу о предоставлении технических условий, заявке о подключении (технологическом присоединении) прилагается согласие основного абонента на осуществление строительства газопровода на его земельном участке.
На основании изложенного, субъектом, уполномоченным на выдачу технических условий, является газораспределительная организация. При этом для подключения к сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента заявителю необходимо представить в ГРО согласие основного абонента на такое подключение.
Частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
Согласно части 1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицом, привлекаемым к административной ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям является субъект естественной монополии.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», сферой деятельности субъектов естественной монополии является транспортировка газа по трубопроводам.
Основной абонент, согласно п. 2 Правил № 1314 – это юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления.
Не оказывая услуги по транспортировке газа, основной абонент не является субъектом естественной монополии, следовательно, он не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
ФАС России в ответ на обращение Новосибирского УФАС России по вопросу взимания платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям газопотребления основного абонента письмом исх. № АГ/44288/16 от 30.06.2016 г. разъяснила следующее.
Правилами № 1314 предусмотрена возможность подключения к сетям газопотребления основного абонента (владельца сети газопотребления, не осуществляющего транспортировку газа) не принадлежащим ГРО, в соответствии с пунктом 34 Правил № 1314.
При этом, Правилами № 1314 не регламентирован порядок и условия выдачи согласия основным абонентом на подключение заявителя к сети газопотребления.
Вместе с тем, имущественные споры, в том числе, связанные с предоставлением собственником права пользования принадлежащим ему имуществом другим лицам, являются предметом регулирования гражданского, а не антимонопольного законодательства. В этой связи, разрешение указанных споров не входит в компетенцию антимонопольного органа.
Учитывая изложенное, споры, связанные с требованием основного абонента о внесении заявителями, желающими подключиться к принадлежащим такому абоненту газопроводам, платы за согласование подключения объектов заявителей, а также с отказом основного абонента в таком согласовании, имеют гражданско-правовой характер.
При этом в соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрение исковых дел с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, относится к компетенции судебных органов.
Таким образом, гражданско-правовые споры по вопросу подключения к сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, в том числе, споры относительно условий такого подключения, должны разрешаться заинтересованными лицами в гражданско-правовом порядке, путем переговоров либо обращения в суд.
О стандарте доказывания статуса основного абонента при подключении к сетям газоснабжения
Очень печально, что такой наболевший для практики вопрос, обязаны ли газораспределительные организации давать точку врезки (начало будущей трассы подводящего газопроода) не в свой газопровод так мельком рассмотрен Верховным судом по делу А65-38705/2017.
Теперь стандарт доказываения вопроса, кто помимо ГРО вправе решать вопрос о подключении в спорный газопровод, то есть что является основным абонентом в смысле п. 34 Правил подключения (1314) уточнен.
Итак насколько я понял ВС РФ предлагает следующий алгоритм доказывания статуса основного абонента, в том числе по идее и антимонопольным органам:
1. Газопровод может быть как движимым так и недвижимым имуществом, поэтому суд обязан установить с чем мы имеем дело.
2. Далее если объект недвижимый исследуем вопрос о том, на кого зарегистрированы права на него и зарегистрированы ли.
3. Далее если права на газопровод не зарегистрованы, но об этом ВС РФ не говорит, надо исследовать вопрос, кто был или есть застрощик и правообладатель земли под газопроводом (отсылка к п. 38 Пленума ВС №25), то есть кто его законный влаеделец.
4. Если установлено что газопровод вешь движимая то также устанавливаем законного владельца (исследуем акты, догворы на обслуживание, договоры подряда и т.д.)
5. Если указанный алгоритм не вывел нас на какое-то лицо, осуществление покдлючения к спорному газопроводу производит ГРО без получения какого-либо согласия правопритязателя, даже если он физически имеется или объявился.
Собственно, вопрос актуален и для других сетей, которые можно квалифицировать, как движимую или недвижимую вешь.
Я проживаю в сельской местности в частном доме, в собственности.
Ответы на вопрос:
Это правомерно. Собственник вправе просить за это денег (ст. 209 ГК РФ)
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Да, правомерно. Собственником будет тот кто построил газопровод согласно ст.209 ГК РФ.
Можете обратиться в антимонопольную службу, прокуратуру и службы по тарифам
Размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения; : Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О газоснабжении в Российской Федерации»
Статья 23.2. Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее — технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, не допускается включение расходов газораспределительной организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам, а в состав тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам не допускается включение расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» госпошлину не платите.
Договор заключаете тоже с газоснабженцами, в тарифе которых имеется плата за пользование газопроводом Н.
ЗА СОГЛАСОВАНИЕ ПЛАТА НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА, ОНА ПРЕДУСМОТРЕНА ТОЛЬКО ЗА ПРИСОЕДИНЕНИЕ, ПРИ ЭТОМ РАЗМЕР ПЛАТЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕ СОБСТВЕННИКОМ СЕТИ, А ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА, Т.Е. ПО ТАРИФАМ. П. 96
ПОЭТОМУ СОГЛАСОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ С СОБСТВЕННИКОМ ГАЗОПРОВОДА, Т.Е. С ЛИЦОМ, ПО ЗАКАЗУ КОТОРОГО ЭТИ РАБОТЫ ПРОИЗВОДИЛИСЬ И КОТОРОЕ УКАЗАНО В ДОГОВОРЕ КАК ЗАКАЗЧИК РАБОТ.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (ред. от 15.04.2014) «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.
83. Договор о подключении содержит следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий;
б) срок осуществления мероприятий по подключению;
в) порядок разграничения балансовой принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон;
г) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения;
д) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение;
е) стоимость разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы (в случае, когда плата за технологическое присоединение определяется по индивидуальному проекту);
ж) положение об ответственности сторон за несоблюдение сроков исполнения обязательств, установленных договором о подключении и настоящими Правилами;
з) технические условия, включающие в том числе информацию, указанную в пункте 37 настоящих Правил;
и) дополнительное соглашение о размере платы за подключение, в том числе обязанность каждой стороны при нарушении ею сроков исполнения обязательств уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на день заключения договора о подключении, и платы за технологическое присоединение по договору о подключении за каждый день просрочки, если договором о подключении не предусмотрен больший размер неустойки;
к) право заявителя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о подключении при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре о подключении;
л) обязанность исполнителя выполнить условия договора о подключении при необходимости осуществления строительства сетей газораспределения по землям, находящимся в частной собственности у третьих лиц, с обязательным получением письменного согласия собственника земельного участка, на котором планируется строительство сетей газораспределения, о возможности строительства.
96. Размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Приказ ФСТ России от 28.04.2014 N 101-э/3 «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям.
Спасибо всем юристам за ответы! Остался не раскрыт один вопрос, прежде, чем куда-либо обращаться, как определить собственника данного газопровода? Какие документы, кто может дать такую информацию?
Ответы на вопрос:
Обращайтесь в местную администрацию, в любом случае, они располагают этой информацией и обязаны дать Вам ответ.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Статья 2. Право граждан на обращение
1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Не нужен Вам никакой собственник. Объекты газового хозяйства относятся в состав сети газораспределения либо газопотребления по своему функциональному предназначению, а не по признаку права собственности.
Сеть газопотребления, для подключение к которой требуется согласия собственника (сети, а не газопровода) должна быть расположена на одной производственной площадке (земельном участке).
Вот это дело http://www.novayagazeta.ru/inquests/65730.html выиграно в АС Тверской области, сейчас ждем апелляции, а у Вас там собственник думаю попроще
Похожие вопросы
Я, Вентура Евгения Петровна, проживающая в г. Керчь ул. Козлова д. 24, в 2004 году построила по данному адресу жилой дом с магазином.
Земельный участок находится в частной собственности согласно государственного акта.
Для подключения дома к газовым сетям техническим отделом «Горгаза» было произведено обследование и принято решение, что от точки врезки до данного объекта возможна только подземная прокладка газопровода, так как улица Пролетарская (район Центрального рынка) – это центр города и нет возможности для прокладки наружного газопровода.
Руководство «Горгаза» дали согласие на выполнение работ по прокладке подземного газопровода только в том случае, если все работы по изготовлению траншеи глубиной 1.2 м, вывозке грунта, завозе песка для подсыпки, изоляции газовой трубы, восстановление асфальта после земляных работ мы выполним собственными силами.
На эти условия я согласилась и мной, после получения технических условий, был заказан проект с учетом подключения к данному газопроводу всей улицы Козлова от рынка до перекрестка с улицей Карла Маркса. Затраты по выполнению всех работ были очень большими в эквиваленте на рубли более 700 тыс. руб. Я предложила всем жителям улицы Козлова и владельцам магазинов принять долевое участие в выполнении работ, однако на долевое участие в строительстве газопровода никто не согласился, ссылаясь на высокую цену, поэтому все расходы по строительству газопровода я взяла на себя, надеясь в последствии на возмещение этих расходов при подключении к данному газопроводу желающих граждан. Регулятор давления газа тоже был установлен соответствующей мощности РД-32 (ШП 3) (приобретён за собственные средства). Подземный газопровод среднего давления протяженностью 138 метров и по фасаду здания до шкафного ШГРП 40 метров. После запуска газопровода был подключен сосед по зданию точка врезки после ШГРП с моего согласия, по законодательству Украины это было обязательно. Так как это объект повышенной опасности «Горгаз» поставил условия о передаче на баланс предприятия. Теперь по акту разграничения числится на балансе УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети», приемника «Горгаза».
В 2014 году когда Крым состав Российской Федерации и было принято Постановление ГС РК о внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г №2032-6/14, что все газовые сети переходят в собственность республики Крым.
Но ввиду того, что данный газопровод расположен на фасаде моего здания и во дворе который не более 20 кв. м. ШГРП занимает часть двора, более 1 кв. м., и создает мне дополнительные неудобства угрозу для жизни так ка периодически слышен запах газа. После прокладки газопровода и установки ШГРП соседи построили здание из двух этажей, установив стену в 50 см от ШГРП, и двор превратился в «закрытый мешок», вообще не продувается ни с одной стороны. Я в очередной раз прошу демонтировать шкафное ШГРП, установить редуктор менее габаритный на фасаде моего здания со стороны улицы, только для собственного потребления газа. Либо перенести силами «Крымгазсети» шкафное ШГРП в другое место. Написав письмо в «Крымгазсети», я получила ответ о том, что места для переноса ШГРП нет и регулятор менее габаритный и менее мощный поставить не могу, так как есть план запитать газом от ШГРП, находящегося у меня во дворе всю улицу. Нескольким гражданам выдали технические условия и определили точку врезки от моего соседа, которому я дала согласие, хотя есть и другая точка врезки.
Подключать граждан к газопроводу, находящемуся на фасаде здания и во дворе, я не даю согласия, так как автоматически становлюсь «заложником» ситуации, но меня никто не спрашивает. Я планирую реконструкцию домовладения, а впоследствии и возможное отключение от газа. Наличие ШГРП будет являться препятствием при ремонте и реконструкции здания.
Подключение граждан к подземному газопроводу, находящемуся за пределами моего домовладения для «Крымгазсети» более затратной, поэтом они уже дважды пытались проникнуть во двор и осуществить врезку, без моего согласия.
Я пожилой человек, мне 70 лет и часто уезжаю на длительное время к детям, обесточив здание от газоснабжения. Теперь, по словам руководителя «Крымгазсети», я должна обеспечить доступ к ШГРП в любое время суток. Проникнуть во двор без меня нет возможности: со всех сторон прилегающие здания в несколько этажей и мои ворота высотой 4,5 метра.
Я считаю, что при подключении всей улицы к газоснабжению будут нарушены мои права и правила безопасной эксплуатации газового оборудования.
Спор длится уже более двух лет, никаких других вариантов «Крымгазсети» не предусматривает. При последнем общении с его представителями стало ясно, что техническая возможность перенести ШГРП имеется, но они настаивают, что эти работы должны оплачиваться мной, хотя газопровод находится на их балансе и в их собственности.
Я считаю ШГРП во дворе жилого дома установлено с нарушением строительных норм и правил Российской Федерации согласно СНиП 42-01-2002 раздел 6: ШГРП с входящим давлением до 0,6 мПа должен находится на расстоянии 10 метров от стены здания.
Регулярно во дворе чувствуется запах газа. 5 лет газопровод крашу своими силами. За 5 лет всего один раз были работники газовой службы «Крымзасети», которые осмотрели ШГРП. Журнал по обслуживанию данного ШГРП не ведется в нарушение Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (ред. от 09.09.2017) «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»), согласно его положениям: 55. Поставщик газа проводит проверки не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки.
Я законопослушная гражданка, провела газопровод в соответствии с законами Украины, а теперь не обязана финансировать газоснабжение всей улицы, тем более, что никто не хотел учувствовать в сооружении газопровода, нести материальные затраты.
На основании вышеизложенного прошу:
1. Рассмотреть заявление в сроки, установленные в п. 5.1. «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приемов граждан в системе прокуратуры РФ», утвержденной приказом Генпрокуратуры №45 от 30.01.2013 года.
2. Защитить меня от неправомерных действий организации «Крымгазсети», которые намерены самовольно на моей территории произвести врезку в газопровод.
3. Провести прокурорскую проверку действий «Крымгазсети».
4. Разрешить наш спор в соответствии с законами Российской Федерации, так как «Крымгазсети» в суд не обращаются, а у меня пока нет для этого оснований.
5. Требую переноса данного ШГРП с моего двора и установки ШГРП малой мощности только для собственного потребления газа.
Что делать? ООО Константа занимающаяся вопросами газа ответила следующее.
Добрый день! Рассмотрели обстоятельства Вашего дела, по поводу установки шкафа во дворе жилого дома. Получается, что ШГРП установлено в соответствие с проектом, который прошел экспертизы по охране труда, по противопожарной безопасности. Входное давление на ШГРП (см.фото) составляет 0,2 МПа, в соответствие со СНиП 42-01-2002 раздел 6 п. 6.2.2 примечание 3 в Таблице 5 – при давлении до 0,3 МПА расстояние от здания до ШГРП не нормируется. Акт разграничения балансовой принадлежности (по сути передача ШГРП на баланс Крымгазсети) подписан Вами без разногласий. Требовать выноса ШГРП за пределы участка у вас нет оснований. Можно обратиться в Крымгазсети заключить договор о выносе ШГРП, они предоставят смету, по ней оплатить им услуги по переносу ШГРП, но это будет очень затратной. В будущем если будет повышено давление в пределах более 0.3 МПа до 6 МПа можно потребовать переноса ШГРП на основании требований СНиП 42-01-2002 раздел 6.