как узнать собственников многоквартирного дома
Реестр собственников помещений
Управляющая организация должна располагать точными данными обо всех собственниках жилых и нежилых помещений и их долях в собственности. В этих целях необходимо составить и вести реестр, в котором будет содержаться информация, необходимая для идентификации собственника каждого помещения ( п. 3.1 ст 45 ЖК РФ ).
Что должно быть в реестре
Образец реестра собственников помещений.xls
Как получить нужные сведения
Если нужной информации в ГИС ЖКХ нет, можно заказать выписку из ЕГРН самостоятельно. В ответ на запрос от ЕГРН приходит выписка, где указано, кто собственник помещения, если помещение в долевой собственности – какая доля принадлежит собственнику, общая площадь помещения и реквизиты правоустанавливающего документа. Эти сведения являются открытыми и заказать выписку может любое заинтересованное лицо на любую дату.
Как заказать выписку из ЕГРН
Правила педоставления реестра собственникам
Любое лицо, по инициативе которого организуется общее собрание собственников помещений, вправе обратиться в управляющую организацию (ТСЖ, ЖСК) в письменной форме, чтобы получить реестр собственников помещений в многоквартирном доме. В течение пяти дней с момента получения такого обращения реестр должен быть предоставлен обратившемуся лицу.
При этом не требуется получать согласие собственников помещений на передачу персональных данных, которые содержатся в таком реестре, если он необходим для созыва и организации общего собрания.
Статус реестра собственников
Реестры собственников входят в состав технической документации ( п. 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 ), их нужно обязательно хранить, вести учёт, а в случае прекращения работы управляющей организации с домом – передать другой управляющей организации, ТСЖ, кооперативу или собственникам, в зависимости от новой выбранной формы управления.
Кроме того, списки являются неотъемлемым приложением к договору управления ( пп. «а» п. 25 Приказа Минстроя от 31.07.2014 № 411/пр ).
Реестры нужно периодически обновлять, так как их состав может меняться. Законодательством не определено, как часто нужно обновлять списки собственников, нанимателей и арендаторов, поэтому каждая управляющая организация определяется с этим на своё усмотрение.
Реестр собственников помещений
Управляющая организация должна располагать точными данными обо всех собственниках жилых и нежилых помещений и их долях в собственности. В этих целях необходимо составить и вести реестр, в котором будет содержаться информация, необходимая для идентификации собственника каждого помещения ( п. 3.1 ст 45 ЖК РФ ).
Что должно быть в реестре
Образец реестра собственников помещений.xls
Как получить нужные сведения
Если нужной информации в ГИС ЖКХ нет, можно заказать выписку из ЕГРН самостоятельно. В ответ на запрос от ЕГРН приходит выписка, где указано, кто собственник помещения, если помещение в долевой собственности – какая доля принадлежит собственнику, общая площадь помещения и реквизиты правоустанавливающего документа. Эти сведения являются открытыми и заказать выписку может любое заинтересованное лицо на любую дату.
Как заказать выписку из ЕГРН
Правила педоставления реестра собственникам
Любое лицо, по инициативе которого организуется общее собрание собственников помещений, вправе обратиться в управляющую организацию (ТСЖ, ЖСК) в письменной форме, чтобы получить реестр собственников помещений в многоквартирном доме. В течение пяти дней с момента получения такого обращения реестр должен быть предоставлен обратившемуся лицу.
При этом не требуется получать согласие собственников помещений на передачу персональных данных, которые содержатся в таком реестре, если он необходим для созыва и организации общего собрания.
Статус реестра собственников
Реестры собственников входят в состав технической документации ( п. 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 ), их нужно обязательно хранить, вести учёт, а в случае прекращения работы управляющей организации с домом – передать другой управляющей организации, ТСЖ, кооперативу или собственникам, в зависимости от новой выбранной формы управления.
Кроме того, списки являются неотъемлемым приложением к договору управления ( пп. «а» п. 25 Приказа Минстроя от 31.07.2014 № 411/пр ).
Реестры нужно периодически обновлять, так как их состав может меняться. Законодательством не определено, как часто нужно обновлять списки собственников, нанимателей и арендаторов, поэтому каждая управляющая организация определяется с этим на своё усмотрение.
Who is who? Базы данных собственников, нанимателей и арендаторов
Управляющей организации необходимо знать, кто является собственниками, нанимателями и арендаторами помещений МКД. Без этого нельзя представить нормальную работу УО – от заключения договора управления до проведения общих собраний собственников. И конечно, УО приходится отслеживать все изменения в рядах собственников, нанимателей и арендаторов, чтобы располагать достоверной информацией.
Формируем базы данных
Базы данных собственников, нанимателей и арендаторов жилых и нежилых помещений в МКД – те документы, которые входят в техническую документацию дома. Это значит, что нужно обязательно хранить их, вести учёт а в случае смены УО – передавать другой УО, ТСЖ, кооперативу или собственникам (в зависимости от новой формы управления).
Согласно пп. «а» п. 25 Приказа Минстроя РФ № 411/пр, эти списки являются неотъемлемым приложением к договору управления МКД.
Эти реестры обновляются по мере изменений в составе собственников и нанимателей. Естественно, нет необходимости обновлять их каждый день. Мы рекомендуем вам обновлять информацию в базах данных один раз в квартал.
Обновление баз данных
УО не только собирает, хранит, но и обновляет информацию о собственниках, нанимателях и арендаторах помещений в МКД (пп. «а», «б» п. 4 раздела II ПП РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»). Напомним, что решение о заключении договоров аренды общего имущества МКД принимается на ОСС.
Актуальные списки ведутся в той форме, в которой это удобно УО: в электронном виде, на бумаге или и те, и другие. Лучше вести электронную таблицу: в неё проще оперативно вносить изменения.
Списки ведутся с учётом требований законодательства РФ о защите персональных данных.
Почему базы данных важны для ОСС
Точными данными о доле собственности располагает Росреестр. Если есть сомнения в той информации, которой вы располагаете, можно обратиться в Росреестр и получить информацию о том, кому какая доля принадлежит.
В случае если у вас отсутствуют сведения о собственниках помещений, мы предоставим вам выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП). Мы готовы ответить на ваши вопросы по телефону 8 800 500-65-61.
Базы данных и выписки из ЕГРП
Большую помощь в ведении баз данных может оказать ГИС ЖКХ, а именно та информация, которую в систему вносит Росреестр из госкадастра недвижимости и ЕГРП в соответствии с Приказом Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ № 311/612/пр от 24.08.2015, где приведён полный перечень.
Если нужной информации в ГИС ЖКХ нет, можно самостоятельно получить выписку из ЕГРП, отправив запрос в Росреестр. Порядок выдачи сведений из ЕГРП утвердил недавний приказ Минэкономразвития РФ от 06.06.2016 N 357, который вступил в силу 12 сентября этого года.
Запрос можно оформить в отделении Росреестра и кадастровой палаты и в МФЦ. Есть возможность оформить заказ по почте, с помощью выездного обслуживания, или в электронном виде.
Протоколы общих собраний собственников жилья теперь можно получить онлайн
Протоколы собраний, проведенных на платформе Правительства Москвы «Электронный дом», теперь содержат электронную цифровую подпись оператора системы (ЭЦП). Это значит, что жители смогут не только провести собрание, не встречаясь очно: протокол со всеми приложениями по его итогам будет автоматически направлен в Государственную жилищную инспекцию города Москвы и инициатору (в течение суток). Это снизит число контактов в сложных эпидемиологических условиях. Документ в электронном виде также может быть незамедлительно передан в управляющую компанию или иные организации, ответственные за исполнение принятых собственниками решений.
«До настоящего времени получить оригинал документа для дальнейшей передачи инициатор мог только на шестой день после окончания собрания в центре госуслуг района Басманный в рабочее время по будням. Теперь для получения официального документа по итогам общего собрания собственников в “Электроном доме” не нужно тратить время на ожидание и поездки, а также подвергать себя риску, увеличивая число социальных контактов. Электронная цифровая подпись при проведении электронных собраний — оптимальный вариант», — отметил руководитель ГКУ «Новые технологии управления» Александр Пищелко.
Благодаря изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации 25 мая 2020 года Федеральным законом № 156-ФЗ, первое собрание в «Электронном доме» может быть проведено сразу в системе и без предварительного решения на традиционном очном собрании. Такое нововведение существенно упрощает возможность участия собственников в проводимых встречах. Кроме того, в «Электронном доме» реализована смешанная форма голосования. Те, кто по каким-либо причинам не может или не хочет голосовать в электронном виде, могут передать свои решения на бумажном бюллетене администратору текущего общего собрания собственников.
Подробнее о проведении собраний в «Электронном доме» можно узнать на специальной странице. Платформа Правительства Москвы «Электронный дом» приглашает всех жителей города проводить собрания онлайн.
В ноябре 2020 года Правительством Москвы был расширен функционал проекта «Электронный дом». Теперь это полноценная платформа в виде сайта и приложения «Электронный дом Москва», позволяющая оперативно получать всю информацию по дому, управлять им, общаться с соседями и проводить общие собрания в онлайн-режиме, что в том числе позволяет упростить принятие решений по вопросу проведения капитального ремонта. С ее помощью можно подавать заявки о неполадках в квартире, подъезде, доме или дворе, передавать показания приборов учета воды и электроэнергии, публиковать и читать объявления на электронной доске, узнавать новости дома и района, оплачивать услуги ЖКХ, отправлять сообщения в управляющую организацию и даже связаться с соседями.
За полгода работы платформы в «Электронном доме» проведено около 300 общих собраний собственников (в 92 процентах собраний был набран кворум) и более 1500 опросов.
Что можно узнать о многоквартирном доме в Подмосковье на портале госуслуг
Раздел «Дома» на портале госуслуг Подмосковья
Жильцам многоквартирных домов часто приходится оперативно решать массу различных вопросов – искать информацию об управляющей компании, подавать жалобы в связи с плохим отоплением или антисанитарией, узнавать график отключения воды. На портале государственных и муниципальных услуг (РПГУ) Московской области есть отдельный раздел, посвященный оперативному поиску информации о конкретном многоквартирным доме и решении проблем, связанных с его содержанием. О том, чем полезен жителям Подмосковья раздел «Дома» на портале госуслуг, читайте в материале портала mosreg.ru.
Паспорт дома, жалобы и доска объявлений
Раздел «Дома» на портале госуслуг Подмосковья
Перед началом работы с разделом «Дома» на портале госуслуг необходимо ввести адрес многоквартирного дома, расположенного на территории Подмосковья. После этого все внутренние вкладки персонализируются и выдают информацию применительно к интересующему объекту.
Одна из вкладок называется «Паспорт дома». Там в разделе «Основная информация» размещены такие данные, как год начала эксплуатации, год последнего ремонта, класс энергоэффективности, серия дома, этажность, количество квартир, общая площадь жилых и нежилых помещений, количество подъездов, лифтов, лестниц и секций, тип кровли, материал наружных стен, площадь лестничных маршей, площадок, технического подвала и чердака и много другой информации. Также в отдельной вкладке размещаются фотографии указанного многоквартирного дома.
В разделе «Управление» публикуются все данные об управляющей организации. В разделе «Обслуживание» можно узнать контакты организаций, ответственных за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и лифтовое оборудование в доме. В разделе «Уборка территорий» опубликован минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Отдельно в разделе «Дома» присутствует вкладка «Жалобы по дому». Пользователю предлагается сообщить о низкой температуре в квартире, антисанитарии в подъезде или лифте, затоплении квартир и подвальных помещений или других проблемах. Из вкладки пользователя автоматически переводят в нужный раздел портала «Добродел», с помощью которого окончательно формируется обращение.
Также отдельно вынесена вкладка «Доска объявлений дома». Здесь есть форум для общения соседей, обсуждения инфраструктуры района (парки, детские сады, магазины) и работы управляющей компании, а также информация о встречах и собраниях собственников жилья.
Капремонт, налог на квартиру и график отключения горячей воды
Раздел «Дома» на портале госуслуг Подмосковья
Вкладка «Капитальный ремонт» позволяет узнать общее количество средств, собранных собственниками помещений на проведение капитального ремонта в указанном многоквартирном доме. С помощью вкладки «Налог на квартиру» можно узнать сумму налога на владение помещением исходя из его рыночной стоимости. Здесь приводится подробный алгоритм расчета.
Название вкладки «График отключения горячей воды» говорит сам за себя. Владение такой информацией позволит собственникам квартир лучше планировать свое время, в том числе и досуг, – например, на время отключения горячей воды можно взять отпуск и поехать на дачу или за границу.
Ветхое жилье и задолженность по коммунальным платежам
Раздел «Дома» на портале госуслуг Подмосковья
Еще один сервис в разделе «Дома» позволяет проверить, находится ли указанный дом в зоне риска. Сервис автоматически производит поиск введенного адреса в реестре ветхого жилья и мгновенно сообщает пользователю результаты.
Также в данном разделе есть два отдельных сервиса, первый из которых позволяет узнать задолженность по оплате газа, а также внести показания приборов учета газа для расчета начислений, а второй предназначен для информирования о задолженности по всем остальным видам коммунальных платежей. Чтобы воспользоваться этими сервисами, достаточно ввести номер лицевого счета.
Не менее полезный сервис – информирование о готовности указанного дома к зиме. С его помощью можно узнать о том, в каком состоянии находятся ключевые показатели: жилищный фонд, котельные, тепловые, водопроводные и канализационные сети, запасы топлива.