как узнать список акционеров зао
Выписка из реестра акционеров
Формирование выписки из реестра акционеров происходит в тех случаях, когда владельцу акций необходимо предоставить куда-либо доказательство того, что он владеет теми или иными ценными бумагами.
Что такое реестр акционеров
В это понятие включается полная информация об акционерном обществе: размер уставного капитала, количество, номинал акций, данные по выплаченным дивидендам и реквизиты совершенных сделок по ценным бумагам. Сюда же входит детальный перечень акционеров, владеющих акциями одной компании. В реестре указывается не только список, но и подробные сведения о каждом лице: его ФИО, паспортные данные и адрес, количество и тип акций, которыми владеет участник акционерного общества и т.п.
Назначение документа довольно простое: реестр составляется для создания полной картины о деятельности организации, а также всех ее собственниках. Благодаря наличию таких данных, он дает возможность заинтересованным лицам оперативно узнать положение дел на предприятии, в том числе и финансовые дела на тот или иной промежуток времени.
Зачем может понадобиться выписка
На сегодняшний день ценные бумаги, выпускаемые организацией, не имеют документального подтверждения, в т.ч. и сертификата.
Данные об активах отражаются только на лицевом счете владельца акций. Для того чтобы получить на руки подтверждение права собственности, держателю ценных бумаг следует обратиться к регистратору акций за соответствующей выпиской.
Выписка может понадобиться по самым разным причинам. В первую очередь, самому держателю акций для уточнений количества акций, принадлежащих ему, кроме того, бывает, что такой документ требуется для предоставления в налоговую службу, другие государственные инстанции, а также банковские кредитные учреждения.
Чем отличаются выписка и копия
На первый взгляд может показаться, что два эти документа равнозначны. Это заблуждение. Между ними есть одно, но очень существенное отличие. Несмотря на то, что они дублируют текст того или иного документа, выписка, в отличие от копии, содержит только какую-то его часть. При этом выписка может включать в себя несколько отрывков из документа, имеющих значение в какой-то конкретной ситуации (при формировании такой выписки важно соблюсти лишь одно условие: чтобы она не искажала сути основной бумаги).
Таким образом, выписка позволяет скрыть тот раздел документа, который не предназначен для широкой аудитории, поскольку содержит в себе коммерческую тайну или персональные данные какого-либо лица. Именно поэтому выписки имеют широчайшее распространение, когда речь идет о сведениях о какой-либо компании, ее собственнике или представителе персонала.
Особенности выписки
Выписка из реестра акционеров имеет и другие свои особенности. В частности, она выдается исключительно по требованию от владельца акций на ту дату, которая указана в заявлении («задним числом» получить ее не получится).
В обязательном порядке она содержит информацию обо всех акциях, которые числятся за обратившимся, так что утаить наличие каких-либо бумаг также не будет возможно.
При этом все данные, отраженные в выписке носят сугубо информационный характер, т.е. эта операция не указывается ни в регистрационном журнале, ни на лицевом счете человека.
Порядок получения выписки
Для того чтобы сформировать выписку из реестра акционеров, нужно, чтобы от владельца акций поступило соответствующее заявление. Сведения о нем обязательно должны быть внесены в журнал входящей корреспонденции организации, там же должны быть указаны данные о выданной выписке (дата, назначение), информация об ответствующем сотруднике. Далее в течение трех дней заявление должно быть рассмотрено, и владельцу акций предоставлена требуемая информация. Надо сказать, что лицо, выдающее выписку, несет полную ответственность за те сведения, которые в ней содержаться.
Как сделать выписку, формат и оформление выписки
Выписка пишется в произвольном виде, поскольку ее унифицированной формы нет. Но, несмотря на отсутствие стандарта, она должна соответствовать некоторым нормам деловой документации. В частности, она условно должна быть поделана на три части: начало (название предприятия, номер и дата выписки), основной блок (обычно оформляется в виде таблицы) и заключительный раздел (подпись и печати).
Следует отметить, что в некоторых организациях есть разработанный шаблон документа, утвержденный руководством — при таком условии использовать нужно именно его.
Выписку можно делать на обычном листе бумаги или на фирменном бланке, от руки или с помощью копировальной техники.
Она в обязательном порядке должна быть заверена ответственным представителем компании или регистратором.
Наличие печати в ней определяется тем, пользуется компания штемпельными изделиями для удостоверения бумаг или нет.
Образец выписки из реестра акционеров
Для того чтобы сделать выписку, посмотрите приведенный ниже образец документа и разъяснения к нему.
Как получить выписку из реестра акционеров
Каждое акционерное общество обязано вести список своих владельцев акций. В этой статье мы разберем, для чего нужна выписка из реестра акционеров, кто вправе ее получить и как это сделать.
Какие сведения содержит выписка из реестра акционеров
Как гласит ст. 8 Закона РФ «О рынке ценных бумаг», для сохранения данных о ценных бумагах и их владельцах используется реестр акционеров. Он представляет собой перечень официальных владельцев с перечислением количества, цены, подвида ценных бумаг. Такой список должен быть всегда актуален, чтобы помочь безошибочно определить собственника ценной бумаги. Исходя из закона, внесение записи в список участников АО является подтверждением собственности на акции.
Иногда учредителю юрлица требуется подтвердить свои права перед третьими лицами. Удостоверение собственности на акции может пригодиться при отчуждении ценных бумаг, например при их продаже или дарении. Чтобы участвовать в общем собрании и иметь право на дивиденды, соакционеру также потребуется выписка из таблицы участников компании.
Именно для этих целей предназначена выдержка из списка участников АО и ПАО. В выписке можно найти, например, такую бизнес-информацию (Приказ ФСФР России от 30.07.2013 № 13-65/пз-н):
Помните, что извлечение из реестра участников АО или ПАО считается только информационным документом, подтверждающим права собственников акций. Оно не дает права на распоряжение ценными бумагами, указанными в выписке. Сама выдержка не будет ценной бумагой, по поводу нее нельзя заключать сделки.
Кто вправе затребовать выписку из реестра акционеров
Хранитель таблицы участников ПО по просьбе надлежащего заявителя (имеющего полномочия) обязан сформировать выписку из списка соакционеров не позднее 3 дней после получения такой просьбы. Выписка должна соответствовать всем требованиям, которые предъявляет ЦБ РФ.
Чтобы понять, кто имеет право запросить список участников хозяйственного общества и кому хранитель реестра не имеет права отказать, нужно обратиться к законам, регулирующим финансовый рынок. Исходя из буквального прочтения законодательства, можно выделить всего две категории заявителей, которые имеют право на запрос:
Если с первой категорий все понятно, то со второй категорией нужно разобраться. Номинальным держателем называют лицо, которое не является собственником ценной бумаги, но хранит их под своим именем по поручению фактического собственника. Номинальный держателем может быть организация (как российская, так и иностранная) имеющая специальную лицензию. Отношения реального собственника и номинального держателя должны быть зафиксированы договором.
К выводу о том, что запросить выписку из реестра могут только бенефициары и номинальные держатели, неоднократно приходили и суды. Так, в 2009 г. ОАО «Районное агропромышленное общество «Лебяжское» подало иск в арбитражный суд против ООО «Союз-Агро» и ООО «Иллария» о признании недействительным договора перевода долга от 20.05.2009 N 14. Истец настаивал на том, что одна из сторон договора перевода долга, а именно ООО «Союз-Агро», знала о наличии заинтересованности соучастника ОАО «РАО «Лебяжское» в оспариваемой сделке. Судья пришел к выводу, что ООО «Союз-Агро» не являлось ни реальным ни номинальным владельцем акций ОАО «РАО «Лебяжское». Поэтому, исходя из законодательства, ООО «Союз-Агро» не имела возможности получить данные об участниках истца и объеме их ценных бумаг от хранителя реестра. Исходя из этого, суд отказал в иске.
Порядок обращения в реестр акционеров
До 2013 года АО могла само содержать свой реестр. Для этого не требовалось обращаться в какие-то специализированные компании. Но в данный момент уже действует норма, согласно которой держателем реестра может только специализированная организация, которая имеет лицензию на эту деятельность. Такая компания называется «регистратор».
Причем держателем реестра может быть только юридическое лицо, индивидуальным предпринимателям запрещено заниматься такой деятельностью. За нарушение правил ведения списка учредителей юрлица, реестродержателя можно привлечь к административной ответственности. Так, по ст. 15.22 КоАП компании-реестродержателю грозит штраф до одного миллиона рублей за нарушения порядка работы с реестром. Это касается и тех ситуаций, когда хранитель реестра незаконно отказывает совладельцу юрлица в выдаче выписки.
Узнать, кто является держателем реестра, можно, заказав выписку из ЕГРЮЛ на акционерное общество. Это открытая информация и сделать это можно совершенно бесплатно на сайте ФНС или через сервисы проверки контрагентов.
Для получения выписки из реестра акционеров нужно составить официальный письменный запрос реестродержателю на предоставление выписки. В выписке необходимо написать «прошу предоставить выписку из реестра соучредителей АО (ПАО) с указанием количества и номинальной акций». В запросе нужно указать способ получения выписки: по почте, факсу, электронной почте, лично. Подать такой запрос можно лично, по почте, или через своего представителя по доверенности.
Запрос должен содержать подпись уполномоченного заявителя (бенефициара или номинального держателя). Если заявитель является недееспособным, то запрос должен содержать еще и подпись законного представителя.
Где и как получить выписку из реестра
Согласно п. 3.116 Приказа ФСФР России от 30.07.2013 № 13-65/пз-н, специализированная организация обязана сформировать выдержку из списка соакционеров не позднее 3 дней (рабочих, согласно производственному календарю). Держатель может отказать заявителю, только если запрос подан неуполномоченным лицом или в запросе отсутствует подпись уполномоченного лица. Если хранитель реестра незаконно отказал вам, то отправьте жалобу в ЦБ РФ. Именно этот орган контролирует и наказывает недобросовестных реестродержателей.
Раскрытие информации акционерного общества
На какие акционерные общества распространяется обязанность по раскрытию информации, какими документами регулируется, когда и как эмитент эмиссионных ценных бумаг должен выполнить обязанности по раскрытию информации?
Раскрывать информацию обязаны публичные акционерные общества, непубличные акционерные общества с числом акционеров более 50, а также непубличные общества в случае публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг.
Порядок и сроки раскрытия информации эмитентами установлены ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг) и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Банком России от 30.12.2014 № 454-П (далее — Положение).
Момент возникновения обязанности по раскрытию информации, предусмотренной ст. 92 Закона об АО (годовой отчет, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и др.) и гл. 69 Положения, зависит от статуса эмитента.
Обязанность по раскрытию данной информации возникает у:
— публичного акционерного общества в случае приобретения им публичного статуса — с даты, в которую общество узнало или должно было узнать о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих сведений;
— непубличного акционерного общества, осуществившего (осуществляющего) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — с даты, следующей за датой начала публичного размещения;
— непубличного акционерного общества с числом акционеров более 50, не осуществившего (не осуществляющего) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о своей государственной регистрации;
— если число учредителей акционерного общества (лиц, приобретших акции при создании такого акционерного общества в результате реорганизации) составляет 50 или менее — с даты, в которую акционерное общество узнало или должно было узнать о том, что число его акционеров превысило 50.
У непубличного акционерного общества с числом акционеров более 50, не осуществившего (не осуществляющего) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, может возникнуть обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах (ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, п. 10.1 и 12.2 Положения) при наличии:
— проспекта ценных бумаг;
— проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
— плана приватизации, утвержденного в установленном порядке, если указанный план предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;
— биржевых облигаций, которые допущены к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта;
— российских депозитарных расписок, допущенных к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта.
Обязанность раскрытия информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого началось размещение соответствующих ценных бумаг. А если это предусмотрено зарегистрированным проспектом ценных бумаг — с квартала, в течение которого осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, в течение которого биржевые облигации или российские депозитарные расписки были допущены к организованным торгам.
В случае регистрации проспекта ценных бумаг позже регистрации выпуска обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого была осуществлена регистрация такого проспекта.
Обязанность эмитента по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем начала размещения соответствующих ценных бумаг, либо, если это предусмотрено проспектом ценных бумаг, с даты, следующей за датой регистрации проспекта ценных бумаг, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам.
В случае регистрации проспекта ценных бумаг позже регистрации выпуска обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем регистрации такого проспекта ценных бумаг.
При приобретении эмитентом публичного статуса обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого вступило в силу решение о регистрации проспекта акций, когда сведения о фирменном наименовании эмитента, содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом, были внесены в ЕГРЮЛ. Обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах в данном случае возникает с даты, в которую эмитент узнал или должен был узнать о вступлении в силу решения о регистрации указанного проспекта акций (внесении в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании эмитента, содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом).
Информация раскрывается эмитентом на странице в Интернете, предоставляемой одним из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации.
Акционерам стало сложнее узнать информацию друг о друге из реестра
По закону о рынке ценных бумаг акционеры, владеющие долей в 1% голосующих акций и более, могут запросить у регистратора, ведущего реестр акционеров компании, информацию о других акционерах: их имена или, в случае с юрлицами, названия и количество принадлежащих им акций.
Миноритарии используют это право, чтобы объединять усилия для участия в управлении компанией, рассказывает директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин: к примеру, набрав 2%, они смогут выдвинуть кандидата в совет директоров, а потом, объединившись еще с акционерами, набрать достаточно голосов, чтобы их кандидат прошел в совет. Однако в случае с очень крупными публичными компаниями, где миноритарии распылены, набрать даже 1% голосов им может быть крайне сложно, обращает внимание Спирин.
Теперь же регистратор сможет не предоставлять информацию об отдельных акционерах, если у эмитента этих бумаг есть право на ограниченное раскрытие информации, следует из указа. Для этого эмитент должен будет направить регистратору соответствующее уведомление, а тот – сообщить о них в ЦБ.
В апрельском постановлении правительства перечислены случаи, когда компании имеют право не раскрывать часть сведений, замечает старший юрист Herbert Smith Freehills Денис Морозов: например, если они находятся под санкциями, работают с гособоронзаказом или если эта информация может способствовать санкциям в отношении этих компаний. «На практике теперь если у эмитента появится акционер, находящийся под санкциями, компания, чтобы избежать их в отношении себя, сможет направить регистратору уведомление, чтобы он не предоставлял сведения о таком акционере другим ее владельцам», – объясняет он.
Этот указ логично дополняет предыдущие инициативы правительства по ограничению раскрытия информации, считает Морозов. Еще в декабре были приняты поправки в закон о рынке ценных бумаг, позволяющие эмитенту не раскрывать определенные сведения, в том числе об акционерах (такая информация обычно указывается в квартальных отчетах или существенных фактах), напоминает он. Но если та мера скорее ограничивала публичный доступ к этим сведениям, то этот указ идет на шаг дальше: теперь эмитент может ограничить доступ к информации о своих собственниках и самим своим акционерам, резюмирует Морозов.
Правительство последовательно ограничивает раскрытие для компаний под санкциями, и этот указ – еще один шаг на этом пути, согласен Спирин. По его мнению, он вряд ли негативно повлияет на корпоративное управление, так как, скорее всего, будет применяться только в части информации об акционерах, попавших под санкции.
В определенном смысле эта мера может, наоборот, привлечь внимание к таким случаям, замечает Морозов: «Если регистратор вдруг прекратит предоставлять сведения о ряде акционеров, логично предположить, что это лица, находящиеся под санкциями, пусть даже и нельзя будет уточнить, какие именно».
На работу регистраторов этот указ не окажет существенного влияния, говорит генеральный директор регистратора «Статус» (входит в группу Сбербанка) Людмила Миронова: «У крупнейших участников рынка высокая степень автоматизации процессов, мы не видим каких-либо сложностей для выполнения его требований». Потребуются только некоторые доработки программного обеспечения, замечает она.
Председатель совета директоров профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) Петр Лансков тоже не видит проблемы для регистраторов в новых требованиях. Просто продолжается курс на закрытие корпоративной информации под разными предлогами, в данном случае – под предлогом санкций, указывает он. Но международным принципам корпоративного управления «двадцатки», или Организации экономического сотрудничества и развития, он не соответствует, а значит, в перспективе снижает привлекательность вложений в акции российских компаний, предупреждает он.
Как узнать список акционеров зао
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Банка России от 29 мая 2014 г. № 015-55-4/4158 “О разъяснении вопросов, касающихся предоставления информации держателями реестра владельцев ценных бумаг и номинальными держателями (депозитариями) ценных бумаг”
Настоящее письмо подлежит опубликованию в “Вестнике Банка России”.
Заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации | В.В. Чистюхин |
Приложение
к письму Банка России
от 29 мая 2014 г. № 015-55-4/4158
1. По вопросу о лицах, которым может быть предоставлена конфиденциальная информация
По общему правилу, предусмотренному пунктом 2 статьи 8.6 Закона о рынке ценных бумаг, сведения, указанные в пункте 1 статьи 8.6 Закона о рынке ценных бумаг, могут быть предоставлены только лицу, которому открыт лицевой счет (счет депо), или его представителю, а также иным лицам в соответствии с федеральными законами.
Так, в частности, в соответствии с федеральными законами такая информация может быть предоставлена:
1) судам и арбитражным судам (судьям) в соответствии с пунктом 4 статьи 8.6 Закона о рынке ценных бумаг;
2) Банку России в соответствии с пунктом 4 статьи 8.6 Закона о рынке ценных бумаг;
3) органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия руководителя следственного органа в соответствии с пунктом 4 статьи 8.6 Закона о рынке ценных бумаг;
4) органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в сфере экономики в соответствии с пунктом 4 статьи 8.6 Закона о рынке ценных бумаг;
5) зарегистрированному лицу, на лицевом счете которого учитывается более 1 процента голосующих акций эмитента (только информация об имени (наименовании) зарегистрированных лиц и о количестве акций каждой категории (каждого типа), учитываемых на их лицевых счетах) в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона о рынке ценных бумаг;
6) нотариусу в соответствии с пунктом 3 статьи 1171 Гражданского кодекса Российской Федерации по его запросу в целях выявления состава наследства и его охраны;
7) налоговым органам при истребовании документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации;
8) арбитражному управляющему в деле о банкротстве в соответствии с полномочиями, установленными абзацем седьмым пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;
9) залогодержателю при реализации прав в соответствии с пунктом 2 статьи 343 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом депозитарии в соответствии с пунктом 3 статьи 8.6 Закона о рынке ценных бумаг вправе предоставлять сведения, указанные в пункте 1 статьи 8.6 Закона о рынке ценных бумаг, также лицам, указанным в депозитарном договоре, в установленных им случаях.
2. По вопросу о предоставлении информации в отношении ценных бумаг, обремененных правом залога, залогодержателю
1) количество ценных бумаг, право залога на которые зафиксировано по лицевым счетам (счетам депо) в пользу залогодержателя, в том числе количество ценных бумаг, находящихся в предыдущем залоге;
3) номер лицевого счета (счета депо) залогодателя, на котором учитываются заложенные ценные бумаги;
4) идентифицирующие признаки ценных бумаг;
5) номер и дата договора о залоге.
Информация о правах залога должна содержать дату и время, на которые подтверждаются данные, полное наименование, адрес и телефон держателя реестра (депозитария).
При этом сведения, которые должен содержать запрос залогодержателя, определяются правилами ведения реестра или условиями осуществления депозитарной деятельности.
3. По вопросу о правовых основаниях для предоставления эмитенту информации о лице, которому открыт лицевой счет (счет депо), а также информации о количестве ценных бумаг данного эмитента на указанном лицевом счете (счете депо)
Под требованиями законодательства Российской Федерации, указанными в пункте 5 статьи 8.6 Закона о рынке ценных бумаг, следует понимать определенные (конкретные) нормы, которыми на эмитента возлагаются обязанности, для исполнения которых необходимо получение Информации.
Таким образом, держатели реестра вправе предоставлять эмитенту Информацию при условии наличия в запросе эмитента основания, в соответствии с которым ему необходима такая Информация.
Так, в частности, эмитенты вправе запрашивать Информацию в следующих случаях:
1) в целях осуществления прав, закрепленных ценными бумагами, в том числе в случаях составления списка:
б) лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев инвестиционных паев в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона о рынке ценных бумаг, статьей 18 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”, пунктом 2.13 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда, утвержденного приказом ФСФР России от 07.02.2008 № 08-5/пз-н;
в) лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев ипотечных сертификатов участия в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона о рынке ценных бумаг, статьей 26 Федерального закона от 11.11.2003 № 152-ФЗ “Об ипотечных ценных бумагах”, пунктом 2.13 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев ипотечных сертификатов участия, утвержденного приказом ФСФР России от 15.12.2009 № 09-55/пз-н;
г) зарегистрированных лиц в целях осуществления выплат по ценным бумагам, в том числе дивидендов в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона о рынке ценных бумаг, пунктом 2 статьи 42 Закона об акционерных обществах;
д) лиц, имеющих право на получение денежных средств и (или) приобретаемых акционерами общества на основании решения об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций эмиссионных ценных бумаг в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона об акционерных обществах;
е) лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Закона об акционерных обществах;
ж) акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций в соответствии с пунктом 2 статьи 75 Закона об акционерных обществах;
з) владельцев приобретаемых ценных бумаг, составляемого на основании данных реестра владельцев ценных бумаг на дату по лучения открытым обществом добровольно го или обязательного предложения в соответствии с пунктом 2 статьи 84.3 Закона об акционерных обществах;
и) владельцев выкупаемых ценных бумаг в соответствии со статьей 84.8 Закона об акционерных обществах;
2) в целях раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с требованиями статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг;
3) в целях предоставления полной информации о структуре собственности профессионального участника рынка ценных бумаг согласно пункту 2.1.10 Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 20.07.2010 № 10-49/пз-н;
6) для предоставления выписки из реестра о составе акционеров, владеющих более чем 5 процентами акций акционерного общества в соответствии с пунктом 12 Перечня документов, представляемых российским экспортером в ЗАО “РОСЭКСИМБАНК” для получения гарантии банка-агента (тендерной гарантии, авансовой гарантии, гарантии надлежащего исполнения контрактных обязательств), являющегося приложением 4 к приказу Минфина Российской Федерации от 08.09.2004 № 76н “О перечне документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции”;
7) в целях предоставления выписки из реестра акционеров для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности согласно подпункту 4 пункта 3 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или техно логического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденного приказом Минприроды России от 29.11.2004 № 710.
При этом Закон о рынке ценных бумаг не запрещает предоставлять эмитенту на договорной основе аналитические и статистические сведения в отношении реестра владельцев ценных бумаг, не относящиеся к Информации, указанной в пункте 5 статьи 8.6 Закона о рынке ценных бумаг.
4. По вопросу об осуществлении проверочных действий с целью выявления действительности основания, указанного в запросе эмитента
Закон о рынке ценных бумаг не требует от держателя реестра и номинального держателя осуществлять какие-либо проверочные действия в отношении выявления фактического наличия основания, указываемого эмитентом в запросе или держателем реестра, запрос которого составлен на основании запроса эмитента (пункты 6 и 8 статьи 8.3 Закона о рынке ценных бумаг).
Также Закон о рынке ценных бумаг не предусматривает возможности отказа номинальными держателями в предоставлении списка, составленного на определенную дату, предоставляемого держателю реестра либо вышестоящему депозитарию.
5. По вопросу о правовых основаниях для предоставления информации по счетам депо иностранного номинального держателя
Случаи, при которых иностранный номинальный держатель обязан предоставлять информацию о владельцах ценных бумаг и лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, учтенных на счете депо иностранного номинального держателя, предусмотрены пунктами 6, 10 статьи 8.4 Закона о рынке ценных бумаг. Так, в частности, такая информация предоставляется:
1) в случаях и в сроки, которые предусмотрены федеральными законами и нормативными актами Банка России для номинальных держателей;
2) для составления списка лиц, составленного на определенную дату и содержащего сведения о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, а также сведения о количестве ценных бумаг, принадлежащих таким лицам.
В соответствии с пунктом 11 статьи 8.4 Закона о рынке ценных бумаг информация о владельцах ценных бумаг, об иных лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, и о лицах, в интересах которых указанные лица осуществляют права по ценным бумагам, учтенным на счете депо иностранного номинального держателя, за исключением случаев, если лицами, осуществляющими права по ценным бумагам, являются иностранные организации, которые в соответствии с их личным законом относятся к схемам коллективного инвестирования, предоставляется по требованию следующих лиц:
2) судов, арбитражных судов (судей);
4) органов предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия руководителя следственного органа.
При этом эмитент вправе требовать предоставления информации, предусмотренной пунктом 11 статьи 8.4 Закона о рынке ценных бумаг, если это необходимо для исполнения требований законодательства Российской Федерации.
Таким образом, как было отмечено выше (пункт 1.3 настоящего письма), информация, предусмотренная пунктом 11 статьи 8.4 Закона о рынке ценных бумаг, предоставляется эмитенту при условии наличия в запросе эмитента соответствующего основания, в соответствии с которым ему необходима такая информация.
6. По вопросу о порядке уведомления Банка России о нарушении лицами, которым открыты счета депо иностранного номинального держателя, требований статьи 8.4 Закона о рынке ценных бумаг
Как следует из пункта 7 статьи 8.3 Закона о рынке ценных бумаг, в дополнение к списку всех владельцев ценных бумаг и иных лиц, которые в соответствии с федеральными законами осуществляют права по ценным бумагам, указанному в пункте 6 данной статьи Закона о рынке ценных бумаг, номинальный держатель предоставляет информацию о номинальных держателях, об иностранных номинальных держателях, не предоставивших сведения, подлежащие включению в список, а также о ценных бумагах, учтенных номинальными держателями на счетах неустановленных лиц.
Таким образом, в случае если иностранный номинальный держатель не представил информацию о владельцах ценных бумаг и лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, учтенным на счете депо иностранного номинального держателя, в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 10 статьи 8.4 Закона о рынке ценных бумаг, вышестоящему депозитарию следует действовать в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 8.3 Закона о рынке ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 15 статьи 8.4 Закона о рынке ценных бумаг депозитарий, открывший счет депо иностранного номинального держателя, обязан уведомлять Банк России о нарушении лицами, которым открыты соответствующие счета депо, требований, установленных данной статьей Закона о рынке ценных бумаг.
Обязанность по направлению вышеуказанных уведомлений в случае непредставления информации лицами, которым открыты соответствующие счета депо, возникает в момент окончания срока, предусмотренного на предоставление соответствующей информации.
В связи с тем, что Закон о рынке ценных бумаг не предъявляет определенных требований к форме таких уведомлений, исходя из содержания нормы пункта 15 статьи 8.4 Закона о рынке ценных бумаг уведомление должно содержать указание на лицо, которым допущено нарушение, и на характер нарушения.
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросам предоставления информации держателями реестра и номинальными держателями ценных бумаг.
Так, согласно действующему законодательству они обязаны обеспечить конфиденциальность информации о лице, которому открыт лицевой счет (счет депо), а также данных о последнем, включая операции по нему.
Держатели реестра могут предоставлять по запросу залогодержателя информацию о зафиксированных в его пользу в реестре правах залога на ценные бумаги. Указываются количество ценных бумаг, право залога на которые зафиксировано по лицевым счетам (счетам депо) в пользу залогодержателя, в т. ч. находящихся в предыдущем залоге. Фамилия, имя, отчество (полное наименование) каждого залогодателя. Номер лицевого счета (счета депо) залогодателя. Идентифицирующие признаки ценных бумаг. Номер и дата договора о залоге. Следует указать дату и время, на которые подтверждаются данные, полное наименование, адрес и телефон держателя реестра (депозитария).
Отмечено, что Закон о рынке ценных бумаг не требует от держателя реестра и номинального держателя совершать какие-либо проверочные действия в отношении выявления фактического наличия основания, указываемого эмитентом в запросе или держателем, запрос которого составлен на основании запроса эмитента.
Рассмотрены особенности передачи информации по счетам депо иностранного номинального держателя.