как узнать срок годности счетчика
Подробно о сроках службы счетчиков горячей и холодной воды
Количество потребленной воды измеряют специальные приборы – счетчики. Работающие механизмы постепенно выходят из строя, требуют регулярных проверок точности, исправности.
Потребитель обязан самостоятельно отслеживать сроки, замечать неполадки. Срок эксплуатации водомеров, причины поломок, действия после окончания времени работы, описаны ниже.
Какие бывают?
Использование расходомера подразумевает самостоятельное отслеживание сроков:
Законодательная база
По закону рекомендуемый срок службы крыльчатого расходомера – 12 лет. Это прописано в ГОСТ Р 50601-93 вместе с нормами, требованиями к этой технике. Гарантийное обслуживание крыльчатой продукции производится на протяжении 18 месяцев. На другие приборы срок службы устанавливает производитель.
Постановление №354 описывает правила обеспечения населения коммунальными услугами, права потребителей, их обязанности, среди которых:
Период использования прибора учета горячего водоснабжения
Соответствующие государственным стандартам приборы могут работать 8-12 лет, по мнению производителей, но на практике гораздо меньше.
Высокая температура, химические компоненты, твердые частицы – негативные факторы, плохо сказывающиеся на работоспособности водомера.
Период использования прибора учета холодного водоснабжения
Соответствующие государственным стандартам приборы могут работать 16 лет.
Длительность эксплуатации напрямую зависит от факторов:
Точка отсчета
Срок годности начинают отсчитывать от месяца и года выпуска продукции с конвейера. Дата установки не влияет на длительность эксплуатации.
Перед покупкой нового прибора следует внимательно изучить доступные данные – провалявшийся пару лет прибор брать не стоит даже со скидкой.
Где прописано время использования?
Дату изготовления, заводской проверки и время, через которое стоит отдать прибор уполномоченным организациям для контроля точности, можно найти в техническом паспорте прибора. Там же описаны правила эксплуатации техники и другие необходимые данные.
Продление эксплуатационного периода
Чтобы снизить влияние негативных факторов, производители рекомендуют устанавливать защитные конструкции:
Список поломок, приводящих к вынужденной замене
Определить поломку водомера можно визуально – некорректное отражение фактического объема, периодические или полные остановки движения циферблата.
Перечень неисправностей:
Обнаружение поломки ведет к вынужденной замене водомера.
Действия после окончания времени эксплуатации
В последний эксплуатационный месяц прибор необходимо заменить новым, независимо от результатов последней поверки. Пользователи, пропустившие окончание срока, будут вынуждены оплачивать потребленный ресурс по установленным в регионе нормативам.
Определять срок службы следует самостоятельно, ориентируясь на данные техпаспорта.
В последний эксплуатационный месяц следует выполнить такие действия:
Образец заявления в управляющую компанию:
Заключение
Заявленное производителем время работы техники зависит от типа счетчика (ХВС, ГВС), технологии сборки, материалов, других.
Уменьшить его может:
Регулярные поверки, внимание пользователя, фильтры – защитные средства, позволяющие продлить эксплуатационный период.
После окончания времени следует незамедлительно приобрести новый экземпляр. Также надо поступить, если самостоятельный осмотр техники привел к обнаружению неисправностей, дефектов, неточностей.
Каковы сроки поверки счетчиков горячей и холодной воды?
Поверка водосчетчиков обязательна для всех их владельцев. Это требование предусмотрено п. 80 правительственного Постановления от 6 мая 2011 года под номером 354.
Если прибор не прошел поверочную процедуру, то все показания, снятые с него, считаются недействительными. Для проверок установлен особый период, называемый межповерочным интервалом.
При его несоблюдении потребителю начисляются платежи за воду по нормативу, что влечет увеличение расходов. Рассмотрим, сколько составляют сроки поверки счетчиков воды?
Межповерочный интервал — что это такое?
Под указанным термином понимается временной период, по окончании которого необходимо провести процедуру поверки установленного в квартире водосчетчика.
Ее выполнением занимаются только аккредитованные метрологические службы. Управляющие компании не уполномочены проводить поверку учетных приборов. Обращаться за проведением данной процедуры следует только в центры метрологии.
Кто должен следить за периодичностью проверок в квартирах, согласно закона?
Следить за своевременным проведением данной процедуры должны сами потребители. Это является их обязанностью. Она зафиксирована в пп. «д» п. 34 Правительственного Постановления от 6 мая 2011 года под номером 354.
Сколько составляет проверочный период для водосчетчиков?
Как часто нужно делать поверку счетчиков горячей и холодной воды, через сколько лет она проводится? В прошлые годы проверочный интервал для приборов ГВС и ХВС был разным. Для первых он составлял 4 года, а для вторых – 6 лет.
В последние годы подход к определению межповерочных сроков для расходомеров ХВС и ГВС изменился. Он устанавливается специальной поверочной инструкцией под номером ЛГФИ.407223.003 МИ.
Для указанного типа водомеров межповерочный промежуток не изменился. Он по-прежнему составляет 6 лет.
Такой временной период предусмотрен для всех крыльчатых водосчетчиков.
Он начинает исчисляться со дня, когда была первичная поверка прибора на заводе-изготовителе. Об этом делается отметка в техпаспорте устройства.
Для данного типа водомеров поверочный срок теперь приравнен к временному периоду, установленному для расходомеров ХВС. Он составляет 6 лет.
В техпаспортах для всех современных (выпущенных после 2015 г) крыльчатых счетчиков ГВС установлен именно 6-летний поверочный промежуток.
Могут ли колебаться сроки в меньшую или большую сторону?
Период для проверки зависит от типа водомера и его производителя. При этом все производители учетных приборов руководствуются инструкцией ЛГФИ.407223.003 МИ.
Устройства, выпущенные после 2015 года, должны поверяться раз в 6 лет, как и счетчики ХВС. Поэтому колебание межповерочных сроков зависит от года выпуска устройства.
Как потребителю узнать, что надо проверить свой расходомер?
Владелец водосчетчика может легко получить информацию о дате его следующей проверки.
В квитанциях на оплату коммунальных услуг в графе, где потребитель записывает актуальные показания счетчиков ГВС и ХВС, прописана точная дата их поверки.
Также можно узнать о дате проведения следующей поверочной процедуры водомера, посмотрев в техпаспорт устройства. Там указана дата его первой проверки на заводе. К ней необходимо прибавить 6 лет. Полученная дата и будет являться моментом проведения следующей поверочной процедуры.
О необходимости проверки потребителей могут оповещать УК. За несколько месяцев до истечения межповерочного промежутка компании могут устно или письменно уведомить жильцов дома.
Последствия просрочки
Если потребитель допустил просрочку периодической поверки водомера, то устройство считается вышедшим из строя. Начиная с момента истечения проверочного интервала или с расчетного периода, когда это событие произошло, потребителю будут начисляться коммунальные платежи по среднемесячному значению.
В дальнейшем, если владелец расходомера не проведет его поверку, ему будут начисляться коммунальные платежи за воду по нормативу. Их размер будет значительно выше.
Действия после истечения поверочных периодов
Рекомендуется позаботиться о проведении процедуры за несколько недель до окончания поверочного интервала.
Владельцу водосчетчика необходимо:
Заключение
Для счетчиков ХВС и ГВС установлен межповерочный интервал, который является временным периодом, по окончании которого требуется их обязательная проверка. За его соблюдением следит сам потребитель.
Для современных водосчетчиков установлен единый интервал проверки. Он составляет 6 лет. Для старых приборов ГВС он равен 4 годам, а ХВС – 6 лет. За несоблюдение поверочных сроков потребителю не грозит штраф, но его учетный прибор будет считаться неисправным.
Сроки эксплуатации и замены разных видов счетчиков электроэнергии
Для учёта и тарификации расходования электричества придуманы счётчики. Эти «умные» приборы люди используют больше века. Электросчётчики справедливо разделить на две группы: индукционного характера и электронного. По причине невысокой цены и лёгкости в эксплуатации, начиная с тридцатых годов 20 века, особенное распространение получили индукционные устройства. Но, так как потребности в электрических ресурсах растут ежегодно, это приводит к ещё большему усовершенствованию «умных» приборов, применению нескольких планов тарификации, к распространению электронных счётчиков.
Предлагаем поговорить о том, каков срок эксплуатации электросчётчика в квартире и офисе, когда необходимо производить замену, и обсудить прочие нюансы данной темы.
Какими бывают приборы учёта электроэнергии и срок их службы?
Электросчётчиками называют устройства, применяемые с целью контроля над расходованием электроэнергии жителями многоквартирных домов (МКД), квартир, либо работниками офисов. C этих умных приборов происходит формирование ежемесячных платёжных квитанций ЖКУ.
Счётчик – это компактный механический либо электронный прибор. Он может быть любой геометрической формы, должен устанавливаться в доме либо на «территории» лестничной площадки МКД. Монтировку и настройку обязаны производить профессионалы – электрики.
Первый год после установки счётчик служит чётко, без нареканий. Но, с течением времени, может прийти в негодность, некорректно отражая сведения о расходе электроэнергии. Поэтому, после установления, прибор должен быть взят под строгий контроль со стороны государственных органов надзора и представителей УК.
В теории, умелый потребитель может, разобравшись в «строении» счётчика, «препарировать» его, чтобы изменить настройки в свою пользу.
В реальности подобное встречается редко, так как относится к административному правонарушению. Во время установки счётчик снабжают специальной гарантией защиты – антивандальной пломбой.
Предлагаем совершить познавательную «экскурсию» в мир электросчётчиков, и узнать их разновидности «в лицо»:
№/№ | Варианты приборов учёта | Характеристика |
1. | Механические и индукционные | Работают, опираясь на принцип магнитной индукции: когда, при прохождении тока, сквозь прибор осуществляется активизация магнитного поля. Это поле приводит в движение шестерёнки на циферблате: чем больше тока пройдёт, тем быстрее они будут вращаться. Эти устройства имеют немало подвижных деталей, имеющих короткий срок службы, и часто ломающихся. Поэтому точность показаний может иметь погрешности. Срок службы – от пятнадцати до тридцати лет. Период гарантии – от пяти до восьми лет. |
2. | Электронные | Секрет их работы кроется в прямом измерении количества тока, проходящего сквозь счётчик. В них минимум подвижных деталей, в связи с этим они имеют большую точность показаний и уровень надёжности. Их не требуется часто проверять. Срок службы – от двадцати пяти до сорока лет. Период гарантии – от восьми до десяти лет. |
3. | Гибридные
| Это, по природе своей, приборы механического образца, к которым приделан электронный циферблат. В связи с этим, большинство опытных электриков не выделяют такой прибор в отдельную группу. |
4. | Однотарифные Двухтарифные Многотарифные | A. Однотарифные – это счётчики, которые не учитывают период энергопотребления. B. Двухтарифные – это приборы, ведущие раздельный учёт потребляемой энергии в дневное и ночное время суток. C. Многотарифные – это счётчики, которые поддаются настройке таким образом, чтобы вести учёт расхода ресурсов в различные временные интервалы. Большинство этих приборов – электронные. |
Нужно ли осуществлять замену старых счётчиков на новые приборы?
Все современные МКД укомплектовываются индивидуальными счётчиками электронного типа. Основным отличием индукционных аппаратов от электронных является то, что электронные могут быть двухтарифными и многотарифными, а индукционные – не могут. Соответственно, если потребитель решил осуществить замену счётчика учёта на двухтарифный (либо многотарифный), то принудительно придётся выбирать лишь из числа электронных претендентов.
Среди всей современной палитры учётных приборов, наиболее популярны электросчётчики под маркировкой: «Меркурий», «СОЭ», «СЭБ» и «ЦЭ». Они продаются в свободном доступе, в любом магазине электротехнических товаров.
Электричество является таким же товаром, как любой другой. Поэтому оно требует измерения и учёта. Немало граждан хотят знать: чем электросчётчики для физических лиц (обычных граждан) отличаются от учётных приборов для юридических лиц (организаций).
Электросчётчик для граждан
Многие граждане страны хотят узнать: необходимо ли производить замену старого индукционного индивидуального прибора, который исправно работает не один год, на новый счётчик? Имеется ли ФЗ, регламентирующий этот вопрос?
Если обратиться к тексту пунктов №№ 138 и 142, входящих в «Основные положения функционирования розничных рынков», разработанных Правительством РФ в 2012 году, то легко понять, что потребление электричества, со стороны физических лиц, должно контролироваться приборами класса точности от 2,0 и более того.
Речь идёт о счётчиках, срок эксплуатации которых, обозначенный в их техническом паспорте, не закончился. Означает ли это, что все старые приборы, у которых класс точности 2,5 и ниже, не пригодны к эксплуатации? Это не так. Закон говорит о том, что счётчики с классом точности 2 и выше, которые используются физическими лицами, могут эксплуатироваться и дальше, вплоть до окончания установленной даты их использования. Срок их службы – до тридцати лет.
По окончании установленного в паспорте срока счётчики должны заменяться на приборы, имеющие класс точности не ниже указанного в Правительственном Постановлении.
Актуальная информация! Физическое лицо, потребляющее электроэнергию, у которого исправен работающий счётчик класса точности не ниже, чем 2,5, не должно осуществлять его замену до тех пор, пока не истечёт срок службы, указанный в паспорте.
Электросчётчик для организаций
Законодательство регламентирует класс точности приборов электрического учёта, используемых для юридических лиц, организаций.
Так, для организаций, с максимальными показателями мощности до 670 кВт, либо для компаний, которые присоединены к электросетям, с уровнем напряжения от 110 кВ и более – класс точности счётчиков должен быть не менее 0,5S.
Электросчётчики для юридических лиц, имеющие максимальную мощность более 670 кВт, должны обеспечивать сохранность информации о почасовых объёмах расходования электричества за последний интервал времени в четыре месяца.
Какие приборы подлежат обязательной замене?
Для жителей квартир МКД абсолютно не важно, в какой локации установлен электросчётчик. Ведь, независимо от того факта: установлен ли он внутри жилья, либо – на территории лестничной площадки, эти учётные приборы остаются личной собственностью правообладателя квартиры.
Исключением из этого утверждения можно считать лишь иные условия, если они отражены в тексте соглашения в должностном порядке. Приводим перечень ситуаций, когда требуется произвести замену обязательно:
Если правообладатель квартиры лично обнаруживает тот факт, что время эксплуатации счётчика подошло к концу, тогда он должен официальным образом, в письменной форме, известить исполнителя: либо УК, либо энергетическую организацию.
Затем, после оповещения, потребуется, на протяжении 14 дней, произвести замену сломанного прибора. Если владелец этого не сделает, то ему придётся производить оплату электроэнергии по невыгодной тарификации, с повышающим коэффициентом.
Замена счётчика: алгоритм действий
Подаётся заявка в компанию поставщика. В тексте надо записать последние показания счётчика, время последнего осмотра и реквизиты абонента. В 2019 году подобную заявку можно подавать по телефону.
В завершение надо передать демонтированный счётчик старого образца администрации сбытовой компании либо передать прибор учёта, если он является собственностью компании поставщика.
Кто должен установить прибор учёта электроэнергии?
Действия по демонтажу старого и установке нового оборудования, как мы уже выяснили, может производить кто угодно: и собственник жилья, и нанятый специалист.
Важно знать! Снимать показания со старого и нового счётчиков и опломбировать могут исключительно уполномоченные на это сотрудники компании, что осуществляет обслуживание электросетей МКД.
Заменять прибор приходится нечасто, так как он имеет большой «жизненный цикл». Но, в последние годы, поставщики ресурсов всячески стимулируют граждан производить замену. Это имеет своё простое объяснение: осуществляется переход к новым счётчикам, которыми можно будет управлять дистанционно, на расстоянии.
Такие счётчики облегчают работу контролёров. Следует следить, чтобы процедура замены счётчиков была обоснованной, и осуществлялась за счёт компании – поставщика ресурсов.
Кто обязан оплачивать замену?
Не забывайте, что замена учётного прибора – это не бесплатная процедура. Поэтому приводим список лиц, занимающихся, по закону, финансированием всех работ:
Резюме
Срок эксплуатации электросчётчиков, иначе говоря, время его объективной работы, всегда обозначается в паспорте и обычно составляет порядка 20-35 лет.
Межповерочный срок обозначается в технических документах проверяющим электриком: он начинается с момента ввода учётного оборудования в эксплуатацию. Плановые проверки состояния оборудования случаются раз в год или два.
Гарантийный срок эксплуатации прибора – это то время, в период которого имеется возможность получения гарантийного ремонта. Этот срок может составлять от двух до пяти лет.
Не следует предпринимать активные действия и торопить обслуживающую организацию с проверкой, даже в случае, когда межповерочный период подошёл к концу. А в том случае, когда проверка начинается гораздо ранее ожидаемого срока, необходимо выяснить причину такой поспешности и уточнить по паспорту, подошло ли время для контроля.
Сроки поверки водосчетчиков
Межповерочный интервал счетчиков воды установлен законом. Если устройство не прошло проверку вовремя, управляющая компания сделает перерасчет стоимости потребленного ресурса. Чтобы не потерять деньги, владелец должен следить за сроками и в нужный момент обратиться в центр метрологии.
Что такое межповерочный интервал
Точность измерений приборов учета со временем может снижаться, особенно если они снабжены движущимися элементами. Поэтому требуется регулярно проводить поверку — контрольное мероприятие, включающее в себя:
Необходимость проведения данной процедуры зафиксирована в нормативно-правовых актах:
Поверочным интервалом называют временной промежуток с момента последней проверки, в течение которого водосчетчик с гарантией осуществляет измерения с погрешностью не более 5%. По прошествии этого периода снова нужно проводить мероприятия по контролю и обслуживанию.
Продолжительность интервала между поверками устанавливают:
Первые имеют приоритет. Согласно инструкции № ЛГФИ.407223.003 МИ сроки поверки счетчиков горячей и холодной воды составляют:
Если в техпаспорте производитель указал, что периодичность проверки прибора составляет, например, 7 или 8 лет, то сдавать его на обследование все равно нужно каждые 4 или 6 лет.
Кто должен следить за интервалами по закону
Согласно Правилам оказания коммунальных услуг обязанности по организации своевременной поверки индивидуальных устройств учета возлагаются на собственника жилья (п. 34, пп. «д»). Но управляющие компании сами отслеживают сроки и предупреждают каждого клиента за несколько месяцев до истечения поверочного интервала для его водосчетчиков.
Изменения в 2020-2021 гг. из-за коронавируса
Для метрологических компаний с 24.09.2020 г. сделали обязательным внесение записи о поверке счетчика в реестр Росстандарта ФГИС «Аршин». До этого выполнение работ подтверждалось только бумажными документами, подлинность которых клиент никак не мог проверить. Теперь он может соединиться с интернет-порталом ведомства и убедиться, что поверка выполнена по всем правилам. Нововведение существенно ограничило возможности для мошенников.
Также в 2020 г. с целью ограничения роста заболеваемости Covid-19 руководство страны предприняло ряд мер по ограничению личных контактов между гражданами. В этой связи правительство РФ утвердило постановление № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг…».
Временная отмена поверки водосчетчиков
Документ временно отменяет действие пп. «д» п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому водяной счетчик считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала. Постановление № 424 было принято 02.04.2020 г., но вступило в силу в дату публикации — 06.04.2020 г. Таким образом, все приборы учета, чей срок поверки наступил после 06.04.2020 г. продолжали считать исправными. Это не относилось к водосчетчикам, для которых межповерочный интервал истек ранее указанной даты.
Постановление № 424 не запрещало поверку, а только устраняло ее обязательность.
Измененные сроки поверки
Льготный период действовал до 01.01.2021 г. Таким образом, по состоянию на 13.01.2021 г., все просроченные учетные устройства признаются неисправными.
Мошенничество компаний
В период действия льготы некоторые недобросовестные компании, работающие на рынке услуг поверки бытовых приборов учета, пытались воспользоваться плохой информированностью жильцов и убедить их в том, что физические лица и в 2020 г. должны проверить счетчики водоснабжения. В случае невыполнения данного требования угрожали штрафными санкциями. В первую очередь таким атакам подвергались пожилые люди как наиболее доверчивые.
В связи с возобновлением с 01.01.2021 г. действия подпункта «д» п. 81 Правил тоже ожидается активизация мошенников. Они попытаются воспользоваться тем, что люди массово начнут обращаться в метрологические компании, а те не смогут удовлетворить резко возросший спрос. С большой вероятностью граждане из страха получить штраф будут откликаться на любые предложения, даже сомнительные.
По этой причине Росаккредитация напоминает, что поверкой счетчиков могут заниматься только компании с соответствующей лицензией. Ее наличие можно проверить на специальном ресурсе, созданном данным ведомством. В поисковую форму нужно ввести только точное название организации и ИНН. Если она в реестре отсутствует, значит, аккредитации у этой компании нет и все предоставленные ею документы о поверке счетчика не будут иметь силы.
О поверке водосчетчиков
По закону поверка может длиться до 30 дней. Кроме того, какое-то время потребуется для ожидания своей очереди. Поэтому рекомендуется обратиться к метрологам за 1,5-2 месяца до истечения межповерочного интервала. Надежную фирму подскажут в управляющей компании. Многие из них сами обеспечивают выполнение работ: снимают счетчики и отвозят их в метрологическую службу.
Стоимость процедуры
Единого тарифа в РФ не существует. Каждая компания вправе выставлять стоимость на свое усмотрение. В коммерческих структурах услуга обходится дороже, чем в государственных. Разброс цен составляет от 300 до 1000 руб.
Если организовать всех жильцов дома, можно получить скидку до 20%.
Льготные категории граждан, например инвалиды I группы и участники боевых действий, имеют право на бесплатное проведение процедуры. Перечень льготников устанавливают региональные власти.
Общий алгоритм действий
Процедура включает в себя следующие этапы:
Проверка приборов учета через офис
В большинстве случаев индивидуальные водосчетчики доставляют к метрологам для поверки в лабораторных условиях. Демонтаж устройства представляет собой простую операцию и владелец может выполнить ее самостоятельно. Но разрушение пломбы разрешено осуществлять только в присутствии инспектора, чтобы он мог засвидетельствовать ее целостность. В противном случае пользователя могут обвинить в мошенничестве и наложить штраф. Кроме того, водопотребление за период с момента установки пломбы будет пересчитано по нормативам с повышающим коэффициентом.
Достоинства данного метода:
Приход специалистов на дом
Существует возможность поверки счетчиков воды без снятия. Представитель лицензированной компании выезжает на указанный в заявке адрес с мобильным стендом. Все документы он оформляет на месте, здесь же делает запись в техпаспорте.
Как узнать срок поверки счетчика воды
Управляющие компании заблаговременно информируют жильцов об истечении межповерочного периода. В квитанции появляется соответствующая запись либо цифры к оплате выделяют красным фоном. Есть и другие способы узнать срок поверки.
По техпаспорту
Штампы о прохождении поверок с указанием даты проставляют в техническом паспорте устройства. Чтобы узнать время следующей процедуры, нужно к последней записи прибавить межповерочный интервал: для счетчиков ГВС до 2015 г. выпуска — 4 года, для прочих — 6 лет.
Если прибор новый, в его техпаспорте все равно есть отметка о поверке. Она называется первичной и проводится на заводе. От этой даты и следует производить отсчет. Время продажи и установки счетчика значения не имеет.
Если документы утеряны
В случае утери техпаспорта узнать срок контрольной процедуры можно следующими способами:
Внеплановая поверка
Необходимость в проведении контрольной процедуры может возникнуть и ранее истечения межповерочного периода. Основаниями для этого считаются:
Если заканчиваются сроки
Некоторые граждане в преддверии первой поверки просто меняют счетчик на новый. Подобные действия являются нерациональными, поскольку минимальный срок службы современных приборов составляет 12 лет (ГОСТ Р 50601-93). Таким образом, устройство способно отработать минимум 2 межповерочных периода. Процедура обойдется намного дешевле покупки нового водосчетчика.
Что будет, если пропустить срок поверки
Согласно пп. «д» п. 81 Правил оказания коммунальных услуг по истечении интервала между поверками индивидуальный прибор учета признается вышедшим из строя. После этого его показания считаются недействительными.
Законно ли назначение штрафных санкций
В случае просрочки контрольной процедуры в действие вступает п. 59 Правил. Он не предусматривает штрафных санкций, а только изменения методики определения стоимости потребленного ресурса.
Расчет показателей при пропущенном сроке поверки
Согласно п. 59 Правил расчет оплаты ведется по следующей схеме:
После прохождения поверки и опломбирования счетчика управляющая организация вернется к расчету расхода воды по его показаниям.