как узнать свидетельство об аккредитации
Реестр организаций, аккредитованных на право проведения поверки бытовых счетчиков воды
В данном разделе представлен реестр с актуальной информацией об организациях, аккредитованных на право проведения поверки бытовых счетчиков воды. Достоверная информация о компаниях на сайте Службы поможет защититься от мошенников, выдающих себя за аккредитованных лиц, которые могут взять деньги за услугу, но не имеют прав проводить поверку и вносить данные в единый реестр Росстандарта. Такое право есть только у организаций с действующей аккредитацией.
Для проверки сведений о компании нужно знать только ее точное название и (или) ИНН. Также поиск информации можно провести по номеру записи в реестре аккредитованных лиц. С этими данными проверить организацию в реестре можно за несколько секунд.
Если после ввода данных в поля «Название компании» и (или) «ИНН» появится информация об аккредитованном лице, такая компания может проводить поверку счетчика и вносить сведения в единый реестр Росстандарта. Если сведения об организации в реестре отсутствуют, такая компания не имеет права проводить поверку.
Вы можете искать подходящие организации просто по адресу. В этом случае достаточно ввести название населенного пункта. Поиск выдаст все совпадения в адресах осуществления деятельности организаций с действующей аккредитацией.
При помощи реестра Вы также можете узнать, какое количество поверок проводит та или иная организация. Для этого Вам нужно нажать на поле «Сведения о поверке».
Реестр организаций, аккредитованных на право проведения поверки бытовых счетчиков воды
В данном разделе представлен реестр с актуальной информацией об организациях, аккредитованных на право проведения поверки бытовых счетчиков воды. Достоверная информация о компаниях на сайте Службы поможет защититься от мошенников, выдающих себя за аккредитованных лиц, которые могут взять деньги за услугу, но не имеют прав проводить поверку и вносить данные в единый реестр Росстандарта. Такое право есть только у организаций с действующей аккредитацией.
Для проверки сведений о компании нужно знать только ее точное название и (или) ИНН. Также поиск информации можно провести по номеру записи в реестре аккредитованных лиц. С этими данными проверить организацию в реестре можно за несколько секунд.
Если после ввода данных в поля «Название компании» и (или) «ИНН» появится информация об аккредитованном лице, такая компания может проводить поверку счетчика и вносить сведения в единый реестр Росстандарта. Если сведения об организации в реестре отсутствуют, такая компания не имеет права проводить поверку.
Вы можете искать подходящие организации просто по адресу. В этом случае достаточно ввести название населенного пункта. Поиск выдаст все совпадения в адресах осуществления деятельности организаций с действующей аккредитацией.
При помощи реестра Вы также можете узнать, какое количество поверок проводит та или иная организация. Для этого Вам нужно нажать на поле «Сведения о поверке».
Аккредитация
Для получения государственной услуги по аккредитации необходимо подать заявление установленной формы. К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации и предусмотренных установленным перечнем документов.
Порядок предоставления государственной услуги по аккредитации
1 этап: проверка Росаккредитацией заявления об аккредитации и прилагаемых документов, получение сведений на основании межведомственного запроса (часть 5 статьи 16 Федерального закона № 412–ФЗ). Срок — 10 рабочих дней со дня приема заявления;
2 этап: формирование экспертной группы (части 6–10 статьи 17). Срок — 15 рабочих дней со дня завершения предыдущего этапа до дня направления заявителю, эксперту по аккредитации и экспертной организации информации об утверждении состава экспертной группы;
3 этап: проведение документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации (часть 16 статьи 17). Срок — 25 рабочих дней со дня завершения предыдущего этапа до дня завершения проверки Росаккредитацией экспертного заключения;
4 этап: проведение выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации. Срок — 40 рабочих дней со дня завершения предыдущего этапа до даты завершения проверки Росаккредитацией акта выездной экспертизы (часть 26 статьи 17), включая срок подготовки, утверждения программы выездной оценки и направления ее заявителю — 5 рабочих дней со дня завершения документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации;
5 этап: принятие Росаккредитацией решения об аккредитации (часть 28 статьи 17). Срок — 10 рабочих дней со дня завершения предыдущего этапа.
Общий срок осуществления процедуры по аккредитации составляет 100 рабочих дней — со дня приема заявления об аккредитации и прилагаемых к нему документов до дня принятия решения. В него не включается период, на который процедура приостанавливается.
Росаккредитация рекомендует россиянам проверять аккредитацию компаний перед поверкой бытовых счетчиков
24 сентября 2020 г. вступает в силу новая редакция Федерального закона №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», устанавливающая новые требования к результатам поверки бытовых счетчиков. В соответствии с новым законом юридическую силу имеет только электронная запись в едином реестре Росстандарта. Бумажные свидетельства теперь будут выдаваться только по требованию потребителей, но не будут иметь юридической силы. Вносить данные о поверке бытовых счетчиков могут только аккредитованные в национальной системе аккредитации лица.
Узнать, какие компании аккредитованы на право проведения поверки счетчиков и внесения данных в единый реестр Росстандарта можно в реестре аккредитованных лиц на сайте Росаккредитации. Получение достоверной информации о компании в реестре Росаккредитации на сайте Службы поможет гражданам защититься от действия мошенников, выдающих себя за аккредитованных лиц, которые могут взять деньги за услугу, но не имеют прав проводить поверку и не имеют возможности вносить данные в единый реестр.
Росаккредитация рекомендует потребителям до обращения в компанию за поверкой бытовых счетчиков проверить информацию о ней в реестре аккредитованных лиц на сайте Росаккредитации.
Для проверки аккредитованного лица потребителю следует запросить у компании, которая будет делать поверку, точное наименование компании и (или) ее ИНН. Имея эти данные, любой гражданин может зайти в открытый реестр аккредитованных лиц, круглосуточно доступный на сайте Росаккредитации. После ввода данных в поля «наименование компании» и (или) «ИНН» при наличии аккредитации у компании появится информация об аккредитованном лице. Далее следует обратить внимание на статус аккредитации : пиктограмма зеленого цвета – действует, желтого – приостановлена, красного – прекращена. Только с действующим статусом аккредитации и наличием соответствующей области аккредитации данная компания может проводить поверку счетчика и вносить сведения в единый реестр Росстандарта. После проведения поверки потребитель также может проверить запись о поверке в едином реестре Росстандарта.
Ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что все бытовые приборы учета могут применяться физическими лицами – потребителями коммунальных услуг – без проведения очередной поверки вплоть до 1 января 2021 г., в том числе и с истекшим сроком поверки. Ресурсоснабжающие и управляющие компании обязаны принимать показания таких приборов для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг. Неустойка (штраф, пени) не взыскивается. Принятые меры связаны с минимизацией рисков заражения населения в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Росаккредитация в ближайшее время планирует подготовить разъяснения для заявителей, аккредитованных лиц и экспертов о результатах поверки средств измерений. Разъяснения будут размещены в разделе Документы и прикреплены к данной новости.
01-01 Об аккредитации в национальной системе аккредитации
В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» Росаккредитация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, а также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.
В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 24.01.2011 № 86 «О единой национальной системе аккредитации» Федеральная служба по аккредитации осуществляет полномочия по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, экспертов и экспертных организаций, названных в пункте 2 Указа.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона № 412-ФЗ аккредитация осуществляется на основе принципа добровольности.
Федеральный закон № 412-ФЗ является законодательным актом, определяющим единый порядок аккредитации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тогда как необходимость и обязательность аккредитации в конкретных областях деятельности устанавливается отраслевым законодательством Российской Федерации и техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза).
Для уточнения наличия норм, устанавливающих обязательность аккредитации в конкретной сфере деятельности, следует обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в предполагаемой области деятельности заявителя.
Федеральный закон № 412-ФЗ определяет правила и организацию аккредитации и регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными Федеральным законом № 412-ФЗ лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации:
1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации);
2) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю;
3) экспертов, экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, в частности:
а) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений;
б) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве», Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Также Федеральный закон № 412-ФЗ применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Правила и организация аккредитации определены Федеральным законом № 412-ФЗ. Общие сроки осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общие сроки проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общие сроки проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроки отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2014 № 519.
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» утверждены критерии аккредитации, устанавливающие совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо, при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации, в связи с проведением аккредитации в национальной системе аккредитации.
При подаче в Росаккредитацию необходимых для аккредитации документов заявитель подает, в том числе, заявление об аккредитации. Формы заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) Росаккредитации, ее территориальных органов, ее структурных подразделений и должностных лиц при взаимодействии с заявителями, экспертами по аккредитации и техническими экспертами, федеральными органами исполнительной власти в процессе предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации определены Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194.
01-02 Обязательно ли иметь аккредитацию в национальной системе аккредитации
Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется Федеральной службой по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, в том числе Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ).
Федеральный закон № 412-ФЗ определяет правила и организацию аккредитации и регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными Федеральным законом № 412-ФЗ лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации:
1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации);
2) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю;
3) экспертов, экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, в частности:
а) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений;
б) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве», Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Также Федеральный закон № 412-ФЗ применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона № 412-ФЗ аккредитация осуществляется на основе принципа добровольности.
Федеральный закон № 412-ФЗ является законодательным актом, определяющим единый порядок аккредитации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тогда как необходимость и обязательность аккредитации в конкретных областях деятельности устанавливается отраслевым законодательством Российской Федерации и техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза).
Для уточнения наличия норм, устанавливающих обязательность аккредитации в конкретной сфере деятельности, следует обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в предполагаемой области деятельности заявителя.
01-03 Формирование области аккредитации заявителями, аккредитованными лицами
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации. Под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (пункт 9 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ).
Образцы области аккредитации всех типов аккредитованных лиц утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации» (далее – приказ Минэкономразвития России № 288).
Заявитель самостоятельно определяет и формирует заявляемую область аккредитации по одному из образцов, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 288, с обязательным учетом действующих нормативных документов, регулирующих сферу предполагаемой деятельности заявителя.
При этом Росаккредитация не наделена полномочиями осуществлять проверку и оценку заявленной области аккредитации на предмет ее полноты и соответствия требованиям отраслевого законодательства Российской Федерации и договорно-правовой базы Евразийского экономического союза, международных и национальных стандартов, установленным для конкретного вида деятельности, в связи с чем, в случае последующей недостаточности области аккредитации для выполнения работ в конкретной сфере деятельности ответственность несет заявитель.
Обращаем внимание, что полная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации может быть осуществлена только в рамках проведения соответствующих процедур в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ.
01-04 О заполнении столбца 2 области аккредитации испытательной лаборатории (центра)
Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации. Под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (пункт 9 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ).
Образец области аккредитации испытательной лаборатории (центра) утвержден приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации» (далее – приказ Минэкономразвития России № 288).
28.02.2017 вступили в силу изменения в указанный приказ Минэкономразвития России № 288. В числе прочих в образце 2 (область аккредитации испытательной лаборатории (центра) приложений № 1, 2, 3 к приказу Минэкономразвития России № 288 внесены изменения в столбцы 4 – 7 таблицы, столбец 8 из таблицы исключен, а также уточнена информация по заполнению указанной области аккредитации в виде сносок и примечаний при подаче заявлений об аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации.
Так, в соответствии с примечанием (сноска ) к образцу 2 (область аккредитации испытательной лаборатории (центра) приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России № 288 (в редакции приказа Минэкономразвития России № 764) в столбце 2 «Документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений» указываются документы, содержащие в себе совокупность конкретно указанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности. При заполнении указываются: реквизиты документа, устанавливающего правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе конкретные пункты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, заявленные на аккредитацию.
Обращаем внимание, что заявитель самостоятельно определяет и формирует заявляемую область аккредитации по одному из образцов, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 288, с обязательным учетом действующих нормативных документов, регулирующих сферу предполагаемой деятельности заявителя.
При этом Росаккредитация не наделена полномочиями осуществлять проверку и оценку заявленной области аккредитации на предмет ее полноты и соответствия требованиям отраслевого законодательства Российской Федерации и договорно-правовой базы Евразийского экономического союза, международных и национальных стандартов, установленным для конкретного вида деятельности, в связи с чем, в случае последующей недостаточности области аккредитации для выполнения работ в конкретной сфере деятельности ответственность несет заявитель.
01-05 Какая дата считается датой аккредитации: дата принятия решения об аккредитации или дата внесения сведений в реестр
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 23.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) под аккредитацией в национальной системе аккредитации (далее также – аккредитация) понимается подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Аккредитованным лицом является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном Федеральном законом № 412-ФЗ (пункт 5 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ).
Статьей 26 Федерального закона № 412-ФЗ установлено, что реестр аккредитованных лиц должен содержать, в том числе, даты внесения в реестр сведений об аккредитованном лице, а также номер и дату принятия решения об аккредитации (пункты 2, 3 части 1 статьи 26 Федерального закона № 412-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона № 412-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня подписания приказа об аккредитации сведения об аккредитации вносятся в реестр аккредитованных лиц с присвоением аккредитованному лицу соответствующего уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц, копия приказа об аккредитации вручается заявителю непосредственно либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Таким образом, законодательством об аккредитации предусмотрено, что дата принятия решения об аккредитации и дата внесения сведений об аккредитованном лице в реестр могут не совпадать.
Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194 (далее – Административный регламент), предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, предоставление аккредитации (пункт 10 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 113 Административного регламента решение об аккредитации заявителя оформляется приказом Росаккредитации, подписываемым руководителем (уполномоченным должностным лицом) Росаккредитации.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Исходя из расширительного и систематического способов толкования норм права, а также из определения понятий «аккредитация» и «аккредитованное лицо», лицо считается аккредитованным с момента подтверждения Росаккредитацией соответствия заявителя критериям аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации», а именно: с момента принятия Росаккредитацией решения об аккредитации заявителя.
Таким образом, датой аккредитации должна считаться дата принятия Росаккредитацией решения об аккредитации (дата издания приказа об аккредитации).
С разъяснением об определении даты аккредитации аккредитованного лица в целях правильного исчисления периодичности прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности можно ознакомиться на сайте Росаккредитации.
01-06 Аккредитация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ под экспертными организациями понимаются юридические лица, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
В целях Федерального закона № 294-ФЗ к экспертным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) распространяет свое действие на аккредитацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю.
При осуществлении аккредитации указанных лиц применяются критерии аккредитации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 (далее – критерии аккредитации), для аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия, а именно:
Лица, аккредитованные в порядке, установленном Федеральным законом № 412-ФЗ, являются экспертными организациями, которые привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ.
При этом, исходя из норм Федерального закона № 294-ФЗ, выбор аккредитованной экспертной организации в целях привлечения к проведению мероприятий по контролю является исключительным полномочием соответствующего органа государственного контроля (надзора), ответственность за выбор указанной организации также несет орган государственного контроля (надзора).
Выбор типа аккредитации в соответствии с одним из разделов критериев аккредитации осуществляется заявителем самостоятельно, с учетом особенностей предполагаемой сферы деятельности и возможного наличия обязательных требований к типу аккредитации, установленных отраслевым законодательством Российской Федерации или техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза).
Обращаем внимание, что согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность (в том числе привлекаться к проведению мероприятий по контролю) только в соответствующей области аккредитации.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована.
Заявитель самостоятельно определяет и формирует заявляемую область аккредитации по одному из образцов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации» (далее – приказ Минэкономразвития России № 288), с обязательным учетом действующих нормативных документов, регулирующих сферу предполагаемой деятельности заявителя.
При этом Росаккредитация не наделена полномочиями осуществлять проверку и оценку заявленной области аккредитации на предмет ее полноты и соответствия требованиям отраслевого законодательства Российской Федерации и договорно-правовой базы Евразийского экономического союза, международных и национальных стандартов, установленным для конкретного вида деятельности, в связи с чем, в случае последующей недостаточности области аккредитации для выполнения работ в конкретной сфере деятельности ответственность несет заявитель.
Правила и организация аккредитации определены Федеральным законом № 412-ФЗ. Общие сроки осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общие сроки проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общие сроки проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроки отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2014 № 519.
Приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц.
Форма заявления об аккредитации установлена приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 проекта федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 21.02.2018) под лицами, привлекаемыми органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля к проведению государственного контроля (надзора), муниципального контроля понимаются экспертные организации, их работники, эксперты, а также иные лица (в частности, представители общественности) в случае, если их участие в формах и мероприятиях по контролю предусмотрено федеральными законами. В свою очередь, в соответствии с пунктом 17 статьи 2 указанного законопроекта, под экспертными организациями понимаются юридические лица, которые были аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации до вступления в силу указанного законопроекта, и юридические лица, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органов инспекции, испытательных лабораторий (центров) либо в области обеспечения единства измерений и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий и действий по контролю.
01-07 Требуется ли расширение области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), планирующих осуществлять деятельность в целях регистрации деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), которыми предусмотрено подтверждение соответствия только в форме принятия декларации о соответствии
Пунктом 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014) определено, что работы по оценке соответствия требованиям, установленным техническими регламентами Евразийского экономического союза (далее – Союз), осуществляют аккредитованные органы по оценке соответствия (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), включенные в единый реестр органов по оценке соответствия Союза.
Включение органов по оценке соответствия в этот реестр, а также его формирование и ведение осуществляются в порядке, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе».
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.07.2010 № 319 (далее – Положение), включение органа по сертификации в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее также – Единый реестр) осуществляется уполномоченным органом государства-члена Союза, в том числе, в соответствии с критерием по наличию в области аккредитации продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия требованиям единого(ых) для государств-членов Союза технического(их) регламента(ов) на этот вид продукции.
Аналогичный критерий для включения в Единый реестр установлен для испытательных лабораторий (центров) (подпункт 4.2.3 пункта 4 Положения).
Исходя из толкования приведенных норм, работы по оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) (далее также – ТР ТС (ЕАЭС), имеют право проводить аккредитованные органы по оценке соответствия, имеющие в области аккредитации продукцию, требования к которой установлены соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза (Таможенного союза), и включенные в Единый реестр.
С учетом изложенного органам по сертификации, включенным в Единый реестр, планирующим осуществлять регистрацию деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), которыми предусмотрено подтверждение соответствия только в форме принятия декларации о соответствии, не обязательно проходить расширение области аккредитации.
В таком случае органам по сертификации необходимо направить в Росаккредитацию заявление об актуализации сведений в национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее – национальная часть Единого реестра), используя форму заявления о включении сведений в национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза согласно приложению № 1 к Административному регламенту по исполнению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по рассмотрению заявлений о включении сведений, предоставлении сведений из национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 26.08.2015 № 595 (далее – Административный регламент).
В отношении деятельности испытательных лабораторий (центров) информируем о следующем.
Абзацем пятым пункта 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза предусмотрено, что в целях проведения исследований (испытаний) и измерений при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента Союза Евразийская экономическая комиссия утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (далее – Перечень).
До разработки соответствующих межгосударственных стандартов в Перечень могут включаться методики исследований (испытаний) и измерений, аттестованные (валидированные) и утвержденные в соответствии с законодательством государства-члена Союза.
В связи с указанным для целей оформления деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) могут быть использованы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в соответствии с содержащимися в Перечне методами исследований (испытаний) и измерений испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр и имеющими в области аккредитации указанные методы.
В этом случае испытательным лабораториям (центрам), включенным в Единый реестр, необходимо направить в Росаккредитацию заявление об актуализации сведений в национальной части Единого реестра используя форму о включении сведений в национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза согласно приложению № 2 к Административному регламенту. В заявлении необходимо указать ТР ТС (ЕАЭС), для применения и исполнения требований которых в области аккредитации присутствуют правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, включенные в соответствующие перечни, а также пункты области аккредитации, в которых указаны данные правила и методы.
При этом в случае отсутствия в области аккредитации указанных правил и методов испытательные лаборатории (центры) вправе обратиться в Росаккредитацию с заявлением о расширении области аккредитации, если только не была установлена эквивалентность национальных и межгосударственных стандартов, разработанных на основе (взамен) ранее действующих (применение стандартов, признанных эквивалентными, при подтверждении соответствия продукции может осуществляться без дополнительного оснащения испытательных лабораторий (центров) испытательным оборудованием и средствами измерений, без повышения квалификации работников, без внесения изменений в процедуры и без расширения области аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия [1]).
Обращаем внимание, что подача органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) указанных выше заявлений об актуализации сведений в национальной части Единого реестра является основанием для включения справочных сведений о соответствующем техническом регламенте Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в национальную часть Единого реестра. Направление указанного заявления не является основанием для предоставления Росаккредитацией государственной услуги по расширению области аккредитации.
[1] Внедрение в практику работы испытательной лаборатории (центра) таких стандартов, включая обеспечение компетентности персонала, проводящего исследования (испытания) и измерения, должно осуществляться в порядке, предусмотренном ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
Соответствие реализации порядка проведения исследований (испытаний), измерений требованиям указанных выше стандартов оценивается при подтверждении компетентности испытательной лаборатории (центра) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
01-08 Нужно ли указывать адрес арендованной лаборатории в уставных документах