как узнать своего куратора в налоговой
Как получить или восстановить ИНН
Этот материал обновлен 04.02.2021
Физическим лицам индивидуальный номер присваивается, как только человек становится налогоплательщиком — например, когда устраивается работать. Статус налогоплательщика можно обрести даже в детском возрасте, например, если ребенок стал собственником недвижимости. Юридическим лицам номер присваивается при регистрации.
Что вы узнаете
Как узнать свой ИНН
В налоговой инспекции
На сайте налоговой
На сайте госуслуг
Через госуслуги можно узнать только свой идентификационный номер.
Как узнать ИНН индивидуального предпринимателя и юридического лица
Для сведений о юридическом лице выберите опцию «Юридическое лицо» и введите ОГРН этого юрлица или укажите наименование и регион, в котором находится организация.
Если нужно узнать свой ИНН предпринимателя или юридического лица, и при этом есть личный кабинет на сайте ФНС, то сведения об ИНН всегда есть в ЛК. Их можно посмотреть как на сайте, так и в мобильном приложении для личного кабинета.
Как и где получить ИНН
Есть несколько способов подать заявление о постановке на учет и получить свидетельство.
В налоговой инспекции
Можно выбрать любую удобную вам инспекцию и записаться на прием на сайте налоговой. Получить документ можно через 5 рабочих дней в инспекции при предъявлении паспорта.
В МФЦ
Отправить в налоговую инспекцию почтой
К заявлению по форме № 2-2-Учет приложите нотариально заверенную копию паспорта и отправьте их заказным письмом. В этом случае свидетельство придет также письмом на адрес, указанный в заявлении. Специалист налоговой службы подготовит и отправит документ в течение пяти рабочих дней. Еще несколько дней займет почтовая пересылка.
Через интернет на сайте ФНС
На сайте Федеральной налоговой службы есть сервис «Постановка физического лица на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации». Авторизуйтесь на сайте nalog.ru и заполните все страницы формы постановки физлица на налоговый учет.
Сервис предложит выбрать любую инспекцию для получения свидетельства и сообщит дату, когда оно будет готово.
Получение ИНН на ребенка
Если ребенок достиг 14-летнего возраста, он может получить свидетельство самостоятельно любым из указанных выше способов.
Получением свидетельства для ребенка младше 14 лет должен заниматься его законный представитель — мать или отец, усыновитель, опекун.
Вот какой набор документов понадобится:
Документы можно подать любым из способов, указанных в предыдущем разделе.
Как восстановить или заменить свидетельство ИНН
При смене фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения нужно заменить свидетельство — идентификационный номер при этом остается прежним. Сроков для такой замены нет, органы записи актов гражданского состояния сами направляют измененные сведения в налоговую. Обязанности получить новый документ также не установлено — заменить его можно для удобства.
Если документ испорчен или утрачен, нужно восстановить его, получив повторное свидетельство. Оно стоит 300 рублей. Госпошлину за повторную выдачу свидетельства можно оплатить на сайте налоговой. Квитанцию об оплате нужно приложить к стандартному набору документов для получения: паспорту и заявлению по форме № 2-2-Учет.
Если вы сменили место жительства, получать новое свидетельство ИНН не нужно.
Чтобы восстановить свидетельство о постановке на налоговый учет, можно подать заявление через сервис «Постановка физического лица на учет в налоговом органе», обратиться лично в налоговую инспекцию, воспользоваться услугами МФЦ или направить документы почтой заказным письмом.
Как получить электронное свидетельство ИНН
В октября 2020 года ФНС расширила функциональные возможности личного кабинета налогоплательщика — физического лица.
Пользователи могут бесплатно в любой момент запросить и скачать электронное свидетельство ИНН, подписанное усиленной квалифицированной подписью. Такой документ равнозначен бумажной версии. И это самый простой на сегодняшний день способ получения или восстановления свидетельства ИНН.
Как воспользоваться возможностью:
Свидетельство ИНН будет в формате pdf и подписано усиленной квалифицированной подписью налоговой инспекции.
Как сделать отметку об ИНН в паспорте
Своего инспектора скоро не узнаешь
Наталья СВИСТУНОВА, Наталья МУЖИЧКОВА
Скажи инспектору «Прощай!»
В сентябре исполняется ровно год, как начал действовать Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее — Регламент), утвержденный приказом ФНС от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468(a). По замыслу авторов, документ должен был навести порядок в работе всех инспекций. Причем правила в нем расписаны довольно подробно: начиная с внимательного отношения к налогоплательщикам и заканчивая временем их приема.
Один из пунктов Регламента обязывает избавиться от системы работы, когда компанию и предпринимателя прикрепляют к инспекторам по адресу или названию. Как утверждали сами чиновники, смысл в том, чтобы не только уменьшить очереди в инспекциях, но и сократить личные контакты сотрудников налоговой и бухгалтеров. Не станет своего инспектора — некому будет давать взятки. Отчетность принимает один, второй вводит ее в компьютер и обрабатывает, а третий проводит проверку. И каждый раз это разные люди.
Но прежнюю систему запретили, а альтернативу своим инспекторам не предложили. Да еще и ответственность за нарушение Регламента не установили. Вот поэтому столичные инспекции и работают так, как привыкли. Причем каждая на свой лад, со своими порядками.
Например, в налоговую № 22 корреспондента «Московского бухгалтера» отказались пускать, пока не назовет номер кабинета и фамилию «нашего» специалиста. А в ИФНС № 23 мы даже обзавелись «личным» инспектором: «А как называется ваша фирма? Начинается на букву “Д”? Тогда вам ко мне. Меня зовут Антонина Васильевна».
Любопытно, что, когда обратились туда позже, начальник отдела работы с налогоплательщиками Людмила Серова заявила, что «все отчеты бухгалтеры сдают в отдел работы с налогоплательщиками дежурному инспектору. И если возникают вопросы, тоже обращаются в наш отдел к дежурному».
В телефонном разговоре сотрудник отдела регистрации налогоплательщиков ИФНС № 13 пояснил, что фирмы в их налоговой прикрепляются к инспекторам по улицам. А на нашу просьбу ответить, почему нарушается Регламент, предложил поговорить с начальником. Однако через пять минут вновь взял трубку:
— Объясните тогда, пожалуйста, сами, почему нарушаете Регламент?
— Мы ничего не нарушаем.
— Но вы же только что сказали, что прикрепляете фирмы по улицам.
— Да нет! Никакой разбивки нет. Отчетность бухгалтеры сдают в одну очередь.
В некоторых инспекциях узнать, остался ли принцип своих инспекторов, просто невозможно. В ИФНС № 4 все инспекторы, как один, считают, что это жутко конфиденциальная информация, о которой не то что по телефону, даже вслух говорить нельзя. Конспирацию налоговиков объяснил заместитель начальника отдела кадров инспекции Виктор Малахов:
В ИФНС № 19 поступили еще проще. Услышав наш вопрос, в отделе регистрации и учета налогоплательщиков начали жаловаться на вдруг ухудшившуюся связь: «Ой! Говорите громче, я вас не слышу. » И положили трубку. Нужно отметить, это единственный телефон в инспекции, по которому нам ответили.
В ФНС хотели унифицировать работу инспекций, но, как видно, в них до сих пор разброд и шатание. Хотя сами инспекторы считают, что работают строго по букве закона.
Начальник отдела по работе с налогоплательщиками ИМНС № 20 Владимир Рожнов, сказал: «Каждая фирма у нас закреплена адресно за своим камеральным инспектором. Но отчетность сдается в общий отдел. Регламенту это не противоречит».
В том же духе работают и другие инспек-ции Москвы: № 7, 21, 23, 24, 26, 27, 30, 45 и 50. Справедливости ради отметим, что в 30-й налоговой хоть и принимают отчетность, используя разделение улиц, но документация попадает к разным специалистам. В итоге получается, что из 47 московских инспекций регламент соблюдают только 32.
Образцово-показательный опыт
В Московской области с исполнением Регламента картина другая. Можно даже сказать — идеальная. Насколько хорошо внедряется Регламент в областных инспекциях, сотрудники подмосковного УФНС отрапортовали еще в конце августа на рабочем совещании. А начальник отдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС по Московской области Ильшат Байчурин нам рассказал:
— Вообще-то принцип взаимозаменяемости инспекторов мы начали практиковать у себя еще задолго до утверждения Регламента. Сейчас при сдаче отчетности мы не прикрепляем фирмы к конкретным сотрудникам. В инспекциях, где позволяют площади, оборудованы операционные залы, оснащенные всем необходимым для работы «одного окна». Планируем расширить перечень налоговых услуг для плательщиков. Причем акцент по возможности будем делать на переход к бесконтактному общению с представителями фирм и предпринимателей.
— А что в итоге дал Регламент?
— Уровень сервиса стал гораздо выше. В инспекциях теперь меньше очередей. Совсем недавно они для нас были большой проблемой, особенно в период сдачи деклараций. К тому же без своего инспектора выигрывают все. Для плательщиков это экономит время и упрощает сдачу отчетности. Для инспекций тоже есть свои плюсы: сейчас всю документацию принимают в одном окне, то есть этим занимается не целый отдел, как было раньше, а всего лишь один человек.
— Кто следит за выполнением Регламента?
— Наш руководитель Константин Седов контролирует это лично и требует четкого исполнения Регламента от всех руководителей территориальных инспекций. По его указанию мы проводим регулярные проверки работы налоговых. Кстати, очень помогают сами плательщики — рассказывают о нарушениях по телефону «горячей линии». А нарушителей мы привлекаем к дисциплинарной ответственности.
Уж больно гладко все получается, решили мы и захотели проверить сами. «Наша инспекция перешла на принцип “одного окна” еще два года назад, — поделилась заместитель руководителя ИФНС г. Клина Любовь Чабанова. — Бухгалтерская отчетность в соответствии с Регламентом у нас сдается в отдел работы с налогоплательщиками».
Когда обзвонили еще 15 подмосковных инспекций, стало понятно — о своих инспекторах областные бухгалтеры уже забыли. Однако в этих изменениях они не видят ничего хорошего.
«Я работаю с двумя областными инспекциями — в Раменском и Жуковском, — рассказала Клавдия Степанова, аудитор фирмы “Мирэн”. — И везде уже давно своих инспекторов нет. Хочу сказать, что раньше было гораздо удобнее. Инспектор, которому я сдавала отчеты, при мне их проверял, и если что — я сразу могла все подправить».
Бухгалтер ООО «АкваЭм» Зоя Алексеева, работающая с межрайонной ИФНС № 11 по Московской области, заметила: «Безусловно, раньше было лучше. Сейчас по всем вопросам не знаешь к кому обращаться, у кого уточнять, например, про сверку и другие вопросы. В общем, бардак!»
Получается, что хоть Регламент в области и исполняется, но бухгалтерам лучше не стало. Да и налоговые работники их понимают: «Новый принцип помогает нам быстрее справляться с работой, а вот налогоплательщики не в восторге, — заметила, начальник отдела по работе с налогоплательщиками ИФНС № 31 Елена Смирнова. — Они просто не знают, к какому специалисту обратиться, если возникла проблема».
Будем жить по–новому?
Интересная складывается ситуация: значит, в области за исполнением Регламента следят и даже нарушителей наказывают, а в столице правила свои? В московском налоговом управлении нам ответа не дали. «Мы не можем прокомментировать ситуацию без одобрения ФНС. А указаний от них пока не поступило», — резюмировала сотрудник отдела работы с налогоплательщиками и СМИ Екатерина Гусарова.
Мы отправились в Федеральную налоговую службу. Ведь в документе четко прописано, что функции по «координации исполнения документа» возложены на Управление по модернизации налоговых органов. Но там нам пояснили, что управление лишь координирует разработку внутренних инструкций для инспекторов и передает их на места.
Возможно, новый документ упорядочит работу столичных инспекций окончательно. Однако гарантий никто не дает. За целый год действия Регламента он до сих пор не везде работает.
«Наши законодатели, как всегда, хотели побороться с коррупцией, — считает главный бухгалтер ЗАО “Синорт” Наталья Крутикова. — Побороли или нет — не понятно. Пока это только привело к увеличению количества инспекторов и лишней неразберихе».
«. При осуществлении приема налогоплательщиков прикрепление налогоплательщиков к налоговому инспектору по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и так далее недопустимо. »
(п. 1.1.4 Регламента организации работы с налогоплательщиками).
Как подготовиться к приезду налоговой
Чтобы снизить риски доначисления налогов и штрафов
Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.
Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.
Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.
Когда может приехать налоговая
Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.
Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.
Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.
В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.
Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ
Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.
Как могут привлечь к проверке
Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.
Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.
Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.
Другие поводы для выездной проверки — это:
Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:
Какие есть критерии риска
Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.
В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.
Когда и кому грозит налоговая проверка
Ситуация | Что означает | Кого касается |
---|---|---|
Низкая налоговая нагрузка | ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки | Всех организаций и ИП |
Постоянные убытки | Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы | Всех организаций и ИП |
Значительная сумма вычета по НДС | Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС | Организаций и ИП на ОСНО |
Расходы растут быстрее доходов | Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась | Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы» |
Низкая зарплата работников | Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание | Всех организаций и ИП |
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) | Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения. Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима | Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД |
Расходы почти равны доходам | Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное | ИП на ОСНО |
Работа построена на сотрудничестве с посредниками | Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной | Всех организаций и ИП |
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой | Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку | Всех организаций и ИП |
«Миграция» между налоговыми органами | Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов | Всех организаций |
Низкий уровень рентабельности | Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. | Организаций на ОСНО |
Деятельность с высоким налоговым риском | Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды | Всех организаций и ИП |
Как подготовиться к приезду налоговой
Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.
Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.
Подготовьте к проверке документы и предупредите команду
Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.
Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.
Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.
Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.
Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.
Как подготовить документы
К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :
Как проходит выездная проверка
Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.
Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.
Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.
Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.
Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.
Как долго длится проверка
Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:
Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.
Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:
Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.
Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.
Чем заканчивается выездная проверка
В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.
Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:
Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.
Налоговая пытается получить доступ к переводам на карты? Как на самом деле
О, свежая истерика. Пишут, что налоговая хочет получать информацию о переводах на карты без проведения проверки. Якобы теперь налоговая действительно сможет видеть все наши переводы. Вот даже есть скриншот письма:
Перевод: «Хотим получать доступ к переводам без официальной проверки. Можно нам такой закон?»
Угадайте, что это значит.
Что это значит?
Сейчас для запроса в банк нужна проверка, а для проверки — повод. Оформлять все это по каждому человеку слишком долго и дорого: работа инспектора, условно, стоит 10 тысяч рублей, а налогов там найдут на тысячу. Или не найдут. Сейчас так и происходит: инспектор не будет инициировать проверку, если не уверен, что есть шанс что-то доначислить — и желательно побольше.
Если удастся наладить контроль над счетами в автоматическом режиме, налоговая будет находить незадекларированные доходы быстрее и проще. Собираемость налогов вырастет, теневой бизнес сожмется, микробизнес на грани рентабельности умрет, а честному бизнесу станет немного легче. Может быть, не придется повышать налоги, чтобы выполнить программы господдержки и разные там указы. По крайней мере, задумка такая, а как получится с реализацией — посмотрим.
Что теперь будет?
Если все случится и в налоговый кодекс внесут поправки, они могут заработать задним числом. То есть налоговая получит информацию не с той даты, когда закон вступит в силу, а вообще за любой период или хотя бы за последний год.
Если у налоговой все получится, сначала это может быть просто расширение полномочий. Для запроса в банк уже не понадобится решение о проверке. А потом могут накатить автоматическую систему анализа всех переводов и платежей: будут сопоставлять их с онлайн-кассами, данными от работодателей, всевозможными ЕГАИС и прочими информационными системами. Появится такая огромная машина, которая будет видеть незадекларированные доходы и подозрительные переводы. Это может оказаться делом недалекого будущего: нечто подобное уже работает для компаний, скоро запустят приложение для самозанятых.
Зачем это налоговой?
Налоговая хочет контролировать, как вы платите налоги и все ли доходы декларируете. Вот что она будет искать.
Серые зарплаты. По официальным данным у человека зарплата 15 тысяч, а фактически приходит 50. Налоговая это увидит и сделает выводы. Прилетит работодателю.
Недвижимость в аренде. Налоговая получит жалобу от соседей, увидит регулярные поступления на карту, обратит внимание на странное назначение платежа, заметит, что есть несколько квартир в собственности, и может спросить, где налоги.
Продажа имущества. Сейчас налоговая знает только о продаже недвижимости и машин. Но иногда налоги надо платить и при продаже Айфона, техники или шубы. Такие доходы тоже можно обнаружить по выписке из банка.
Будут, конечно, и те, кто своим теневым бизнесом пытается из последних сил прокормить семью. Сейчас у них есть техническая возможность уклониться от налогов и заработать немного больше, а если хотелки налоговой исполнятся — может и пропасть.
Теперь все начнут платить много налогов?
Нет. Даже если банки будут обязаны передавать информацию о движениях и остатках по счетам без проверок, это не значит, что всем начнут начислять налоги.
Не со всех переводов на карту нужно их платить. Когда кто-то возвращает долг, налог не платят независимо от суммы. Долг можно взять наличными, а отдать на карту.
Когда один человек дарит другому сколько угодно денег, налога тоже нет.
Если получить деньги за купленный три года назад Макбук или даже Мерседес, налоговую такая сделка вообще не касается.
Можно каждый месяц получать от друзей по 100 тысяч рублей в счет долга или как денежный подарок и ничего не платить в бюджет. Это будет абсолютно законно. Письменный договор при этом заключать необязательно — хватит устных договоренностей.
Тем, кто не получает на карту доходы от нелегального бизнеса, не о чем волноваться. Налоговая может узнать о каких-то переводах, но ей придется еще доказать, что это доход, который положено декларировать. По крайней мере, по нынешнему законодательству.
А если на карту приходят деньги от клиентов?
Вот это уже рискованно. Если вы получаете деньги от бизнеса — за услуги, продажу товаров или аренду недвижимости, — с них нужно платить налоги. Налоговая постарается это доказать и доначислить налоги.
Вы физлицо и подрабатываете. Например, если сдаете собственную квартиру, берете попутчиков на «Бла-бла-каре» или иногда рисуете логотипы. С такого дохода не нужно платить страховые взносы, но нужно раз в год подать декларацию и заплатить 13%.
У вас бизнес без регистрации. Если вы купили несколько машин и занимаетесь грузоперевозками, открыли веб-студию и делаете по несколько сайтов в месяц — это уже предпринимательская деятельность. Тогда вас оштрафуют и начислят НДФЛ 13%, НДС 18% и страховые взносы. Плюс пени и штрафы.
Какова вероятность, что налоговая начнет видеть все мои деньги в автоматическом режиме?
Скажем прямо: вероятность довольно большая. Это произойдет не завтра и, может быть, даже не через год. Но налоговая уже сейчас видит все поступления бизнеса через кассы задолго до сдачи декларации. В следующем году в нескольких регионах обещают запустить приложение для самозанятых: о нем не говорили, а потом внезапно выяснилось, что все готово для нового налога.
Вполне возможно, наступит момент, когда ФНС будет контролировать все движения денег по всем счетам всех людей на территории России. Или как минимум будет получать информацию из банков без проверок и разрешения руководства, в один клик.
Может быть, автоматизированной системы пока вообще не будет или ее введут для самозанятых и только на добровольной основе. Пока налоговый кодекс устроен так, что для начислений инспектору все равно придется разбираться с каждым переводом: доход это, возврат долга или денежный подарок. Но те, кто получает на банковские счета много и часто, точно в зоне риска уже сейчас.
Что делать прямо сейчас, чтобы не попасть на налоги?
Вот как можно подстраховаться, чтобы вам не прилетело в двадцатых:
А это, случайно, не вброс?
Стоит ли паниковать?
Паниковать можно всегда, это ни на что не влияет. Сколько раз уже была паника в соцсетях, и ничего, никто не умер.