как узнать свои потребности
Как разобраться в своих желаниях и потребностях
Комментарии 5
Мне нравится 1
В чем разница между потребностями и желаниями? Как отличить свои истинные потребности от тех, что навязывают вам другие?
На эти волнующие многих людей вопросы я попробую дать свою версию ответов.
Для начала, чтобы разобраться с тем, что считать своими истинными потребностями, необходимо понимать:
• Что такое потребность личности и что такое потребность организма.
• Как на появление потребностей влияет общество, в котором живет человек.
• Что считать желанием, которое сформировалось у индивидуума из-за воздействия на его сознание (реклама, пропаганда).
Для начала обозначим, что мы будем подразумевать под терминами «желание» и «потребности».
Желание – эмоциональное состояние, хотение чего-либо. Может усиливаться или ослабляться усилиями воли личности и под воздействием внешних факторов.
Потребность – нужда в чем-то (физиологическая или психологическая), недостаточность чего-то для жизни. Неудовлетворенная потребность вызывает внутреннее напряжение и дискомфорт, провоцирует активность организма в направлении поиска способов удовлетворения потребности.
Потребности бывают биологическими (поддержание и сохранение жизни), социальными (разные формы взаимодействия с другими людьми), материальными (предметы, вещи), духовными (получение знаний, реализация талантов в творчестве, религиозные состояния).
Из вышеприведенных описаний можно сделать вывод, что желания всегда относятся к тому, что желает личность. В то время как потребности могут быть как у личности, так и у организма.
Многие проблемы у человека возникают из-за того, что желания и потребности личности являются чаще всего приоритетными в любой его деятельности, а потребности организма часто ущемляются (достаточный сон, здоровое питание, безопасная среда обитания).
Самый простой пример. Из-за большой активности в социуме, неправильного питания и отдыха в организме нарушается некий баланс, допустим, гормональный или витаминно-минеральный. Соответственно, организму требуется время для восстановления. Т. е. для него становится актуальным отдых (чтобы минимизировать потери энергии и расход веществ, участвующих в химических реакциях, которые необходимы для поддержания физиологических процессов и соответствующих функциональных состояний). А после ограничения активности иногда становится актуальным дополучить недостающие вещества, чтобы восстановить внутренний баланс (если были серьезные его нарушения).
При небольшом дисбалансе во время отдыха системы организма сами отстраивают необходимые для здоровья балансы с учетом новых условий внешней среды. При сильном же дисбалансе организму требуется помощь, например введение в организм недостающих веществ (через питание, фармацевтические препараты).
Но самое верное решение – профилактика: не мешать организму самому восстанавливаться. Т. е не вмешиваться в работу его систем (недосыпая, заставляя себя куда-то двигаться без веских на то причин, подвергая себя новым угрозам из среды, питаясь однообразно и некачественно).
Организм сам умеет хорошо себя лечить и адаптироваться к новым условиям жизни. Эволюция проделала большую работу, создавая то тело, в котором сейчас находится личность. В этом теле все балансы создавались и отстраивались долгое время.
Что же чаще всего можно наблюдать в нашей жизни? Когда тело заболевает, личность начинает вторгаться туда, куда не следует. Личность, воспитанная определенным образом, начинает мешать организму:
• Болит – выпей таблетку.
• На болезнь нет времени. Вставай и иди! Некогда ждать, пока все пройдет.
Большинство хронических заболеваний – это в свое время «недолеченные болячки» или постоянное неправильное использование ресурсов организма.
Напряжение – отдых, перенапряжение – восстановление! Вот необходимый режим для поддержания здоровья.
Если личность увлеченно занимается своей профессиональной деятельностью и при этом не уделяет внимания состоянию организма (его потребностям), то очень скоро может наступить момент, когда личность просто не сможет ничего делать: организм окажется не способен к элементарным действиям. Иначе говоря, лежа на больничной койке перед операцией, заниматься своими делами практически невозможно. Удовлетворяя свои потребности, личность обязательно должна учитывать и потребности своего организма.
А сейчас мы подошли к очень важному моменту – к рассмотрению определенных взаимосвязей в системе «Среда – Личность – Потребности – Деятельность», которые необходимо учитывать, чтобы достигать большего с меньшими усилиями и при этом оставаться здоровыми. Ну и, разумеется, это позволит нам лучше разобраться с тем, что такое «навязанные потребности».
В любом обществе его элита (власть, капитал, лидеры мнений) создает определенные правила жизни, которые позволяют элите поддерживать нужные условия среды для ее «безоблачного существования». Созданные правила для тех, кто «функционирует» в «организованной» элитой среде, предписывают/объясняют, как в этом обществе можно удовлетворять свои потребности (допустимые формы и существующие стандарты). Через пропаганду в умы граждан элита внедряет определенную систему ценностей, которая влияет на формирование у членов общества социальных и материальных потребностей. А иногда (в современном мире очень редко) и духовных. Биологические потребности у человека практически всегда (у всех народов и во все времена) – одни и те же.
Пропагандируя определенный образ жизни можно оказывать сильное влияние на человека, навязывая ему те или иные допустимые/рекламируемые формы удовлетворения его «якобы имеющихся» потребностей.
Если же начать разбираться (сужу по своим клиентам) с имеющимися потребностями, то окажется, что их на самом деле (своих и истинных) не так уж и много. Зато многое на поверку, что принималось за потребности, оказывается в итоге желаниями, т. е. некими эмоциональными программами («стремлением обладать чем-то»), которые были навязаны через рекламу товаров/услуг и пропаганду определенного образа жизни (фильмы, книги, статьи в журналах, передачи по ТВ).
Среда влияет на сознание, и некоторые изменения в сознании приводят к изменениям характеристик личности. Изменение личности влечет за собой изменение в потребностях (что-то добавляется, что-то исчезает). Изменения в потребностях влияет на выбор деятельности в социуме (формы активности, через которую достигается удовлетворение своих потребностей).
Если в последнее время вы заметили, что вас начинает кидать из крайности в крайность (то одного хочется, то другого), возникают мысли о смене профессиональной деятельности (не места работы, а именно сферы деятельности), возникают серьезные проблемы с выбором при покупках, внешняя среда (город, атмосфера на работе или в семье) оказывает на вас негативное влияние (появляются мрачные мысли, неприятные эмоциональные состояния), то, возможно, причиной всего этого является отсутствие понимания истинных своих потребностей (что же вам для СЧАСТЬЯ на самом деле нужно).
Учтите, что то, как вы определяете для себя СМЫСЛ ЖИЗНИ, влияет на понимание своих потребностей.
Если для вас смысл жизни – ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ, то система потребностей для вас в этом случае будет отличаться от системы потребностей человека, который определяет для себя смысл жизни – ПОМОГАТЬ ДРУГИМ.
Смысл жизни определяет систему потребностей, влияет на выбор деятельности (для удовлетворения своих потребностей) и выбор среды, которая максимально подходит для выбранной деятельности.
Смысл жизни у личности бывает в единственном числе. «Смысл» влияет на формирование системы индивидуальных потребностей (их несколько основных и остальные второстепенные).
Исходя из осознания своего смысла и потребностей, происходит выбор профессиональной деятельности, которая максимально соответствует потребностям личности (духовным и социальным). И эта деятельность помогает человеку (за счет того, что она востребована в обществе) получать за свой труд вознаграждение, которое он может использовать для удовлетворения других своих потребностей (биологических, материальных).
Тут надо отметить, что выбранная деятельность может быть востребована в одном обществе и не востребована в другом. Например, не в равной степени в обществах ценятся наука, искусство, образование. Зато во всех обществах ценятся защитники отечества и врачи.
Если выбранная вами профессиональная деятельность позволяет приносить пользу обществу (ценится в обществе) и в обществе есть условия для самореализации (возможность совершенствовать свое мастерство в этой деятельности), то значит, вы как личность сможете в этом обществе удовлетворять максимальное количество своих потребностей. Если человек максимально удовлетворяет свои потребности, то он чувствует себя счастливым.
Подводя итог всему вышеизложенному. Если вы хотите заниматься тем, что соответствует вашему СМЫСЛУ ЖИЗНИ, хотите жить, чтобы на вас как личность не оказывали сильного влияния (меняя вашу систему ценностей, навязывая вам новые материальные потребности), хотите иметь возможность удовлетворять свои потребности и при этом заниматься тем, что вам нравится и к чему у вас есть талант (работать с душой), то ищите СРЕДУ, где все это возможно.
Если же вы начинаете «плясать» от среды, где живете, то вы будете вынуждены заниматься тем (выбор работы), что в данном обществе/месте востребовано и удовлетворять свои потребности только теми дозволенными способами, которые в этом обществе разрешаются. А это приведет к тому, что вы вынуждены будете трансформировать свою личность и быть не тем, кем вы являетесь на самом деле. Будете вынуждены принять за основу своей жизни то, что в этом обществе пропагандируется, как ПРАВИЛЬНЫЙ и НУЖНЫЙ смысл жизни. В результате такой трансформации сознания у вас появится куча внутренних конфликтов (ваши представления о желаемой жизни и потребности, с одной стороны, и РЕАЛЬНОСТЬ материального мира и среды обитания – с другой).
Если вы выбираете ПУТЬ индивидуального развития личности, то вы определяете для себя условия жизни (выбираете место и окружение). Если вы выбираете ПУТЬ с учетом среды, в которой находитесь, то вы отказываетесь от многих духовных потребностей и вынуждены подстраивать свою личность под те условия, в которых живете, и принимать те предложения и использовать только те возможности, которые исходят от других.
Вы формируете среду или она формирует ВАС?
Теперь давайте поговорим о том, как определить, что же такое желание.
Желание – это эмоциональное состояние, которое формируется под воздействием влияния извне (реклама, раздражители, ситуации). Чаще всего оно не является вашей истинной потребностью, заставляя вас изменять свое привычное поведение (примеры: купить что-то в ущерб своим другим потребностям, поехать куда-то в ущерб своему состоянию здоровья).
Если вы, находясь в эмоциональном возбуждении, начнете находить в своей жизни место для того, что вы вдруг захотели (начнете пересматривать бюджет, планировать заново свою жизнь), то тогда желание станет потребностью (произойдет подмена понятий и обман сознания).
Если желание (то, что вы вдруг захотели, стали считать для себя важным) оформить в словесную форму и записать на бумаге, а потом вернуться к этому через неделю (а лучше две), то зафиксированное вами ранее окажется уже неактуальным.
Желания могут подождать. Если их не реализовать, то ничего страшного не произойдет (вы останетесь живы и здоровы). Иногда их выполнение даже опасно – это может повредить возможности удовлетворять свои истинные потребности.
С потребностями все иначе. Их можно откладывать на некоторое время, но отложенная на время потребность все равно остается, она является необходимостью для вас. Потребности продиктованы необходимостью в поддержании функционального состояния психики или физиологии. Долгое игнорирование потребностей приводит к физическим и психическим недомоганиям.
Часто человек путает свои потребности и желания, которые ему навязали.
В любом обществе корпорации давно научились играть на чувствах людей и формировать ненужные потребности (ложные потребности). Чаще всего это материальные потребности (вы покупаете, они зарабатывают). Иногда «продвинутые» отделы маркетинга и рекламы связывают свою продукцию (материальный мир) с вашими духовными потребностями.
Самая верная защита в таких случаях (от навязанных потребностей) – знать четко истинные свои потребности. А для этого рекомендую прочитать/перечитать (дополнительно к этой статье) учебник по общей психологии, чтобы лучше для себя разобраться с этим вопросом.
Итак, подведем итоги.
В данной статье были затронуты следующие темы:
• Что такое потребность личности и что такое потребность организма?
• Как на появление потребностей влияет общество?
• Что считать желанием, а что потребностью?
Надеюсь, что теперь вы стали лучше понимать, что такое ваши потребности и получили подсказки, где искать информацию, чтобы самостоятельно до конца разобраться в том, какие же из ваших потребностей являются ИСТИННЫМИ.
Как научиться понимать свои потребности и себя
В одном из отпусков я прочитал замечательную книгу Тома Д’Ансембура с дурацким названием «Хватит быть хорошим» о том, как распознавать собственные потребности. И понял, что об этом важно поговорить.
ЧТО ЗА ПОТРЕБНОСТИ
Потребности — это внутренние программы ощущения дисбаланса, которые заставляют что-то делать для сохранения внутренних процессов. Все они символизируют нехватку: жажда — воды, голод — энергии, пустота внутри — спокойствия, одиночество — человеческого тепла и поддержки.
Эмоции оценивают эффективность выполнения этих программ. Положительные включаются, если все получилось, отрицательные — если нет. Сильные и яркие эмоции возникают, когда результат оказывается выше ожидаемого. Найденная тысяча рублей в снегу обрадует сильнее послеобеденного кофе, который уже вошел в привычку.
Все привыкли рассуждать о потребностях по Маслоу, но мне больше нравится теория физиолога Павла Симонова (Потребностно-информационная теория Павла Симонова была представлена в работе «Эмоциональный мозг» в 1981 году.).
Согласно этой теории, потребности делятся на три группы: витальные, социальные и идеальные.
Витальные потребности — те, без которых люди не живут или живут, но недолго: пища, вода, сон, экономия сил, уход за телом. Последняя потребность также важна для нормального самочувствия и защиты от стресса. Да, все эти барбершопы и бани правда нам необходимы для жизни.
Социальные потребности — это про жизнь в обществе: проявление полового поведения, детско-родительское поведение, соблюдение иерархии и статуса.
Идеальные потребности касаются саморазвития — это программы, которые направлены на будущее и в момент реализации не всегда очевидны. Это потребность в интересе, информации, движении и свободе.
Теперь самое интересное. Потребности не приезжают в центр исполнения решений мозга по одной, а возникают группой и реализуются в зависимости от того, какая громче кричит. Из-за того, что я толком не осознаю потребности, а они еще и борются между собой, я сталкиваюсь с регулярными проблемами по всем фронтам. Скуку интерпретирую голодом, желание передохнуть глушу дофаминовым серфингом по соцсетям, вместо расслабления наращиваю рабочие обороты.
Темперамент — это тоже эквалайзер, но не звука, а важности потребностей каждого человека.
Когда я совсем теряю адекватное восприятие происходящего, то переступаю границы и выражаю их в виде претензий к другому человеку. А самый смак — в перекладывании ответственности за свое состояние на других. Короче, конкретный балаган.
Как разобраться: осознать → принять → выбрать → озвучить → сделать (или нет).
ОСОЗНАТЬ
Как только я ловлю себя на мысли, что что-то не то и ничего не радует, — прерываю работу, пересаживаюсь в другое место и открываю Google-форму с заготовленными вопросами. Что-то не то:
Все это очень похоже на усталость. Раньше я пытался избавиться от раздражителей и силой воли вернуться к делам, но понял, что это не работает: энергия крутится, ничего не мутится. Когда понял принцип работы префронтальной коры и осознал, что ей нужно отдыхать, — дело пошло, но с идентификацией потребностей все равно не ладилось. Поэтому сейчас работает правило: в любой непонятной ситуации — отвечай на заготовленные вопросы.
Работаю, чувствую, что концентрация ушла, постоянно отвлекаюсь. На часах полдень — еще туча рабочего времени, нужно поднапрячься и вернуть внимание к работе. Не понимаю, чем заниматься, портится настроение.
Понимаю, что отвлекаюсь, — пересаживаюсь в другое место, отвечаю на вопросы. Перестаю делать то, что делал, — открываю вопросы.
Про пользу записывания эмоций мы уже говорили, но повторю. Запись помогает выйти из контекста мыслей, в который я погружен прямо сейчас, и переключить внимание. Когда концентрируешься на описании чувств, фокус смещается, и мозговой хомяк сходит с круговой дистанции. Это позволяет посмотреть на себя со стороны даже в конфликтных ситуациях.
Главное — переключиться и начать отвечать. Впоследствии можно и не перечитывать записи, хотя иногда бывает интересно вспомнить, как я реагировал на те или иные вещи пять лет назад.
В прошлом году я полюбил Google-формы за бесплатность и простоту. Отвечать по готовой форме проще, чем вспоминать или искать вопросы — снижается вероятность забить из-за лени. Открыл — пиши, все просто. Но лень все равно регулярно настигает. Физически тяжело объяснить себе, что это полезно, поэтому я стараюсь концентрироваться на чувстве облегчения и ясности, которое приходит во время ответов. Чем больше побед, тем легче становится со временем.
Меня все еще немного беспокоит, что я похож на идиота, который не может совладать с собственными желаниями и каждый раз, когда устает, как робот, идет отвечать на вопросы. Но это потому, что я пока еще неосознанный и глупый.
ПРИНЯТЬ → ВЫБРАТЬ
Но я подвержен черно-белому мышлению, а оно допускает только один факт: либо так, либо иначе. Мы заботимся либо о других, либо о себе, а в итоге отдаляемся от всех сразу.
Тома Д’Ансембур пишет, что это ерунда: «Как будто мы не можем одновременно заботиться о других и о себе, быть в контакте с другими, не переставая быть в контакте с самими собой».
Потребности нуждаются в признании больше, чем в мгновенном удовлетворении. Это значит, что сам факт принятия себя в таком мечущемся состоянии уже снимет напряжение и даст возможность нормально все взвесить. Не нужно сразу бросаться на выполнение дел — достаточно назвать свои желания, и станет легче. Мне отлично это знакомо, потому что я часто неосознанно апеллирую к праву на «нет» — просто чтобы почувствовать самого себя.
Тома Д’Ансембур пишет так, будто знает меня: «Мы часто говорим “нет” из неповиновения, из страха потерять себя, потому что это единственный найденный нами способ позаботиться о своих потребностях, в идентичности, безопасности и признании: “Я протестую — значит существую”».
Это про меня, и я этим не горжусь.
Третий шаг: ответив на вопросы, нужно какое-то время посидеть над ними, не бросаться сразу делать, и прикинуть, чего хочется на самом деле. В зависимости от ситуации решения могут различаться. Например, я выбираю между вечеринкой и отдыхом. Однажды это будет: «Блин, я устал и хочу почитать дома, но сегодня классное выступление, там правда будет кайфово — поеду». А в другой раз: «Хоть там и будет классно, я так вымотался, что уйду в себя и останусь дома». Здесь нет четкого алгоритма, как и когда будет правильным принимать то или иное решение. Опирайтесь на себя каждый раз и по-честному.
Честное отношение тренируется попытками и обратной связью. Бывает, я отказываюсь, а потом понимаю, что хотел.
А бывает наоборот: соглашаюсь, а после осознаю, что смалодушничал и не смог отказаться. Это нормально, главное — запомнить ощущение и в следующий раз ему доверять.
ОЗВУЧИТЬ → СДЕЛАТЬ
Озвучить потребности самому себе помогают два правила.
Первое — не жаловаться и не перекладывать ответственность на кого-то еще. Для этого важно допускать свои переживания, без претензий.
Вот я дурак, сконцентрироваться не могу. Почему я не могу собраться и что-то поменять в жизни?
Я устал, мне скучно. Мне скучно сидеть дома и хочется активности. Пойду на каток.
Второе правило — формулировать потребность четко, конкретно и для реализации здесь и сейчас. Без этого неясно, что делать, а другой человек вообще может воспринять это как угрозу.
Я устал и не хочу работать. Я хочу, чтобы мы проводили больше времени вместе.
Устал: схожу в кино на дневной сеанс, а там посмотрю, чем займусь. Посиди со мной минут 10.
Это все к принципу «нам не хватает ясности, а не мотивации».
КАК ПОНИМАТЬ СЕБЯ
Понимать себя = понимать свои потребности.
Потребности — это встроенные программы для сохранения внутреннего баланса: психического и физиологического.
Часто оказывается, что мы не умеем слушать себя. Лекарство — устраивать минутки ясности и отвечать на вопросы.
ЧЕТЫРЕ ШАГА К ПОНИМАНИЮ:
1. ответить на вопросы и осознать потребности;
2. принять все — даже если они противоречат друг другу;
3. посидеть и прикинуть варианты развития событий без спешки;
4. озвучить самому себе или другому человеку, что вы хотите и будете делать «здесь и сейчас»: без перекладывания ответственности, конкретно.
Я прохожу эти четыре шага, когда заканчиваю какое-нибудь дело или когда не знаю, чего хочу.
Буквально: почувствовал, что отвлекаюсь от работы, — сел в другое место, открыл форму на телефоне, прислушался к себе. Лишний раз прояснить, как дела у нас у самих, — это нормально и по-человечески.
Фрагмент книги «Легко и просто. Как справляться с задачами, к которым страшно подступиться». Тимур Зарудный / Сергей Жданов. — Москва : Издательство «Бомбора», 2020.
Руководство на пути к счастью: как определить потребности?
Любая психологическая проблема или внутриличностный конфликт заключается в противоречии между существующими потребностями и состоянием беспомощности, которое мешает удовлетворению этих потребностей. Какие у человека есть потребности?
Самые мощные — это базовые потребности, то, без чего человек не может жить. К ним относятся физиологические потребности и социальные потребности. К физиологическим потребностям традиционно относят потребности, связанные с физическим выживанием:
Также человек с момента рождения не выживает, если не удовлетворяются такие социальные потребности, как потребность в безопасности, в любви, в принятии. Если грудной ребенок получает только пищу и тепло, но при этом остается без физического контакта, без общения, без любви, то он погибает.
Основные потребности ребенка до года:
В этот период у ребенка формируется такое важное качество для дальнейшего здорового развития отношений с окружающими людьми, как доверие к миру, при одном условии: если он получает удовлетворение своих базовых потребностей.
Если мама, самый важный и любимый человек в его жизни, которая значит для него практически все, оставляет ребенка надолго одного, проявляет к нему безразличие, отвержение, то у него формируется такая жизненная позиция, которая говорит ему, что никому нельзя доверять, а он недостаточно хорош для того, чтобы его любили. Страх отвержения, если с ним впоследствии не работать, остается на всю жизнь, а человек ни с кем не может создать гармоничных любящих отношений.
В списке потребностей человека нет материальных вещей
Фото: Depositphotos
Помимо основных потребностей, у нас существует еще около 20 самых разных потребностей человека. Любая из неудовлетворенных потребностей рано или поздно выливается в страдания и проблему, если ее вовремя не удовлетворить.
Обратите внимание, что в списке потребностей человека нет материальных вещей, того, что можно купить, потрогать, заработать. Часто мы путаем потребности, которые имеют качество необходимости, со своими желаниями:
Желание не всегда совпадает с потребностью.
Девушка пишет психологу:
Я хочу жить в просторном загородном доме. И до недавнего времени думала, что у меня есть в этом потребность. Я представляла себя, как пишу свою очередную книгу одна в большом доме и смотрю из окна на цветущий сад. При этом я сидела за компьютером одна в своей квартире и писала очередной текст, глядя на цветущую яблоню, с которой я каждую осень собираю яблоки прямо с балкона. В чем же моя потребность, если все это я имею прямо здесь и сейчас?
Когда продолжила исследование, то поняла, что дом — это всего лишь символ, атрибут, наличие которого считается признаком состоятельности и успешности. Для меня важно было, чтобы меня уважали, признали меня успешной и независимой. Выходит, образ дома — это потребность в независимости и признании.
Далее, в чем необходимо разобраться, — это разделить так называемые терминальные и инструментальные потребности.
Желание не всегда совпадает с потребностью
Фото: Depositphotos
Терминальные потребности — это потребности высшего, или конечного (терминального), порядка, отвечающие на вопрос: каким я хочу быть? Хочу быть: счастливым, здоровым, свободным, независимым
Инструментальные потребности — это потребности-средства для достижения терминальных потребностей. Отвечают на вопрос: для чего? Для чего тебе хорошо учиться? Для чего тебе высшее образование? Для чего тебе много денег? И т.д.
Поэтому следующий этап работы на пути к счастью состоит в исследовании своих потребностей, самоанализе. Для этого нужно подробно ответить на следующие вопросы:
Теперь, когда у вас есть развернутое описание потребностей, постарайтесь определить одним-двумя словами ваши потребности. Эта работа поможет вам их осознать и сформулировать и тем самым определить дальнейшее направление работы по становлению на Путь Счастья.