как узнать своих конкурентов
Инструменты для анализа конкурентов
Хотите запустить новый бизнес, развить существующий или понять, почему падают продажи? Вам не обойтись без анализа конкурентов. Зачем он нужен и как его провести — расскажем в статье. И дадим подборку сервисов, которые помогут собрать необходимые данные.
Зачем нужно проводить анализ сайтов конкурентов
В глобальном смысле конкурентный анализ нужен, чтобы понимать, с кем вы боретесь за клиента и как их «обойти» с минимальными вложениями. Он поможет:
Что бы вы ни задумали — сначала изучите: кто уже этим занимается, как привлекает клиентов, что «зашло» покупателям, а где случился провал. Так вы сможете не наступить на чужие грабли и поймете, как и куда вам развиваться.
Провести анализ конкурентов можно самостоятельно, а можно привлечь сторонних специалистов. Профессиональные аналитики сделают все быстро, четко, но за деньги. Самостоятельное изучение будет дольше и сложнее, но обойдется бесплатно.
Этапы анализа
Если решили действовать самостоятельно, то вот каким должен быть алгоритм действий:
1. Определите, кто ваши ключевые конкуренты.
2. Сравните их между собой и с вашей компанией по нужным критериям (у каждого бизнеса и для каждой цели будет свой набор параметров):
3. А дальше станет понятно: в какую сторону идти (создавать что-то уникальное, бить конкурентов ценами или «занишеваться» и развиваться в чем-то одном) и как вести себя с конкурентами (с кого брать пример, кого избегать, а с кем лучше запартнериться).
Как определить ключевых конкурентов
Ключевые конкуренты — это компании, с которыми у вас одна целевая аудитория. То есть сначала нужно изучить свою ЦА, а потом искать тех, кто тоже на нее нацелен в ваше нише.
Чтобы определить ключевых конкурентов надо:
Разберем каждый шаг подробно.
Где искать потенциальных конкурентов
В этом вам помогут:
У вас получится длинный список. Теперь из него нужно вычленить ключевых конкурентов.
Как понять, кто из списка — ключевые
Ключевыми для вас будут являться компании, которые:
И это будут не только продавцы аналогичных товаров. Нужно рассматривать и конкурентов из смежных ниш, чьи продукты могут также закрыть боли ЦА.
Например, если вы продаете профессиональные моющие пылесосы, то ключевыми конкурентами будут и клининговые компании. Потому что их услуги будут альтернативным решением для клиента.
Способы анализа конкурентов
Когда список ключевых конкурентов составлен, надо провести анализ, то есть глубоко их изучить. В интернете можно найти десятки способов, но мы рассмотрим те, которые вы сможете провести самостоятельно: сравнительный, SWOT и SNV. Это самые простые и информативные системы анализа конкурентов.
Сравнительный анализ
Когда вы сравниваете себя с конкурентами по определенному набору параметров. Это могут быть: скорость доставки, цена, качество, сервис, скидки, наличие УТП, фирменный стиль, скрипты продаж и т.д.
Анализ может выглядеть как таблица или график. Сравнивать можно просто в формате «Да/Нет» или оценочно, например, ставя цифры от 1 до 10.
Главный недостаток: вы видите только то, что происходит здесь и сейчас. То есть вы не знаете, что было до и не можете прогнозировать изменение ситуации в будущем.
SWOT-анализ
Этот метод рассматривает конкурента с четырех позиций:
SWOT-анализ дает более широкую картину, чем сравнительный. Но здесь нет количественных и качественных показателей — вы видите только собственные возможности.
SNW-анализ
Во многом аналогичен SWOT-анализу, но здесь к анализу сильных и слабых сторон добавляется анализ нейтральных (N — neutral).
Нейтральные стороны конкурента — это факторы, по которым вы в целом равны. Они же будут и вашими потенциальными точками роста. Это могут быть: репутация на рынке, раскрученность бренда, конкурентность продуктов, сервис и т.д.
SNW-анализ стоит проводить, если вы всерьез задумываетесь над стратегией собственного развития. Он не даст числовых оценок, но покажет, в какую сторону лучше развиваться.
Обзор сервисов по получению статистики посещаемости сайта конкурента
Вот 5 сервисов, с помощью которых можно «добыть» информацию о сайтах конкурентов для проведения любого вида анализа. Все они показывают, по каким запросам рекламируется и на каких позициях в поисковиках находится сайт, статистику самых посещаемых страниц, динамику трафика:
ТОП-20 инструментов для анализа конкурентов
Что еще поможет вам провести качественный анализ конкурентов — 20 лучших сервисов:
Отметим, что анализ целевой аудитории и конкурентов — не одноразовая акция. Их нужно проводит регулярно, чтобы отслеживать тенденции развития ниши и быть всегда на шаг впереди.
11 способов найти конкурентов сайта
В какой-то момент в любом бизнесе или информационном проекте возникает вопрос «Кто наши конкуренты?». Для разработки и продвижения сайтов поиск и анализ конкурентов — регулярные задачи, которые помогают понять своё положение в сети, найти сильные и слабые стороны своего проекта и «узнать врага в лицо».
Поиск конкурентов сайта
Существует много сервисов поиска конкурентов, которые занимают первые позиции в выдаче по тематике продвигаемого сайта и общим поисковым запросам:
Каждый из них имеет свои особенности и может быть удобен или неудобен для разных пользователей или иметь какие-либо ограничения использования. Часть из этих сервисов платные, и это может быть существенным недостатком.
Все их объединяет то, что они помогают найти сайты, наиболее похожие на ваш.
При подборе конкурентов нужно выбирать сайты компаний, которые похожи на ваш сайт. То есть, если вы предоставляете товары или услуги, то это интернет-магазины или коммерческие сайты с похожими услугами. Если информационный портал, новостной сайт, или даже форум, то нужно смотреть сайты похожего профиля. Важно не учитывать внутренние сервисы поисковых систем, мусорные страницы, нетематические ресурсы, рекламу, агрегаторы. Но если вы делаете как раз таки агрегатор, то именно их вам и нужно смотреть.
Это применимо к любому способу или сервису.
Подбор конкурентов по ключевым запросам
Для того, чтобы воспользоваться первыми 4 способами нужно иметь готовую семантику или часть основных и самых релевантных запросов. Подбор конкурентов по запросам наиболее точный. Чем больше семантика, чем шире и проработаннее семантическое ядро проект, тем более точным будет результат. Сайты или отдельные страницы конкурентов, которые находят такими способами всегда будут соответствовать тематике.
Проверка выдачи поисковых систем
Самый простой в механике, но трудозатратный способ — взять 10–15 фраз, забить их в поисковики и собрать сайты с первых двух страниц.
Способ подходит как для поиска конкурентов по сайту в целом — тогда используются общие запросы, так и по отдельным страницам — берём только запросы выбранных посадочных страниц.
Подобранные запросы руками вбиваем в поиске, главное учесть регион запроса, если ищем конкурентов в городе, где находимся сами — всё просто. Но если сайт относится к другому региону, или вы решили проверить поисковую выдачу в другом городе, то нужно учитывать региональность.
Если для Яндекса можно легко изменить регион поиска через настройки местоположения, то в Google вам понадобиться расширение GeoClever
По каждому запросу копируем результаты выдачи в текстовый документ или таблицу, дополнительно можно помечать поисковую систему и позицию.
Далее рассмотрим автоматический поиск конкурентов по запросам с помощью разного софта и онлайн-сервисов.
Key Collector
Программа в большей степени заточена под работу с семантикой, сбором и проверкой поисковых запросов. Проверять выдачу она тоже умеет и хорошо подходит для поиска конкурентов, если ведёте проект в ней.
Кей Коллектор позволяет учесть всю семантику по проекту. Если у вас уже есть полное семантическое ядро, это даст точную картину выдачи.
Использование программы платное, требует приобретения лицензии.
Для сбора конкурентов нужно воспользоваться функцией SERP — получить все данные.
Сбор SERP поисковых систем
Можно собрать выдачу только по Яндексу или Google. Когда сбор данных по SERP — Search Engine Results Page, будет завершён нажимаем «Поиск конкурентов» и получаем список доменов, которые попадаются в выдаче чаще всего по нашим поисковым запросам.
Key Collector поиск конкурентов
Будьте внимательны, в список попадает много агрегаторов, если запросы коммерческие.
AllPositions
Сервис, изначально созданный для съема позиций. При наличии хотя бы минимальной базовой семантики, позволяет проанализировать запросы и собрать по ним основных конкурентов из поисковой выдачи.
Для этого нужно создать проект, загрузить в него поисковые запросы и собрать позиции. Для того чтобы увидеть конкурентов, нужно из текущего проекта перейти на вкладку «Конкуренты».
AllPositions — вкладка с подбором конкурентов
На основе поисковых запросов в проекте сервис показывает конкурентов и их видимость. Можно отсортировать наиболее сильных конкурентов с высоким процентов видимости.
Топвизор
Ещё один сервис проверки позиций. Если уже есть базовая семантика, то с помощью Топвизора можно собрать дополнительные данные — снимки выдачи по запросам. Для этого в настройках проверки позиций нужно выбрать сбор снимков выдачи, Топ-20 достаточно.
Настройки сбора позиций в Топвизоре
После проверки позиций с этими настройками на вкладке «Мои конкуренты» будет доступен список всех конкурентов сайта, которые встречаются в поисковой выдаче.
Топвизор — поиск конкурентов
Здесь есть данные по видимости сайтов, средней позиции и количеству запросов в Топ-3 и Топ-10. Сортировка по этими параметрам позволяет подобрать конкурентов, которые хорошую видимость или имеют больше всего запросов, например в Топ-10.
Так как видимость рассчитывается исходя из частот по запросами, эти данные могут различаться, и если у вас в проекте много средне- и низкочастотных запросов, то сортировка по Топам может дать более точный результат.
Автоматические сервисы поиска конкурентов
При автоматическом подборе с помощью сервисов поиска конкурентов выбор сайтов строится на количестве общих ключевых слов, релевантности и видимости сайтов. Эти параметры рассчитываются на основе встроенных алгоритмов сервисов, их баз данных запросов и позиций сайтов.
Стоит уточнить, что если у сайта плохие позиции, плохо вписаны или вообще нет нужных запросов на страницах сайта, то и конкуренты будут не совсем релевантные. Такие способы больше подходят для сайтов с более-менее существенной видимостью и позициями.
И снова Топвизор
Внимательный читатель заметил, что в статье указано 11 способов, но перечислено всего 10 сервисов.
В январе этого года Топвизор запустили на альфа-тестирование новый инструмент для сравнительного анализа конкурентов https://topvisor.com/competitors/
Топвизор — анализ конкурентов
Подключается только через техническую поддержку сервиса. Для подбора сайтов для последующего анализа подходит отлично. Сейчас запущен полноценный функционал, но иногда бывают баги.
Стоит намного меньше, чем сбор позиций со снимками выдачи.
Нужно выбрать поисковую систему и ввести адрес сайта.
Стоимость отчёта обычно в пределах 50–100 рублей, можно выбрать глубину степени подбора конкурентов, но чем глубже — тем дороже.
Заказ отчёта по конкурентам в Топвизоре
На вкладке «Конкуренты» мы можем увидеть список доменов пересекающихся по запросам из базы Топвизора. Можно отфильтровать результаты по степени конкурентности.
Список конкурентов в анализе Топвизора
Нужные нам показатели:
Если сделать сортировку по обратной конкурентности, то сразу будет список близких конкурентов по сайту с учётом большего числа общих запросов, наиболее близкие по тематике. В прямой конкурентности могут быть компании, которые пересекаются с нами по поисковым фразам, но для них это лишь часть услуг или товаров и сам сайт намного больше.
Сервис также позволяет провести анализ пересекающихся и уникальных поисковых запросов. Но пока наша цель — подобрать список сайтов конкурентов для последующего анализа.
Serpstat
Даже без регистрации Серпстат позволяет получить анализ данных по конкурентам.
Вбиваете интересующий домен, выбираете систему и регион. К сожалению, по регионам ограниченный выбор, поэтому если сайт региональный — этот способ может быть неточным, так как если нет вашего региона, придётся делать поиск по России.
Serpstat анализ сайта
В полученном окне нужно пролистать до блока «Конкуренты в поисковой выдаче».
Serpstat анализ конкурентов
Здесь же можно посмотреть ключевые фразы конкурентов, которые подобрала система.
Ahrefs
Для использования сервиса потребуется профиль с оплаченным тарифом.
Здесь нужен инструмент Site Explorer.
Вбиваем домен, в блоке «Органическая выдача» находим «Competing domains» он же «Конкурирующие домены».
Competing domains
Аналогично можно проверять отдельные страницы, или просмотреть «Страницы-конкуренты», где будут показаны конкретные URL-адреса посадочных страниц.
Результат поиска можно отсортировать по количеству общих ключевых фраз.
Similarweb
Бесплатный, но не самый лёгкий способ — для проверки нужна регистрация, при которой нужно давать доступ к Google аналитике своего профиля, отвечать на вопросы в анкете, подтверждать данные.
Но если пройти все этапы регистрации, можно получить базовый набор инструментов и получить примерные данные по многим сайтам.
Similarweb проверка домена
Один из доступных без подписки инструментов «Competitive Landscape» — Конкурентная среда.
Similarweb конкурентная среда
К сожалению, без оплаченного доступа позволяет посмотреть только первые 5 сайтов, но в некоторых случаях и этого достаточно.
Similarweb поиск конкурентов
Pr-cy.ru
Один из базовых сервисов для сбора аналитики.
Без регистрации можно проверить сайт и в блоке «Похожие сайты» найти своих конкурентов.
Keys.so
Базовый аудит доступен без регистрации. Как и другие сервисы, собирает основные данные по сайту.
Проверка домена в Keys.so
Блок «Конкуренты» один из первых, перейдя в него, получаем расширенную информацию по похожести, тематичности и количеству общих запросов.
Список конкурентов в Keys.so
Опрос заказчика
Не стоит забывать про владельца сайта или бизнеса — он знает процессы изнутри, знает ближайших конкурентов в оффлайне, и процентов на 75 это компании, которые мы увидим в ТОПе. Спросить — не лишнее, тем более это быстро, просто и бесплатно.
Если это собственный сайт и вы разбираетесь в нише в которой работаете, то у вас уже есть понимание, кто ваши ближайшие соперники. В таком случае, все перечисленные способы помогут понять, на кого стоит ориентироваться, ведь если компания успешна в оффлайне, это не обязательно говорит о том, что она успешна в сети, и наоборот.
Заключение
В итоге мы имеем 11 способов найти конкурентов в сети. Каждый имеет свои плюсы и минусы, может использоваться отдельно или все вместе.
Обычно, для того чтобы найти конкурентов сайта я использую Key Collector и Топвизор, чаще всего в связке. Оба требуют хотя бы базовой семантики, но это не проблема — подобрать самые частотные и при этом релевантные запросы под тематику сайта можно меньше чем за час. Даже ста запросов будет достаточно, чтобы собрать точную выдачу по ним. Они не бесплатные, но наиболее точные и удобные, при этом разовый анализ сайта в Топвизоре будет стоить в пределах 200 рублей. Остальные сервисы часто используются для анализа конкурентов, и с их помощью можно дополнительно проверить полученный список сайтов.
По большинству источников данные будут совпадать, и поиск несколькими способами будут подтверждать друг друга. Но могут быть и новые результаты, которые были упущены другим сервисом. Уже на этапе поиска видно определённые тенденции или «законы», по которым развиваются сайты компаний в той или иной сфере.
Как найти своих конкурентов и обогнать их в поиске: инструкция для интернет-магазинов
Речь не о громадных бизнесах, а о небольших и локальных. Именно маленькому бизнесу нужно уметь всё делать самому. В том числе и продвигать сайт в поисковиках. Небольшой не может содержать штат из или платить агентству. Чтобы получать клиентов из Яндекса и Google, приходится учиться на собственных ошибках.
В этой статье расскажу, как с помощью глубокого анализа конкурентов найти упущенные возможности и ошибки в продвижении. Чтобы потом их исправить.
Зачем анализировать конкурентов в поиске
Принцип «смотри на конкурентов — делай лучше» очевиден, но мало кто тратит время на анализ проектов соперников. лень, не понимает выгоду. Так вот, анализ конкурирующих сайтов нужен, чтобы:
Вдобавок у релевантных соперников стоит просмотреть активность в социальных сетях, качество сайта, наличие контекстной рекламы.
Зачем всё это? Чтобы найти и забрать себе упущенные возможности для продвижения, которые приводят покупателей на сайты конкурентов, и улучшить свой магазин.
Покажем на примере: проанализируем конкурентов для небольшого melompo.ru.
Шаг 1. Ищем самых близких конкурентов для анализа
Зачем нужно
Правильно подобранный список конкурентов нужен для сбора полезной информации и экономии времени. Если анализировать всех подряд из рискуете потратить усилия напрасно. Например, маленькому электроники гигант типа М.Видео вовсе не конкурент. Его детальный анализ делать бессмысленно.
Как делаем
Не все компании в топе в Google — близкие конкуренты. Это просто сайты, которые продают такой же товар и высветились в выдаче. Мы не знаем, какие позиции они занимают в поиске по другим ключевым фразам и по каким запросам к ним приходят клиенты.
Фильтровать лишних и искать нишевых соперников проще в специальных сервисах: Serpstat, Semrush, SpyFu. Мы сделаем анализ на примере сервиса Serpstat. Он подходит для СНГ и Запада, работает по базам и Google, и Яндекса.
Просканируем Google (или Яндекса, смотря в каком поисковике вы хотите продвигаться) и найдем сайты, которые предлагают такой же товар. Затем сравним домены по параметрам:
На основе этого подберем ближайших конкурентов по качеству сайта и количеству фраз в поиске.
Именно таких конкурентов есть смысл анализировать. Какой толк от того, что по вашему запросу в топе будет Озон.ру. Ведь это явно не ваш прямой конкурент, если только вы не российский Amazon.
Чтобы получить отчет по конкурентам, нужно:
Чтобы попасть на сайты из списка необходимых соперников, кликните по синей стрелке возле иконки сайта.
Результаты и выводы
Отобрали первую пятерку релевантных сайтов для следующих этапов анализа. Это pishimelom.ru, doski4you.ru, mnogomela.ru и chalkboards.ru. Уже на этом шаге узнали, что мы слабее в SMM. Конкуренты ведут паблики в Инстаграм, Фейсбук и ВК, у нас же только Инстаграм. Один из соперников ведет посещаемый блог, которые конвертирует посетителей в благодарных покупателей. У «Меломпо» блога нет.
Шаг 2. Сравниваем свои ключевые запросы с конкурентами
Зачем нужно
Чтобы узнать ключевые фразы, которые мы не используем на сайте, а конкуренты используют и получают по ним трафик. Полученные фразы нужно проанализировать и добавить на страницу.
Как делаем
С помощью инструмента «Сравнение доменов» (в serpstat.com он сразу под инструментом «Конкуренты»), куда добавляем наш сайт и два конкурента из отобранных ранее.
В первом окне, помеченном синей полосой, находится наш сайт. В двух следующих — сайты наших близких конкурентов, которые мы отобрали в предыдущем пункте.
Жмем «Сравнить», и в течение 30 секунд оказываемся на следующем отчете, который показывает, насколько оптимизирован наш сайт по сравнению с конкурентами.
Результаты и выводы
У нас есть пробелы в ядре и нужно внимательно изучить ключевые фразы, а также ассортимент большого конкурента mnogomela.ru. Об этом свидетельствует величина зеленого круга (нашего конкурента), которая показывает разницу между полнотой семантических ядер (количеством запросов, по которым сайт можно увидеть в поисковике).
Зеленый круг не только больше, но и покрывает ⅔ синего. Синий круг показывает количество запросов нашего магазина «Меломпо». У нас намного меньше фраз, по которым можно найти
Для изучения семантики соперника прокрутите страницу вниз. Вы увидите отчет по общим ключевым фразам всех трех доменов. Если нажать на число 101 в столбце «Уникальных» напротив сайта соперника, то внизу появится отчет по уникальным фразам, которые вы не использовали в своем продвижении, но которые использует конкурент.
Числа в столбце — позиции, которые занимает домен по фразам слева. Отчет можно экспортировать для дальнейшего изучения кнопкой экспорта.
Внеся эти фраза себе на страницы сайта (для начала в теги title, keywords, description, H1), мы можем подняться в поиске, а также получим новых посетителей, которые ищут меловые доски под конкретные цели: для записей, на стену, для рисования.
Шаг 3. Определяем самые посещаемые страницы конкурента
Зачем нужно
Чтобы понять сильные стороны магазина соперника и сравнить с таким же предложением в нашем ассортименте. Узнать, в чем преимущество соперника, и исправить недостатки своего сайта, если таковые будут.
Как делаем
Теперь переходите на страницы из первого десятка и знакомьтесь с популярным товарным предложением конкурента. Есть ли такой же ассортимент у вас на сайте?
Если да, тогда сравните, по каким слова ранжируется ваша страница и страница конкурента. Для этого используйте инструмент «URL vs URL» в модуле «Анализ страниц», работает также как «Сравнение доменов».
Или выберите инструмент «Упущенные фразы» в этом же модуле, который показывает ключевые слова, используемые конкурентами, но которых нет у вас на странице.
Выглядит это так:
В отчете видно, что фразы, которых нет на странице товаров, есть на других страницах. Об этом говорит столбец «Содержат другие URL». Цифры показывают позиции этих страниц в поиске по ключевой фразе.
Если видите «нет» в этом же столбике, то этой фразы нет у вас на странице. Ее нужно добавить, чтобы люди, которые вводят эту фразу в Google, видели в результатах поисковика ваш сайт.
Результаты и выводы
Решите, какие из страниц продвигать по недостающим запросам, и какие из них больше подходят под эти запросы (и есть ли такие страницы вообще). В нашем случае сайт melompo.ru практически не оптимизирован, поэтому под магнитные, грифельные и меловые доски нужно создавать отдельные страницы (категории товаров), а не вести пользователей на один и тот же лендинг.
Шаг 4. Анализируем ссылочный профиль конкурента
Зачем нужно
Анализ ссылочного профиля соперников поможет:
Как делаем
С помощью инструмента анализа обратных ссылок. Откройте его и введите домен конкурента. Затем перейдите в раздел «Ссылающиеся страницы» и в нем в «Новые ссылки». Рекомендуем установить фильтр «1 ссылка на домен» вместо «всех ссылок на домен» и выгрузить отчет для дальнейшего ручного просмотра каждого источника ссылки.
Результаты и выводы
Мы обнаружили, что конкурент doski4you.ru заказывает специальные размещения на разных сайтах для продвижения в поиске по ключевым словам. Смотрите на скриншоте:
Другой конкурент также продвигается ссылками, но только не покупными статьями, а на тематических форумах (один из популярных способов оставить ссылку):
Сеошники не только оставляют комментарии, но могут создавать темы и в них же отвечать с разных аккаунтов, меняя прокси.
Остальные конкуренты либо не размещают ссылки, либо проделывают то же самое.
На что ещё обращать внимание при анализе конкурентов
Каждый пункт имеет 100% важности. Так, наш исследуемый «Меломпо» ведет только аккаунт в Инстаграм. Другие конкуренты, кроме Инстаграм, ведут паблики во ВКонтакте и Фейсбук. Для нас это упущенная возможность привлечения клиентов.
Как использовать результаты анализа
Мы можем перенять от других игроков рынка для нашего примера «Меломпо» следующее:
Такой беглый анализ занял около 2 часов, и он уже показал 7 направлений для развития сайта и улучшения позиций. Если покопаетесь с конкурентами и собственном проектом дольше, найдете много интересного.
Регулярный анализ сайта и решение выявленных проблем поможет обогнать конкурентов в поиске даже маленькому проекту с командой в несколько человек.