как узнать свой жуз

ЧЕМ КАЗАХСКИЕ РОДА ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА

МЫ решили узнать, в чем заключаются уникальные особенности того или иного казахского рода и чем они отличаются друг от друга.

Издревле все казахи делились на рода, которые в свою очередь входили в три жуза: Младший, Средний и Старший.

СРЕДНИЙ ЖУЗ:

МЛАДШИЙ ЖУЗ:

как узнать свой жуз. pervenec opt. как узнать свой жуз фото. как узнать свой жуз-pervenec opt. картинка как узнать свой жуз. картинка pervenec opt.

Так повелось, что с ходом истории некоторые рода обретали свои характерные черты, и некоторые из них дошли и до наших дней. МЫ решили узнать, чем же сегодня отличаются казахские рода и какие отличительные черты они имеют.

как узнать свой жуз. 1(162). как узнать свой жуз фото. как узнать свой жуз-1(162). картинка как узнать свой жуз. картинка 1(162).

МАКСАТ САРСЕНБЕКОВ, 53 года

директор общественного фонда «Доминанта», правообладатель международного фестиваля авторской песни «Астана»

Я представитель рода Аргын. Мой род имеет удивительную склонность к музыкальным и творческим профессиям. Если вспомнить всех отечественных популярных музыкантов, то наверняка в их родословной найдутся Аргыны. Если проводить параллели в мире, то аналогами Аргынов в Казахстане, наверное, могут стать цыгане или афроамериканцы, у которых музыка в крови. В целом эта особенность казахов помнить своих предков замечательна.

как узнать свой жуз. 2(160). как узнать свой жуз фото. как узнать свой жуз-2(160). картинка как узнать свой жуз. картинка 2(160).

БАТЫРБЕК МУСИН, 57 лет

директор филиала ТОО «КаР-Тел», ТМ Beeline

Некоторые особенности принадлежали не отдельному роду, а целому жузу, в которые они объединялись. Например, представители Среднего жуза были лучше приспособлены к гуманитарной и творческой работе. Из этого жуза вышло много биев и акынов. Также их отличает терпимость и спокойствие. Младший жуз — это воители. У них быстрее реакция на чрезвычайные ситуации и яркий темперамент. Выходцы Старшего жуза известны своей рассудительностью, оттуда пришло много правителей. У них хорошо было развито гостеприимство, оно даже иногда граничило с самопожертвованием. Кстати, с этим и связывают большую русифицированность севера, так как Младший жуз с трудом шел на компромиссы с соседями, а Средний жуз лучше шел на контакт с Российской империей.

как узнать свой жуз. 3(154). как узнать свой жуз фото. как узнать свой жуз-3(154). картинка как узнать свой жуз. картинка 3(154).

ОЛЖАС МАКАТОВ, 43 года

аудитор, АО «Кедентранссервис»

Когда Абылай хан хотел объединить весь казахский народ, он надеялся, что все мы забудем о границах, которые есть между нами, так как они разобщают людей. Поэтому выделение каких-то особенностей могут вызвать конфликты и недопонимания. Рода и жузы нужны только для того, чтобы случайно не выйти замуж или не жениться на своем родственнике. А в общем во всех родах есть и отрицательные, и положительные черты.

МАРАТ НУРГУАТОВ, 50 лет

заместитель директора палаты предпринимателей западно-казахстанской области

В составе Младшего жуза есть род под названием Берiш. Махамбет Отемисов и Исатай Тайманов были знаменитыми его представителями. В средневековье они входили в составы дружин, которые обороняли свои территории. В связи с этим у них было крупное телосложение. Эта особенность сохранилась и по сей день, и если вы сейчас встретите кого-то из этого рода, то вы узнаете их по крепкому телосложению.

Также в Западном Казахстане есть род Байбақты, который сейчас шуточно называют «ворами». Даже есть притча о двух братьях из этого рода, которые в очередной раз собрались воровать скот. Но вскоре стало ясно, что у них ничего не получится. Тогда один из братьев незаметно вскрыл ножом сапог другого брата и своровал у него стельку. У Байбақты было поверье, что если удача вдруг отворачивается и наживы не предвидится, то нужно принести с собой хоть что-нибудь, чтобы удача не отвернулась окончательно.

ЖАЙСАН АКБАЙ, 89 лет

Конечно, все существенные различия между родами остались в прошлом. Например, род Берiш отличается воинственностью, Шеркеш из Младшего жуза — это род правителей. Род Курмангазы — это Қызылқурт, из него вышло много композиторов и музыкантов. Ысық из Младшего жуза — род храбрецов и богачей. Некоторые из этих черт в измененном виде можно проследить в представителях этих родов и сейчас.

Источник

Главные новости Актобе,
Казахстана и мира

КОРОНАВИРУС В КАЗАХСТАНЕ: 832 248 СЛУЧАЕВ, 747 978 ВЫЛЕЧИЛИСЬ, 10 154 УМЕРЛИ. ПНЕВМОНИЯ С 1 АВГУСТА: 72 223 СЛУЧАЯ, 4 630 УМЕРЛИ

Главные темы

Последние новости

24.10.2012 • 74110 просмотров

Каждый казах должен знать свой род и жуз

«Д» продолжает публиковать отрывки из книги Каната Тасибекова «Ситуативный казахский». На этот раз поговорим о родах и жузах.

как узнать свой жуз. kgXbRZi1HfFY. как узнать свой жуз фото. как узнать свой жуз-kgXbRZi1HfFY. картинка как узнать свой жуз. картинка kgXbRZi1HfFY.

«Д» продолжает публиковать отрывки из книги Каната Тасибекова «Ситуативный казахский». На этот раз поговорим о родах и жузах.

АТА ТЕГІ – свой род

АЛАШ – это альтернативное самоназвание казахов, следуя традиции персонификации истории, казахи считают, что АЛАША-ХАН – это реально существовавший персонаж, родоначальник всех тюрков, трое сыновей которого – АҚАРЫС, ЖАНАРЫС и БЕКАРЫС – являются отцами-основателями трех казахских жузов.

То время, когда Алаша-хан правил казахами, в памяти народной считается «золотым веком» – Алаш болғанда [был Алаш тогда]. Ала тай ат болғанда, таңбасыз тай, енсіз қой болғанда [пегий стригунок был конем тогда, стригунки без клейма и овцы без метки паслись тогда]. Астың астауы – алтыннан, иттің итаяғы – күмістен болғанда [блюда для мяса из золота, миски для собак из серебра были тогда]. Алаша бәрімізге хан болғанда [Алаша был для нас всех ханом тогда]. Біз кім болмадық? [кем мы не были тогда?].

Мы перечислим ТАЙПА Младшего жуза, т.к. им не хватило места в квадратиках вышеприведенной схемы. Алимулы составляют 6 родов – қарасақал, қаракесек, төрт қара, шөмекей, шекты, кете. В Байулы 12 родов – шеркеш, адай, жаппас, алаша, байбақты, масқар, беріш, таз, есентемір, тана, қызыл қурт, шейх. Жетыру, как и следует из названия, составляют 7 родов – табын, тама, кердері, кереит, жағалбайлы, тілеу, рамадан.

Из вышеприведенной схемы следует, что к Старшему жузу относятся 12 родов, в Среднем жузе – 6, а в Младшем – 3 ТАЙПА, которые насчитывают 25 родов.

Кроме того, отдельно выделяются роды, не входящие в жузовскую систему. Самыми крупными из них являются ТӨРЕ – чингизиды, ҚОЖА и СУНАҚ – потомки арабских миссионеров, а также ТӨЛЕҢГІТ – потомки наемных и плененных воинов.

Широко распространенная пословица гласит: Ұлы жүздің баласын қауға беріп малға қой [Выходцу из Старшего жуза дай бадью и отправь поить скот]. Орта жүздің баласын қалам беріп дауға қой [Выходцу из Среднего жуза дай перо и отправь на судебную тяжбу]. Кіші жүздің баласын найза беріп жауға қой [Выходцу из Младшего жуза дай копье и отправь на битву].

В ученой среде нет единого мнения и в отношении времени возникновения жузовской системы, и в отношении ее идеологической и практической наполненности. Можно предположить, что древние племена, составляющие казахский народ, были поделены на три жуза или, другими словами, на три военных округа древним гениальным полководцем. Казахи на протяжении веков продолжают бережно хранить сведения о своей принадлежности к определенному фронту /кругу/ – ЖҮЗ, армии – ТАЙПА, дивизии – РУ, полку – АТА, батальону – CҮЙЕК.

Казахи генетически запрограммированы на сохранение родоплеменной структуры. Самый что ни на есть «асфальтовый» казах незамедлительно даст ответ на вопрос РУЫҢ КІМ [какого ты рода]? Он может не знать языка, может даже не понять вопроса, заданного в традиционной форме ҚАЙ АТАНЫҢ БАЛАСЫСЫҢ?, может быть даже не «чистым» казахом, но поняв, что от него хотят, тут же отрапортует: «Я Юра, сын Ақтая, рода Қыпшақ, подрода Қарабалық».

Необходимо принять во внимание, что история казахов не знает крупных, с пролитием крови, конфликтов на почве родоплеменного деления. Поэтому хотелось бы думать, что это генетически запрограммированное структурирование, которое и в прошлом не разъединило наш народ, послужит основанием прочности и единства нации и в будущем. Уверенность в этом вызывает и тот факт, что все роды сплетены узами родственных отношений, т.к. во избежание нарушения табу на брак с девушкой ближе седьмого колена по генеалогии – ЖЕТІ АТАДАН БЕРІ ҚЫЗ АЛЫСПАҢДАР – жен выбирают из другого рода.

Даже при похоронах уважаемого человека люди, обмывающие покойника и укладывающие его в могилу – СҮЙЕККЕ КІРГЕН АДАМДАР, подбираются с учетом их родовой принадлежности – желательно представительство всех родов, соседствующих и родственных с родом покойного. Полемика о древности, заслугах, героях того или иного рода, протежирование своих соплеменников и «подсиживание» чужаков в жизни носят, скорее, игровой, тренировочный характер.

Я приведу некоторые из приговорок-дразнилок в качестве занимательного средства для пополнения лексикона.

Адайдың бейіттерін көргенде өлгің келеді. [Когда видишь мавзолеи Адаев, хочется самому туда лечь].

Арғынның арулары ашаң келеді, ұнатқанына босаң келеді. [Аргынские красавицы стройны, к тому, кто им понравится, они очень добры].

Арғыннан ән таңда, Қызайдан қыз таңда. [У Аргынов песни хороши, у Кызаев девушку бери].

Арғын-Найман аталас, Найман-Керей енелес. [У Арғынов и Найманов отцы – братья, у Найманов и Кереев матери – сестры] и обычно добавляется: енелестер еніп сөйлесер, аталастар ат үстінде сөйлесер.

[У кого матери сестры – беседуют доверительно, у кого отцы братья – переговаривают, не спешиваясь /враждебно/].

как узнать свой жуз. mIhBeDLFFyGX. как узнать свой жуз фото. как узнать свой жуз-mIhBeDLFFyGX. картинка как узнать свой жуз. картинка mIhBeDLFFyGX.

– Из книги «Ситуативный казахский»

(Продолжение в следующих номерах «Д»)

Источник

Как узнать свой жуз

как узнать свой жуз. kaztree2. как узнать свой жуз фото. как узнать свой жуз-kaztree2. картинка как узнать свой жуз. картинка kaztree2.
Родовое древо казахов Шежире в высоком разрежении (7 Мб)

Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и время образования жузов.

Жузы являлись специфической формой социально-политической организации казахской народности. В истории казахов жузами принято называть определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и населяющих фиксированную традицией часть общеказахской территории. В дореволюционной исторической литературе вместо жуз употреблялся в давние времена вошедший в русский язык термин орда.

Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним кочевников (Киши жуз был самым многочисленным), но по старшинству входивших в их состав родов. При этом старшинство между родами и жузами считалось по прямой линии: “самый последний род” Улу жуза имел преимущество перед “Самым старшим родом” Орта жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен).

Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался:
как узнать свой жуз. bullet. как узнать свой жуз фото. как узнать свой жуз-bullet. картинка как узнать свой жуз. картинка bullet.при определении места в боевом порядке;
как узнать свой жуз. bullet. как узнать свой жуз фото. как узнать свой жуз-bullet. картинка как узнать свой жуз. картинка bullet.при разделении военной добычи;
как узнать свой жуз. bullet. как узнать свой жуз фото. как узнать свой жуз-bullet. картинка как узнать свой жуз. картинка bullet.при вступлении в дом и рассаживании по местам;
как узнать свой жуз. bullet. как узнать свой жуз фото. как узнать свой жуз-bullet. картинка как узнать свой жуз. картинка bullet.при открытии торжества;
как узнать свой жуз. bullet. как узнать свой жуз фото. как узнать свой жуз-bullet. картинка как узнать свой жуз. картинка bullet.при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.

Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени. Однако к настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений, обоснованных на изучении все тех же известных науке источников для определения хотя бы общих путей дальнейшего исследования.

На большинство исследователей завораживающее воздействие оказывала магическая цифра три, и поэтому делались многочисленные попытки искать разгадку в тех триальных системах, которые реально существовали в далеком прошлом у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского каганата.

Другой триальной системой известной у древних тюрков была система брачных отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности устанавливали брачные связи.

Быть может мы найдем более верный путь к разгадке, если откажемся от мистического восприятия цифры три и сочтем эту цифру в рамках нашего исследования скорее случайным, чем структурообразующим фактором. Зададим себе иной вопрос: какие жизненные процессы и исторические обстоятельства XVI в. предопределили возникновение тогда, а не ранее и не позднее совершенно нового принципа самоорганизации племен объединенных самоназванием казак?

Турсун Султанов. Энергия Казахстана, 22 февраля 2000 г.

Источник

В 1991 году была опубликована книга «Шежіре (;аза;ты; ру-тайпалы; ;;рылымы)», т.е. «Родословная (родо-племенные образования казахов)», составленная на основе летописных исследований Шакарима Кудайбердиева и Мухамеджана Тынышбаева. В книге последовательно приведены родословные Старшего жуза («;лы ж;з»), Среднего жуза («Орта ж;з») и Младшего жуза («Кіші ж;з»). В данном случае понятие «ж;з» означает «разновидность» и призвано отразить тот исторический факт, что три казахских жуза – это потомки трех различных союзов племен. В Старший жуз вошли племена, которые Чингисхан ввел в состав Серой орды («Боз орда – Болат орда»), в Средний жуз – племена, введенные каганом в состав Синей орды («К;к орда – К;міс орда»), и, наконец, Младший жуз состоит из племен, которые при жизни Чингисхана были введены в состав Белой орды («А; орда – Алтын орда»).

Чингисхан не случайно называл Серую орду «А; ар ісі» (звучит как «А;арыс»), Синюю орду – «Жан ар ісі» («Жанарыс»), а Золотую орду – «Бек ар ісі» («Бегарыс»). Для него понятие «ар ісі», как отмечалось выше, было жизненное кредо. Эренжен Хара-Даван подчеркивал, что Чингисхан ценил людей, которые «дорожили честью и достоинством своим более, чем достатком, общественным положением или самой жизнью». Эту яркую особенность Чингисхана замечательно сформулировали российские авторы Юлия и Юрий Мизун в книге «Ханы и князья. Золотая орда и русские княжества»: «Чингисхан был великим, мудрым организатором. Чингисхан умел находить исполнителей своих замыслов и идей. К ним он предъяв­лял четкие требования. Больше всего он ценил и поощрял верность, преданность и стойкость. Больше всего он презирал измену, преда­тельство и трусость. Всех людей Чингисхан делил на две категории. Для людей одного типа материальное благополучие и безопасность выше их личного достоинства. Эти люди способны на измену. По сути своей они были трусами. Такие люди подчиняются своим начальни­кам (господам) только потому, что боятся начальника. Они знают, что он способен лишить их благополучия или даже жизни. Такие люди трепещут перед силой своих начальников. За своим начальни­ком (господином) они ничего не видят. Они, по сути, подчиняются не своему начальнику, а своему страху. Поэтому неудивительно, что та­кие люди легко предают своего господина. Предавая своего началь­ника (господина), такие люди думают об освобождении от того, кто над ними властвует. Предают они из страха или материальной вы­годы. Такие люди всегда остаются рабами своего страха, своей при­вязанности к материальному благополучию. Это натуры низменные, подлые, по существу рабские. Таких людей Чингисхан не только пре­зирал, но и беспощадно уничтожал.

Чингисхан за свою жизнь низложил немало людей, князей и пра­вителей. Практически всегда в окружении этих правителей были (в немалом количестве) изменники и предатели. Они предавали своего господина, думая при этом получить личную выгоду. Но ни одного из этих предателей Чингисхан не вознаградил, хотя они и способствовали его победе. Более того, каждый раз после победы над тем или другим правителем Чингисхан отдавал распоряжение казнить всех тех вельмож и приближенных, которые предали сво­его господина. Такие пособники с рабской психологией были не нужны Чингисхану.

В то же время, после завоевания каждого нового царства или княжества, Чингисхан награждал и приближал к себе тех, кто оста­вался верным своему бывшему правителю и оказывал достойное сопротивление Чингисхану. Эти люди доказывали, что они принад­лежат к тому типу людей, на которых Чингисхан и строил свою госу­дарственную систему. Эти люди на деле доказывали свою верность и стойкость. Такие люди ставят свою честь и достоинство выше сво­ей безопасности и материального благополучия. Эти люди боятся не человека (начальника), который может отнять их жизнь или ма­териальные блага. Больше всего они боятся совершить поступок, который может их обесчестить и умалить их достоинство. Они боят­ся умалить свое достоинство прежде всего в своих собственных гла­зах. А это для них страшнее смерти. Чингисхан страхом и материальным благополучием держал в руках людей первого типа, людей рабской психологии к управлению государством не подпускал.

Правили страной люди второго психологического типа. Они были организованы в стройную иерархическую систему, на высшей ступе­ни которой находился сам Чингисхан. Они преклонялись перед ним не из-за страха, а из-за понимания того, что он воплощал их собствен­ный идеал. Чингисхан считал, что только среди кочевников больше всего людей, на которых он мог положиться. Жизнь в городах способству­ет размыванию человеческих идеалов, и большая часть горожан от­носится к первому типу. Собственно, это в полной мере справедливо и сейчас. Люди от сохи, от земли чаще остаются честными, чистыми, жертвенными и даже более талантливыми. У кочевнической аристократии времен Чингисхана положитель­ные качества (верность, храбрость, честность) усиливались родовы­ми традициями, живым чувством не только личной, но и фамильной чести, сознанием ответственности перед предками и потомками. Поэтому Чингисхан создавал свою военно-административную систе­му именно из кочевников…

Сословная принадлежность не была решающим фактором при подборе исполнителей. На высокие посты военачаль­ников Чингисхан нередко назначал представителей самых захудалых родов. Среди них были и прежние пастухи. Для Чингисхана, для дела важно было одно — профессиональная пригодность и принад­лежность ко второму психологическому типу, типу верных, способ­ных и честных людей. Чингисхан понимал, как города портят людей, их психологию. Он заповедовал своим потомкам оставаться кочевниками, чтобы не стать людьми низменными, людьми рабской психологии. Но исто­рия распорядилась по-иному — империя Чингисхана развалилась именно потому, что все большее и большее число граждан стано­вились рабами богатства и власти. Они и погубили детище ве­ликого Чингисхана.

Таким образом, Чингисхан считал, что власть правителя должна опираться не на какое-либо господствующее сословие, не на какую-нибудь правящую нацию и не на какую-либо определенную офици­альную религию, а на определенный психологический тип людей. На практике это значило, что высшие посты занимали не только арис­тократы, но и выходцы из низших слоев народа. Правители принад­лежали не к одному народу, а к разным монгольским и тюрко-татарским племенам. Они исповедовали разные религии. Важно было только одно — чтобы они были государственниками, а не заботи­лись лишь о собственном благополучии».

Лучше не скажешь! В приведенном выше отрывке из книги супругов Мизун прекрасно изложена древняя идеология «ар-ісі» (дело чести, благордная сущность, арийство), которую исповедовал Чингисхан. А поскольку у тюрко-монголов белый цвет символизировал чистоту помыслов, праведность и справедливость, то понятие «а;» в приставке к «ар-іс» означало приверженность истине-справедливости, истине-праведности. «Жан ар іс» подразумевало приоритет духовного творческого начала, прежде всего – музыки и поэзии, углубляющих «сезім» (чувственное познание мира). Золотой (Белой) орде Чингисхан завещал всегда сохранять верность принципу «Бек ар іс» («Прочное дело чести»), который провозглашал приверженность героическому духу предков, военному делу, военному искусству, военному братству (62).

Характерно, что казахи Старшего жуза до сих пор называют себя собирательным именем «;йсін», а казахи Младшего жуза – собирательным именем «Алшын», а порой – «Адай». Только лишь казахи Среднего жуза не сохранили собирательное название «;;нан» и собирательный призывный клич «;о;ырат». На это были свои причины, которые будут указаны ниже.

С 1206 года все племена (тайпы или уты) и родовые общины (ру) должны были носить имена ноянов и «;ор-жиюши» (хорунжих) Чингисхана. Понятие «;ор-жиюши» в содержательном смысле переводится как «собиратель и смотритель за богатствами, казначей».

У Уйсын-Тобе;бия, как отмечалось в предисловии, было четыре сына, и вся родословная Старшего жуза казахов, по существу, является родословной их прямых потомков по мужской линии. О его сыне по имени «Май;ы», ставшего великим бием, философом и языкотворцем, писалось выше, в предисловии. Сын Уйсына «М;крейіл» был назначен Чингисханом старшиной племени «Жалайыр» и прозван «Екінші Жалайыр». В родословную казахов он вошел под именем «Жалайыр». Командуя группой монгольских войск в Китае, он получил от Чингисхана китайское звание «го-ван» (63) и вошел в мировую историю под именем «Мухали-Гован». «Сокровенное сказание» было переведено с китайского языка, на котором невозможно написать точно имя «М;крейіл», поэтому историки, по ставшей уже традиционной китайской транскрипции, говорят и пишут «Мухали». Третьим прославленным сыном Уйсын-Тобе;бия был «;ойілдір». Он был назначен старшиной рода «Ма;;ыт» и командовал тысячным ополчением («мы; ;ол») мангытовцев. В «Сокровенном сказании» его имя переведено как «***лдар» в списке 95 ноянов Чингисхана. В этом же списке указан и его сын «;ата;ан» («Хадаан»). Еще один сын Уйсына – «;о;ам» также пользуется большой славой в памяти казахского народа. Но его имя не вошло в «Сокровенное сказание», поскольку он не был боевым командиром, а отвечал за богатство и процветание всей Булатной орды. Он имел звание «;ор-жиюши», т.е. казначея и, одновременно, начальника тылового обеспечения в войске Мухали-Гована.

Пример того, как современные казахи должны пользоваться «Шежіре», чтобы узнать имена своих предков до момента создания казахами своей государственности в 1467-1468 гг., подал Динмухаммед Кунаев в своей книге «А;и;аттан аттау;а болмайды» («Недопустимо искажать истину»). Свою родословную он начинает с Байдибек;бия, потомка Майкы;бия. Сыном Майкы был Бактияр, сыном Бактияра – Уйсын Второй, сыном Уйсына Второго – Аксакал, сыном Аксакала – Караша;бий. Старшим сыном Караша;бия был Байдибек;бий, один из основоположников идеи возрождения казахской государственности «Алаш».

Как подчеркивалось выше, в отличие от Старшего и Младшего жузов Средний жуз не сохранил в своем названии имя «;;нан», которым Чингисхан называл весь эль Синей орды. Причиной этого обстоятельства послужило решение тайпа-аксакала (старшины) племени «;ыпша;» (Кипчак), легендарного полководца батыра «;обыланды». Он отказался принять для всего Среднего жуза собирательное название «;;нан» на курултае тайпа-аксакалов, состоявшемся в середине 15 века и посвященном проблеме единства Среднего жуза. Кобланды-батыр обосновывал свой отказ тем, что выдающимися ноянами Чингисхана были не только аргыны, в лице Кунана и его братьев («Аты;ай», «;оргасын», «Ж;ніс», «Бала», «;рі-Нартай», «Марал»), но также и кипчаки – «;ара-шора», «;ытай», «;;лан», «Торы-бу;а», «;;рша;;с», «Кейкі» (64).

В 1227 году на горе «Шы;;ыстау» Чингисхан распорядился, чтобы все кипчаки отныне были разделены на 4 ветви («ба;») и носили имена ноянов: «;ара-шора», «;ытай», «;;лан», и «Торы-бу;а». С того времени кипчаки ведут свою родословную от этих ноянов Чингисхана и их рода («ру») именуются «;ара-;ыпша;», «;ытай-;ыпша;», «;;лан-;ыпша;» и «Торы-;ыпша;». Сам «;обыланды» принадлежал к ветви «;ара-;ыпша;», но, в связи со своими полководческими заслугами, был признан тайпа-аксакалом (старшиной племени) всех кипчаков. Поэтому он горячо отстаивал свое мнение о том, что для Среднего жуза название «;ыпша;» столь же правомерно, как и «;;нан». Ему удалось убедить старшин племен «Керей», «Уа;», «Найман» и «;о;ырат» в том, что за Средним жузом следует оставить одно название «Жанарыс».

Собрание тайпа-аксакалов пришло к единому мнению: принятие решений о самоназвании племени целиком находится в компетенции курултаев (собраний) ру-аксакалов (старшин родовых общин). Поэтому не все казахские тайпы (крупные племенные объединения) начинают свою родословную именно с ноянов Чингисхана. К примеру, родословная племени «Ар;ын» начинается с тайпа-аксакала по имени «Дайыр-;ожа», получившего сперва лакаб «А;-жол би» (Бий «Праведный путь»), а позднее – «Ар;ын би». Но это было только прозванием. На самом деле «Дайыр-;ожа» являлся пятым по счету потомком Аргына. Сыном Аргына был «А;-;ожа», внуком – «Болат-;ожа», правнуком – «;ара-;ожа», праправнуком – «;одан-тайшы». Сыном «;одан-тайшы» и был «Дайыр-;ожа». «Шежіре» современных аргынов – это «древо» его прямых потомков по мужской линии. Если начинать отсчет со времен Чингисхана, то родословную аргынов следовало бы начать с Кадай-нояна. Поскольку Кадай-ноян приходился зятем Чингисхану, то его еще называли «;адай-к;реген» («Кадай – зять кагана»). Сына Кадая звали «Ар;ын», а внука – «А;-;ожа». Оба они были ноянами хана «;;ла;ы» (Хулагу), внука Чингисхана по линии его младшего сына «Т;ле» (Тулуя). Правнук Аргына по имени «;ара-;ожа», и праправнук «;одан-тайшы» – оба были ноянами Тамерлана.

В «Сокровенном сказании» в списке 95 ноянов Чингисхана указаны и имена ноянов Коко, Коко-цос, Кете, Довун. На языке Майкы;бия эти имена звучат, соответственно, как «К;ке», «К;ке-жас», «Кете» и «Табын». По преданиям Жазы;бия, Чингисхан называл старшего брата своей Борте «К;ке», а ее младшего брата – «К;ке-жас». Оба они были сыновьями «;дай-шешена», которого при жизни прозвали «Кейінгі ;о;ырат» в честь его десятого великого предка. Казахское племя «;онырат» начинает свою родословную с седьмого по счету потомка «;дай-шешена», которого звали «На;анай». Что касается ноянов «Кете» и «Табын», то их считают своими родоначальниками одноименные «ру» (родовые общины) Младшего жуза.

Народ «Алаш» не забыл своих великих предков арийской, скифской, гуннской и тюркской эпох. Тысячи лет передаются из уст в уста, из поколения в поколение предания, кюи, дастаны об их истории и великих деяниях; тысячи лет в их честь называют степняки своих детей. Но свою родословную – «Шежіре» – казахи сохранили именно в том виде, которая соответствует заветам Чингисхана. В этом смысле эра Чингисхана у казахов до сих пор не прерывалась и продолжается. Это касается не только родов, начавших генеалогию с чингисхановских «арысовцев»-ноянов. Прямых чингизидов – «Т;ре» – среди казахов насчитывается почти полмиллиона человек, и многие из них прекрасно знают свою родословную, начиная от самого Чингисхана.

«Степная революция» Чингисхана привела к новой эре в этнологии и генеалогии всех народов Великой Степи. «Батюшка наш Чингисхан» – так именовали «Потрясателя Вселенной» основатели «Евразийской идеи» князь Трубецкой, академик Вернадский, историк;философ Лев Гумилев. Не случайно все народы бывшего СССР испытывают друг к другу на подсознательном уровне некое приязненное взаимопонимание, исходящее из общности исторических судеб – то, что Л. Гумилев назвал «межэтнической комплиментарностью».

Но не только в этом заключается суть чингисхановской «новой эры» в истории народов евразийского суперэтноса, в частности – казахской нации. Революционный характер имели и реформы Чингисхана, произведенные им с помощью Майкы;бия в лингвистике, философии, морали и праве кочевников Великой Степи. И не только кочевников: знаментитый чингисхановский принцип «убийство посла равносильно объявлению войны» стал нормой современного международного права. Новое звучание, новый смысл получили такие понятия, как «іс», «;;т», «ар» и другие, бывшие в то время формальными, утратившими глубину смысла, осколками ностратических языков Турана, но возрожденные и обогатившие категориально-понятийный аппарат казахов благодаря Чингисхану и Майкы;бию.

Был возрожден и экстраполирован с узкоплеменного на общенародный уровень древний императив: «Хан служит народу, народ подчиняется хану», означавший, что демократически избранный правитель посвящает всю свою жизнь делу служения народу, а народ, его избравший, обязан беспрекословно подиняться приказам, закону и порядку. При этом были диалектически «сняты» противоречия между властью ханов, властью родоплеменных старшин и властью биев (65), тем самым – заложены основы будущего государственного устройства казахской нации. И многое, многое другое… Но подробнее об этом – в следующей книге, во второй части «степной дилогии».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *