как узнать в каких бюро кредитных историй находится ваша кредитная история
Где моя история?
Прежде чем обращаться за кредитным отчетом узнайте в каких БКИ хранится Ваша кредитная история.
Сведения о БКИ, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, теперь доступна по адресу www.gosuslugi.ru
Услуга «Сведения о БКИ, в котором (которых) хранится кредитная история субъекта кредитной истории» доступна по адресу www.gosuslugi.ru в разделе каталога услуг «Налоги и финансы» в подразделе «Сведения о бюро кредитных историй».
Чтобы сформировать и отправить запрос от физического лица, нужны данные паспорта и СНИЛС. После этого Банк России пришлет в личный кабинет информацию о БКИ, в которых хранится кредитная история: название, адрес, номер телефона. Для получения сведений по предыдущим (недействительным) паспортам рекомендуется пользоваться другими способами получения сведений из Центрального каталога кредитных историй, с которыми можно ознакомиться на сайте Банка России в разделе «Кредитные истории».
Направить запрос в ЦККИ также можно через Объединенное Кредитное Бюро.
Стоимость услуги: 300 руб.
Для самостоятельного обращения в ЦККИ можно сделать запрос в Бюро для формирования нового и/или дополнительного кода субъекта, замены и аннулирования кода субъекта.
Код формируется самостоятельно субъектом кредитной истории при заключении кредитного договора. На сайте ЦККИ можно изменить, аннулировать код субъекта или сформировать дополнительный код субъекта кредитной истории (при наличии кода субъекта кредитной истории).
Дополнительный код субъекта кредитной истории – это действующий в течении 60 дней аналог кода субъекта кредитной истории для пользователя кредитной истории. По истечении указанного срока дополнительный код субъекта кредитной истории автоматически аннулируется. Количество дополнительных кодов субъекта кредитной истории не может превышать 128.
Субъект кредитной истории может иметь только один действующий код. Если субъект кредитной истории при заключении нового договора займа (кредита) устанавливает новый код, старый код аннулируется.
Для формирования нового и/или дополнительного кода субъекта, замены и аннулирования кода субъекта можно обратиться в любую кредитную организацию или бюро кредитных историй.
Стоимость услуги: 300 руб.
Подать запрос в Бюро на получение информации в ЦККИ на формирование нового и/или дополнительного, замену и аннулирование кода субъекта можно следующими способами:
Лично
Для подачи запроса при себе необходимо иметь:
Письмом
Запрос направляется на адрес: 115114, Москва, Шлюзовая набережная, 4, офис АО «ОКБ».
К письму необходимо приложить:
Как проверить долги по кредитам
1. Что такое кредитная история и зачем она нужна?
Если вы не помните, перед какими банками у вас есть задолженность и в каком размере, проверить это можно, изучив свою кредитную историю. Это документ, содержащий информацию о ваших кредитах и займах, индивидуальный рейтинг (при наличии), а также информацию об источниках формирования кредитной истории и о пользователях, которым выдавались кредитные отчеты.
Банки и другие кредитные организации в обязательном порядке направляют такую информацию в бюро кредитных историй (БКИ). Банки могут направлять информацию в разные БКИ. Таким образом, ваша кредитная история может храниться в нескольких бюро.
Если вы никогда не заключали договоров кредита (займа), кредитной истории у вас нет.
2. Как узнать, где хранится моя кредитная история?
Узнать, в каких бюро кредитных историй хранится информация о ваших кредитах и займах, можно:
3. Как запросить кредитную историю в бюро кредитных историй?
Получив информацию о том, в каком из бюро кредитных историй хранится ваша кредитная история, вы сможете запросить отчет по ней непосредственно у БКИ.
Процедура направления запроса может различаться в зависимости от конкретного БКИ. Как правило, это можно сделать:
Бесплатно получить кредитную историю в каждом бюро кредитных историй можно два раза в год, при этом на бумажном носителе — не чаще 1 раза в год. За последующие (в течение года) обращения БКИ вправе взимать плату.
4. Как оспорить кредитную историю?
Вы можете оспорить информацию, содержащуюся в вашей кредитной истории, подав в БКИ, в котором она хранится, заявление о внесении изменений и (или) дополнений.
В течение 30 дней со дня регистрации вашего заявления БКИ обязано провести дополнительную проверку содержащейся в кредитной истории информации, запросив ее у банка, к которому она относится.
Банк обязан в течение 14 дней со дня получения запроса БКИ, предоставить ему информацию, подтверждающую достоверность оспариваемых сведений, или исправить вашу кредитную историю. В последнем случае бюро кредитных историй обновит или аннулирует вашу кредитную историю.
О результатах рассмотрения вашего заявления бюро кредитных историй обязано в письменной форме сообщить вам по истечении 30 дней со дня его регистрации. Если вы не согласны с решением БКИ, вы можете оспорить его через суд.
5. Чем грозят задолженности по кредитам?
При неуплате кредита (займа) кредитная организация может начислить пени, прибегнуть к помощи коллекторов или обратиться в суд.
Если суд примет решение в пользу кредитной организации, на имущество, денежные средства и другие ценности, находящиеся на счетах и вкладах должника, могут наложить арест.
При злостном уклонении от погашения кредита в крупном размере (более 2,25 млн рублей) возможна уголовная ответственность. Максимальным наказанием в таком случае будет лишение свободы на срок до двух лет.
Список БКИ, где хранится кредитная история
Кредитные истории заемщиков находятся в специально созданных бюро. Они отвечают за сохранность, защиту, достоверность информации. Законом не ограничено количество БКИ, банки сами выбирают организацию для хранения данных. Поэтому, прежде чем заказывать КИ, пользователь должен узнать, в каком Бюро (одном или нескольких) она находится.
Сколько БКИ в России в 2019 году?
Сегодня в Российской Федерации официально осуществляют деятельность 12 БКИ. Информация представлена согласно размещенному на сайте ЦБ РФ государственному реестру БКИ, по состоянию на 04.10.2019 года.
Функции бюро кредитных историй
Главными функциями БКИ являются:
Для осуществления деятельности, БКИ должно иметь лицензию.
Поскольку организация является коммерческой структурой, часть услуг оказывается на платной основе.
Перечень БКИ
Основными Бюро, где хранятся более 90% всех КИ, являются следующие компании:
121069, г. Москва, Скатертный переулок, д.20, стр. 1
127006, г. Москва, ул. 1-ая Тверская-Ямская, д. 2, стр. 1
ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз»
129090, г. Москва, ул. Каланчёвская, д. 16, стр. 1
(495) 790-73-31/ (495) 967-30-91
ООО «Кредитное Бюро Русский Стандарт»
105318, г. Москва, Семеновская площадь, д. 7, корп. 1
Полный перечень размещен на сайте ЦБ РФ по ссылке.
Как получить свой список БКИ?
Для получения списка БКИ, где находится КИ конкретного заемщика, потребуется следующее:
Пользователь может лично посетить Бюро с документом, подтверждающим личность, и СНИЛС и подать заявление непосредственно в организации. Если заемщик имеет код субъекта КИ, он может обратиться за получением информации в ЦККИ (сайт www.cbr.ru).
Если заемщик делает запрос в электронном виде, перечень БКИ ему представляется по регламенту в срок до 3 рабочих дней, когда клиент лично обращается в организацию с запросом, список формируется за 1 день.
Как использовать перечень БКИ?
После того, как получен перечень БКИ, можно запрашивать информацию о кредитном рейтинге или КИ.
Способы отправки запроса:
Дополнительно клиенты могут воспользоваться платными способами: в онлайн банках, у партнеров Бюро.
Как делать запрос в БКИ на примере НБКИ:
В какой форме предоставляется кредитная история?
В зависимости от Бюро, отчет будет сформирован по-разному, но он обязательно будет содержать 4 части:
Например, в Сбербанк онлайн отчет выглядит следующим образом:
С 2019 года заказывать отчет можно 2 раза в год бесплатно, количество платных запросов не ограничено.
Что дальше делать с КИ?
При обнаружении недостоверной информации в отчете, следует срочно связываться с БКИ и банком, предоставившем недостоверные сведения. Составляется соответствующее заявление, которое Бюро обязано рассмотреть в срок до 30 дней. Если в БКИ получен отказ в изменении КИ, клиент может обратиться в суд.
Если КИ безнадежно испорчена, можно попробовать постепенно ее выправлять, получая и погашая небольшие суммы микрозаймов, кредитов.
Как часто происходит обновление КИ?
Обновление КИ происходит после каждого изменения ситуации с задолженностью: погашение, выход на просрочку, изменение условий договора и т. д. Банки в течение 5 дней обязаны передать сведения в БКИ, Бюро вносит изменения в течение 1 дня.
8 бюро, где можно бесплатно проверить кредитную историю
Бывает, что человек считает свою кредитную историю идеальной: всегда отдает долги вовремя, не обращается в микрозаймовые организации и не злоупотребляет заявками в разные банки. Но ему вдруг отказывают в новом займе — как будто совершенно без повода.
Дело может быть в обычной ошибке, которая случайно закралась в кредитную историю и теперь вызывает у банка недоверие. Проверить это и бесплатно исправить недостоверные сведения можно в бюро кредитных историй: напрямую или через посредников.
В июле 2021 года в России работают восемь БКИ. Кредитная история может быть в любом из этих бюро — только в одном или во всех сразу: каждая организация сама решает, с какими бюро сотрудничать.
Чтобы узнать, где именно хранится ваша кредитная история, нужно сделать запрос в Центральный каталог кредитных историй. Эту информацию можно получить бесплатно на портале госуслуг или за деньги в некоторых бюро.
Если вы редко берете новые кредиты, достаточно проверять кредитную историю раз в год или перед тем, как брать ипотеку. Если часто — советую проверять кредитную историю как минимум раз в полгода, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
В этой статье расскажу обо всех действующих БКИ: как получить кредитную историю, что делать с ошибками и чем еще могут быть полезны бюро
Как победить выгорание
Эквифакс
Как узнать кредитную историю. «Эквифакс» предлагает несколько способов получить кредитную историю:
Как исправить ошибки. Распечатать и заполнить заявление о внесении изменений в кредитную историю, а потом отправить скан документа на электронную почту бюро hotline@equifax.ru.
Банк одинаково работает с ошибками в обоих случаях: платная услуга просто позволяет сэкономить время на печать заявления.
Дополнительные услуги. Бюро помогает клиентам разобраться и с другими нестандартными ситуациями, связанными с кредитами и банками. Вот какие услуги «Эквифакса» могут пригодиться:
Объединенное кредитное бюро
Как исправить ошибки. Заполнить заявление и передать его в бюро: отправить скан по электронной почте на адрес sd@bki-okb.ru, направить службе поддержки через личный кабинет или принести документ в офис.
Дополнительные услуги. В бюро можно подключить специальный сервис «ОК СКор», который будет высылать уведомления об изменениях в кредитной истории. Такая услуга стоит 390 Р на месяц и 790 Р на год. Но это касается только изменений, которые поступают в «Объединенное кредитное бюро»: если клиент оставит заявку на кредит в банке, который сотрудничает с другим БКИ, уведомление не придет.
Национальное бюро кредитных историй
Как узнать кредитную историю. В этом бюро кредитный отчет можно получить несколькими способами:
Как исправить ошибки. Отправить запрос на оспаривание информации по почте или прийти в офис бюро.
Обратите внимание, что адрес для отправки корреспонденции и адрес офиса различаются. Письма и телеграммы нужно отправлять по адресу: 121069, Москва, Скатертный переулок, 20, стр. 1.
Офис находится в другом месте: Москва, Нововладыкинский проезд, 8, стр. 4 (бизнес-центр «Красивый дом»), подъезд 1, второй этаж, офис 209.
Дополнительные услуги. Можно получить сведения из ЦККИ: за 300 Р бюро сформирует список бюро, в которых хранится кредитная история клиента. В личном кабинете можно посмотреть кредитный рейтинг — это бесплатно.
Кредитное бюро «Русский Стандарт»
Как узнать кредитную историю. Бюро предоставляет кредитную историю по запросу в личном кабинете или по электронной почте — для этого понадобится подтвержденный аккаунт на госуслугах.
Еще можно обратиться в офис бюро лично. Он находится по адресу: Москва, Семеновская площадь, 7, к. 1. Заявления на получение кредитной истории принимают только по средам.
Как исправить ошибки. Можно сделать это через личный кабинет или отправить заявление по почте.
Еще за 50 Р БКИ предоставит клиенту кредитный рейтинг — то есть оценит его шансы на получение кредита. Впрочем, это ничего не гарантирует: кредиты выдает именно банк, и оценка бюро кредитных историй может не совпадать с его мнением по этому вопросу.
Столичное кредитное бюро
Как узнать кредитную историю. Это можно сделать одним из следующих способов:
Как исправить ошибки в кредитной истории. Заполнить заявление, распечатать и подписать его, а потом отправить в бюро. Каким именно способом — на сайте бюро не указано, поэтому я советую для начала отправить фото или скан заявления на электронную почту бюро info@stbureau.ru. Если нужно будет направить заявление в другом виде, сотрудники бюро об этом сообщат.
Дополнительные услуги. Бюро может отправить запрос в ЦККИ и узнать, в каких еще бюро хранится кредитная история клиента. Это бесплатно.
Восточно-Европейское кредитное бюро
Как узнать кредитную историю. В этом бюро клиенты могут выбрать один из следующих вариантов:
Сколько стоит дополнительный кредитный отчет: по запросу. Чтобы узнать стоимость, нужно позвонить по номеру +7 812 575-84-01
Как исправить ошибки. На сайте бюро не указано, как исправлять ошибки в кредитной истории. Если вы нашли недостоверные сведения, позвоните или напишите в бюро.
Дополнительные услуги. За 500 Р бюро может сделать запрос в ЦККИ и узнать, в каких бюро хранится кредитная история клиента. А за 1000 Р предоставит кредитную историю из всех этих бюро.
Межрегиональное бюро кредитных историй
Как узнать кредитную историю. Бюро предлагает клиентам стандартные способы передать запрос:
Как исправить ошибки. На сайте бюро об этом ничего не сказано. Если вы нашли ошибку, позвоните или напишите в бюро.
Дополнительные услуги. За 200 Р бюро направляет запрос в ЦККИ и предоставляет клиенту список всех бюро, в которых хранится его кредитная история.
Красноярское бюро кредитных историй
Как узнать кредитную историю. Это можно сделать только дистанционно:
Как исправить ошибки в кредитной истории. Заполнить заявление и передать его в бюро. Можно принести лично или заверить у нотариуса, а потом отправить по почте.
Кредитные истории
Запросил свою кредитную историю и увидел в ней кредит, который не брал. Что делать?
Прежде всего рекомендуем срочно направить заявление о совершенном в отношении вас мошенничестве в правоохранительные органы.
Также направьте кредитору заявление о факте мошенничества со стороны третьих лиц при заключении кредитного договора с использованием ваших персональных данных. К заявлению приложите копии документов, свидетельствующих о совершении в отношении вас мошеннических действий, и талон-уведомление из правоохранительных органов (при наличии). Документы необходимо направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если факт мошенничества будет подтвержден, то кредит могут аннулировать, а вы сможете оспорить содержание своей кредитной истории, исключив из нее недостоверную информацию. Для этого необходимо подать в бюро кредитных историй заявление о внесении изменений и/или дополнений.
Если же ситуация не разрешилась, то вы можете обратиться в суд с иском о признании кредитного договора недействительным или оспорить его, сославшись на его безденежность и доказав, что вы не получали деньги от кредитной организации.
В любом случае рекомендуем регулярно проверять свою кредитную историю. Напоминаем, что дважды в год это можно сделать бесплатно.
Источники формирования кредитной истории (в основном кредиторы, например банки) заключают договор об оказании информационных услуг с одним или несколькими бюро кредитных историй. В предусмотренные договором сроки в бюро кредитных историй передается вся имеющаяся информация, определенная статьей 4 Федерального закона «О кредитных историях» (в том числе о полной стоимости кредита или займа, суммах и сроках исполнения обязательств, сумме задолженности, погашении и т.д.)
Бюро кредитных историй обязано в течение одного рабочего дня (пяти рабочих дней в случае, если информация получена в форме документа на бумажном носителе) со дня получения сведений в соответствии с Федеральным законом «О кредитных историях» включить указанные сведения в состав соответствующей кредитной истории.
Информация о передаче сведений, определенных ст. 4 Федерального закона «О кредитных историях», о заемщике, поручителе, принципале в бюро кредитных историй должна содержаться в договоре займа (кредита), договоре поручительства, заключаемых источником формирования кредитной истории с заемщиком, поручителем, а также в банковской гарантии.
Кредитная история хранится в бюро кредитных историй в течение 10 лет со дня последнего изменения содержащейся в ней информации.
Ваша кредитная история хранится в одном из бюро кредитных историй (а может быть, и сразу в нескольких). Самый простой способ узнать, в каких именно — отправить запрос через Портал государственных услуг. Cведения о бюро кредитных историй вы найдете в разделе «Налоги и финансы». Есть и другие способы узнать об этом — через любое бюро кредитных историй, банк, отделение почтовой связи, нотариуса или сайт Банка России. В последнем случае вам нужно знать свой код субъекта кредитной истории. Подробная информация об этом доступна на официальном сайте Банка России. Получив эти сведения, можно запросить в вашем бюро кредитных историй отчет по кредитной истории. Два раза в год это можно сделать бесплатно. Обращаем внимание, что при формировании запроса через Портал государственных услуг используются реквизиты действующего паспорта гражданина Российской Федерации. Для получения сведений по предыдущим (недействительным) паспортам рекомендуется пользоваться иными вышеуказанными способами.
Если отчет по кредитной истории содержит недостоверные, неактуальные данные или опечатки, вы вправе полностью или частично оспорить эту информацию. Для этого нужно подать в бюро кредитных историй, в котором хранится эта кредитная история, заявление о внесении изменений и (или) дополнений. Бюро кредитных историй в течение 30 дней со дня получения заявления обязано провести дополнительную проверку информации, входящей в состав кредитной истории, запросив ее у источника формирования кредитной истории (кредитора). По истечении 30 дней со дня получения заявления в письменной форме бюро кредитных историй обязано сообщить субъекту кредитной истории о результатах рассмотрения заявления.
Субъект кредитной истории вправе обжаловать в судебном порядке отказ бюро кредитных историй в удовлетворении заявления о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю, а также непредставление в установленный срок письменного сообщения о результатах рассмотрения его заявления.
Можно ли исключить из кредитной истории информацию о просроченных платежах, допущенных ранее?
Нет, кредитная история хранится в бюро кредитных историй в течение 10 лет со дня последнего изменения содержащейся в ней информации. Удалить что-либо из нее нельзя.
Дополнительную информацию о кредитной истории, о том, в каких случаях она используется и что можно предпринять, чтобы ее улучшить, вы можете найти на сайте «Финансовая культура».
Может ли кредитная организация ознакомиться с кредитной историей заемщика?
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О кредитных историях» кредитная организация может ознакомиться с основной частью кредитной истории потенциального заемщика только с его согласия. Эта часть содержит сведения об обязательствах по договорам займа (кредита), поручительства, банковской гарантии и т.д.
Такое согласие может быть получено в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа согласно требованиям, содержащимся в ч. 9 ст. 6 Федерального закона «О кредитных историях».
Информационная часть кредитной истории (формируется только в отношении физических лиц) предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях выдачи займа (кредита) без согласия субъекта кредитной истории и содержит информацию о предоставлении займа (кредита) или об отказе в заключении договора займа (кредита), информацию об отсутствии двух и более платежей подряд по договору займа (кредита) в течение 120 календарных дней с даты наступления срока исполнения обязательства по договору займа (кредита), которое не исполнено заемщиком.
Как получить кредитную историю наследодателя?
Поскольку наследник не является ни субъектом, ни пользователем кредитной истории наследодателя, Центральный каталог кредитных историй не может предоставить ему сведения о бюро кредитных историй, в котором (которых) хранится кредитная история наследодателя. Это определено Федеральным законом «О кредитных историях».
На основании статьи 15 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» сведения из Центрального каталога кредитных историй и кредитную историю наследодателя в бюро кредитных историй вправе получить нотариус (с целью совершения нотариальных действий с его наследством).
Для этого нотариус сначала направляет запрос в электронной форме в Центральный каталог кредитных историй, чтобы узнать список бюро кредитных историй, в которых хранится кредитная история умершего субъекта кредитной истории, а затем обращается в бюро кредитных историй для получения кредитной истории.
Могу ли я внести в кредитную историю родственника информацию о неисполнении им уже имеющихся обязательств, чтобы ему больше не выдавали кредиты?
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона «О кредитных историях» источником формирования кредитной истории, передающим информацию о субъекте кредитной истории (например, о заемщике) в бюро кредитных историй, является, как правило, кредитор (например, банк). Состав кредитной истории также определен законом и не предусматривает каких-либо комментариев или суждений.
В настоящее время задача по информированию кредитных организаций о неисполнении заемщиками своих обязательств решается через доступ потенциальных кредиторов к информации об обслуживании кредитных договоров по ранее полученным кредитам. Эта информация может служить основанием для отказа в кредите.
Кроме того, в случае наличия в отношении физического лица вступившего в силу решения суда о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным, назначенному судом опекуну следует довести информацию об указанном решении до сведения кредитора, который передает ее в бюро кредитных историй для включения в основную часть кредитной истории.
Формируется ли кредитная история у поручителя, принципала по кредиту?
Федеральным законом от 28.06.2014 № «О внесении изменений в Федеральный закон „О кредитных историях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.03.2015 к субъектам кредитной истории (помимо физических или юридических лиц, являющихся заемщиками по договору займа (кредита) отнесены поручители и принципалы, в отношении которых выданы банковские гарантии.
Соответственно, источники формирования кредитной истории обязаны передавать в бюро кредитных историй информацию по договорам поручительства и гарантий, заключенным с 01.03.2015.
В случае своевременного выполнения заемщиком своих обязательств по договору займа (кредита) в основную часть кредитной истории поручителя или принципала включаются сведения об объеме обеспечиваемого обязательства, сумме и сроке поручительства (гарантии).
С даты возникновения у поручителя обязанности исполнить обязательства заемщика по договору займа (кредита) основная часть кредитной истории в отношении субъекта кредитной истории — поручителя начинает формироваться в полном объеме, включая остальные сведения, входящие в состав основной части кредитной истории.
Может ли банк брать плату за оказание услуги субъекту кредитной истории по изменению, аннулированию кода субъекта кредитной истории, формированию дополнительного кода субъекта кредитной истории, услуги по направлению в Центральный каталог кредитных историй запросов субъектов и пользователей кредитных историй?
В соответствии с Федеральным законом «О кредитных историях» Центральный каталог кредитных историй предоставляет информацию на безвозмездной основе. Однако законом и нормативными актами Банка России вопрос платности (бесплатности) услуг кредитной организации при направлении запросов в Центральный каталог кредитных историй не регулируется, банки принимают по нему решение самостоятельно.
Что делать, если бюро кредитных историй отказывается бесплатно предоставить отчет по моей кредитной истории?
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О кредитных историях» субъект кредитной истории вправе в каждом бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история о нем, два раза в год (но не более одного раза на бумажном носителе) бесплатно и любое количество раз за плату без указания причин получить кредитный отчет по своей кредитной истории, включая индивидуальный рейтинг субъекта кредитной истории (при наличии), в том числе накопленную информацию об источниках формирования кредитной истории (кредиторах) и пользователях кредитной истории, которым выдавались кредитные отчеты.
В случае если бюро кредитных историй отказывает вам в бесплатном получении кредитного отчета, вы можете обратиться с соответствующей жалобой в Банк России.
Что следует предпринять заемщику, если он забыл код субъекта кредитной истории?
Согласно ч. 4.1 ст. 5 Федерального закона «О кредитных историях» субъект кредитной истории не обязан указывать код субъекта кредитной истории, заменять его или формировать новый, если на момент заключения договора займа (кредита) его кредитная история находится в каком-либо бюро кредитных историй.
В соответствии с ч. 4.3 ст. 5 Федерального закона «О кредитных историях» и пунктом 2.8 Указания Банка России от 31.08.2005 № «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения на официальный сайт Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» субъект кредитной истории в случае если он не сформировал код субъекта кредитной истории ранее или в случае утраты им информации о коде субъекта кредитной истории вправе обратиться в любую кредитную организацию или в любое бюро кредитных историй для формирования нового кода субъекта кредитной истории.
Я получил кредит до вступления в силу Федерального закона «О кредитных историях». Могу ли я запросить в Банке России (Центральном каталоге кредитных историй) информацию о бюро кредитных историй, в котором (которых) хранится моя кредитная история по этому договору?
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О кредитных историях» источники формирования кредитных историй обязаны представлять в бюро кредитных историй информацию о договорах займа (кредита), заключенных до вступления в силу этого закона, при наличии письменного указания (согласия) соответствующего заемщика на передачу такой информации.
Если заемщик дал согласие, кредитор передал информацию в бюро кредитных историй, а бюро кредитных историй, в свою очередь, передало необходимую информацию в Центральный каталог кредитных историй, то такая информация может быть предоставлена.
Правомерно ли требование бюро кредитных историй о нотариальном или почтовом заверении подписи субъекта кредитной истории при его обращении за кредитным отчетом?
Да. Согласно статье 3 Федерального закона «О кредитных историях» бюро кредитных историй является коммерческой организацией и оказывает услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.
В соответствии с п. 3 ст. 6 этого закона физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, имеют право на получение кредитных отчетов только в случае, если они являются субъектами кредитных историй, по которым запрашиваются кредитные отчеты.
Требование бюро кредитных историй о нотариальном или почтовом удостоверении подписи субъекта кредитной истории на запросе, оформленном в письменной форме, направлено на защиту прав и законных интересов субъектов кредитных историй и предотвращение возможных правонарушений (прежде всего получения сведений, составляющих кредитную историю, лицом, не имеющим права на получение таких сведений). Чтобы соблюсти это требование бюро кредитных историй должно идентифицировать того, кто запрашивает отчет.
Бюро кредитных историй и его должностные лица несут ответственность за неправомерное разглашение и незаконное использование получаемой информации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Если у субъекта кредитной истории нет возможности обратиться лично в бюро кредитных историй для получения кредитного отчета, существуют иные возможности направления запроса при условии подтверждения (идентификации) личности субъекта кредитной истории.
Можно ли получить ответ от Центрального каталога кредитных историй о бюро кредитных историй, в котором(ых) хранится кредитная история заемщика, в письменном виде в случае удостоверения личности у нотариуса?
Нет. Согласно ст. 13 Федерального закона «О кредитных историях», субъекты кредитных историй, пользователи кредитных историй и финансовые управляющие направляют запросы о представлении информации о бюро кредитных историй, в которых хранится кредитная история субъекта кредитной истории, в Центральный каталог кредитных историй в виде электронного сообщения в порядке, установленном Банком России.
Запросы в виде электронных сообщений, поступающие в Центральный каталог кредитных историй, обрабатываются ежедневно в автоматическом режиме. Ответы направляются в виде электронного сообщения.
Как направить запрос в Центральный каталог кредитных историй через нотариуса?
Порядок направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом и пользователем кредитной истории через нотариуса регламентирован Указанием Банка России от 29.06.2015 № «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством передачи запроса через нотариуса».
Нотариус направляет запрос субъекта кредитной истории (пользователя кредитной истории, финансового управляющего) на получение сведений из Центрального каталога кредитных историй на адрес электронной почты Федеральной нотариальной палаты. Порядок передачи такого запроса и получения ответа Центрального каталога кредитных историй устанавливается Федеральной нотариальной палатой.
После получения ответа Центрального каталога кредитных историй из Федеральной нотариальной палаты нотариус проинформирует вас о наличии ответа не позднее следующего рабочего дня нотариуса. Подробная информация о порядке направления запроса размещена на официальном сайте Банка России.
Запрос направляется в Центральный каталог кредитных историй без использования кода субъекта кредитной истории через отделения почтовой связи (отделения электросвязи), в которых оказываются услуги телеграфной связи в соответствии с приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 11.09.2007 № 108 «Об утверждении требований к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм» по условному адресу «Москва ЦККИ».
В составе запроса субъекта кредитной истории — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, необходимо указать следующий перечень реквизитов:
Телеграмма, содержащая запрос субъекта кредитной истории — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, подписывается им лично в присутствии оператора связи. Оператор проверяет соответствие информации, указанной субъектом кредитной истории, предъявленному документу, удостоверяющему личность субъекта кредитной истории, и делает заверяющую надпись, например: «Собственноручную подпись, данные паспорта Смирнова Михаила Викторовича удостоверяю. Начальник 26 отделения связи Иванова».
В составе запроса субъекта кредитной истории — юридического лица необходимо указать следующий перечень реквизитов:
Полный перечень необходимых документов для идентификации лица, запрашивающего сведения о бюро кредитных историй, приведен на официальном сайте Банка России;.
Телеграмма, содержащая запрос субъекта кредитной истории — юридического лица, должна быть подписана должностным лицом организации и заверена печатью организации. Вместе с телеграммой податель — юридическое лицо предъявляет оригиналы (или нотариально заверенные копии) документов о едином государственном регистрационном номере юридического лица и об идентификационном номере налогоплательщика. Оператор сверяет данные этих документов с указанными в тексте телеграммы-запроса и производит заверяющую надпись, подтверждающую факт государственной регистрации юридического лица в Регистрационной палате и присвоения ему Идентификационного номера налогоплательщика, например: «Факт регистрации ОАО Информатика в Регистрационной палате Москвы за № 102773959981 и присвоения ему Идентификационного номера налогоплательщика 774355555 удостоверяю. Оператор 12 отделения связи Петрова».
При направлении запроса телеграммой все перечисленные выше реквизиты обязательно должны быть указаны! Все данные запроса приводятся в тексте телеграммы с новой строки.
Ответ из Центрального каталога кредитных историй направляется на адрес электронной почты, указанный субъектом кредитной истории в телеграмме.
В случае если ответ Центрального каталога кредитных историй на телеграмму не поступил в течение трех рабочих дней, можно обратиться в Интернет-приемную Банка России. В своем обращении необходимо указать дату направления телеграммы в Центральный каталог кредитных историй, Ф.И.О. (для физического лица) или наименование (для юридического лица), а также адрес электронной почты, указанные в телеграмме.