как узнать вагон с кондиционером
Кондиционеры в вагонах
Кондиционеры устанавливают во всех современных поездах с целью охлаждения воздуха. Однако, если вагон старого образца, системы охлаждения может и не оказаться.
Стоит отметить, что кондиционеры в вагонах функционируют только в летний период. При этом они включены лишь во время движения поезда. Когда состав останавливается, кондиционеры отключаются – такова техническая особенность. Перед отправлением поезда системы охлаждения воздуха включают за 30 минут.
Стоит отметить, что в вагонах с кондиционером окна, как правило, не открывают. Поэтому, если есть привычка проветривать помещение, стоит выбирать вагон без кондиционера.
Как купить билет в вагон с кондиционером?
Кондиционерами оборудованы вагоны только определенных классов, которые обозначаются цифрой и буквой. Чтобы не ошибиться при покупке билета, стоит знать, в вагонах какого класса точно установлены системы охлаждения воздуха:
Кроме того, все новые и фирменные составы (например, «Стриж», «Сапсан», «Ласточка») также оборудованы кондиционерами.
Не предусмотрены системы охлаждения в вагонах следующих классов:
Где в вагоне расположен кондиционер?
В купейных вагонах кондиционер находится в каждом отделении, в плацкарте может находиться либо в каждом отсеке, либо только в проходе возле купе проводника. Оборудование вовсе не похоже на привычный кондиционер. Как правило, находится в потолке и имеет форму квадрата или прямоугольника.
Как выключить кондиционер?
Отключить кондиционер самостоятельно невозможно. Поэтому, если сильно дует, или воздух стал слишком холодным, можно попросить проводника выключить охлаждение. При этом нужно помнить, что выключить кондиционер в одном купе не получится – отключится кондиционирование всего вагона, и вскоре может стать очень душно. В связи с этим рекомендуется не отключать кондиционер, а временно прикрыть его только в своем купе.
Режимы охлаждения воздуха
Температура в вагоне поддерживается согласно санитарным правилам. В летний сезон она не должна превышать 26, а в остальные периоды 24 градусов. Чтобы пассажиры могли отслеживать соответствие санитарным нормам, в коридорах установлены термометры. Если температурный показатель не соответствует нормам, можно потребовать перевода в другой вагон.
Стоит отметить, что если в вагоне не предусмотрен кондиционер, контроль температуры не проводится. Однако если пассажир чувствует недомогание из-за жары и духоты, он опять же может попросить перевести его на другое место.
Кондиционеры в поездах РЖД
Кондиционеры устанавливают в поездах, чтобы охлаждать воздух в вагонах. Все современные вагоны сразу оборудуют кондиционерами, а вот если вы едете в более старом составе, кондиционера может и не быть.
Кондиционеры работают только летом. В большинстве поездов кондиционер работает только во время движения, а пока поезд стоит, отключается — это техническая особенность.
Кондиционер включают за 30 минут до отправления поезда.
Учтите, что, если вагон оборудован кондиционером, то обычно в нём не открываются окна. Если предпочитаете проветривать купе, лучше искать поезда с вагонами без кондиционеров.
Как выбрать поезд и вагон с кондиционером
Кондиционеры устанавливают в вагонах определённых классов обслуживания. Класс вагона обозначается цифрой и буквой, например, «3Б». Он указан в результатах поиска, так что вы можете определиться с выбором до покупки билета:
О классах обслуживания вагонов вы можете подробнее прочитать в нашей статье.
Кондиционеры есть в вагонах следующих классов:
Если вы едете на фирменном поезде, у которого есть название (например, «Волга», «Лев Толстой»), то можете быть уверены — кондиционер в купе или плацкарте будет.
Также кондиционеры есть во всех поездах новых типов — «Ласточка», «Стриж», «Сапсан» и все двухэтажные поезда.
Нет кондиционеров в вагонах следующих типов:
Где в поезде находится кондиционер
Кондиционер в современных вагонах находится в каждом отсеке. Он выглядит не как привычное нам устройство в квартире или офисе: кондиционер в поезде — это квадрат или прямоугольник в потолке с круглыми отверстиями для вентиляции.
В плацкарте
Часто кондиционер расположен в одном конце поезда, рядом с купе проводника. В современных вагонах вентиляционные отверстия для кондиционера могут быть расположены в каждом отсеке.
В купе
Если в вагоне вашего типа кондиционеры есть в купе, то ищите вентиляционное отверстие под потолком. Оно должно быть в каждом купе.
Как выключить кондиционер
Если вам сильно дует от кондиционера или температура в вагоне слишком низкая, можно попросить проводника выключить кондиционер. Самостоятельно сделать это невозможно.
Учтите, что кондиционер работает централизованно на весь вагон, и отключить его в отдельном купе или отсеке невозможно. Так что, прося проводника выключить кондиционер, вы лишите проветривания целый вагон. А поскольку окна в вагонах с кондиционером обычно не открываются, очень скоро может стать душно и жарко. Опытные пассажиры советуют при дискомфорте закрывать бумагой или ещё чем-то кондиционер в своём купе, а не отключать его во всём вагоне.
В пассажирских вагонах класса «Люкс» и 1-го класса в каждом купе должны быть установлены кондиционеры с регулировкой. Температуру можно устанавливать самостоятельно в диапазоне от +18 до +28 °С.
Режим работы кондиционера
Температурный режим в вагонах с кондиционером регулируется документом «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» (СП 2.5.1198-03). Согласно этому документу, в летнее время температура в вагоне должна составлять +22…+26°С, а зимой и в переходные периоды — +20…+24°С.
В коридоре обычно установлен термометр, так что вы можете самостоятельно проверить уровень температуры в вагоне. Если температура выше нормы, вы имеете право потребовать у проводника перевода в другое купе или в соседний вагон. Если в поезде есть свободные места, проводник обязан вас перевести.
Учтите, что, если вагон не оборудован кондиционером, максимально допустимая температура не нормирована. Но и в этом случае, если вы плохо себя чувствуете от жары и духоты, вы имеете право просить перевести вас в другой вагон, возможно, даже с кондиционером. Если места есть, проводник, вероятнее всего, пойдёт вам навстречу.
О наличии кондиционеров в метро пассажиры узнают по наклейкам в вагонах
Наклейки с информацией о наличии или отсутствии кондиционеров в поездах появятся в вагонах столичной подземки. Благодаря этому пассажиры будут знать, можно ли открывать форточки в вагонах, а системы кондиционирования в подвижном составе будут реже ломаться.
Ранее информация о системе климат-контроля была доступна только на электронных табло внутри некоторых составов. Теперь в вагонах можно будет увидеть пиктограммы-наклейки с надписями «Этот вагон оборудован кондиционером» или «Этот вагон не оборудован кондиционером».
Сейчас системы климат-контроля установлены в 1497 вагонов. Из них 1192 относятся к серии 81-760/761/763 — самому современному типу подвижного состава в московском метро. Эти поезда курсируют на Таганско-Краснопресненской, Калининской и Серпуховско-Тимирязевской ветках. Остальные 305 вагонов относятся к серии 81-740.4/741.4 «Русич» и ходят на Арбатско-Покровской, Бутовской и Кольцевой линиях.
Вагоны типа Еж3 и 81-717/714, самые распространённые в Москве, оборудованы системой естественной приточно-вытяжной вентиляции, а в вагонах типов 81-720/721 «Яуза» и 81-740.1/741.1 «Русич» — в модификации с меньшим количеством дверей — применяется принудительная вентиляция. Пассажирам этих поездов при повышении температуры нужно открывать форточки.
«Для комфортного проезда пассажиров важно, чтобы в вагонах метро сохранялся благоприятный микроклимат. Однако не все поезда оборудованы кондиционерами, которые помогают поддерживать оптимальную температуру при любых условиях, так как в вагонах старого типа невозможно установить системы климат-контроля. Вскоре мы планируем пополнить вагонный парк составами нового поколения, каждый из которых обязательно будет оборудован системой кондиционирования. Пока же информационные плакаты и наклейки призваны напомнить пассажирам, что в вагонах с естественной вентиляцией при необходимости можно самостоятельно регулировать температуру воздуха с помощью форточек», — сообщил начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов.
С 2017 года на одну из самых загруженных линий — Таганско-Краснопресненскую — будут поставлять вагоны 765-й серии «Москва» с улучшенными системами кондиционирования и обеззараживания воздуха. За три года она получит 768 новейших вагонов. Они будут ещё совершеннее — со сквозным проходом по всей длине поезда, автоматическим подъёмом части пассажирских сидений в часы пик, широким дверным проёмом, улучшенным салоном, местами для маломобильных пассажиров, поручнями с тёплым покрытием, современными системами информирования, вентиляции, обеззараживания воздуха и освещения. Эти вагоны снабжены сенсорными информационными мониторами и интерактивными картами, с помощью которых можно найти нужные станции, проложить маршрут и рассчитать время в пути. Видеокамеры будут запоминать не только лицо того, кто звонит машинисту, но и окружающую обстановку. Салон оборудуют светодиодными светильниками с настраиваемой цветовой температурой. Кроме того, такие поезда вмещают на 15 процентов больше пассажиров, чем вагоны 760-й серии.
Электропоезд нового поколения «Москва», который не имеет аналогов в России и СНГ, метрополитен представит в День города. Два вагона 765-й серии можно будет увидеть возле арки главного входа ВДНХ с 9 по 11 сентября.
Классы вагонов поездов
При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.
Детали зависят от перевозчика — каждый из них подразумевает под классом вагона свои нюансы. Большинство российских поездов формируются «Федеральной пассажирской компанией» (ОАО «ФПК»), к тому же в общем и целом принципы совпадают. Поэтому ниже маркировка вагонов пояснена по нормам ФПК с отдельными дополнениями от других перевозчиков.
Поезда «Сапсан»
Все вагоны кондиционируются.
Поезда «Стриж»
Во всех вагонах есть кондиционер и питьевая вода (бесплатно). Работают биотуалеты, видеомониторы, поезд сопровождает охрана. Во всех вагонах есть индивидуальные розетки — под креслами или в купе
Общий вагон
Сидячий вагон
Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.
Плацкартные вагоны
Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.
Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.
Люкс (СВ)
Мягкий вагон
Это также вагоны 1 класса, но более комфортные, чем вагоны класса люкс. Двухместные купе, 8–12 мест на вагон.
Вагоны РИЦ
В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.
Информация носит справочный характер. При необходимости уточните её у перевозчика.
Как при покупке билетов на поезд узнать о наличии в вагоне кондиционера?
Как узнать, покупая билеты через интернет, что вагон «без удобств»?
Вся нужная информация по оснащённости вашего вагона указана уже на этапе выбора поезда. Обратите внимания на значки справа от номера вагона. Там есть значки есть ли биотуалет, кондиционер, можно ли проводить с собой животных. Если значок перечеркнут красными линиями, то такой услуги нет. Все просто и даже не надо разбираться в разных расшифровках, типа 2к, 2Л и других. Это на самом сайте РЖД. Очень удобно сделано. Если подвести мышку к значку, то увидите что он означает. И да в одном поезде могут быть как плацкартные, так и купейные вагоны с разным набором услуг. И даже купе может встретиться без кондиционера. Прилагаю фото для удобства
При покупке железнодорожного билета любой перевозчик обязан указывать класс билета, классификация классов принята едиными нормами для всех компаний перевозчиков.
Это сочетание букв и цифр.
Кроме визуального пояснения в виде значков о наличии или отсутствии тех или иных услуг и удобств, которые указаны при покупке электронных билетов, можно найти рядом со своим местом в билете указание класса.
А за расшифровкой набора услуг, соответствующих данному классу вагона можно обратиться к такой табличке:
Как видим, кондиционеры есть не только в вагонах класса люкс или СВ или в купейных, но и в плацкартных вагонах и вагонах только для сидения.
Просто для разного набора удобств существуют разные обозначения.
Например, кондиционеры будут в плацкартных вагонах с обозначением 3А, 3Э, 3Д и прочих.
Как уже объяснили, можно сразу же узнать, что имеет каждый поезд и вагон и место, и глядя на значки вагонов у поездов, которые есть подробно в сети, сопоставить свой билет с местом и проверить.
Возможно, обратный билет был на другой поезд, который дороже, поэтому сумма у него за вагон без удобств такая же, как в другом с удобствами.
Или ехали в сезон, так что цена за обратный билет домой держалась на уровне того билета, по которому поехали вперед, и удобствами.
Или билет первый был уже дешевле, потому что отказной, его уже сдали, может, и не один раз.
Бывают и сбои, это ж интернет.
Поэтому стоит проверять и уточнять, мало ли ошибся в значках сам ресурс, где брали билеты, нарочно или случайно.