как узнать версию elm
Как узнать версию elm
Краткое описание:
Быстро определить поддельный или подлинный ELM327 Bluetooth / Wi-Fi адаптер
Описание:
Данное приложение разработано для определения настоящей версии вашего ELM327 адаптера, т.к. множество китайских клонов данного устройства часто заявляют о неверной совместимости.
1 – подключите Ваш ELM327 адаптер (к диагностическому разъему Вашего автомобиля или же просто к источнику питания).
2 – выполните сопряжение устройств Вашего ELM327 по Bluetooth или подключите его по Wi-Fi к устройству на ОС Android.
3 – Запустите приложение и нажмите на кнопку СОЕДИНИТЬСЯ, выберите тип соединения и при необходимости выберите сопряженный по Bluetooth адаптер ELM327.
4 – После успешного соединения сразу же начнется сканирование адаптера.
5 – Дождитесь окончания сканирования, и в конце на экране будут отображены команды и версии адаптеров, которые должны поддерживаться.
6 – Нажмите РЕЗУЛЬТАТ для детального просмотра отчета сканирования. Здесь Вы можете сохранить отчет на карту памяти.
7 – Вы можете нажать ПЕРЕСКАНИРОВАТЬ, если хотите проверить адаптер еще раз.
ВАЖНО: поддельный адаптер не обязательно должен не работать с Вашим автомобилем или приложением.
Если Вы заинтересованы в переводе приложения на другие языки, отправьте мне email и я вышлю Вам данные, необходимые для перевода.
Спасибо переводчикам:
Русский: obd24.ru
Требуется Android: 2.3+
Русский интерфейс: Да
1.6.12
— added portuguese[Portugal] translation (thanks to Daniel Nunes)
— added lithuanian translation (thanks to Shapras)
— little corrections to persian translation
1.6.11
— added persian language (thanks to Bobak)
1.5.10
— added serbian language (thanks to SkyShop Team)
1.5.9
— added arabic language (thanks to MaiThamDobais)
v1.5.8
— introduced six new commands for new official ELM327 firmware v2.2
— error correction
Проверка elm327
Ваш адаптер перестал подключаться к авто или не включается вовсе, проверьте его на работоспособность. Далее мы поговорим о способах проверки ELM327.
Проверка elm327 электронным тестером
Смотрим наличие перемычки между четвертым и пятым контактом.
Проверяем напряжение на ELM327. Для этого подключаем массу на 4 или 5-тый контакт, подаем +12В на 16-тый контакт и подаем питание.
Подключаемся к 7-му контакту K-line, на нем должно быть 11В.
Проверяем 15-ый контакт L-line, те же 11В
Замеряем 6-ой и 14-тый контакт Can — линию, в норме 2,5В
Проверка версии адаптера ELM327
Существует множество программ, с помощью которых можно определить версию адаптера ELM327, одна из ELM327 Identifier. Программа работает с адаптерами ELM327 Bluetooth и Wi-fi версий. Программа посылает адаптеру AT команды и в зависимости от ответа распознает его версию. Для проверки версии сканера ELM327 необходимо провести несложные манипуляции:
Обратите внимание — версия 1.5 в программе ELM327 Identifier отсутствует, так как официально этой версии не существует, ориентируйтесь на 1.4b
Перед приобретением адаптера ELM327 например в Китае, уточните у продавца версию чипа, покупайте автосканер с чипом PIC18F25k80 версии 1.5. Такой адаптер успешно пройдет проверку программой и будет работать на многих марках авто.
Что касается адаптеров ELM327 v2.1 версии, то большинство из них работают не со всеми протоколами авто, а значит могут прочитать не все модели автомобилей.
Работа по CAN линии часто происходит с ошибками и внезапными отключениями. Это происходит от того, что Китайские изготовители устанавливают недорогой чип, который не работает с прошивкой адаптера.
Автосканеры версии V2.1 не читают команды для связи с блоком управления авто, связи с чем происходят постоянные сбои в работе.
Проверить автосканер ELM327 можно при помощи отправки ему AT команд. Таким образом вы узнаете все ли команды понимает ваш сканер. Это необходимо сделать, т.к. многие приложения чувствительны к набору команд. Приложение ELM327 Identifier помогает провести такую проверку быстро и в автоматическом режиме.
Проверка пробега с помощью ELM327
В современных авто внедренно много электронных систем управления. Во многих из этих модулей внедрены функции регистрации пробега. С помощью автосканера ELM327 и различных прилодений можно проверить был ли скручен пробег. Проверку пробега с помощью ELM327 можно провести слудующи образом:
Подключаем адаптер к диагностическому разъему OBD2 авто.
Производим соединение адаптера с программой.
Считываем реальный пробег автомобиля, который записан в ЭБУ.
Данные о пробеге могут быть записаны не только в блоке управления или одометре. Информация может находиться в блоке торможения, блоке управления раздаткой и КПП и т. д.
Чем старше авто, тем меньше в ней блоков управления,соответственно меньше вероятность проверки пробега автосканером ELM327.
ELM327 как отличить версию 2.1 и версию 1.5 визуально
Продолжаю о адаптерах.
Дабы показать визуально отличие данных адаптеров запилил видео на ютюбпомойку. Может так будет более понятно.
Комментарии 41
Доброго времени! Большое спасибо за пост. Так уже и заказал по ссылке!)
Такой вопрос.
Этот Елм тянет аккумулятор, находясь в разъёме на постоянке?
да но незначительно.
Вот как. В морозное зимнее утро без заряда надеюсь не оставит?))) Разъём находится под съёмной панелью на клипсах. Да и дергать его туда сюда как то не особо хотелось бы.
Сейчас же и прочту ) спасибо )
скинь ссылку на адаптер с чипом PIC18F25K80, от куда сам брал?!
а в том и дело что это адаптер без чипа PIC18F25K80 даже если это и типа 1.5 версия. Вскройте его посмотрите на каком он чипе. под наклейкой винты
тоесть он пойдет на машинах как ты сказал после 2009 года?
самый прикол что блютуз его видит но не конектится(
ну все верно. блютуз не на что не влияет. адаптер состоит из 2 частей. OBD2 интерфейс и Блютуз передатчик.
Вот ОБД2 интерфейс и сделан на разных чипах. Если знакомы с кабелями для мобилок или ГБО то их тоже собирали на разных чипах FT232RL и PL2303 как бы и то и то интерфейс USB TTL но работают то по разному.
тоесть что он(адаптер) не конектится к телефону это нормально?
меняю вылазиет тип пароль ввести я ввожу и все на этом, окно убирается и все.
тоесть что он(адаптер) не конектится к телефону это нормально?
да, появляется, но значек блютуза когда конект есть с другим телефоном иконку меняет в шапке экрана а тут не меняет.
про китайский елм327, его выбор и проверку.
статья не моя, взята на сайте ABW бай автор Сергей БЕСАРАБ aka stean www.facebook.com/steanlab
Итак, началось все с того, что в 2004 году Европейский союз принуждает всех производителей дизелей, проданных в ЕС, интегрировать в свои авто поддержку протокола OBD II. С этого момента и начинается его победное шествие по рядам автолюбителей (или шествие автолюбителей по рядам автосервисов). Но по-настоящему народной поддержка протокола стала в 2005 году, когда канадская компания ELM Electronics [1] разработала на базе 8-битного микроконтроллера Microchip PIC18F2480 устройство, способное преобразовывать ряд протоколов, используемых в диагностических шинах автомобилей, в стандартный последовательный протокол RS-232 (наш любимый COM-портик).
Помимо версии 327 компания выпускает и другие модификации. Отличие — в количестве поддерживаемых протоколов, которое для 327 является максимальным: SAE J1850-PWM/VPW, ISO 9141-2 (K-Line), ISO 14230-4 (KWP), ISO 15765-4 (CAN), SAE J2411, SAE J1939. Стоимость микросхемы с оригинальной прошивкой варьируется от 15 до 20$. Чистый PIC18F2480 вообще стоит пару долларов.
Устройство назвали ELM327 и в первой версии забыли напрочь, что нужно при программировании контроллера выставить правильные фьюзы и защитить прошивку от чтения и тиражирования. Китайский брат сразу же этим воспользовался и наводнил рынок дешевыми (микроконтроллер и обвес ELM327 намного дешевле канадского устройства) копиями известного продукта. Первые «клоны» появились в 2007 году и к 2010-му оформились в так называемую «версию 1.5», которая триумфально распространилась по миру.
Китайская версия 1.5 полностью копировала оригинальную 1.4b и, нужно сказать, работала весьма неплохо. К месту подоспела и компания Microchip, предложив более дешевую и функциональную замену оригинального PIC18F2480 — PIC18F25K80, которую китайские инженеры массово и внедрили. Притом оригинальные канадские ELM327 до сих пор используют PIC18F2480.
Все бы хорошо, но китайский радиопром решил пойти дальше и обогнать пассивных канадцев. Выразилось это в желании собирать адаптеры на собственной элементной базе. В итоге рынок был наводнен множеством сомнительных решений (STM32F042, BK3231Q, 25K80 QBD327, STM8 и т.д.). Спаять-то спаяли, а вот с прошивкой пошло не все так гладко, как хотелось бы.
На остатках обрезанных прошивок возникла китайская версия 2.1, не имеющая абсолютно никакого отношения к изначальным канадским устройствам. Главный недостаток таких устройств — урезанный функционал и отсутствие поддержки большинства диагностических протоколов. Притом узнать, что конкретно отсутствует, очень тяжело. В большинстве случаев нет поддержки протокола J1850, как минимум ухудшена работа по протоколам ISO 14230/ISO 9141. Выражается это в невозможности подключения к бортовому компьютеру, в отсутствии обработки команд для индивидуального программирования параметров адаптера. Такие адаптеры напрочь отказываются работать с автомобилями, выпущенными в начале 2000-х годов, и не распознаются специализированным диагностическим ПО. Стоит отметить, что владельцы новых машин зачастую рапортуют об успешной работе версий 2.1 на новых авто при подключении по шине CAN и c использованием стандартных OBD II протоколов. Сами китайцы ссылаются на то, что «просто нужно использовать универсальные программы». Действительно, бывают случаи, когда даже версии 2.1 достаточно для просмотра базовых параметров и сброса некоторых ошибок. Но все это — игра в рулетку, и многие благодаря невысокой стоимости версии 2.1 играют неоднократно. Попадаются очень редкие экземпляры, которые поддерживают работу как по шине CAN, так и по шине K-Line.
Но лучше версии 1.5 может быть только версия 1.5. Поэтому каждый автовладелец, заинтересовавшийся самостоятельной диагностикой авто, должен ориентироваться на два ключевых параметра: version 1.5 и PIC18F25K80.
Как уже говорилось, изначально копии были не хуже оригинала, даже все детали были распаяны на местах. Но, как говорил Гераклит, «все течет, все меняется» (а во так по-ихнему: πάντα ρεῖ καὶ οὐδὲν μένει), а значит, и китаец захотел прибыль побольше, а денег вложить меньше. Отбросил ненужные, на его взгляд, протоколы, детали, строчки кода и т.п. Зато теперь Вася из гаражного кооператива может и себе, и друзьям на новый год купить 25 штук OBD mini Bluetooth. И выкинуть через пару дней, так как «не работает» и т.п.
В один прекрасный день и вашему покорному слуге вдруг понадобилось в полевых условиях диагностировать ошибки автомобиля. Хочешь не хочешь, придется разбираться. Благо товарищ принес нерабочую такую штучку с синей кнопкой «на запчасти». Грех было не разобрать, не попробовать починить. Но, начав читать, понял, что чинить не надо, — «надо правильная штучка покупать». Итак, с водой закончили, переходим к матчасти. В «синей кнопке» (см. картинку) был, мягко говоря, далеко не PIC18F2480, а «солянка» из BK3231Q + MCP2515 + TJA1040.
Ремонтировать, допаивать там что-то можно было, но в итоге приборчик бы все равно ничего толкового не показал. Набор команд там все равно обрезанный. Поковырявшись, я для себя установил некоторые правила, с помощью которых можно подобрать правильный (насколько это возможно) «клон» ELM327.
Сразу стоит определиться с понятиями и рассказать, что конструктивно все адаптеры интерпретируют диагностические сообщения и передают их по последовательному интерфейсу пользователя. Принимать эти данные можно либо по беспроводным Bluetooth/Wi-Fi, либо по USB. Если все, что вы планируете делать с помощью адаптера, — это иногда просматривать ошибки на смартфоне, то вам вполне хватит беспроводного адаптера. Если же планируется еще и что-то перепрошивать, желательно обзавестись версией USB. Менять скорость адаптера с Bluetooth нельзя (она фиксирована и составляет 38400), поэтому можно только читать диагностические сообщения и конфигурировать модули (с некоторым ограничением). Помимо невозможности увеличения скорости обмена присутствует и такая проблема, как нестабильность пинга. Время прохождения данных плавает, задержки могут достигать критических значений, при которых модуль выходит из режима программирования. Поэтому большие объемы данных передать через Bluetooth не представляется возможным. Только USB или переделка Bluetooth на USB. Из всего множества адаптеров USB очень желательно покупать с драйвером USB на
чипе FTDI. Он будет работать на скорости 500 кбит/с. Есть упоминания о том, что хорошо тянут скорость и адаптеры на чипах Prolific.
В общем, возвращаемся к покупке. Есть два возможных варианта: покупка «у китайцев» (время терпит) или покупка на у нас в интернет-магазинах (нужно срочно).
Для первого варианта алгоритм следующий:
1. Ищем устройства по ключевым словам «ELM327 OBD PIC18F25K80» (для Bluetooth) или «ELM327 OBD PIC18F2480 FTDI» (для USB). Присматриваемся к продукции фирмы VGATE (но проверяем по методике ниже). В большинстве случаев будет достаточно беспроводного адаптера, но есть автомобили вроде Ford, которым для перепрошивки, например, нужны высокие скорости (>500 кбод), доступные только через протокол USB (а микросхема FTDI232 — стандарт качества для преобразователей USB-RS232, хотя последнее время хвалят и Prolific).
2. Важно, что корпуса хороших и плохих адаптеров внешне выглядят полностью идентично, поэтому необходимо смотреть на внутреннее устройство. Среди найденных объектов отбраковываем те, у которых нет фотографий внутренностей (продавец отказывается предоставить) или на фото плата не видна, маркировка микросхемы/компонентов или микроконтроллер залит компаундом — так называемая «капля», или «сопля» (см. фото). Внутри, скорее всего, какая-то бескорпусная STM.
3. В случае если удалось найти устройство на PIC18F25K80, смотрим, на какую частоту установлен кварцевый резонатор (обведен красным на картинке ниже). Там должна фигурировать цифра 4 (ни 8, ни 16, ни т.п.).
Кварцевый резонатор на 4 МГц
ELM могут быть как в одноплатном оформлении (как на рисунке выше), так и в виде двух плат (рисунок ниже). Принципиальной разницы нет. Мне больше нравится двухплатное исполнение — лучше теплообмен у компонентов.
Двухплатное исполнение с кварцем на 4 МГц
4. В принципе, с осмотром картинок закончено. Теперь остается задать продавцу пару вопросов, на основании которых в случае чего можно будет открыть диспут и вернуть деньги.
В случае утвердительных ответов по всем пунктам заказываем и ждем.
5. Когда девайс пришел, первым делом проверяем, что все нормально с платой и компонентами и что фото продавца соответствует тому, что пришло. Затем подключаем ELM к разьему OBD II в машине и проверяем упомянутой выше ELM Identifier. Сравниваем картинки. Если машины нет или лень выходить на улицу, проверить можно подключением устройства к компьютерному блоку питания по схеме, приведенной ниже.
Примерно так, как на картинке ниже, выглядят различные версии китайского ELM327 в окне ELM Identifier.
Если описать алгоритм диагностики адаптера с помощью ELM Ident кратко, то получится следующее:
1) если есть красный цвет среди полосок в версиях от 1.0 до 1.4 — адаптер полная подделка. Бежать как от огня;
2) если все полоски зеленые до 1.4 и выше, то см. пункты 2а и 2б;
2а) если номер версии соответствует зеленым полоскам (v1.5 = полоски до 1.4 или v.2.1 = полоски до 2.1), есть вероятность получить неплохой адаптер, но нужно смотреть плату и компоненты на ней;
2б) если номер версии не соответствует зеленым полоскам (v1.5 = полоски до 2.1/2.2, скорее всего, подделка, как в пункте 1, но адаптированная под запросы рынка («выдавать в ELM Identifier побольше зеленых полосок»).
6. Если программа дала приблизительно удовлетворительный результат, но совесть неспокойна, остается последний штрих: устанавливаем программу-терминал ELM327Chat [4] и при подключенном к питанию адаптере пишем команды
Фальшивый адаптер ответит: «?», настоящий — примерно так, как ниже:
00:FF F 01:FF F 02:FF F 03:32 F
04:01 F 05:FF F 06:F1 F 07:09 F
08:FF F 09:00 F 0A:0A F 0B:FF F
0C:68 F 0D:0D F 0E:9A F 0F:FF F
10:0D F 11:00 F 12:FF F 13:32 F
14:FF F 15:0A F 16:FF F 17:92 F
18:00 F 19:28 F 1A:FF F 1B:FF F
1C:FF F 1D:FF F 1E:FF F 1F:FF F
20:FF F 21:FF F 22:FF F 23:FF F
24:00 F 25:00 F 26:00 F 27:FF F
28:FF F 29:FF F 2A:38 F 2B:02 F
2C:E0 F 2D:04 F 2E:80 F 2F:0A F
Пока только ответы на команды ATAL и ATPPS китайцы не научились подделывать. Но кто знает, что будет завтра? Если все пункты пройдены — поздравляю, у вас на руках практически оригинальный ELM327, который будет поддерживаться практически всем специализированным софтом. Если не повезло — продолжайте поиски или покупайте дорогие оригинальные ELM327 у контор, специализирующихся на автодиагностике.
Ах да, чуть не забыл. В начале статьи было упоминание про покупку на местных барахолках. Алгоритм проверки аналогичен. Только начинать можно с пункта 2.
Кстати, на нашем рынке замечены адаптеры, которые продавцы называют типа «ELM327 V1.5 (ххх руб.) собран на чипе PIC18F25K80 (Bluetooth)». Подделка с перемаркированным чипом, как писалось выше. Кварцевый резонатор на 16 МГц, на ATTPS не реагирует. ELM Identifier показывает «оригинал». На многих машинах отлично работает 🙂 Но… лучшее — враг хорошего. Ищите и обрящете.
Обращаю внимание! За 2-5$ нормальное что-то купить все равно не удастся.
Диагностика двигателя ELM327 OBDII. Часть IV — глубокая проверка адаптера семейства ELM327 (STN11xx)
Добрый вечер,
Прошло достаточно много времени с тех пор как была создана серия статей по диагностике с помощью универсального прибора OBD-II (EOBD) на базе elm327. Там же я начинал цикл статей с обзора программ, но прежде остановился на ключевые, базовые моменты выбора самого прибора.
Тем не менее, было очень много обращений людей в дополнительной помощи выбора современных elm327, а так же тех, у кого уже были адаптеры с хорошими признаками: куплены у проверенных магазинов, проверенными через ELM327 Identifier и другими сомнительными методами, но всё равно имели проблемы неподключения к некоторым программам, таких как FAP(lite), ForScan, OpenDiag, HobDrive, CVTz50, Econ Tool, Carista, SZ Viewer A1, включая расширенный Torque+ext_pids.
Тема выбора, проверки сканера OBD не нова и достаточно хорошо разжевана, с историей тянущейся примерно с 2005 года, она остается популярной и по сей день, ведь китайские братья бизнесмены не сидят сложа руки, выпуская на рынок OBDII-новинки в красивом и/или миниатюрном корпусе с доп. функциями, но необязательно рабочим по спецификации elm327…:
Действительно, если его сравнить с более ранней адаптера, миниатюризация вызывает уважения:
— маленький, с удобным расположением индикаторов и кнопки включения, прогнав его через программу ELM327Identifier, которая многими активно рекомендуется, был приятно удивлен:
— как подсказывает нам программа, данная малютка способна на всё!
Но, при первой же попытке с помощью него связаться со специализированной программой под PSA-автомобили — FAP(Lite), потерпели неудачу — как и у многих обратившихся, подключения нет:
— «Что не так, почему нет подключения к ЭБУ?«, «Никакие настройки не выручают!«, или
— «У меня работает только с торк, правда маловато параметров! — как добавить другие?«
Примерно с такими вопросами обращаются и на другие смежные форумы.
Давайте попробуем в этом разобраться.
Собственно о разъяснении указанных вопросов и более надежной проверке адаптера сегодня и пойдет речь.
Итак, многим уже известно о многоверсионности оригинального протокола elm327 (всего их 10: от версии 1.0, до версии 2.2), каждый из которых в себя по стандарту включает определенный набор AT-команд (собственно Elm327Identifier и отображает эти наборы, например, протокол v1.4 включает 8 дополнительных команд относительно v1.3a). С помощью набора команд достигается:
1. базовая настройка соединения, аналогичных UART (больше известный как COM-порт);
2. определение и выбор действующего протокола передачи информации по CAN (физический уровень передачи сигнала), которых по спецификации поддерживается:
✓ SAE J1850 PWM (41.6 kbit/s)
✓ SAE J1850 VPW (10.4 kbit/s)
✓ ISO 9141-2 (5 baud init, 10.4 kbit/s)
✓ ISO 14230-4 KWP (5 baud init, 10.4 kbit/s)
✓ ISO 14230-4 KWP (fast init, 10.4 kbit/s)
✓ ISO 15765-4 CAN (11 bit ID, 500 kbit/s)
✓ ISO 15765-4 CAN (29 bit ID, 500 kbit/s)
✓ ISO 15765-4 CAN (11 bit ID, 250 kbit/s)
✓ ISO 15765-4 CAN (29 bit ID, 250 kbit/s)
✓ SAE J1939 (250kbit/s) (редко поддерживается)
✓ SAE J1939 (500kbit/s) (редко поддерживается)
3. настройка сети (задание режимов передачи данных) CAN;
4. адресация отдельных блоков управления автомобиля, его параметров;
5. расширенная настройка управления потоками данных по шине CAN.
и др.
Также OBDII-стандартом (в частности SAE J1978 и ISO 8093) заложено, что в рамках поддержки протоколов (п. 2) должна быть поддержка базовых функций диагностики на шине CAN, такие как получение базовой информации с датчиков ЭБУ (PIDs), чтение информации об ошибках ЭБУ, расширенной информации об ошибке (freeze-frames), удаление ошибок, получение данных о системе контроля за загрязнение, — то есть тех функций, которые должны функционировать в соответствии со стандартом и без задания специальных конфигураций (установки заголовков и прочее). В плане реализации, такие базовые команды по большей части не превышают 2 байта в длину.
Это объясняет тот момент, что большинство клонов работает с базовыми параметрами и характеристиками того или иного протокола действующего на шине CAN.
В частности, это ответ на вопрос, почему работает Torque при базовых настройках.
Но, последние указанные пункты 4, 5: адресация отдельных блоков управления автомобиля, его параметров, настройка потока данных, требует от передатчика elm327 умение работать с командами AT (такие как ATAL, ATD, ATPP(S), ATST32, ATCM700, ATSW00 и др.), позволяющие добраться до «глубоких», часто запатентованных, параметров и сервисов, в той частности других блоков управления, которые зависят от дизайна реализации интерфейса на шине CAN конкретного производителя марки автомобиля.
Так работают узконаправленные пользовательского уровня программы: FAP (для Пежо-Ситроен), ForScan (для марок Форд, Мазда, Крайслер), Carista (для автомобилей группы VAG) и др.
Это объясняет тот факт, что не каждый клон чипа elm327 способен работать с специализированными программами.
Утрируя, обычные (общего назначения) программы используют небольшое подмножество команд из набора AT-команд конкретной версии elm327, а узкоспециализированные — практически весь доступный аппаратный функционал.
Отдельно отмечу, что определенные сервисы управления системами современного автомобиля, доступ к нестандартным блокам управления (блок климата, блоком комфорта BCM/GEM, блок кузова, блок ABS, блок удерживающих устройств RCM и прочие) осуществляется по другим линиям 16-контактного OBDII-разъема, поэтому даже «правильный» elm327 не может получить доступ к таким блокам (например, переходный протокол Consult-II определяет, что будут задействованы пины №: 11, 12, 13, т.н. Rx-Tx- интерфейс). Мы такие варианты использования рассматривать не будем, а только те, которые априори поддерживаются стандартом — эту информацию можно узнать из руководства по ремонту интересующей модели автомобиля.
Для справки, рядовой EOBD-адаптер (на базе чипа elm327 и его клонов типа PIC18F25, STM32F042), имеет физический доступ только к следующим контактам разъема OBD:
№ 2 — Bus Positive Line of SAE J1850
№ 4 — Chassis ground;
№ 5 — Signal ground;
№ 6 — CAN-High;
№ 7 — K-Line;
№ 10 — Bus Negative Line of SAE J1850
№ 14 — CAN-Low;
№ 15 — L-Line;
№ 16 — Battery voltage.
Так же будет полезным знать, что с введением стандарта OBD-II некоторые марки обязались иметь, помимо своего протокола на шине (например, KWP-2000), более широко известный и распространенный протокол CAN* ISO 15765-4.
Так, на сегодня многие марки имеют несколько протоколов общения на шине CAN*. Например, Citroen C4 имеет поддержку ISO14230-4 KWP и ISO15765-4 CAN (11 bit ID, 500 kbit/s).
* чтобы не запутаться, имя «CAN» может выступать и как определение стандарта шины (CAN-bus) передачи данных и как семейство протоколов (ISO 15765-2) передачи пакетов по шине CAN.
Конечно же, описание детального устройства стандарта EOBD со всеми его слоями покрытия (физический, канальный, транспортный, прикладной и т.д.) разных унаследованных ранних протоколов, со всей её богатой историей, дело не одной брошюры и мы не станем углубляться в нее в рамках данной статьи.
Перейдем к следующему вопросу —
Достоверная проверка адаптера на базе elm327 и её клонов.
Существует два способа проверки качества (и/или оригинальности адаптера), которые можно комбинировать: программная проверка и визуальная проверка аппаратной части, т.е. «начинки», рассмотрим каждый из этих способов подробно:
ПРОГРАММНАЯ проверка качества OBD-сканера.
Как ранее было показано, программа ELM327Identifier распознала имеющийся на руках сканер как «полноценный», но при этом сканер не смог работаться с программами специфичной направленности, такие как FAP(Lite), ForScan.
Прежде, чем перейдем к методу проверки, поговорим немного о занимательной истории данного направления проверки сканера.
Программа ELM327Identifier часто выступала залогом «хорошего» исполнения клона сканера семейства ELM327. Хороший сканер определялся отображением поддержки всех команд от версии v1.0 до последней поддерживаемой (известны сканеры v1.5 и сканеры v2.1), то есть, в программе нет незаконченных полосок, нет «пилы». По идее, такие реализации OBD-адаптеров способны обрабатывать все команды указанной версии, как обычно до 1.4, и, соответственно, работают с указанными требовательными программами.
Адаптеры, которые позиционируют себя как свежей версией v2.1, в первую очередь нацелены на современный рынок автомобилей; они общаются преимущественно по общепринятому протоколу CAN ISO 15765 (сигнальные линии на ножках №6 и №14) и, соответственно, имеют существенные ограничения по работе с ранними моделями автомобилей — если автомобиль на колодке OBD не имеет пинов 6 и 14, то адаптер v2.1 не может физически подключиться к шине.
В самом начале истории распространения elm327, китайскими товарищами — продавцами, бизнесменами — был отмечен факт, что среди покупателей «продвинутая» версия v2.1 не популярна, многие пользователи понимали, что это подделка с ограничениями априори и имеет проблемы с совместимостью со старыми моделями автомобилей. Тогда русские соседи стали просить версию v1.5, ребята с Китая, или как их называют в америке, «smart-ass chineese makers» ответили: «OK», — будет Вам версия v1.5! — стали штамповать те же прошивки версии v2.1, но отображающие всем программам строку версии «Я — ELM327 v1.5»:
наблюдательные заметят, что помимо полос, на форме с проверками есть ещё одно отличие — присутствие «закорючек» в самоидентификации версии (выделено на фото темным). Такие адаптеры с большой вероятностью — некачественная подделка.
Далее, с тех пор как русский народ стал более «грамотным» — они научились определять выраженную подделку от хорошего клона на базе программы «ELM327Identifier», — стали просить продавцов (китайских) присылать сканеры «имеющих поддержку команд v1.5 по программе ELM327Identifier». Китайские бизнесмены, а вместе с тем и производители ответили: не вопрос — есть спрос, будет и предложение. И начали штамповать прошивки, которые отвечали на команды подстановкой ответов «OK» для ELM327Identifier (см. фото выше), но по факту не имея никакой функциональной реализации обработки команд в соответствии со спецификацией elm327.
С таким подходом к «реализации функционала» появилось раздолье для дальнейшей оптимизации производства, уже не нужен даже клон ELM327 — PIC18F25, — теперь для подстановки ответа (в некоторых случаях, простого текста в два символа) «OK» или другого «правильного» ответа под «сложные» команды AT, такие как ATAL, ATPPS, ATSP0, ATCM700 можно использовать ещё более дешевые чипы с меньшим объемом памяти под программный код, более медленные (и даже бракованные), такие как STM32F042, BK3231Q, QBD327.
Теперь, позволю себе подумать, многие раскрыли смысл иронии, что показана в начале статьи.
Зная указанные слабые места недобросовестных реализаций клона elm327, мы будет опираться на них, исследуя ответы, получаемые при опросе сканера OBDII.
Для опроса сканера нам нужен OBD-терминал.
Быть кратким, терминал представляет собой командную строку, которая позволяет работать с конечным устройством (в данном случае сканером) посредством ввода текстовых строк — команд; устройство выполняет эти команды и выводит результат ниже на тот же экран.
По своей сути, работа любой OBD-программы сводится к отправке на адаптер заранее известного набора AT-команд в автоматическом режиме, интерпретация возвращаемого результата в соответствующие единицы измерения и вывод результата в графическом виде.
Более подробное изложение, что такое терминал и как им пользоваться можно посмотреть здесь или здесь на русском языке в несколько ином ключе.
Итак, опрос сканера будем производить в пошаговом, командном режиме с помощью OBD-терминала — программы под андройд Elm327Chat. Можно так же посмотреть в сторону программы Elm327 OBD Terminal.
(!) Под Windows можно использовать её родной Hyper Terminal.
Настройка этой программы примитивна и сводится к установлению связи с исследуемым адаптером.
На сегодня, неудачные клоны не реализуют или некорректно отрабатывают следующие AT-команды:
1. AT PPS — используется для вывода списка поддерживаемых программируемых параметров (поддерживается до 48 параметров), их текущих значений, задействованы ли (oN, ofF). Ответ данной команды довольно трудно подделать (его пример можно увидеть на форме ниже), вывод имеет вполне осмысляемый вид, формат. Подробно можно найти в спецификации elm327;
2. AT SP x — установка/задание одного из поддерживаемых ELM327 протоколов который действует на шине CAN. ATSP 0 — задействование функций автоматического поиска действующего протокола на шине.
3. AT CM xxx — фильтрация CAN-пакетов, позволяет значительно ускорить обработку целевых пакетов на шине, отсеивая ненужные.
4. AT AL — снятие ограничения на 7-байтные сообщения (запросы и ответы), дает разрешение на обработку длинных пакетов данных. Очевидно, это сильно зависит от аппаратных возможностей микропроцессора CAN, его буфера.
Набирая последовательно команды (все символы в латинице), нажимая ввод, OBD-адаптер должен ответить соответствующим результатом на каждую из них.
В качестве базовой проверки можно выполнить команду AT Z — сброс адаптера (приводит в состояние если бы мы его выключили и включили). В соответствии со спецификацией, при успешном выполнение этой команды возвращается строка с версией адаптера.
Если команда не поддерживается чипом elm327, то он или подвиснет на команде, не возвращая результата, или выведет специальный опознавательный символ — «?», честно заявляя об отсутствии поддержки (или неправильно введенной команде):
собственно так показал результаты исследуемый сканер, на изображении видно, что он — неудачный клон, на выполнении команды ATPPS завис — не поддерживает её. Серьезно с ним работать не возможно.
Если заявленные команды поддерживаются адаптером, он ответит соответствующим команде ответом или сообщением «ОК» в случае успеха.
Приведу результаты работы другого OBDII-сканера, который успешно выполняет подключение ко всем специализированным программам:
данный аппарат выполняет все команды с успехом, для ATPPS выведен результат в соответствии с действующими настройками программируемых параметров.
На основе этого делаем заключение — сканер имеет удачную реализацию.
Рассмотрим Другой способ, который обеспечивает достаточное условие удачной реализации сканера, но, в некоторых случаях, малоформативный в причинах неработоспособности сканера в автомобиле.
Как уже упоминалось, специализированные (нацеленные на конкретную марку, механизм ТС) программы, такие как: FAPlite, HOBDrive, Carista, CVTz50, ForScan, OpenDiag отказываются работать с плохими некачественными адаптерами OBD, об этом они явно или неявно сообщают на стадии попытки подключения к ЭБУ ТС, например ForScan:
как видим, ForScan при первом же подключении явно сообщил о попытке использования плохого клона.
FAP(lite), как было показано в моем случае (см. фото выше «Подвисание на попытке подключения к ЭБУ ME745 через программу FAP.»), подвис на стадии подключения, повторная попытка так же проваливается. О причинах такого поведения программа не пишет.
Среди альтернативных дополнительных пунктов проверки, можно отметить MAC-адрес, — неудачные клоны имеют MAC-адрес:
00 : 1D : A5 : 68 : 98 : 8A или
00 : 00 : 00 : 00 : 00 : 01
00 : 00 : 00 : 11 : 11 : 11
AA : BB : CC : 11 : 22 : 33
12 : 34 : 56 : 78 : A9 : FF
Этот уникальный адрес своего сканера можно увидеть при выполнении процедуры сопряжения (спаривания) его со смартфоном.
К слову, рассмотренный мной сканер имеет именно этот MAC-адрес.
Напоследок добавлю, что у (неудачных) подделок отмечается так же проблемы с постоянством работы. Такие адаптеры могут зависать, переподключаться к шине CAN, сбрасывать bluetooth (WiFi, USB) подключение. В таком случае необходимо исследовать аппаратную часть.
ВИЗУАЛЬНАЯ проверка качества OBD-сканера (аппаратная часть).
Об оригинальном чипе.
Оригинальный ELM327 сам собой представляет проприетарную прошивку (код) от ELM Electronics и аппаратную часть реализованную Microchip Technology — чипом PIC18F2480, работающем на частоте 4 МГц. Плата адаптера на базе оригинального elm327, выглядит так:
Как можно отметить, оригинальный чип имеет свой опозновательный знак в виде ромба с надписью внутри, а так же четкие символы маркировки микросхемы «ELM327SM».
Если обратиться к схеме на рядовое включение чипа:
О клонах.
Так как в свое время ELM Electronics не позаботился о защите кода чипа от копирования, его начали широко подделывать: программатором считали код из оригинального чипа ELM327 и стали записывать на обычный недорогой чип PIC18F25K80 от Microchip Technology.
Собственно так поступают сегодня китайские бизнесмены, причем качество таких клонов сканера восоко, об одном из них я писал ранее, внутри таких сканеров OBD-II можно увидеть чип:
Отметим, что маркировка читается легко (она четкая), находится на линии параллельной корпусу, символ перевернутый «W» выполнен в параллельных насечках (см. фото, знак снизу).
Собственно помимо гравировки, за хорошую подделку EOBD-адаптера выступает тот же обвес, включая кварцевый резонатор на 4 MHz с маркировкой «4.000» (следует на это обращать пристальное внимание, так как часто можно встретить подделку на базе микросхемы PIC18F25K80 с кварцем на 16.000 МГц).
Такие OBD-сканеры рекомендуются к покупке как альтернатива оригинальным сканерам elm327, не очень дороги, и равна порядка самой стоимости оригинального чипа (микросхемы) ELM327. ELM327Identifier часто определяет такие сканеры как «ELM327 v1.5» и поддержкой всех команд предыдущих версий (то есть нет незаконченных полосок, или пилы). Они способны обрабатывать все команды указанной версии, как обычно до 1.4b, и, соответственно, работают с указанными требовательными программами.
На сегодня мощным конкурентом ELM327 выступают чипы от OBD Solutions — STN11xx, которые не только превосходят по всем параметрам скорости обработки и объему хранения информации, но и имеют защиту от копирования, так же имеет дополнительные команды энергосбережения и поддержку SAE J1939 OBD, который используется в тяжелых ТС:
Неудачные клоны.
К сказанному выше, в качестве проверки «от обратного», что плохими реализациями адаптерами можно считать адаптеры у которых роль чипа elm327 выполняют дешевые микропроцессоры с маркировкой: STM32F042, STM8, MCP2515 (идет в связке с чипом TJA1040 и блютуз BK3231Q), 25K80 QBD327 (созвучный с PIC18F25K80 и рассчитанный под свою аудиторию недоверчивых), а также чипы типа «Chip-On-Board», в народе известных как тип «капля»:
— такие адаптеры зачастую имеют чипы со стертой маркировкой (косвенно определить чип можно только по корпусу), плохой разводкой дорожек и неряшливой пайкой, в любом случае, такие чипы имеют не полнофункциональную прошивку, а порой и вовсе представляет собой манекен, пустышку.
На некоторых реализациях адаптеров и вовсе не задействованы ножки микропроцессора отвечающих за протокол SAE J1850 PWM/VPM, соответствующие пины 2, 10 разъема OBD-II ни к чему не подключены. Такие марки как Ford, Chevrolet, Dodge, GM, Isuzu и некоторые другие, не будут работать с подобным адаптером.
Пару слов о трансивере (передатчике) данных на ПК, смартфон.
Помимо микросхемы elm327 или его функционального заменителя (напомню, elm327 выступает переводчиком на CAN-шине), в адаптере находятся и другие микросхемы, в частности та, которая отвечает за преобразование сигнала на выходе МС elm327 в широко используемые современные средства связи между терминалами — USB, BT, WiFi.
Среди хороших реализаций передатчиков данных по COM(UART)-USB является микросхема FTDI FT232RL — имеет надежное и быстрое соединение с терминалом (ПК, или смартфон), конечно, которая тоже успешно подделывается:
на фото отмечено, что у разных чипов ключ микросхемы имеет разную форму, а также есть различие в маркировке. Дополнительно, оригинальный чип в системе регистрируется с Vendor ID и Product ID: VID_0403&PID_6001.
Плохим и медленным преобразователем com-usb является чип CH340 — такой стоит избегать.
Bluetooth-адаптеры часто поставляются c BEKEN BK3231 v3.0. Здесь следует отметить важный момент, что bluetooth-адаптеры с bluetooth версии ниже v4.0 не работают со смартфонами на базе iOS — решением является или использование bluetooth-адаптеров версии 4.0+ или базе других способов передачи — через USB или WiFi.
(!) Следует избегать адаптеры на базе чипа BK3231Q, так как этот Bluetooth-модуль имеет в себе и небольшой микропроцессор, китайские бравые ребята всю логику управления (прошивку) перенесли на неё, естественно урезая функционал прошивки. Часто с ним находится и, выдающий подделку, резонатор на 16. 000 МГц.
Что касается WiFi-адаптеров, они имеют совместимость с iOS, но имеет ограничение, благодаря тому же iOS: невозможность работы в фоне, а так же мешает работе мобильного интернета — это следует учитывать при выборе сканера.
На этом мы остановим рассмотрение вопроса о визуальной проверке чипов OBD-сканеров.
Подводя итоги.
Итак, резюмируя информацию данной статьи о выборе, проверке работоспособности и/или оригинальности сканера, отметим следующие ключевые моменты:
0. ELM327Identifier на сегодня себя изжил как средство достоверного определения качества (замечу, не версии) OBD-сканера;
1. Сканер должен обрабатывать все команды заявленной версии, в той частности уметь обрабатывать команды ATZ, ATAL, ATTP, ATSP0, ATCM700, ATD, ATPPS и выдавать ответы в соответствии;
2. Специальные программы, заточенные под определенные марки автомобиля, его узлы механизмы гарантированно не будут работать с неудачными реализациями адаптера. На стадии подключения к ЭБУ такие программы как правило сообщают об этом;
3. Чип сканера должен быть оригинальным, или его «хорошим» клоном, таких как PIC18F25K80, PIC25K80, STN11xx (STN1110, STN1150, STN1170);
4. Маркировка чипов не должна вызывать сомнения в его подлинности — затертая, грубо вырезанная, размытая или смещенная гравировка говорит о дешевом производстве, а вместе с ним и поддельности;
5. Обвес чипа, или его клона должна соответствовать его схеме включения (из даташита), в частности кварцевый резонатор на 4.000 МГц для чипов на базе ELM327 или PIC18;
6. MAC-адреса сетевых (BT и WIFI) адаптеров не должны иметь какую-то закономерность в 12-и символьной последовательности, например, 00:00:00:11:11:11.
Стоимость сканера не может служит признаком его работоспособности, но как правило слишком дешевые адаптеры или не работаю вовсе, или имеют проблемы с подключением по BT, WiFi, USB, или работают только поверхностно, без возможности опроса уникальных/проприетарных данных циркулирующих в сети CAN автомобиля.
Что ж, сегодня мы на славу потрудились, и на этом чтении мы заканчиваем изучение мира OBD изнутри, его становление и перерождение. Надеюсь данная статья оказалась интересной и познавательной, внесла свои коррективы в представление о текущем состоянии дел на рынке относительно данных средств диагностики и поможет не затеряться в существующем разнообразии.
Помните, покупка китайского адаптера, подобно игре против казино — казино всегда выигрывает. ©
Спасибо за внимание,
Ваш почтенный проводник, Дмитрий (deymondd on drivе2).