как узнать волну рации
Диапазоны радиочастот для нужд гражданского населения РФ. На каких частотах разрешено общаться?
Эти вопросы приходят позже, когда распакованная рация находится у нас в руках и мы пытаемся в ней разобраться. И хорошо, если пытаясь разобраться мы не настраиваем наши рации на любые попавшиеся волны начиная их тестировать (здесь речь идёт о рациях, которые имеют техническую возможность работать на специальных частотах, если у вас «мыльница» работающая только на PMR частотах, беспокоится не стоит ни о настройке, ни о соблюдении законодательства)! Статья посвящается новичкам радиообмена, таким же, как и сам автор статьи и рассказывает о некоторых азах!
На каких частотах можно общаться в России гражданскому населению?
Прежде всего нужно понимать, что на данный момент для гражданской связи в России выделено всего 3 диапазона частот (PMR/ СВ/ LPD), при этом для каждого частотного диапазона есть свои нюансы. Которые впрочем подробно описывать мы не станем, ограничившись лишь краткой информацией.
PMR / Пи-эм-эр: 446.00000 МГц — 446.10000 МГц/Шаг 12.5 кГц. Максимально допустимая выходная мощность передающих устройств 0,5 Вт. PMR используется во многих европейских странах для удовлетворения самых различных нужд гражданского населения. В России PMR-диапазон официально разрешён для свободного радиообмена с 2005 года. Для общения на PMR диапазоне НЕ требуется специальной лицензии Широко распространена продажа дешёвых раций, работающих исключительно на PMR диапазоне. PMR диапазон имеет всего 8 каналов:
Начало диапазона: 446.00000 МГц
1 канал: 446.00625 МГц
2 канал: 446.01875 МГц (общепринятый автомобильный канал, используется как аналог 15 канала CB диапазона дальнобойщиками.)
3 канал: 446.03125 МГц
4 канал: 446.04375 МГц
5 канал: 446.05625 МГц
6 канал: 446.06875 МГц
7 канал: 446.08125 МГц
8 канал: 446.09375 МГц (Используется только для вызова или передачи сигнала бедствия.)
Конец диапазона: 446.10000 МГц
Сообщение в PMR может передаваться на несколько километров, в зависимости от условий передачи (город, лес, поле и т.д). Однако известен редкий случай передачи сигнала на 535,8 км (Из Великобритании в Нидерланды), но это стало возможно из-за редчайшей для этого диапазона аномалии прохождения волн на дальние расстояния. Для обеспечения хорошей связи на дальние расстояния необходимы условия прямой видимости, теоретически с воздушного шара или станции мкс вас вполне могут услышать, но чем более пересечённа местность тем меньше достигаемая дальность.
LPD: 433.075 МГц — 434.775 МГц (Шаг 25 кГц) Максимально допустимая выходная мощность передающих устройств не более 10 мВт. Диапазон радиочастот для маломощных устройств, разрешённый к свободному использованию во многих странах с некоторыми ограничениями.
LPD частоты для 69 канальной рации.
Номер канала — частота в МГц:
01 — 433.0750
02 — 433.1000
03 — 433.1250
04 — 433.1500
05 — 433.1750
06 — 433.2000
07 — 433.2250
08 — 433.2500
09 — 433.2750
10 — 433.3000
11 — 433.3250
12 — 433.3500
13 — 433.3750
14 — 433.4000
15 — 433.4250
16 — 433.4500
17 — 433.4750
18 — 433.5000
19 — 433.5250
20 — 433.5500
21 — 433.5750
22 — 433.6000
23 — 433.6250
24 — 433.6500
25 — 433.6750
26 — 433.7000
27 — 433.7250
28 — 433.7500
29 — 433.7750
30 — 433.8000
31 — 433.8250
32 — 433.8500
33 — 433.8750
34 — 433.9000
35 — 433.9250 (Частота на которой работают брелоки автомобильных сигнализаций, если зажать тангенту можно заглушить сигнал со всеми вытекающими. Мы крайне не рекомендуем заниматься подобными вещами).
36 — 433.9500
37 — 433.9750
38 — 434.0000
39 — 434.0250
40 — 434.0500
41 — 434.0750
42 — 434.1000
43 — 434.1250
44 — 434.1500
45 — 434.1750
46 — 434.2000
47 — 434.2250
48 — 434.2500
49 — 434.2750
50 — 434.3000
51 — 434.3250
52 — 434.3500
53 — 434.3750
54 — 434.4000
55 — 434.4250
56 — 434.4500
57 — 434.4750
58 — 434.5000
59 — 434.5250
60 — 434.5500
61 — 434.5750
62 — 434.6000
63 — 434.6250
64 — 434.6500
65 — 434.6750
66 — 434.7000
67 — 434.7250
68 — 434.7500
69 — 434.7750
LPD частоты для 8 канальной рации.
Номер канала — частота в Мгц / соответствие каналам на рации с 69-ю каналами:
01 — 433.0750 / 1
02 — 433.1000 /2
03 — 433.2000 /6
04 — 433.3000 /10
05 — 433.3500 /12
06 — 433.4750 /17
07 — 433.6250 /23
08 — 433.8000 /30
CB: Си — Би (выходная мощность радиостанций до 10 Вт не требует регистрации в РФ) — используется для гражданской радиосвязи. Сфер применения довольно много, например, наладить связь между зданиями, автомобилями, надводным транспортом.
Имеет преимущество над PMR и LPD диапазонами, если речь идёт об использовании в лесу и пересечённой местности, зато PMR и LPD больше подходят для города, это связано с длиной волн.
По мимо собственно самих частот в Си-Би диапазоне используется ещё и сетка, состоящая из буквенно-цифрового кода. Вот несколько полезных радиочастот CB (Си-Би) диапазона: Частоту 27.135 МГц C15EA можно назвать главной автомобильной частотой России. Это вызывная частота на которой общаются не только дальнобойщики, но и все, у кого есть радиостанция в автомобиле по всей России.
Частота 27,225 МГц (22-й канал сетки C) — канал автолюбителей клуба 4Х4.
Не большое заключение по приведённым гражданским частотам.
Заключение в общем-то от такого же новичка, раздобывшего информацию из интернета. Как я понимаю (если не прав поправьте в комментариях), если ваши рации подходят по всем параметрам (силы исходящего сигнала, конструкция антенны и т.д.) на столько, что их не нужно регистрировать и вы соблюдаете все правила радиообмена стараясь при этом никому не мешать, можно спокойно использовать эти волны! Если есть проблемы с параметрами рации её следует зарегистрировать. При этом, опять же, как я понял её, прошьют искусственно, ограничив превышенные показатели. Можно конечно пользоваться рацией на свой страх и риск. При этом использовать другие частоты для передачи нам категорически запрещается! То есть даже просто зажимать тангенту на них нельзя, т.к. это может помешать работе различных служб! Исключением может стать сигнал бедствия, то есть если вашей жизни угрожает опасность и вы пытаетесь связаться хоть с кем-то чтобы вас спасли. Это действие будет в рамках закона.
В заключении немного коснемся темы Радиолюбителей. Как официально стать радиолюбителем, получить классность, лицензию и зарегистрировать свой позывной найдёте в интернете. Мы же отметим, что нам как обычным гражданам также запрещается использовать частоты официальных радиолюбителей для общения. Если вы официально вступите в ряды радиолюбителей, пройдете все нужные процедуры, сможете использовать 144.000Мгц — 146.000Мгц — гражданскую радиосвязь для лицензированных радиолюбителей, причём не абы как, а по правилам.
Надеюсь, что изложенная здесь информация, была вам полезна! А если вам есть, что сказать по данной теме пишите комментарии и делитесь опытом!
Список разрешенных частот для рации
Выбор рации для новичка является довольно непростой задачей. Рации представляют собой технически сложные устройства, особенность работы которых зависит от множества различных факторов.
Несмотря на то что в настоящее время особой популярностью пользуется сотовая связь, беспроводной интернет, а также спутниковая связь, у некоторых людей складывается впечатление о том, что УКВ-радиостанции ушли в далекое прошлое. На самом деле это далеко не так. Несмотря на то что сейчас очень быстро развиваются современные технологии, которые активно внедряются в повседневную жизнь, УКВ-радиосвязь надежно закрепилась в секторе специальных средств.
Радиосвязь имеет ряд значительных преимуществ. К ним можно отнести следующее:
Организация связи в любом месте
Для того чтобы воспользоваться рацией, не требуется какой-либо дополнительной инфраструктуры, например ретрансляторов. Мест, в которых не ловит телефон, достаточно много. Это могут быть даже хорошо обжитые и горные районы. Стабильная связь может отсутствовать на каких-то участках маршрута, и в связи с этим рация является отличным вариантом нахождения всегда на связи.
Отсутствие операторов связи
Если сотовая связь достаточно плохо ловит или же ее нет вообще, идеальным вариантом будет именно рация. Более того, стоит подчеркнуть, что, если на счете нет денежных средств или на линии произошла авария, рация будет работать всегда.
Безлимитная и бесплатная связь
При помощи рации можно вести переговоры абсолютно бесплатно, причем по времени абсолютно нет никаких ограничений. А вот что касается мобильной связи, то, если использовать ее, например, при путешествиях за границей, ее использование может влететь в очень серьезную сумму.
Возможность регулирования энергопотребления
Удобство пользования рацией заключается еще и в том, что есть возможность самостоятельно настраивать мощность в зависимости от своих потребностей на маршруте. Стоит отметить, что если общаться при помощи рации на небольших расстояниях, то мощность потребления снижается до минимума, благодаря этому существенно экономится заряд.
Мгновенный сеанс связи
При общении по рации не требуется дополнительное время, для того чтобы набрать необходимый номер. А это очень важно при согласовании или при принятии быстрых решений. Например, во время спортивных соревнований или же проведении каких-либо спасательных работ, где практически каждая секунда на счету, это очень важно. Также во время езды на мотоциклах, автомобилях, велосипедах и даже снегоходах есть возможность быстрой передачи коротких, но в то же время очень важных сообщений.
Такие ситуации позволяют очень быстро, не отвлекаясь на гарнитуру, передать или получить какое-либо сообщение.
Благодаря общению по радиостанции не требуется получения мгновенного ответа на вызов. Человеку достаточно лишь прослушать переданное сообщение даже в тот момент, когда у него нет возможности ответить.
Это очень удобно, например, во время разведки брода, спуска на лыжах и т. д.
Во многих других случаях требуется подтверждение принятой информации, есть необходимость дать понять, что информация принята в полном объеме и корректно.
Использование рации предоставляет возможность одновременной связи со всей группой.
Благодаря рации можно связаться с любым количеством людей, которые настроены на одинаковые параметры приема передачи. А что касается телефона, то тут все совсем наоборот. Телефон принимает только индивидуальный формат общения.
Кроме того, в зимнее время года телефоном не всегда удобно пользоваться. Довольно часто приходится снимать варежки, чтобы набрать номер или выполнить любые другие манипуляции. Что касается портативной радиостанции, то тут все совсем наоборот.
Выбор диапазона
Данный вид связи обладает рядом преимуществ, например, таких как:
Но чаще всего УКВ выбирают в связи с тем, что устройства, которые работают исключительно в данном диапазоне, являются портативными, а это является прямым следствием используемой частоты. То есть у волн УКВ-диапазона такая длина, которая позволяет использовать очень компактные антенны.
Диапазон ОВЧ
Достаточно часто многие люди задаются вопросом, на каких частотах рации работают?
Диапазон ОВЧ является «рабочей лошадкой», так как в нем сосредоточено большое количество участков служебных частот. К авиадипазонам относятся 118–135 МГц. К морским диапазонам относятся 155–162 МГц. На таких разрешенных частотах работают полиция, спасатели, а также другие российские спецслужбы.
Среди этих диапазонов выделен 144-146 МГц, он предназначен исключительно для радиолюбителей. Такие разрешенные частоты для раций еще называют двухметровым диапазоном (назван от длины волны).
На остальных частотах ОВЧ-диапазона вещать ни в коем случае радиолюбителям нельзя. Но и частоты каналов раций, которыми имеют право пользоваться радиолюбители, разрешено использовать не без ограничений. Эти ограничения регламентированы законодательством.
Гражданских, то есть безлицензионных участков диапазон ОВЧ не имеет. А это означает тот факт, что если планируется использовать двухметровый диапазон для каких-либо бытовых нужд, то необходимо выполнить ряд определенных условий.
В первую очередь потребуется сдать экзамен, он не сложный, после этого нужно получить начальную радиолюбительскую категорию, затем нужно зарегистрировать свою рацию. Рация может быть даже самой простой, которая будет работать в данном диапазоне, и только после этого можно получить свой позывной.
Этот процесс гораздо проще процесса получения водительского удостоверения, при этом не требуется наличия каких-то определенных знаний и умений. Но при этом обязательно необходимо помнить, что в ОВЧ-диапазоне будет разрешен только лишь участок в 2 МГц шириной. И вполне вероятно, что там будут присутствовать и другие пользователи.
Если рассматривать ОВЧ-диапазон для экстренной связи, то наличие позывного в этом случае не требуется. В ситуациях угрозы жизни и здоровью можно выходить на любые частоты для вызова помощи. При этом рацию свою регистрировать не нужно, и уж тем более получать ради этого радиолюбительскую категорию.
Чтобы вызвать службу спасения, подойдет диапазон частот для раций 144–146 МГц.
Особенности УВЧ-диапазона
Этот диапазон в основном используют речные службы и полиция. Также его предпочитают использовать городские застройщики.
Главные отличия ОВЧ-диапазона от УВЧ заключаются в том, что в УВЧ-диапазоне есть специально выделенные участки и для гражданской связи, такие как LRD, PMR446.
Многих начинающих пользователей интересует вопрос, на какую частоту настраивают рацию? Каких-либо ограничений такие частоты не имеют, то есть ими могут пользоваться все желающие, без каких-либо ограничений. Причем стоит отметить, что максимальная мощность передатчика для PMR составляет 0,5 Вт. А для LPD – не менее 0,1 Вт. Поэтому рации, которые соответствуют этим параметрам, называют безлицензионными.
Также стоит отметить, что волны ОВЧ-диапазона способны преодолеть препятствия геометрически больше, нежели УВЧ-диапазоны. Например, в условиях пересеченной местности, в лесах лучше всего использовать ОВЧ-диапазон, так как длины их волн больше. А в условиях плотной городской застройки идеальным будет УВЧ-диапазон.
Для того чтобы определиться с диапазоном, для начала необходимо определиться с функциями, которыми должна обладать рация.
Например, для бытовых задач идеально подойдет УВЧ-диапазон.
Чтобы получить экстренную радиосвязь, а также связь со спасателями, лучше всего использовать ОВЧ-диапазон. Но при этом обязательно необходимо помнить об ограничениях использования.
Канал для дальнобойщиков
Существует специально выделенная частота на рации для дальнобойщиков.
Стоит отметить, что в гражданском секторе переносные радиостанции используются довольно давно. У водителей грузовых автотранспортных средств есть своя частота, где обсуждаются различные вопросы, например, касаемо дорог.
Но прежде чем настроить частоты рации, необходимо запомнить следующее. Дальнобойщики свои портативные устройства настраивают на гражданский диапазон 27 130 МГц. Помимо дальнобойщиков в прямой эфир могут попасть и таксисты, спасатели МЧС, а также курьеры.
Переговариваться по рации можно абсолютно бесплатно. Для раций не требуется мобильных операторов, интернета и роуминга.
На каких частотах разрешено общаться
Номер канала | Частота |
1-й канал | 446.00625 МГц |
2-й канал | 446.01875 МГц |
3-й канал | 446.03125 МГц |
4-й канал | 446.04375 МГц |
5-й канал | 446.05625 МГц |
6-й канал | 446.06875 МГц |
7-й канал | 446.08125 МГц |
8-й канал | 446.09375 МГц |
Основные типы портативных радиостанций
Условно все портативные радиостанции можно разделить на несколько видов:
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Безлицензионные рации
Это портативные устройства, которые работают в диапазонах LPD, PMR.
Преимущества таких устройств заключаются в следующем:
К недостаткам можно отнести следующее:
Любительские рации
Представляют собой портативные устройства. Их пользователями являются радиолюбители, отсюда и название – «любительские». Такие радиостанции имеют наиболее гибкие устройства, не требуется подключать их к компьютеру.
Их главные особенности заключаются в следующем:
К недостаткам можно отнести следующее:
Профессиональные рации
Представляют собой портативные радиостанции, которые созданы для работы. Они являются инструментом в руках профессионалов своего дела. Надежность является их важным параметром.
К преимуществам можно отнести следующее:
Главным недостатком является то, чтобы настроить профессиональную рацию, требуется внимательность и понимание самого процесса.
Радиосвязь для начинающих. F.A.Q. по радиосвязи в авто.
В связи с участившимися вопросами в сфере радиосвязи (особенно в группе «Радиосвязь и радиолюбители»), желанием всё-таки помочь и отсутствием желания каждый раз расписывать одно и то же, было решено подготовить свой небольшой F.A.Q. по этому поводу. Здесь в основном будут рассмотрены безлицензионные диапазоны, наибольший уклон произведён к наиболее популярному среди автолюбителей диапазону Си-Би.
Хочу заметить, что я не считаю себя профессионалом в этой области и вряд ли им являюсь. В основном эта запись основана на собственном и чужом опыте, а так же на теоретических знаниях. Со временем список вопросов-ответов будет дополняться и корректироваться по мере необходимости. Аргументированная критика статьи не возбраняется.
1. Что такое CB (Си-Би), LPD, PMR, N-метровый диапазон?
Си-Би – это диапазон радиочастот около 27 МГц. В некоторых случаях может подразумеваться достаточно широкий диапазон: примерно от 25 до 30 МГц.
LPD – диапазон частот 433-434 МГц.
PMR – диапазон частот около 446 МГц.
Подробного описания этих диапазонов предостаточно в интернете. Поэтому здесь просто не вижу смысла много объяснять.
N-метровый диапазон – в данном случае подразумевают диапазон с соответственной длиной волны. Для определения частоты можно пользоваться приближённой формулой:
Частота [МГц] = 300 / Длина_волны [м]
Таким образом, для 2-метрового диапазона получим: Частота = 300 / 2 = 150 (МГц).
2. Что такое модуляция и какие они бывают?
По сути – наложение полезной информации на какую-то несущую частоту. Про всю физическую составляющую вы можете почитать на просторах интернета, здесь же рассмотрим только с точки зрения потребителя.
При радиообмене на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1) используются в основном следующие виды модуляции:
1) Амплитудная модуляция (АМ)
2) Частотная модуляция (FM, ЧМ)
3) Однополосная амплитудная модуляция (SSB), которая в свою очередь делится на USB (верхняя полоса) и LSB (нижняя полоса).
Здесь хочу сказать только одно: нормального радиообмена при разных типах модуляции никогда не будет. Да, можно разбирать друг друга при АМ у одного и ЧМ у другого, но при одинаковой модуляции вы будете слышать друг друга на гораздо большее расстояние. К примеру, два среднестатистических дальнобойщика могут различать друг друга в разных модуляциях на расстоянии от 50 до 500 м, далее они становятся неразличимыми друг для друга.
3. На какой частоте общаются на дороге, какая частота у дальнобойщиков?
В нашей стране (и не только) обмен информацией на дорогах в основном происходит на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1). Большинство автоканалов работают именно в этом частотном диапазоне (есть правда и исключения).
Дальнобойщики работают на частоте 27.135 МГц, амплитудная модуляция (вопрос №2).
4. Какую радиостанцию Си-Би диапазона купить в авто новичку, а какие самые крутые? Есть ли носимые станции?
Для начала обязательно определитесь с кем хотите общаться. Если вы хотите общаться с автоканалом в вашем городе, а он по какой-то причине находится ниже 26 МГц, да там ещё и SSB(вопрос №2), то здесь уже самая простая р/с не подойдёт и нужно выбирать, исходя из требований. Для общения же с дальнобойщиками подойдёт практически любая р/с. Требования к ней можно найти в вопросе №3.
Не забудьте посмотреть вопрос №5! Там рассказано что разрешено к использованию на территории РФ без получения лицензии.
И всё же, для новичков советую рассматривать к покупке линейку MegaJet-ов (хорошее соотношение цена-качество-функционал): MJ-300, MJ-100 и другие. В основном их покупка обойдётся вам в 70-100$. Иногда очень удобным бывает переключение каналов с тангенты (это та штука, в которую нужно говорить) и автоматический шумоподавитель.
В некоторых случаях не удаётся выполнить монтаж полноразмерной р/с в автомобиле. В таких случаях вам могут приглянуться MegaJet MJ-50 (пожалуй, это самая миниатюрная р/с среди всей линейки автомобильных станций), MJ-555, MJ-550, AnyTone Apollo и Yosan CB 250. У MJ-555, AnyTone Apollo и Yosan CB 250 управление полностью вынесено на тангенту, у MJ-550 – на миниатюрную панельку. У обоих MegaJet есть минус: плохое соединение основного и управляющего блока. Лечится заменой разъёма, при самостоятельной переделке обойдётся в пределах 200-300 руб. AnyTone Apollo готова к применению из коробки. То есть у неё нет необходимости доработок, в отличии от MJ-555.
Если хотите что-то более навороченное, то присмотритесь к MJ-600, MJ-3031.
Совсем крутое – Optim-778. Но для открытия полного функционала нужна программная разлочка.
Существуют так же носимые Си-Би радиостанции. Впрочем это не мешает их устанавливать в авто на время поездки. Наиболее популярная из них – это Midland (Alan) 42. Правда со штатной антенной работает практически никудышно. Лечится заменой антенны на что-то более продвинутое.
5. Какие документы нужны для пользования радиостанцией? Что будет, если р/с не попадает в безлицензионный диапазон?
Для пользования р/с в безлицензионном диапазоне в принципе никаких документов не требуется. Можете возить с собой товарный чек на покупку и краткое описание (будет не лишним в случае возникновения споров).
В РФ, с учётом последних изменений, разрешено без получения лицензии работать в следующих диапазонах:
1) 26.960-27.410 МГц с мощностью передатчика в АМ/ЧМ не более 4 Вт и в SSB(вопрос №2) не более 12 Вт. Запрещается так же использование направленных антенн и антенн, усиление которых больше усиления четвертьволнового штыря.
Здесь поясню, что практически всех автомобильных антенн этот закон не касается (т.к. они не направленные и усиление на них меньше). Кроме того, вышеописанное постановление относится к «сухопутным подвижным РЭС», и по идее, правила эксплуатации стационарных р/с остались прежними: не более 10 Вт АМ/ЧМ.
2) 433.075 МГц — 434.775 МГц с шагом в 0.025 МГц и мощностью передатчика не более 10 мВт
3) 446,000—446,100 МГц и мощностью передатчика не более 0.5 Вт
Этот список не полный, но здесь уделено внимание всем основным диапазонам.
Работа без соответствующих разрешений вне этих диапазонов – по сути нарушение закона. Я не призываю вас к нарушениям законодательства. Но на практике случаев наказания за это встречал крайне мало, большинство ограничивалось предупреждениями, в особых случаях – конфискацией аппаратуры. Здесь очень хорошо действует правило «сам живи и другим не мешай». Если вы не мешаете радиолюбителям, сотрудникам спецслужб и другим, то вами скорее всего не заинтересуются. Кроме того, последняя поправка запретила использование р/с Си-Би диапазона с выходной мощностью в АМ/ЧМ более 4 Вт, но у многих к этому времени уже были закуплены трансиверы с мощностью до 8 Вт. Не менять же их все на 4 Вт, согласитесь?
6. На какое расстояние можно связываться, имея Си-Би радиостанции?
Здесь нельзя ответить однозначно. Всё зависит от многих параметров: радиостанции, антенны и даже погоды на улице!
Среднестатистический комплект дальнобойщика обеспечивает им связь друг с другом на расстояние около 5 км. И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».
7. Какие у вас аппараты?
Лично обладаю не такой большой коллекцией: MegaJet MJ-300, Kenwood TH-K4AT, JOKER TH-UVF1.
И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».
8. Можно ли покупать б/у радиостанцию? Что проверить при покупке?
Да можно конечно. Проверять следует по максимуму. Для нормальной проверки вам понадобится антенна (хотя бы короткая на магните) и напарник с заведомо рабочей р/с и антенной. Вам лучше всего находиться стационарно, а ваш напарник будет постепенно увеличивать расстояние. Начинать следует примерно с 10 м (на некоторых р/с проявляются «затыки» на малых расстояниях) и закончить на расстоянии в несколько (2-5) км (встречаются р/с с вышедшим из строя выходным каскадом, которые будут слышны на несколько десятком метров максимум). Проверьте все диапазоны частот, все виды модуляции.
Покупка без этих проверок всегда 50/50. Толкнуть вам полностью работоспособную на вид р/с со спалённым выходным каскадом или ещё хуже с проблемным процессором могут очень легко.
9. Как правильно запитать радиостанцию?
Лучше всего плюсовой провод пробросить напрямую от аккумулятора. Минусовой – в ближайшем месте закрепить к кузову. Питание по такой схеме наиболее предпочтительно, т.к. собирает меньше помех из бортовой сети. Нет смысла использовать музыкальные или какие-либо другие специализированные провода, т.к. никаких высокочастотных сигналов на питании нет.
Помехи могут вызывать импульсные преобразователи (зарядки для телефонов, навигаторов, видеорегистраторов), вентиляторы, системы зажигания и розжига ксенона.
В таких случаях для избавления от помех используют различного рода фильтры по питанию: от ферритовых колец на провод до маленьких ящичков с конденсаторами и катушками. Различных схем в интернете огромное количество.
10. У меня сломалась радиостанция, что делать?
Если вы уверены, что причиной поломки является именно заводской брак, а не нарушение условий эксплуатации, то обратитесь в гарантийный ремонт. Во всех остальных случаях (в т.ч. при истёкшей гарантии) можно обратиться к специалистам (найти их можно на радиорынках) или попробовать устранить неисправность самому.
Наиболее типовые неисправности:
1) не включается р/с : проверьте питание, предохранители, полярность
2) меня перестали слышать: вполне возможно, что сгорел выходной каскад радиостанции (наиболее часто такое случается при работе без антенны или с неправильно настроенной антенной). Обычно замене подлежат транзисторы.
3) я ничего не слышу: возможно у вас перестала работать антенна (например перетёрся коаксиальный кабель), либо шумоподавитель стоит на максимуме, либо внутри р/с от динамика по какой-то причине отлетел провод.
По схемотехнической части р/с я точно не специалист, поэтому по таким вопросам советую обращаться на специализированные форумы.
11. Какими способами можно установить антенну на авто? Какой способ лучше?
Сейчас основное распространение получили 3 варианта установки антенн на транспортные средства:
1) так называемая «врезка»: в металлической части кузова просверливается отверстие диаметром около 10 мм, при необходимости устанавливаются дополнительные пластины для жесткости (при достаточно большой длине антенны и не очень толстом месте установки), далее в этом месте просто собирается антенна. При правильной установке этим способом будет обеспечена наилучшая связь в обе стороны.
Самые предпочтительные места установки: центр крыши, остальная крыша, экспедиционный багажник, крылья, металлический бампер. В общем случае — чем выше, тем лучше. Поэтому установка на бампер скорее всего значительно проиграет установки на крышу.
2) установка на кронштейне: кронштейн, выполненный из металла, устанавливается на металлическую деталь (деталь обязательно должна иметь надёжную электрическую связь с кузовом). Место установки кронштейна рекомендуется зачистить до металла.
Самые предпочтительные места установки: экспедиционный багажник, рейлинги, водостоки, крышка багажника, верхние части дверей, на внедорожниках и грузовых — металлические крепления бокового зеркала. Причём установка на крышке багажника универсала более плохой вариант, чем на крышке багажника седана (из-за принципов распространения волн). Связь обычно сравнима или немного уступает врезному варианту. Кронштейны требуют периодического обслуживания (такого как их чистка, протяжка и т.п.)
3) установка на магнитное основание: антенна устанавливается на подставку с магнитом диаметром от нескольких сантиметров. Плюсы такой установки очевидны: антенну можно быстро снять и спрятать, переставить с одного авто на другой. Минусы же здесь не так очевидны: во-первых дальность приёма-передачи меньше, чем у вышестоящих вариантов; во-вторых на скорости и от препятствий магнитное основание в лучшем случае может съехать и оставить царапинки на лакокрасочном покрытии, в худшем — свалиться и разбить окно; в-третьих кабель обычно пропускают через окно или между дверью и кузовом, вследствие чего он быстро перетирается и становится негодным; в-четвёртых такая антенна больше всех собирает помехи.
Типичные места установки: центр крыши, крышка багажника на седанах.
Что хотелось бы отметить: по сути скрытой установки антенн на авто не бывает. При попытке спрятать часть антенны в крыле или обрезать штырь на пол метра, или установить антенну полностью в салоне можете в лучшем случае получить отвратительную связь, в худшем — сломанную радиостанцию(вопрос №10). Тем не менее, в интернете проскакивают варианты установки антенны на заднее стекло, но такая антенна сложна в изготовлении и её поведение очень сложно предугадать.
12. Какую антенну посоветуете приобрести?
Автомобильная антенна Lemm AT-2001 Turbo — очень популярная среди владельцев радиостанций Си-Би диапазона в основном из-за соотношения цена-качество. Высота штыря — 2 м. Из минусов — не всегда надёжный кронштейн, требует периодического обслуживания.
Sirio Performer 5000 — высота чуть-чуть не доходит до 2 м. Вполне нормальная антенна для повседневной эксплуатации.
© notAmonster, 2014. При использовании статьи ссылка на первоисточник обязательна.