как узнать время отклика экрана смартфона
Как узнать время отклика экрана смартфона
С появлением в смартфонах экранов с высокой частотой пользователи стали обращать внимание и на отзывчивость тача – ведь производители декларируют высокие цифры по герцовке, а на деле обратная реакция панели иногда что-то не впечатляет. Такая ситуация случилась с OnePlus 8. Во время подготовки к обзору я обратил внимание, что реакция в играх какая-то вялая и сильно уступает OnePlus 8 Pro.
В спецификациях говорится, что тач у OnePlus 8 на 180 Гц (экран сам 90 Гц), но Call of Duty Mobile игралась как в молоке. Пришлось искать метод определения скорости тача… и таковой нашелся! Китайский пользователь поделился инструкцией. Нужно активировать отладку по USB в смартфоне, подключить телефон к компу по кабелю и в командной строке (Windows Powershell) вбить команду:
После этого водите пальцем по экрану телефона и смотрите на значение rate, указывающее на частоту тача. Так вот, у OnePlus 8 в интерфейсе и вертикальных приложениях/играх тач показывает значение rate 180 (то есть 180 Гц, максимум панели), а в горизонтальных играх (CoD Mobile, PUBG Mobile, Shadowgun Legends) выдавал лишь rate 120 (120 Гц, что ниже максимума и соответствует смартфонам с экранами 60 Гц). Совершенно случайно я обнаружил, что отзывчивость тача повышается до 180 Гц, если перевести игру в режим 90 Гц! Но как это сделать, если у OnePlus 8 все игры (кроме Fortnite и с недавних пор PUBG Mobile) запускаются в режиме экрана 60 Гц (до 60 fps даже если игры держат больше)?
Ответ нашелся в приложении AutoHz (подробнее о возможностях и установке читайте тут). Эта утилита позволяет разлочить высокую частоту в тех играх, что высокую частоту поддерживают. Но вместе с тем повышается и частота тача! И даже если игра не держит экран 90 Гц (как CoD Mobile, где не более 60 Гц и 60 fps соответственно), то тач все равно ускоряется и начинает работать в 1,5 раза отзывчивее! И это очень сильно ощущается. Активируешь 180 Гц и чувствуешь в руках совершенно другой телефон.
Вот таким хитрым способом я заставил OnePlus 8 выдавать положенные 180 Гц по тачу в горизонтальных играх. Предположу, что этим же методом можно вылечить тугой тач в OnePlus 7T. Владельцы этого смартфона, кто прочтет инструкцию, напишите о результатах – помогает ли? А OnePlus 8 Pro такая манипуляция не требуется. Он в играх без вашего вмешательства реагирует на касания с частотой 240 Гц.
4 приложения для тестирования сенсорных экранов Android-устройств
Если вам кажется, что с сенсорным экраном вашего Android что-то не так, почему бы не проверить его с помощью специального приложения? Эти тестирующие приложения помогут вам диагностировать любые проблемы, которые могут возникнуть у экрана телефона, причём каждое из них использует свой собственный подход.
Давайте рассмотрим лучшие приложения для тестирования сенсорных экранов, назначение которых — выявление возможных неполадок.
Touch Screen Test
Для начала рассмотрим Android-приложение, предназначенное для поиска «мёртвых зон» на дисплее. Оно не имеет эффектных функций и не содержит рекламных баннеров. Всё, что вы увидите, войдя в это приложение, — пустой «холст», на котором можно рисовать пальцем.
Если вы не можете нарисовать линию в определённой области экрана, это говорит о том, что именно в этой области имеются проблемы. Это простенькое приложение можно считать отличным выбором, если вам не нужен многофункциональный набор тестов.
Поскольку данное приложение предназначено для тестирования сенсорных экранов, вы не сможете перемещаться по его меню в привычной манере. Чтобы меню появилось на экране, нужно нажать на телефоне кнопку увеличения громкости. Для прокручивания менюшки воспользуйтесь кнопкой уменьшения громкости, затем уже можно выбрать нужную опцию — вновь с помощью кнопки увеличения громкости. Всё это не очень интуитивно понятно, но теперь вы знаете, как управлять этим приложением, а значит, трудностей у вас не возникнет.
В меню вы найдёте полезный набор параметров для переключения и изменения. Чтобы лучше диагностировать мёртвую зону, вы сможете выбрать размер рисуемой линии, чередовать рисование точек и линий. С помощью Touch Screen Test вы увидите и дополнительную информацию, например, сколько пальцев обнаруживает сенсорный экран (каждый обнаруженный палец получает свой уникальный цвет, что отлично подходит для тестирования многопальцевых жестов, а также для создания красочных рисунков на «холсте» приложения).
MultiTouch Tester
Если вас не беспокоят мёртвые зоны на экране вашего устройства, но зато вам интересны его возможности обрабатывать многопальцевые жесты, попробуйте MultiTouch Tester. Это одно из самых простых приложений для тестирования мультитач-экрана на Android-устройствах, без инструментов рисования и других дополнительных функций. Оно позволяет узнать, прикосновение скольких пальцев ваш телефон может обрабатывать одновременно.
Поместите на экран несколько пальцев, и MultiTouch Tester пронумерует каждый из них, окрасив каждый отпечаток в уникальный цвет. Приложение будет отслеживать, сколько всего пальцев зарегистрировано на экране, и запомнит наибольшее обнаруженное число.
Screen Test Pro
Хотите что-нибудь более функциональное? Тогда обязательно попробуйте Screen Test Pro. Это приложение поставляется с множеством замечательных функций, которые делают его универсальным средством тестирования экранов мобильных устройств.
Screen Test Pro — это объединение двух описанных выше тестов сенсорных экранов в одном приложении. Он содержит и функцию рисования линий для поиска мёртвых зон, и счётчик количества регистрируемых пальцев.
Кроме того, приложение включает в себя тестер давления, который может проверить, умеет ли ваш телефон определять силу нажатия на экран. Если ваш телефон не имеет этой функции, Screen Test Pro будет показывать результат 1 при любом прикосновении к экрану. Более продвинутые устройства будут показывать значения от 0 до 1 — в зависимости от того, какое усилие вы прикладываете. Чем выше число, тем больше давление.
Однако и этим возможности Screen Test Pro не ограничиваются. Ещё он имеет несколько инструментов для проверки способности вашего экрана отображать цвет и насыщенность. Есть счётчик пикселей, инструмент для проверки плавности цветовых переходов и тестер «утечки экрана». Последний проверяет, может ли ваш телефон усилить подсветку.
Screen Test Pro — отличный универсальный инструмент для тестирования дисплея, способный заменить сразу несколько приложений, предназначенных для этих целей.
Touchscreen Test
Touchscreen Test, который не следует путать с первым приложением в нашем списке, заслуживает упоминания благодаря его способности оценивать состояние вашего экрана. Для поиска мёртвых зон Touchscreen Test использует уникальный метод, дающий вам чёткий индикатор того, где находятся проблемные области.
После загрузки приложения вы увидите пустую сетку. Когда вы касаетесь какой-то точки на сетке, она загорается зелёным цветом и остаётся такой. Поочерёдно касаясь различных точек на сетке, вы постепенно заполняете её. Если вы дойдёте до мёртвой зоны, вы сразу узнаете об этом, потому что эта точка не окрасится в зелёный цвет. Найдя такую точку, вы можете обойти область вокруг и посмотреть, как далеко простирается «мёртвое пятно».
После того как вы пройдёте по всему экрану, у вас останется сетка, где в зелёный цвет будут окрашены зоны с нормальной функциональностью, пустые же точки будут соответствовать мёртвым зонам. Впоследствии вы можете использовать эту сетку в качестве карты мёртвых зон экрана вашего телефона, которую вы можете показать специалисту, если решите отдать свой телефон в ремонт.
4 главные характеристики экрана смартфона в 2020 году. Без них устройство нельзя покупать
Дисплей — одновременно самая незаметная и самая важная часть мобильного устройства. О нём мало говорят, но факт: если он нравится нетребовательному пользователю, то и смартфон в принципе не вызовет отвращения. Лайф изучил основные параметры дисплеев и нашёл минимальные значения, с которыми телефоном уже можно пользоваться.
Их два: IPS и AMOLED. В первом случае изображение формируется с помощью пропущенного через цветовой фильтр поляризованного света, во втором — с помощью органических светодиодов и активной матрицы. На практике же преимущества на фоне друг друга следующие:
— У AMOLED более насыщенные цвета. Здесь каждый пиксель является источником света и работает независимо от других. Это позволяет им светиться в определённой области, а не по всему экрану, так чёрный цвет получается более насыщенным.
Посмотрите на iPhone XS. Вырез под камеру полностью слился с экраном. Потому что здесь стоит OLED-дисплей, чёрный цвет более глубокий, и экран сливается с рамкой, даже будучи включённым. Фото © Twitter / tomsguide
— С AMOLED можно встроить сканер отпечатка пальца. Это единственная матрица, совместимая с внутриэкранным биометрическим датчиком.
— У AMOLED выше скорость отклика пикселей. Динамичная картинка с высокой частотой кадров в секунду будет более плавной. Впрочем, это больше относится к VR-очкам, на смартфонах вы не ощутите большой разницы.
— У IPS естественнее цвета. Качественная IPS-матрица передаёт цвета максимально точно. Именно поэтому профессиональные мониторы для дизайнеров, иллюстраторов и фотографов выпускаются на них. IPS-экраны обладают максимальным охватом оттенков, что позволяет получить реалистичные цвета объектов.
— IPS надёжнее. AMOLED-экраны подвержены эффекту памяти, что часто приводит к искажению цветопередачи при длительном использовании устройства. Особенно страдают синие пиксели, обладающие самым коротким сроком службы.
Сколько памяти нужно смартфону в 2020 году. Минимальные объёмы для всех задач
— У IPS ниже контрастность. Точки IPS-матрицы не могут полностью выключаться независимо друг от друга. Из-за этого чёрные пиксели подсвечиваются, и вместо глубокого тёмного получается серый. То же самое с другими оттенками, правда, степень контраста проявляется слабее.
Как отличить AMOLED от IPS? У AMOLED цвета более насыщенные, а чёрный по-настоящему чёрный, потому что пиксели этого цвета не подсвечиваются. По нему же проще всего определить тип матрицы. Откройте картинку с чёрным фоном и покрутите устройство под разными углами. Если создаётся впечатление, что дисплей выключен, а на нём нарисована картинка — значит, перед вами AMOLED. Если же чёрный цвет кажется темно-серым — перед вами IPS.
Оптимальный тип матрицы — AMOLED: даёт более насыщенные цвета и дружит с внутриэкранным сканером отпечатка пальца.
Разрешение влияет на чёткость изображения. В мобильной индустрии их три: HD (720p по ширине), Full HD (1080p) и Quad HD (1440p).
Оптимальное разрешение — Full HD. Большинство видео и игр воспроизводятся именно в нём, а для скроллинга лент новостей в соцсетях и браузере больше не нужно. В случае с Quad HD лишние пиксели просто будут потреблять больше энергии. В HD же картинка будет менее чёткой при просмотре видео на YouTube, где дефолтное разрешение именно Full HD.
Гаджеты. Главное по теме
Как выбрать лучшую цену и найти дефекты? 8 советов по покупке и продаже смартфона на «Авито»
Вы не узнаете свой iPhone. iOS 14 уже доступна, 6 нововведений, о которых нужно знать
Почему флагманы Samsung нельзя покупать на «Авито»? Вы получите мёртвый смартфон и лишитесь денег
Оптимальный показатель — Full HD. Выше не надо, а разрешение ниже вы заметите.
Сокращение PPI происходит от Pixel Per Inch (пикселей на дюйм). Это значение показывает, насколько близко друг к другу располагаются точки экрана.
Чем ниже значение, тем хуже. Если вы приблизите экран с низкой плотностью пикселей, то, скорее всего, увидите «зерно», то есть сможете разглядеть точки. Кроме того, оно влияет на чёткость изображения.
Чем выше разрешение, тем выше плотность пикселей. Например, у экранов 2К+ она составляет около 500 ppi, а с разрешением HD+ — примерно 320 ppi. Это при стандартной диагонали экрана в 2020 году — 6,2–6,5 дюйма.
Впрочем, это не единственный фактор. Также важно учитывать диагональ. На iPhone SE (2020) с 4,7 дюйма разрешения HD и 320 ppi достаточно для показа чёткой картинки.
Оптимальный показатель для экрана 6,2–6,5 дюйма — 400 ppi.
Учи матчасть. Ищем лучший дисплей в смартфонах
В этой серии материалов мы подробно разбираем смартфоны «по винтикам». В прошлый раз говорили о том, какую роль в современных телефонах играет процессор. Сегодня речь пойдет о другом важнейшем компоненте любого смартфона — дисплее. OLED или IPS? Full HD или 4K? 60 или 120 Гц? В конце концов, что все это вообще такое и на что ориентироваться при выборе?
Коротко, о чем пойдет речь
Тип матрицы
Абсолютное большинство современных смартфонов используют экран одного из двух типов: OLED (матрицы на органических светодиодах) или LCD (жидкокристаллические — или ЖК — панели). Так уж сложилось, что первые чаще применяются в телефонах подороже, а вторые — в более бюджетных аппаратах. Впрочем, бывают и исключения.
Если у вас есть стационарный компьютер, то вы наверняка смотрите в ЖК-экран. Если речь идет о более-менее современном дисплее, очень высока вероятность, что это IPS-матрица. Вот именно такие и встречаются во многих нынешних телефонах.
Если говорить максимально упрощенно, то работает эта технология следующим образом. Есть своеобразный «бутерброд» из слоя с множеством жидких кристаллов и слоя со светодиодной подсветкой этих самых кристаллов-пикселей. Благодаря подсветке и реакции на нее кристаллов мы и видим изображение на экране. Ключевое отличие технологии OLED в том, что там не нужен слой с подсветкой — и свет, и цвет способны выдавать сами пиксели.
Нет идеального дисплея, потому что и у IPS, и у OLED (еще можно встретить название AMOLED) есть свои достоинства и недостатки. Так, у IPS-матриц очень большой ресурс работы и имеется то, что принято называть «естественной цветопередачей». Однако они не обеспечивают отображение глубокого черного цвета (обычно вместо черного мы видим темно-серый) и отличаются довольно высоким энергопотреблением из-за наличия отдельного слоя подсветки. Это из того, что может быть заметно любому пользователю.
У OLED все отлично с выводом черного (лучше просто не может быть), а энергопотребление чуть ниже (в первую очередь за счет того, что «окрашенные» в черный цвет пиксели вообще не потребляют энергии: они просто выключены). С другой стороны, органические светодиоды со временем выгорают и теряют яркость (впрочем, для смартфонов, которые мы меняем относительно часто, это не так уж важно), а еще многие видят мерцание.
Раньше считалось, что у OLED-экранов более «ядовитые» цвета, слишком далекие от естественной цветопередачи. Но с этой «фишкой» (назвать это недугом язык не повернется, ведь многим как раз больше нравится такое перенасыщенное изображение) давно научились бороться — цветопередачу в современных смартфонах с OLED легко настроить на свой вкус.
Но есть другой момент, связанный с передачей белого цвета. Из-за особенности строения матрицы на органических светодиодах светлые тона обычно имеют зеленовато-синий оттенок. А у IPS часто можно заметить уход в теплые оттенки и преобладание желтого с легким отклонением в красный спектр.
Самое главное во всей этой истории — тот факт, что IPS-панели дешевле OLED-матриц. Поэтому в бюджетных смартфонах OLED вы не увидите, хотя в средний ценовой сегмент такие экраны уже проникли благодаря в первую очередь Samsung.
Ответить на вопрос «Какой тип матрицы лучше?» невозможно. При правильной заводской настройке визуально различимые характеристики экранов на разных матрицах очень близки. AMOLED в недорогом телефоне может оказаться куда хуже IPS в смартфоне аналогичной ценовой категории или даже дешевле. Поэтому при выборе мы бы вообще не рекомендовали ориентироваться только на тип матрицы («Ого! OLED в телефоне за 400 рублей! Беру!»). В целом современные телефонные матрицы уже избавились от некогда имевших место существенных недостатков (низкая скорость отклика, маленькие углы обзора), и даже после покупки самых недорогих телефонов вы вряд ли останетесь недовольны тем или иным дисплеем.
Разрешение
В отличие от типа матрицы, этот показатель куда критичнее для восприятия картинки. При этом и разобраться здесь куда проще. Например, вы видите, что разрешение экрана заинтересовавшего вас смартфона выглядит так: 1080×1920. Первое число указывает на количество пикселей, расположенных по горизонтали, а второе — по вертикали. Все разрешения, помимо числового формата, также обозначаются аббревиатурой. Наиболее распространенные вы наверняка видели: так, те же 1080×1920 — это Full HD, 1440×2560 — QHD (или еще 2K), а 2160×3840 — Ultra HD (или 4K) и так далее.
Чем больше пикселей на экране, тем больше информации на нем помещается и тем четче выглядит изображение. Но есть нюанс. Одно дело — разместить 1080 пикселей по горизонтали и 1920 по вертикали, например, на 27-дюймовом компьютерном мониторе, и совсем другое — на относительно маленьком 6,5-дюймовом дисплее смартфона. Разрешение одинаковое, но в первом случае получим огромные пиксели, каждый из которых вы будете видеть невооруженным глазом. Отсюда «зернистость» картинки, которая не радует глаз.
Поэтому вместо разрешения правильнее обращать внимание на такой показатель, как плотность пикселей на дюйм. Потому что он учитывает не только разрешение экрана, но и его размер. Видите значение 300 ppi? Значит, на одном дюйме помещается 300 пикселей. Другой вопрос — много этого, мало или достаточно? Вопрос в некоторой степени анатомический.
Считается, что здоровый глаз человека физически не способен разглядеть нюансы экрана с разрешающей способностью более 350 ppi. То есть что 350, что 1350 ppi — для вас оба дисплея будут в равной степени четкие, без возможности различить отдельные пиксели. Для примера: в том же экране 27-дюймового монитора с разрешением Full HD показатель ppi составит 105, а в 6,5-дюймовом дисплее — неразличимые 340.
Сегодня маркетологи стараются работать в команде с инженерами. Так в смартфонах появляются дисплеи с 500, 600 и даже 800 ppi! Все это не несет никакой пользы для человека. Более того, подобные дисплеи отличаются повышенным энергопотреблением.
Скорее всего, вы будете полностью довольны смартфоном с экраном на 350 ppi. Для чересчур впечатлительных особ, которым нужна особая «противопиксельная гарантия», можно посоветовать что-нибудь в районе 400 ppi. Все, что выше, по крайней мере не стоит рассматривать в качестве определяющего фактора при покупке: экран с 600 ppi не будет четче дисплея с 400 ppi. Именно поэтому во многих флагманских смартфонах по умолчанию установлено разрешение пониже, хотя в рекламе всенепременно делается упор на сверхвысокое разрешение. Пользователь же даже не заметит разницы.
Таким образом, применительно к дисплеям важно не столько разрешение, сколько значение ppi — количество пикселей, помещаемых на одном дюйме площади экрана. Однако и в этом случае формула «чем больше, тем лучше» работает только до определенного момента. Точнее, до 300—400 ppi. Все, что выше, — чистейшей воды маркетинг, абсолютно ненужный в быту.
Частота обновления
До недавнего времени большинство смартфонов довольствовались частотой обновления экрана на уровне 60 Гц. Здесь тоже все просто: это означает лишь то, что в течение секунды изображение на дисплее перерисовывается 60 раз. Однако вслед за настольными мониторами этот показатель начал расти и в смартфонах.
Сначала появились модели с частотой обновления экрана 90 Гц, а с недавнего времени расширяется модельный ряд с 120 Гц. Что это дает в реальности? В первую очередь — более плавную анимацию различных эффектов. Плавно скроллится текст в браузере, плавно перемещаются менюшки. В общем и целом глазам становится приятнее. Но опять же не без нюансов.
В целом высокая частота обновления экрана — это круто. Но не для всех и не так чтобы «вау!». Лучше всего здесь самому вживую посмотреть на высокогигагерцевый экран, чтобы определиться, насколько этот параметр окажется важным именно для вас.
Частота обновления экрана: что стоит за цифрами?
Константин Иванов
Смартфоны с экранами с высокой частотой обновления существуют уже несколько лет, начиная с Razer Phone 2017 года. Однако 2020-й стал годом, когда дисплеи с высокой частотой обновления перестали быть просто нишевой функцией для геймеров и энтузиастов. Производители смартфонов от OnePlus и Oppo до Samsung и Xiaomi применили эту функцию в своих флагманских устройствах. На самом деле, легче назвать тех, кто не использовал такие экраны в своих топовых телефонах, например, это LG.
И речь не только о флагманах. В этом году также появились экраны с высокой частотой обновления для телефонов среднего класса, например, от OnePlus, Oppo, Realme и Xiaomi, предлагающих устройства с этой технологией по цене менее 300 долларов. Это может показаться отличным решением, но прекрасный экран с высокой частотой обновления – это нечто большее, чем просто заявление о поддержке определенной частоты. Экран с высокой частотой обновления также требует большой мощности графического процессора во время игр. Сочетание экрана с высокой частотой обновления и недостаточно производительного процессора может стать причиной разочарования.
Высокая частота обновления против высоких бенчмарков в играх
В редакции Android Authority использовали бенчмарк GFXBench, чтобы выяснить, насколько разные телефоны реализуют заявленную частоту обновления, и эти тесты дают неплохое представление о том, чего ожидать в играх с требовательной графикой. Стоит отметить, что максимальная поддерживаемая частота обновления для каждого телефона может сильно различаться. Например, ROG Phone 3 имеет экран со 144 Гц, а OnePlus Nord N100 начального уровня предлагает панель лишь с поддержкой 90 Гц. Тем не менее, данное сравнение позволяет наглядно наблюдать, насколько производительность чипсета является ограничивающим фактором для реализации возможностей экрана.
Тесты Manhattan и T-Rex показывают, что существует большой разрыв между флагманскими телефонами с высокой частотой обновления и недорогими телефонами с аналогичной технологией. При этом довольно неожиданным оказалось то, насколько более старые флагманские устройства уступают современным телефонам среднего класса.
В частности, смартфоны Pixel 5 и OnePlus Nord, построенные на базе чипсета Snapdragon 765G, не смогли выдать более 60 кадров в секунду в тестах GFXBench. Та же ситуация и с OnePlus Nord N10 с процессором Snapdragon 690. А аппарат OnePlus Nord N100, работающий на бюджетном чипсете Snapdragon 460 среднего уровня, не смог выдать даже 40 кадров в секунду в этих тестах. Характерно, что все упомянутые устройства имеют дисплеи с частотой 90 Гц, но ни один из них на практике и близко не достигает необходимой производительности.
Смартфон Poco X3 также выдал в тестах максимум в 60 кадров в секунду, несмотря на то, что у него дисплей с частотой 120 Гц и, следовательно, он, теоретически, должен был бы достигать 120 кадров в секунду. Однако стоит заметить, что в аппарате от Poco установлен процессор Snapdragon 732G, который на бумаге слабее, чем Snapdragon 765G.
Есть подозрение, что некоторые протестированные смартфоны использовали программные ухищрения для прохождения тестов, улучшенное охлаждение или более совершенную оптимизацию программного обеспечения, что и обеспечило высокие результаты. Это объяснило бы, почему Poco X3 удается превзойти смартфон он Google, несмотря на то, что, теоретически, он имеет менее производительный чипсет. Тем не менее, отрыв результатов флагманов этого года и даже 2019 года от результатов средних и бюджетных смартфонов 2020 года очевиден.
Так в чем проблема?
В общем-то, приходится констатировать тот простой факт, что между флагманскими процессорами и чипсетами среднего или начального уровня по-прежнему существует значительный разрыв в графической производительности. Это не значит, что у производителей процессоров Arm и Qualcomm нет никакого прогресса в развитии субфлагманов. Тем не менее, очевидно, что графические подсистемы в этом развитии отстают, их производительность в сравнении с премиальным уровнем остается низкой.
Это одна из причин, почему многие надеялись, что Qualcomm представит процессор Snapdragon 888 Lite на презентации в начале декабря. Такой чипсет сократил бы отставание субфлагманов от топовых устройств по производительности в комплексе. Теперь остается надеяться только на то, что Qualcomm выпустит усовершенствованный продукт серии Snapdragon 700, который приблизится к паритету производительности с флагманскими чипсетами прошлого года.
А что в повседневном использовании?
Не буде забывать и о том, что синтетические тесты – это только половина истории. Они не отражают типичной нагрузки пользователя. Поэтому давайте посмотрим, как воспринимается на самом деле смартфон среднего или начального уровня с панелью с высокой частотой обновления. Что касается повседневного использования, аппараты Google Pixel 5, OnePlus Nord и OnePlus Nord N10 хвалят за то, что они в целом обеспечивают приятный пользовательский опыт. Отмечают, что нет никаких проблем с производительностью или замедлений у Pixel 5, на экране с частотой 90 Гц все работает плавно. Для OnePlus Nord экран с частотой 90 Гц является «неотъемлемой частью его быстрого взаимодействия с пользователем», анимация на экране «плавная и отзывчивая».
Но это почти флагманы, с аппаратами подешевле ситуация хуже. Тестировавшие OnePlus Nord N100 отметили, что чипсет Snapdragon 460 в аппарате временами «изо всех сил пытается» достичь 60 кадров в секунду, не говоря уже о заветных 90 кадрах в секунду. Тогда как насчет реальной игровой производительности? В конце концов, именно здесь более высокая частота кадров действительно имеет значение. А это уже зависит от игр, в которые вы будете играть.
В целом, можно сказать, что 2D и простенькие 3D-игры будут нормально работать на этих смартфонах. Но в общем случае продвинутые 3D-игры будут вызывать падение производительности на устройствах среднего уровня. Топовые тайтлы предсказуемо оказались проблемой для малопроизводительного чипсета смартфона OnePlus Nord N100. Эта производительность породила причудливую ситуацию, когда компанию OnePlus снова и снова спрашивают, а поддерживает ли N100 на самом деле 90 Гц. Ответ производителя: «Фактическая частота обновления зависит от настроек, используемых приложений и ограничений обработки». Так что компания прекрасно понимает, что производительность чипсета может оказаться узким местом для достижения заявленных параметров экрана.
Тем не менее, становится понятно, что результаты бенчмарков – это не божественное откровение и мерило всего. При покупке смартфона среднего класса с экраном с высокой частотой обновления его условные баллы не следует воспринимать как диагноз. Новые технологии могут сделать повседневную работу приятнее и обеспечить плавность графики в легких играх. Совсем другое дело, когда речь идет о недорогих телефонах с подобными экранами. Тот, кто надеялся на плавное воспроизведение любого контента с высокой частотой обновления, будет разочарован.
Чего ждать в 2021 году?
Если говорить о том, как это все выглядит с формальной точки зрения, то на флагманском уровне наблюдается явный прогресс. Стабильная производительность в 120 Гц или 144 Гц обеспечивается чипсетами серий Snapdragon 855 и 865. В следующем году топовые смартфоны продолжат движение к плавной и стабильной поддержке высокой частоты обновления, особенно это касается тех аппаратов, которые получат Snapdragon 888. Еще одна тенденция, наблюдавшаяся в 2020 году, – это появление дисплеев с переменной частотой обновления. Похоже, что в следующем году эту технологию станут использовать шире. Она обеспечивает более энергоэффективное использование, так как экран с высокой частотой обновления может переходить на частоту обновления в 20 Гц или даже в 10 Гц при просмотре фотографий, интернет-страниц и другого статического контента.
В отношении аппаратов среднего уровня производителям тоже есть над чем поработать в 2021 году. И направления работы уже видны. Совершенно новый чипсет Samsung Exynos 1080 намекает на то, что смартфоны Samsung среднего класса получат графическую производительность на уровне платформы Exynos 990, т.е. будут сопоставимы с аппаратами линеек Galaxy S20 и Note 20. Этот новый процессор оснащен графической подсистемой Mali-G78 MP10, тогда как в Exynos 990 используется графика Mali-G77 MP11.
Компания Arm также представила новый графический процессор Mali-G68. Разработчик позиционирует его между графическим процессором среднего уровня Mali-G5x и высокопроизводительной графикой Mali-G7x. Плюсом модуля Mali-G68 нужно считать то, что он получил некоторые основные функции от Mali-G78. Это позволяет предположить, что смартфоны среднего класса с этим «суб-премиум» графическим процессором могут получить существенную прибавку в производительности.
Частота обновления – это лишь одна из характеристик
Также стоит отметить, что частота обновления экрана не является определяющим фактором качества отображения контента на смартфоне. Есть много других факторов, которые определяют конечный результат. Более того, даже тип экрана нельзя назвать ключевым. Споры между сторонниками OLED и ЖК-дисплеев идут уже много лет и все еще далеки от завершения. Первый тип предлагает более глубокий черный цвет и улучшенное энергопотребление. Вторые дешевле и менее подвержены выгоранию экрана со временем. Однако в последние годы баланс сильно сместился в сторону OLED, все больше компаний используют этот тип экранов и борются с выгоранием. Ранее Android Authority проводили опрос своих читателей, поставив ЖК-панель с высокой частотой обновления против OLED-экрана с 60 Гц. И более 70% респондентов проголосовали за OLED-панель с 60 Гц, свидетельствуя о том, что для большинства более яркие экраны важнее экранов с большей частотой обновления.
Поддержка цвета – еще один важный фактор качества экрана. Это особенно верно в отношении таких брендов, как Apple и Oppo, которые движутся в направлении внедрения поддержки 10-битного цвета. Представители Oppo заявляют, что они готовы перейти на 10-битный формат HEIF, что даст возможность отображать снимки с камеры во всей их 10-битной красоте на дисплее смартфона. Так что ожидайте улучшения цветопередачи и отображения на смартфонах следующего года.
В то же время часть пользователей указывают, что они не могут отличить стандартные 60 Гц от высоких частот обновления. Типы дисплеев и поддержка цвета, в том числе HDR, будут определяющими для этих потребителей.
Это не значит, что экраны с высокой частотой обновления не имеют большого значения сейчас или утратят его в будущем. Напротив, логичнее предположить, что все больше смартфонов в разных ценовых сегментах получат такие экраны. Тем не менее, когда дело доходит до обеспечения отличного качества изображения, частота обновления оказывается лишь одной из частей головоломки. И очевидно, что технология требует соответствующего увеличения производительности чипсета для эффективной работы в различных сценариях.
Так что прежде чем вас обманут утверждения о супер-пупер-смартфонах с экранами с высокой частотой обновления, стоит посмотреть в глаза правде. В конце концов, какой смысл покупать смартфон с частотой 144 Гц, если производительности его чипсета едва хватает для обеспечения плавной работы при стандартной частоте обновления, а вы вообще не видите разницы с 60 Гц?