как узнать за что хотят списать деньги с карты сбербанка
Пытались списать деньги с карты Сбербанка — как узнать за что?
Мошенничество с пластиковыми картами широко распространено с тех пор, как только они появились. Это есть в любой стране мира, и работает на доверии и невнимании людей даже при самых современных банковских системах безопасности. Поэтому, когда приходят какие-то уведомления, касательно ваших счетов, которых вы не ждали, следует насторожиться и разобраться не пытались ли списать деньги с вашей карты Сбербанка.
В этой статье рассмотрим, что делать, если приходит уведомление от Сбербанка о том, что была не удавшаяся попытка списать деньги с карты. Нужно ли вам что-то предпринимать в связи с этим сообщением, за что эти деньги должны были списаться, и в безопасности ли ваш счёт.
Почему приходят уведомления о попытке списания денег
Если пришедшее уведомление о неудавшемся платеже действительно честное, то прийти оно может только в том случае, если есть причина, о которой вы, как владелец карточки, знаете.
Причин может быть три:
Итак, вывод таков. Если вы понимаете за что это списание, то пополните счёт карты и совершите его, если вам это необходимо. Если же уведомление пришло неожиданно, и не вы его причина, то не надо пополнять счёт карты, а следует разобраться, почему пришло сообщение.
Как понять, за что пытались списать деньги с карты Сбербанка?
Если вам не понятно, за что могло прийти это уведомление о попытке списания денег в Сбербанке, то следует разобраться, в чём дело. Если это нужное вам списание, то вовремя не пополнив счёт карты и не оплатив его, вы можете лишиться чего-то важного, например, той же связи по телефону, за которую нужно платить. А если это действия мошенников, то при ближайшем пополнении баланса карточки вы можете потерять всю сумму.
Есть несколько способов разобраться:
Если не удаётся достоверно разобраться в источнике уведомления о попытках списания денег, то не стоит спешить пополнять счёт. Если это мошенники, то вы рискуете потерять деньги. Если есть какие-то сомнения, то лучше перевыпустить карту, изменив её реквизиты.
Как перевыпустить карту Сбербанка
Если мошенники каким-то образом завладели реквизитами вашей карты и пытаются снять с баланса деньги, которых там в данный момент нет, то вы будете получать уведомления о попытках списания. В этом случае, чтобы далее продолжать безопасно пользоваться своим счётом, вам нужно перевыпустить карту досрочно. В ином случае ближайшее пополнение счёта карты может привести к потере этих денег.
Перевыпустить карту можно прямо в приложении Сбербанка:
Карточка будет изготовлена в срок от двух до десяти дней в зависимости от её типа и региона. Затем вы можете забрать её в одном из отделений банка либо заказать доставку курьером.
При отправке заявки на перевыпуск, ваша карта сразу окажется заблокированной, таким образом перечислить на неё что-то уже не получится. Этого и нужно добиться в данном случае для защиты от мошенников, если это они пытались снять деньги.
Досрочный перевыпуск карты является платной услугой и стоит она от 30 рублей и выше — зависит от типа карты. Подробнее о вопросах, касающихся перевыпуска, вы можете узнать на странице Сбербанка, а также в видео ниже.
Списали деньги с карты Сбербанка
Если с карты Сбербанка списали какую-либо сумму, это не означает, что владелец карты пострадал от мошеннических схем. Но меры безопасности соблюдать нужно. Если держатель карты не совершал никакие расходные операции, а средства ушли на незнакомые счета, необходимо срочно заблокировать карту и заявить о краже. Если соблюдать ряд правил, утраченную сумму можно будет вернуть. Списали деньги на законных основаниях или нет и как это выяснить, расскажет Бробанк.
Как воры крадут деньги с карты
Банковские карты надежно защищают от кражи средств, размещенных на лицевых счетах. Но мошенники регулярно придумывают новые способы незаметного списания денег. Среди самых распространенных вариантов обмана:
Рассмотрим каждый из способов подробнее.
Фишинг и вишинг
Вишинг — часто используют злоумышленники для обмана доверчивых граждан. Обычно от лица банка приходит СМС-уведомление с просьбой перезвонить по указанному номеру, чтобы уточнить данные. Собеседник представляется сотрудником банка и просит сообщить реквизиты, которые относятся к карте. Если клиент по неосторожности произносит или отсылает псевдо-сотруднику сведения, мошенники либо переводят деньги на свои счета, либо оплачивают товар в интернете.
Выведать секретные данные также могут и на таких сайтах как Авито, Юла или другие интернет-площадки для массовых покупок. Мошенники под видом покупателя спрашивают реквизиты карты, в затем просят продиктовать код, который приходит держателю карты в виде СМС для подтверждения транзакций. После ввода набора цифр злоумышленники исчезают, а с карт-счета уходят деньги. Если карта кредитная, то мошенники таким способом могут потратить не только накопления гражданина, но и заемные средства банка.
Фишинг настолько же популярен в среде любителей поживиться за чужой счет, но схемы списания денег гораздо сложнее. Здесь упор делают на невнимательность клиентов. На телефон или электронную почту присылают СМС либо письмо с просьбой перейти по прикрепленной ссылке на сайт и изменить данные безопасности, настройки или код. Сайт выглядит так же, как и официальный банковский, даже адрес выглядит похожим.
Всегда проверяйте именно адресную ссылку. Обычно она отличается от официальной всего одной буквой. Сотрудники банков присылают СМС или звонят только с корпоративных номеров. Но в январе 2019 года мошенники в попытке обойти систему звонили с поддельного корпоративного номера Сбербанка и выспрашивали сведения по картам у действующих клиентов. Поэтому Сбер предупреждает: сотрудники банка не должны спрашивать реквизиты карты и коды для подтверждения операций ни по телефону, ни через электронную почту. Эти данные глубоко конфиденциальны, поэтому даже при личном общении в офисе ни один менеджер не вправе выяснять такую информацию.
Скимминг и шимминг
Скимминг представляет собой технологически сложный процесс списания средств с карты, который используют мошенники. На банкоматы устанавливают специальные устройства, в виде накладок. Их и называют скиммеры. Они считывают сведения по карте. Одновременно с этим к банкомату крепят незаметную камеру, чтобы зафиксировать какой ПИН-код вводит пользователя. Обычно такие устройства крепят на уличных банкоматах в безлюдных местах, где недостаточное освещение.
В некоторых случаях злоумышленники специально обесточивают уличное освещение, чтобы создать «подходящие» условия. При плохом свете человек не видит конструкцию, которая не относится к технической комплектации банкомата, и становится жертвой мошенников.
Шимминг — разновидность скимминга, но считывающее устройство в виде тонкой пластинки, которую крепят в отверстие для приема карты. Даже внимательные люди не всегда замечают такое приспособление. Злоумышленники потом на основе считанных данных создают поддельную карту с реальными реквизитами.
Банки реагируют на изобретательность злоумышленников в реальных и интернет кражах. Отделы безопасности и технические специалисты улучшать методы обеспечения сохранности денег и персональных данных клиентов. Но мошенники постоянно придумывают новые способы воровства денег.
Что делать при краже
Если выясняется, что списали деньги с карты Сбербанка без вашего инициативы со стороны клиента, нужно скорее предпринимать попытки защитить оставшуюся сумму и вернуть украденную. Для таких ситуаций банковская организация разработала инструкцию, по возврату списанных с карт-счета финансов. Схема состоит из нескольких этапов. Если выполнять их правильно, то вероятность восстановления суммы на балансе гораздо выше, чем когда клиент действует хаотически.
Блокировка пластика
Чтобы закрыть злоумышленникам доступ к деньгам на счете, заблокируйте пластик. Это можно сделать:
Следующий шаг — написать заявление о краже денег в банковском офисе.
Оформление возврата денег
Финансовое учреждение восстановит на балансе утерянные средства при одновременном выполнении двух обязательств:
Порядок оповещения о краже прописывают в договоре, удобнее всего это сделать по телефону. Но посетить офис все-таки придется для написания заявления. Также можно оформить его и в отделении полиции.
Банковская организация проводит самостоятельное расследование, к нему подключается и платежная система. Сначала банк узнает, кто снял деньги с пластика. Если кражу совершили на территории РФ, то расследование будет длиться около 30 дней. Если операцию проводили за рубежом, то расследование продолжается до 60 дней. Когда поиск информации завершится, сотрудники банка свяжутся с держателем карты и сообщат решение.
В ситуации, когда факт кражи подтвердят, а владелец карт-счета выполнил все выдвинутые к нему условия, то банк вернет средства.
Согласие или отказ банка возвращать сумму
Если банк согласился вернуть деньги, то в течение указанного по договору срока средства поступают на счет. Если по истечении этого периода деньги не прислали, обращайтесь в суд. Иногда сроки в договоре не прописывают, тогда вступает в действие Гражданский Кодекс РФ. Клиент может оформить заявление с просьбой о возврате средств с указанием срока до 7 дней и отсылкой на ГК РФ.
Если банковская организация отказала в возврате финансов, потребуйте письменное объяснение отказа. Если банк не выдал бумагу или причина оказалась неубедительной, обращайтесь в суд. При условии, что клиент выполнил все требования банка, суд примет его сторону.
Если средства сняли судебные приставы
Не всегда средства исчезают со счета по вине мошенников. В ситуации, когда клиент задолжал государству или другим кредиторам служба ФССП может без согласия владельца счета списывать деньги для погашения долгов. Судебные приставы имеют право на:
Узнать, кто снимает деньги с карты, можно из выписки по счету Сбербанка. Если деньги изъяли судебные приставы, обратитесь в отделение, чтобы получить информацию о том, за что сняли деньги с карты Сбера. Если в предоставлении данных отказали, напишите заявление руководителю организации с просьбой разобраться в ситуации. Документ рассматривают в течение 7 дней. В случае, когда средства сняли незаконно или ошибочно, можно в ФСПП заполнить заявку на проверку и возврат суммы. Также можно предъявить банковским сотрудникам справку от приставов о том, что с их стороны претензий нет.
Если деньги списал банк
Снять средства с банковской карты может и сама финансовая организация. Можно принять за незаконную операцию снятие денег банком за обслуживание карты. Чтобы узнать, за что взяли оплату, зайдите в интернет-банк или мобильное приложение и найдите нужные сведения в списке операций. Эти данные следует искать в описании назначения платежа. Там содержится краткая информация о том за что, и на основании какого документа было произведено списание. Например, за смс-оповещение согласно универсальному договору на банковское обслуживание или за годовое обслуживание в пакете Премьер.
Важно знать, что незаконно списывать с карты полную сумму заработной платы в счет погашения задолженности банку или службам судебных приставов. Российское законодательство запрещает взимать более 50% от дохода, чтобы погасить сформированный долг. Кредитные организации в договоре прописывают, что могут снять заработную плату, если заемщик долго без уважительных причин не погашает задолженность на добровольной основе.
Неосознанные покупки
Бывает так, что владельцы карт случайно дают согласие на приобретение услуги, например, за ежемесячную подписку на сайт или автоматическое обновление антивируса. Одноразовое приобретение товара в интернете может предполагать периодическую или ежегодную подписку и повторные снятия денег. В таком случае обратитесь в службу поддержки, обычно администрация сайта возвращает списанные деньги.
В махинациях с деньгами могут быть замешаны и микрофинансовые организации, в которых оформляют небольшие займы под большие проценты. При этом в договорах на микрозайм клиенты часто не замечают пункты о том, что задолженность будут списывать с любых привязанных банковских карт заемщика. Причем без уведомления должника об изъятии средств. Эту ситуацию не исправить уже никак, так как клиент поставил собственноручную подпись в договоре. Юристы рекомендуют отдать долг и больше не связываться с такими недобросовестными учреждениями.
Рекомендации по защите безналичных денег
Чтобы не попасться на мошеннические уловки, следуйте определенным рекомендациям:
Если не соблюдать правила безопасности, то ответственность за снятие денег с карты Сбербанка полностью ложится на пользователя. Доказать собственную непричастность к мошенничеству очень сложно.
Как обманывают мошенники
Ситуация 1. Звонок из службы безопасности банка
Вам звонит незнакомец
Номер входящего звонка очень похож на номер банка, а звонящий представляется «сотрудником службы безопасности банка».
У вас просят конфиденциальные данные
Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию» или «в системе произошел сбой». Он просит у вас полные данные карты, CVV- или CVC-код, код из СМС или пароли от СберБанк Онлайн. Это нужно якобы «для сохранности ваших денег».
Злоумышленники могут поменять одну цифру в номере, которую вы не заметите и подумаете, что это банковский номер.
Как защитить себя
Ситуация 2. Перевод по ошибке
Вы оставили своё имя и номер телефона на сайте бесплатных объявлений
Вскоре кто-то присылает вам с мобильного телефона СМС, подделанное под банковское сообщение об операции. Затем с другого номера приходит СМС с просьбой вернуть деньги.
Мошенники исчезают после перевода
Если вы самостоятельно сделали перевод, деньги вернуть не получится.
Как защитить себя
Ситуация 3. Брокерские или дилерские услуги
Выгодные инвестиции
Вам звонит незнакомец, который называет себя представителем брокерской или дилерской компании, предлагает инвестировать деньги и обещает высокий доход. Вы соглашаетесь открыть счёт и самостоятельно переводите деньги на карту третьего лица. Мошенники пропадают, вернуть деньги невозможно.
Бинарные опционы
Вы регистрируетесь на сайте бинарных опционов. После пополнения баланса вы получаете уведомление о получении «бонусных доходов». Чтобы вывести эти деньги, вам нужно повысить «торговый статус». Для этого вы вносите на счёт дополнительную сумму. Мошенники пропадают, вернуть деньги невозможно.
Как защитить себя
Ситуация 4. Опрос от СберБанка
Фишинговый сайт — сайт, на котором у вас пытаются выудить секретную информацию, например, пароль от личного кабинета.
Как защитить себя
Ситуация 5. Автоматизированные кол-центры
Важно: иногда вам может позвонить настоящий голосовой помощник от банка — в том случае, когда банк подозревает мошенничество. Но это делается лишь для подтверждения, что операцию проводили вы сами. Ни сотрудник банка, ни голосовой помощник никогда не просят называть цифры и коды или звонить на номер, который отличается от официального.
Как защитить себя
Ситуация 6. Звонок из прокуратуры
Как защитить себя
Ситуация 7. Приложение-кошелёк с «защищенной» картой
Злоумышленник звонит от имени банка и говорит, что для вас выпущена новая, особо защищённая карта. Такую карту якобы нужно добавить в мобильное приложение-кошелёк и перевести на неё деньги с других карт «для сохранности». Если вы под диктовку мошенника привяжете к приложению-кошельку свою карту и пополните её, деньги уйдут мошеннику.
Дело в том, что в такое приложение можно добавить любую, даже чужую карту, а имя поставить какое угодно — мошенники этим пользуются.
Верховный суд разъяснил, как наказывать за снятие денег с чужой карты
Пленум Верховного суда России разъяснил, как наказывать за снятие без спроса денег с чужих банковских карт и электронных счетов. Документ публикует сегодня «Российская газета».
Главный момент: «облегчить» в банкомате чужую карту без разрешения является не просто кражей, а крупной кражей. Независимо от суммы. Наказание за это полагается более строгое: до 6 лет лишения свободы.
Соответствующие поправки внесены в старое постановление пленума «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», принятое еще в 2002 году. В ту пору никто из нас еще не догадывался, что пачка денег в кармане станет анахронизмом. И если воры раньше лезли в карманы, то сегодня они лезут на наши счета.
Побочный эффект прогресса: на скамье подсудимых все чаще стали оказываться не только матерые уголовники, но и простые люди, слишком вольно обошедшиеся со счетом близкого человека. Даже дочка, снявшая деньги со счета матери без спроса, совершает преступление. Таков закон.
Например, жительница Нюксенского района Вологодской области 33-летняя Марина К. тайком сняла несколько тысяч рублей со счета матери.
Если бы дочь нашла силы честно признаться во всем матери, то обошлась бы просто материнской головомойкой. Хотя кража от этого не перестала бы быть кражей. Однако дочка не созналась, и мама вызвала полицию, опасаясь, что стала жертвой настоящих электронных преступников.
Правоохранители быстро вычислили виновную. После того как дело завертелось, то даже по маминой просьбе процесс было не остановить. Суд назначил Марине К. 9 месяцев лишения свободы условно.
В другом деле гражданин взял у женщины, с которой познакомился в соцсети, телефон и карту, чтобы якобы установить приложения и защиту. Но в итоге снял с карты 120 тысяч рублей. Как мужчина не отнекивался, мол, все было по взаимному согласию, получил обвинительный приговор: 3 года колонии общего режима.
Какими способами мошенники похищают деньги с карт. Как не стать жертвой
За первое полугодие 2020 года мошенники украли у банковских клиентов с их карт и счетов 4 млрд руб., совершив более 360 тыс. несанкционированных операций. Из этой суммы банки смогли вернуть пострадавшим только 12,1% (около 485 млн руб.), а общий объем похищенных средств больше показателей аналогичного периода прошлого года на 39%.
Какие схемы мошенничества получили наиболее широкое распространение и как не стать их жертвой — в обзоре РБК.
Способы хищения денег с банковских карт
Самым распространенным способом мошенничества является социальная инженерия — методы обмана и введения клиентов в заблуждение с целью кражи денежных средств. По данным ЦБ, в первом полугодии 2020 года на нее пришлось 83,8% случаев от общего числа атак. Традиционно мошенники звонят банковским клиентам под видом «службы безопасности банка» или «службы финансового мониторинга» и сообщают о том, что по карте якобы совершена подозрительная операция. Под предлогом спасения денежных средств они заставляют клиента совершить ряд действий, чтобы украсть деньги с его счета. Контактную и персональную информацию о клиентах злоумышленники получают, покупая «слитые» базы в даркнете (теневой сегмент интернета. — РБК) либо находя их там же в свободном доступе. Также для убедительности они могут звонить с подменных номеров банков и других структур. Далее схема мошенничества развивается по нескольким сценариям.
В последнее время стали появляться более сложные схемы: к звонкам от «банковских работников» добавились звонки от «правоохранительных органов», которые «подтверждают», что кто-то пытается украсть деньги клиента, поэтому их надо спасти путем перевода на «безопасный» счет. Также злоумышленники начали звонить от имени бюро кредитных историй и сообщать, что обнаружили попытки оформления кредитов с использованием паспорта жертвы.
Во время пандемии и перехода многих процессов в онлайн-формат киберпреступники также активизировались в интернете, предупреждал ЦБ. По данным регулятора, за первое полугодие 2020 года мошенникам удалось украсть в интернете свыше 2 млрд руб., то есть более 50% из общего объема похищенных за этот период средств.
По данным «Лаборатории Касперского», в 2020 году активно росли объемы телефонного мошенничества и скама. С января по ноябрь компания обнаружила почти 86 тыс. скам-ресурсов, из них 62,5 тыс. были заблокированы во втором полугодии. Особенно распространено такое явление в русскоязычном сегменте интернета. По подсчетам компании, потенциальный ущерб от мошенничества мог бы превысить 13 млрд руб., если бы каждая заблокированная попытка перехода пользователя на подобный ресурс повлекла за собой обман хотя бы одного человека.
В России в этом году среди всех входящих звонков с неизвестных номеров доля спама составила 63%, а доля звонков с подозрением на мошенничество — 5,9%. При этом злоумышленники активно пользовались технологией подмены номера. Чаще всего они указывали телефоны финансовых организаций, государственных учреждений или юридических лиц. «Люди проводят все больше времени с телефоном под рукой и чаще берут трубку. Но при этом возможность принять взвешенное решение в разговоре у них есть не всегда. Часто злоумышленники использовали актуальную новостную повестку, чтобы вызвать доверие у жертвы», — объясняет Голованов.
Как не стать жертвой мошенников
Однако вернуть деньги, которые были украдены с помощью социальной инженерии, сложно, так как потерпевший добровольно подтверждал операции по своему счету и у банка есть основания отказать в возврате средств, предупреждает юрист. Клиент может обратиться в банк с требованием заблокировать мошенническую операцию, но, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев в отсутствие документов, подтверждающих факт совершения мошеннических действий, банк, скорее всего, ответит отказом. «Этот отказ можно оспорить в суде, но опять же, как показывает практика, если вы подтвердили операцию списания сами в порядке, установленном банком, шансы минимальны», — добавляет Иккерт.