как узнать заблокирован счет в банке или нет у физического лица
О блокировке расчетного счета можно узнать заранее. Но не от банка
На днях в этих наших интернетах всплыл скриншот с сообщением якобы от одного из банков. Клиента предупреждали о блокировке расчетного счета. То есть налоговая уже приняла решение, но банк его еще не получил. И вот он заранее говорит клиенту, как бы намекая: друг, скоро ты не сможешь пользоваться деньгами, есть время себя обезопасить.
О каких блокировках речь?
Налоговая может заблокировать расчетный счет предпринимателя или фирмы. Это не те блокировки, когда компанию заносят в так называемый черный список. Закон 115- ФЗ здесь ни при чем, и банк на эти решения вообще никак не влияет: он обязан их исполнять.
Причины и нюансы блокировки подробно описаны в ст. 76 НК :
Пример с отчетностью. Вы должны были сдать отчет, но забыли или не захотели. Налоговая сразу это отслеживает, просит предоставить отчет, ждет еще несколько дней, а потом блокирует счет. И не разблокирует его, пока вы не предоставите отчет. Остановлены будут все расходные операции. Деньги от клиентов приходить будут, а снимать или перечислять их поставщикам вы не сможете. На некоторые нужды их все-таки разрешат использовать, но это не всегда удобно.
Кого это касается?
Налоговая может списать недоимку с расчетного счета ИП или ООО без суда. А со счета физлиц — нет. Придется обращаться в суд, но это можно сделать в упрощенном порядке, так что бюджет свое получит.
Как узнать о блокировке счета в банке?
Решение о приостановлении операций налоговая пришлет в банк и вам. Скорее всего, вы получите его позже. Но если у вас заботливый банк, он сразу сообщит вам в смс, в личном кабинете и мобильном приложении, что к нему пришло решение из налоговой.
В любом случае сообщить о блокировке по решению налоговой банк сможет, только когда сам получит решение. Исполнить его он обязан сразу. То есть вы узнаете от банка о фактическом приостановлении операций и причине блокировки, а не о планах налоговой.
Еще решение может прийти вам через систему для отправки отчетности, но это зависит от настройки. И это все равно не поможет вам разблокировать счет без исполнения требований налоговой.
Банк может предупредить до блокировки? Это же забота о клиентах.
Честный и законопослушный банк не может так сделать. А если какой-то банк так сделает, это ничего не говорит о его заботе — скорее, это подвох и повод создать клиенту серьезные проблемы. И может быть, даже всем клиентам.
Блокировка — это одна из крайних мер со стороны налоговой. К ней прибегают, когда напоминания о недоимке и требования ее погасить не сработали. И когда срок отчета наступил, а налогоплательщик его не предоставил. Налоговой больше ничего не остается, как заблокировать счет. Обычно после этого налоги сразу платятся, а отчеты сдаются. Иногда блокировка — это единственный способ общения с налогоплательщиком, если письма по почте он не получает, на звонки не отвечает, а лично не приходит.
Если банк предупреждает клиента о предстоящей блокировке, фактически он так помогает уйти от ответственности перед государством. Причины и обстоятельства приостановления операций по счету бывают разные, а иногда ошибается и налоговая. Но банк не имеет права в это лезть и разбираться, кто виноват.
Что может сделать заботливый банк — так это быстро сообщить о приостановлении операций, описать причину и помочь клиенту решить проблему.
Некоторые банки все-таки предупреждают?
У нас нет подтверждения этой информации. Есть только пост в мессенджере, из которого нельзя определить достоверность сообщения. Возможно, это ложная новость или повод привлечь внимание. «Коммерсант» пишет, что банк свою причастность к этому сообщению не подтвердил.
Даже если это правда, ничего хорошего в таком сервисе нет. Одному клиенту такое предупреждение поможет, а другого подведет.
Откуда банк вообще может заранее узнать о блокировке счета?
Заранее узнать о решении налоговой по поводу приостановления операций может кто угодно: банк, сам налогоплательщик, конкурент, партнер или просто любопытный человек. На сайте налоговой есть сервис для информирования банков. Там даже логиниться не нужно — вводите ИНН фирмы или ИП и БИК банка и узнаете о приостановлениях по счету.
Все банки проверяют наличие решений через этот сервис еще до того, как открыть счет. И потом тоже им пользуются. Так могут делать и налогоплательщики.
Иногда в системе информация уже есть, а само решение в банк еще не поступило. Получается разрыв между наличием информации о решении и обязанностью его исполнить. Если налогоплательщик сам узнает о приостановлении и успеет подстраховаться, это не нарушение, а пробел в законодательстве и порядке обмена информацией. Но банк в этом помогать не должен.
Но ведь можно не исполнять решение налоговой. Заботливый банк разрешит провести срочный платеж?
Нет, не разрешит. Дело не в заботе, а в ответственности перед законом и клиентами. Исполнять решение налоговой обязательно. Нет ни одной причины, чтобы банк смог разрешить клиенту провести платеж, если налоговая приостановила расходные операции и излишка денег нет. Налоги заплатить можно, перечислить зарплату тоже, а снять наличные или оплатить товар нельзя.
А открыть второй счет в банке получится?
По закону нельзя открывать счета, если у клиента есть приостановление от налоговой. Если один счет заблокировали, второй открыть не получится ни в этом банке, ни в другом.
Нельзя будет открыть новую корпоративную карту и перевести на нее деньги, потому что это тоже счет.
Как разблокировать расчетный счет?
Сначала нужно вовремя об этом узнать. Желательно получить информацию не перед проведением важной платежки в пятницу вечером и не в последний день месяца, когда нужно закрывать квартал. Банк должен сообщить об этом, как только получил такое решение и приостановил операции.
Как только вы узнали о приостановлении, нужно разобраться, в чем дело. В этом тоже поможет банк. Как минимум вы узнаете, что делать дальше. Выполните требования налоговой. Если дело в задолженности — оплатите.
Если не сдали отчет — предоставьте. Счет разблокируют в течение нескольких дней. Иногда это можно законно ускорить: все зависит от вашей заинтересованности, причины и суммы блокировки.
Как узнать о блокировке счета и можно ли ее спрогнозировать
Бизнес сегодня невозможно представить без расчетного счета. Поэтому налоговые службы применяют частичные или полные блокировки счетов в качестве меры воздействия на налогоплательщиков. Если у организации несколько счетов, то блокируют все.
Понятно, что невозможность проведения операций парализует деятельность.
Не получится открыть новый счет в другом банке и перенаправить финансовые потоки. Перед тем как открыть счет, любой банк должен проверить клиента на наличие приостановления расходных операций по счетам через сервис на сайте ФНС. Если арестованные счета есть — банк откажет в открытии нового счета (п.12 ст. 76 НК РФ). Закрыть заблокированный счет невозможно.
Как узнать, что вас заблокировали
Чтобы блокировка не прилетела неожиданно, организация сама может при помощи сервиса ФНС «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов» периодически проверять свои счета:
Лайфхак — БИК при запросе можно и не вводить, заменив его нулями, тогда выпадут все имеющиеся блокировки, а не только по одному банку.
Налоговая служба обязана, согласно пункту 4 статьи 76 НК РФ, не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения о приостановлении операций по счету в банке направить владельцу счета копию документа. Это возможно сделать по ТКС или через личный кабинет на сайте ФНС. Копия также может вручаться налогоплательщику или его представителю лично. Если же до вас документ почему-то не добрался — используйте сервис ФНС. Точно также на наличие решений о приостановлении операций можно проверить и контрагента.
Проверить контрагента на блокировки можно также через сервис Ак Барс Банка «Светофор », используя который вы узнаете самое важное:
Как быстро разблокировать расчетный счет
Дальше уведомьте налоговую службу об устранении нарушений:
Как минимизировать риски блокировки
Чтобы минимизировать риски блокировки счетов нужно:
Еще не успели стать нашим клиентом? Оставьте заявку на открытие счета прямо сейчас. В Ак Барс Банке действует также формат подписки на обслуживание расчетного счета. Суть его в том, что вы можете заранее оплатить 3, 6 или 12 месяцев расчетно-кассового обслуживания и получить скидку. А еще вы бесплатно получите полезные сервисы для бизнеса на этот период.
Поэма Блока: как понять, что ваш счет в банке будет заблокирован
И что делать с этим знанием
Клиенты финансовых организаций зачастую сталкиваются с блокировкой своего счета или операций, которые, по их мнению, совершенно законны. Однако у банка может быть иное мнение. Банки.ру узнал, по каким критериям можно определить, что вы в зоне риска и ваша карта или счет скоро будут заблокированы.
«Я не работаю, а копирую документы для Тинькофф Банка»
«Сегодня Сбербанк предложил мне в безальтернативной форме письменно пояснить и бумажно закрепить все транзакции за 3 месяца. Оператор кол-центра предложил направить свой вопрос в почту, приложив номер карты и все паспортные данные. На вопрос о ФЗ «обработка и хранение персональных данных» при таком способе общения она ответила: «Ну не отправляйте. Приезжайте в банк и узнавайте все так». Или предложила мне отправить обращение через личный кабинет, доступ в который они предварительно заблокировали», — пожаловался на своей странице в Facebook CEO Idealpromo agency Александр Томченко.
«Более 2-х месяцев назад открыли расчетный счет в Тинькофф Банке, все было прекрасно до того момента, пока не пришло СМС, что операции по р/с приостановлены до предоставления документов. Запрос пришел 20 сентября. На следующий день я отправила часть документов на проверку, потому что объем достаточно большой. В понедельник пришел ответ, что нужно предоставить еще часть. Отправила еще. И вот до сегодняшнего дня счет до сих пор заморожен. Прошла уже неделя. Организация терпит убытки. Прекрасно понимаю, что по закону банк имеет право на приостановку операций. Но все же можно проводить проверку документов с меньшим дискомфортом для клиента.
Зачем замораживать счет сразу? Вы отправьте сообщение, что если документы не будут предоставлены, то счет останавливается. И проверки проводить можно в более ускоренном темпе», — написала одна из пользователей «Народного рейтинга» Банки.ру.
«История продолжает набирать обороты. Доступ открыли, но затребовали еще огромный пакет документов, даже те, которые я уже отправляла. Срок дали один день! Просто уже невозможно этим заниматься. Я не работаю, а копирую документы для Тинькофф Банка!» — добавила она позднее.
Банковские службы финансового мониторинга не останавливает даже наличие priority-карты у клиента.
«Я пользуюсь картой Сбербанка уже более трех лет, причем пользуюсь активно, постоянно что-то покупаю, перевожу, коплю мили, так как это карта «Аэрофлот-бонус». А тут вдруг случилось. Прихожу в магазин, собираюсь купить продукты, а карта заблокирована без всяких уведомлений, СМС-сообщений и прочего не было. Ну ладно, думаю, может, ошибка какая-то, звоню на горячую линию, и девушка мне говорит, что банк может в одностороннем порядке заблокировать карту без объяснения причин, якобы не нравлюсь я им. Ок, без вопросов! Банков у нас много — хотите блокировать, пожалуйста. Только почему своего же клиента ставить в такое положение неудобное, почему хотя бы сообщение не прислать, тем более я их оплачиваю регулярно! Очень меня расстроило такое отношение! Хотя и обслуживание приоритетное выделили, и лимит по кредитной карте сами увеличили, а сами без денег оставили — спасибо большое за ваш профессионализм. Будем выбирать частные банки», — рассказал пользователь «Народного рейтинга» Банки.ру.
«Зачастую банк перестраховывается»
Выстроенная в кредитной организации система контроля затрагивает сотрудников практически всех уровней, начиная от операционистов и кассиров и заканчивая руководителями высшего звена. Банк, в свою очередь, отчитывается об осуществленных блокировках перед Росфинмониторингом.
«Зачастую банк перестраховывается, блокируя операции и счета на свое усмотрение, без достаточных, с точки зрения клиента, оснований. Усугубляет ситуацию и то, что какой-либо ответственности за блокировку организация не несет. Фактически банки злоупотребляют своими полномочиями в рамках 115-ФЗ, действуя по принципу «лучше перебдеть, чем недобдеть». Кроме того, если речь идет о блокировке счета в связи с операцией на существенную сумму, то это может быть сигналом от банка, что вы нежелательный для него клиент. Например, некоторые банки не жалуют клиентов, которые получают на свой счет «серый» заработок», — комментирует участившиеся случаи блокировки счетов руководитель юридического департамента Castle Family Office в России и СНГ Роман Алексеев.
«На практике даже несущественные суммы могут стать поводом для того, чтобы банк захотел с вами попрощаться. Это явное злоупотребление положениями 115-ФЗ со стороны кредитной организации», — отмечает эксперт.
Как избежать блокировки карты
Несколько лет назад у граждан РФ появилась возможность перевода средств только с указанием номера счета получателя. На сегодняшний день операции по картам физлиц остаются достаточно закрытыми для контролирующих органов, однако есть ряд признаков, при наличии которых они могут стать объектами проверки.
Объем оборота средств по номеру счета получателя довольно большой — только в Сбербанке этот показатель за I квартал 2017 года составил 2,6 трлн рублей.
Банки не просто помогают налоговикам в борьбе с отмыванием денег, но и превратились чуть ли не в их «дублеров», требуя от клиентов сведений больше, чем контролирующие органы. Банки.ру узнал, какие личные сведения хотят получить от вас кредитные организации и помогает ли это бороться с мошенниками.
Не закрывайте счет после цикла однотипных переводов
Операции, которые привлекают внимание банков, соответственно, могут стать объектом проверки и налоговых органов. К ним относятся случаи, когда поступление и получение средств происходит в один операционный день; одни и те же участники однотипных сделок или значительные объемы денежных средств, получаемые физическим лицом со своего счета, если они получены в одном внутреннем подразделении кредитной организации. Также внимание банка привлекут операции, после которых счет резко закрывается. Или операции, которые прекращаются после цикла однотипных переводов.
Не будьте слишком осторожными
Следует также учитывать, что внимание к клиенту может быть вызвано его поведением — излишними мерами предосторожности по обеспечению конфиденциальности операций, а также отказом в предоставлении сведений, которые запрашиваются в соответствии со сложившейся банковской практикой. Причем запрос таких сведений не обязательно должен быть предусмотрен законодательством — они должны просто запрашиваться по таким же операциям в обычном порядке.
Опасная сумма — 600 тыс. рублей
Банк может обратить внимание на операции клиента и в ряде других случаев — например, если они не имеют экономического смысла и не соответствуют характеру его деятельности. Подозрительным фактором может стать невозможность установить контрагентов клиента. Большое значение играет лимит в 600 тыс. рублей — именно при его достижении вы можете попасть в поле зрения финансового контроля. Например, может привлечь внимание зачисление на счет клиента значительного количества платежей от физических лиц, в том числе через кассу кредитной организации. Сумма платежей при этом может не превышать эквивалент 600 тыс. рублей. Объяснением может быть деятельность клиента, которая связана с оказанием услуг населению или сбором каких-либо платежей.
Не связывайтесь с «не предпринимателями»
Больше всего вопросов вызывают те переводы, которые граждане делают за оказанные им услуги тем лицам, которые не являются предпринимателями. Дело в том, что для получателей такие средства являются доходом, который, как и любой другой, подлежит налогообложению. Для резидентов РФ ставка налога составляет 13%, для нерезидентов — 30%. Отследить и получить с таких доходов налоги государство может только в том случае, если услуги оказаны на основании официального договора, средства по которому поступают уже с учетом оплаты НДС.
Постарайтесь не «уходить» от налогов
Подобные операции попадают в поле зрения налоговых органов крайне редко и чаще всего случайно. Никаких массовых проверок в отношении физических лиц на предмет выявления сокрытия ими налогооблагаемых доходов пока не проводится. Однако статья 89 Налогового кодекса предусматривает в том числе возможность проведения налоговой проверки в отношении физического лица. Основанием для этого может стать информация, которая свидетельствует о возможном уходе от налогов. В теории такую информацию может предоставить налоговым органам банк (статья 86 НК РФ), однако на практике подобное взаимодействие не имеет ярко выраженных проявлений.
Судебной практики по таким делам практически нет, поскольку у налоговой просто нет механизма для выявления подобных правонарушений. Однако определенные риски у фрилансеров все же есть — согласно федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», у кредитной организации есть право запросить данные о происхождении средств.
Такое право появляется у банка, если он установит факт регулярного поступления денежных средств клиенту. Если ответ не будет получен, то кредитная организация вправе применить к клиенту меры. Например, заблокировать счет. Стоит также помнить о том, что если налоговые органы обнаружат незадекларированный доход, нарушителя ждет штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Избежать таких рисков можно, только официально зарегистрировав свою деятельность и уплачивая с нее официальный налог.
Не спешите быстро и часто снимать наличные
Шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарёв рекомендует во избежание ситуаций с блокировкой счета не спешить быстро и часто снимать наличными поступающие к вам на счет платежи. Особенно если к вам на счет поступила солидная сумма. Лучше продолжать использовать деньги дальше с банковского счета — для безналичных платежей в виде переводов или оплаты банковской картой. «Именно такие действия со снятием наличных вскоре после очередного платежа могут быть похожи на преднамеренную «обналичку» средств, особенно если от того же самого юрлица такие платежи приходили не только вам, но и другим гражданам и те вели себя аналогично: шли и сразу же снимали в банкомате деньги. В таких случаях банковский надзор и проявляет бдительность», — комментирует эксперт.
Скорее всего, для разблокировки счета достаточно будет предоставить набор простых подтверждающих документов, как то: договор об оказании определенного вида услуг с компанией-юрлицом; договор купли-продажи, откуда видно, за какие товары или услуги были перечислены средства. Если же деньги в сумме более 600 тыс. рублей поступили от физлица, то помочь может грамотно составленная дарственная или иной документ, например договор займа, из которого ясно, что человек перечислил вам деньги (или вы ему) на тех или иных условиях, возвращая долг.
Ничего не поделаешь: без предоставления таких документов банковские операции тех, кто отмывает деньги, выглядят точно так же, как и действия вполне законопослушных людей. Их переводы или безналичные покупки внешне не отличаются от обычных. Поэтому органы банковского контроля, дабы следовать закону, запрашивают дополнительные документы, поясняющие экономический смысл ваших действий и действий ваших контрагентов.
«Если же это история о «нежелательном» клиенте, то решением проблемы будет расторжение договора по собственному желанию и открытие счета в более «дружелюбном» банке», — говорит руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе.
«В этом случае средства со счета будут возвращены клиенту. Если банк по какой-либо причине отказывается возвращать/перечислять средства, это повод обратиться с жалобой в ЦБ РФ. В судебном порядке можно взыскать с банка часть комиссии за годовое обслуживание. Можно даже за моральный вред. Но не следует рассчитывать на какие-то гигантские суммы», — заключает эксперт.
Блокировка счета физического лица
Действие федерального закона 115-ФЗ распространяется на организации, индивидуальных предпринимателей и граждан. Организации, имеющие отношение к проведению операций с денежными средствами, обязаны соблюдать предписания законодательства, и вовремя отчитываться перед контролирующими органами. Причины блокировки счетов и карт физических лиц в исчерпывающем виде прописаны в указанном федеральном законе.
Что такое 115-ФЗ
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», принят в 2001 году. За два десятилетия в закон вносились многочисленные поправки: одни нормы утрачивали силу, другие — вводились в действие. Сервис Brobank.ru разобрался, в чем заключается суть данного федерального закона, и какие цели он преследует.
Федеральный закон обязывает организации, работающие с денежными средствами, следить за движением денежных масс, вычисляя подозрительные и незаконные операции. Главным регулятором в сфере финансового надзора является — Росфинмониторинг. Исходя из этого, на вопрос, может ли банк заблокировать счет физического лица, ответ один — может, и под контроль подпадают банковские карты, вклады, текущие счета физлиц.
По каким причинам блокируется счет физического лица
Кредитные и прочие организации, работающие с денежными средствами, обязаны анализировать операции своих клиентов на подозрительность. Критерий подозрительности — достаточно неопределенный и не очевидный момент, так как подозрительной может быть признана практически любая операция.
При этом закон запрещает банкам и некредитным финансовым организациям разглашать информацию о планируемых мерах по отношению к конкретному клиенту. Блокировка счета физического лица производится без предварительного уведомления.
Это ключевой момент: банк может проинформировать клиента только после принятия в его отношении конкретных мер. До блокировки счета или расторжения договора вклада клиент о проводимых банком мероприятиям не оповещается. Объективные причины блокировки счета физического лица:
Для блокировки счета или для наложения ограничений на совершение определенных операций специалисту банка (иной организации) достаточно увидеть в операции признаки одного из нарушений, приведенных в списке. Если уполномоченному сотруднику покажется подозрительность операции, счет будет заблокирован. То есть, нарушения, как такового, может и не быть. Именно поэтому критерий подозрительности операций — условное значение, которое часто зависит от человеческого фактора.
Что делать в случае блокировки счета
Банк оповещает клиента о предпринятых в отношении его счета мерах по факту их принятия. Как правило, банк связывается с клиентом по телефону или в смс-сообщении, реже — по электронной почте. Специалист обязан указать на то, что счет заблокирован по 115-ФЗ, а также назвать причину блокировку — совершение конкретной операции.
В случае блокировки счета вариант решения проблемы один — клиент доказывает банку, что совершенная им операция (операции) не преследовала цель отмывания доходов и (или) финансирования террористической деятельности.
Сложность заключается в том, что полного перечня документов, подходящего под каждый случай, — не существует. Каждый случай рассматривается банками индивидуально, поэтому клиент в обозначенный срок предоставляет данные, указанные специалистом организации.
Документы должны подтверждать законность происхождения денежных средств, а также экономический смысл совершенной операции. Ими могут быть: договоры купли-продажи, чеки, накладные, квитанции, расчетные листы, счета, арендные соглашения, и прочее. Пока клиент не предоставит в банк документальные данные, ограничения со счета не снимаются.
Как передать в банк подтверждающие документы
Если заблокировали счет в банке, клиент получает сообщение, в котором указывается на перечень подтверждающих документов и на способ их отправки в банк. Если клиент проживает (находится) в городе, в котором базируется региональное управление банка (иной организации), документы предоставляются лично. В остальных случаях допускается:
Если подтверждающих документов нет в наличии, либо на их сбор клиенту требуется время, об этом необходимо сообщить в банк. Кредитные организации не заинтересованы в потере своих клиентов, поэтому для снятия ограничений со счета может быть найдено альтернативное решение.
Как подстраховаться от блокировки текущего счета (карты)
Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью или частной практикой (нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие, частные детективы, охранники, и другие), открывают в банке текущие счета, карты, вклады. Каждый из этих счетов, либо все одновременно, могут быть заблокированы банком на неопределенный срок.
Кредитные организации на своих официальных сайтах размещают информацию (памятку), которая помогает клиентам избежать возможной блокировки счетов. Действия, которые не рекомендуется совершать, в процессе использования личного счета:
Если гражданин начинает заниматься предпринимательской деятельностью, то ему запрещено пользоваться картами и счетами для принятия платежей, которые он оформлял будучи физическим лицом. В этих целях оформляется бизнес-карта для ИП и открывается расчетный счет.
Избежать блокировку получится при соблюдении этих элементарных правил. Следует помнить, что банк выполняет предписания законодательства, и за нарушения требований 115-ФЗ в отношении участников рынка предусмотрены достаточно жесткие санкции, вплоть до отзыва банковской лицензии.
Источники информации:
Комментарии: 2
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь: