как узнать зачет или незачет по итоговому сочинению
Итоговое сочинение 2021-2022гг. Критерии оценивани
. Проверяя работы, учитывайте, что у ребенка обязательно должен быть проведен сопоставительный анализ (КРИТЕРИЙ 2). Для этого научите выпускников записать следующие строчки: СОПОСТАВЛЯЯ данные (аргументы, поступки героев, позицию….) и т.д. Научите их сопоставлять, иначе они не пройдут по критерию 2.
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев
автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий 3. Композиция и логика рассуждения. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
Структурные элементы: в сочинении чётко выделяются: вступление, тезисно-доказательная часть и заключение, которые логически связаны.
В содержании вступления нужно более чётко сформулировать проблему работы. Первый абзац сочинения фактически является вступлением к работе, в нём перечисляются проблемы, которые будут доказываться в главной части работы. В тезисно-доказательной части сочинения должно быть выдержано соотношение между тезисом и доказательствами и есть аргументированные рассуждения. Есть комментарии и аргументы, обоснованный логический переход между аргументами.В заключении выводы, полностью соответствующие содержанию главной части работы, должны быть логичными.
Пояснение. 1.Структурные «перекосы»:
-запоздалый выход на тему, неоправданно распространённое вступление к работе, содержащее ненужную для раскрытия темы информацию;
-короткое и необоснованное заключение, не содержащее необходимых выводов и обобщений;
-слабая тезисно-доказательная база в основной части сочинения, дефицит необходимых аргументов и связанных с ними литературных примеров;
-нарушение логики при переходе от одной мысли к другой и отсутствие логических «мостиков» для связи частей сочинения.
2.Неумение строить логические переходы (набор тезисов); не выдерживается соотношения между тезисом и доказательствами; отсутствие глубины рассуждения и возникновение эффекта «мозаичности мысли», хаотичности суждений.
3. Наиболее распространённые стратегии построения вступления и заключения по теме:
-повтор темы или трансформация темы в собственную конструкцию;
использование назывных конструкций в сочетании с ключевым вопросом темы <«Человек. Природа. Что связывает нас с природой и что мешает нам обрести подлинную гармонию с ней?»)',
-изложение авторитетного мнения («Человек с рождения, как чистый лист бумаги — так утверждают психологи»);
-определение ключевого понятия <«Душа — это то, что отличает человека от других существ на земле»)',
-краткое раскрытие сути (причины, источника) основной проблемы, заявленной в формулировке темы <« какой ты есть, любить, а порой защитить от всего мира в самые Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема „отцов и детей", в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями»; «Самой важной ценностью для человека является его семья. Только родные могут принять тебя таким в тёмные для тебя дни»)\использование эмоционально окрашенных фраз, характерных для эссе <«Война. Сколько боли и слёз в этом слове. »)',
указание на актуальность темы <«Тема гармонии человека с природой актуальна и сейчас»)',
-признание заслуг писателя <«Одним из величайших произведений М. Ю. Лермонтова является роман „Герой нашего времени"»)',
-постановка исходных вопросов <«Что же такое наставление? С чем его едят? Принесёт ли оно пользу человеку, которому оно было адресовано?»). В ряде случаев и при более удачном речевом и смысловом оформлении этот приём срабатывает с положительным результатом, но часто обилие установочных вопросов ведёт к демагогическим рассуждениям о том, «что есть что», тогда как суть поставленной проблемы отходит на второй план.
Критерий 4. Качество письменной речи. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных
случаях выставляется «зачет».
При оценивании сочинений эксперты не всегда разделяют речевые и грамматические ошибки. Эта путаница существенна, так как за речевые ошибки оценка сочинения снижается по критерию № 4 «Качество письменной речи», а за грамматические — по критерию № 5 «Грамотность».
Речевая (в том числе стилистическая) ошибка — это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова.
Слово «одноимённый» ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не сочетается по смыслу со своим ближайшим контекстом.
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например, это может быть отличное окружение людей, замечательные наставники.
Пояснение. Многие выпускники используют разнообразную лексику, умеют точно выбирать слова, применяют различные грамматические конструкции, способны построить нешаблонную фразу, владеют изобразительно-выразительными средствами языка и риторическими приёмами.
При этом в значительной части сочинений выявлены существенные недостатки речевого оформления:
-некорректное использование понятий («Волчица Акбара оказывается в лагере положительных героев»);
-неудачная попытка создания неологизма («коллективно-трудовое общество»), вычурность стиля <«Люди, не будь они эгоистами по природе и от рождения, могли бы легко обрести гармонию с природой, могли бы прийти к консенсусу и не травмировали бы лик Земли»). Обращает на себя внимание обилие недочётов, связанных с нарушением сочетаемости слов <«. избежать губительного отношения к природе»);
-встречаются незавершённые предложения;
-наиболее распространённые речевые ошибки:
употребление слова в несвойственном ему значении, неточность словоупотребления <«конфликт — неотъемлемая часть человеческого сообщества»; «родители вскармливают в ребёнке честность и порядочность»; «у кого-то с помощью хороших явлений, а у других впоследствии печальных происшествий»)',
употребление иностилевых слов и выражений (речевые штампы, канцеляризмы) <«В заключении хочу сказать, что человечество сейчас идёт по правильному пути. Люди, наконец, осознали всю значительность природы и пытаются ей помочь в восстановлении. Я очень надеюсь, что мы и дальше будем налаживать отношения с нашей планетой, ведь природа — наше всё»)',
немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений <«Война закаляет характеры людей. И всё же люди, которые побывали на войне, менялись по-разному. Одни слетали с катушек, другие становились сильными, выносливыми и мужественными»)',
смешение лексики разных культурных эпох <«Элен лгала, являлась домой после пышных приёмов, когда уже светало, частенько проводила время в компании посторонних мужчин, а Пьер молча выносил все её выходки)',
нарушение лексической сочетаемости <«Любящая семья создаст крепкие узы поддержки и понимания»; «с помощью хороших явлений»)’,
— употребление лишнего слова (плеоназм);
— повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или словоформ без оправданной необходимости (тавтология) («Во времена военных времён люди сильно голодали. »;«Этот эпизод показывает, что могут позволить себе некоторые туристы, показав своё потребительское отношение к природе»)’,
необоснованный пропуск слова («Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время (подразумевалось «время отцов. » — Прим, авт.) необратимо уходит в прошлое»)’,
бедность и однообразие синтаксических конструкций («Человек всегда стремился к счастью. Каждый счастлив по-своему. Человеку удавалось быть счастливым»)’,
-порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию смысла высказывания («Яркий пример искажённого восприятия родителей представлен в рассказе Бредбери „Вельди».
Критерий 5. Грамотность. На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
. Прошу обратить внимание на новые критерии, предъявляемые к итоговому сочинению (изложению) в 2019/2020 учебном году (Приложение 4 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888).
Проверяя работы, учитывайте, что у ребенка обязательно должен быть проведен сопоставительный анализ (КРИТЕРИЙ 2). Для этого Научите выпускников записать следующие строчки: СОПОСТАВЛЯЯ данные (аргументы, поступки героев, позицию….) и т.д. Научите их сопоставлять, иначе они не пройдут по критерию 2.
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Участник при раскрытии темы сочинения доказывает свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала, привлекая художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст);
-выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы, концептуальным тезисам сочинения;
-при привлечении двух и более литературных произведений осуществляет
сопоставление между ними хотя бы по одной позиции;
-допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании фамилии, имени, отчества автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) 2 балла
Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу привлеченного текста (ов), при привлечении двух и более литературных произведений не осуществляет сопоставления между ними, и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы, и/или ограничивается простым пересказом произведения, и/или допущены 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала 1 балл
Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения), и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала 0 баллов.
По критерию 5: обратите внимание на требования данного критерия
К5. Оригинальность сочинения
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют самостоятельные нешаблонные мысли, или
неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы с привлечением
нетривиального литературного материала, или оригинальные наблюдения, или
интересная логика рассуждения и проч.) или яркостью стиля 1 балл
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход,
оригинальность стиля 0 баллов
Зачет по ВСЕМ критериям, как видите, может не состояться.
Итоговое сочинение: Шесть подсказок выпускникам
Сколько по времени можно писать итоговое сочинение?
— 3 часа 55 минут (235 минут). В этот промежуток не включается время на подготовку (инструктаж, заполнение регистрационных полей и др.). Для участников итогового сочинения с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения работы увеличивается на 1,5 часа.⠀
Есть единое время начала написания сочинения?
— Итоговое сочинение начинается в 10.00 по местному времени.
Чем можно пользоваться во время сочинения?
На рабочем столе участников помимо бланка регистрации и бланков записи находятся:
Какие будут темы?
Открытые направления тем известны. Но это только общие «указатели». А конкретные темы ученики узнают за 15 минут до начала сочинения в каждом регионе.
По каким критериям будут проверять?
Вот главные критерии оценки:
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Где узнать результаты?
Результаты можно будет узнать в своей школе. Есть еще один вариант:
Результат итогового сочинения как допуск к государственной итоговой аттестации действителен бессрочно.
Где узнавать результаты итогового сочинения 2019-2020
Москва, 10.09.2021, 08:26:25, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.
Несмотря на то, что до итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ впереди еще полгода, ученикам уже пришлось поволноваться — 4 декабря выпускники 11 классов общеобразовательных школ и выпускники прошлых лет написали итоговое сочинение по литературе. Оно является допуском к ЕГЭ.
Федеральный институт педагогических измерений предложил ученикам пять тем по направлениям: «Война и мир, «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она». Темы стали известны за 15 минут до начала экзамена.
От будущих абитуриентов требовалось грамотно аргументировать свои мысли, свободно применять знания из отечественной и зарубежной литературы. Рекомендуемый объем – 350 слов. Отметим, что сочинение является своеобразной репетицией и призвано содействовать знакомству учеников с форматом проведения основного экзамена.
Как выставляется оценка за итоговое сочинение
В 2013 году сочинение по литературе вернулось наконец обратно в школьную экзаменационную практику и стало определенным допуском, своеобразным рубежом, после которого каждый выпускник может выйти на финишную прямую и сдать ЕГЭ.
Итоговое сочинение (изложение) в новом формате выпускники школ написали в 2019 году шестой раз.
По предварительным результатам итоговое сочинение с первой попытки пишут 98% выпускников. В этом году этот экзамен сдавали 670 тысяч человек, среди них 130 выпускников прошлых лет.
Итоговое сочинение оценивается по системе «зачет-незачет» и служит допуском для ЕГЭ. Чтобы получить этот допуск, достаточно написать эссе на «тройку» и выше. Тем, кто не справится с этой задачей, дается ещё две попытки пересдачи итогового сочинения.
Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат (незачет), не явившиеся на итоговое сочинение или изложение (последнее могут писать вместо сочинения школьники с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому, и некоторые др. категории) или незавершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать работу в дополнительные сроки. В текущем учебном году это можно будет сделать 5 февраля и 6 мая 2020 года. Таким образом, всего дается три попытки получить допуск к основному этапу ЕГЭ.
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям:
— аргументация, привлечение литературного материала;
— соответствие необходимому минимальному объему: сочинение должно состоять не менее чем из 250 слов (при этом рекомендуемый объем итогового сочинения — не менее 350 слов. Если в сочинении меньше 250 слов, оно не проверяется).
«Незачет» можно получить за грамотность, если количество ошибок более пяти на 100 слов. При выставлении оценки учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
Основная причина, по которой школьники не могут хорошо написать итоговое сочинение – плохая подготовка. Чтобы получить «зачет», нужно регулярно выполнять задания, которые помогут формированию умений, необходимых для написания эссе.
Списывание или воспроизведение по памяти чужого текста также может стать причиной того, что выпускник получит «незачет». Если у экзаменатора возникнут сомнения, то он может проверить уникальность такой работы.
Также «незачет» поставят, если работа выполнена настолько небрежно, что теряется смысл текста.
По словам педагогов, ежегодно без «зачета» остается 2-5% выпускников.
Как получить допуск к ЕГЭ
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11-х классов допуском к государственной итоговой аттестации. Согласно приказу Минпросвещения и Рособрнадзора № 190 «О порядке проведения ГИА по программам среднего общего образования», «незачет» за итоговое сочинение является причиной недопуска к ЕГЭ.
К итоговой аттестации также не допустят в случае академической задолженности — отсутствия годовой отметки по какой-либо дисциплине, изучавшейся в выпускном классе, и неудовлетворительной годовой оценке по любому из предметов программы 10-11 классов.
Решение о допуске учащихся к ЕГЭ педагогический совет школы выносит до 25 мая.
Когда, где узнавать результат итогового сочинения
Выпускники, написавшие итоговое сочинение, уже интересуются, когда станут известны результаты. Первая волна сдачи прошла 4 декабря 2019 года. Итоговое сочинение написали более 670 тыс. учеников.
В нормативных документах прописано, что проверка экзаменационных работ должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
Дата опубликования результатов – не позднее 11 декабря 2019 года, работы должны быть проверены, публикация результатов и материалов в «Личных кабинетах» — до 20 декабря 2019 года.
Во всех регионах страны для информирования участников ЕГЭ созданы специальные сайты.
Результаты сочинения можно узнать на официальном сайте ЕГЭ, москвичи могут узнать свои результаты ещё и на московском портале. 20 декабря на официальном сайте ЕГЭ будут опубликованы не только баллы, но и сканы самих работ, так что выпускники смогут посмотреть, что именно вызвало неудовольствие экзаменаторов.
С результатами можно ознакомиться в образовательных организациях, где писалась работа, или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении.
Как узнать результат итогового сочинения по литературе 04.12.2019
Москва, 10.09.2021, 08:26:26, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.
Требования к итоговому сочинению в 2019 году
Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
Темы сочинений в 2019 году
Зона 10. Республика Саха(Якутия), Сахалинская область, Магаданская область.
101. Над чем Вас заставил задуматься роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
210. Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует?
304. Всегда ли легко различить добро и зло?
412. Как победить в себе гордыню?
504. В чём заключается рыцарское отношение к женщине?
Зона 9. Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область.
111. Согласны ли Вы с позицией княжны Марьи: «Мы не имеем права наказывать»?
208. Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?
303. Меняются ли со временем понятия о добре и зле?
401. Чем можно и нужно гордиться?
511. Какое значение в любви имеет взаимопонимание?
Зона 8. Республика Саха (Якутия), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край
107. Разделяете ли Вы убеждение княжны Марьи, что существует «счастье прощать»?
213. В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние?
310. Согласны ли Вы с М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?
405. Почему гордые люди часто бывают одинокими?
512. Что может привести к разрушению любви?
Зона 7. Республика Бурятия, Иркутская область
108. Как Вы понимаете мысль автора романа «Война и мир» о том, что главная победа над врагом – это «победа нравственная»?
201. Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
306. Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает?
404. Должен ли человек смирять свою гордость?
509. Он и она: в чём причины непонимания?
Зона 6. Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область.
102. Какие человеческие проявления автор романа «Война и мир» считал неприемлемыми, разделяете ли Вы его позицию?
204. Можно ли жить без надежды на лучшее?
307. Как связаны добро и благородство?
408. В чём проявляется смирение?
506. Нужны ли подвиги во имя любви?
Зона 5. Омская область
110. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
205. Как помочь человеку обрести надежду?
309. Можно ли делить зло на «малое» и «большое»?
410. С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни?
508. Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
Зона 4. Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа
109. Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить…»?
211. Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
301. Почему так трудно отвечать добром на зло?
413. В чём разница между смирением и покорностью?
505. Всегда ли он достоин её?
Зона 3. Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область
112. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
203. Верно ли, что надеяться можно только на себя?
312. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
406. К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
510. На какие жертвы способны он и она ради любви?
Зона 2. Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ.
113. Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?
202. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
313. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?
407. Считаете ли Вы смирение добродетелью?
503. Что мешает взаимопониманию между любящими?
Зона 1. Калининградская область
103. Разделяете ли Вы убеждение Андрея Болконского: «надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь»?
206. Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?
305. Верно ли, что добро всегда сильнее зла?
403. Почему «гордость» и «гордыня» – разные понятия?
513. Он и она: искусство понимать друг друга.
Когда, где будут результаты итогового сочинения
Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы неделю — две, ждать недолго.
Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10).
Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.
Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.
Результаты итоговых сочинений станут известны не позднее, чем через 2 недели после проведения испытания. Узнать свой результат можно самостоятельно на официальном сайте ЕГЭ.
Участники, получившие «незачёт» на итоговом сочинении (изложении), могут повторно пройти испытание в следующие даты его проведения, согласно расписанию, то есть не более двух раз.