как узнать запатентован ли бренд
Что делать, если придумали название компании, а оно уже занято
Предприниматель выбрал название для бизнеса, а оно оказалось занято, и владелец торгового знака взыскал с него компенсацию. В статье — как выбрать название, которое не нарушит чужие права.
Алексей Башук
Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»
Предприниматель из Ставропольского края зарегистрировал домен «.рф». Но название «ЧЕСТНЫЙ ЗНАК» уже было зарегистрировано другой компанией, и ее владелец подал в суд.
Вынесли решение: владелец домена вводит потребителей в заблуждение. Домен аннулировали, нарушитель заплатил 18 000 ₽. И это еще повезло: обычно за такое нарушение взыскивают 200 000—500 000 ₽.
Это реальная история. Всей ситуации можно было бы избежать, если бы предприниматель доработал название.
Работать под чужим названием незаконно
Иногда предприниматели берут название, а оно уже зарегистрировано другим. Они надеются, что владелец не увидит, или просто не проверяют, что название занято. Но работать под чужим названием незаконно.
Название, как и логотип, исходный код, звук или картинка могут быть товарным знаком. Компания специально регистрирует знак, чтобы конкуренты не могли им пользоваться.
Даже если человек не знал о товарном знаке и использовал его ненамеренно, он все равно нарушитель. За это ему может грозить гражданско-правовая, административная или даже уголовная ответственность.
Понятно, что никому не хочется платить штрафы или даже разбираться с полицией, поэтому, прежде чем выбрать название, его лучше проверить. Как это сделать — расскажем дальше.
Макдоналдсу отказали в регистрации товарного знака «Биг Тейсти»
Ситуация. Товарным знаком может быть не все. Рецепт гамбургера, к примеру, не подходит, а вот его название — да.
Макдоналдс зарегистрировал название компании, товаров, слоганы, упаковки, логотипы в разных вариациях. Единственное, что не получилось зарегистрировать, — название бургера Big Tasty.
Ошибки. Товарным знаком не может быть название, которое указывает на вид продукта, его свойства, характеристики, назначение и так далее. Название бургера, которое переводится как «большой вкусный» — это не бренд, а просто характеристика товара.
Решение. Роспатент отказался регистрировать товарный знак Big Tasty.
Как проверить название
Перед регистрацией названия компании нужно придумать несколько вариантов. Дальше действия такие:
1. Посмотреть вид деятельности в классификаторе МКТУ. Подберите классы МКТУ — это международный классификатор товаров и услуг. В классификаторе прописаны товары и услуги. Например, кафе — это класс 43, молочные продукты — класс 29. Искать можно по ключевым словам: например, «молоко» или «гостиница».
2. Проверить название по базам товарных знаков. Чтобы не нести на проверку юристам все десять вариантов названий, попробуйте для начала сами отсеять те, что точно заняты. Это можно узнать в бесплатных версиях баз, которыми пользуются юристы. Например, в Linkmark и POISKZNAKOV.RU.
Вряд ли вы сможете посмотреть заявки на регистрацию знаков, зато увидите те, что уже зарегистрированы. Если точно такое же название уже занято, проще от него отказаться и перейти к следующему.
Некоторые компании выдают себя за сервисы, которые предлагают «проверить» название у них на сайте. При этом они не несут никакой ответственности за полноту баз, поэтому проверка ни о чем не скажет.
К тому же вы никогда не узнаете, кто отслеживает ваши поисковые запросы. Есть фирмы, которые зарабатывают на том, что регистрируют названия как товарные знаки и перепродают их втридорога. Поэтому предварительную проверку лучше проводить по тем базам, которыми пользуются сами патентные поверенные.
3. Проверить свободные названия с патентным поверенным или юристом по интеллектуальной собственности. Он проверит все по базам зарегистрированных товарных знаков, международных регистраций и по заявкам, которые поданы, но еще не зарегистрированы.
Последнее тоже важно: по статистике Роспатента, за прошлый год подали 90 000 заявок. Среди них легко может найтись такое же или слишком похожее название.
Кроме того, юрист проверит название еще и на предмет абсолютных оснований для отказа. Так называют причины, по которым обозначение в принципе нельзя зарегистрировать. Например, если оно указывает на товары и услуги, вводит потребителей в заблуждение или ассоциируется с государством.
Конечно, чтобы правильно интерпретировать результаты поиска, нужно разбираться в документах, которыми руководствуются эксперты Роспатента при экспертизе товарного знака. Еще нужно учитывать законодательство и судебную практику. Именно поэтому юрист по товарным знакам — это отдельная профессия.
Самому можно попробовать отсеять названия, но вот проверку финального варианта лучше доверить специалисту.
4. Зарегистрировать название, которое одобрит юрист. На этом этапе останется один-два надежных варианта. Юрист поможет выбрать лучшее.
Дальше дело за юристом: он подготовит материалы заявки, рассчитает государственные пошлины и отправит заявку в Роспатент. Затем юрист будет отслеживать делопроизводство, отвечать на запросы экспертизы, а если придет предварительный отказ — подготовит квалифицированный ответ. Такие услуги в зависимости от сложности дела обычно стоят 30 000—50 000 ₽.
Что будет, если все-таки взять чужое название
Представим, предприниматель выбрал название «Коровка» для производства молочных продуктов. Это название уже занято, но он все равно начинает работать. Посмотрим, как дальше могут развиваться события.
1. Правообладатель «Коровки» узнает о нарушении. Дальше все зависит от настроя владельца названия: он может написать заявление в полицию, антимонопольную службу и суд. Еще владелец может попросить своих клиентов пожаловаться в Роспотребнадзор на то, что конкурент вводит их в заблуждение.
Требования такие: прекратить использовать это название и выплатить компенсацию.
2. Начинаются проверки. На этом этапе вмешиваются Роспотребнадзор, ФАС и полиция. Роспотребнадзор выясняет, не нарушаются ли права потребителей. ФАС смотрит, нет ли в действиях предпринимателя нарушения законов о рекламе. А полиция решает, какой ущерб нанесен правообладателю.
В это время владелец названия идет в суд, чтобы взыскать компенсацию — от 10 000 до 5 000 000 ₽. Все 5 миллионов, конечно, взыскивают редко, но 500—700 тысяч — вполне могут. Особенно если остальные госорганы подтвердят нарушение.
Предпринимателю приходится нанимать юриста.
3. Если суд подтвердит нарушение, требования одобряют. Если предприниматель нанял хорошего юриста, он будет добиваться уменьшения штрафов: убеждать суд, что сумма компенсации не рассчитана или несоразмерна нарушению. В любом случае производство больше не может работать под названием «Коровка».
4. Дело отдают приставу и списывают деньги со счета нарушителя. Если денег на счете не хватает, взыскание могут обратить на имущество компании или предпринимателя.
Как выбрать название и не нарушить чужие права
Главный совет — обратитесь к юристу. Он знает, что делать, и подскажет вам. Без его помощи будет сложно все сделать правильно.
Вот на что еще нужно будет обратить внимание:
К примеру, российские компании кинулись регистрировать товарный знак Clubhouse. В России он не зарегистрирован, но, скорее всего, им откажут — соцсеть уже стала известна в стране. Если неизвестная компания возьмет себе такое же название, Роспатент вряд ли даст его зарегистрировать. Иначе потребители будут введены в заблуждение.
Регистрация бизнеса в Тинькофф
Откроем ИП или ООО с одним учредителем бесплатно и полностью онлайн.
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Закрыть
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Тотальная проверка товарного знака
Уникальный сервис простого онлайн-поиска по базам товарных знаков, ЕГРЮЛ и доменов.
Полнота, актуальность, достоверность
Все источники данных для принятия правильного решения: товарные знаки, включая заявки, названия компаний и домены — информация обновляется ежедневно.
Совершенные алгоритмы поиска
Уникальный алгоритм поиска обеспечивает высокое качество и полноту проверки схожести, в том числе по фирменным наименования и доменным именам.
Простой, полный и качественный поиск
Самый полный и точный сервис поиска по товарным знакам, ЕГРЮЛ и реестру доменов.
Качество поиска определяет результат
Сервисов онлайн-поиска не используют в своих алгоритмах проверку по доменным именам и названиям юрлиц.
В 2019 году некачественно проведенный поиск стал причиной отказа 5200 заявителям в регистрации товарных знаков.
Базы на Brandsearch
Ваш бренд будет проверен по российской и международной базе товарных знаков, ЕГРЮЛ и реестрам доменов. Данные обновляются каждые 24 часа в режиме онлайн.
Мы используем официальные, платные источники данных. При этом сервис абсолютно бесплатный.
не Простой поиск
Используйте самый технологичный и продвинутый поиск по объектам интеллектуальной собственности и получайте результаты, которым можно доверять
Мощный поиск
Интеллектуальное расширение поискового запроса для поиска на сходство до степени смешения.
Умное ранжирование
Собственный алгоритм ранжирования результатов поиска — наиболее высокие риски всегда будут в начале списка.
Простой выбор классов
Сопоставленные классы МКТУ, коды ОКВЭД и корреспондирующие классы МКТУ для качественного поиска.
Все базы и реестры
Российский и международный реестры товарных знаков (включая заявки), реестр юрлиц и доменов — проверка по 8 млн записей.
Сервис один, польза для всех
Получите точную, полную и актуальную информацию
для принятия правильных решений
Проверьте обозначение перед регистрацией и оцените вероятность успеха, специальные знания не требуются.
Бесплатная проверка по всем видам используемых обозначений: товарным знакам, доменам и фирменным наименованиям.
Полная картина и оценка большинства возможных рисков при регистрации знаков.
Создавайте яркие и запоминающие продукты, которые будут выделяться
на фоне конкурентов
Выберите название, которое будет узнаваемым и запоминающимся на фоне конкурентов.
Покупатели выбирают ваш продукт, потому что она заметен на полке магазина.
Все идет по плану, потому Ваши решения основаны на достоверных данных.
Быстро находите нужную информацию в полном объеме
и прогнозируйте результат
Быстро находите нужную информацию в полном объем, специальные знания не требуются.
Ваше спокойствие и уверенность основаны на объективных данных, а не ощущениях.
Выделитесь среди конкурентов делая больше и лучше,
без лишних усилий
Легко обосновывайте выбранные решения перед заказчиком
Вы делаете больше чем другие дизайнеры и неймеры, вас рекомендуют друзьям.
Быстро и легко проверяйте все ваши креативы на охранопригодность
Что здесь можно делать и зачем?
Проверить бренд на возможность регистрации
При проверке используем все источники данных: товарные знаки, включая находящиеся на этапе регистрации, названия компаний и домены — информация обновляется каждые 24 часа.
Уникальный алгоритм поиска обеспечивает качество и полноту проверки сходства и тождественности. Результаты, которым можно доверять.
Найти нарушения
и риски по вашему бренду
Если кто-то нарушает права на ваши товарные знаки или фирменные наименования — вы теряете деньги и рискуете своей репутацией. Важно быстро выявлять и пресекать такие нарушения.
Наша технология позволяет выявить такие нарушения среди товарных знаков, названий юрлиц и даже доменных имен.
Анализировать конкурентов и искать вдохновение
Хорошее название должно быть не только уникальным, охранопригодным, но и запоминающимся.
Найдите всех ваших действующих конкурентов и создайте своё уникальное, яркое средство индивидуализации.
Подборки товарных знаков
Банк, финансовые организации
Автомобили и комплектующие
Строительство и недвижимость
Проверка по реестру доменов позволяет найти нарушения ваших средств индивидуализации: названий юрлиц или товарных знаков. Нарушителю можно запретить использовать домен или стать его новым владельцем.
В поиске учитываются как зарегистрированные товарные знаки, так и находящиеся в процессе регистрации (заявки). В качестве баз используются российская и международная база знаков, действующих на территории РФ.
Мы используем платную базу ЕГРЮЛ, ежедневно актуализируемую и обновляемую. Наличие идентичных или сходных юрлиц может быть серьезным препятствием в регистрации знака. Также база важна для поиска нарушений.
1. Где самостоятельно провести патентный поиск в Интернете?
Отечественные изобретения и полезные модели
На сайте ФИПС в разделе «Все сервисы» предоставляется бесплатный доступ к следующим источникам информации:
БД рефератов российских патентных документов на русском и английском языках с 1994 г. по н.в.
БД перспективных изобретений
БД рефератов полезных моделей
В этих базах данных можно провести поиск охранных документов РФ по различным реквизитам (ключевым словам темы, индексу МПК, автору, номеру документа и др.). Доступ к БД осуществляется в разделе «Информационно-поисковая система».
Открытые реестры изобретений и полезных моделей
На сайте ФИПС в разделе «Все сервисы» предоставляется платный доступ к следующим источникам информации:
БД полные описаний патентов и заявок на изобретения РФ с 1994 г. по н.в.
БД полных описаний авторских свидетельств и патентов на изобретения СССР / РФ с 1924 по 1993 гг.
БД полных описаний к полезным моделям РФ с 1994 г. по н.в.
Условия доступа к этим БД в разделе «Информационные ресурсы» → «Услуги» → Доступ через INTERNET к базам данных.
Зарубежные изобретения и полезные модели
Поиск зарубежных патентных документов можно провести в поисковых системах с русскоязычным интерфейсом: ru.espacenet.com, patentscope, eapatis.com.
Ссылки к источникам информации о зарубежных патентных документах, размещенным в Интернете (поисковые системы, официальные бюллетени, информация о правовом статусе охранных документов, системы классификаций, действующее законодательство), Вы можете найти в Путеводителе по фондам ВПТБ и Интернет-ресурсам.
Адреса зарубежных патентных ведомств, организаций и БД в Интернете Вы можете найти на сайте ФИПС в разделе «Ссылки».
Открытый реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации
· Типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных
· Условия использования открытых данных Роспатента / Открытая лицензия
№ | Характеристика | Значение характеристики |
---|---|---|
1 | Оцените востребованность набора |