как узнать запатентован ли продукт
Нужен ли вам товарный знак
или Как защитить бизнес от посягательств конкурентов и штрафов до 5 миллионов рублей
Товарный знак — не формальность и не выпендреж, а возможность защитить свой бизнес.
Я работала маркетологом в патентном бюро. Мне регулярно приходилось общаться с представителями компаний, которые хотели защитить интеллектуальную собственность. Одни — чтобы заработать, другие — чтобы избежать проблем в будущем, а кто-то уже приходил с проблемами. Расскажу, зачем нужен товарный знак и что бывает, если его не регистрировать.
Примеры судебной практики я взяла из открытых источников. Что происходит на работе, остается на работе.
Что такое товарный знак
Товарный знак — это «обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг». Компании регистрируют свои товарные знаки, чтобы их не могли использовать другие.
Товарный знак действует не сам по себе, а в отношении определенных видов бизнеса, выбранных заявителем. В зависимости от вида деятельности фирмы их регистрируют в определенных классах Международной классификации товаров и услуг.
Например, если вы торгуете обувью и регистрируете название «Бигфут» в своем классе, ничего не помешает шиномонтажу зарегистрировать для себя этот же бренд в другом классе.
Случай с РЖД
Виды товарных знаков
Товарным знаком могут быть картинки, фигуры, звуки, текст и что угодно еще, по чему можно узнать компанию. Большинство зарегистрированных товарных знаков — это названия или логотипы.
Иногда компании регистрируют название и картинку вместе — это разрешено, такой знак называют комбинированным.
Зачем регистрировать товарный знак
Основная причина — безопасность бренда. Когда владелец бизнеса получит свидетельство на товарный знак, уже никто не сможет использовать его обозначение. За использование чужого товарного знака российским законодательством предусмотрен штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Если посмотреть практику арбитражных судов, то мы увидим больше 22 тысяч решений только с участием товарного знака «Адидас». А есть еще почти 7000 решений с «Найком» и более 2000 решений по знаку «Рибок».
В большинстве этих решений мелких предпринимателей наказывали за незаконное использование бренда на суммы от 5 до 50 тысяч рублей в пользу истца, так что «Адидас» получил не меньше 110 миллионов рублей компенсации.
Кроме того, товарный знак — это нематериальный актив. Его можно оценить, поставить на баланс компании, увеличив ее стоимость, а можно продать право работать под ним — франшизу.
Как выбрать товарный знак
Прежде чем начать пользоваться логотипом, словесным обозначением, слоганом или доменным именем сайта, убедитесь, что никто не зарегистрировал его до вас, чтобы не платить компенсации правообладателю.
Чтобы узнать, свободен ли товарный знак, можно воспользоваться сайтом «Линкмарк». При проверке учитывайте также слишком похожие знаки.
Например, если вы спросите, свободен ли «Тинькоф», сервис покажет, что существует 1803 сходных товарных знака. Поэтому Роспатент не даст зарегистрировать «Тинькоф»: он до степени смешения сходен с брендом «Тинькофф».
Полную проверку можно провести на сайте ФИПС за 360 рублей. Однако без опыта регистрации хотя бы нескольких сотен товарных знаков сложно интерпретировать результаты поисковой выдачи. Для того чтобы правильно проверить товарный знак, нужно думать как эксперт Роспатента. Поэтому обычно предприниматели не занимаются регистрацией сами и обращаются в патентные бюро и юридические компании, которые специализируются на этих услугах.
Как зарегистрировать товарный знак в РФ
На территории РФ знаки регистрирует Роспатент. Это государственный орган, который проверяет товарные знаки на тождество и сходство и ведет базу всех зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.
Регистрация обычно занимает 7—18 месяцев в зависимости от сложности знака и расторопности юриста. Право приоритетного пользования знаком возникает с момента подачи заявления.
Можно обратиться к патентному поверенному, который поможет пройти процедуру. С его помощью шанс успешной регистрации товарного знака возрастает, ведь он по опыту знает, что и как надо делать, чтобы получить согласие на регистрацию от Роспатента.
Чтобы зарегистрировать товарный знак:
Сколько стоит регистрация
Регистрация бренда стоит от 30 до 50 тысяч рублей. Это стоимость госпошлины, ее можно уточнить на сайте Роспатента. Сейчас госпошлину надо платить тремя частями:
Первые два платежа делаются одновременно. Если вы подали заявление на регистрацию, но Роспатент нашел сходные с вашим до степени смешения товарные знаки, он отклонит заявку и не вернет госпошлину.
После получения свидетельства не забудьте, что срок его действия — 10 лет с момента подачи заявления о регистрации. Продление занимает около года, так что через 9 лет нужно подать заявку, иначе ваш бренд может зарегистрировать на себя другая фирма.
Срок действия прав на товарный знак
Зарегистрированный товарный знак действует 10 лет на территории всей России. Продлевать знак еще на 10 лет можно бесконечно.
Если компания, которая зарегистрировала товарный знак, не пользуется им три года, другая компания может аннулировать правовую охрану этого бренда и зарегистрировать его на себя.
Случай с «Хайлендером»
ООО «Вексель» обратилось в Московский арбитражный суд с требованием взыскать с ООО «Сфера» 5 млн рублей за использование товарного знака Highlander и изъять из оборота ответчика всю обувь этого бренда.
Суд частично удовлетворил требования: взыскал со «Сферы» 500 тысяч рублей в качестве компенсации «Векселю» и 43 тысячи рублей государственной пошлины. Еще постановил изъять из оборота контрафактную продукцию.
«Сфера» подала встречный иск. Им удалось доказать, что «Вексель» не использовал бренд «Хайлендер», а значит, «Вексель» зарегистрировал товарный знак, чтобы помешать работе другой фирмы. Это противозаконно. Суд согласился, охрану товарного знака «Хайлендер» досрочно прекратили.
500 тысяч рублей в пользу «Векселя» «Сфере» разрешили не платить.
Если не регистрировать
Самый известный пример того, как компания теряет прибыль из-за незарегистрированного товарного знака, — случай со Скайпом. В 2015 году Скайпу отказали в регистрации, потому что знак до степени смешения сходен с зарегистрированным товарным знаком «Скай», принадлежащим телекомпании.
«Микрософт» договорились с телеканалом, что могут продолжать использовать логотип Скайпа, но не могут выпускать и продавать продукцию под этим брендом.
Если вы не регистрируете бренд, этим могут воспользоваться конкуренты: зарегистрировать ваш товарный знак и лишить вас бизнеса.
Случай с брендом «Ямщик-такси»
В 2005 году компания «Приват» подала на регистрацию бренда «Ямщик-такси», под которым работало такси конкурентов. После регистрации правообладатель запретил конкурентам использовать этот логотип.
Спор в суде длился 4 года. Законный владелец в 2009 году восстановил свои права на товарный знак, но за это время бренд забыли потребители. Его пришлось раскручивать как новый.
Что еще нужно учитывать
В каждой стране своя база зарегистрированных товарных знаков. Нельзя взять и получить всемирный товарный знак — в каждой стране нужно проходить процесс заново.
Если вы собираетесь ввезти на территорию РФ импортный товар, надо проверить, что этот бренд не был зарегистрирован у нас другим правообладателем. Иначе придется платить штраф.
Случай с «Хэппи-бэби»
В 2015 году предприниматель Татьяна Гончаренко ввезла на территорию РФ игрушки под брендом Happy Baby. Этот товарный знак зарегистрирован и действует на территории США.
На границе партию задержала таможенная служба, потому что в России этот бренд принадлежит другой компании. Гончаренко пришлось заплатить штраф 20 тысяч рублей за пользование чужим товарным знаком, а всю партию игрушек стоимостью 1500 долларов изъяла таможенная служба.
Зачем нужен патентный поиск перед патентованием
Вопросы, которые волнуют изобретателей в части патентного поиска, касаются двух моментов: во-первых, когда начинать патентный поиск – в начале или после того, как прояснилась формула изобретения; во-вторых, самостоятельно или с привлечением специалистов.
Начнем с первого вопроса о патентах, поскольку, если мы разберемся в нем, проще будет ответить на второй. Четких рекомендаций на этот счет нет, тем не менее опытные изобретатели советуют начинать поиск сразу, как только в голову пришла хорошая мысль. Причем сделать это можно самостоятельно, а для более углубленного поиска на заключительном этапе разумно привлечь экспертов по поиску.
Такой подход позволяет определить, есть ли смысл продолжать проект. С другой стороны, при нулевом опыте все-таки разумно обратится к профессионалам сразу. На расширенный поиск патентов эксперт затратит значительно меньше времени и сэкономит ваши средства, даже если сделает вывод, что проект тупиковый. Особенно актуально это тогда, когда изобретение требует не только поиска, но и дорогостоящих лабораторных или научных исследований.
«Самостоятельный поиск патентов в бесплатных базах данных является отличным источником вдохновения и расширения кругозора, – комментирует проблему Ирина Резникова, руководитель Управления правовой защиты интеллектуальной собственности патентного бюро «Гардиум». – Впрочем, можно согласиться и с теми изобретателями и разработчиками, которые приступают к поиску после того, как формула изобретения получила видимые очертания. Как правило, к этому времени у них «возникло чувство, что пришло время патентовать».
Изобретатель, начавший самостоятельный патентный поиск, пытается найти ответы на кажущиеся ему простыми вопросы:
Однако в реальности все значительно сложнее.
Почему самостоятельный патентный поиск является сложным делом
Для примера возьмем случай из реальной практики. Инженер Илья К. придумал и даже изготовил L-образную насадку к электрической мясорубке, позволяющую выдавливать из теста лапшу. Он предпочел опираться на свои силы главным образом потому, что решил сэкономить деньги на поиске патентов. Однако, когда была сделана значительная часть работы и потрачены серьезные деньги, инженеру было отказано в патенте. Оказывается, что прибор с точно таким же механизмом был запатентован в США еще в 1980 году. Таким образом, если бы изобретатель К. изначально знал об этом патенте, то он, по его же словам, применил бы другой принцип, не отказываясь от идеи в целом.
Приведем разбор ошибки поиска из описанного выше примера:
Дело в том, что во время самостоятельного поиска инженер получал описания патентов, имеющих отношение к мясорубкам, к раскатке теста для пицц, а также резке листового металла в полоски для последующей сварки. Совсем не те патенты, что ему были необходимы. Изобретатель оказался перегружен ненужными сведениями из-за неточных ключевых слов и пришел к выводу, что он является первооткрывателем.
Что надо знать, приступая к патентному поиску
От ошибки, описанной выше, не застрахован никто. Так, в одном из самых известных патентных споров интернет-гигант Amazon и книжный онлайн-магазин Barnes & Noble конфликтовали по поводу повторной покупки в один клик, при которой не надо заново вводить номер карты и пин-код. Суд потребовал от Barnes & Noble отказаться от упрощенной процедуры, причем во время праздничного бума в честь рождества. Однако тщательный поиск патентов по ключевым словам, осуществленный привлеченными экспертами, позволил найти более ранний, чем у Amazon, патент Digicash, в котором тоже описывается приобретение товара в один клик. Все это позволило вывести покупку «в один клик» в общепринятую практику.
Почему же Barnes & Noble с первого раза не нашел Digicash? Его ошибка, как и в случае с инженером К., заключалась в отсутствии системного подхода к целям поиска среди опубликованных патентов. Таким образом, прежде чем, приступать к самостоятельному патентному поиску, рекомендуется сформировать понимание следующих аспектов:
Если в результате придется выйти на поиск и исследование смежных областей, стоит задуматься над следующим:
Самостоятельный патентный поиск важно вести не только по названию продукта и его описанию, но и с учетом терминов-синонимов.
Советы профессионалов поиска
Перечисленные выше возможные цели патентного поиска наглядно показывают, насколько широк и трудоемок этот процесс. Но без него не обойтись. Приводя спор между Amazon и Barnes & Noble, мы указали только один негативный момент: книжный магазин мог понести огромные убытки из-за запрета применения удобной процедуры. Между тем, самой большой угрозой является судебное преследование за посягательство на чужую интеллектуальную собственность. В этом случае штрафы способны разорить бизнес и изобретателя.
Чтобы избежать проблем из-за ошибочного патентного поиска, профессионалы могут дать немало ценных советов. Так, руководитель проектов патентного бюро «Гардиум» Екатерина Чилимова рекомендует:
Виды патентного поиска
Что же касается непосредственно видов самостоятельного патентного поиска, то он подразделяется на:
предметный поиск патентов
«Чаще всего проводится предметный поиск, когда определяется предмет, при этом выбираются рубрики патентной классификации – поясняет Екатерина Чилимова. – Такой строгий подход делает поиск наиболее эффективным по соотношению время/результат».
Если анализ коммерческой информации позволил определиться с фирмами или с изобретателями, работающими в этой области, начинается именной поиск патентов. В любом случае он является дополнением к предметному поиску. Что касается нумерационного поиска, то его название говорит за себя: номер патента уже известен, и изобретатель просто изучает этот патент, в том числе и на предмет схожести.
Далее логично вернуться к примеру с инженером К. Если бы он осуществил поиск патентов-аналогов, выданных в других странах, его изобретательский труд не был бы напрасным. Как правило, патенты-аналоги имеют описание на иностранных языках. В этом случае можно воспользоваться онлайн-переводчиками translate.yandex.ru или translate.google.ru.
Патентование.
Инструкция по применению
Что можно запатентовать?
Как защитить свою разработку?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей книге
В каких базах данных патентов лучше всего вести расширенный патентный поиск
Сегодня в мире насчитывается несколько тысяч баз данных (БД) для патентного поиска, и к ним возможен доступ через интернет. Их создают и наполняют не только национальные правительственные органы, такие как Роспатент, но и частные предприятия. Поэтому крайне важно использовать только те БД, которые обеспечат действительно эффективный поиск патентов (по критерию время/результат).
Приведем список БД, которые могут быть полезными для самостоятельного поиска, т.к. составлены на основе патентов многих стран:
Вам может быть интересно:
Что надо знать о патентном поиске на портале ФИПС
Для того чтобы начать поиск патентов с использованием государственной базы данных на сайте ФИПС, следует ознакомиться с документом «Инструкция по работе с интернет-ресурсами ФИПС».
Сразу оговоримся, что доступ к поиску в наиболее полной и удобной БД ФИПС осуществляется на договорной основе за отдельную плату. В каждом конкретном случае проще и дешевле обратиться к специализированным организациям, например, к патентному бюро «Гардиум», которое уже имеет платный доступ к их патентам.
Изобретатели, самостоятельно осуществляющие патентный поиск, чаще используют ресурсы в свободном доступе.
Бесплатная работа в БД ФИПС осуществляется по ключевому слову – искомому термину, то есть выполняется предметный поиск патентов, а также по библиографическим сведениям. Для этого необходимо зарегистрироваться, войти и активизировать кнопку «Перейти к поиску». Интерфейс является интуитивно понятным, но могут возникнуть вопросы с терминами. Их разъяснение можно найти, осуществив поиск в Yandex или Google.
Что важно: пользователи, заключившие договор о доступе к БД ФИПС на платной основе, обеспечены поддержкой по электронной почте. Можно также воспользоваться системой подсказок. Если же появляется необходимость в консультации, то её можно получить по телефону
В платной версии работа начинается с выбора иерархических БД интернет-ресурса ФИПС.
патентные документы РФ (рус.);
патентные документы РФ (англ.);
международная патентная классификация;
российские товарные знаки;
международная классификация товаров и услуг;
российские промышленные образцы;
международная классификация промышленных образцов;
программы для ЭВМ, БД и ТИМС.
Почему все-таки лучше работать с профессионалами
Особо подчеркнем, что администрация любой патентной базы данных не несет ответственности за результаты поиска патентов, произведенного пользователями, даже если были затрачены значительные деньги за доступ к информации. Между тем, нарушение чужих прав интеллектуальной собственности влечет за собой штрафы и санкции, способные разорить бизнес и сделать банкротом изобретателя. То есть речь идет о слишком серьезном вопросе, чтобы надеяться на «авось».
К тому же изобретатели, если все-таки решили потратиться на решение этого вопроса, нередко ошибочно полагают, что все эксперты, взявшиеся за патентный поиск, сделают свое дело одинаково, поэтому выбирать нужно тех, кто возьмет меньше денег. Однако недобросовестность встречается не только у застройщиков, продавцов или врачей, но даже у юристов. Вот только ошибки при поиске и дальнейшей работе с патентами, как уже говорилось, стоят очень дорого.
Из всего вышесказанного можно сделать два вывода: во-первых, обращаться к профессионалам нужно обязательно, во-вторых, важно смотреть при этом на репутацию и проверенную историю успеха – например, ту, которая есть у патентного бюро «Гардиум».
Что делать, если придумали название компании, а оно уже занято
Предприниматель выбрал название для бизнеса, а оно оказалось занято, и владелец торгового знака взыскал с него компенсацию. В статье — как выбрать название, которое не нарушит чужие права.
Алексей Башук
Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»
Предприниматель из Ставропольского края зарегистрировал домен «.рф». Но название «ЧЕСТНЫЙ ЗНАК» уже было зарегистрировано другой компанией, и ее владелец подал в суд.
Вынесли решение: владелец домена вводит потребителей в заблуждение. Домен аннулировали, нарушитель заплатил 18 000 ₽. И это еще повезло: обычно за такое нарушение взыскивают 200 000—500 000 ₽.
Это реальная история. Всей ситуации можно было бы избежать, если бы предприниматель доработал название.
Работать под чужим названием незаконно
Иногда предприниматели берут название, а оно уже зарегистрировано другим. Они надеются, что владелец не увидит, или просто не проверяют, что название занято. Но работать под чужим названием незаконно.
Название, как и логотип, исходный код, звук или картинка могут быть товарным знаком. Компания специально регистрирует знак, чтобы конкуренты не могли им пользоваться.
Даже если человек не знал о товарном знаке и использовал его ненамеренно, он все равно нарушитель. За это ему может грозить гражданско-правовая, административная или даже уголовная ответственность.
Понятно, что никому не хочется платить штрафы или даже разбираться с полицией, поэтому, прежде чем выбрать название, его лучше проверить. Как это сделать — расскажем дальше.
Макдоналдсу отказали в регистрации товарного знака «Биг Тейсти»
Ситуация. Товарным знаком может быть не все. Рецепт гамбургера, к примеру, не подходит, а вот его название — да.
Макдоналдс зарегистрировал название компании, товаров, слоганы, упаковки, логотипы в разных вариациях. Единственное, что не получилось зарегистрировать, — название бургера Big Tasty.
Ошибки. Товарным знаком не может быть название, которое указывает на вид продукта, его свойства, характеристики, назначение и так далее. Название бургера, которое переводится как «большой вкусный» — это не бренд, а просто характеристика товара.
Решение. Роспатент отказался регистрировать товарный знак Big Tasty.
Как проверить название
Перед регистрацией названия компании нужно придумать несколько вариантов. Дальше действия такие:
1. Посмотреть вид деятельности в классификаторе МКТУ. Подберите классы МКТУ — это международный классификатор товаров и услуг. В классификаторе прописаны товары и услуги. Например, кафе — это класс 43, молочные продукты — класс 29. Искать можно по ключевым словам: например, «молоко» или «гостиница».
2. Проверить название по базам товарных знаков. Чтобы не нести на проверку юристам все десять вариантов названий, попробуйте для начала сами отсеять те, что точно заняты. Это можно узнать в бесплатных версиях баз, которыми пользуются юристы. Например, в Linkmark и POISKZNAKOV.RU.
Вряд ли вы сможете посмотреть заявки на регистрацию знаков, зато увидите те, что уже зарегистрированы. Если точно такое же название уже занято, проще от него отказаться и перейти к следующему.
Некоторые компании выдают себя за сервисы, которые предлагают «проверить» название у них на сайте. При этом они не несут никакой ответственности за полноту баз, поэтому проверка ни о чем не скажет.
К тому же вы никогда не узнаете, кто отслеживает ваши поисковые запросы. Есть фирмы, которые зарабатывают на том, что регистрируют названия как товарные знаки и перепродают их втридорога. Поэтому предварительную проверку лучше проводить по тем базам, которыми пользуются сами патентные поверенные.
3. Проверить свободные названия с патентным поверенным или юристом по интеллектуальной собственности. Он проверит все по базам зарегистрированных товарных знаков, международных регистраций и по заявкам, которые поданы, но еще не зарегистрированы.
Последнее тоже важно: по статистике Роспатента, за прошлый год подали 90 000 заявок. Среди них легко может найтись такое же или слишком похожее название.
Кроме того, юрист проверит название еще и на предмет абсолютных оснований для отказа. Так называют причины, по которым обозначение в принципе нельзя зарегистрировать. Например, если оно указывает на товары и услуги, вводит потребителей в заблуждение или ассоциируется с государством.
Конечно, чтобы правильно интерпретировать результаты поиска, нужно разбираться в документах, которыми руководствуются эксперты Роспатента при экспертизе товарного знака. Еще нужно учитывать законодательство и судебную практику. Именно поэтому юрист по товарным знакам — это отдельная профессия.
Самому можно попробовать отсеять названия, но вот проверку финального варианта лучше доверить специалисту.
4. Зарегистрировать название, которое одобрит юрист. На этом этапе останется один-два надежных варианта. Юрист поможет выбрать лучшее.
Дальше дело за юристом: он подготовит материалы заявки, рассчитает государственные пошлины и отправит заявку в Роспатент. Затем юрист будет отслеживать делопроизводство, отвечать на запросы экспертизы, а если придет предварительный отказ — подготовит квалифицированный ответ. Такие услуги в зависимости от сложности дела обычно стоят 30 000—50 000 ₽.
Что будет, если все-таки взять чужое название
Представим, предприниматель выбрал название «Коровка» для производства молочных продуктов. Это название уже занято, но он все равно начинает работать. Посмотрим, как дальше могут развиваться события.
1. Правообладатель «Коровки» узнает о нарушении. Дальше все зависит от настроя владельца названия: он может написать заявление в полицию, антимонопольную службу и суд. Еще владелец может попросить своих клиентов пожаловаться в Роспотребнадзор на то, что конкурент вводит их в заблуждение.
Требования такие: прекратить использовать это название и выплатить компенсацию.
2. Начинаются проверки. На этом этапе вмешиваются Роспотребнадзор, ФАС и полиция. Роспотребнадзор выясняет, не нарушаются ли права потребителей. ФАС смотрит, нет ли в действиях предпринимателя нарушения законов о рекламе. А полиция решает, какой ущерб нанесен правообладателю.
В это время владелец названия идет в суд, чтобы взыскать компенсацию — от 10 000 до 5 000 000 ₽. Все 5 миллионов, конечно, взыскивают редко, но 500—700 тысяч — вполне могут. Особенно если остальные госорганы подтвердят нарушение.
Предпринимателю приходится нанимать юриста.
3. Если суд подтвердит нарушение, требования одобряют. Если предприниматель нанял хорошего юриста, он будет добиваться уменьшения штрафов: убеждать суд, что сумма компенсации не рассчитана или несоразмерна нарушению. В любом случае производство больше не может работать под названием «Коровка».
4. Дело отдают приставу и списывают деньги со счета нарушителя. Если денег на счете не хватает, взыскание могут обратить на имущество компании или предпринимателя.
Как выбрать название и не нарушить чужие права
Главный совет — обратитесь к юристу. Он знает, что делать, и подскажет вам. Без его помощи будет сложно все сделать правильно.
Вот на что еще нужно будет обратить внимание:
К примеру, российские компании кинулись регистрировать товарный знак Clubhouse. В России он не зарегистрирован, но, скорее всего, им откажут — соцсеть уже стала известна в стране. Если неизвестная компания возьмет себе такое же название, Роспатент вряд ли даст его зарегистрировать. Иначе потребители будут введены в заблуждение.
Регистрация бизнеса в Тинькофф
Откроем ИП или ООО с одним учредителем бесплатно и полностью онлайн.
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Закрыть
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания