как узнать зарегистрирован товарный знак в роспатенте самостоятельно
Открытый реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации
· Типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных
· Условия использования открытых данных Роспатента / Открытая лицензия
№ | Характеристика | Значение характеристики |
---|---|---|
1 | Оцените востребованность набора |
Для поиска в БД просто нажмите на кнопку «Перейти к поиску», вход в поисковую систему (ИПС) осуществляется без ввода логина/пароля. По умолчанию доступен только ограниченный набор баз данных. Для получения доступа ко всем БД необходимо зарегистрироваться, произвести оплату по карте или банковским платежом. Вход в ИПС зарегистрированных и оплативших доступ в базы данных пользователей для получения доступа ко всем базам данных осуществляется путем нажатия кнопки «Войти» в меню ИПС.
Больше не поддерживается база данных международных товарных знаков с с указанием России (ROMARIN). Для поиска по базе ROMARIN нужно обращаться на сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности WIPO по адресу https://www3.wipo.int/madrid/monitor/en/.
Информация о составе и наполнении баз данных представлена в разделе «Базы данных»
Для получения доступа ко всем базам данных необходимо зарегистрироваться
Доступ через интернет к базам данных можно oплатить картой. Единицей оплаты считается один запрос. Один поиск (считается по нажатию кнопки «Поиск») в базах данных может быть равен одному или нескольким запросам. Один поиск во всех базах данных кроме баз данных по заявкам на регистрацию товарного знака РФ, знака обслуживания РФ и заявкам на регистрацию наименования места происхождения товара равняется одному запросу. Один поиск в базах данных по заявкам на регистрацию товарного знака РФ, знака обслуживания РФ и заявкам на регистрацию наименования места происхождения товара равняется пяти запросам
Доступ через интернет к базам данных можно оплатить через банк. Условия заключения договора
Платежные документы необходимо направлять только на адрес support@fips.ru
Бесплатный доступ (ограниченный набор баз данных) открыт к следующим базам данных по объектам интеллектуальной собственности, зарегистрированным в России:
Платный доступ открыт к следующим базам данных по объектам интеллектуальной собственности, зарегистрированным в России:
Найти правообладателя товарного знака – как это сделать и для чего это нужно
Согласно ст. 1485 ГК РФ о том, что товарный знак зарегистрирован и охраняется в соответствии с нормами действующего российского законодательства свидетельствует обозначение, состоящее: «. из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». При этом в Гражданском кодексе указано, что владелец средства индивидуализации вправе наносить описанный удостоверяющий знак, а, следовательно, проставление такого обозначения не является обязательной процедурой. На первый взгляд кажется, что определить правообладателя товарного знака легко, ведь на упаковке содержится ссылка на производителя, который, скорее всего, и обладает товарным знаком. Однако это не так, по причине распространенности комплексного изготовления товаров. В этом случае сырье получает одна фирма, упаковку производит другая, а в единое целое продукт собирается третьей организацией. Тогда на упаковке допустимо упомянуть несколько предприятий, и при этом совсем необязательно кто-то из них будет правообладателем товарного знака, например, если обозначение используется по лицензионному договору.
Для чего потребуется узнать правообладателя товарного знака
Случаи, в которых пригодятся сведения о владельце обозначения, обычно сводятся к следующим:
Как найти правообладателя товарного знака
Как выяснилось, определить владельца товарного знака по информации, нанесенной на упаковку товара, обычно не представляется возможным. Да, возможны случаи, когда фирма прямо указывает на владение исключительными правами. Но чаще всего такая информация непосредственно на продукте отсутствует.
На сайте Роспатента имеется Реестр зарегистрированных товарных знаков и знаков обслуживания.[2] Это общедоступный документ, однако, проведение по нему поиска – довольно затруднительное занятие, так как для этого необходимо знать номер документа, например товарного знака или заявки. Более удобная поисковая система действует в режиме открытого доступа на сайте «Зуйков и партнеры». Для проведения поиска достаточно ввести название знака и выбрать предполагаемый класс МКТУ, в отношении которого зарегистрировано обозначение. Данный сервис представлен только по базе зарегистрированных товарных знаков.
В случае когда поиск правообладателя проводится на стадии предшествующей регистрации обозначения, рекомендуется также произвести полный поиск, который включает базу поданных заявок, содержащих сходные обозначения. По запросу клиента, юристы «Зуйков и партнеры», используя специализированные ресурсы, выполняют расширенный поиск, который позволяет выявить сходные товарные знаки и/или заявки, определить их правообладателей, а также, в случае необходимости, оценить шансы на регистрацию товарного знака.
Нужен ли вам товарный знак
или Как защитить бизнес от посягательств конкурентов и штрафов до 5 миллионов рублей
Товарный знак — не формальность и не выпендреж, а возможность защитить свой бизнес.
Я работала маркетологом в патентном бюро. Мне регулярно приходилось общаться с представителями компаний, которые хотели защитить интеллектуальную собственность. Одни — чтобы заработать, другие — чтобы избежать проблем в будущем, а кто-то уже приходил с проблемами. Расскажу, зачем нужен товарный знак и что бывает, если его не регистрировать.
Примеры судебной практики я взяла из открытых источников. Что происходит на работе, остается на работе.
Что такое товарный знак
Товарный знак — это «обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг». Компании регистрируют свои товарные знаки, чтобы их не могли использовать другие.
Товарный знак действует не сам по себе, а в отношении определенных видов бизнеса, выбранных заявителем. В зависимости от вида деятельности фирмы их регистрируют в определенных классах Международной классификации товаров и услуг.
Например, если вы торгуете обувью и регистрируете название «Бигфут» в своем классе, ничего не помешает шиномонтажу зарегистрировать для себя этот же бренд в другом классе.
Случай с РЖД
Виды товарных знаков
Товарным знаком могут быть картинки, фигуры, звуки, текст и что угодно еще, по чему можно узнать компанию. Большинство зарегистрированных товарных знаков — это названия или логотипы.
Иногда компании регистрируют название и картинку вместе — это разрешено, такой знак называют комбинированным.
Зачем регистрировать товарный знак
Основная причина — безопасность бренда. Когда владелец бизнеса получит свидетельство на товарный знак, уже никто не сможет использовать его обозначение. За использование чужого товарного знака российским законодательством предусмотрен штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Если посмотреть практику арбитражных судов, то мы увидим больше 22 тысяч решений только с участием товарного знака «Адидас». А есть еще почти 7000 решений с «Найком» и более 2000 решений по знаку «Рибок».
В большинстве этих решений мелких предпринимателей наказывали за незаконное использование бренда на суммы от 5 до 50 тысяч рублей в пользу истца, так что «Адидас» получил не меньше 110 миллионов рублей компенсации.
Кроме того, товарный знак — это нематериальный актив. Его можно оценить, поставить на баланс компании, увеличив ее стоимость, а можно продать право работать под ним — франшизу.
Как выбрать товарный знак
Прежде чем начать пользоваться логотипом, словесным обозначением, слоганом или доменным именем сайта, убедитесь, что никто не зарегистрировал его до вас, чтобы не платить компенсации правообладателю.
Чтобы узнать, свободен ли товарный знак, можно воспользоваться сайтом «Линкмарк». При проверке учитывайте также слишком похожие знаки.
Например, если вы спросите, свободен ли «Тинькоф», сервис покажет, что существует 1803 сходных товарных знака. Поэтому Роспатент не даст зарегистрировать «Тинькоф»: он до степени смешения сходен с брендом «Тинькофф».
Полную проверку можно провести на сайте ФИПС за 360 рублей. Однако без опыта регистрации хотя бы нескольких сотен товарных знаков сложно интерпретировать результаты поисковой выдачи. Для того чтобы правильно проверить товарный знак, нужно думать как эксперт Роспатента. Поэтому обычно предприниматели не занимаются регистрацией сами и обращаются в патентные бюро и юридические компании, которые специализируются на этих услугах.
Как зарегистрировать товарный знак в РФ
На территории РФ знаки регистрирует Роспатент. Это государственный орган, который проверяет товарные знаки на тождество и сходство и ведет базу всех зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.
Регистрация обычно занимает 7—18 месяцев в зависимости от сложности знака и расторопности юриста. Право приоритетного пользования знаком возникает с момента подачи заявления.
Можно обратиться к патентному поверенному, который поможет пройти процедуру. С его помощью шанс успешной регистрации товарного знака возрастает, ведь он по опыту знает, что и как надо делать, чтобы получить согласие на регистрацию от Роспатента.
Чтобы зарегистрировать товарный знак:
Сколько стоит регистрация
Регистрация бренда стоит от 30 до 50 тысяч рублей. Это стоимость госпошлины, ее можно уточнить на сайте Роспатента. Сейчас госпошлину надо платить тремя частями:
Первые два платежа делаются одновременно. Если вы подали заявление на регистрацию, но Роспатент нашел сходные с вашим до степени смешения товарные знаки, он отклонит заявку и не вернет госпошлину.
После получения свидетельства не забудьте, что срок его действия — 10 лет с момента подачи заявления о регистрации. Продление занимает около года, так что через 9 лет нужно подать заявку, иначе ваш бренд может зарегистрировать на себя другая фирма.
Срок действия прав на товарный знак
Зарегистрированный товарный знак действует 10 лет на территории всей России. Продлевать знак еще на 10 лет можно бесконечно.
Если компания, которая зарегистрировала товарный знак, не пользуется им три года, другая компания может аннулировать правовую охрану этого бренда и зарегистрировать его на себя.
Случай с «Хайлендером»
ООО «Вексель» обратилось в Московский арбитражный суд с требованием взыскать с ООО «Сфера» 5 млн рублей за использование товарного знака Highlander и изъять из оборота ответчика всю обувь этого бренда.
Суд частично удовлетворил требования: взыскал со «Сферы» 500 тысяч рублей в качестве компенсации «Векселю» и 43 тысячи рублей государственной пошлины. Еще постановил изъять из оборота контрафактную продукцию.
«Сфера» подала встречный иск. Им удалось доказать, что «Вексель» не использовал бренд «Хайлендер», а значит, «Вексель» зарегистрировал товарный знак, чтобы помешать работе другой фирмы. Это противозаконно. Суд согласился, охрану товарного знака «Хайлендер» досрочно прекратили.
500 тысяч рублей в пользу «Векселя» «Сфере» разрешили не платить.
Если не регистрировать
Самый известный пример того, как компания теряет прибыль из-за незарегистрированного товарного знака, — случай со Скайпом. В 2015 году Скайпу отказали в регистрации, потому что знак до степени смешения сходен с зарегистрированным товарным знаком «Скай», принадлежащим телекомпании.
«Микрософт» договорились с телеканалом, что могут продолжать использовать логотип Скайпа, но не могут выпускать и продавать продукцию под этим брендом.
Если вы не регистрируете бренд, этим могут воспользоваться конкуренты: зарегистрировать ваш товарный знак и лишить вас бизнеса.
Случай с брендом «Ямщик-такси»
В 2005 году компания «Приват» подала на регистрацию бренда «Ямщик-такси», под которым работало такси конкурентов. После регистрации правообладатель запретил конкурентам использовать этот логотип.
Спор в суде длился 4 года. Законный владелец в 2009 году восстановил свои права на товарный знак, но за это время бренд забыли потребители. Его пришлось раскручивать как новый.
Что еще нужно учитывать
В каждой стране своя база зарегистрированных товарных знаков. Нельзя взять и получить всемирный товарный знак — в каждой стране нужно проходить процесс заново.
Если вы собираетесь ввезти на территорию РФ импортный товар, надо проверить, что этот бренд не был зарегистрирован у нас другим правообладателем. Иначе придется платить штраф.
Случай с «Хэппи-бэби»
В 2015 году предприниматель Татьяна Гончаренко ввезла на территорию РФ игрушки под брендом Happy Baby. Этот товарный знак зарегистрирован и действует на территории США.
На границе партию задержала таможенная служба, потому что в России этот бренд принадлежит другой компании. Гончаренко пришлось заплатить штраф 20 тысяч рублей за пользование чужим товарным знаком, а всю партию игрушек стоимостью 1500 долларов изъяла таможенная служба.